Чеченка вышла замуж за старика. "на нее невозможно было смотреть"

Корреспонденты Lif eNews приехали в Чеченскую Республику и встретились с семьей 17-летней Луизы Гойлабиевой , чтобы выяснить все подробности истории вокруг сватовства к юной девушке главы Ножай-Юртовского РОВД. Сама будущая невеста рассказала, почему согласна стать женой 46-летнего Нажуда Гучигова , и развенчала слухи о том, что избранник якобы принуждал ее к замужеству. Кроме того, Lif eNews узнал, откуда пошли те самые слухи, из которых СМИ, исказив факты, раздули скандал.

В доме Гойлабиевых уже подготовились к предстоящей свадьбе, которая запланирована на июнь. Журналистов Lif eNews встретили мать, тетя и дядя Луизы. Съемочную группу предупредили, что в соответствии с традициями чеченским девушкам не пристало рассказывать чужим людям о своих чувствах, но мать все же разрешила пообщаться с 17-летней дочерью.

Луиза впервые в жизни общалась с журналистами, поэтому очень стеснялась камеры. Внезапно ее личная жизнь стала одной из самых обсуждаемых тем в российском Интернете.

— Он хороший человек, поэтому… Мужественный, надежный, — отвечает Луиза на вопросы о будущем супруге. По ее словам, с Нажудом Гучиговым она общается уже около года. Сначала девушка не думала, что высокопоставленный мужчина в возрасте проявит к ней нежные чувства, ей просто было с ним интересно. Однако, когда она узнала о сватовстве Гучигова , это не стало для Луизы неожиданностью. До этого девушка отказала нескольким мужчинам, а теперь согласилась. Смущает ли разница в возрасте? Луиза отвечает: «Нет».

Как стало известно Lif eNews , Нажуд Гучигов вместе с коллегами из РОВД охранял школу, в которой Луиза Гойлабиева сдавала выпускные экзамены. В прошлом году Луиза закончила школу, получила аттестат без троек. В дальнейшем хочет стать врачом. Она уверена, семья этому не помеха. Большинство ее одноклассниц уже сделали свой главный в жизни выбор.

Познакомившись, Луиза и Нажуд стали общаться по телефону, а спустя год жених посватался и назначил дату свадьбы. Согласно установленным правилам, в Чечне нельзя жениться на школьнице или девушке моложе 17 лет, поэтому дату назначили на следующий день после дня рождения Луизы — 1 мая. Дядя юной невесты Нуради Гойлабиев рассказал, как в семье принимали ответственное решение.

— Приехали люди свататься, мы сказали: сначала спросим у матери, потом у дочки. Если они дадут согласие, мы слово дадим. Если нет согласия — нет… Мы спросили у девушки, матери. Они согласны. И мы дали ответ — мы согласны, — говорит Нуради Гойлабиев . — Сплетни пускают, будто ее насильно заставили. Кто заставит чеченца? Ни меня, ни брата — никто не заставит! Раз согласие есть дочери, согласие есть матери, мы слово дали! Если бы она отказалась, ни один человек от нас согласия не дал бы.

Макка , мать Луизы, рассказала корреспонденту Lif eNews , как восприняла известие о намерении Нажуда Гучигова взять в жены ее третью дочь. Женщина знала, что Луиза знакома с начальником местного РОВД, и поначалу не одобряла этого, да и не думала, что их общение приведет к свадьбе. Однако, узнав о согласии дочери, мать не стала противиться.

— Сначала я не очень хорошо отреагировала, узнав, что они общаются, и даже поругала дочь, но потом, узнав, что она согласилась, я тоже согласилась. А потом мы получше узнали его семью… Узнали, что он часто бывает в нашем селе, что работает и что хороший человек, — говорит Макка . — А сейчас я рада, конечно, рада. Свадьба в течение месяца, мы уже купили подарки, выбрали платье.

Как выяснилось, Нажуд Гучигов уже давно получил согласие семьи Гойлабиевых и самой Луизы на свадьбу. Однако планы нарушила опубликованная 30 апреля в «Новой газете» статья корреспондента Елены Милашиной. Автор утверждала, что начальник РОВД Ножай-Юртовского района угрожает Гойлабиевым расправой в случае отказа Луизы выйти за него замуж и даже выставил посты по всему селу, чтобы 17-летняя красавица от него не сбежала. У местных властей заявления о блокпостах вызывают удивление.

— Блокпосты выставляются только во время плановых и оперативных мероприятий, когда они необходимы. Такого не было, насколько мне помнится, с 2010 года. Раньше они были, когда был режим КТО, — рассказал глава Байтаркинского сельского поселения Мухадин Хайдырбаев .

Статья наделала шума в соцсетях, и в Байтарки прибыл доверенный человек Рамзана Кадырова. Глава Чечни решил разобраться в ситуации, поскольку еще в 2010 году лично запретил похищать невест, а женихов перед свадьбой обязал получать согласие отцов своих избранниц. За пять лет количество случаев «брачного киднеппинга» в Чечне существенно снизилось благодаря проповедям в мечетях и просветительской работе СМИ. Впрочем, на этот раз «досталось» как раз чеченским журналистам. Глава республики отчитал их за то, что после статьи в «Новой газете» никто не съездил в горное село и не установил истинную картину событий.

Рамзан Кадыров сообщил на совещании, что вопрос со свадьбой в селе Байтарки исчерпан, поскольку согласие на свадьбу Луизы и Нажуда Гучигова дали сама девушка, ее мать и дед по отцовской линии.

Больше всех от публичного обсуждения пострадала сама Луиза. Такое внимание к себе она воспринимает как вмешательство в личную жизнь.

— Я бы очень хотела попросить тех, кто выкладывает эти сплетни, пожалуйста, не вмешивайтесь в мою личную жизнь, мне очень надоело, — обратилась девушка к журналистам и блогерам.

10 мая изложенные в статье «Новой газеты» сведения опроверг депутат Госдумы Шамсаил Саралиев . Он указал, что автор материала не владеет правдивой информацией. В частности, Луизу в статье называют другим именем, а также указан неправильный возраст Нажуда Гучигова , которому не 57, а 46 лет. Депутат также напомнил, что по российским законам органы местного самоуправления разрешают браки с 16 лет, а в Чечне обычно придерживаются ценза в 17 лет.

В статье автор подчеркивает разницу в возрасте между женихом и невестой. Однако, как считает заведующий отделом Кавказа в Российской академии наук Сергей Арутюнов, мужчина и должен быть старше. 30 летняя разница между супругами не такая уж и редкость, причем не только на Кавказе.

— Женщине столько лет, на сколько она выглядит, а мужчине — на сколько он себя чувствует, — считает представитель РАН.

Наконец, информацию о свадьбе, которая, по данным «Новой газеты», якобы состоялась 10 мая, опроверг пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он заверил, что бракосочетания 17-летней жительницы Байтарков с главой Ножай-Юртовского РОВД не было.

Кроме того, отметим, что Lif eNews удалось выяснить, откуда в СМИ попали сведения, которые стали информационным поводом для статьи в «Новой газете». Родственница будущей невесты Яха Гойлабиева призналась, что, сама того не желая, стала источником сплетен.

— Я хотела ее познакомить с другим парнем. Так вышло, что я обиделась на нее, потому что она не согласилась. И я рассказала подружке, не знала, что это так далеко пойдет. Я извиняюсь за это. Как это попало к журналистам, я не знаю, я не хотела такого. Я не выкладывала это в Сеть. Это моя подружка сделала. Я не знаю, как это получилось, — говорит Яха Гойлабиева .

Lif eNews попытался связаться с редактором отдела спецрепортажей «Новой газеты» Еленой Милашиной, однако, сначала согласившись на беседу с нашим корреспондентом, автор скандальной статьи вскоре перестала брать трубку телефона.

Дискуссия вокруг свадьбы 17-летней чеченки Луизы Гойлабиевой перешла в иную плоскость: если еще неделю назад все обсуждали юный возраст невесты, то теперь - то, что она стала якобы второй женой начальника РОВД Нажуда Гучигова. О многоженстве спорят в курилках, соцсетях, думских кабинетах, на уровне глав регионов. Каково это - быть второй женой? Или быть первой, но не единственной? О нюансах жизни в полигамном браке «МК» поговорил с несколькими женщинами. И одним мужчиной.

После скандала руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов предложил легализовать такие браки. Правда, добавив потом, что это сугубо его частное мнение. «Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать» В ответ в Госдуме родилось предложение рассмотреть введение наказания за многоженство. Подумайте о чувствах женщины, ее самоуважении — возмущались дамы-депутаты...

Мы расспросили женщин, которые сами оказались в ситуации с «многоженством».

Одна из них сама поехала за третьей женой для своего мужа. Другой супруг, узнав о ее бездетности, отдал жене на воспитание сына своей первой супруги. А третья так и не смогла войти в сформировавшуюся семью.

Адани Умаеву 57 лет. В прошлом году он в третий раз совершил никях — то есть по мусульманским канонам, в мечети, оформил брак со своей третьей супругой. На его страничке в соцсети можно найти фото с какого-то торжества: Адани обнимает двух женщин. Подписано: «Мои супруги: вторая и третья. Первая, к сожалению, приехать не смогла...» О том, что его дом — трижды полная чаша, Адани говорит открыто. Когда мы, договариваясь об интервью, предложили ему взять псевдоним, он прервал диалог на полуслове:

Адани не олигарх и не чиновник. Для второй семьи ему приходится снимать квартиру, а третья живет в доме, который ему во временное пользование отдали знакомые.

— Война отобрала у меня все. У меня было два дома — разбомблены. Из трех квартир осталась только одна: две других я подарил многодетным женщинам, оставшимся без мужей. Начал подниматься, можно сказать, с нуля. Но смог не только сохранить первую семью, но и создать две другие. И честно скажу: если бы мне помогли восстановить дома, я бы привел и четвертую жену!

Первый раз Адани женился после окончания института. Говорит: очень уже родители переживали, что сын в свои 28 холост.

— Приехал на каникулы в родное село, увидел девушку, понравилась она мне, сыграли свадьбу... — как и большинство кавказских мужчин, Адани говорит открыто и витиевато на любые темы. Но стоит только перейти к чувствам к женщине — и двух слов не вытянешь.

Первая супруга, Раиса, родила ему сына и трех дочерей. Вместе они пережили обе войны. Собственно, во время войны в их жизнь и вошла вторая супруга Адани — Эльза.

— Нет, пылкой страсти не было. Была теплота. Меня сразила ее отзывчивость, болезненное отношение к трагедии нашего народа. Я понял: она мне уготована свыше. Позвал муллу, совершили никях. Свадьба? Какая свадьба под бомбежками!

На вопрос о том, как первая супруга пережила то, что она теперь не единственная, Адани отвечает неохотно.

— Она человек с сильным характером. Думаю, ей было нелегко. У меня по сей день по этому поводу с ней есть разногласия. Что бы сделал, если бы она не дала согласия? Разводиться бы не стал. Но она бы потеряла мое уважение. А уважение между мужем и женой у нас — камертон в отношениях.

Третья супруга была любовью Адани ещё с юности.

— Я был учителем в школе, она - выпускницей. Еще тогда у меня было огромное желание на ней жениться, было даже назначено время, когда я ее украду. Но до стариков дошли какие-то сплетни — и нас разлучили. Ее выдали за другого мужчину, она уехала. Но там жизнь не сложилась, и она вернулась обратно в Чечню. Семь лет я знал, что она живет здесь, и не решался к ней приехать, боялся оскорбить ее. Пока от знакомых не услышал, что и она тоже помнит обо мне. Тогда и решил свататься. Я понимал: это ответственный шаг, ведь я уже имею две семьи. Но понимал я и другое: чувству, которое пронеслось сквозь столько лет, нельзя дать угаснуть.

«Вторая жена поехала и привезла мне третью...»

— Как вы объяснили супругам, что хотите сочетаться браком в третий раз?

— Прямо и честно. Я вообще стараюсь во всех обстоятельствах быть честным. Сказал, что есть женщина, к которой я испытываю чувства с юности. И знаете, меня поразила реакция второй супруги. Она, конечно, прослезилась. А потом спросила: «Тебе было бы легче, если бы ты взял ее в жены? Да? Тогда дай мне ее номер телефона». До сих пор дословно помню каждое ее слово из того разговора: «Луиза, моя дорогая, он тебя очень сильно любит. Я тебя прошу: выходи за него замуж...» Повесив трубку, она сказала уже мне: «Никого за ней не посылай, я сама поеду». И на следующий день мой старший сын от первой жены, моя вторая супруга и представители старейшин поехали за моей третьей невестой.

Женщине не из мусульманского мира в эту историю поверить трудно. И тем более понять. Когда я прошу Адани объяснить, что двигало его женой, ведь ехать ее никто не принуждал, он отвечает:

— Что творилось у нее в душе, я не знаю. Женщине выносить свои чувства наружу у нас неприемлемо. Но могу сказать, что родственники-мужчины по линии моей третьей жены, когда у них на пороге появилась Эльза, сказали: «Будь с ней уважителен, она достойная вайнашка. Это пример, который можно транслировать на всю Чечню...» А по поводу того, что у нас женщине не принято показывать свои чувства, приведу пример моей матери. В тот день в ее жизни произошла трагедия: умер полугодовалый сын, наследник. Но в этот же день к родителям должны были приехать долгожданные уважаемые гости. И моя мама спрятала тело покойного сына, накрыла на стол, встретила гостей. И только когда пришел ее черед исполнять песни, заплакала навзрыд. На следующий день мальчика похоронили всем миром...

— Адани, существует мнение, что у каждой жены в полигамной семье должны быть одинаковые дома, машины, платья вы им должны дарить одинаковые...

— Для меня это сложно соблюсти: одна семья живет в доме, другая — на съемной квартире, первая занимает мою единственную, не разрушенную жилплощадь. Что касается платьев — я им даю деньги, и они сами решают, что на них купить. Свои доходы я распределяю на каждого члена семьи. Сложновато, конечно, ведь постоянного места работы у меня сейчас нет. Но они не нуждаются — уж поверьте.

— А ваше внимание как распределяется? Опять же есть мнение, что муж должен едва ли не до минуты уделять равное время каждой из своих жен?

— Не совсем уж до минут, но я стараюсь. Конечно, вообще без проблем не бывает. Если вам кто-то скажет такое, считайте, что он врет.

— Ваши супруги общаются между собой?

— Могу скинуть видеоролик, как они вместе готовят обед. Вы все поймете.

— Но ведь не может такая семья существовать без ссор — я в это не поверю.

— Если у них возникнет конфликт и они не смогут его унять, я разведусь со всеми тремя — даю слово.

— Насколько в Чечне многоженство распространено? Среди ваших знакомых много тех, у кого есть вторая и третья жены?

— После войны стало больше — а вообще у нас это на генном уровне. Постоянные войны выкашивали наше мужское население. А что касается многоженства, знаете, у нас даже так бывает, что первая жена специально ищет для мужа вторую. Жила у нас такая семья по соседству — с первой женой у него одни девочки рождались. И тогда его жена настояла, чтобы он взял вторую. Родился сын. Ту женщину часто спрашивают: зачем она так поступила? «Но мы же умрем, останутся одни мои девочки, а брата нет. Кто их будет защищать, замуж выдавать?»

— А если бы ваша жена пришла и сказала: я хочу привести еще одного мужа?

Адани отвечает притчей:

— Возьмем пустое ведро и попросим множество мужчин принести в него воды. А потом скажем им отпить только то, что они налили. Думаете, у кого-то получится? Не понимаете? Тогда объясню по-простому: в браке, где несколько мужей, будет непонятно, от кого дети.

— У вас в паспорте один штамп?

— У меня вообще ни одного нет. Когда поменял паспорт, не стал ставить. Зачем он нужен, если нас объединил мулла?

— Но получается, если с мужем что-нибудь случается, у вторых и третьих жен нет никаких прав на наследство.

— Когда мужчина создает новую семью, он никогда не отберет ни иголки у первой. Это уже ее и детей. Мы берем на себя ответственность за всех жен и детей: мы их содержим, любим, воспитываем. И это не пустые слова. Чтобы вы поняли, что такое ответственность чеченского мужчины перед его ребенком, расскажу, что я 23 года искал своего сына, от еще одной женщины. Жениться я на ней не мог: причина, поверьте, была. Так я даже на Сахалин ездил, чтобы его отыскать. А во время войны в кармане и носках у меня обязательно лежала записка: «Я, Адани Умаев, ищу сына». Далее его имя, возраст, приметы. И я его нашел. Он принял ислам, готовится переехать в Чечню.

«Мужа мы между собой не обсуждаем...»

Эльза, вторая жена Адани, оказалась женщиной с очень тихим голосом и очень прямолинейным характером. Когда в очередной раз, спрашивая ее о ревности, я попыталась подобрать более мягкие слова, она сказала: «Анастасия, не нужно ханжества. Задавайте вопросы в лоб — и я так же прямо на них отвечу».

Она никогда не думала, что станет второй женой. Более того, в юности считала это для себя неприемлемым. Поэтому на предложение Адани согласилась не сразу.

«Но он мне сильно нравился — он благороден, порядочен, красив, честен».


— У вас была возможность стать первой супругой другого мужчины?

— Конечно, я могла выйти замуж за неженатого человека, ко мне многие сватались. Но сердцу не объяснишь, что хорошо бы влюбиться в того, у кого нет жены.

— Как вас встретила первая супруга?

— С честью. Первое время, не буду скрывать, отношения наши были натянутыми. Она сдерживала себя, я — себя. Но друг к другу мы относились с уважением, потому что мы обе уважаем нашего мужа. Мы жили в разных домах, встречались крайне редко. Сейчас все хорошо: мы созваниваемся, вместе ходим на общие мероприятия. Мы — одна семья.

— Мужа мы не обсуждаем, это считается неприличным. Нет, конечно, я могу спросить, любит ли он, например, соленую пищу. Она ведь хорошо изучила его пристрастия. А если вы интересуетесь, обсуждаем ли мы моменты интимной жизни, то категорически нет. У нас общие темы — это дети, готовка, планы на общие праздники.

— Насколько сложно было принять его третий брак? Почему согласились? Ведь любая женщина в Центральной России сказала бы «ни за что»...

— Он здоровый, любвеобильный, он может обеспечить еще одну семью, более того, он ее любит. У нас неприемлемо, чтобы муж таил обиду. И вообще, в нашем обществе каждая женщина должна морально быть готова к тому, что единственной она не будет. Но признаюсь честно: мне первое время было досадно. Я человек самолюбивый, самодостаточный. Но он моих чувств не увидел, все это осталось внутри. Есть порядок, нарушать закон своей религии я не собираюсь. Для меня важно угодить Господу и угодить мужу.

— Но зачем вы сами поехали к ней свататься?

— Я понимала, что он обрадуется этому. Он с большим уважением и пониманием относится ко мне, он меня радует, так почему я не могу доставить ему радость? Она хорошая женщина, покладистая, старше меня. Я хорошо ее приняла. Честно скажу: если бы нам дали возможность восстановить те дома, которые мы потеряли во время войны, может, я бы ему и еще раз разрешила жениться.

— Но в семью приходит новая женщина — соперница...

— Она мне не соперница. И я первой не соперница. Он распределил по неделям свое время. Если кто-то болеет в другой семье, он может приехать к ним и не в свое время. Но в остальных случаях на мое время никто претендовать не может.

— В незнакомой компании вы говорите, что вы вторая супруга, или стараетесь это не афишировать?

— Почему я должна это скрывать? Мы ничего не нарушаем, мы соединены законом Аллаха.

— Какой совет вы могли бы дать Луизе, которая только входит, как говорят, в полигамную семью? Может, надо изначально постараться построить отношения с первой супругой?

— Этим управляет муж. Уважая его, жена не станет пререкаться, устраивать ссоры, чинить какие-то неприятности в отношении другой. Иначе получается, что я не уважаю себя.


«Могут плакать в подушку, но не покажут мужчине, что им больно...»

— Неужели вы думаете, что каждая девушка у нас мечтает о том, чтобы стать второй или третьей женой? — вопросом на мой вопрос отвечает известная чеченская журналистка Залина Лакаева. — Нет, конечно, все хотят быть первой и единственной. Но жизнь так складывается не всегда. Иногда ты понимаешь, что тебе уже 30, а нет ни мужа, ни ребенка. У нас ведь в республике из-за войны, по статистике, на каждые десять девчонок и пяти ребят не наберется. В Чечне вторые браки — это не редкость.

— Как я понимаю, официальной статистики нет. А если судить по вашему окружению, каков процент полигамных семей в Чечне?

— Не могу сказать, что это массовое явление. Но среди моей родни есть несколько таких семей. Сейчас я не вижу в этом какого-то преступления. Насильно тебя во вторые никто не заберет — хотя бы из самолюбия, уважения к себе.

Залина признается: хотя она и воспринимает это явление как норму, сама бы она ни за что не согласилась стать второй женой.

— Не потому, что я считаю себя лучше, просто не хочу причинить боль первой. Ведь, что греха таить, пережить это женщине сложно. Но она никогда не покажет мужу, что у нее на душе. Это считается неуважением, оскорблением мужчины. В этом вся сила чеченской женщины. Она может плакать в подушку по ночам, но никогда не покажет ни мужу, ни той, другой, что ей больно.

А потом, давайте не будем лукавить: входить в другую семью тоже не сахар. Родня, например, по большей части стоит на стороне первой жены. Но если мужчина привел в дом другую, приходится мириться, ведь эта женщина становится полноправным членом семьи. Хотя есть женщины, которые даже рады второму браку своего мужа. Например, неподалеку от нас жила семья, у жены не могло быть детей. И она попросила привести в дом вторую супругу. И двух старших новорожденных девочек отдали на воспитание первой. Узнали об этом они, уже когда выросли. Но продолжали считать матерью ту, которая их вырастила. Все они жили в одном дворе. А женщины даже спорили: «Мои лучше убираются». — «Нет, мои».

— Вам предлагали стать второй женой?

— Много раз. Однажды это делала супруга моего жениха. Мы были влюблены друг в друга еще в школе, но мои родители были против раннего брака, не разрешили мне за него выйти. Он женился на другой. И вот спустя годы мы попали в одну больницу. Он признался: обо мне он не забывал никогда, — и попросил быть его второй женой. Я отказалась. Тогда ко мне пришла его супруга и начала меня уговаривать. Потом она даже спросила, может ли назвать в честь меня дочку.

— Как это можно объяснить?

— Я и сама не понимаю. Женщины — не мусульманки, которые тоже лежали в той больнице и наблюдали за этой ситуацией, говорили: «Она что — ненормальная? Мы бы тебя на ее месте подушкой придушили…»

— Каковы гарантии, что после смерти мужа вторая и третья не останутся ни с чем?

— Права что у первой, что у второй жены одинаковые. Это узаконено на уровне наших адатов, наших обычаев. Это внутренний уклад народа. У нас, например, нет домов престарелых, бросить старика — это позор на весь род. То же самое и с детьми. Сейчас у нас девушки не стесняются положения второй жены, а многие даже хвастаются этим, особенно когда жених из богатого и уважаемого рода.

— Кстати, о финансовой стороне вопроса. Насколько человек должен быть состоятельным, чтобы он мог взять вторую жену?

— Очень индивидуально. Главное, чтобы он мог позволить купить квартиру или второй дом. Когда в одном доме живут две семьи, это не приветствуется. А так — знаю я, например, таксиста, у которого две жены.

— О таких семьях не судачат соседи?

— Могут и посудачить. Но быстро остывают. Нужно понимать, что ментальности у всех разные, — и относиться с пониманием.

«Штамп в паспорте не влияет на порядочность мужчины...»

Еще одна наша героиня живет не на Кавказе — в Екатеринбурге. Она русская. 11 лет назад она приняла ислам и стала второй женой. Свою историю она согласилась рассказать только анонимно. Но в данном случае это скорее плюс — так можно рассчитывать хоть на толику откровенности. Ее история неоднозначна: Катя (назовем женщину так) бесплодна. Но ребенок у нее есть — это сын первой жены ее мужа.

«Это не первый мой брак. Впервые я вышла замуж после института, но довольно быстро развелась. Тот союз был бездетным и очень «больным». Наверное, поэтому, когда я встретила своего второго супруга, который отнесся ко мне с пониманием, а его в моей жизни никогда не было, я влюбилась. Романтики как таковой в наших отношениях не было. Но была огромная забота, я почувствовала себя защищенной, как за каменной стеной. Это были чистые отношения, он до свадьбы ко мне не прикасался. Мы постоянно говорили о религии. Да, забыла уточнить: конечно же, до знакомства с ним я была православной, но решила принять ислам. Через 3-4 месяца после того, как я «покрылась» (надела хиджаб), он сделал мне предложение. Я согласилась сразу.

Да, я знала, что в Дагестане, откуда он приехал, у него есть другая семья, двое детей. Да, официально, для органов РФ, я не замужем (мы провели никях), но мне все равно. Я не думаю, что штамп в паспорте как-то может повлиять на порядочность мужчины. Сколько историй о разведенных женщинах, оставшихся ни с чем, когда мужчина уходил из семьи. Мой же муж — человек глубоко верующий. Я знаю, что в исламе отставить женщину ни с чем — грех. Так что я абсолютно уверена, что не останусь на улице, даже если у нас не все будет гладко.

Мне 37 лет, с мужем мы ровесники. В общей сложности мы прожили вместе 11 лет. Через восемь лет после нашей свадьбы он перевез в Екатеринбург первую жену с детьми, организовал им отдельное жилье. Та семья изначально знала обо мне. Как она отнеслась к этому? Не знаю. Об этом я ее никогда не спрашивала. Как и о многом другом. Муж против общения между нами. Он с самого начала поставил нам условие-табу — запретил и мне, и первой жене рассказывать о нашей семейной жизни посторонним и тем более друг другу. Максимум, что мы можем, — это поздороваться, когда встречаемся. Но я стараюсь избегать даже таких встреч: мне некомфортно. Думаю, что и ей тоже. Конфликтов никогда не было, потому что контактов не было. Но уровень наших отношений с ней — это исключительно ответственность нашего мужа. Я думаю, что она, так же как и я, просто приняла данный факт. Я работаю на полставки, чисто символически, но уже решила уйти с работы — муж нас обеих материально обеспечивает сполна. Также он равномерно делил время, проведенное с каждой из нас, иногда через день приезжает, иногда проводит день тут — ночь там. У меня претензий нет. Скажу честно: когда он со мной, ее вообще не существует. Наверное, это правильно.


А теперь о главном: я не могу иметь детей, муж знал об этом изначально, еще до свадьбы. Когда старшая жена с детьми переехала, он принял решение, что старший ребенок будет жить со мной. Сейчас мальчику 11 лет. Он принял это нормально, называет меня «мамулечка». К матери он ходит, пока я на работе. Старшая жена не против этого. По крайней мере делает вид. Изначально мне это казалось странным, но со временем все привыкли.

Не могу сказать, что все идеально: разногласия были. Нет, я не ревновала. Я была очень обижена на него. 8 лет он скрывал, что первая жена периодически приезжала с детьми в наш город навестить его. Я не знала об этом. Это открылось, когда она уже переехала окончательно. Я понимаю, что это ничего не меняет, жена есть жена, она имеет такие же права, как и я, но меня это слегка подкосило. Мне всегда было важно доверие. Но мы эту проблему решили.

Вы спрашиваете, счастлива ли я? Да. Но, конечно, хотелось бы большего. Я очень люблю его, очень боюсь его потерять. Но я сама выбрала этот путь. Надо просто продолжать стараться быть идеальной для него. Ведь довольство мужа — довольство Всевышнего...»

«Женятся потому, что первая им надоела...»

Но есть и другое мнение о многоженстве.

Суть его сводится к следующему: вторые браки среди мусульман сейчас не редкость не только на Кавказе, но и в Центральной России. Много вторых семей живет в Москве. Мужик уезжает на заработки, здесь находит себе новую жену. Но очень часто такие браки — прямое нарушение норм ислама. Нет, они совершают никях. Но, согласно канонам, мужчина должен не только поровну распределять между всеми своими женами достаток, но и свое внимание, любовь. А как раз об этом большинство современных мужиков забывают. Женятся потому, что первая им надоела, хотят помоложе и покрасивее. Да, чаще всего они полностью обеспечивают свою первую материально. Но не духовно.

С Айгуль я познакомилась на одном из форумов для русских мусульманок. Она татарка из очень состоятельной и уважаемой семьи. Окончила МГУ, с 17 лет работала на телевидении. И она противница многоженства. По крайней мере в том проявлении, которое наблюдает среди своих знакомых и родных.

— Расскажу историю моего двоюродного брата. Первая его жена попала в жуткую аварию, причем по его же вине. Она заново училась ходить, говорить, у нее обезображено лицо. Нет, он ее не бросил. Но нашел себе вторую супругу: молодую, красивую. Он поселил их отдельно, полностью обеспечивает обеих, но прекратил уделять внимание первой как женщине. Он постоянно в новом доме с новой женой. И таких историй только в моем поле зрения несколько.

До замужества Айгуль не была обделена мужским вниманием и предложениями построить крепкую ячейку мусульманского общества. Несколько раз ей предлагали стать и второй женой. Причем одно из предложений было очень перспективным: он был богат, красив, ее ровесник. Но она поняла, что его намерения далеки от норм шариата.

— Он просто влюбился. Там, в Дагестане, быт, трое детей. А здесь юная светская девушка, которую можно водить по ресторанам, знакомить с друзьями. Знаете, ведь сейчас большинство мужчин-мусульман забывают или не знают, почему можно создавать второй и последующие браки. Пророк брал в жены женщин, чьи мужья погибли на войне во время джихада, а значит, остались без кормильца и опоры. Это были женитьбы с намерением заботы и защиты. Современные же мужчины создают второй брак, потому что им так удобно: я бываю в командировках в Москве, мне нужна женщина, почему бы не взять вторую жену здесь?


У Айгуль много подруг, которые являются вторыми женами. Когда я спрашиваю у нее, неужели они действительно лишены ревности, столь смиренны, что могут сами поехать за другой женой, она улыбается:

— Да, в исламе терпение — самая большая добродетель для женщины. Мы должны изображать радость, когда нам хочется плакать. Но мы все люди, все из одного теста. Ни одна женщина не примет другую с открытой душой, любая женщина ревнует. Да что говорить: нам не нравится, даже если наш муж общается с бывшей. Даже если это из-за ребенка.

Да и вообще, по мнению Айгуль, вторая жена — это не столько радость для мужчины, сколько кабала.

— В исламе мужчина — это кормилец, он должен пахать от заката до рассвета, обеспечивать жену, детей, родителей. Но он хочет и отдохнуть. И эти счастливые часы досуга ты должен разделить между двумя женщинами. У своего мужа (он мусульманин) я спросила: планируешь ли ты взять вторую жену? Он посмотрел на меня как на умалишенную: «Мне бы с одной разобраться». А если уже совсем уйти в плоскость плотских отношений, давайте не будем забывать, что все женщины-мусульманки — особы темпераментные. Попробуй физически потяни двух жен! Каждая из них требует близости, и ее не волнует, что до этого ты два дня провел с другой. А ведь, согласно нормам ислама, ты не можешь отказать супруге в интимной близости.

Спорить о многоженстве можно бесконечно. Но, наверное, точку в этом вопросе поставил еще герой Юрия Никулина из «Кавказской пленницы», спев: «Не очень плохо иметь три жены, но очень плохо с другой стороны!»

По традиции, когда девушка покидает отцовский дом, родственники желают ей благополучия и счастливой семейной жизни. Луиза Гойлабиева готовилась к свадьбе несколько месяцев.

В последнее время радость от предстоящих приятных хлопот была немного подпорчена изрядно надоедливыми журналистами. Однако сегодня настроение девушки ничего не омрачает. Белоснежное платье, праздничный макияж и родные, которые готовы поддержать в такой ответственный момент. С минуты на минуту девушку должны забрать родственники жениха. А пока близкие пытаются успеть напоследок сфотографироваться с Луизой.

И вот родные Нажуда Гучигова уже прибыли за невестой. При входе их встречают старейшины рода Гойлабиевых.
Согласно чеченскому менталитету, гости в доме невесты долго не задерживаются. Родственник со стороны жениха выводит Луизу из дома. Свадебный кортеж из нескольких десятков автомобилей начинает свой путь в сторону Грозного.

Перед входом в городской Дворец бракосочетания Грозного дежурит толпа журналистов. Здесь пройдет самое обсуждаемое событие последней недели. Шумиху вокруг бракосочетания Нажуда Гучигова и Луизы Гойлабиевой даже сравнивают с женитьбой британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон.

В назначенное время свадебный кортеж прибыл к городскомуДворцу бракосочетания. У входа молодоженов встречалигости. Регистрировать брак в день самой свадьбы у чеченцев не принято, но этот случай стал исключением.
В белоснежном платье, под марш Мендельсона и в сопровождении руководителя администрации главы и правительства Магомеда Даудова, юная невеста вступает в новую жизнь.В присутствии многочисленных гостей и журналистов Нажуд и Луиза подтвердили свое желание связать друг друга семейными узами. Свидетельство о регистрации брака и паспорта с соответствующими печатями молодоженам вручили на месте.

Ведущая свадебного торжества - ди-джей радио "Грозный" Татьяна Гладченко. Заслуженный журналист Чеченской Республики, в широких массах известная под псевдонимом Ася Белова, сегодня рассказывает, что ей доводилось работать на разных концертах, однако в стенах загса в такой роли выступила впервые. Понравилось, - признается девушка, -теперь ждет и других предложений. Нет, не руки и сердца, а ведущей бракосочетания.

Вопреки всем слухам и необоснованным обвинениям некоторых СМИ Нажуд Гучигов и Луиза Гойлабиева официально стали мужем и женой. Свидетельство о браке зарегистрировала и скрепила печатью и подписью сотрудница городского Дворца Бракосочетания Луиза Салгириева. За почти 30 лет работы она уже и не сосчитает, сколько раз слышала "да" от молодоженов. Однако, церемонии с таким размахом она все же не припомнит.

Браки заключаются на небесах, поэтому и в загс в день свадьбы в чеченских семьях традиционно не идут. Для подавляющей части жителей республики это лишь формальность, которая всегда может подождать. Случай Нажуда Гучигова и Луиза Гойлабиевой стал исключением.

Уже под звуки лезгинки молодожены покинули стены Дворца бракосочетания и направились в Гранд холл «Фирдаус». Зал не вмещал всех желающих стать свидетелями свадьбы тысячелетия. Кроме родственников, коллег и знакомых на свадьбе также присутствовали журналисты и даже туристы, которые в это время оказались в Грозном. почетный гость торжества - глава Чечни Рамзан Кадыров. Вечер сопровождался традиционными для чеченской свадьбы песнями и танцами. Глава Чечни сдержал данное накануне слово и станцевал зажигательную лезгинку.

Сделать пиар на чужом счастье некоторым журналистам - ярым блюстителям морали и закона - не удалось. Нажуд Гучигов и Луиза Гойлабиева доказали, что любви действительно все возрасты покорны. Да и какое значение имеют года, когда рядом с тобой настоящий полковник.

    Волшебников не бывает. Блаженный комсомолец Шурик не поехал на Кавказ. Не спас невесту. Он поправил очки тихим жестом успешного человека и заявил, что так и задумано. Что легкая окаменелость женщине к лицу . Что это не гримаса страдания, это все от радости.

    Контраргумент из первых рук — нет, мол, счастливые чеченские браки выглядят иначе — не работает. Тут все сводится к вере. Верим ли мы, что чеченская девочка добровольно вышла за мужика, который может вырезать всю ее семью. Или мы не верим в такую возможность. Верим ли мы, что ей просто взгрустнулось... Или верим, что она в заложниках и что в традиционном обществе все женщины в заложниках у мужчин.

    Бесплодна дискуссия тех, кто чтит уклады Северного Кавказа, и тех, кого воротит от патриархата. С одной стороны — скучный треп про права человека, с другой — страстные, сильные и харизматичные люди, у которых бабушка по отцу уважала брата мамы . Против бабушки брата мамы не попрешь, бабушка грозит гуманистам своей клюкой из легендарных, доиндустриальных, родоплеменных времен.

    Да, дискуссия бесплодна, но аргументация заслуживает внимания. Одаренный аноним, который ведет за Рамзана Кадырова инстаграм , отлично отбрехался от злопыхателей: сами, мол, хороши.

    «Любви все возрасты покорны... Многие знают Виктора Ерофеева. Умный, мудрый человек... Жена младше на 40 лет. А Андрей Кончаловский старше супруги на 36 лет. Владимир Шаинский всего лишь на 41 год. Градский на 33 года, Гордон на 30 лет, Дибров на 31 год. А всеми любимая Алла Пугачева взяла себе в мужья Максима Галкина, который младше на 27 лет. И счастливы!»

    Тут хочется возразить, что родственники Андрея Кончаловского вряд ли зарежут брата его драгоценной супруги. Что даже Никита Михалков на это, вероятно, не способен. Но наше возражение из области веры. Ну, верим мы, что семья Кончаловских цивилизованней тейпа Гучиговых. Но мы, выходит, против этих самых Гучиговых предубеждены, а мы враги предубеждений, и сейчас самое время проявить широту взглядов: ту самую широту, когда «не все фашисты одинаково жестоки».

    Всякий российский журналист, особенно поработавший на государственные СМИ, знает: всевластие цензуры преувеличено. Редакции не ждут сигнала сверху. Они заранее готовят серп для превентивной самокастрации. А после многократного повторения этой процедуры все происходит уже автоматически. Так, с позиций просвещенного самоугнетения, выступила чеченская журналистка Сацита Умарова. «Мы понимаем, что ни одна семья не отпустит свою дочь в откровенно плохой дом. И если старейшины решили, что так будет лучше, значит с вероятностью в 90% так оно и будет». Другая чеченка, разлученная с любимым, отлично уладила когнитивный диссонанс и восславила традиционную женскую пассивность: «Я выплакала все глаза, я грозилась убежать из дома… Сейчас, через 10 лет замужества, у меня двое сыновей и свое дело. Теперь я понимаю, что молодой человек, из-за которого я так убивалась, не смог бы обеспечить семью. Своим замужеством я довольна, думаю, родители были правы, что настояли тогда, пусть на тот момент мне это и казалось жестокостью».

    Повторяю: дискутировать с этим бесполезно. А главное, поздно. Свадьба состоялась. И много других свадеб тоже. Шурик не пришел. И не придет. Мы все проворонили. Так давайте переведем дыхание и посмотрим шире.

    Каждый год 12 тысяч российских женщин погибают от рук мужей . Их бьют чеченцы, русские, финно-угры. Их бьют всякие мужчины. Если их тела выложить в ряд, получится Садовое кольцо. Женщины, справедливости ради, тоже убивают и даже сжигают мужчин, но случается это реже.

    Каждый год 36 тысяч российских женщин страдают от побоев. Это сравнимо с населением Ножай-Юртовского района Чеченской Республики, где будут долго и счастливо жить хорошенькая Луиза Гойлабиева и уважаемый Нажуд Гучигов, шеф местной полиции...

    Еще цифры: миллион россиянок занимаются проституцией . Кто-то по глупости, кто-то из корысти, большинство — по принуждению. Миллион — это население Чеченской Республики, где Луизе и Нажуду будет очень-очень хорошо в доме с очень-очень крепкими решетками. Несмотря на треть века разницы в возрасте.

    Цифры кончились. Никто не знает, сколько браков совершаются насильно. Никто даже не способен оценить степень и въедливость этого насилия. Вряд ли Трус, Балбес и Бывалый — верные кунаки главы РОВД Ножай-Юртовского района — караулили невесту с кинжалами в руках. Принуждение — оно разное. И очень часто это самопринуждение, которое маскируется под здравый смысл.

    Я лучше расскажу историю — это было не в Чечне, а в Петербурге. В культурной столице, и никто никому не угрожал. Но одна девочка — знакомая знакомых — все не могла выбрать, за кого пойти замуж.

    — Один у меня программист, зарплата в евро, но от него постоянно воняет. А другой тоже перспективный, переводчик у американцев, но у него такое брюхо, такое... и, ну…

    — Ну что?

    — Ну… член у него очень странной формы. Кривой. Кого выбрать?

    А девочка была библиотекарь. Зарплата 16 тысяч и комната съемная. Надо вертеться. Вариант брака по любви она не рассматривала. Выбрала в итоге программиста. Родила. Сейчас живет нормально. Ну, то есть он ее бьет, но не до крови. Совсем не сильно.

    Так и живем. Сморщенные в , угнетенные и угнетающие — вечно. А счастливые чеченские молодожены ни при чем. Может, у них и правда все будет хорошо.

Поделиться: