День юрия 6 мая в году. История и традиции дня великомученика юрия


Весну и лето на Руси всегда ждали. Эти времена года особенно любили наши предки и говорили: «Весна-красна», «Лето красное» - красивое, теплое, щедрое, доброе время года. Конечно, в весенне-летний период у крестьян было очень много забот и работы, но и праздников было немало. И все они - весёлые, шумные, яркие. Ведь и день был долгий, солнышко рано вставало и поздно заходило. Природа радовалась вместе с людьми теплу и свету, благодатным дождям, цветам и травам, яркой, пышной зелени, птичьему звонкому пению. Какие же праздники особенно почитались нашими предками? Назовем по порядку: Егорьев день, Вознесение, Троица, Духов день, Иван Купала, Петров день, Ильин день.
Вскоре после Радуницы (или Радоницы, Родительского понедельника) - дня, когда, поминали умерших родителей, родственников (это было чаще всего во вторник, на десятый день после Пасхи, когда, по народным поверьям, умершие «радовались» Христову Воскресению и тому, что дети помнят о них), перед началом весенних полевых работ, 23 апреля, по старому стилю, или 6 мая - по новому, отмечали Егорьев день. Егорьев день - праздник в честь святого Георгия - установлен в знак почитания одного из самых известных святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия (Егория, Юрия) Победоносца (или Егория Храброго). Этому святому посвящены два праздника: в апреле отмечается Георгий вешний, а в ноябре - Георгий осенний. Народ славил в Георгии отважного воина-защитника, покровителя домашних животных и пастуха, который отгонял от крестьянской скотины волков. Главным подвигом святого, по преданию, стала победа над огненным Змеем, который похитил прекрасную царевну. Русские люди связывали некоторые легенды о Георгий с былиной об Илье Муромце (былина о ссоре богатыря Ильи с князем Владимиром и легенда о ссоре Георгия со своим отцом-царём). Во время борьбы русских с монгольскими захватчиками в одной из битв героически погиб князь Георгий Владимирович. Его имя тоже связывали со святым воином Георгием -змееборцем. На гербе Москвы изображен Георгий -воин, побеждающий Змея.
Но русские крестьяне любили Георгия прежде всего как защитника домашнего скота - ведь от этого зависело благополучие семьи. В Егорьев день в первый раз после зимы выгоняли на поле скотину. Крестьяне пели Егорию песни:

Егорий ты наш храбрый,
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Они просили Георгия защитить крестьянский скот. Егорьев день считали временем наступления первого весеннего тепла. В народе говорили: «Егорий на порог весну приволок». Крестьяне верили, что Георгий «отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», выгоняет траву зеленую, дает всходам силу. Деревенская молодежь с песнями обходила поля и пела:

Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На колосистое.

Егорий вешний начинал посевные работы, а Егорий осенний (или зимний) их заканчивал.

6 мая православная церковь отмечает день памяти Георгия Победоносца. Этот праздник приобрел особое значение в России — сидящий верхом на коне святой Георгий запечатлен на монетах и в центре российского герба.

История дня памяти Георгия Победоносца

Чем же так прославился святой Георгий? Великомученник жил в конце 2-го — начале 3 века в Римской империи в семье христиан. Благодаря своему упорству и храбрости он поступил на военную службу и заслужил звание военачальника. Будучи истинным христианином, Георгий не отрекся от своей веры, когда император Диоклетиан предложил ему отступить от христианства. Он умер в страданиях за свою веру и стал прочитаться как яркий пример доблести и непоколебимости.

Почему Георгий Победоносец изображается с копьем, пронзающим змея

О чудесах, которые творил Георгий Победоносец, и о его храбрых поступках слагались легенды. Одна из них послужила сюжету картины, на которой святой изображен на коне и с побежденным чудовищем. Как гласит предание, в Бейруте, в озере, поселился огромный змей, который не давал покоя местным жителям. Чтобы как-то задобрить змея, жители были вынуждены каждый день отдавать ему ребенка. Святой Георгий Победоносец смог поразить змея копьем и избавить людей от страданий. Именно эта история победы святого воина стала символом торжества добра над злом.

Приметы в святого день Георгия Победоносца 6 мая или Егорьев день

В народе этот праздник называется Егорьев день. По легенде, Егор Вешний в этот день открывает своими ключами весеннюю землю и выпускает росы, отчего начинается рост травы.

В народных сказаниях, Егорий считается покровителем скота. Именно поэтому в этот день, 6 мая, крестьяне в первый раз после зимы выгоняли домашнюю скотину на луг. Этот день отмечали с особым размахом, ведь начиналось самая теплая пора в году.

В Егорьев день начинались первые работы в поле. Уже позже, с принятием христианства, поля в этот день окроплялись святой водой, а священники читали молебен на богатый урожай. По приметам в Егорьев день судили о погоде на будущее.

  • Особой силой обладала роса в этот праздник. Считается, что если с утра босым пройтись по егорьевской росе,то никакие болезни тебя не возьмут в течение всего года.
  • На Егория идет дождь — уродится хорошее потомство скотины.
  • Тепло в Егорьев день — жди скорого лета.
  • В этот день прилетают ласточки и начинают петь соловьи. Особое внимание уделяли пению кукушки. Считается, если эта птица закукует, то скот падет.

Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

05.05.2015 09:30

Второй день мая богат праздниками, многие из которых очень важны. В этот выходной для большинства...

Радоница - особый православный праздник, во время которого верующие поминают усопших. Это событие не имеет...

6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

  • Юрьев день,
  • Егорий Вешний,
  • Егорьев день.

Юрьев день: традиции празднования

Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

Юрьев день: приметы на 6 мая

По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

  1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

Видео: Егорьев день

Егорьев день или, как еще называют этот праздник, Егорий Вешний, который отмечают 6 мая, посвящен святому Георгию Победоносцу. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием.

Традиции празднования Егорьева дня

Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.

Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.

В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.

Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.

К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

Поверья и приметы на Егорьев день

Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым. А если выгнать на рассвете на луг веткой вербы скотину, то это пойдет ей на пользу. При этом приговаривали:

«Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Верба – первое растение, которое оживает с наступлением весны, крестьяне верили, что ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота.

С Егорьевым днем также было связано немало погодных примет. Считалось, что в этот день весна на землю сходит. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок».

По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Юрьев день – церковный день памяти Георгия Победоносца, которого в народной традиции зачастую называли Юрием или Егорием. Этот святой на Руси воспринимался как защитник отечества, а многие русские князья считали его своим покровителем. Славянское название Юрьев день в году получили две даты – ) и .

Юрьев день: значение праздника

Егорий Храбрый, Георгий Победоносец, Змееборец – такими именами называли наши пращуры великомученика Георгия. Его образ в культуре многозначен и окружен легендами, к нему обращены многие молитвы верующих людей. В его честь возведено множество храмов. Святому посвящены разные жанры народного фольклора (стихи, сказки, апокрифические сказания, обрядовые песни и заговоры).

Дни памяти Георгия Победоносца – важные даты в церковном и народном календаре. Со времен Дмитрия Донского святой считается покровителем Москвы. Изображение Георгия на коне с копьем в руке можно увидеть на гербе Московского государства, оно же вырезалось на княжеских печатях и было вычеканено на монете, которая с того времени называется – копейка. В 1769 году был учрежден военный орден Святого Георгия (четырех степеней), а до 1917 года Георгиевский крест расценивали как самую высокую воинскую награду.

6 мая – Юрьев день, Юрий Вешний, Егорьев день, Егорий Голодный

На Руси святого Георгия почитали как покровителя скотоводства, а также считали защитником от хищных зверей. В то же время в славянском фольклоре великомученик отмечен как повелитель змей и хозяин диких животных.

Святой Егорий зверя пасет.

Все животные у святого Юрия под рукой.

Не менее развит у наших предков был культ великомученика Георгия как хозяина земли, земледельца, открывателя весенних полевых работ. Отметим, что имя Георгий по-гречески обозначает «земледелец, землепашец», и вполне возможно, что в своих истоках этот персонаж связан был с земледельческой мифологией.

Юрьев день – окончательный поворот к весне, тот порог, за которым осталась борьба весны с зимой и начинается её постепенный переход в лето. В этот день празднуется победа тепла и солнца над зимними морозами.

Особое значение 6 мая приписывали егорьевской росе, появление которой предвещало буйный рост трав, а значит и обильный корм для выпущенного на пастбище скота. Ещё верили, что юрьева роса помогает в лечении различных недугов, в снятии сглаза и порчи. Поэтому по росе катались, чтобы получить крепкое здоровье.

Одной из главных тем дня была подготовка земли к севу или проведение посевных работ. В северных и восточных регионах на Егория запахивали пашню, в южных – начинали сев.

В Воронеже с Егория сеяли морковь и сажали свеклу: Сей на Георгия рассаду, щей вдоволь будет. В Вятском крае до дня Георгия старались посадить капусту, иначе вилки виться не будут. Здесь же перебирали лук, чтобы он рос лучше.

К Егорию дню приурочили первый выгон скота в поле, который считали очень ответственным делом и воспринимали как большой праздник. Обставлялся он разными ритуальными действиями, приговорами, песнями и обрядами. Если случалась ранняя весна, скот выпускали в поле и до этой даты, но его торжественный выгон со всеми обрядами совершали именно в Егорьев день.

Накануне и в день праздника из дома ничего не отдавали. До рассвета 6 мая хозяин обходил дом, закрывал все калитки, ворота и переломы в изгороди, хозяйка с иконой и караваем трижды обходила скотину в хлеву, шепча при этом молитву.

Георгию Победоносцу обращались с просьбой защитить и уберечь коров, коз, овец и лошадей от дурного глаза, диких зверей и других напастей. В былые времена в нашей стране леса занимали обширное пространство и были богаты дикими животными, поэтому выпас скота был сопряжен с опасностью. Крестьяне, стремясь предотвратить беду, прибегали к различным оберегам.

По весне, прежде чем выпустить скотину в лес, в доме на печной заслон хозяйки крошили хлеб и потом давали его отведать корове, произнося при этом: «Как это заслон каждую ночь на своем месте стоит, так бы и корова наша каждую ночь в нашем дворе стояла ».

Выгоняя корову в первый раз весной в поле, её заставляли переступить через сковородник, положенный в воротах, потом, стукнув её сковородником, приговаривали: «Как сковородник от печи не отходит. Так бы пусть и скотина моя от двора не отходила ».

Некоторые хозяйки у коровы обрезали кончик хвоста и прятали его под потолочную балку, сказав: «Как дома хвостик держится, так бы и коровушка держалась ».

В день вешнего Егория существовал запрет на работу: Кто на Георгия работает, у того волки скотину резать будут.

Существовало поверье, что в этот день святой Георгий на белом коне разъезжает по лесам и раздает наказы зверям. Поэтому охотники обращались к нему с просьбой об удачной охоте.

С весеннего Юрия совершались наймы и сделки по ), до ) или до ).

В Курске на Юрьев день организовывали ярмарку, где продавали статуэтки коров из глины и дерева. Во многих местах в этот день открывался сезон хороводов: С Юрия хороводы, с ) посиделки.

Приметы на 6 мая:

  1. Кукушка кует до Егорьева дня – к неурожаю и падежу скота.
  2. Если кукушку раньше соловья услышишь, то несчастливо проживешь лето.
  3. Если весенний Егорий с кормом, то на ) зима установится.
  4. На Егория мороз – будет гречиха, просо и овёс.
  5. Снег в Юрьев день – к хорошему урожаю гречки, дождь – к недороду.
  6. Если на праздник и через неделю после него будет мороз, осень ожидается теплая.
  7. Если на Юрия идет снег с дождем, то ранняя и поздняя гречиха одинаково хороша будет.


9 декабря – Юрьев день, Егорий зимний, Георгий осенний, Юрий холодный

День Георгия Победоносца является важной датой осенне-зимнего календаря. В этот период подводились итоги многим делам, завершался определенный отрезок в круговороте природных явлений, открывался новый период в хозяйственно-трудовой деятельности человека и в жизни природы.

Многие приуроченные к этой дате приметы и поговорки построены на сравнении и сопоставлении Егорьева дня с другими важными факторами календарного цикла.

Егорий работы начинает, Егорий и заканчивает.

На Руси два Юрия: холодный и голодный.

Егорий с гвоздем, а Никола с мостом.

В последней поговорке имеется в виду ледяной покров на прудах, реках и озерах, который устанавливается где-то между Юрьевым днем и Николой зимним (19 декабря). Данной поговорке есть ещё одно объяснение. Дело в том, что к этой дате начинали обивать двери рогожами или войлоком, конопатить погреба и окна.

9 декабря ходили слушать в колодцах воду: если тиха, зима будет теплая; слышен шум – следует ожидать сильных морозов и вьюг .

Если Егория вешнего считали покровителем домашнего скота, то Егорий зимний, в понимании наших предков, покровительствовал диким зверям. Считалось, что в этот день в своей берлоге крепко засыпает медведь, а волки собираются в стаи, начинают ходить за добычей и, иногда, подходят близко к человеческому жилищу.


Егорий – над волками хозяин. Что у волка в зубах, то Егорий дал.
Это значит, что спасать обреченное на съедение волком животное нельзя, в противном случае можно рассердить святого Георгия. Существовала легенда, что в этот день Егорий, в образе седого старика, ходит по лесу, собирает в стаи волков и распределяет между ними коров и овец.

Если в духовных стихах, в иконописи и в житийной литературе Георгий Победоносец выступает победителем змея, то на Егория осеннего в южных регионах нашей родины змей считали именинницами. Ходить в лес 9 декабря категорически нельзя, иначе могут змеи напасть и до смерти зажалить. По другим представлениям, Егорий способен отвращать змей от домашних животных и человека.

Работать в Юрьев день запрещалось. Верили, что всем, кто не почитает святого, он принесет беду. Волки часто оказывались в роли исполнителей наказания. Они могли напасть на скотину провинившегося человека, и даже на него самого.


В России с Юрьевым днем связано печальное историческое событие, которое надолго закрепило безземельных крестьян за боярами. До XVI века за неделю до и неделю после Юрьева дня осуществлялся переход крестьян от одного помещика к другому. Необходимо было лишь рассчитаться с прежним владельцем. Установлены эти две недели были Судебником 1497 года. Через сто лет (1580-1590 гг.) Борис Годунов отменил указ о заповедных днях и неделях. Таким образом, институт крепостного права был окончательно оформлен. Продержался он практически 300 лет, до знаменитой реформы 1861 года.

Эти события отразились во многих поговорках и присловьях, которые с годами приобрели обобщающее значение, став образным определением обманутых ожиданий и несбывшихся надежд. Самая известная поговорка – Вот тебе, бабушка, и Юрьев день !

Видео: Юрьев день

Поделиться: