День рождения, просветления и ухода в нирвану будды. Буддисты россии отмечают рождение, просветление и уход будды в нирвану

Проходит традиционный ‘фестиваль Лаба’, который китайцы празднуют уже 3000 лет.

Лаба празднуется в 8-й день 12-го месяца по лунному календарю. ‘Ба’ – это по-китайски ‘восемь’, а ‘Ла’ – это название двенадцатого месяца. Еще одно название праздника - ‘день Просветления’.

Праздник Лаба интересен, прежде всего, смешением традиций Буддизма, Конфуцианства и Шаманизма. В этот день приносят жертвы предкам, Небу, Земле и Будде. Но больше он считается буддистским праздником.

День Просветления

Будда Шакьямуни был сыном царя и наследником престола. Однако вопреки воле отца, он ушел из дворца и начал странствовать в поисках учителей, которые бы позволили ему избавиться от страданий самому и помочь другим.

По легенде, он практиковал аскетизм в поисках духовного совершенства. Шакьямуни почти не ел. Наконец он решился отказаться от пищи, кроме одной рисинки в день. Сильно истощенного его нашла молодая девушка и накормила кашей из риса с молоком. Это очень важный момент легенды, к которому мы чуть позже вернемся.

После этого случая Шакьямуни перестал практиковать аскетизм и принялся медитировать под ветвями дерева Бодхи, в результате чего достиг просветления и стал Буддой. Восьмой день двенадцатого месяца считается именно днем просветления Будды Шакьямуни.

Истоки праздника Лаба

Этот праздник существовал еще до прихода в Китай, и даже еще до возникновения Буддизма вообще. Еще 3000 лет назад это был ‘праздник урожая’, когда отдавали дань уважения хорошему урожаю прошлого сезона и молились о хорошем урожае будущего года.

Тогда у этого дня не было точной даты. Только с приходом в Китай Буддизма его стали праздновать в конкретный день календаря. Буддистский праздник совместили с древним, и получился современный ‘фестиваль Лаба’.

Традиционная каша Лаба

Вспомним историю о девушке, которая накормила Шакьямуни. Именно этот рис с молоком послужил прообразом ‘каши Лаба’. Это блюдо происходит из Индии, и в Китае оно претерпело серьезные изменения – ингредиентов стало больше, а молоко исчезло из рецепта. Весь праздник Лаба строится именно вокруг этой каши.

Каша Лаба готовится из нескольких видов риса, других злаковых, орехов и сухофруктов. Ее рецептов существует великое множество. Ее еще называют ‘каша Бабао’, ‘каша Восьми Драгоценностей’ или ‘Буддистская каша’.

Ее готовят утром и приносят жертву предкам, Будде, Земле и Небу. Потом ее едят всей семьей. Есть традиция в праздник Лаба раздавать эту кашу бедным, показывая свою доброту.

Кашу принято немного не доедать. Этот обычай – прямое последствие символизма с урожаем. Нельзя же есть весь урожай, нужно оставить его часть на посев. В некоторых провинциях кашу кладут на растения, деревья и цветы как приношение в целях будущего урожая.

В каждом буддистском храме в Китае в этот день готовят кашу Лаба и раздают всем желающим. Если вы будете в Китае в этот день, то зайдите в храм и попробуйте. Этот обряд по символизму сходен с благословением. В главным центром празднования является храм Юнхэгун, о котором я недавно рассказывал в блоге. Даже императоры в этот день ели кашу Лаба и раздавали чиновникам и приближенным в .

Чеснок Лаба

В этот день принято замачивать чеснок в уксусе. Его держат так 20 дней до китайского Нового года, пока он не позеленеет. В Новый год его едят вприкуску с традиционными пельменями цзяоцзы.

Традиция замачивать чеснок более всего распространена в северо-восточном Китае. В южных областях (например, в ) она почти не встречается.

Если вы попали в Китае на праздник Лаба

Во-первых, это хорошая возможность поесть кашу Лаба. Для этого даже не нужно идти в ресторан или кафе, а просто заглянуть в ближайший буддистский храм. К слову, каша Лаба давно не является праздничным блюдом в Китае. Ее едят и в обычные дни.

Во-вторых, вы сможете посмотреть, как китайцы едят кашу . Многие россияне считают, что это невозможно. В действительности, густоту съедают палочками, а жидкость выпивают из миски. Делают это китайцы с легкостью.

Больших парадов или концертов в этот день не устраивают, и подгадывать свой под эту дату большого смысла нет.

День праздника Лаба

Так как день Лаба определяется по лунному календарю, то в нашем Григорианском календаре его дата каждый год меняется.

2014 год – 8 января, 2015 год – 27 января, 2016 год – 17 февраля, 2017 год – 5 января, 2018 год – 24 января, 2019 год – 13 января.

Желаю интересных поездок в Китай, и читайте другие записи блога (ссылки ниже).

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Праздник тысячи подношений (Дончод хурал), посвященный рождению, просветлению и уходу в нирвану Будды Шакьямуни отпразднуют во вторник последователи буддизма России; в Калмыкии в этот день верующие дают обет трезвости "ради утверждения жизни", сообщил РИА Новости верховный лама Калмыкии и представитель Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче.

"В этот праздничный день мы вспоминаем сразу три деяния из жизни Будды. Нас часто спрашивают: «Как лучше всего отметить этот важный день?» Он приходится на середину священного буддийского месяца, в который мы прилагаем особые усилия для того, чтобы «накопить заслуги», совершая благие дела. Мы отказываемся от мяса, стремясь сохранить все существующие на Земле формы жизни; мы берем на себя обязательство воздерживаться или полностью отказаться от совершения таких греховных деяний, как принятие одурманивающих веществ - алкоголя и наркотиков, а также воровства, лжи и многих других. Все это поступки, совершаемые нами намеренно или непреднамеренно, которые относятся к пагубным, или греховным", — отметил представитель Далай-ламы в России.

Буддийский праздник Весак (Дончод хурал) День Весак отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая - начало июня григорианского календаря. В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В свою очередь глава Буддийской традиционной сангхи России в Москве, член президиума Межрелигиозного совета России Санжей лама (Андрей Бальджиров) пояснил корреспонденту РИА Новости, что Дончод хурал — одно из важнейших торжеств в буддизме.

"Это большой праздник для буддистов и как правило он отмечается в течение нескольких дней. В дни праздника читаются тексты Трипитаки ("Три корзины мудрости"), — пояснил главный буддист Москвы.

Традиции праздника

Традиционно день рождения Будды празднуется в пятнадцатый день четвертого лунного месяца (Сага Дава), который выпадает на конец мая — начало июня по григорианскому календарю. Считается, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды в царской семье рода Шакьев, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 36 лет и уход в Нирвану (Паринирване) на 81-м году жизни. Поскольку большинство буддийских школ считает, что эти события произошли в один и тот же день года, в их память установлено единое торжество. С 2000 года Дончод хурал внесен в календарь ЮНЕСКО. В этом году праздник отмечается 2 июня.

В дни Дончод хурала во всех храмах и дацанах проводятся торжественные молебны, открывают доступ к мощам буддийских святых, устраивают песнопения, а верующие дают обеты. Буддийские храмы специально украшают бумажными фонариками, являющиеся символом просветления, которое пришло в этот мир с учением Будды. Всю ночь накануне торжества монахи читают молитвы и рассказывают о жизни Будды, передают прижизненные его наставления.

День рождения Будды на юге Таиланда празднуют под охраной автоматчиков Под охраной празднуют Весак на всей территории трех пограничных с Малайзией южных провинций Таиланда: Ялла, Наративат и Паттани. С 2004 года мусульманские сепаратисты ведут в этих провинциях террористическую войну, главными мишенями которой становятся буддийские монахи. За 11 лет конфликта в регионе погибли более 6 тысяч человек.

В Москве в первый день праздника, который отмечается как Всемирный день Мира и Медитации, в буддийском зале центра "Открытый мир" тибетский лама Нгаванг Риглам Падмасамбхава проведёт молебен в поддержку Непала. Столичный буддийский центр «Рипа» организует мастер-класс по медитации. В рамках мероприятия гостям будет предложено разучить различные религиозные танцы.

Желающие смогут окунуться в тайны древнекитайской каллиграфии. Любителям чая расскажут о китайской традиции чаепития. А любознательные расширят свои знания на тематических лекциях от ведущих практиков буддизма. Гостям будут предложены угощения тибетской национальной кухни. В рамках мероприятия также будет организован сбор средств в помощь пострадавшим от землетрясения в Непале.

В республике Калмыкия день рождения, Просветления и ухода в нирвану Будды объявлен выходным. Ранее глава республики Алексей Орлов подписал указ об объявлении 2 июня 2015 года днем национального праздника «День рождения Будды Шакьямуни». Основные мероприятия пройдут в Элисте в центральном хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни", который в этом году отмечает свой 10-лекний юбилей.

В Бурятии в дни торжеств в Иволгинском дацане — духовной столице буддийской традиционной сангхи России, для верующих будет открыт доступ к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлова. Известно, что тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено в 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (около 560-478/80 гг. до н.э) — духовный учитель и основатель буддизма — реальная историческая личность. При рождении получил имя Сиддхаттха Готама.

Он родился в семье, принадлежавшей к касте кшатриев — знатных владетельных воинов. В 29 лет впервые покинул пределы дворца. Столкновение с увиденными человеческими страданиями перевернуло представления Сиддхаттха о жизни. Духовные поиски привели его к осознанию того, что природа ума неразрушима и бесконечно богата, а сам ум безграничен и неличностен.

В 35 лет царевич Сиддхартха, достигнув просветления, стал именоваться Буддой, что в переводе означает «Пробудившийся», а в 45 лет начал передавать свой опыт людям, помогая им прийти к очищению и совершенству. Дхарма (санскр. "истина", "природа всего сущего"), или учение Будды, — это 84 000 поучений и методов, ведущих от страдания к освобождению и просветлению, постижению истинной реальности.

В 80 лет Будда ушел в паринирвану — окончательную нирвану, которая может быть достигнута обычно лишь после физической смерти.

Буддийский религиозный календарь, как и мусульманский и иудейский, лунный. Однако не у всех буддистов это один и тот же лунный календарь: большинство буддистов празднуют 2 февраля 2003 года 2547 год (год черной или водяной овцы) эры нирваны, которая началась в день смерти Будды; буддисты-тибетцы 3 марта 2003 года отпразднуют 2130 год с момента восхождения на царство первого царя Тибета. Буддийские месяцы не имеют каких-либо особенных названий, а просто именуются «первый», «второй» и так далее вплоть до«двенадцатого». Иногда они называются по временам года: первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы.

Главными религиозными праздниками буддистов являются: День Будды (Скадава или Весак; 15-го числа четвертого месяца), Новый год (Сагаалган по-монгольски, Лосар по-тибетски), Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал по-монгольски; 15-го числа пятого месяца), Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-гочисла девятого месяца), день Рождения Будды (8-го числа четвертого месяца), День Дхармы (Чуинкор или Асалха; 4-го числа шестого месяца). Приверженцы тибетского буддизма («ламаисты») празднуют также Дуинхор (или Калачакр; празднуется в любое время, чаще весной), Дзул (25-го числа десятого месяца), мистерию Цам (Чам по-тибетски; в любое время, одновременно с другим праздником) и День рождения далай-ламы (6 июля). В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. Далее речь пойдет о том, как отмечают те или иные праздники приверженцы тибетского буддизма , так как именно к этой ветви принадлежат народы России, традиционно исповедующие буддизм (тувинцы, буряты, калмыки, большая часть алтайцев).

Новый год

Празднование Нового года проходит в разные годы между концом января и серединой марта, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.

За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку домов, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства. 29-го числа двенадцатого месяца должны искупаться перед Новым годом все женщины, 30-го числа- все мужчины. Церемония духовного очищения проходит 30-го числа двенадцатого месяца (последний день старого года): монахи зажигают ритуальный костер (обычно на перекрестках дорог, где концентрируются все злые силы), в который бросают чучело злого божества, его гибель в огне символизирует духовное очищение.

Традиционно накануне Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. В полночь во всех монастырях ламы начнут произносить молитву Чидирсан, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Празднование самого Нового года начинается лишь утром 1-гочисла наступившего года: в три-четыре часа утра встает хозяйка, которая готовит праздничную трапезу, с рассветом встают все остальные, наряжаются и приступают к праздничному завтраку. Потом идут в храм, где читают молитвы. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине Сом, покровительнице и защитнице семьи. Считается, что она спускается на землю перед Новым годом и проверяет, как жила семья, правильные ли поступки совершали домочадцы, и дарует им благословение на будущий год. Молиться можно и дома: в Тибете, например, в каждой семье имеется алтарь с портретами Будды и далай-ламы. При молитве буддисты совершают «ку-сун-тук» (в переводе «тело-речь-сердце») - прикосновение сложенными руками ко лбу, горлу и груди. В первый день года нельзя ходить в гости, надо провести его именно в кругу семьи. Со 2-го числа начинается хождение в гости в честь Нового года, которое может продолжаться до конца первого месяца.

День Будды

Это самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением Будды и достижением им нирваны. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

В этот день особенно важно делать добрые поступки и опасно грешить: значение всех поступков возрастает во много раз. Буддийские монахи в связи с этим даже осуществляют довольно своеобразный ритуал: ловят или покупают живую рыбу и отпускают ее назад в реки и озера.

Круговращение Майтрейи

Майтрейя - будущий Будда, с приходом которого начнется новая эра и закончится период «правления нашим миром Будды Шакьямуни». У буддистов существует представление, что с каждым столетием люди живут все меньше, и новый Будда (Майтрейя) придет тогда, когда люди станут жить по 10 лет.

В этот день из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Верующие по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи: они считают, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю, когда и наступит «счастливая и радостная жизнь». Праздник проводится в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день. Люди из толпы часто пытаются дотронуться до скульптуры Майтрейи, считая, что таким образом получают благословение, ноламы осуждают подобные предрассудки и отталкивают людей от колесницы.

Мистерия Цам

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время - зимой, летом - и быть разной по жанру. В одних случаях это был ритуальный танец, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число - буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их отодного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России.

Дуинхор

Празднование Дуинхора связано с началом проповеди Калачакр - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакр с санскрита переводится как «колесо времени»; это одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала, невидимую для грешников, в нее могут погружаться только ламы, праведники. Смысл проповеди Калачакр -уничтожение эгоизма всебе и порождение в душах людей сострадания ко всем живым существам.

Дзул

Праздник посвящен памяти (дню ухода в нирвану или дню рождения - дни смерти и рождения в буддизме часто совпадают) основателя «ламаистской» школы гелуг философа Цонгхапы. Это торжество происходит обычно в декабре. Оно же называется Праздником лампад, т. к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Буддисты, приверженные школе гелуг, празднуют его и как еще один Новый год.

Лхабаб дуйчен

Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут Буддами), Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т. е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» - это и есть главная идея данного праздника.

День Дхармы

После достижения Просветления Будда направился к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме (буддийскому учению и жизни в соответствии с ним), чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в пятый месяц (асалха по-монгольски), вдень полнолуния. Празднуя день Дхармы, буддисты осознают факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование дня Дхармы указывает на основание Сангхи (общины, Церкви). В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества из-за того, что следовали указаниям Будды. Основание Сангхи означало основание Трех Драгоценностей, Трех Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрел его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Дхармы начинается затворнический период, васо, который может продолжаться месяц или даже год. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте. В древние времена не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий чем более Сангха оседала в стране, тем чаще ламы оставались в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи. Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума.

День рождения далай-ламы

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю. В этот день в дацанах читают молитвы о долголетии далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями. Далай-лама XIV Джампал Нгаванг Лосанг (или Тензин Гьятсо - «океан, хранящий учение»), духовный исветский лидер Тибета, родился в семье крестьян 6 июля 1935 году в деревне Тагстер в северной Тибетской провинции Амдо. Вдвухлетнем возрасте он был признан воплощением предыдущего XIII далай-ламы, который оставил предсказание, описывающее точное место рождения следующего далай-ламы, что затем было установлено традиционными методами. В 1939 году его привезли в Лхасу ив1940-м провозгласили главой всех тибетских буддистов.

Сегодня, в 15 день 4 лунного месяца по восточному календарю, отмечается самый священный праздник буддийского календаря - День рождения Будды (Buddha Purnima).
Согласно легенде, признаваемой в большинстве направлений буддизма, Будда родился в этот день в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в 543 году до н.э. в этот же день умер, достигнув полной нирваны. Таким образом, одновременно отмечаются все три важнейших события в жизни Будды.
Названий у этого праздника много - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Весак, Висакха Буча, Сага Дава.
В монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками, которые символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов (вокруг священных деревьев и ступ) расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).
Считается, что добродетели, совершенные в этот день, увеличиваются более чем в 700 миллионов раз.
В этот день принято совершать круговой обход вокруг священного места: дацана или ступы. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество обходов 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.
Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой или чаем, а также осыпание их цветами.
Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность Учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам. После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки, чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды - чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.
В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.
В традиции ламаизма этот праздник является самым строгим обрядовым днем календаря, когда нельзя есть мясо и когда повсюду зажигаются светильники. В этот день принято совершать обход ступ, храмов и других буддийских сооружений по часовой стрелке: сначала совершающий этот обход отмеривает расстояние своим телом, распростершись на земле, а затем поднимается и встает на то место, которого коснулось его лицо и продвигается вперед подобным образом. Многие дают обет соблюдать строгий пост и пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.
Традиция подношения лампад в бумажных фонариках Дончод Хурал широко распространена в Китае, Японии, Таиланде и других странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Их проводят ежегодно. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 г. молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше 10 тысяч верующих, и в небо было запущено 3,5 тысяч лампад.

Будда Шакьямуни, известен также как Сиддхартха (собственное имя) и как Гаутама (родовое имя). Согласно традиционной биографии, его отцом был царь Шуддходана, глава народа шакьев, со столицей в Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама - его готра (имя, присваиваемое семье и аналогичное современной фамилии). Его мать, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми клыками, и через десять месяцев родился Сиддхартха. По давней традиции Шакья, когда его мать забеременела, она покинула Капилавасту и направилась в царство своего отца, чтобы родить там ребенка. Однако она родила по дороге, в Лумбини, в саду, под деревом ашока. Согласно легендам, в момент его рождения запели птицы, распустились цветы, и на землю вылился сладкий дождь, чтобы поприветствовать Будду. Сразу после рождения Будда сделал семь шагов, на месте которых тут же вырастали лотосы, а с неба спустились девять драконов и оросили водой голову новорожденного.
Большинство источников утверждают, что его мать умерла через несколько дней после его рождения. Младенец получил имя Сиддхартха, которое означает «тот, кто добился своей цели».
Допущенный благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, заявил, что младенец станет либо великим царём (Чакравартин), либо великим святым. Это случилось после того, как Сиддхартха встал на волосы отшельника, позволив тому внимательно рассмотреть его родимые пятна. Шуддходана провёл церемонию именования ребенка на пятый день от его рождения и пригласил восемь учёных брахманов, для того, чтобы они предсказали будущее. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи. Каудинья, самый молодой из них, был единственным, кто предсказал, что Сиддхартха станет Буддой.
В 29 лет Сиддхартха покинул свой дворец для того, чтобы посмотреть мир вокруг себя. Несмотря на попытки своего отца убрать всех больных, старых и страдающих с улиц, Сиддхартха увидел пожилого человека. Когда его возничий Чанна рассказал, что все люди постепенно стареют и умирают, принц продолжил свою поездку, в ходе которой он увидел множество тяжело больных, умирающих людей. Пораженный этим, он захотел преодолеть старость, болезни и смерть, живя в воздержании.
Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении Чанны на лошади Кантака, оставляя царскую жизнь позади. Это событие называют «Великим Отправлением». Сиддхартха сначала поехал в Раджагриху, где он начал свою аскетическую жизнь, прося милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложили Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха, сразу после того, как достигнет просветления.
Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться. Он последовал пути йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартха присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом, Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения, он также покинул учителя.
Облачившись в одежды скитающегося монаха, он направился в юго-восточную Индию. Сиддхартха вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны), пытался достичь просветления через полное лишение мирских благ, включая еду, занимаясь суровым самоистязанием. После того, как он почти обрек себя на смерть, употребляя в пищу один лист или орех в день, во время купания, свалившись в реку, он чуть не утонул. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого, Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда его отец начинал сезонную пашню. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние джханы.
После аскетизма, сосредоточения на медитации и анапана-сати (задержка дыхания), Сиддхартха обнаружил срединный путь - путь умеренности. Он принял немного молока и рисовый пудинг от деревенской девушки по имени Суджату, которая ошибочно приняла его за духа, исполняющего желания, такой у него был изнеможенный вид. После этого, сидя под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, он поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины. Каундинья и остальные его 4 спутника, полагая, что он отказался от своих дальнейших поисков, покинули его. После 49 дней медитации в майское полнолуние, в возрасте 35 лет он достиг Просветления. После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».
В этот момент, как полагают, он достиг полного пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий - невежестве - а так же шаги, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). Будда - наставник для тех существ, которые решили сами пройти путь, достичь Пробуждения и познать истину и действительность, как она есть.
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии, преподавая свое Учение и дисциплину самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты- от дворян до уборщиков, от убийц, таких, как Ангулимала, до людоедов, таких, как Алавака. Будда основал общину Буддийских монахов и монахинь («Сангха») для продолжения своего пути, после отправления в Паринирвану или Полную Нирвану. Его религия была открыта всем расам и классам, она не имела кастовых структур. Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.
Сангха путешествовала с места на место по Индии, излагая Дхарму. Это происходило ежегодно в течение восьми месяцев, исключение составляли четыре месяца сезона дождей - вассана. Путешествие в эти месяцы осложнялось ливнями, аскеты всех религий в это время не путешествовали, так как было довольно тяжело ходить, не наступая при этом на подводных животных, непреднамеренно убивая их. В течение этого периода Сангха возвращалась в монастырь, парк или лес - люди сами приходили к ним.
Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) - они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провел в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.
Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было еще рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.
Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке - место, где хранится зуб Будды.
Некоторые фундаментальные моменты из Учения Будды Шакьямуни:
Четыре Благородные Истины: страдание - неотъемлемая часть существования, страдание происходит от невежества, основные симптомы этого невежества - привязанность и влечение; от привязанности и влечения можно избавиться; следуя Благородному Восьмеричному Пути можно прийти к избавлению от страданий
Благородный Восьмеричный Путь: совершенное понимание, совершенные мысли, совершенная речь, совершенное поведение, совершенный образ жизни, совершенные цели, совершенная забота, совершенное сосредоточение.
Зависимое происхождение: любое явление существует только потому, что существование других явлений заключено в сложной сети причинно-следственных связей, покрывающих прошлое, настоящее и будущее. Так как все вещи условны и непостоянны (Аничча), они не имеют реальной сути (Анатта).
Отказ от непогрешимости принятых ранее писаний: учение не должно приниматься до того, как оно подтвердится собственным опытом и не удостоится похвалы мудрых.
Аничча - все вещи непостоянны
Дуккха - все существа страдают от «неясного» ума
Анатта - ощущение постоянства «себя» - иллюзия
Так же Будда дал наставление своим ученикам - следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой.
Согласно преданию, Будда придавал особое значение этике и правильному пониманию сути. Будда является не Богом, а только наставником и учителем для живых существ, которые должны следовать по пути Нирваны, чтобы достичь духовного пробуждения - Бодхи, и увидеть правду и реальность, какой она есть. Буддийские системы познания и медитации не считаются «божественными» дарами, но они считаются ключом к пониманию истинной природы ума, которая должна быть обнаружена каждым человеком в ходе пути, проповедуемом Буддой.

Петроглиф, изображающий Будду Шакьямуни вместе с его именной мантрой (Сэра, Индия)

Поделиться: