Чего боятся мужчины? Мысли о гомофобии. Что нужно знать о гомофобии

В психиатрии встречаются различные фобии – необоснованный, неконтролируемый страх перед чем-то или стойкое неприятие определенных ситуаций. Многие считают, что фобии – это болезнь, что недалеко от истины.

Понятие гомофобия слышали многие, но далеко не все понимают, что на самом деле значит этот страх. Самое распространенное мнение, что гомофобы – это люди, которые крайне негативно относятся к гомосексуалистам и к проявлению гомосексуализма в целом. В реальности все немного сложнее.

Разобраться в себе

Гомофоб не просто ненавидит гомосексуализм, в первую очередь он боится, что и сам может относиться к сексуальным меньшинствам. Если человек вдруг замечает за собой какие-либо желания и фантазии, связанные с гомосексуальностью, у него возникает внутренняя гомофобия – возникновение сомнений в собственной сексуальности в ее традиционном понимании. Все эти страхи и переживания выливаются в необоснованную , нацеленную на любое проявление гомосексуализма.

Многие люди, которые выступают против гомофобии, утверждают, что такое их отношение связано с общепринятыми нормами, моралью, где нет места гомосексуализму. Защитники сексуальных меньшинств именно этим объясняют свою агрессию, митинги и временами слишком навязчивую пропаганду гомофобии.

Большинство яростных и активных противников однополых сексуальных отношений считают, что такое их поведение не является гомофобией. Ведь фобия – это страх, они же не испытывают такого чувства.

Гомофобия, как диагноз

На данный момент нет четкого мнения, является ли гомофобия болезнью. Ведь под этим термином многие люди подразумевают совершенно разные понятия. С психологической точки зрения гомофобия является диагнозом, но провести четкую границу между ней и просто негативным отношением к гомосексуальности не всегда просто.

Гомофобию не считают формой психического расстройства. Современные специалисты подразумевают под этим термином отрицательные эмоции в отношении любого проявления гомосексуализма, включая открытую демонстрацию однополых сексуальных отношений. Это не только страх, но также гнев, ненависть, отвращение.

Гомофобия – это не диагноз на всю жизнь. Проявлять агрессию или просто испытывать неприязнь, неприятие по отношению к гомосексуализму – личное дело каждого. Для начала необходимо разобраться в себе, понять внутренние причины своих чувств и .

Смысловые варианты словоупотребления

Это понятие относят, в его узком смысле, к неконтролируемым отрицательным эмоциям (страх, отвращение, гнев и т. п.) по отношению к людям гомосексуальной ориентации и однополым сексуальным контактам. Отдельных клинических признаков гомофобии в психиатрии и психотерапии не существует, такой болезни нет в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» американской психиатрической ассоциации . Сам термин «гомофобия» не является обозначением психического расстройства .

Современные учёные определяют гомофобию более широко, как «предрассудки, дискриминацию, притеснения или акты насилия в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных лиц» . Термин «гомофоб» содержит смысл страха и боязни, при этом перенос данного значения на противников терпимого отношения к гомосексуальности может расцениваться теми как оскорбление. В качестве альтернативы выдвигаются более нейтральные термины, например «гомонегативист ».

История понятия

Другие значения слова (до 1980-х)

Введение понятия

Понятие «гомофобия» в психологии

Пределы применения понятия

Психологи отмечают, что чёткую границу между негативным отношением к гомосексуальности и гомофобией провести непросто. Некоторые полагают, что гомофобия связана с наличием негативных эмоций (а не только с декларированием некой позиции) и/или активной борьбой с проявлениями гомосексуальности. Например, Хадсон и Рикеттс в своей работе 1980 года отмечали, что благодаря широкой экспансии термина из профессионального сообщества в массовую культуру западного общества, под гомофобией стали зачастую подразумевать любое действие против проявлений гомосексуальности или негативное отношение к ним. Также они обвиняют исследователей в неразличении интеллектуального неприятия гомосексуальности (гомонегативизма) и личных, эмоциональных реакций (гомофобии). В целях более чёткого разделения гомофобии и гомонегативизма эти авторы подчеркнули, что гомонегативизм включает в себя суждения, основанные на оценке моральности гомосексуальной и бисексуальной ориентаций, а также действия на основе представлений, предпочтений, закона, социальной приемлемости или других интеллектуальных причин. Под гомофобией же, по их мнению, следует понимать строго фобические проявления ярких эмоций страха, тревоги или отвращения (которые могут включать или не включать когнитивный компонент) в процессе непосредственного личного общения с лицами гомосексуальной ориентации. В социальных науках, однако, не все разделяют такую классификацию. Херек в высказался против дальнейшего использования понятия гомофобия, поскольку оно возлагает основную вину на индивида, вместо того чтобы рассматривать антигомосексуальные проявления как отражение культурных влияний, и предлагает пользоваться термином «антигомосексуальные предрассудки » .

Исследования природы гомофобии

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной сексуальной жизни в западных странах, психологи и представители социальных наук активно исследуют феномен гомофобии как в резких, так и в умеренных его проявлениях. Существует немало исследований, посвящённых корням этого явления. Наиболее популярным объяснением служит «попытка отвлечь от себя возможные подозрения в наличии гомосексуальных склонностей», что, отчасти, подтверждается экспериментальными исследованиями. Например, Генри Адамс, Лестер Райт-младший и Бетани Лор в 1996 году опубликовали статью с описанием исследования, в котором двум группам мужчин, условно определённым как «гомофобы» и «не-гомофобы» (уровень «гомофобии» определялся в соответствии с опросником «Индекс гомофобии» Хадсона и Рикеттса), предъявлялись эротические стимулы гетеросексуального, женского гомосексуального и мужского гомосексуального характера. У всех испытуемых была зафиксирована эрекция при демонстрации изображений гетеросексуального и женского гомосексуального характера, в то время как аналогичная реакция на мужские гомосексуальные сюжеты наблюдалась только у мужчин из условной группы «гомофобов». В то же время полученные результаты опровергли тезис о том, что «гомофобами» являются лишь испытуемые с агрессивным поведением: разницы между «индексами агрессивности» двух групп выявлено не было.

Многие западные исследователи также обращают внимание на роль традиционной культуры, традиционных ценностей и воспитания в формировании гомофобии. Например, Майкл Киммель рассматривает воздействие доминирующих стереотипов маскулинности («ультра-мужского поведения»), и заявляет что гомофобные реакции - один из способов подчёркивания мужественности. Одним из ярких подтверждений данной позиции является «дифференцированная» гомофобия, то есть гораздо более частое проявление агрессивности и неприязни со стороны мужчин по отношению к «женственным» мужчинам. По данным психологов, гомофобов среди женщин значительно меньше, чем среди мужчин.

Как известно из биологии, основная масса самцов стремится доминировать в своём сообществе, а поскольку пассивный гомосексуальный контакт приводит к значительному снижению статуса самца в сообществе, то самцы, борющиеся друг с другом за доминирующее положение, опасаются того, что более сильный самец может осуществить с ними гомосексуальный контакт с активных позиций, но здесь не учитывается тот факт, что не всякий гомосексуальный контакт связан с унижением, а связан с удовлетворением сексуальной потребности и люди зачастую путают позы гомосексуального унижения и позы сексуального контакта. Это проявляется и у животных. С этой точки зрения, гомофобией может называться только боязнь принуждения к участию в гомосексуальном контакте в пассивном качестве. Находясь в иерархичном сообществе, самцы предпринимают действия с целью исключить угрозу принуждения к участию в гомосексуальном акте - к таковым относятся как избегание представляющих подобную угрозу самцов, так и агрессивное нападение на них .

Интернализированная гомофобия

Одним из видов гомофобии, вызвавшим пристальное внимание психологов, стала интернализированная (интернальная) гомофобия - ситуация, когда гомосексуалы и бисексуалы боятся или испытывают отвращение к гомосексуальности, может означать также страх индивида стать гомосексуальным, страх перед собственным возможным гомосексуальным поведением . Некоторые гомосексуалы, бисексуалы и лесбиянки при этом подавляют собственные гомосексуальные желания и стремления, другие же этого не делают, но могут испытывать при этом различные негативные эмоции - комплекс вины, тревогу, угрызения совести и т. д. Некоторые авторы считают, что называть таких людей латентными гомосексуалами некорректно, так как человек является тем, кем он хочет быть, а гомосексуалом такой человек быть не желает .

Интернализированная гомофобия может иметь различные негативные последствия для психологического здоровья индивида. При этом могут наблюдаться снижение самооценки, невротизация, развитие различных психологических комплексов, депрессия и даже суицидальные намерения и попытки. У гомосексуалов и бисексуалов, живущих скрытно (скрывающих свою ориентацию от окружающих) и страдающих интернализированной гомофобией, может также развиваться своеобразная параноидная настроенность, болезненная мнительность и подозрительность. Такому человеку всё время кажется, что его «вычислят», раскроют, что над ним за его спиной смеются, обсуждают, осуждают, а также что его могут уволить с работы, что его не принимают или к нему плохое отношение именно из-за того, что о его ориентации догадываются или знают. При этом такие опасения могут иметь или не иметь под собой реальных оснований.

Понятие «гомофобия» и общество в зеркале прессы

Законы против преступлений на почве ненависти против гомосексуалов. В странах, отмеченных фиолетовым, приняты законы, согласно которым к категории лиц, преступления против которых попадают в категорию «преступлений на почве ненависти», отнесены гомосексуалы.

Гомофобия как неприязненное отношение к представителям сексуальных меньшинств представляет собой весьма распространённое явление, которое зачастую приводит к насилию и оскорблениям, институционализированной гомофобии, т. н. гетеросексизму - дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны общества .

Гомофобия и дискриминация сексуальных меньшинств

Движения

Линии поведения

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ. ) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы » · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские расовые законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка (США) · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · КПИ · Конвенция МОТ № 111 (англ. ) · Конвенция МОТ № 100 (англ. ) · Протокол № 12 к ЕКПЧ (англ. )

Следствием распространения гомофобии является нарушение прав сексуальных меньшинств, проявляющееся как в законодательстве некоторых государств, так и вне правового поля, путём личных решений отдельных чиновников, препятствующих геям и лесбиянкам в занятии определённых должностей, проведении митингов и шествий.

Например, в России до 2003 года действовал Приказ министра обороны № 186, согласно которому гомосексуализм относился к психическим отклонениям, что означало запрет на службу в армии. В 2003 году в связи с принятием нового положения о военно-врачебной экспертизе, вводящего нормы международной классификации болезней , это ограничение было отменено.

Мнение противников гомосексуальности по поводу термина «гомофобия» и его применения

Большинство противников однополых сексуальных отношений заявляют, что их отношение к явным проявлениям гомосексуальности связано в основном с представлениями большинства о норме, а следовательно, не является чем-то предосудительным или ненормальным. Некоторые из них возражают против правомерности использования термина «гомофобия», считая его идеологическим клише , которое чрезмерно широко используется для того, чтобы создавать представление о противниках гомосексуальности как о не вполне нормальных и здоровых людях. В связи с этим возникали предложения заменить его более нейтральным термином «гомонегативизм ». Однако существует точка зрения, что гомофобия - форма ксенофобии и, следовательно, связана в первую очередь именно со страхом перед иными, теми, кто выделяется из общей массы.

Противники гомосексуальности считают, что гомосексуальность является не вариантом нормы, а её нарушением (клиническим расстройством, грехом, нарушением норм общественной морали), а следовательно, отвращение к этому явлению естественно.

Традиционные ценности - устойчивые моральные нормы и представления о жизненном пути человека, передаваемые из поколения в поколение и зачастую имеющие религиозные основания. В традиционных течениях христианства, иудаизма и ислама проявления гомосексуальной ориентации рассматриваются как тяжкий грех, и если живущих во грехе следует призывать к покаянию, то с пропагандой греховного образа жизни, по мнению религиозных активистов, следует бороться. Таким образом, религиозные активисты требуют от государства запрета публичных акций лиц с гомосексуальной ориентацией (гей-парадов и т. п.), а также уголовных либо административных санкций за подобные действия. Традиционалисты могут также обвинять гомосексуалов в разрушении способной к репродукции семьи, но не уточняют, как гомосексуалы могут помешать в этом разнополым парам.

Гомофобия в России

В связи с намерением сексуальных меньшинств провести в 2006 году гей-парад в Москве, «Фонд Общественное мнение» организовал социологический опрос , в результате которого были обнаружены следующие тенденции в отношении российского общества к сексуальным меньшинствам (гомосексуалам и лесбиянкам):

…в российском обществе нет однозначного отношения к представителям сексуальных меньшинств: почти половина респондентов (47 %), по их признанию, относятся к гомосексуалам и лесбиянкам с осуждением (причем такое мнение чаще других разделяют мужчины и представители наименее ресурсных социальных групп: люди старшего возраста, малообразованные граждане и жители сел); немногим меньше (40 %) - заявляющих, что они относятся к представителям сексменьшинств без осуждения (такую позицию чаще разделяют женщины, молодёжь, высокообразованные респонденты, а также жители Москвы и остальных мегаполисов). Ещё 13 % опрошенных затруднились выразить свое отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации.

Различные группы населения выражают разное отношение к секс-меньшинствам. Например, характерная для подростков-мальчиков клановость и нетерпимость к нетипичным сверстникам в целом выливается и в значительное неприятие гомосексуальности: в ходе анкетирования 1429 московских школьников 7, 9 и 11 классов, проведённого в 2001 г., 24,9 % юношей сказали, что «ненавидят людей нетрадиционной ориентации и считают, что с ними нужно бороться любыми способами» (среди девушек так ответили только 2,7 %), а 12,8 % юношей и 5,1 % девушек сказали, что эти люди их «раздражают» и «их нужно принудительно помещать в специализированные учреждения».

Как следует из нижеприводимой выборки, позиция большинства людей в России либо нейтральна, либо непоследовательна, и только 22 % людей проявляют гомофобные настроения. При этом выделяются следующие позиции :

  • последовательно толерантная позиция, признающая моральную, социальную и психическую полноценность и гражданское равноправие представителей «нетрадиционной» ориентации (23 % выборки);
  • последовательно гомофобная позиция, отношение к геям и лесбиянкам как к неполноценным и/или представляющим угрозу для общества, для предотвращения которой необходимо их ограничение в правах, лечение и/или уголовное преследование (21,9 % выборки);
  • нейтральная позиция - отсутствие интереса к проблеме, нежелание или боязнь выражать свое мнение (11,5 %);
  • конъюнктурная позиция, когда мнение по конкретным вопросам меняется в зависимости от ситуации, текущей информации и собственного эмоционального состояния (25,3 %).
  • Особую группу представляют сторонники сохранения status quo, которых устраивает существующее положение, т.е отсутствие репрессий в сочетании с отказом в государственной защите от дискриминации (18,3 %).

В целях борьбы с проявлениями гомофобии и ущемлением прав сексуальных меньшинств группой российских гей-активистов была предложена «Декларация прав сексуальных меньшинств в России» , а также проводятся акции, направленные на привлечение внимания мирового сообщества к проблеме гомофобии в России. В 2011 году Виктор Милитарёв сказал что «здоровая гомофобия является сегодня чуть ли не единственной национальной идеей нашего народа» .

Группа демонстрантов выражает свой протест против гомофобии в России (в ходе общегражданского митинга протеста против нарушений в ходе выборов, прошедшего в Москве 10 марта 2012 года на Новом Арбате). В руках демонстранта плакат: «Гомофобные законы приняты на деньги врачей и учителей».

Действия и акции противников ЛГБТ-движения

Широкую известность получила совместная акция националистов и православных фундаменталистов в ночь на 1 мая 2006, получившая в прессе название гей-погрома. Около 150 человек сорвали вечеринку в гей-клубе Москвы Renaisance Event Club. Собравшиеся блокировали подходы к клубу и в течение нескольких часов выкрикивали гомофобные лозунги и нецензурную брань в адрес посетителей клуба. Кроме того, двери клуба были закиданы яйцами, бутылками и камнями.

20 ноября 2010 первый согласованный властями пикет ЛГБТ-движения был атакован несколькими группами людей, выкрикивавшими гомофобные лозунги и оскорбления, исполнявшими хором молитвы. Ещё одна группа закидала собравшихся яйцами . На 4 декабря Русское имперское движение запланировало проведение пикета с требованием отставки чиновников, которые по решению суда согласовали проведение акции ЛГБТ-движения. Пикет пройдёт под лозунгами «Нет „гей-параду“ в России!», «Долой извращенцев!», «Извращенцы - вон из Питера!», «За содомию - в тюрьму!», «России не быть Содомом и Гоморрой !», «Содом не пройдет!», «За Россию без грязи!» .

Гомофобия в других странах

Понятие гомофобии как общественного явления возникло внутри западноевропейской социокультурной парадигмы. Резолюция Европарламента «Гомофобия в Европе» (англ. Homophobia in Europe ) от 18 января г. определяет гомофобию как «иррациональный страх и отвращение к гомосексуальности и к лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерным людям, основанные на предубеждениях и схожие с расизмом , ксенофобией , антисемитизмом и сексизмом » (англ. an irrational fear of and aversion to homosexuality and to lesbian, gay, bisexual and transgender (LGBT) people based on prejudice and similar to racism, xenophobia, anti-semitism and sexism ) - принимая, таким образом, трактовку гомофобии как социального и культурного явления, а не психиатрического синдрома.

Довольно напряжённая ситуация складывается в Израиле . В 2005 году во время проведения гей-парада сторонники ортодоксального иудаизма швыряли в демонстрантов бутылки с мочой и пакеты с фекалиями . Некоторые протестующие несли лозунги «Гомосексуализм - это заболевание». Один из противников шествия тяжело ранил ножом гея и лесбиянку. Ранее мэр Иерусалима пытался запретить гей-парад , однако суд постановил, что для отмены недостаточно оснований, и обязал городские власти обеспечить безопасность мероприятия, разместить флаги для шествия с радужной символикой и возместить организаторам часть расходов.

В некоторых странах бывшего социалистического лагеря проблема гомофобии не менее актуальна. Так, из-за высокого уровня гомофобии в Эстонии в 2006 году страну покинул нидерландский посол .

Гомофобия в массовой культуре

В кино

В музыке

В литературе

Лесбофобия

Некоторыми специалистами и активистами предложен особый термин лесбофобия (англ. lesbophobia ) для специализированного обозначения негативных реакций именно против лесбиянок . По мнению представителей французского центра по борьбе с гомофобией, такое обособление имеет значение в связи с тем, что лесбиянки, по сравнению с геями, неохотно признаются в фактах дискриминации по отношению к ним, хотя в действительности такие факты имеют место . Лесбофобия сопряжена с некоторыми особыми стереотипами - например, с предубеждением по отношению к женщинам-спортсменкам в связи с подозрениями, что большинство из них лесбиянки . Пока, однако, разделение понятия гомофобии на предубеждения по отношению к геям и предубеждения по отношению к лесбиянкам остается малоупотребительным.

Критика термина

В 2012 году одно из крупнейших информационно-новостных агентств мира Associated Press запретило своим журналистам использовать слово «гомофобия» в отношении противников гомосексуального стиля жизни и рекомендовало вместо него использовать слово "антигомосексуальный" .

См. также

Примечания

  1. Homophobia - definition of homophobia in the Medical dictionary
  2. Гомофобия в Европе. Полный текст резолюции Европарламента (англ.)
  3. гомофобия как одна из форм враждебности к социальным группам (group-focused enmity)
  4. James J. Dean. Homophobia // Blackwell Encyclopedia of Sociology / George Ritzer. - 2007. - ISBN 1-4051-2433-4 ISBN 978-1-4051-2433-1
  5. lyberty.com dictionary - homophobia
  6. Answers.com - homophobia
  7. Уэйнрайт Черчилль (Wainwright Churchill) - «Гомосексуальное поведение среди мужчин» (Homosexual Behavior Among Males )
  8. Доминик Дэйвис - ГОМО и ФОБИЯ Все грани неприязни
  9. Hudson, W. W., & Ricketts, W. A. A strategy for the measurement of homophobia. Journal of Homosexuality, 1980, 5, 356-371.
  10. Henry E. Adams, Lester W. Wright Jr., and Bethany A. Lohr. Is homophobia associated with homosexual arousal? // Journal of Abnormal Psychology, 1996 № 105(3), С. 440-445.
  11. Kimmel M. Masculinity as Homophobia: Fear, Shame and Silence in the Construction of Gender Identity. // Theorizing Masculinities, Sage Publications, 1994.
  12. Д.Моррис - «Голая обезьяна»
  13. Доминик Дэйвис - ГОМО и ФОБИЯ Все грани неприязни.
  14. Центр аналитической психологии - Гомофобия
  15. Политическое клише - шаблонное выражение, употребляемое для того, чтобы в короткой, декларативной форме классифицировать (как правило, однозначно) и дать оценку субъектам политики или политическим явлениям.
  16. Игорь Кон . Гомофобия как форма ксенофобии
  17. Гомофобия: страх перед иными // Медпортал
  18. ФОМ > Сексуальные меньшинства. Запрет на проведение гей-парада
  19. Кон И. С. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  20. Социологические заметки о гомофобии и способах ее преодоления
  21. Декларация прав сексуальных меньшинств России // Официальный сайт Российской ЛГБТ-сети , 2 июня 2006

Гомофобия - необъяснимый навязчивый страх перед гомосексуальными мыслями, чувствами, действиями, враждебное отношение к людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Крайнее проявление гомофобии - издевательства, избиения лиц, подозреваемых в однополой любви. Это явление приняло настолько большой размах, что различные социальные институты ставят его в один ряд с ксенофобией, расизмом, антисемитизмом.

Причины

Гомофобия рассматривается психологами не как диагноз, а как отношение человека к явлению, сформировавшееся под влиянием информации, полученной из различных источников. Часто гомофобные настроения взращиваются в семье, где ее члены негативно высказываются об однополых связях, рабочем или школьном коллективе, социуме, нетерпимом к меньшинствам.

Некоторые специалисты считают, что во многих случаях ненависть к гомосексуалам - это признак срытой гомосексуальности, которая тщательно замалчивается и маскируется. Боясь внутренних чувств, фантазий, влечений, направленных на представителей своего пола, человек формирует и развивает в себе отвращение и неприятие всего, что связано с нетрадиционными отношениями и открыто демонстрирует свою позицию окружающим. Боязнь поддаться недозволенным стремлениям и страх, что об этом станет известно, толкает личность на проявление неприкрытой враждебности против всех, кто пытается защищать права людей на сексуальную самореализацию нетрадиционным способом.

Среди гетеросексуалов гомофобия распространена не в меньшей степени. Мужчины - натуралы считают позором и оскорблением мужского достоинства поведение гомосексуалистов. Они отрицают врожденные наклонности как первопричину нетрадиционной любви.

Нередко ярыми противниками однополых связей становятся люди, у которых член семьи или друг заявил о связи с представителем своего пола. Шокированные подобной новостью родитель, брат, сестра, друг оказываются не в состоянии смириться и принять ориентацию близкого человека, не в силах ничего изменить. В отчаянии они направляют свою ненависть на всех представителей сексменьшинств.

Проявлять гомофобные настроения более склонны мужчины. Их неприязнь направлена больше против гомосексуалистов, трансвеститов и транссексуалов мужского пола, чем против лесбиянок и женщин, сменивших пол. В представлении некоторых людей гомофобные действия подчеркивают их мужественность. Женщины, как правило, более лояльны к сексуальным меньшинствам и менее склонны к притеснению лесбиянок, даже если не оправдывают их связей.

Проявления

Гомофобию не следует путать с гомонегативизмом - отрицательным отношением к явлению гомосексуализма, неприемлемостью отношений между людьми одного пола . Лица, осуждающие гомосексуализм как порок, не испытывают ненависти и предвзятости к тем, кто ведет подобный образ жизни. Они не поддерживают движения, организации или отдельных активистов, пропагандирующих дискриминацию и акты насилия против представителей сексуальных меньшинств. Человека можно считать гомофобом, если в своем поведении он демонстсрирует следующие признаки:

  • резко критикует внешность, манеры тех, кто, по его мнению, не соответствует понятию мужественности, придумывает им обидные прозвища;
  • активно демонстрирует окружающим свое отрицательное отношение к атрибутике, одежде, традициям, взглядам нетрадиционалов;
  • выражает желание изолировать их от остальных людей, организовать для гетто, ограничить в правах и т. д;
  • испытывает непреодолимый страх перед тем, что гомосексуалистом станет его ребенок, контролирует контакты сына или дочери, переживает, если в их окружении отсутствуют лица противоположного пола;
  • возмущается, видя в толпе молодого человека, одетого в характерной манере;
  • настаивает на том, что люди нетрадиционной ориентации опасны для общества;
  • поднимает тему гомосексуализма в разговоре, рассказывает об этом анекдоты и случаи из жизни;
  • интересуется ориентацией знаменитостей;
  • старается любым способом продемонстрировать окружающим свои мужские качества;
  • никогда не станет носить одежду цветов, ассоциирующихся с гомосексуализмом.

Крайние проявления ненависти к сексуальным меньшинствам - участие в митингах, актах насилия, направленных на представителей нетрадиционной культуры, или активная поддержка подобных мероприятий.

Гомофобия – это навязчивый страх индивида перед тем, что в истинном виде его личная ориентация имеет гомосексуальную окраску. Гомофобия объединяет собирательное значение всех форм боязней и страхов, связанных с негативными проявлениями гомосексуальности. Существует общепринятое мнение, что это проявление подразумевает глубокую неприязнь и иррациональную боязнь гомосексуалистов. Однако особенность данного состояния проявляется в том, что гомофобия зачастую обусловлена противоречивыми факторами.

Причины гомофобии

Гомофобия представляет собой неприязненное отношение к представителям этих меньшинств, являясь весьма распространенным явлением, зачастую приводящее к оскорблениям и насилию, институционализированной гомофобии, дискриминации людей гомосексуальной ориентации со стороны социума. Результатом распространения гомофобии выступает несоблюдение прав меньшинств, возникновение препятствий в занятии определенных должностей лесбиянками и геями, а также запреты в проведении шествий и митингов.

Многие противники однополых половых отношений утверждают, что отношение к проявлениям гомосексуальности напрямую связано с представлениями о норме и поэтому не есть что-то предосудительное или ненормальное. Многие из противников однополых половых отношений возражают против применения термина гомофобия, относя его к идеологическому клише, что привело к предложению о замене этого термина на нейтральный термин – гомонегативизм. Одновременно с этим появилось мнение, что гомофобия это форма , поскольку означает перед теми, кто из общей массы выделяется. Противники гомосексуальности относят данное состояние к греху, клиническому расстройству, нарушению норм общественной морали.

Гомофобия в психологии

Гомофобия, как термин впервые появился в 1972 году и своим появлением он обязан психиатру Джорджу Вайнбергу. Термин гомофобия используется социологическими институтами, а также в международных официальных документах, где данная форма неприятия рассматривается наряду с расизмом, антисемитизмом, ксенофобией, а также сексизмом.

Психологи отмечают, что сознание людей укрепило мнение о том, что под гомофобией значится та или иная форма по отношению к гомосексуалистам. Это не совсем является так.

Гомофобия зачастую предстает перед людьми, как направленная на гомосексуальную культуру, гомосексуалистов, гомосексуальную атрибутику, однако причиной этой агрессивности выступает страх людей перед собственными интимными предпочтениями, которые могут предстать в гомосексуальной окраске. Таким образом, этимология слова гомофобия основывается на понятиях фобия, которая означает страх перед гомосексуализмом.

Вторым заблуждением является мнение, что гомофоб это скрытый гомосексуалист. Это представление неверное. Гомофоб это не скрытый гомосексуалист, напротив он боится в себе обнаружить предрасположенность к этому. Поэтому гомофобия имеет косвенное отношение к половым предпочтениям.

Изначально слово гомофобия применялось в значении, как отвращение к мужскому полу или боязни мужчин. Психиатрия под гомофобией понимает страх однообразия, а также монотонности.

Термин гомофобия вытеснил редко ранее использовавшееся понятие гомосексофобии. Этимологическим предком этого слова выступает термин гомоэротофобия. Джордж Вайнберг в 1972 году отнес гомофобию к страху контактирования с гомосексуалами, а если речь идет о самих гомосексуалах, то в этом случае под гомофобией понимается их личное отвращение к самим себе.

В 1980 году Риккетс и Хадсон расширяют это понятие для обозначения чувств отвращения, тревоги, гнева, страха, дискомфорта, которые способны испытывать гетеросексуалы относительно геев и лесбиянок.

Психологами подмечено, что очень сложно провести чёткую границу между гомофобией и негативным отношением к гомосексуальности. Отдельные исследователи связывают гомофобию с присутствием негативных эмоций, а не с заявлением некой позиции или активной борьбой с гомосексуальными проявлениями. Например, Хадсон и Риккетс в своей работе 1980 года отметили, что по причине обширной экспансии термина, гомофобия пришла в массовую культуру и к ней стали относить любое действие, направленное против проявлений гомосексуальности, а также негативное отношение к ней.

Хадсон и Риккетс обвиняют исследователей в не разделении интеллектуального неприятия гомосексуальности – гомонегативизма и эмоциональных, личных реакций (гомофобии). Более чёткое разделение гомонегативизма и гомофобии подчеркнуло, что гомонегативизм включает в себя суждения, которые основаны на оценке гомосексуальной моральности и бисексуальной ориентации, а также действий на основе предпочтений, представлений, социальной приемлемости, закона или других интеллектуальных причин.

По их мнению, под гомофобией необходимо понимать фобические проявления тревоги, эмоции страха или отвращения, как включающие, так и не включающие когнитивный компонент в процессе личного непосредственного общения с людьми гомосексуальной ориентации. Однако не все такую классификацию разделяют. В 1991 году Херек выступил против дальнейшего применения понятия гомофобия из-за возложения основной вины на человека, вместо того чтобы рассмотреть проявления антигомосексуальные как отображение культурных влияний, и предложил использовать термин антигомосексуальные предрассудки.

В связи с большим вниманием, уделяемым проблемам альтернативной интимной жизни в западных странах, представители социальных наук и психологи активно изучают феномен гомофобии как в умеренных, так и в резких его проявлениях. Имеется достаточно исследований, которые посвящены корням этого явления. Популярным объяснением выступает попытка отвести от себя предполагаемые подозрения в наличии гомосексуальных склонностей. Например, двум группам мужчин, определённым, как не гомофобы и гомофобы предъявлялись стимулы эротического содержания: женского гомосексуального, гетеросексуального и мужского гомосексуального характера. У всех исследуемых была отмечена эрекция в момент демонстрации изображений женского гомосексуального характера и гетеросексуального, а вот подобная реакция на гомосексуальные мужские сюжеты отмечалась у мужчин из условной группы гомофобов. Одновременно с тем результаты опровергли мнение о том, что гомофобы – это испытуемые с агрессивностью.

Имеются данные, что гомофобов среди женщин существенно меньше, чем среди мужчин. Одним из видов гомофобии, который вызывает пристальное внимание исследователей, выступает интернальная (интернализированная) гомофобия — ситуация, при которой бисексуалы и гомосексуалы боятся, а также испытывают неприятие гомосексуальности. Это означает страх человека стать гомосексуальным, а также опасение возможного собственного гомосексуального поведения. Некоторые бисексуалы, гомосексуалы и лесбиянки зачастую подавляют свои гомосексуальные стремления и желания, другие так не делают, но испытывают различные негативные эмоции (тревогу, комплекс вины, угрызения совести).

Отдельные исследователи считают не корректным называть таких личностей латентными гомосексуалами, поскольку эти люди гомосексуалами быть не желают. Интернализированная гомофобия зачастую имеет негативные последствия для психологического здоровья человека. Отмечаются невротизация, снижение самооценки, развитие психологических комплексов, суицидальные попытки. У бисексуалов и гомосексуалов, живущих скрытно, а также страдающих от интернализированной гомофобии, развивается параноидная настроенность, подозрительность и болезненная мнительность. Такой личности всё время кажется, что ее раскроют, вычислят, за ее спиной смеются, осуждают, обсуждают, а также что за это могут уволить с работы. Зачастую такие опасения имеют или не имеют реальные основания.

Борьба с гомофобией

С 17 мая 1990 года стал отмечаться Международный день борьбы с гомофобией. Эта дата выбрана потому, что именно 17 мая 1990 года гомосексуальность выключили из Международной классификации заболеваний.

В 2003 году в Канадской провинции Квебек был проведен Народный день против гомофобии. После этого события в 2004 году активист за права геев, бисексуалов, трансексуалов Луи-Жорж Тэн предложил отмечать этот день в мировом масштабе. Целью борьбы с гомофобией должно было выступить привлечение общественного внимания к лесбиянкам, геям, транссексуалам, бисексуалам, где вопросы половых предпочтений относятся к табу. Луи-Жорж Тэн высказал надежду, что этот день способен изменить жизнь именно тех людей, которые наиболее в этом нуждаются. Люди, борющиеся с данной формой неприятия, считают, что борьба с гомофобией — это дело не только самих лесбиянок, геев, транссексуалов. Эта борьба должна быть делом всего общества.

В 2006 году в Европейском парламенте прошел семинар по борьбе с гомофобией. На семинаре выступал Луи-Жорж Тэн. Председатель Европарламента Жозеп Баррель сделал заявление о признании этого международного дня.

Предпосылками к возникновению такого дня послужили:

— притеснения во многих странах геев, начиная с концлагерей нацистской Германии; в эпоху маккартизма преследование геев в США и СССР;

— дискриминация гомосексуалов (гомосексуальность в восьмидесяти странах запрещена законом);

— наказание во многих странах тюремным заключением до десяти лет, а в отдельных странах закон предусматривает пожизненное заключение;

— в десяти странах за гомосексуализм приговаривают к смертной казни (Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен и др.);

— несколько африканских лидеров по личной инициативе объявили борьбу с гомосексуализмом, который они назвали антиафриканским;

— толерантные страны, например, Бразилия, отмечающиеся негативным отношением к гомосексуалам: с 1980 по 2000 год официально зарегистрировано на почве ненависти 1960 убийств;

— ярко выраженный рост в большинстве стран гомонегативизма.

Борьба с гомофобией преследует следующие цели:

— противодействие любому моральному, физическому, символическому насилию относительно людей другой половой ориентации или гендерной идентификации;

— координация и поддержка всех граждан в достижении равных прав;

— проявление солидарности со всеми бисексуалами, лесбиянками, геями и транссексуалами мира;

— осуществление по защите прав человека различных мероприятий.

К сожалению, подобную кампанию невозможно осуществить в странах, где преследуется гомосексуальность. В толерантных странах люди должны выступать с протестами от имени угнетаемых – так заявили организаторы, проходивших 17 мая мероприятий, поддерживающих инициативу о необходимости проведения этого памятного дня. Признание данного дня поставило в определенные обязательства международные сообщества, которые объединились в борьбе с другими формами дискриминации, а также социального насилия. Однако ещё во многих странах в борьбе за равные права не оказано широкой поддержки лицам нетрадиционной половой ориентации или гендерной идентичности.

Диагноз гомофобия

В узком смысле к гомофобии причисляют отрицательные неконтролируемые эмоции (отвращение, страх, гнев) относительно людей гомосексуальной ориентации, а также однополых половых контактов.

Гомофобию не относят к психическому расстройству и отдельных клинических признаков данного состояния не существует. Современные исследователи относят гомофобию к избеганию, предрассудкам, боязни, притеснению, дискриминации, актам насилия в отношении геев, бисексуалов, лесбиянок, трансгендерных лиц. Термин гомофобия включает в себя смысл боязни и страха, а перенос этого значения на индивидов с терпимым отношением к гомосексуальности расценивается ними как оскорбление. В качестве альтернативного термина выдвигается нейтральный, например гомонегативист.

Прежде всего, стоит разобраться с терминологией. В данном случае мы поговорим о резко негативной реакции ряда мужчин на проявления однополой любви. В целом, если традиционно ориентированному мужчине при виде однополого поцелуя захочется отвернуться — в этом не будет ничего удивительного. Но отвернуться и пройти мимо – это одно, а вот лезть в драку, специально преследовать, тратить время на борьбу с гей-сообществами, заводить специальные разговоры среди знакомых о необходимости искоренения этого «зла» и всячески демонстрировать свою неприязнь к – совсем другое.

Принцип зеркала. Мир – в каком-то смысле наше отражение, и то, как мы реагируем на события, показывает и нам и окружающим (при известной наблюдательности) наши болезненные места. Неприязнь к чему-то/кому-то может показывать нам скрытую зависть и желание обладать тем же (как правило, именно так «ненавидят» богатых) или невозможность принять в себе что-то.

Родители негодуют на упрямство детей, потому что не видят собственного упрямства, кто-то возмущается чрезмерной эмоциональностью ближних и проповедует сдержанность лишь потому, что боится собственных чувств, а кто-то возмущается хамством только потому, что аналогичные слова застревают у него самого в горле.

Негативная эмоциональная реакция на некое проявление мира – показатель . Так устроен весь наш организм – поврежденный орган сигнализирует нам болью о зарождающемся заболевании, а психика сигнализирует о нерешенном вопросе, о внутреннем зажиме болью душевной: раздражением, возмущением, злостью, страхом и ненавистью. Эти чувства никто не рвется испытывать, однако, они нужны для того, чтобы указывать человеку на нерешенные проблемы.

При отсутствии такого подхода негативные чувства будут усугубляться, раздражение и злость – накапливаться, организм и психика – расшатываться. Так что безопасным и тем более «праведными» назвать такое длительное причинение вреда самому себе точно нельзя. И даже если вы возмущаетесь вещами, заведомо осуждаемыми многими (тем же хамством), это – не повод разрушать себя день за днем: такая тактика уж точно мир от хамства не избавит. Поэтому лучше посмотреть в корень проблемы.

Чего боятся гомофобы? Если следовать логике, изложенной выше, то гомосексуальные отношения – это именно то, что гомофобы хотели бы, но не позволяют себе иметь. Конечно, было бы сликшом примитивно считать, что гомофобия представляет из себя только лишь хорошо скрываемую от себя самого, подавленную гомосексуальность. Яявление гомофобии формируют множество факторов.

И я попробую некоторые из них продемонстрировать на примере.

Ринат, 33года. Обратился по поводу отношений с женщинами, в которых он запутался. Не мог найти в себе достаточно чувств ни к одной ни к другой, потому не мог сделать выбор. И как часть проблемы выдвинул сомнение в своей способности влюбляться. Разбираясь в его анамнезе, мы вышли на один эпизод – подростковую влюбленность в старшеклассника, водившего их в походы. Ринат признался, что в то время очень быть на него похожим, и даже испытывал порой желание прикоснуться к его телу. Случалось, что Ринату снились сны с участием старшего товарища, это наложилось на бурное половое созревание, возникло чувство вины. Ринат давал себе слово «не думать о нем», время прошло, образ старшего товарища остался только как эталон для подражания – Ринат стал заниматься тем же спортом, что и тот парень, выбрал схожий стиль одежды, прически. Время от времени ребята встречались мельком во дворе (жили неподалеку), но бурных чувств у Рината он уже не вызывал. Случилось и «посвящение в мужчины» на одной вечеринке, Ринат особого восторга не испытал, но вполне справился. Сходился с женщинами потому что с ними ему было интересно, «ради здоровья», удобства, было с кем поговорить… Но чувств не было.

Начнем с желания. Оно было подавлено, потому что было стыдно, это осуждалось в семье, о нем не с кем было поговорить. Само по себе желание при этом могло не свидетельствовать о нетрадиционной ориентации.

Влюбленности в учителей и одноклассников своего пола испытывает множество подростков, в силу гиперсексуальности, свойственной возрасту, и бисексуальности, свойственной всем людям, плюс сам по себе активный поиск ответов на вопросы «что я есть, какова моя личность, какие у меня ориентиры» и масса неопределенности (а какая в этом возрасте может быть определенность?) порождают порой сильные чувства, которые вообще не обязательно связаны с сексом, и могут быть как к людям своего пола, так и противоположного.

Со временем в человеке окончательно оформляется его доминирущее начало (какое, в основном, и было заложено от природы), и для гомосексуальных людей становится понятно, что влечение к лицам своего пола для них было очень значимо и действительно сообщало им об их сути, а для остального большинства гетеросексуальных подростков это просто изживает себя и забывается. В норме.

Но наше общество сложно назвать толерантным, и потому страх перед гомосексуальными отношениями в обществе порой внушается раньше, чем вообще ребенок успевает осознать свою сексуальность. И, соответственно, не разбираясь в своих чувствах и не имея привычки их уважать (а только делить, как делали папа и мама, на «правильные» и «неправильные»), он начинает подавлять любые порывы, могущие иметь отношение к гомосексуальности.

Что и приводит в итоге к фиксации на теме. Потому что то, что мы не в состоянии прожить, на что мы не в состоянии дать себе разрешение (хотя бы поговорить об этом, выразить свои чувства хоть как-то, принять их) — остается в нашей психике как хроническая болевая точка.

Возникающие подростковые желания, которые сразу же объявляются «неправильными», тут же вытесняются, сублимируются, а мальчик изо всех сил пытается стать таким как все. Но уже чувствует некоторый внутренний «изъян» (особенно если в семье гомофобия культивировалась), поэтому у таких мальчиков присутствует пронесенное через всю юность чувство вины и страх за то, что его «раскроют», хотя спустя время мальчик и не помнит о том, что являлось источником вины.

Чаще всего, именно эта неосознанная вина заставляет будущего мужчину чувствовать себя хуже других мужчин, а как следствие – сомневаться в своей маскулинности, мужественности. И потому гомофобия символически помогает утвердиться среди «настоящих мужчин».

Однако, чувство собственной недостаточной маскулинности не обязательно напрямую связано с переживаниями влечения к человеку своего пола. На более поздних сессиях всплыли сложности отношений Рината с отцом . Отец был довольно властным и жестоким, мальчик привык его бояться. Требования у отца были всегда завышены, критика довольно строга, а к чувствам сына отец никогда не прислушивался, считал что они не достойны мужчины.

Ринат силился во многом подходить на отца, но понимал, что «недотягивает». Меж тем мать понимала его, и от того Ринат впоследствии чувствовал себя боле комфортно среди женщин, а вот друзей-мужчин практически не было. Скорее, Ринат привык смотреть на них как на угрозу, потому что в детстве сравнение с другими мальчиками бывало часто не в его пользу — таким приемом отец пытался вырастить в нем «здоровую соревновательность». Однако, со многими мужчинами Ринат привык поддерживать служебные, приятельские отношения, но по-настоящему среди них не расслаблялся. Не упускал случая «проехаться» на счет геев. И сам не помнит, откуда взял такую привычку.

В каждом из нас есть оба начала, и мужчина – это всего лишь оформленное доминирование мужских качеств и признаков над женскими, а не полное отсутствие женских. Но постоянное подавление со стороны старшего мужчины влечет за собой неуверенность в собственной , чувства страха и вины, отсутствие комфортных для данного индивида форм маскулинного проявления (а не все, одобренные обществом и родителями, будут обязательно комфортны для каждого) – все это ведет к тому, что женская структура психики становится более активной в таком мужчине.

Именно она реагирует на воображаемую ситуацию полового контакта с мужчиной, а доминирующая, хоть и слабая мужская часть личности в ответ испытывает панический страх перед женскими структурами психики. И не находит другого способа, кроме резкого подавления и кричащего отрицания. Что интересно, такие мальчики часто вырастают во вполне полноценых с виду семьях, вот только нередко случается так, что отцы в этих семьях являют собой примеры довольно жестокого и деспотичного поведения.

Внутренний конфликт, подсознательный страх оказаться «не вполне мужчиной» ведет к необходимости яростно отстаивать свою половую идентичность через гомофобию. Гомофобия, по сути – не боязнь гомосексуалистов и возможности контактов со своим полом, это боязнь женщины в себе.

Вполне уверенному в себе и состоявшемуся в своих глазах мужчине нет нужды доказывать окружающим, что он – «достаточно мужчина». Равно как и бояться в себе женских качеств. Еще древние даосы говорили о том, что чтобы стать мужчиной, надо познать в себе женщину.

А Ринат по-прежнему ходит на терапию. И его гомофобия медленно отступает по мере того, как он узнает все больше о своем формировании, понимает себя, учится одновременно видеть свою уникальность вне сравнения с другими, учится уважать себя-мужчину и принимать в себе женскую часть. Он понял, почему у него было ощущение, что «чувств нет». И понял, что они обязательно будут.

В общении с другими он стал мягче, корректнее, стало меньше агрессии. С обеими женщинами порвал отношения, поняв, что хочет настоящих чувств, а они придут тогда, когда он лучше узнает себя. И надежда на то, что одним уверенным мужчиной станет больше, однозначно есть.

Поделиться: