Будет ли повышен пенсионный. Повышение пенсионного возраста

3 октября 2018 года Владимир Путин подписал пакет законов об изменениях пенсионного законодательства, в том числе о повышении пенсионного возраста с 2019 года . Неделей ранее соответствующий в окончательном, третьем чтении был принят депутатами Госдумы с учетом ряда существенных поправок, в том числе предложенных самим Президентом в телеобращении к гражданам России 29.08.2018 г.

Предложения В. Путина были одобрены депутатами единогласно, так как основной целью президентских поправок было смягчение пенсионных изменений , в частности:

Cогласно первоначальному проекту пенсионной реформы, подготовленному Правительством под руководством Медведева, после переходного периода, который начнется уже в 2019 году, пенсионный возраст должен был составлять 65 лет для мужчин и 63 года для женщин . При этом все предлагаемые изменения должны были проводиться с учетом продолжительного переходного периода - в течение 5 лет для мужчин (к 2023 году) и 8 лет для женщин (к 2026 году) . Такой законопроект был принят в первом чтении 19 июля в Госдуме, а ко второму чтению был скорректирован с учетом предложенных поправок, в том числе и президентских. В окончательном варианте закона пенсионный возраст составляет соответственно 60 и 55 лет, а переходный период продлится 5 лет.

Закон о повышении пенсионного возраста

С текстом окончательного, подписанного Президентом закона о повышении пенсионного возраста от 03.10.2018 № 350-ФЗ можно ознакомиться ниже:

В связи с повышением пенсионного возраста также будут изменены сроки выхода на социальную пенсию по старости . Это коснется тех граждан, которые к моменту достижения соответственно 65 и 60 лет не смогут выйти на обычную трудовую пенсию из-за того, что они не набрали достаточного количества пенсионных баллов и страхового стажа. Для них возраст выхода на пенсию повысится до 70 лет для мужчин и до 65 лет для женщин (сейчас можно оформить мужчинам при достижении 65 лет и женщинам после 60 лет).

График выхода на пенсию по годам с 2019 года

В результате обсуждения законопроекта в Госдуме с учетом поправок Владимира Путина было принято окончательное решение по пенсионной реформе, и таблица значений пенсионного возраста в результате всех предусмотренных изменений будет выглядеть следующим образом:

Согласно графику, который скорректирован с учетом президентских поправок, в 2019 году на пенсию выйдут мужчины и женщины, которым 60 и 55 лет исполняется в первой половине года (мужчины 1959 и женщины 1964 года рождения) - им придется отработать на полгода больше (соответственно 60,5 и 55,5 лет). Тем, кому 60 и 55 исполняется во втором полугодии 2019 года, оформят выплаты в первой половине 2020 г. (через полгода после 60 и 55-летия).

Зачем нужна пенсионная реформа?

Необходимость очередной Правительство обосновывает тем, что существующие до конца 2018 г. (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были приняты еще во времена СССР (в 1932 году), что не соответствует текущей ситуации в стране: существенно изменились условия трудовой деятельности, продолжительность активной жизненной фазы и продолжительность жизни россиян и т.п.

Сэкономленные в результате повышения пенсионного возраста бюджетные средства, по данным издания «Коммерсантъ», могут быть направлены на реализацию нового майского указа Президента от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» .

«При повышении пенсионного возраста на пять лет с 2019 года в жесткой версии большая часть нацпроектов будет оплачена этой экономией».

Газета «Коммерсантъ» № 81 от 15.05.2018

Дело в том, что для выполнения целей долгосрочных проектов национального развития России потребуется перераспределение расходов, а также привлечение в федеральный бюджет дополнительных денежных средств. На фоне этой задачи, поставленной Президентом в мае 2018 года, Правительство и вернулось в очередной раз к вопросу , в основе которой лежит повышение возраста граждан, при достижении которого они имеют право получать пенсию по старости.

Предлагаемые Правительством изменения позволят в будущем увеличивать средний размер пенсий российским пенсионерам выше темпов инфляции (в среднем ). Благодаря этому будет выполняться поставленная Президентом задача по повышению уровня доходов пенсионеров темпами, превышающими уровень инфляции.

За и против увеличения пенсионного возраста в России

Обсуждение вопросов, касающихся изменений в пенсионной системе, так или иначе происходит регулярно. Даже сам Президент Владимир Путин в последние годы неоднократно отмечал о необходимости увеличения пенсионного возраста, которое должно иметь постепенный характер .

Объективные причины для этого есть. Так, по данным Росстата, установленные на конец 2018 г. значения пенсионного возраста (согласно ч. 1 ст. 8 федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ составляют 55 лет для женщин и 60 лет у мужчин на 31.12.2018 г.) основаны на устаревших показателях продолжительности жизни россиян - а именно, на данных 1926-1927 годов (см. таблицу).

Специалисты отмечают, что к 2030 году доля нетрудоспособного населения старше пенсионного возраста увеличится на 2,8% по сравнению с 2018 годом (с 38023,9 тыс. чел. до 41386,4 тыс. чел.). В свою очередь, доля трудоспособного населения снизится на 1,7%.

Однако против повышения возраста выхода на пенсию доводов гораздо больше. Прежде всего, повышение пенсионного возраста может создать риски безработицы среди молодежи и работников старшего возраста, что повлияет на уровень бедности и снижение зарплат в РФ. К тому же, это изменение может вызвать увеличение числа оформлений (50% россиян в возрасте 60 лет имеют заболевания, по которым они могут оформить пенсию).

От трех «оппозиционных» парламентских партий («Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР) также поступали заявления о несогласии с предлагаемыми Правительством изменениями, поэтому они голосовали против принятия соответствующего закона. Депутаты Госдумы от партии КПРФ 15 мая 2018 года даже внесли законопроект № 466379-7 , который предполагает мораторий на повышение пенсионного возраста до 1 января 2030 года.

Эксперты РАНХиГС разработали свою концепцию реформы пенсионной системы РФ, вообще исключающую необходимость повышения пенсионного возраста при условии увеличения из федерального бюджета и повышения на 5 процентных пунктов (тем самым увеличив налоговую нагрузку на работодателей).

Если же остановиться именно на повышении пенсионного возраста, то в РАНХиГС считают, что оптимальным вариантом было бы провести реформу по следующему сценарию:

  • повысить возраст выхода на пенсию:
    • до 60 лет для женщин (то есть, на 5 лет);
    • до 63 лет для мужчин (то есть, на 3 года);
  • делать это повышение плавно - на 3-6 месяцев в год.

Почему повышают пенсионный возраст в России?

В своих выступления по этому вопросу Владимир Путин отмечал, что существует множество влияющих факторов, из-за которых решение по пенсионному возрасту все же нужно принимать - бездействие в такой ситуации «безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям». Президент выделил следующие основные причины для необходимости принятия такого решения:

  1. Увеличение продолжительности жизни. В протоколе совещания 1956 г., в ходе которого было принято решение по общеустановленному пенсионному возрасту в СССР (60 и 55 лет), было указано, что по мере повышения продолжительности жизни россиян значение возраста выхода на пенсию тоже нужно будет корректировать . Президент отметил, что:
    • в 1956 г. средняя продолжительность жизни составляла 67 лет;
    • в 2018 году это значение увеличилось до 73,5;
    • к 2019 прогнозируется увеличение до 74,3;
    • к окончанию переходных положений законопроекта Правительства этот показатель для женщин установится в значении 85, а для мужчин - 75 лет.
  2. Изменение соотношения количества работающих граждан и пенсионеров . В 1970 г. на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих граждан. Уже в 2018 году эта величина уменьшилась до 2, а в дальнейшем будет еще меньше вплоть до того, что на одного трудящегося будет приходиться один пенсионер (если не предпринимать сейчас каких-либо мер).
  3. Увеличение времени жизни после выхода на пенсию. К 2030 году этот показатель для женщин составит 24 года, а для мужчины - 15 лет.
  4. Низкие доходы пенсионеров . Пенсионная система не сбалансирована, поэтому в текущей ситуации доходы пенсионеров держатся на низком уровне. Если ничего не делать в этом направлении, численность бедных людей в России будет постоянно увеличиваться за счет пенсионеров, которым невозможно будет повышать пенсию даже сегодняшними темпами.

Президент в своем выступлении 20.07.2018 г. отмечал, что ему ни сейчас, ни раньше не нравился ни один из представленных вариантов пенсионной реформы. Но если не предпринимать каких-либо действий, то пенсионная система может «лопнуть» , а средств бюджета или резервных фондов, из которых финансируется вся эта система, будет недостаточно.

В заключение Владимир Путин отметил, что по этому вопросу можно ничего не делать еще в течение 7-10 лет , но по истечении этого времени придется принимать еще более кардинальные и болезненные меры .

Примут или нет закон о повышении пенсионного возраста?

Многие российские граждане с надеждой ожидали, что в результате вмешательства Владимира Путина пенсионная реформа будет отменена или, по крайней мере, сильно скорректирована (тем более что ни один из предложенных вариантов ему «не нравится»). Эксперты в связи с этим регулярно отмечали, что закон о повышении пенсионного возраста обязательно примут с предложенными , но кардинальных изменений ожидать не приходится и в целом реформа будет проходить по правительственному плану . Причин для этого несколько:

  • Самим Президентом в «майском указе» от 07.05.2018 № 204 была поставлена задача по увеличению пенсий темпами выше уровня инфляции , в связи с чем Правительство решило производить с 2019 года ежегодное повышение размера пенсионного обеспечения (что соответствует указу Владимира Путина).
  • Если осуществить серьезные послабления, то Правительство не сможет производить анонсированное с 2019 года повышение пенсий на 1000 рублей в месяц, поскольку такое увеличение было рассчитано исходя из предложенных изначально корректировок пенсионного возраста - с повышением на 5 лет для мужчин и на 8 лет для женщин.

Поэтому закон о повышении пенсионного возраста с 2019 года все же был принят (3 октября он уже был подписан Президентом). За счет этого Правительство планирует ежегодно увеличивать доходы пенсионеров - все высвободившиеся денежные средства от реализации пенсионной реформы планируется направить на , чтобы к 2024 году средний размер пенсии превысил 20 тыс. руб. (напомним, в 2018 году средняя пенсия по России составляет 14414 руб.).

Смягчение пенсионной реформы

29 августа 2018 года в своем телевизионном обращении к гражданам России Владимир Путин сформулировал 6 основных направлений по изменению пенсионной реформы , которые позволят «максимально смягчить принимаемые решения» с учетом принципов справедливости и интересов граждан:

  1. Обеспечить равное повышение пенсионного возраста для женщин и мужчин - на 5 лет (соответственно до 60 и до 65 лет). Вместе с этим предусмотреть возможность , воспитавших 3 и 4 детей (сейчас льготы предусмотрены только для женщин, родивших и воспитавших 5 и более детей - в таком случае выйти на пенсию им можно с 50 лет).
  2. Возможность выйти на пенсию на полгода раньше , если по старому закону до пенсионного возраста осталось менее 2 лет (соответственно, эта мера касается женщин и мужчин, которые по старому закону должны были бы выйти на пенсию в 2019 и 2020 году).
  3. на рынке труда. При этом предпенсионным Президент предложил считать возраст «5 лет до наступления срока выхода на пенсию». Среди основных мер - административная и уголовная ответственность для работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста, меры по стимулированию бизнеса, специальная программа повышения квалификации для предпенсионеров, повышение максимального размера пособия по безработице с 4900 до 11280 рублей с 1 января 2019 года, предоставление двух дней в году на прохождение диспансеризации с сохранением зарплаты и др.
  4. Сохранение действующего сейчас пенсионного возраста для отдельных категорий работников - работающих на вредных и опасных условиях труда, чернобыльцев, коренных народов Севера и др. С целью поддержки работников на селе с 2019 года также будет предусмотрена надбавка к в размере +25% (при наличии не менее 30 лет стажа работы в сельском хозяйстве).
  5. Возможность было предложено сделать более доступной. Изначально в законопроекте Правительства такой стаж был установлен в размере 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, а Президент поручил снизить эти сроки на 3 года - соответственно до 37 и 42 лет. Такие граждане смогут выйти на пенсию досрочно - за 2 года до достижения пенсионного возраста (но не раньше достижения возраста 55 и 60 лет).
  6. Сохранение федеральных льгот при достижении возраста 55 и 60 лет. Сейчас такие льготы (прежде всего, имеются в виду по уплате имущественного и земельного налога) предусмотрены именно для такой социальной группы, как пенсионеры. В связи с повышением пенсионного возраста предлагается привязать эти льготы не к статусу пенсионера, а к возрасту 55 и 60 лет. Касательно сохранения региональных льгот при достижении этого возраста субъекты РФ должны определиться самостоятельно.

Подробнее с поручениями Президента по смягчению пенсионной реформы можно ознакомиться на . Поправки, разработанные на основе этих предложений были приняты во втором чтении 26 сентября и были учтены в окончательном содержании , подписанного Президентом. Средства на обеспечение этих поручений Правительство также должно найти самостоятельно.

Стоит также отметить, что оппозиционные партии в Госдуме не поддержали предложенный Правительством законопроект во время его первого чтения (все три фракции, представляющие парламентскую оппозицию, проголосовали «против»). В связи с этим они тоже предлагали множество поправок ко второму чтению законопроекта, но они не были приняты. Одним из популярных предложений является мораторий на повышение пенсионного возраста : фракция КПРФ уже внесла на рассмотрение в Госдуму такой отдельный законопроект, а «Справедливая Россия» готовила соответствующую поправку ко второму чтению, но она была отклонена.

Надеяться, что законопроект будет как-то кардинально скорректирован, все-таки не стоит - в Правительстве не раз отмечали, что только принятие закона в его первоначальной концепции позволит обеспечить устойчивость пенсионной системы и обеспечить высокие доходы пенсионерам (то есть после выхода на пенсию).

Референдум против повышения пенсионного возраста

Помимо моратория на повышение пенсионного возраста, представители партии КПРФ изначально предлагали провести референдум по пенсионной реформе, вероятность проведения которого довольно сомнительна . Дело в том, что по данным на 10 августа Центризбирком согласовал уже 5 заявок на проведение всероссийского референдума по пенсионной реформе:

  • 8 августа одобрены 3 заявки (инициативные группы от КПРФ, кандидата в мэры Москвы от «Справедливой России» И. Свиридова и Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями из Подмосковья);
  • 10 августа согласованы еще 2 заявки (из Вологодской и Нижегородской области).

Однако и эти цифры могут быть не окончательными - председатель Центризбиркома России Элла Памфилова на заседании ЦИК 10 августа 2018 года отмечала, что в региональные избиркомы поступило уже 20 заявок на проведение референдума . Из-за такого количества обращений все больше ставится под сомнение вероятность того, что такой референдум сможет состояться.

Глава ЦИК подчеркнула, что, чем больше заявок будет одобрено, тем меньше вероятность того, что какая-то из групп сможет организовать референдум, так как после согласования с Центризбиркомом вопроса для референдума должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Инициативные группы должны быть созданы и зарегистрированы не менее чем в 43 регионах страны (с учетом, что всего в РФ 85 субъектов).
  2. В каждой группе должно быть не менее 100 человек , которые проживают в каждом конкретном регионе.
  3. В одном субъекте РФ не может быть зарегистрировано несколько групп с схожими по тематике вопросами для референдума.

Таким образом, инициировать всероссийский референдум против повышения пенсионного возраста сможет только одна инициативная группа - та, которая первой сможет зарегистрировать свои региональные подгруппы в половине регионов страны, исходя из вышеперечисленных правил. А это означает, что, конкурируя друг с другом, инициаторы заявок будут создавать друг другу препятствия, что в итоге приведет к тому, что референдум не сможет организовать вообще ни одна из групп .

Когда будет референдум по пенсионной реформе?

Помимо этой причины, существует еще одна особенность, из-за которой референдум по пенсионной реформе может не состоятся . Подготовка к проведению референдума по всем законодательным нормам занимает довольно длительное время . Как отмечали представители партии КПРФ, весь процесс может занять примерно 3-3,5 месяца .

Согласно закону № 5-ФКЗ от 28.06.2004 г. , который регулирует правила проведения референдума в РФ, после регистрации региональных групп предусмотрены следующие этапы подготовки:

  1. В течение 45 дней должно быть собрано 2 млн подписей , при условии, что в одном регионе их можно собирать в количестве не более 50 тыс.
  2. В течение еще 30 дней ЦИК проверяет подписи на брак: из 40% случайно выбранных подписей отбраковано должно быть не более 5%.
  3. ЦИК выносит решение о назначении референдума и передает документы Президенту. Не позднее чем через 10 дней документы от Президента перенаправляются в Конституционный суд, который оценивает законность предложенной инициативы.
  4. После всех вышеперечисленных этапов Президент назначает дату голосования, которое должно быть проведено в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о референдуме.

Исходя из этого, даже если допустить, что одна из инициативных групп все-таки сможет организовать референдум по всем законодательным нормам, то его подготовка и проведение займет довольно длительное время. К тому же все эти действия уже бессмысленны ввиду того, что закон уже принят в окончательном виде .

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.

Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами. Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Предлагаемые этапы:

Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет соответственно.

Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2024 году в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2026 году в возрасте 64 и 59 лет соответственно.

Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет соответственно.

Женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года.

Женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2032 году в возрасте 62 лет.

Женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно , а именно:

– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007–2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

– Педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию . Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Справочно

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы ХХ столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

  • Повышение пенсионного возраста не предусматривается :

    1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым в результате специальной оценки условий труда:

    На подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины );

    В тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины );

    В текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины );

    В экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины );

    В плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины ), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины );

    На подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины );

    В летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины );

    На работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

    Трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины );

    Рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины );

    Водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины );

    Спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины ).

    1. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья , а именно:

    - женщинам , родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,

    Одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины );

    Опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины );

    - женщинам , родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

    Инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины );

    Инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины );

    Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины );

    Постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины ).

    1. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
    2. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе , непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины ).

    По материалам ОПФР по РО

    27 сентября 2018 года Госдума приняла закон о повышении пенсионного возраста в третьем (заключительном) чтении с учетом предложенных поправок. Уже 3 октября документ былл рассмотрен в Совете Федерации и подписан Президентом В. Путиным. Принятый закон о пенсионной реформе вступит в силу с 1 января 2019 года - с этой даты в России начнется поэтапное повышение пенсионного возраста, дающего право россиянам на оформление страховой (трудовой) пенсии по старости. Всего после завершения переходного периода возраст выхода на трудовую пенсию для мужчин и женщин будет повышен на 5 лет и в общем случае составит соответственно 65 и 60 лет (см. таблицу ниже):

    Смягчение пенсионной реформы В. Путиным

    29 августа 2018 года Владимир Путин выступил с телеобращением , в котором он впервые подробным образом обстоятельно сформулировал свою позицию по пенсионной реформе. Президент объявил о своем варианте смягчения пенсионных изменений, который был уже проработан Правительством и представлен в качестве поправок ко второму чтению законопроекта в Госдуме (они же были единогласно приняты депутатами 26 сентября 2018 г.)

    Из основных предложений Владимира Путина можно выделить следующие:

    • смягчение пенсионного возраста для женщин ( , предложенных Правительством);
    • льготный выход на пенсию в течение первых двух лет реформы (на полгода раньше установленного срока, т.е. в 2019 году - в 55.5 и 60.5; в 2020 г. - в 56.5 и 61.5);
    • снижение требований к стажу, необходимому для (37 лет для женщин и 42 - для мужчин , вместо 40 и 45 соответственно);
    • возможность (при наличии 3-х детей - на 3 года раньше, при наличии 4-х - на 4 года раньше срока).

    Примечательно, что в течение первых месяцев в публичной дискуссии по этому вопросу Президент России не принимал участие . Лишь 20 июля 2018 года, на следующий день после первого рассмотрения закона в Госдуме, на прошедшей в Калининграде встрече с волонтерами ЧМ по футболу 2018 года Владимир Путин предложенное Правительством .

    Путин о повышении пенсионного возраста в 2018 году - последние новости

    По словам Президента, который 20 июля 2018 года в Калининграде впервые публично прокомментировал пенсионную реформу, ответив на вопросы волонтеров Чемпионата мира по футболу, для принятия окончательно решения по параметрам необходимо опираться не на эмоции, а на объективные факты - экономические оценки развития и состояние социальной сферы страны с учетом долгосрочной перспективы :

    «Давайте, ещё раз говорю, посмотрим, как будет дискуссия разворачиваться, всех послушаем, взвесим все эти позиции, точки зрения. <…> Но будем относиться к этому самым серьёзным образом. Прежде всего для того, чтобы обеспечить интересы наших граждан и сегодня, и на длительную перспективу - так, чтобы у нас была стабильная, надёжная ситуация и в экономике, в социалке, в том числе и в пенсионной системе».

    Президент России Владимир Путин, 20.06.2018 г.

    Президент отметил, что есть многие факторы , которые подталкивают к принятию решения по повышению пенсионного возраста, из них они привел следующие:

    1. Когда в СССР принималось решение по общеустановленному пенсионному возрасту 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, работающих граждан было в 3,7 раз больше количества пенсионеров . А сейчас на одного пенсионера приходится всего 2 работающих человека, и в дальнейшем, если ничего не предпринимать, эти цифры также будут уменьшаться.
    2. Сейчас приоритетной задачей, поставленной перед Правительством, является повышение доходов российских граждан , а без корректировки пенсионного возраста доходы такой многочисленной социальной группы, как пенсионеры, будут неуклонно снижаться из-за сокращения числа работающих граждан.
    3. В протоколе совещания от 1956 года, в ходе которого первоначально было принято решение об установлении действующих в 2018 году границ «периода трудоспособности» в 60 и 55 лет, было указано, что по мере увеличения продолжительности жизни возраст выхода на пенсию тоже будет необходимо повышать. Далее приводится несколько показательных цифр:
      • Во время принятия старых нормативов (т.е. в 1956 году) средняя продолжительность жизни россиян была на уровне 67 лет .
      • В 2018 году средняя продолжительность жизни - уже 73,5 лет , а в 2019 она по прогнозам составит 74,3 года.
      • К моменту завершения переходных положений, предусмотренных в законопроекте Правительства, эти величины будут еще выше - более 75 лет для мужчин и 85 лет для женщин .
    4. 7 августа 1995 года было принято Постановление Правительства № 790 , в котором было отмечено о необходимости корректировки пенсионного возраста «с учетом демографического развития в Российской Федерации» во втором десятилетии XXI века .

    В итоге Владимир Путин подчеркнул, что ему лично не нравится никакой вариант пенсионной реформы (и мало кому это нравится в Правительстве), однако в долгосрочной перспективе пенсионная система «лопнет», если и дальше ничего не делать в этом направлении. Конечно, можно ничего не предпринимать еще ближайшие лет 5-10, но потом это сделать будет еще сложнее .

    Будет ли принята пенсионная реформа?

    Многие россияне ожидали реакции Президента на предложение Правительства в надежде на то, что реформа все-таки будет отложена. Но, по сути, внесенные Президентом суть реформы не изменили, поэтому в дальнейшем она будет проходить по первоначальному плану без значительных корректировок . Эксперты регулярно отмечали, что принимать «мягкий» вариант реформы Правительство не намерено по следующим причинам:

    • Если произвести значительную корректировку реформы, то Кабмин не сможет осуществить обещанную с 2019 года ежегодную , так как такое повышение пенсий было рассчитано при условии жестких корректировок пенсионной системы, обозначенных в исходном варианте законопроекта.
    • В целях исполнения так называемых «майских указов» Президента, которыми устанавливаются долгосрочные цели развития России на 2018-2024 гг., рост пенсионного обеспечения в России должен быть выше уровня инфляции , исходя из чего и был установлен размер прибавки 1000 руб. (в 2019 году это соответствует темпам повышения «в два раза больше, чем инфляция»).

    Поэтому пенсионный возраст в России с 2019 года так или иначе будет увеличен , поскольку целью этой реформы власти считают повышение доходов россиян. С использованием высвободившихся денежных средств от принятия такого решения средний размер пенсии нынешним пенсионерам планируется увеличить с текущих 14 тыс. до 20 тыс. руб. к 2024 году .

    Напомним, что первоначальный был внесен Правительством на рассмотрение в Госдуму 16 июня и уже 27 сентября был принят в окончательном третьем чтении . 3 октября он был одобрен Советом Федерации и подписан Владимиром Путиным. Такое непопулярное предложение ожидаемым образом вызвало широкий общественный резонанс. Неоднозначно это предложение было принято также многими российскими чиновниками и депутатами Государственной Думы.

    Как отмечают различные исследовательские институты (включая государственную компанию ВЦИОМ), пенсионная реформа спровоцировала падение рейтинга ведущих российских политиков, в том числе премьер-министра Д. Медведева, Президента В. Путина, а также партии «Единая Россия» в целом.

    Референдум против повышения пенсионного возраста

    Проведение всероссийского референдума по пенсионной реформе пытаются организовать представители партии КПРФ , но первая их попытка оказалась неудачной. В результате заседания Центризбиркома 27 июля формулировка вопроса, которую предлагали в КПРФ для вынесения на всенародное обсуждение, признана некорректной, и в проведении референдума было отказано .

    Тем не менее, 1 августа представители КПРФ подготовили оптимальную формулировку вопроса для референдума с учетом рекомендаций ЦИК: «Согласны ли вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет), повышаться не должен?». Теперь ожидается собрание инициативных групп, чтобы утвердить этот вопрос.

    Помимо инициативы коммунистов, в ЦИК поступила заявка от Ильи Свиридова , кандидата в мэры Москвы от партии «Справедливая Россия», который также пытается организовать проведение референдума. 3 августа 2018 года он уже провел собрание инициативных групп, которые единогласно проголосовали за предложенный для референдума вопрос.

    Согласно законодательству, после утверждения рабочими группами предложенного для проведения референдума вопроса, будет необходимо пройти следующие этапы:

    1. Сбор подписей граждан. В течение 3 месяцев должно быть собрано не менее 2 млн подписей, с условием, что в одном регионе будет не более 50 тыс. подписей.
    2. Проверка подписей в ЦИК. В течение 30 дней проверяются 40% случайно выбранных подписей. Если брак не превысит 5%, то будет вынесено решение о назначении референдума.
    3. Определение законности инициативы. ЦИК направляет документы Президенту, который в свою очередь адресует их в Конституционный суд для оценки законности инициативы.
    4. Назначение Президентом даты голосования.

    Многие эксперты уже сходятся во мнении, что реализация всех этапов займет слишком длительное время - тем более уже был принят в окончательном виде .

Поделиться: