Занятия по программе кружка умелые ручки в начальной школе. Методическая разработка

  • Пояснительная записка:
  • Актуальность;
  • Цели программы;
  • Задачи программы;
  • Принципы.
  • Список детей посещающих кружок.
  • Расписание образовательной деятельности и режим работы.
  • Организационно-методическое обеспечение:
  • Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп;
  • Методы, используемые в работе кружка;
  • Форма проведения;
  • Ожидаемые результаты;
  • Формы подведения итогов.
  • Учебно-методическое планирование.
  • Система диагностики и мониторинга достижений детей.
  • Список литературы.
  • Пояснительная записка

    В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.

    Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены такие виды рукоделия, как работа с природным материалом, лепка из солёного теста и пластилина, аппликация, рисование витражными и акриловыми красками.

    Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

    Цель программы – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.

    Задачи программы:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
  • развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
  • формирование интереса к творческой деятельности;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
  • Принципы программы:

  • Доступность:
  • Учет возрастных особенностей детей;

    Адаптированность материала возрасту.

  • Систематичность и последовательность:
  • Постоянная подача материала от простого к сложному;

    Частое повторение усвоенного материала.

  • Наглядность:
  • Использование наглядных пособий;

    Учет особенностей мышления.

  • Динамичность:
  • Интеграция в разные виды деятельности.

  • Дифференциация:
  • Учет возрастных особенностей;

    Создание благоприятной среды.

  • Гуманность:
  • Активность и творческий подход к проведению занятий;

    Доброжелательность и непринужденность.

    Расписание образовательной деятельности и режим работы

    Организационно- методическое обеспечение

    Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения (56 часов) и предназначена для детей 5-7 лет. Количество детей в группе 12 человек.

    В программу включены следующие разделы:

  • Работа с природным материалом
  • Лепка из соленого теста
  • Лепка из пластилина
  • Работа с витражными красками
  • Работа с бумагой
  • Подготовка к праздникам:
  • Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
  • 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
  • 8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
  • Пасха (традиционная роспись яиц).
  • Выставки, конкурсы.
  • Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

    Методы, используемые в программе кружка:

    Практический, наглядный, словесный, работа с книгой, показ иллюстраций.

    Форма проведения:

  • обучение;
  • практические занятия;
  • конкурсы;
  • Ожидаемые результаты:

    В конце обучения дети должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • об особенностях лепных игрушек;
  • о праздничных традициях.
  • умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • лепить из соленого теста и пластилина;
  • работать с природным материалом;
  • рисовать витражными и акриловыми красками;
  • работать с бумагой.
  • Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

    Дидактический материал:

    Книги, журналы, публикации с описанием техники изготовления поделок, фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.

    Учебно-тематическое планирование

    Название темы

    Необходимые материалы

    Знакомство с кружком

    Познакомиться с детьми, рассказать детям, чем мы будем заниматься в течении года и что нам для этого будет нужно

    «Листопад в ладошках»

    Сюжетная композиция «Летний луг»

    Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала- засушенных листьев и семян

    Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов. Семена, цветной картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

    «Петя-петушок»

    Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала.

    Пластилин, природный материал (шишки, осенние листья и т.д.), зубочистки, спички, салфетки.

    «Морской аквариум»

    Учить детей составлять изображения из целых листьев и их частей

    Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов, картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

    «Тестопластика»

    Знакомство с тестопластикой

    Познакомить детей с рецептами приготовления солёного теста; с инструментами материалами для тестопластики; познакомить детей с разными способами плетения

    Ёмкость для замешивания теста, мука, соль, обойный клей, вода

    «Венок с цветами»

    Учить детей готовить листья и цветы из неокрашенного и окрашенного теста.

    Тесто, досточки, ножечки,зубочистки, скалки, вода, гуашь

    Булочки и калачи

    Учить детей правильно пользоваться скалкой, ножом; тренировать детей в изготовлении булочек, калачей и т.д.

    Тесто, досточки, ножечки, вода

    Именинный торт

    Познакомить детей с последовательностью приготовления торта; учим вырезать ровные и одинаковые элементы для украшения

    Тесто, досточки, ножечки, вода, свечи, трубочки для коктейля

    Колокольчики

    Познакомить детей с техникой изготовления колокольчиков.

    Тесто, гуашь, леска, бусинки, верёвочки

    Игрушки на ёлку

    Вызвать интерес к созданию украшений на ёлку; продолжать освоение пластических материалов; развивать навыки к формообразованию

    Солёное тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, мелкий природный материал(горох, фасоль и т.д.), шнурки или тесьма

    «Оригами»

    Новогодние снежинки, фонарики на ёлку

    Учить детей складывать лист по диагонали; аккуратно работать с ножницами

    Бумага, салфетки, ножницы, клей

    «Бумажный дом»

    Учить детей составлять макеты домов; правильно соотносить размеры; аккуратно пользоваться ножницами и клеем

    Картон, клей, ножницы, линейки

    Салфетка

    (плетение)

    Учить детей плетению из бумаги в шахматном порядке

    Картон, бумага, ножницы

    Рисование

    «Узор на игрушке»

    Познакомить детей с новыми видами декоративно-прикладного искусства- дымковской и филимоновской игрушками; развивать цветовое восприятие

    Дымковские и филимоновские игрушки, бумага,гуашь, кисти, простые карандаши,вода

    « Стакан в узоре»

    Познакомить детей с новым материалом для искусства и техникой работы с ней; изготовить подарок для папы

    Бумага, плёнка, витражные краски, белый стакан

    Познакомить детей с акриловыми красками; изготовить подарок для мамы

    Акриловые краски, картонные тарелки, кисти

    «Мой любимый узор»

    Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, изделиями хохломских и гжельских мастеров, историей городецкого промысла

    Изделия гжельских, городецких, хохломских и мастеров Полхов –Майдана; бумага, гуашь, образцы узоров и орнаментов

    Аппликация

    «Цыплёнок»

    Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги

    Картон белый, бумага цветная (жёлтая, зелёная), фломастеры чёрный и красный, клей, ножницы

    «Белая лилия»

    Научить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию

    Картон зелёный, альбомный лист, ножницы, клей, гуашь жёлтая

    «Весёлый поезд»

    Научить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов, раскрашивать способом примакивания кисти

    Картон, контур рисунка, пшено, рис и т.д., кисть клеевая и для рисования, клей

    Лепка из пластилина

    Научить детей пластической лепке из целого куска с оттягиванием необходимых частей

    Пластилин, спички

    «Картина из пластилина»

    Научить детей рисовать пластилином; развивать художественное и пространственное мышление

    Пластилин, гуашь, кисть, картон

    Выставка работ за год, награждение детей дипломами


    Воронцова Анастасия Александровна

    План работы клуба

    «Умелые ручки»

    старшая группа «Непоседы», МБДОУ № 250

    Программу разработала:

    Приходько Марина Николаевна, воспитатель

    Актуальность:

    В современном мире у ребенка появились новые потребности к нестандартному творчеству, к новому мышлению. Вот почему актуально в наше время развивать у детей творческие способности, умение мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающегося от общественного. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые появления творчества. Работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из крупы, бисера, ткани и различных природных материалов развивает творчество детей.

    Ручной труд, так же как игровая, изобразительная, театральная деятельности, являются важнейшими условиями для формирования индивидуального становления личности уже на первых ее этапах.

    Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребенка, а тренировка рук повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Вот по этому ручной труд, это универсальное образовательное средство, способное развить интеллектуальную деятельность.

    Проблема:

    Развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой. Потому, что интерес у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка дошкольного возраста. Его желание действовать с предметами, которые уже не удовлетворяют простым манипулированием с ними, как это было раньше. В настоящее время у ребенка появилось желание в получении определенного осмысленного результата и желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и способно вызвать одобрение окружающих.

    Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить различия, создавать поделки из подручных средств. Во время работы дети испытывают огромную радость, у них воспитывается стремление добиваться положительного результата и бережного отношения к выполненным работам.

    Цель: создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей, через различные виды деятельности: изобразительную, игровую, театральную.

    Задачи:

    Обучающая: формировать элементарные представления о видах искусства и навыки работы с различными материалами; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    Развивающая: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания изобразительного искусства; развивать воображение и творческую активность.

    Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

    Используемый материал для работы:

    Природный материал, ткань, крупы, пластилин, гофрированная и цветная бумага, шерстяные нитки, соль, акварель, синтепон, вата, тесто, проволока, зубочистки, трубочки, ножницы, клей, кисти.

    Формы работы с детьми:

    Беседа, показ, игра, чтение литературных произведений, разучивание произведений устного народного творчества, рассказ детей, просмотр видеофильмов, обсуждение, оформление выставок, изготовление атрибутов и пособий в мини-музей «Русская изба».

    Способы работы:

    Рисование (крупой, солью, на сухих листьях);

    Аппликация (обрывная, из шерстяных ниток, объемная из синтепона, ваты, крупы, бумаги, на ткани);

    Печатание (растениями, руками);

    Роспись по ткани;

    Лепка (модульная, рельефная, на проволочной основе, из теста);

    Кляксография (трубочкой, кистью);

    Сграффито;

    Конструирование (картон, бумага, нитки, шишки).

    Организация деятельности:

    Количество занятий в неделю - 1.

    Образовательная область - художественно - эстетическое развитие.

    Формы отчетности: выставки, фотовыставки, презентация, оформление мини-музея « Русская изба».

    Режим работы клуба:

    Пятница в 16.00.

    Количество детей посещающих клуб «Умелые ручки» - 23 человека.

    Список детей прилагается.

    Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

    Будут созданы условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей; сформируются позитивные установки к различным видам труда и творчества и уважительное отношение к совместной деятельности со сверстниками; дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; сформируется творческий интерес и инициатива; освоят навыки работы с различным материалом и применением их на практике; разовьют мелкую моторику пальцев, воображение, аккуратность, целеустремленность и творческую активность; будет дополнен атрибутами мини-музей «Русская изба».

    План работы клуба:

    Месяц Мероприятия Программное содержание

    Сентябрь

    1-я неделя

    1.Знакомство с работой клуба «Умелые ручки».

    2. Правила техники безопасности на занятиях клуба.

    Познакомить детей с особенностями работы клуба. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества. Расширять представления детей о разнообразии материала. Закреплять навыки работы с ними. Учить организовывать свое рабочее место.

    Сентябрь

    2-я неделя

    Аппликация из растений:

    «Осенний букет».

    Учить детей выполнять с помощью растений композицию из цветов. Развивать воображение, мышление, фантазию. Расширять знания детей о растениях. Способствовать воспитанию аккуратности в работе с клеем.

    Сентябрь

    3-я неделя

    Рисование руками: (техника «печать»)

    «Березовая роща».

    Совершенствовать технику «печати». Учить детей называть и самостоятельно подбирать цвета для рисования. Развивать умения красиво сочетать цвета. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

    Сентябрь

    4-я неделя

    Изготовление поделки из природного материала:

    « Ежата в лесу».

    (коллективная работа)

    Закреплять навыки работы из природного материала. Развивать внимание, фантазию, творчество. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности в поделках.

    Сентябрь

    5-я неделя

    Пластилинография:

    Учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Развивать мелкую моторику пальцев.

    1-я неделя

    Аппликация из крупы:

    «Цыпленок».

    Формировать у детей навыки работы с крупой. Учить аккуратно раскладывать, соединять и прижимать крупинки друг к другу, приклеивать их. Развивать внимание и творчество детей.

    2-я неделя

    Тестопластика:

    «Калачи, баранки».

    Развивать навыки модульной лепки из колец. Способствовать возникновению желания работать с тестом. Закреплять умение раскатывать тесто в ладошках круговыми движениями, плотно скреплять части друг с другом.

    3-я неделя

    Роспись по ткани:

    «Разноцветные узоры».

    Способствовать развитию интереса к изо деятельности и возникновению желания самостоятельно выбирать цвета для росписи. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Обогащать изобразительный опыт детей по ткани.

    4-я неделя

    Монотипия (печатание листочками):

    «Листопад».

    (коллективная работа)

    Продолжать учить рисовать по технике «монотипия». Закреплять умение наносить гуашь на листья и аккуратно отпечатывать их на листе бумаге. Развивать творчество и воображение у детей.

    1-я неделя

    Обрывная аппликация:

    «Ваза с цветами».

    Учить детей выполнять изображение с помощью обрывной бумаги. Развивать умения работы с клеем, цветной бумагой. Воспитывать аккуратность в работе.

    2-я неделя

    Рисование на сухих листьях: «Разноцветные узоры».

    Развивать умение рисовать кистью на большом кленовом листе, наносить гуашь тонким слоем. Развивать фантазию и воображение,чувство цвета.

    3-я неделя

    Техника граттаж:

    «Мой двор».

    Продолжать знакомить с правилами и последовательностью выполнения работы в технике граттаж. Развивать внимание и творческие способности у детей, закреплять умение рисовать зубочистками.

    4-я неделя

    Аппликация из шерстяных ниток: «Павлин». Развивать навыки и умения детей делать аппликацию из шерстяных ниток. Закреплять умение правильно пользоваться ножницами и клеем, убирать своё рабочее место после работы. Воспитывать терпение.

    1-я неделя

    Лепка из соленого теста:

    «Игрушки на елку».

    (коллективная работа)

    Закреплять умения лепить из теста игрушки, их части, пользуясь движением всей кисти. Закреплять навыки аккуратного раскрашивания;технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

    2-я неделя

    3-я неделя

    Объемная аппликация из синтепона: «Снеговик».

    Закрепить умение работать с синтепоном, придавать деталям округлую форму, соединять их с помощью клея. Научить перетягивать куски тесьмой, оформлять

    поделку тканью, кружевом.

    4-я неделя

    Лепка на проволочном каркасе:

    «Паук на паутине».

    Ознакомление с техникой сквозного рельефа. Учить делать проволочный каркас. Формировать умение работать на нем пластилином. Развивать мелкую моторику пальцев.

    1-я неделя

    Изготовление в технике папье-маше: «Чупа-чупс». Ознакомление с техникой папье-маше: отрывать маленькие кусочки бумаги и наклеивать их на форму. Развивать у детей воображение, чувство цвета; передавать колорит цветов при раскрашивании; уметь согласовывать свои действия.

    2-я неделя

    3-я неделя

    Аппликация из ваты:

    «Белый медведь».

    Продолжать знакомить детей с обьемной аппликацией, закреплять навыки работы с ватой. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать уважение к полученному результату.

    1-я неделя

    Рисование манной крупой: «Зимнее утро». Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования. Воспитывать желание использовать в работе разные техники аппликации, познакомить со свойствами крупы. Учить составлять композицию.

    2-я неделя

    Изготовление объемной поделки из ниток:

    «Неваляшка».

    (коллективная работа)

    Познакомить детей с используемым материалом и приёмами работы с ним. Вызывать желание создавать и украшать поделку своими руками. Развивать фантазию, воображение, глазомер; формировать умение делать объемную игрушку из двух частей.

    3-я неделя

    4-я неделя

    Лепка из цветного теста:

    «Военная техника».

    Совершенствовать навыки и приемы работы с тестом разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный). Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать терпение.

    1-я неделя

    Переплетение бумажных полос: «Покрывало». Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из белой бумаги, переплетать их в шахматном порядке, аккуратно их раскрашивать, закреплять названия цветов.

    2-я неделя

    3-я неделя

    Рисование солью:

    «Подснежники».

    Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; упражнять в подборе цветов для раскрашивания композиции; формировать навыки работы с солью.

    4-я неделя

    Объемная аппликация из гофрированной бумаги:

    «Озеро с лебедями».

    Развивать у детей воображение, чувство цвета, учить составлять композицию из гофрированной бумаги, располагать ее по центру, аккуратно приклеивать.

    5-я неделя

    Изготовление рамки для фотографии из картона. Закреплять навыки и умения работы с картоном, трафарета. Развивать усердее и трудолюбие. Формировать аккуратность при раскрашивании рамки.

    1-я неделя

    Сграффито (техника нацарапывания):

    «Я иду по мостовой».

    Продолжать знакомить с техникой нацарапывания на пластилине. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать замысел и воображение. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе.

    2-я неделя

    Кляксография (кистью) :

    «Космос».

    Развивать воображение и интерес к художественному творчеству, продолжать знакомить с техникой рисования тычком, жесткой, полусухой кистью.

    3-я неделя

    Оригами: «Лиса». Закреплять навыки и умения складывания предметов из треугольных модулей- способом оригами. Развивать усердие и трудолюбие.

    4-я неделя

    Аппликация из ткани:

    «Матрешка».

    Совершенствовать навыки пользования шаблоном. Закреплять технические умения: вырезывания и приклеивания ткани на картон. Развивать фантазию и внимательность в работе.
    Тестоплатика: «Посуда». Учить аккуратно и старательно вылепливать посуду из знакомых форм. Закреплять навыки и приемы лепки из теста. Развивать мелкую моторику пальцев, творческие способности детей.

    2-я неделя

    Изготовление поделки из шишек и природного материала: «Забавные зверята на полянке».

    (коллективная работа).

    Продолжить знакомство детей с изготовлением поделок из шишек; упражнять в составлении сюжетных композиций, в подборе материала; формировать навыки коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

    3-я неделя

    Пластилинография: «Аквариум с рыбками». Продолжать учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, аккуратно закреплять рыбок на основе из пластилина. Развивать творческое начало, чувство цвета и пророрций.

    4-я неделя

    Кляксография:

    Развивать навыки и приёмы использования в рисовании нетрадиционной формы - кляксографии. Вызвать у детей желание работать с трубочкой. Развивать фантазию, воображение, стремление познавать что-то новое.
    Отчетная выставка клуба «Умелые ручки».

    Утверждаю: Принято:

    Заведующая МДОБУ Педагогическим Советом

    Д/с №79 «Лучик» МДОБУ Д/с № 79 «Лучик»

    Протокол № 1

    План работы кружка

    «Умелые ручки»

    на учебный год

    Руководители кружка:

    г. Якутск, 2013 г.

    Цель: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

    Задачи:

    Вызвать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. Развивать творческое мышление. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.

    Используемая литература:

    Чудеса чародея цвета // Дошкольное воспитание № 2 / 2006, стр. 53. , Куликова с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000. Казакова с детьми дошкольного возраста. – М.: Гном и Дом, 2004. Казакова у дошкольников творчество. – М., 1985. Комарова и изобразительное творчество // Дошкольное воспитание № 4 / 2005. Комарова деятельность в детском саду. – М., 1982. Комарова детей технике рисования. – М.: АО “СТОЛЕТИЕ”, 1994. Коллекция идей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. Пантиков рисовать – учимся творить. – Красноярск, 1993. Урунтаева психологических особенностей дошкольника. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

    Месяц

    Тема занятия

    Материал

    Исполнитель

    Сентябрь

    Знакомство с тестопластикой.

    Цель: познакомить детей с новым материалом для лепки, с приемами работы из теста. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

    Соленое тесто, дощечки для лепки, баночки с водой.

    Лепка «Гусеница на листочке»

    Цель: учить детей лепить гусеницу, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

    Коллективное рисование «Осеннее дерево»

    Цель: учить детей рисовать в нетрадиционной технике (ладошками, пальцами), развивать глазомер, чувство цвета, формы, фантазию, воображение. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, чувство коллектива .

    Гуашь для рисования ладошками, ватман, салфетки.

    Пластилиновая живопись «Грибы»

    Цель: формировать умение работать с силуэтами, проявлять творчество в работе. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца.

    Пластилин, картон, стеки, салфетки, дощечки для лепки.

    Октябрь

    Конструирование из природного материала «Деревья в осеннем уборе»

    Цель: развивать интерес детей к поделкам из природного материала, учить использовать в работе сухие веточки, украшая их бумажными листочками. Закрепить знания о цвете и признаки осени. Воспитывать эстетический вкус.

    Сухие веточки, бумажные цветные полоски, ножницы, пластилин, картинка с изображением осеннего парка (леса).

    Поделки из гречневой крупы и чешуи шишек «Совушка-сова»

    Цель: учить замазывать крылья и туловище жёлтым пластилином, выкладывать на крыльях гречневую крупу, слегка вдавливая. Упражнять в выкладывании чешуек от шишки на туловище слегка вдавливая, одну рядом с другой рядами, раскрашивать фломастерами голову и лапы совы по собственному желанию. Развивать мышление, творческую фантазию.

    Пластилин, сосновые и кедровые шишки, гречневая крупа.

    Роспись картонных тарелочек «Жар-птица»

    Цель: учить самостоятельно задумывать содержание работы (в случае затруднений работать по образцу). Упражнять в создании фона; создавать рисунок по своему замыслу используя несколько разных кистей, ватные палочки. Развивать воображение, умение использовать ребристую часть тарелочки, как рамку.

    Картонные тарелочки, гуашь, кисточки, ватные палочки, кусочек поролоновой губки, салфетки, баночки с водой.

    Конструирование из природного материала и пластилина «Ежики на прогулке»

    Цели: стимулировать детей к сотрудничеству в конструировании из природного материала при создании сюжета, объединенного единым содержанием. Помочь создать общий замысел, распределить функции, подобрать необходимый материал и оборудование. Развивать познавательную активность, творческую способность в процессе конструирования.

    Игрушка-ежиха, макет леса, картина «Ежи», каштаны, пластилин.

    Ноябрь

    Лепка «Красивая тарелочка»

    Цель: учить детей лепить тарелочку, применяя способ скатывания, прищипывания, закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, чувство формы. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

    Соленое тесто, дощечки для лепки.

    Роспись тарелочки

    Цель: учить детей расписывать тарелочку по образцу, продолжать учить работать с кистью и красками. Развивать глазомер, чувство формы и цвета, воспитывать эстетический вкус, умение доводить начатое дело до конца.

    Заготовка тарелочки из соленого теста, гуашь, кисти разной величины, баночки с водой.

    Пластилиновая живопись «Облако»

    Цель: закрепить приемы заполнения основы (облако) пластилином разными способами, получать разные оттенки синего. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца.

    Пластилин, картон, стеки, дощечки для лепки, салфетки.

    Лепка «Веселый ёж»

    Цель: учить детей делать надрезы на тесте при помощи ножниц, применять способ вытягивания (носик), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

    Соленое тесто, ножницы, дощечки для лепки, бусинки для глаз, салфетки.

    Декабрь

    Пластилинография «Снеговики» с помощью ватных палочек

    Цель:

    Знакомство с поделками из макарон «Страна Макарония»

    Цель: познакомить детей с новым материалом – макаронами, показать детям способы изготовления поделок из них, развивать творчество, фантазию, воображение, доводить начатое дело до конца.

    Макароны, краски (гуашь), клей пва, картон.

    Коллективная работа из макарон «Елочка-красавица»

    Цель: учить детей создавать образ елочки и новогодних украшений при помощи макарон. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать эстетический вкус, терпение, интерес к работе с макаронами.

    Макароны (цветные), клей пва, картон (формат А3), салфетки.

    Рисование «Новогодняя елочка»

    Цель: Развивать у детей чувство цвета. Познакомить с новым способом рисования тычком жесткой кистью и набрызга с помощью зубной щётки. Развивать эстетическое восприятие.

    Гуашь, кисти разных размеров, зубная щетка, альбомные листы (тонированные), салфетки, баночки с водой.

    Январь

    Рисование манной крупой «Снежинки»

    Цели: учить детей рисовать нетрадиционным способом – клеем и манной крупой, придумывать различные узоры для снежинок. Развивать у детей фантазию, воображение, воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.

    Клей пва, манная крупа, цветной картон, салфетки.

    Изготовление снеговиков из комочков бумаги

    Цель: учить детей делать снеговиков из комочков бумаги, располагать на бумаге, соблюдая его параметры. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство цвета и формы. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе.

    Салфетки (белые), цветной картон, клей пва, цветная бумага, клеенки.

    Рисование «Пушистый снег»

    Цель: Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции.

    Голубой картон, гуашь (белая, коричневая), кисти, баночки с водой, салфетки.

    Дымковский конь

    Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги фигуру. Вызвать радость от получившегося результата; учить видеть красоту дымковской росписи.

    Февраль

    Дорожка для коня

    Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять один из элементов узора – круг, составлять узор на полосе из кругов, украшать их точками. Побуждать интерес к дымковской игрушке.

    Ткань на юбку для барышни

    Цель: Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять и рассматривать элементы узора. Учить рисовать клетчатый узор из горизонтальных и вертикальных линий. Воспитывать любовь к народному творчеству.

    Половина альбомного листа поперек, акварельные краски, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

    Портрет «Папа»

    Цель:

    Изготовление рамочек для портретов мам и пап из макарон

    Цель: учить детей украшать рамочки макаронами, придумывая свой узор. Развивать чувство ритма, цвета, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать эстетический вкус, любовь к родителям.

    Цветные макароны, заготовки рамочек из цветного картона, клей пва, кисти, салфетки.

    Март

    Рисование «Мамин портрет»

    Цель: учить детей рисовать портрет, прорисовывая основные части тела (уши, нос, глаза, рот). Развивать глазомер, чувство цвета, формы. Воспитывать аккуратность в работе, любовь к папе.

    Альбомный лист, акварельная краска, кисти разных размеров, баночки с водой, салфетки.

    Изготовление бус и ожерелий из макарон для мам

    Цель: учить детей собирать бусы, выполняя придуманный ими алгоритм. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение, воспитывать эстетический вкус, любовь к маме.

    Цветные макароны, тонкая тесьма.

    Мимоза для мамы

    Цель: Упражнять в рисовании пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

    Цветная бумага (зеленая), гофрированная бумага (желтая, зеленая), клей-карандаш, цветной картон, салфетки, тарелочки для материала.

    Аппликация из бумаги и гороха «Веселые матрешки»

    Цель : учить детей прорисовывать узор на матрешке, выкладывать его с помощью половинок гороха. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, эстетический вкус.

    Половинки сухих горошин, цветной картон, шаблоны матрешек, клей пва, салфетки, кисти.

    Апрель

    Лепка «Насекомые»

    Цель: учить детей делать насекомых знакомыми способами (бабочки, гусеницы и т. д.), закреплять приемы соединения деталей. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы. Воспитывать любовь к природе, эстетический вкус, интерес к работе с тестопластикой, умение доводить начатое дело до конца.

    Соленое цветное тесто, дощечки для лепки, цветная бумага, бисер для глаз и рта, баночки с водой.

    Коллективная работа «На полянке» (аппликация из ткани, поделки «Насекомые»)

    Цель: учить детей составлять композицию «На полянке», продолжать учить работать с ножницами, аккуратно вырезая по контуру. Развивать мелкую моторик рук, фантазию, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, эстетический вкус.

    Готовые поделки насекомых из соленого теста, картон, ткань, клей пва, ножницы, салфетки, клеенки.

    Рисование мыльной пеной

    Цель: Познакомить с новым видом рисования. Учить намылить поролоновую губку и выжимать из неё мену на тарелочку, под оргстекло подкладывать выбранный контур (рисунок). Брать кисточкой пену и опускать её в акварельную краску нужного цвета. Перемешивать пока пена не окрасится в нужный цвет, рисовать раскрашенной пеной на стекле. Аккуратно смачивать чистый лист бумаги водой и влажной стороной накладывать на оргстекло, прижимать и осторожно, чтобы не размазать снять лист. Упражнять в дорисовывание мелких деталей. Развивать творческое воображение, мышление.

    Оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, карандаш, кисть, тарелочки

    Пластилинография «Пушистый одуванчик» с помощью ватных палочек

    Цель: Учить детей создавать плоскостную фигуру снеговика на картоне, создавать объем при помощи ватных палочек. Развивать мелкую мускулатуру рук, глазомер. Воспитывать трудолюбие, умение завершать начатое дело до конца.

    Пластилин, картон, дощечки для лепки, стеки, ватные палочки, салфетки.

    Май

    Рисование «Праздничный салют» (техника набрызга)

    Цель: продолжать учить детей делать набрызг, развивать глазомер, чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе, интерес к работе с набрызгом, любовь к Родине.

    Тонированная бумага (темного цвета), гуашь, кисти, зубные щеки, расческа, баночки с водой.

    Рисуем солью «Бабочка»

    Цель: учить делать наброски на листе бумаги, замазывать его при помощи кисти клеем ПВА. Учить аккуратно посыпать клей солью, лишнюю соль ссыпать в ванночку. Упражнять в подрисовывании недостающих элементов на высохнувшей работе. Развивать память, творческое воображение, чувство цвета.

    Акварельные краски, альбомный лист, мелкая соль, кисти, баночки с водой, салфетки.

    Рисование на воздушных шарах «Клоун»

    Цель: Развивать воображение, чувство света, мышление, память. Учить самостоятельно, задумывать содержание работы. Упражняться в рисовании на незнакомом ранее материале - резина.

    Воздушные шары, фломастеры, маркеры.

    Конструирование из природного материала «Бабочка»

    Цели: учить детей изготовлять игрушку-бабочку и соизмерять при этом ее части. Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. Развивать познавательные и конструктивные навыки.

    Засушенные листья, пластилин, семена яблок, веточки или проволока, схема бабочки, картина весенней поляны.

    Цветы из салфеток

    Тип работы

    Занятие кружка «Умелые руки»

    Событие


    Хорошее настроение

    Техника


    аппликация

    Материал


    Цели : повторить свойства бумаги; познакомить с разнообразными приемами работы с бумагой (сминание, сгибание, криволинейное вырезание); учить применять работы с бумагой для изготовления разнообразных изделий; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к материалам, интерес к занятиям кружка.
    Оборудование: Цветная бумага коричневого и зеленого цветов, картон, салфетки, степлер, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, шаблоны для композиции, образцы готовых картин, открыток.
    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    Приветствие, знакомство.
    2. Сообщение темы занятия. Тема нашего занятия «Цветы из салфеток».

    Бумага – один из самых благодатных материалов для изготовления разнообразнейших поделок. Но тем, кто работает с бумагой, необходимо знать ее свойства и приемы работы с ней. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении изделий.

    Сегодня на занятии мы вспомним основные приемы работы с бумагой и с помощью них изготовим композицию.

    3.Вводная беседа.

    Все приемы работы с каким либо материалом разрабатываются с учетом его свойств. Вспомним, какие же свойства имеет бумага.


    1. Когда мы разрываем бумагу, какой край у нас получается? (Ответы учащихся) бумага состоит из волокон. Поэтому при разрыве обычно бывает неровный край и на нем видны отдельные волокна, из которых сделана бумага.

    2. Какой бумага бывает по цвету? (Ответы учащихся) Правильно, бумага бывает цветная и белая. Она легко окрашивается. Именно поэтому изделия из нее очень красочны.

    3. Какой бумага бывает по толщине? Какая бумага самая толстая, а какая самая тонкая? (Ответы учащихся) Бумага бывает толстая и тонкая. Толстая бумага – это картон, тонкая – калька.

    4. А если мы согнем бумагу по линии. Что при этом будет? (Ответы учащихся) Бумага сгибается, а линия сгиба остается. (Ответы учащихся) Если бумагу сжать руками, что при этом будет? (Ответы учащихся) Конечно бумага сомнется. Вспомнив эти основные свойства бумаги, мы вспомнили и основные приемы работы с ней. И используя их, мы сегодня на занятии создадим объемную композицию из цветов, выполненных из обычных салфеток в технике аппликации.
    Цветы - неизменные спутники праздников, ярких событий, юбилеев.Какой праздник скоро мы будем отмечать? День учителя. Такой подарок можно сделать вашим учителям,бабушкам и дедушкам, родителям ведь дарить красоту - пожалуй основная задача цветов. Цветы во все времена - символ любви, верности, памяти.

    4.Охрана труда.

    Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, клей)

    Ребята, какие правилавы знаете о безопасной работе с этими инструментами?

    (Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)

    Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

    1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

    5.Не размахивать ножницами.

    5. Вводный инструктаж .

    На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты для работы. А также инструкция как изготовить цветок из салфетки, все шаблоны нашей композиции


    1. Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

    2. Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

    3. Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

    4. Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

    5. Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

    6. Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

    7. Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

    8. Оформить работу в рамку из белой бумаги.
    6.Практическая работа.

    Приступайте, пожалуйста, к работе.

    1.Контроль организации рабочего места.

    2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдений правил безопасной работы.

    3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

    4. Контроль объема и качества выполненной работы.

    7. Итог занятия.

    Какие красивые букеты украсили наш класс! И все панно получились очень разные. Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. И тогда столько цветов останутся живыми в природе и будут украшать нашу прекрасную землю. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Т. Собакина

    Сорву цветок,

    Если ты

    Сорвешь цветок…

    Если все:

    И я, и ты,-

    Сорвем цветы,

    То окажутся пусты

    И деревья,

    И кусты…

    И не будет красоты.

    И не будет доброты.

    Если только я и ты

    Если мы сорвем цветы…

    Закончить наше занятие я хочу следующим:

    У меня на столе лежат цветочки трех цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе цветок красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

    (по количеству оставшихся разноцветных цветочков можно определить на сколько занятие понравилось детям)

    Д/З На следующее занятие принесите картон, бумагу, клей, ножницы.

    Физкультминутка

    Солнце спит, небо спит

    (голову кладут на руки),

    Даже ветер не шумит,

    Рано утром солнце встало

    (встают из-за парт),

    Всем лучи свои послало

    (руки поднимают вверх, пальцы растопырены).

    Вдруг повеял ветерок

    (волнообразные движения руками),

    Небо тучей заволок

    (круговые движения руками)

    И деревья раскачал

    ( наклоны влево,вправо),

    Дождь по крышам застучал.

    Барабанит дождь по крыше

    (стучат по крышке стола пальцами),

    Солнце клонится все ниже,

    (наклоняются вперед)

    Вот и спряталось за тучи,

    Ни один не виден лучик

    (исходное положение)

    Физкультминутка


    1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз-два-три» -учащиеся наклоняются, руки вытягиваются вперед; на счет- «четыре-пять-шесть» - возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3-4 раза. Темп медленный.

    2. Исходное положение -= руки на поясе. Прыжки на двух ногах(1-4 раза). Прыжки с поворотами напрво до исходного положения (5-8 раз). То же с поворотами налево.

    Цветы из

    салфеток

    Картон, цветная бумага, салфетки
    Последовательность изготовления панно

    «Цветущая яблоня»

    1.Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

    2.Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

    3.Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

    4.Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

    5.Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

    6.Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

    7.Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

    8.Оформить работу в рамку из белой бумаги.

    Тип работы

    Занятие кружка «Умелые руки»

    Событие


    Хорошее настроение

    Техника


    аппликация

    Материал


    Правила техники безопасности при работе с ножницами.

    1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

    2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.

    4.Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.

    5.Не размахивать ножницами.

    Правила техники безопасности при работе с клеем.

    1.Клей хранить в плотно закрытой упаковке.

    2.Выдавливать только необходимое количество клея.

    3.Клей наносить кистью или клеем- карандашом.

    Поделиться: