Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница? Дефектолог. Учитель-дефектолог

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Профессия логопеда — актуальная во все времена. В нынешнее время, к сожалению, все чаще рождаются дети с различными нарушениями развития. Соответственно, их в ближайшем будущем ждут проблемы с речью. Однако нарушения речи свойственны и здоровым детям, с сохранным интеллектом, нормальным зрением и слухом. С такими детьми работают, как правило, логопеды, а с более «тяжелыми» — логопеды-дефектологи.

Хороший логопед-дефектолог всегда был на вес золота. Дело в том, что в основной своей массе высшие учебные заведения выпускают специалистов-дефектологов с ориентацией на работу в школе. В детских садах же и дошкольных центрах их работу выполняют логопеды, что обуславливает не всегда чисто индивидуальный подход к каждому «проблемному» ребенку. Кроме того, далеко не всякий детский логопед, работающий в дошкольном образовательном учреждении, в достаточной мере образован для того, чтобы работать с детьми, у которых присутствуют задержки психического, физического развития. Настоящие дефектологи «водятся» преимущественно в специализированных коррекционных центрах, где лечат детей с теми или иными отставаниями в развитии.

В детских коррекционных центрах работают логопеды-дефектологи с различной узкой специализацией — сурдопедагоги, чья деятельность направлена на работу с плохо слышащими или глухими детьми; олигофренопедагоги, занимающиеся с теми ребятами, у которых присутствует задержка умственного развития; учителя-тифлопедагоги, в компетенции которых коррекция задержки речи у детей с нарушением зрения. Дефектологи ведут работу с детьми, имеющими диагноз «детский церебральный паралич», страдающими выраженным гидроцефальным синдромом, повышенным внутричерепным давлением, неврологическими, психическими заболеваниями и т. д.

Деятельность дефектологов в целом направлена на развитие познавательной деятельности ребенка. Они работают над развитием памяти малыша, его внимания, мышления, восприятия. Их задача — скорректировать те проблемы, которые имеются у ребенка, максимально приблизить его развитие к уровню нормального. Учитель-дефектолог всегда работает в тандеме с логопедом. Оптимально, если специалист совмещает и ту, и другую профессию в одном лице. Ведь тогда при разработке общей коррекционной программы он сможет гармонично учитывать и возможности параллельного развития речи ребенка.

Человек, чувствующий, что хочет и может приобрести специальность, связанную с работой над развитием правильных речевых навыков как у детей, так и у взрослых, может подумать о поступлении в высшее учебное заведение. Это может быть университет или педагогический институт, а в них — кафедра логопедии или дефектологический факультет. Важно, чтобы у самого поступающего в вуз не было никаких дефектов речи и слуха, что понятно. Что касается востребованности данной специальности в нынешнее время, то, например, самый высокий конкурс присутствует при поступлении на факультет «логопедия». На факультет «дошкольная дефектология» конкурс ощутимо меньше, хотя нередко люди, выпустившиеся по специальности «логопедия», приобретают второе высшее образование именно в дошкольной дефектологии, поскольку, начиная работать с детьми до семи лет, ощущают недостаток знаний.

Выпускник логопедического или дефектологического факультета никогда не останется без работы. Ему останется только выбирать — будет ли это работа в детском саду, средней общеобразовательной школе (государственной или частной), коррекционном центре, детском доме или школе-интернате для детей с различными нарушениями в развитии, логопедических центрах, пунктах.

Кроме того, всегда требуется логопед на дом. Ведь если ребенок еще мал, или у него имеется тяжелое заболевание, или его родителям некогда или неудобно возить своего ребенка несколько раз в неделю на занятия с логопедом, всегда можно найти специалиста, который будет приезжать домой и заниматься в спокойной и хорошо знакомой для ребенка обстановке. И это создает только положительный эффект от занятий, так как логопед для ребенка будет заниматься с ним индивидуально, в присутствии родителей (или хотя бы одного из них), чтобы они учились тем упражнениям, которые им предстоит отрабатывать с малышом в отсутствие педагога.

Частные занятия на дому с ребенком также удобны и выгодны самому логопеду. Во-первых, он будет уверен в регулярности и четкости их проведения, поскольку будет являться на них сам, а пунктуальность занятий — основа основ успешного лечения. Во-вторых, подобные уроки неплохо оплачиваются. И, наконец, в-третьих: позанимавшись определенное время с одним ребенком и добившись желаемых результатов, тем самым логопед начинает делать себе «имя», нарабатывать известность как профессиональный, высококлассный специалист, которому можно доверить своего малыша и не бояться, что драгоценное время будет упущено, потрачено впустую.

В России нет специальности логопед-дефектолог! Дорогие мамы! Хочется пояснить, кто такой дефектолог и кто такой логопед.

Я являюсь учителем-логопедом ДОУ комбинированного вида, в 2002 году окончила МПГУ, дефектологический факультет, отделении логопедии, имею высшую квалификационную категорию.

Во-первых, в нашей стране ВУЗы никогда не готовили и не готовят логопедов-дефектологов, такой специальности нет (сайт профессорско-педагогического состава кафедры логопедии МПГУ ). В узком смысле есть логопеды (учителя-логопеды) и есть дефектологи (учителя-дефектологи), специализация их отличается. В широком смысле, ВСЕ выпускники дефектологических факультетов дефектологи: и логопеды, и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги.

Еще раз, есть такие специалисты:

Логопед (дефектолог),

Дефектолог (олигофренопедагог),

Сурдопедагог (дефектолог)

Тифлопедагог (дефектолог).

Все выпускники деффаков имеют помимо основной специальности еще и дополнительную. Обычно в дипломе сурдо-, олиго-, тифлопедагога вписана Логопедия, как дополнительная специальность, что дает право дефектологу работать учителем-логопедом. В дипломах логопедов тоже есть такая запись, например, специальный психолог (еще одно универсальное название дефектолога). Что дает право любому дефектологу работать логопедом или дефектологом в дошкольном учреждении (но не в здравоохранении). Например, логопедом-афазиологом (восстановление речи после инсульта), фонопедом (нарушения голоса) имеет право работать только логопед, закончивший отделение логопедии. Думаю, пояснять не надо, что первоначальный уровень подготовки логопеда по основной специальности логопедия, отличается от уровня знаний по логопедии олигофренопедагога. Если олигофренопедагог или сурдопедагог после ВУЗа (или позже) поступает в образовательное учреждение на должность учителя-логопеда, накапливает опыт работы, повышает свою квалификацию в этой специальности, то перед нами логопед. И такой специалист не будет представлятся логопедом-дефектологом, дабы не путать никого, а представится логопедом. Формулировка логопед-дефектолог абсурдна и совершенно не характеризует специалиста, в кругу специалистов она не звучит, это формулировка для мам. Хочется спросить, так логопед или все-таки дефектолог? Либо просто можно не понять в чем суть такой формулировки, т.к. любой логопед дефектолог. Одно дело иметь право работать по диплому логопедом, другое дело быть, являться, т.е. работать логопедом. Если дефектолог работает учителем-дефектологом, перед нами дефектолог, но никак не логопед. Логопед-дефектолог – это продукт частной практики, но не специального образования. Чаще всего так себя называют выпускники дефектологических факультетов по специальностям: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, дошкольная дефектология и подрабатывающие логопедами (ставят звуки).

Немного остановлюсь на работе специалистов. Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе, проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим и развитию речи, обучению грамоте, игре, конструированию. В последние годы учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) занимаются практически всеми видами нарушений интеллекта – от минимальных мозговых дисфункций до глубоких форм умственной отсталости. Если у ребенка ЗПР, ЗПРР рекомендованы занятия с учителем-дефектологом. Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и др. нарушениями есть еще и тяжелое нарушение речи (алалия, дизартрия, заикание), коррекцией этих нарушений должен заниматься логопед.

Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте по постановке звуков. Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте, работающем с «нормальными» детьми, в отличие от дефектолога («логопеда-дефектолога»), который работает с детьми со сложной структурой дефекта. Все нарушения речи, кроме дислалии (косноязычие), – это нарушения развития разной степени тяжести, и эти дети «не норма». Скорее всего, дефектолог обладает навыками звукопостановки, но не владеет методикой работы с алаликами и дизартриками. Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте (от нуля и до старости). Как при нарушениях слуха у ребенка вторично идет нарушение всех других психических функций, в том числе речи (сурдопедагог знает специфику работы по развитию речи слабослышащих детей); а при нарушениях интеллекта, идет вторичное нарушение речи, так и при тяжелых нарушениях речи, у ребенка идет вторичное нарушение психического развития. Поэтому логопед тоже работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.

Отдельно хочу затронуть работу с детьми раннего возраста. Если у ребенка (из-за возраста) стоит универсальное заключение невролога ЗПРР и ЗРР, ребенок пока неречевой, то с ним успешно может работать и квалифицированный логопед и квалифицированный дефектолог. О безграмотных, непрофессиональных специалистов (из числа логопедов, которые говорят, что логопед с малышами не работает, приходите в 4года, там посмотрим) я здесь не говорю. Главное здесь опыт работы специалиста с подобными детьми, с такими нарушениями. Поэтому у специалиста нужно спрашивать, не «Вы логопед или логопед-дефектолог?, а имеете ли вы успешный опыт в работе с безречевыми детьми, с детьми с задержкой развития, с АЧ и и.д.?» Грамотный логопед, начиная заниматься с 2-хлетним неговорящим ребенком, не будет сразу бросаться вызывать у него звуки, речь, и биться и биться над этим. Работа начинается всегда с установления контакта (эмоциональности, контактности), стимулируется мотивация общения, имитация (начиная с имитации движений самых разных), развития внимания, усидчивости, мышления, понимания речи и много играть на ковре. Параллельно с этим применяет приемы по «вызыванию» речи. Грамотный дефектолог делает примерно то же самое. В данном случае, не принципиально, кто занимается – логопед или дефектолог, главное, чтобы это был хороший специалист. В более старшем возрасте, когда диагноз уточнится, по ведущему нарушению определиться и специалист, при ЗПР, УО – дефектолог, при ОНР (алалии) – логопед, РДА – много разных специалистов, помощь нужна разносторонняя и профессиональная.

Обязательно интересуйтесь образованием и опытом работы специалиста, его квалификацией и специализацией, не стесняйтесь спрашивать диплом и сертификаты о повышении квалификации, задавайте вопросы, и после этого делайте выводы подходит вам этот человек или нет, но, пожалуйста, не основывайтесь на ложной классификации – Логопед-Логопед-дефектолог-Дефектолог, так можно и хорошего специалиста «просмотреть», который просто может быть не в курсе «форумских шифров».

Целью написания данного поста не являлось желание возвысить одного специалиста и поставить на место другого. Есть востребованные и нужные специальности, это и логопеды и дефектологи. Какому-то ребенку необходим логопед, кому-то дефектолог, а кому-то и логопед и дефектолог. Отталкивайтесь в выборе педагога от потребностей ребенка, какой нужен специалист всегда можно уточнить у профессионала (невролога, психолога, дефектолога и др.). А к логопедам-дефектологам загляните в диплом и потом расскажите, пожалуйста, где они учились и работали по такой специальности.

Часто у детей проявляются трудности с дикцией и речью в целом, в таких случаях нужно идти к специалистам.

Подобными коррекциями навыков речи занимаются логопеды и дефектологи. Так к кому же стоит обратиться, к логопеду или дефектологу? Для того чтобы это понять, нужно разобраться чем отличаются эти профессии и какие проблемы призваны решать данные специалисты.

Общее у этих профессий

Следует сразу сказать, что логопед и дефектолог получают практически идентичное образование и работают в одной сфере. Обучаясь на одном факультете, студенты получают одинаковые навыки, и изучают в основном одни и те же дисциплины, среди которых психология, педагогика, логопедия, неврология, психиатрия.

Это позволяет в дальнейшем, уже специалистам, осуществлять коррекцию произношения маленьких пациентов, правильно взаимодействовать с детьми. Ведь крайне важное значение имеет установление контакта с ребенком, осознание его проблемы, что помогает создать наиболее эффективное планирование работы с малышом и успешно прийти к цели.

Обычно за помощью как к логопедам, так и дефектологам приходят дети у которых присутствуют трудности с развитием речи , они тяжело адаптируются в обществе, возникают проблемы в общении со сверстниками, им сложно учиться как в детских дошкольных учреждениях, так и школах.

И причины , из-за которых возникают подобные проблемы, различные. Это:

  • последствия родовых травм;
  • перенесенные еще во чреве матери инфекции;
  • различные заболевания на раннем периоде жизни;
  • расстройства неврологического либо психологического характера.

Мы перечислили лишь несколько причин, приводящих к трудностям с произношением и с речью в целом. На самом деле их намного больше, и найти их должны именно логопед и дефектолог, с тем, чтобы впоследствии подобрать варианты их устранения.

Эти специалисты, общаясь с каждым малышом индивидуально, используют идентичные средства, среди которых выделяют:

  • действия;
  • речь;
  • мимические средства, жесты.

Они могут использоваться как в комплексе, так и раздельно, все зависит от возраста, способности к восприятию ребенка и поставленного ему диагноза. Но все они имеют целью наработать правильную артикуляцию , усовершенствовать произнесение отдельных звуков и звуковых рядов.

Чем отличаются специальности логопеда и дефектолога?

Дефектологов в медицине и педагогике подразделяют на несколько категорий, в зависимости от типа детей, с которыми им приходится работать. А именно, на:

  • логопедов, работающих с детками, у которых только речь нарушена;
  • олигофренопедагогов, занимающихся с малышами у которых кроме проблем с речью наблюдаются задержки в умственном и, возможно также, физическом развитии;
  • тифлопедагогов, работающих с детками, у которых есть нарушения зрения;
  • сурдопедагогов, помогающих детям у которых проблемы со слухом.

Если у детей наблюдается несколько проблем сразу, то нужно искать специалиста широкого профиля. Логопед работает со всеми категориями, имеющими дефекты речи. И потому занятия, проводимые дефектологами и логопедами очень похожи, ведь у них есть одна общая цель.

Сфера деятельности логопеда

Нарушения речи наблюдаются как у здоровых деток, так и у малышей с нарушениями умственного развития, аутизмом и т.д.

Поэтому сфера деятельности логопеда широка, он способен работать с неречевыми (невербальными) способами общения, осуществлять постановку звуков, учить различать их и доводить произношение до автоматизма. Кроме того, он учит ребенка строить связную речь, о существлять правильную грамматическую постановку речи.

При этом он в обязательном порядке занимается и с невербальной речью – движением, мимическим и жестовым языком. Занимаясь с логопедом, малыш не только учится правильно говорить, но и ставить вопросы, создавать целые тексты, общаться диалогами.

Сфера деятельности дефектолога

Кроме стандартных для логопеда дисциплин дефектолог учит также язык жестов, сурдопедагогику тифлопедагогику и другие предметы. Поэтому он способен разрешать и весьма специфические проблемы, которые могут сопутствовать нарушению речи.

Так он может обучать слепого или плохо видящего ребенка передвигаться по квартире, ориентироваться на местности. А детей с проблемами слуха он обучит языку жестов, способам познания мира и поможет научиться говорить.

Дефектологи работают над различными проблемами, которые влекут за собой психические и физические патологии. Таким образом, они помогут маленьким пациентам получить необходимый объем знаний и навыков, научат ориентироваться на местности и облегчат адаптацию в обществе.

Таким образом, можно смело утверждать, что логопед занимается непосредственно обучением общению, правильной речи и оперированию единицами языка, в то время, как дефектолог еще и помогает осознать содержание общения, предоставляет знания и адаптирует ребенка к окружающей среде.

Несколько мам разговаривают на площадке.
- Миша мой совсем не говорит, - с грустью говорит одна мама. - Вчера ему исполнилось четыре года. Приходили гости, спрашивали его о разном, а он им на своем языке что-то бормочет. Девочки, порекомендуйте хорошего логопеда, пожалуйста. А то мы и так уже все сроки пропустили.
- Нет, здесь уже просто логопедом не обойдешься, - отвечает ей более опытная мама. - Здесь уже настоящая проблема. В четыре года не говорить это очень и очень серьезно. Тебе необходим не логопед, а логопед-дефектолог.
- Да что ты такое говоришь?! - возмутилась еще одна мамочка. - Зачем мешать все в одну кучу?! Каждый должен заниматься своим делом! У вас серьезная проблема и одним специалистом уже не обойдешься. Я бы рекомендовала найти и хорошего логопеда, и хорошего дефектолога. Все-таки это разные специалисты.

Случалось ли вам слышать подобные разговоры? Ловили ли вы сами себя на мысли, что не очень улавливаете разницу между логопедом и дефектологом?

Начну, пожалуй, с самого начала, а именно с заведений, из которых выходит большая часть логопедов, с институтов и университетов.

Например, я училась в Российском Государственном Университете имени А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена) на факультете коррекционной педагогики. Кстати, не так уж и давно он стал так называться. Раньше он назывался намного проще - дефектологический факультет (вы уже понимаете, куда я клоню?). И вот на этом самом дефектологическом факультете обучали четырем специальностям. Кто-то учился на кафедре сурдопедагогики, кто-то на кафедре тифлопедагогики, кто-то на кафедре олигофренопедагогики, а кто-то (и я в том числе) на кафедре логопедии (здесь хочется остановиться, вспомнить Людмилу Владимировну Лопатину и мысленно передать ей привет и слова благодарности).

Ну и, соответственно, на выходе мы получали сурдопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями слуха), тифлопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями зрения), олигофренопедагога (специалиста, который обучает детей с нарушениями интеллекта) и логопеда (специалиста, который занимается с детьми с нарушениями речи).

А в общей массе все эти специалисты дефектологи .

Соответственно, выбор педагога зависит о того, какое нарушение у ребенка является ведущим. Если основными являются нарушения слуха или зрения, то я вам гарантирую, «специализированные» дефектологи владеют методиками развития речи своих подопечных. Есть даже такая поговорка в нашей среде, что нет лучше логопеда, чем сурдопедагог. Если уж он может научить говорить слабослышащего ребенка, то что говорить о детях с нормальным слухом.

Сложнее определиться с ребенком, у которого, помимо нарушений речи, есть еще и нарушения интеллекта. Здесь очень важно на начальном этапе понять, что первично. Очень большой процент детей с нарушениями интеллекта имеют задержку речевого развития. И это легко объяснить. Ведь речь является высшей психической функцией. Хорошо развитая речь показатель хорошо развитого мышления. Поэтому если у ребенка есть трудности в интеллектуальной сфере, то его речи просто не на что «опереться». В таком случае ваш дефектолог - это олигофренопедагог.

А есть дети, психомоторное развитие которых проходит как по учебнику, а речевое задерживается или не начинается вовсе. В таком случае ваш дефектолог - это логопед. И запаздывать с занятиями не стоит, так как даже у интеллектуально сохранного ребенка отсутствие речи может привести к снижению умственной деятельности.

А теперь немного законодательства
Есть единый квалификационный справочник. Так вот, из всего, что я выше перечислила, в нем присутствуют только специальности «логопед» и «дефектолог». Они идут под одним номером, через запятую и требования к ним предъявляются одинаковые. Специальности «сурдопедагог», «тифлопедагог» и «олигофренопедагог» не существует. То есть вы не встретите специалиста с такой записью в трудовой книжке (не переживайте, эту запись вы увидите в дипломе). Их всех объединили под емким названием «дефектолог». Кстати, есть и логопеды, «записанные» дефектологами (я например). Также нет специальности «логопед-дефектолог». Так что, если вам кто-то говорит, что он логопед-дефектолог, это значит, что перед вами логопед, который устал что-то там кому-то доказывать и объяснять, сдался и назвался так, как этого хотят мамы (шутка).

Надеюсь, я смогла внести некоторую ясность в эти глубоко запутанные между собой понятия и вы скоро найдете своего дефектолога.

Поделиться: