Знак праздника день 1 мая. История и традиции празднования первомая

Майских праздников россияне ждут с особым нетерпением – столько выходных в начале месяца, когда открывается дачный сезон! Но если о том, что такое 9 мая для России сегодня знает каждый младенец, то о том, что именно мы отмечаем 1 мая мало кто может рассказать внятно. Разбираемся вместе с о том, что за праздник Первомай.

Если глубоко углубляться в историю, то еще в древности наши предки устраивали масштабные празднования, которые приходились на конец апреля-начало мая. Таким образом они старались умилостивить богов перед началом работы на полях. Славяне отмечали уход весенних холодов, устраивали обрядные купания в холодной воде, жгли костры, приветствовали богиню Живу, по поверью, оживлявшую природу.

Жители Древней Греции и Древнего Рима поклонялись богине Майе, которая была покровительницей земледельцев. В последний весенний месяц в честь богини и начала нового урожайного сезона они устраивали большой праздник.

Из истории наверняка все помнят, что два века назад рабочий день бедняка длился от 12 до 15 часов. 21 апреля 1856 года в Австралии прошли марши протеста рабочих, которые требовали сократить рабочий день до 8 часов и при этом не уменьшать зарплату. Им удалось добиться своего. И даже без кровопролития

В 1886 году в США и Канаде рабочие также решили организовать митинги и демонстрации, чтобы добиться 8-часового рабочего дня, фиксированной зарплаты и социальных гарантий. В этот день каждый город поднял бунт. Однако центром протестов стал Чикаго, где на улицы вышли около 40 000 рабочих. Здесь миром решить дело не удалось. Последовали многотысячные увольнения рабочих, демонстрации разгонялись с помощью оружия. Погибло очень много людей. В память о погибших Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая 1890 года Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Праздник стал ежегодным.

Как отмечали Первомай в России?

В Российской империи впервые Первомай отметили в 1890 году в Варшаве. Эту тенденцию подхватил Петербург, где в 1981 году на 1 мая прошла первомайская стачка рабочих. В Москве первая маевка состоялась в 1895 году. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии "Вся власть Советам", "Долой министров-капиталистов".

В 1918 году в послереволюционной России был принят закон о том, что 1 мая будет отмечаться на общегосударственном уровне.

В СССР первомайские демонстрации имели огромнее значение. Это был действительно масштабный праздник. Организации готовились к нему неделями. В первые годы советской власти на парад в честь 1 мая выходила военная техника, устраивали настоящие спектакли с акробатическими и гимнастическими номерами. Это был настоящий праздник, которого ждали.

У него было много названий. Изначально в СССР 1 мая назвали Днем Интернационала. В 1930 году этот день был переименован в Праздник международной солидарности пролетариата. В годы Великой Отечественной войны он получил название Боевой праздник международного пролетариата. После этого появилось официальное название — Международный день труда. С 1997 года 1 мая мы отмечаем День весны и труда.

Вопреки распространенному мнению, «праздник Первомай» придумали не в Советском союзе. Еще в 1856 году рабочие Австралии вышли на улицы, требуя сокращения рабочего дня. Успехом эта идея увенчалась не сразу, но праздник у них появился.

Тридцать лет спустя, в первых числах мая 1886 года, прошли митинги рабочих в Канаде и США. 4 мая в Чикаго погибли 6 человек, народ рассердился и вышел снова. В результате взрыва и перестрелки погибли 8 полицейских и 4 рабочих, появились десятки раненых. Пойманных зачинщиков показательно казнили — а затем посмертно оправдали, поскольку была доказана их непричастность к взрыву.

Именно в память об этих событиях с 1890 года отмечался день солидарности рабочих всего мира.

В Российской империи праздник был неофициальным. Впервые его отметили миллионной демонстрацией в 1918 году. Праздник получил название День Интернационала. Название «Первомая» время от времени менялось, в итоге он стал называться Днем международной солидарности трудящихся.

В этот день в городах и селах Союза люди выходили на главные улицы и проспекты, чтобы продемонстрировать верность социалистическому курсу развития, стремление к общим идеалам и прочие доказательства лояльности к власти. Для многих это также означало «не лишиться премии» или «получить отгул, когда нужно»: чем ближе к 90-м, тем меньше было желающих стремиться к коммунизму бесплатно. Солидарность выражалась, как правило, в лозунгах, учитывающих остроту момента: если в какой-то стране загнивающего Запада капиталисты притесняли рабочих, последних непременно жалели.

День труда парадоксальным образом стал выходным: некому работать, когда все на демонстрации. Второе мая тоже объявили праздничным днем, чтобы люди могли выехать на природу или дачу. Это оказалось очень удобно. Кстати, подзабытое нынче слово «маевка» означало не саму демонстрацию, а именно такое празднование на следующий день.

Как называется 1 мая сегодня

С 1992 года в России отмечается праздник весны и труда, так он называется и сейчас. Официальные демонстрации проводятся и сейчас, но организовывают их разные партии, получившие разрешение на шествие, можно присоединиться к тем, чьи лозунги вам ближе. Впрочем, для большинства россиян это теперь просто лишние выходные дни, которые можно провести по своему усмотрению.

Праздник 1 мая до сих пор отмечается в СНГ, в странах Европы и обеих Америк, а также в Азии (причем не только в Китае и КНДР, но и, например, в Таиланде).

Первое мая празднуют во многих странах мира. В первоначальном варианте название праздника звучало как День международной солидарности трудящихся, но в настоящее время он называется так только на Украине. В России и Таджикистане эту дату называют Праздником Весны и Труда, в Казахстане - Праздником единства народа Казахстана, а в США, Китае, Киргизии, Белоруссии и ряде других стран ее название звучит как День Труда.

История возникновения праздника

На картинке изображен протест рабочего класса против непосильных условия труда и разгон демонстрантов властями.

21 апреля 1956 года рабочее движение Австралии выступило с требованием сократить трудовой день до 8 часов. Их требование было удовлетворено, в результате чего появился праздник, ежегодно отмечаемый рабочим классом.

Следуя примеру австралийских рабочих, анархические организации Канады и США также устроили ряд протестов и демонстраций. При разгоне протестующих в Чикаго погибли и получили серьезные травмы некоторые участники митинга. Это происшествие повлекло за собой массовые выступления против жестокости со стороны полиции. Некто из протестующих организовал взрыв, в результате которого погибли и пострадали некоторые служители закона.

В организации взрыва были обвинены 8 демонстрантов, которых за это приговорили к смертной казни. Свидетель со стороны обвинения успел признаться в том, что оговорил осужденных, но 5 из них уже были казнены. Оставшимся 3 рабочим смертный приговор заменили на длительную каторгу. В конце концов выяснилось, что обвиненные действительно были невиновны.

Позднее, в память об этих напрасных жертвах, 1 мая объявили Днем солидарности рабочих всего мира. Первого мая 1890 рабочий класс выступил с требованием ввести восьмичасовой рабочий день. Требование было удовлетворено, в результате чего американские рабочие ежегодно стали отмечать этот праздник.

Постепенно праздник Первое Мая или Первомай пришел в другие страны миры, в том числе и в Россию, опять же, после демонстраций и удовлетворения требований трудящихся о пересмотре условий труда. В настоящее время маёвки утратили политический окрас. Праздник ежегодно отмечают во многих странах мира 1 мая или в первый понедельник мая.

1 Мая в СССР


На фото видно, как праздновали 1 Мая в советское время.

Во времена СССР праздник 1 Мая отмечали с большим размахом, чем в нынешнее время: на площадях и в парковых зонах звучала музыка, люди надевали нарядную одежду, заранее рисовали красочные плакаты, надували воздушные шары, поднимали флаги. Политическое участие также было более ощутимым.

Как празднуют 1 Мая в современной России


На картинке изображен парад в честь 1 Мая в современной России.

В настоящее время Первомай отмечают скромнее, чем во времена СССР, но на площадях и в местах общественного отдыха по-прежнему ощутимо настроение праздника. Желающие участвуют в демонстрациях и народных гуляниях вместе с друзьями, коллегами по работе и своими семьями, а кому-то больше по душе отдых на природе и пикник. В любом случае, 1 мая - это официальный выходной, поэтому как провести этот день, каждый решает для себя сам.

Три тысячелетия назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе - покровительнице земли и плодородия. В честь нее последний месяц весны назвали маем, и в его первый день устраивались народные гулянья.

1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку, потребовав 8-часовой рабочий день. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией. История праздника 1 Мая, Дня международной солидарности трудящихся, начинается с июля 1889 года, когда Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций.

С первым мая тесно связано возникновение маёвок. Это собрание всей семьи или компании для проведения пикника. Пикники проводятся 1-го или 2-го мая. Эта традиция празднования на природе была придумана в СССР и сохранилась до наших дней. Изначально, в дореволюционной России, маёвка представляла собой нелегальное собрание рабочих, устраиваемое за городом в день 1-го мая. Маевки преследовались царской полицией. В советское время маёвки стали в большей степени формой коллективного отдыха, начала дачного сезона, шашлыков, времяпровождения на природе и в такой форме сохранились поныне.

На Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. Фестивали цветов, зародившиеся в Италии, в Средние века пришли и в Англию. В первый день мая английские сельские жители вставали на рассвете, чтобы собрать цветы. На поляне в деревне устанавливали высокое майское дерево, украшали его яркими полевыми цветами, танцевали и пели вокруг дерева. В настоящее время в Лондоне дети ходят по домам и продают цветы. Все собранные деньги они бросают в колодец желаний или отдают в различные благотворительные организации.

В Финляндии Первомай (Vappu) - это весенний карнавал студентов. В Хельсинки гулянье начинается уже 30 апреля, когда в шесть часов вечера на статую нимфы Хавис Аманда, расположенную на Рыночной площади столицы, студенты надевают белую фуражку - головной убор абитуриентов. В этот момент все присутствующие также надевают свои фуражки и открывают бутылки с шампанским. Белую абитуриентскую фуражку получают те, кто закончил лицей и сдал выпускной экзамен.

Первое мая – это еще и Праздник ландышей. У древних германцев ландыши посвящались богине восходящего солнца и зари. С распространением христианства появилась легенда, что эти цветы возникли из слез Девы Марии.

Традицию дарить в первый день мая букетики ландышей ввел во Франции без малого 500 лет назад еще Карл IX. Во Франции уже давно прижился обычай – первого мая рано поутру отправляться в лес за ландышами, а вечером устраивать застолье и танцы. Если девушка обменивалась с парнем букетиками ландышей, это служило обещанием, что она будет танцевать только с ним.

В ЮАР День солидарности профсоюзы организуют выставки изделий народного творчества, распродажу товаров, представления самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективов.

В современном обществе осталось немного праздников, которые объединяли бы различные слои урбанизированного социума, объединяли в ритуальном действии, форма которого относительно стабильна на протяжении десятилетий. Урбанизация, рациональное мировоззрение (и материализм как одна из его форм) и, на последнем этапе, массовая культура нанесли сокрушительные удары по ритуалу как сценарию человеческой жизни, и 1 мая один из тех праздников, сохранившим отдельные черты ритуала.

Смысл, значение ритуальных действий современным человеком давно и прочно забыты, и в данном случае мы имеем дело с явлением, которое еще Тейлор определил как "пережитки", то есть механическое воспроизведение действий, некогда магически значимых. Нам показалось интересным рассмотреть в этой связи именно1 мая, поскольку, как нам представляется, изначальная семантика ритуала сохранилась в этом празднике сравнительно хорошо и мифологические корни символики прослеживаются достаточно отчетливо. Хотя и они несколько позабыты и завуалированы другим названием и другой историей возникновения праздника.

Этим двум аспектам и будут посвящены две части настоящей работы.

Целью данной работы стало описание возникновения, становления и развития праздника 1 мая, его корни и предпосылки возникновения.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

описание истории возникновения праздника

раскрытие двух истоков праздника – языческой и социальной

объяснение причин возникновения.

Объектом исследования были причины и предпосылки официального празднования 1 мая и языческие корни праздника весны.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА

1 Мая – один из самых странных всемирных праздников. Даже его родословная ведёт своё начало с подавления чикагской городской полицией 1 мая 1886 года беспорядков, вспыхнувших во время демонстрации местных рабочих.

1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня. Все это закончилось кровопролитным столкновением с полицией. В ответ на выстрелы из толпы полиция открыла огонь, что привело к массовым жертвам среди демонстрантов. Конечно, полиция, как часто это бывает, превысила свои полномочия, однако вряд ли американским пролетариям стоило винить в происшедшем только органы правопорядка, забывая о действиях местных анархистов, явно пытавшихся выстрелами из револьверов и метанием бомб вызвать ответный огонь на поражение. Неудивительно, что празднование Дня солидарности трудящихся часто перерастало в столкновения с полицией. Через три года Парижский конгресс 2-го Интернационала назвал 1 мая Днем солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.

В Российской империи этот праздник впервые был отмечен в 1890 году в Варшаве проведением первомайской стачки рабочих. На следующий год в Петербурге состоялась первая маевка. С 1897 года маевки стали носить политический характер и сопровождаться массовыми демонстрациями. В 1917 году 1 мая впервые отпраздновали открыто. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов».

По настоящему «массовым праздником» 1 мая стал в СССР. И это действительно был праздник для советских трудящихся, получивших дополнительно два выходных дня, а усилиями большевиков майские гуляния были превращены в некое подобие латиноамериканских карнавалов, носивших в отличие от последних «обязательный характер», с «идеологически выверенными» транспарантами, лозунгами и улыбками. «Лучшие из лучших» удостаивались чести пройтись по главной площади страны перед Мавзолеем. Но такими избранными были не сами рабочие, а их «представители» - главным образом лидеры и активисты профсоюзного движения.

Долгое время 1 Мая отмечалось как День международной солидарности трудящихся всех стран. А в 1997 году этот праздник переименовали в Праздник весны и труда.

А еще Первомай называли праздником весны. Он действительно был первым весенним праздником, не считая Пасхи. Люди радовались обновлению природы и дружно шли на демонстрацию. Она была не только политической акцией. Она давала возможность встретиться с друзьями, увидеть свой коллектив, школу всю сразу. После демонстрации люди по-дружески объединялись, принимали гостей. Праздничный стол был обязательным атрибутом Первомая.

А потом началась перестройка. От всенародного праздника осталось только два выходных дня. Называться он стал скромненько - Праздником весны и труда. Демонстрации на улицах сел и городов прекратились.

Сегодня этот некогда идеологический праздник, утратил свой политический характер, и каждый из нас по-своему встречает и отмечает 1 мая. Но до сих пор многие помнят легендарные «МИР! ТРУД! МАЙ!». И чтобы не стояло за этим лозунгом, пусть 1 мая всем нам принесет только радость (от труда), мир и май! С праздником, с Первомаем!!!


Подавляющее большинство белорусских и российских граждан, которые выйдут на первомайские демонстрации, вряд ли представляют себе, что, по сути дела, являются продолжателями языческих традиций.

Три тысячи лет назад жители Древней Италии поклонялись богине Майе, покровительнице земли и плодородия. В честь богини последний весенний месяц и был назван маем, а в его первый день устраивались торжества: дабы затраченный весной труд - вспахивание земли, посевная - не прошел даром.

Апеннинский народ, который в честь Майи гулял, танцевал и пел - в общем, веселился до упаду - также не догадывался о том, что пять тысячелетий спустя их языческий праздник станет идеологическим знаменем коммунизма.

За минувшие пять тысяч лет обычаи древней Италии распространились по всей Европе. В Англии, Шотландии и Франции привыкли в этот день к массовым гуляньям и шествиям. В Сицилии все от мала до велика в первомайские дни собирают луговые желтые ромашки, которые, по местным поверьям, приносят счастье. В Испании 1 мая считается праздником всех цветов, которые распускаются к этому времени, и молодые люди дарят их своим избранницам. В Германии, согласно поверьям, жители накануне праздник должны сидеть дома и не выходить. И все это из-за боязни стать легкой добычей ведьм, устраивающих в «день международной солидарности» свой шабаш на лысой горе Броккен. Но с какими бы традициями народы ни связывали 1 мая, для большинства людей это просто весенний праздник. Праздник любви, обновления и ожидания лучших перемен.


ЧИКАГО - РОДИНА ПЕРВОМАЯ

Всего сто с небольшим лет назад, Америка представляла собой страну совсем не «американской мечты». В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал. Все эти данные взяты из заключения Бюро трудовой статистики, представленного Конгрессу США. В конце этого заключения делается вывод: « Люди должны умирать для того, чтобы процветала индустрия».

Естественно, рабочие уже пытались, организовано бороться за свои права. Однако мирные шествия, подача петиций вызывали реакцию раздражения и ненависти у власть имущих, более того по свидетельству американского историка Ф. Фонера:"Для отрядов конной полиции или для пеших полицейских, когда они шли сомкнутых строем, стало излюбленным занятием разгонять при помощи дубинок любое скопление рабочих. Дубинка была «беспристрастным» орудием: она одинаково избивала мужчин, женщин, детей и глазеющих лавочников". В ответ стали возникать вооруженные группы для охраны рабочих от нападения полиции и войск. Первая такая группа была создана чикагскими анархистами в 1875 году.

Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах. В городе действовали отделения Ордена рыцарей труда, Американской федерации профсоюзов, Социалистической рабочей партии. Но основное влияние на рабочих имели анархисты, объединенные в Международное товарищество трудящихся. Лидерами их стали Альберт Парсонс и Август Шпис, прежде активные функционеры профсоюзов. Разуверившись в легальной политической деятельности, поняв, что парламентские выборы есть лишь «изобретение буржуазии для обмана рабочих», они начали искать новые методы борьбы с эксплуатацией пролетариата капиталистами и государством, с полицейским террором. Главным средством борьбы они видели"создание вооруженных организаций рабочих, готовых с оружием в руках защищать свои права от всяких посягательств на них", главной своей целью – полное уничтожение системы насилия и эксплуатации.

Активность и бескомпромиссная позиция анархистов привлекли к ним рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным взглядам.

В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.
Руководство крупнейшей по численности организации США - Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая.

Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дня. Лидер чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: « Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, - это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно в Чикаго.

Поделиться: