Занятия по кружку умелые ручки. Образовательная программа объединения по интересам умелые ручки

Занятие кружка «Умелые ручки» по теме «Объемная аппликация «Цветы на лужайке» в технике квиллинг»

Цель: развитие творческого мышления и воображения учащихся на основе знакомства с технологией квиллинга. Раскрытие возможностей использования детьми сети Интернет при занятиях ручным трудом во внеурочное время.

Задачи:

    Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

    Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей.

Объект труда : объемная аппликация «Цветок»

Методы и приёмы: групповая проектная деятельность, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию, Интернет-технология – работа в сайте http :// stranamasterov . ru , модульное освоение информатики через предмет технологии, самоконтроль и самооценка деятельности.

Оборудование:

    для учителя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, салфетка, мультимедиа

    для учащихся : цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеенка, салфетка, подарочные визитки с адресом сайта.

Ход занятия

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества.

– У вас в каждой группе есть контролёры, которые оценивают результат урока и психологи, которые отслеживают культуру общения в группе.
– А какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?

(экологи, хозяйственники, командиры и лидеры)

Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна:

1. Осуществить свой проект.

2. Представить свой проект одноклассникам.

3. Дать название своей работе и обосновать его

Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.

II Проверка готовности учащихся к уроку

– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?

Кроссворд

    Толстая и очень твердая бумага. (картон)

    Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей)

    Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)

    Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка)

    Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска)

    Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка)

– Прочтите ключевое слово: правила.

– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)

– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)

    Повторение правил безопасности при работе с клеем :

Правила безопасности при работе с клеем

    Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.

    Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.

    Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.

    После работы клей плотно закройте, уберите.

    Обязательно вымойте руки и кисточку.

– А какие правила рабочего человека?

Правила рабочего человека

    Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.

    Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи

    Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.

    Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.

    Работайте дружно.

III Введение в тему урока. Мотивация деятельности

    Сообщение темы урока:

Слайд №1

– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известными вами видом работы с бумагой-аппликацией. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

А что же квиллинг? (предположения детей)

- Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

2. Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»

– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.

– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)

– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полос возникла в корейских монастырях в середине века, практически сразу после того, как была изобретена бумага. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе два очень мощных эффекта – развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.

– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)

– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.

Слайд №2,3,4

– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика , состоящая из миллиардов звезд, вселенная , космос , раковины у улиток, практически все, что нас окружает.

– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)

Послушайте стихотворение И.Сурикова

Слайд№5

На лугу

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.

Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? (цветок)

Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете.

Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же детки, как вы.

А вам хочется самим сделать такую замечательную поделку?

Тогда приступаем…

IV Анализ изделия Слайд №6,7,8

– Взгляните на эти работы: бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.

– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.

– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой. (показ шила)

– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.

V Физминутка для пальцев рук «Колокольчик» Слайд №9

В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.

VI Подготовка деталей : Слайды № 10-16

– Итак: наше рабочее место готово.

– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».

– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.

– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.

– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик.

– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.

– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.

Итак: мы научились делать детали. Я предлагаю выполнить аппликацию «Цветок» и все дальнейшие этапы работы я буду показывать по этой аппликации. Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза.

– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)

– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.

VII Физминутка «Цветочная поляна» Слайд № 17

На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.

VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах

Ну как, вам понятна техника изготовления?

– Есть вопросы?

– Приступайте к работе строго выполняя наш алгоритм.

Целевые обходы учителя :

    Контроль организации рабочего места.

    Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.

    Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.

    Контроль объема и качества выполнения работы.

I X Подведение итогов. Выставка работ

1. Выставка работ

– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.

– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)

    Рефлексия. Самооценка

Какое чувство вы испытываете после завершения работы? Отчего?

А ещё приятнее дарить такие чудесные поделки своим близким.

А когда даришь что-то, как надо это делать?

Где же мы сегодня взяли информацию к нашему уроку? На каком сайте?

Я хочу вручить вам адрес этого чудесного сайта, и теперь вы можете вместе с родителями или самостоятельно заходить на него в Интернет и творить своими руками разные красивые вещи, чтобы дарить их друг другу и своим близким.

После изготовления всеми членами групп цветочной поляны, контролёры выставляют оценки в экран сотрудничества.

После изготовления мини-проекта, психологи оценивают культуру общения каждого ученика в группе. Учитель оценивает мини-проект. Ребята выявляют лидеров, подводят итог работы по ролям – как справился каждый член группы со своими обязанностями.

Подведение итогов проходит в форме защиты мини-проектов: название, основные идеи их сотворчества.

3. Итог урока. Заключительное слово учителя

– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.

Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.

Стихотворение «Берегите природу»

На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.

С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Пояснительная записка

Кружка «Умелые ручки» ориентирован на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.

Кружковая программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность кружка обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки».

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

Создание условий для развития ребенка;

Ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

Участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

Изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

Развитие мотиваций к познанию и творчеству;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе кружка осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят два образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

Словесные- лекции, беседы, викторины;

Наглядные- просмотр репродукций, фото-сюжетов, образцов изделий;

Практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Программа кружка предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Информационной(умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизационной(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразовательной(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

Научить детей основным техникам изготовления поделок;

Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

О разнообразии и красоте окружающего мира;

О смысловом значении слов;

О влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

Что в основе деятельности человека лежит творчество;

О том, что добрые поступки делают человека лучше.

Выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

Творить красоту.

В программе кружка уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.

«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.

«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.

Работа с бумагой (2часа)

Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.

Работа с природными материалами (6часа)

Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.

Работа с солёным тестом (3 часа)

Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с пластилином(2 часа)

Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».

Работа с бросовым материалом (2часа)

Теория- знакомство с разными техниками работы из бросовых материалов. Практика- изготовление работ из бросовых материалов.

Работа с тканью. (2 часа).

Теория- знакомство с разными свойствами ткани. Изготовление броши из ткани.

Структура занятий кружка.

Занятие кружка рассчитаны на работу с детьми двух возрастных категорий

  1. Дошкольники
  2. Младшие школьники

Занятие проводятся по субботам, один-два раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Общее количество занятий в течении месяцев- 15.

План работы на год

Сентябрь

Тема: Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.

Познакомить детей с историей возникновения оригами.

Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.

Цель: Закрепить представления об аппликации, продолжить знакомство с понятием «симметрия»

Октябрь

Тема: Работа с манной крупой. Творческая работа «Бабочка- красавица»

Цель: Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Тема: Работа с яичной скорлупой «Мухомор»

Цель: Научить учащихся выполнять мозаику из яичной скорлупы, развивать речь, мелкую моторику пальцев, творческое воображение.

Ноябрь

Тема: Изготовление из природных материалов «Букет»

Цель: Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им. Что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по -своему.

Тема: Изготовление подделки из цветной бумаги «Грибной Ёжик»

Цель: Учить детей видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных (например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Декабрь

Тема: «Как приготовить солёное тесто. Его особенности»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.

Тема: Изготовление подделки из солёного теста «Снеговик»

Цель: Познакомить детей с новой техникой- лепка из солёного теста, развитие моторики.

Тема: Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».

Цель: Вызвать интерес в данному вида творчества, изготовление панно своими руками.

Тема: «Оформление панно фигурами из солёного теста» «Подсолнухи»

Цель: Изготовить панно в технике «Солёное тесто».

Февраль

Тема: «Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.»

Цель: Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

Цель: Закреплять навыки симметричного вырезания деталей из цветной бумаги, скручивание шариков, используя вату.

Тема: Изготовление подделок из бросового материала «Весёлый клоун»

Цель: Познакомить детей с профессией клоун. Закрепить знания о бросовым материалом.

Тема: Изготовление подделки из бросового материала «Чудо-человечки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Цель: Развитие патриотического чувства.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

Сентябрь

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий

Теория о свойствах бумаги.

Показ иллюстраций где применяется

Тема: Изготовление цветов из оригами «Хризантемы»

Показ и рассказ о цветах.

Показ иллюстраций, выполнение творческой работы.

Тема: Аппликация из цветной бумаги «Пальмы»

Прослушивание песни Чунга-чанга.

Показ и выполнение работы.

Вводное занятие.

Как приготовить солёное тесто. Его особенности.

Изготовление подделок из солёного теста «Снеговик»

Знакомство с рецептом и способом замес солёного теста, с его свойствами.

Показ приготовления солёного теста.

Показ правильного выполнения фигур из солёного теста.

Изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывание деталей.

Выполнения приготовления солёного теста.

Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».

Показ правильного выполнения фигур из солёного теста новогодних игрушек.

Изготовление фигур из солёного теста.

Литература

А.М. Гусакова «Рукоделие в начальных классах»

Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»

Т.А. Чернуха «Твоя маленькая мастерская»

Ф.П. «Фименко «Поделки из природных материалов»

Н.П. Николенко «Композиции из цветов»

Цветы из салфеток

Тип работы

Занятие кружка «Умелые руки»

Событие


Хорошее настроение

Техника


аппликация

Материал


Цели : повторить свойства бумаги; познакомить с разнообразными приемами работы с бумагой (сминание, сгибание, криволинейное вырезание); учить применять работы с бумагой для изготовления разнообразных изделий; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к материалам, интерес к занятиям кружка.
Оборудование: Цветная бумага коричневого и зеленого цветов, картон, салфетки, степлер, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, шаблоны для композиции, образцы готовых картин, открыток.
Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие, знакомство.
2. Сообщение темы занятия. Тема нашего занятия «Цветы из салфеток».

Бумага – один из самых благодатных материалов для изготовления разнообразнейших поделок. Но тем, кто работает с бумагой, необходимо знать ее свойства и приемы работы с ней. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении изделий.

Сегодня на занятии мы вспомним основные приемы работы с бумагой и с помощью них изготовим композицию.

3.Вводная беседа.

Все приемы работы с каким либо материалом разрабатываются с учетом его свойств. Вспомним, какие же свойства имеет бумага.


  1. Когда мы разрываем бумагу, какой край у нас получается? (Ответы учащихся) бумага состоит из волокон. Поэтому при разрыве обычно бывает неровный край и на нем видны отдельные волокна, из которых сделана бумага.

  2. Какой бумага бывает по цвету? (Ответы учащихся) Правильно, бумага бывает цветная и белая. Она легко окрашивается. Именно поэтому изделия из нее очень красочны.

  3. Какой бумага бывает по толщине? Какая бумага самая толстая, а какая самая тонкая? (Ответы учащихся) Бумага бывает толстая и тонкая. Толстая бумага – это картон, тонкая – калька.

  4. А если мы согнем бумагу по линии. Что при этом будет? (Ответы учащихся) Бумага сгибается, а линия сгиба остается. (Ответы учащихся) Если бумагу сжать руками, что при этом будет? (Ответы учащихся) Конечно бумага сомнется. Вспомнив эти основные свойства бумаги, мы вспомнили и основные приемы работы с ней. И используя их, мы сегодня на занятии создадим объемную композицию из цветов, выполненных из обычных салфеток в технике аппликации.
Цветы - неизменные спутники праздников, ярких событий, юбилеев.Какой праздник скоро мы будем отмечать? День учителя. Такой подарок можно сделать вашим учителям,бабушкам и дедушкам, родителям ведь дарить красоту - пожалуй основная задача цветов. Цветы во все времена - символ любви, верности, памяти.

4.Охрана труда.

Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, клей)

Ребята, какие правилавы знаете о безопасной работе с этими инструментами?

(Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)

Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

5.Не размахивать ножницами.

5. Вводный инструктаж .

На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты для работы. А также инструкция как изготовить цветок из салфетки, все шаблоны нашей композиции


  1. Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

  2. Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

  3. Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

  4. Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

  5. Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

  6. Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

  7. Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

  8. Оформить работу в рамку из белой бумаги.
6.Практическая работа.

Приступайте, пожалуйста, к работе.

1.Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдений правил безопасной работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль объема и качества выполненной работы.

7. Итог занятия.

Какие красивые букеты украсили наш класс! И все панно получились очень разные. Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. И тогда столько цветов останутся живыми в природе и будут украшать нашу прекрасную землю. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Т. Собакина

Сорву цветок,

Если ты

Сорвешь цветок…

Если все:

И я, и ты,-

Сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья,

И кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты

Если мы сорвем цветы…

Закончить наше занятие я хочу следующим:

У меня на столе лежат цветочки трех цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе цветок красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных цветочков можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Д/З На следующее занятие принесите картон, бумагу, клей, ножницы.

Физкультминутка

Солнце спит, небо спит

(голову кладут на руки),

Даже ветер не шумит,

Рано утром солнце встало

(встают из-за парт),

Всем лучи свои послало

(руки поднимают вверх, пальцы растопырены).

Вдруг повеял ветерок

(волнообразные движения руками),

Небо тучей заволок

(круговые движения руками)

И деревья раскачал

( наклоны влево,вправо),

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше

(стучат по крышке стола пальцами),

Солнце клонится все ниже,

(наклоняются вперед)

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик

(исходное положение)

Физкультминутка


  1. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз-два-три» -учащиеся наклоняются, руки вытягиваются вперед; на счет- «четыре-пять-шесть» - возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3-4 раза. Темп медленный.

  2. Исходное положение -= руки на поясе. Прыжки на двух ногах(1-4 раза). Прыжки с поворотами напрво до исходного положения (5-8 раз). То же с поворотами налево.

Цветы из

салфеток

Картон, цветная бумага, салфетки
Последовательность изготовления панно

«Цветущая яблоня»

1.Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.

2.Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.

3.Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.

4.Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.

5.Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)

6.Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.

7.Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.

8.Оформить работу в рамку из белой бумаги.

Тип работы

Занятие кружка «Умелые руки»

Событие


Хорошее настроение

Техника


аппликация

Материал


Правила техники безопасности при работе с ножницами.

1.Ножницы хранить закрытые в чехле.

2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.

4.Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.

5.Не размахивать ножницами.

Правила техники безопасности при работе с клеем.

1.Клей хранить в плотно закрытой упаковке.

2.Выдавливать только необходимое количество клея.

3.Клей наносить кистью или клеем- карандашом.

Тема занятия : «Умелые ручки»

Цель :

формирование художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи :

Образовательные :

Способствовать формированию представления детей о работе кружка;

Ознакомить учащихся видами ручных работ;- обобщить и расширить представления детей о рукоделии; - ознакомление техникой безопасности на занятиях при работе с инструментами.

Развивающие :

Развитие интереса к ручному труду

Развитие творческого мышления;

Воспитательные :

Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Методическое оснащение:

    Образцы объектов труда

    фонограмма с записью музыки.

Оборудование и инструменты: шаблоны, ножницы, карандаши, клей ПВА, природный материал, кусочки ткани.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

    Рассказ

    Демонстрация готовых работ

    Беседа с объяснением нового материала

    Самостоятельная работа

Методы обучения :

Беседа, показ образцов, обсуждение, диалог, просмотр слайдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент .

Психологический настрой.

Педагог: -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Николаевна. Я сегодня проведу у вас занятие кружка «Умелые руки».

Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!

Ребята, я хочу вас ознакомить с работой кружка «Умелые руки»,т. е.

с тем, чем можно заниматься на занятиях этого кружка и о чем этот кружок.

2. Введение в тему.

А корни кружка уходят глубоко в древнюю историю человечества.

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Народное творчество зародилось очень и очень давно. Случилось это, скорее всего, когда первый мыслящий человеко- предок с поэтическим именем Петя Кантроп, завалив мамонта каменной дубиной, выразительно произнёс с некоторым кайнозойским акцентом:

Петя Кантроп

мамонта хлоп!

Это и было началом.

Вместе с развитием человечества развивалось и народное творчество. В некоем году очередного столетия стали появляться русские народные сказки. А чтобы при рассказывании детям сказки получались интересные, древний человек сначала рисовал героев сказок на камне в пещере, затем вылепливал из глины, вырезал из дерева, шил из кожи зверей, а затем из ткани. Так появилось рукоделие.

А что такое рукоделие? (ответы детей: Рукоделие – это то, что можно делать самим из бумаги, из ткани, из природного материала.)

Правильно. Рукоделие – это вид деятельности человека, по-другому занятость . Также можно сказать, что рукоделие – это увлечение, творчество своими руками или по-другому хобби. Каждый из вас когда-нибудь да что-то делал своими руками. Например, рисовал природу за окном. И пусть ты не умеешь рисовать, но ты передал своим трудом то, что видишь, как ты понимаешь красоту этого мира. Через свои работы мы передаем всю любовь, красоту и доброту.

Скажите, ведь приятнее дарить подарки, сделанные своими руками, чем те, что ты купил в магазине. Так что на занятиях кружка «Умелые руки» мы будем изготавливать различные поделки своими руками. А уже свою работу вы можете подарить любимому человеку на какой–нибудь праздник или просто так, что бы сделать приятное.

А сейчас я покажу, какие поделки можно изготавливать на занятиях кружка, какие поделки делают ребята, которые уже посещают этот кружок.

3. Кружок «Умелые руки». Просмотр слайдов о кружке.

4. Практическое задание. Работа в группах.

1. - А сейчас, ребята, вы побудете в роли русских мастеров. Работать будете в группах. Каждая группа изготовит свою поделку.

Умеете работать в группах?

А как нужно работать в группах?

Давайте вспомним правила работы в группах

Правила работы в группах:

1. Выбираем командира группы.

2. Работаем сообща, дружно.

Сейчас, каждая группа посовещавшись, выберет своего командира. (дети выбирают)

Готовы? (ответы)

Тогда смело приступаем к работе.

2. - Командиры групп выходят и выбирают образец поделки, которую будут изготавливать. (выбор)

А что еще нужно для вашей работы? (ответы)

Верно. Весь материал вы выбираете на следующем столе в соответствии с вашим образцом.

Можете пофантазировать, добавить в изготавливаемый предмет что-то своё.

Физкультминутка.

(На мотив песни «Вместе весело шагать по просторам») .

Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам,

И конечно припевать лучше хором, лучше хором, лучше хором.

Раз присели, два присели, отдохнули,

Раз привстали, два привстали, потянулись.

Раз направо, два налево повернулись

И друг, другу добродушно улыбнулись.

5. Практическая работа.

Каждая группа приступает к выполнению поставленной задачи. Работаем быстро и дружно.

6. Выставка работ детей.

7. Подведение итогов.

Посмотрите, какие замечательные поделки у вас получились.
- Сегодня вы увидели, как много умеют ваши руки. Вы побывали в роли русских мастеров и у вас это получилось. Каждая группа справилась с заданием и справилась очень хорошо.

Но в мире так много того, чему можно ещё научиться, а этому могут научить занятия кружка «Умелые руки».

Вот и подошло к концу наше занятие.

Спасибо всем за занятие, за общение. Я желаю вам успехов.

- Кто получил удовольствие, изготавливая поделку своими руками?

- Почему?

Поделиться: