Что развивает аппликация у дошкольников. Аппликация с детьми

Консультация на тему:

«Аппликация,

как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.).
Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Итак, аппликация :

Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Помогает выучить цвета и формы.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.(Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.)

По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету - одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т.д.

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая,
блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит.

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.

Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное.

Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми.

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами

Орига́ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфетки

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

возможность создавать шедевры без ножниц;

развитие мелкой моторики маленьких ручек;

развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы

Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев - так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие. В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.

Роль аппликации в образовании дошкольников

Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

  • развитие художественного вкуса
  • формирование художественных и графических навыков
  • становление эстетического восприятия окружающего мира
  • развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
  • воспитание культуры зрителя
  • формирование знаний о мировой художественной культуре
  • развитие мелкой моторики

Младший дошкольный возраст

Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста . В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания. Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:

  • осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
  • получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
  • откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
  • интересоваться элементарными действиями с бумагой
  • стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
  • узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым

В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!

Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц. Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.

Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу. Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение. Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.

  • Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
  • Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
  • Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
  • Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
  • Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)

Средний дошкольный

Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:

  • Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
  • Создавать аппликации с использованием сухих листьев
  • Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)

Содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания. Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)

Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы. Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки. Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.

Старший дошкольный

В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).

Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации). Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Материалы для аппликации

Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п. Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.

Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.

Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти. Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх. В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.

Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука. Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения. Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.

Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.

Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)

Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.

Тканевые аппликации

Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани. Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными. Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.

Из природного материала

Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки. Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет. Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста. Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.

Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру. А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.

Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные. Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.

Популярный вид рукоделия — поделки из цветной бумаги, которые много лет сохраняют свою актуальность и постоянно совершенствуются.

К ним постепенно появляются всё новые оригинальные подходы и варианты. Такая элементарная и довольно простая вещь, как бумага способна увлечь и взрослого и малыша.

Выгодно развивает воображение, целеустремлённость и одновременно формирует восприятие цветов, развитие моторики ребёнка.

Сколько радости в дальнейшем принесёт игра малышу с поделками, которые он смастерил сам.

Открытки, аппликации, игрушки и ещё массу интересного можно создать из простой разноцветной бумаги.










Бумажная золотая рыбка

Перед началом работы необходимо припасти нужные материалы:

  • линейка;
  • бумажка толстая один листок;
  • тарелка, круглой формы;
  • маленькие ножнички;
  • листы цветные;
  • клей для бумаги;
  • несложные аксессуары (блёстки, стразики, бисер);
  • карандаш механический.

Перевернув тарелку на толстое бумажное полотно, обрисовать её края карандашом, затем ножницами вырезать получившийся контур.

От центра круга прочертить при помощи линейки треугольник (углом во внутрь круга), разрезать его — это рот рыбы. Его приклеить в качестве хвоста с параллельной стороны от рта.

Дальше сделать глаз, разрисовать его фломастером, либо нарезать из чёрной бумаги и приклеить в необходимое место. Чтобы украсить золотую рыбку нужно обложить её чешуёй из бумаги или других подручных средств, посыпать бусинками, перед этим обмазав клеем основание.

Цветок из бумаги

Интересные цветы выйдут из бумаги разных цветов. Пригодится несложный набор вещей:

  • ножницы;
  • ПВА клей (можно карандашом);
  • толстый картон, он будет служить основой для игрушки;

Из светлой бумаги нарезать удлинённые полоски, предварительно начертив их с помощью линейки, затем вырезать кружочки из жёлтого листа (середина ромашки). Листочками для него послужат нарезанные зелёные полоски.

Из белых бумажных полосок склеиваются лепестки цветка с обеих сторон, в форме петли. Готовой ромашкой можно украсить картонную открытку.

Весёлая бабочка

Достаточно интересный вариант поделки получается при помощи контура рук ребёнка, который обводят на цветной бумаге. Это отличная возможность порадовать и увлечь ребёнка полезным занятием.

Пригодится следующий набор подручных материалов:

  • несколько листов цветной бумаги;
  • белая бумага;
  • маленькие ножницы;
  • клеевой карандаш;
  • аксессуары для украшения игрушки (цветные карандаши, блёстки, краски).

Приложив обе ладони ребёнка к листу цветной бумаги, аккуратно обвести контур обычным карандашом.

В итоге получится рисунок четырёх ладоней разных цветов, они будут служить крыльями будущей бабочки. Получившиеся ладошки (сведённые вместе) приклеить на лист белой бумаги.

Дальше следует вырезать овал из бумаги любого другого цвета, который будет телом бабочки, приклеить его между ладошками. Получится тельце с крылышками, на него при помощи карандашей, либо фломастеров нанести рисунок глаз, улыбки и усиков.

Готовую бабочку разумно обмазать клеем, на него нанести различные украшения, стразы и посыпать разноцветными блёстками. Такое увлекательное занятие понравится малышу и поможет в развитии усидчивости и соображения.

Цветные занавеси или новогодние гирлянды

Эта поделка является самым популярным и простым в изготовление изделием. Предварительно нужно подготовить:

  • маленькие ножницы;
  • бумажный клей;
  • обычный карандаш;
  • небольшая линейка.

Нарезать большое количество полосок из разноцветной бумаги, которые должны быть одинакового размера.

Склеить кольцо, продеть через него следующее, также склеив его концы между собой. Такие действия совершать до тех пор, пока не получится нужная длина. По такому принципу сделать определённое количество «верёвочек» из цветных колец.

Чтобы разнообразить поделку, колечки гирлянды можно заменить на маленькие бабочки, сердечки или цветочки.

Возможно придумать массу разнообразных поделок ручной работы, которые обеспечивают весёлое времяпрепровождение и способствуют развитию малыша.

Также всегда приятно получить сюрприз на любой праздник, сделанный самостоятельно, тем более — детскими руками!

Фото аппликации из бумаги

Поделиться: