16 апреля православные отметят пасху. Допустимо ли праздновать Православную Пасху во время Песаха? Обязательно ли освящать куличи

Мария, Тюмень

Какого числа нужно праздновать Пасху в 2017 году?

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какого числа православный праздник Пасхи в этом году? Она совпадает с католической и еврейской, и обычно в этом случае переносится на неделю вперед? Может, есть примеры подобного совпадения как в наши, так и в дораскольные времена. Или учения, толкования святых отцов на эту тему. Помогите разобраться.

В 2017 году православные празднуют 16 апреля, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 11-17 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями ?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина.

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок », когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе . Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе :

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет . Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря . Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней . Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями »? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника?

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения » не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

16 апреля 2017 года

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем . И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, - всюду они вызывают трепетание в каждом сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа .

«Христос Воскресе!» - мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова:«Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе!» - и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью.

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств , знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом . Праздник этот называется еще , то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень . Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина , опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите посмотрите место, где лежал Господь . А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа . Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь ; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь; Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Которому предшествует, каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это , Пасха , и ) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (, , и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

Дата может попадать в период от до по ст. стилю. (В XX-XXI веках это соответствует периоду с по по н. стилю). Если совпадает с праздником (, то дата полнолуния будет в марте;
Если значение Полнолуние (Y )>= 32 , то следует вычесть 31 день, и получится дата в апреле.

    Формула Гаусса вычисления Пасхи: -остаток от деления;

a = [(19 ·[Y /19 ] + 15 ) / 30 ] (например, = 12, а = [(19 · 12 + 15)/30]= 3, Полнолуние (2007 )= 21 марта +3 =24 марта)

b = [(2 ·[Y /4 ] + 4 ·[Y /7 ] + 6 ·a + 6 ) / 7 ] (например, = 3,=5, итак для 2007 года b =1)

Если (a + b) > 10 , то Пасха будет (a + b − 9) апреля ст. стиля, в противном случае - (22 + a + b) марта ст. стиля . Получаем 22 + 3 + 1 = 26 марта (ст. ст) или 26 марта + 13 = 8 апреля (н. ст.)

В отличие от революционных праздников типа 8-го марта (дня рождения Клары Цеткин) Пасха в каждом году рассчитывается следующим образом: она празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Весеннее полнолуние — это полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. В 2017-м году это будет 16 апреля. Однако окончательная дата Пасхи в Православии определяется в соответствии с 7-ым апостольскими правилом:

«Аще кто епископ или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина»

Аналогичное правило есть в постановлении Никейского собора (Первого Вселенского Собора 325 года в городе Никее) ,

а так же есть 1-е правило Антиохийского поместного Собора.

Согласно этим документам, если первое воскресенье после весеннего полнолуния выпадает на день, когда иудеи празднуют Песах — Пасха переносится на неделю. Так было всегда.

Однако в 2017-м году такой перенос сделан не был и потому 16 апреля Пасха будет у католиков, у евреев будет Песах, а у православных Пасха должна быть по правилам 23-го апреля.

Тем не менее, как выше было замечено — главные церковные иерархи приказали праздновать 16 апреля,

чем нарушили фундаментальные догматы христианской церкви.

В первой половине прошлого века в Челябинской области многим верующим была знакома Евдокия Чудиновская, называемая в народе Блаженная Дунюшка и обладавшая выдающимся пророческим даром, подтвержденным современниками многократно.

В отличие от многочисленных современных «старцев», пророчества которых в лучшем лепят где-то на Лубянской площади и которые никогда не сбываются, Евдокия Чудиновская человек реальный, о ней только в интернете пишут с 1996-го года как минимум, все тексты в наличии. Однажды её спросили: когда наступит Апокалипсис? Её дословный ответ:

При кончине мира будет две Пасхи.

Правильная и неправильная.

Священство справит неправильную и начнется война.

Однако о двух Пасхах при Конце Мира рассказывали воцерковленные бабушки еще в 70-е. Еще они говорили что мир в то время будет весь покрыт паутиной. Потом показывали на ЛЭП и молились ибо видели в ЛЭП ту самую паутину. Но мы то теперь знаем, что речь шла о паутине немного другой.

Один из самых важных праздников христианства, определяющего эту религию как таковую, является Пасха. Которая, кстати, уже близко — 8 апреля. Вот только не для всех. Ведь католическая и православная Пасхи не всегда совпадают по времени. И если в прошлом году они обе выпадали на 16 апреля, то в этом между ними неделя разницы. Католики будут отмечать 1 апреля, а православные — 8.

Почему Католическая и Православная Пасха празднуется в разные дни

В истории христианства было много чего интересного — раскол церкви на католическую и православную, многочисленные европейские новшества, зарождение протестантства, религиозные войны и много других интересных событий, но Пасху все еще отмечали в один и тот же день, да и почти одним и тем же образом.

Однако, примерно в 16 веке, произошла календарная реформа. Православные продолжили отмечать даты по старому стилю, а католики — по новому. Более соответствующему климатическим особенностям, но отстающему на 14 дней, согласно современным нормам. Хотя изначально разница была всего в 8 дней, но за счет високосных годов и того, что календарь все-таки лишь примерно соответствует астрономическому времени, набежало к настоящему моменту еще 7.

И все расчеты пришлось менять, просто потому, что теперь календарное воскресенье выпадало на совершенно разные дни. Этим и объясняет различие в праздновании Пасхи. Но более 5 недель разницы быть не может по чисто техническим причинам. А вот в 2019 году православная пасха на неделю опередит католическую.

История

События, предшествующие воскрешению Иисуса Христа из мертвых, были приурочены к давнему иудейскому празднику Пейсах, напоминающему об уходе иудеев из Египта под руководством пророка Моисея. И праздничный ужин в честь Пейсаха — это и есть та самая Тайная Вечеря, на которой все и началось.

Поэтому когда традиции христианства уже сформировались, было официально решено отмечать Пасху в воскресенье, но строго после Пейсаха. Который был прикреплен не к лунному, а солнечному календарю и наступал всегда в одно и то же время — 14 день весеннего месяца нисана. А потом туда еще и другой праздник наложился, только уже языческий — день Весеннего Равноденствия. И начали привязывать уже к нему, а не к иудейскому празднику, от которого вообще старались как можно сильнее откреститься.

Итого, было установлено, что Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, после Весеннего Равноденствия. Было это аж в 325 году, на Первом Вселенском соборе, где решались основные организационные моменты и выявлялись наиболее серьёзные различия в трактовке поступков и жизни Иисуса и апостолов.

На самые распространённые вопросы о праздновании главного христианского праздника от читателей «АиФ» отвечает Сергий Кубышкин, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора, иерей.

Почему праздник называется Пасхой и считается главным христианским торжеством?

Слово «Пасха» ведёт своё начало от названия ветхозаветного праздника в честь «исхода» евреев из Египта и освобождения от египетского рабства. Но в христианстве Пасха приобретает иное значение - это день Воскресения Иисуса Христа из мёртвых, день победы света над тьмой, жизни над смертью. Древнееврейский смысл «исхода» или «перехода» для христиан понимается как переход из смерти в жизнь, от земли к небу. Человек обретает надежду на вечную жизнь и победу над смертью.

Если Рождество - это празднование рождения Христа на Земле, то Воскресение Христа - это осуществление смысла прихода Бога к людям. Это победа Христа над мраком и безысходностью смерти, которую он даёт всем верующим. Не случайно поэтому Пасху называют «Праздником праздников» и «Торжеством из торжеств». И мы приветствуем друг друга в пасхальные дни возгласом: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Пасхальное богослужение в Казанском соборе. Фото: Предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской епархии / Юрий Костыгов

Почему яйцо является символом Пасхи?

По преданию, Мария Магдалина после воскрешения Христа пришла к императору Тиберию рассказать ему об этом. Поскольку ко двору императора было не принято приходить с пустыми руками, женщина поднесла Тиберию то единственное, что у нее было с собой - простое куриное яйцо, со словами: «Христос Воскресе!» Император не поверил и, рассердившись, воскликнул: «Мёртвые не станут живыми, как это яйцо не станет красным!». В этот момент, к изумлению всех присутствовавших, яйцо внезапно покраснело в его руках.

С тех пор для христиан красное яйцо стало символом Воскресения Христа, отсюда появилась традиция каждый год красить яйца к Пасхе и дарить друг другу, утверждая таким образом веру в совершившееся Чудо.

Для христиан красное яйцо стало символом Воскресения Христа. Фото: pixabay.com

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Поздравлять людей иного вероисповедания с православными праздниками не стоит, дабы избежать неловкой ситуации и не обидеть человека. Более того, это просто нелогично с точки зрения религиозных воззрений. Но сами вы можете принять с благодарностью искренние поздравления от человека другой веры. А когда придёт время, в свой черёд поздравить его в важный для него день.

В России на протяжении веков было заведено относиться с большим уважением и пониманием к традициям и вере других людей. Кстати, поздравить с Пасхой представителя другой христианской конфессии - католика или лютеранина - можно вполне, если, как в этом году, даты празднования Воскресения Христова разными христианскими конфессиями совпадают - это 16 апреля.

Даты празднования Воскресения Христова разными христианскими конфессиями совпадают - это 16 апреля. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

Правда ли, что на Пасху обязательно нужно съездить на кладбище?

Всю неделю, следующую за первым Пасхальным днем, в церквах не служат панихиды, отпевание новопреставленных в это время происходит по особому чину, который включает в себя множество праздничных пасхальных песнопений. Воскресение Христово знаменует победу над смертью и является прообразом всеобщего воскресения.

Посещение кладбища происходит на 9-й день после Пасхи - на Радоницу (от слова радость - ведь праздник Пасхи продолжается). В этом году это 25 апреля. В этот день впервые после Пасхи в храме совершается заупокойная служба, и верующие посещают кладбище - помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Куличи и яйца освящаются в храмах, как особое приношение верующих, свидетельство благодарности Господу за хлеб насущный. Фото: pixabay.com

Обязательно ли освящать куличи?

Пасха - большой праздник, день величайшей радости для всех христиан, поэтому в связанных с ней обычаях нет места принуждению. Освящать куличи никто никого не понуждает, это не более чем благочестивая традиция. Куличи и яйца освящаются в храмах, как особое приношение верующих, свидетельство благодарности Господу за хлеб насущный.

Поделиться: