Занятия моторике 6 7 лет. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Озерова Марина

Озерова Марина Сергеевна.

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук . Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления .

Что значит развивать мелкую моторику ?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором . Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий :

Упражнения с мелкими предметами ;

Графические задания;

Пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо, не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Например :

Графические задания (штриховка по контуру, рисование прямых, наклонных линий, волн, узорная штриховка, задания «Дорисуй картинку» , «Соедини точки» , «Проводи ребят до дома» , повторение рисунка по клеточкам, графические диктанты).

Игры с мелкими предметами , сыпучими продуктами, семенами, пуговицами, веревочками, с прищепками, спичками, тенисными мячиками, использование пальчиковых игр.

Лето прекрасная пора, когда также можно готовить руку ребенка к письму, развивать его мелкую моторику .

Предлагаю занятие с использованием бумаги «Утенок Геша»

Цель : Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей , внимания, усидчивости.

Раздаточный материал : листы с изображением утенка, квадраты из салфеток (в зависимости от того какой объем хотите получить, дополнительные атрибуты-ленточки, пластиковые глазки, клей, салфетка для рук.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите как много у меня утят, но они какие-то неживые. Давайте сделаем их объемными. Мы будем брать по одному кусочку салфеточки, скатывать из нее шарик (их надо сделать много) и наклеить по контуру на утенка. Посмотрим, что получится!.


Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные.

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Приемы развития мелкой моторики рук для детей 5–6 лет Мелкая моторика рук для детей 5-6 года. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии детей, позволяет сформировать.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего развития Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

За моторику рук отвечают мышцы в кистях. Каждый ответственный родитель знает насколько важно развивать моторику у юных умников дошкольного и младшего школьного возраста. Но не всем известно, каким образом нужно работать со своими детьми. Существует множество систем и упражнений, позволяющих развивать моторику детских рук в соответствии с требованиями по возрасту.

При этом если не работать над проблемной моторикой рук и пальцев, то ребенку будут сложно даваться даже незначительные повседневные задачи. Так, специальные упражнения позволят быстро научиться завязывать на кроссовках шнурки, застегивать на пальто пуговицы. Кроме того, полученные навыки помогут научиться держать в руках кисточку или карандаш более уверенно, что важно в подготовке к первому классу.

Существует еще один важный аспект. Центры, отвечающие за моторику и активную речь, расположены в мозгу в непосредственной близости друг к другу и взаимодействуют между собой. Соответственно, развивая один центр, мы развиваем и соседние, а это только положительно сказывается на общем развитии вашего ребенка.

Как развить моторику пальцев в дошкольном возрасте


Полезно делать легкий массаж пальчиков, что благотворно сказывается на развитии речевых зон. Для детей дошкольного возраста от 5 лет, существует огромное количество заданий, часто в форме стишков. Такие считалочки отлично развивают и память. Также ловкость движений нарабатывается во время самостоятельного одевания, обувания, употребления пищи. Очень важно уделить достаточно внимания развитию мелкой моторики рук и пальцев в процессе подготовки малютки к первому классу, ведь во время учебы он столкнется с повышенной и непривычной нагрузкой. Для занятий следует выбирать упражнения, учитывающие склонности и физическое развитие вашего ребенка, чтобы не переусердствовать с нагрузкой.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Развиваем моторику весело

Основные задания для развития моторики у крохи


Из большого количества различных упражнений, опишем некоторые более распространенные и эффективные:

  • Пальчиковые гимнастические задания для детей в возрасте от 4 лет – наиболее распространенные упражнения, которые отличаются интересной и увлекательной для ребенка формой, а поэтому позволяют достичь высоких результатов. Со временем в гимнастические игры следует вводить мелкий реквизит, к примеру, кубики.
  • Предпочтение лучше отдавать тем упражнениям, где осуществляется тренировка каждого пальца в отдельности, а также существуют этапы напряжения, расслабления и растяжки. Однако переусердствовать не нужно – нагрузка должна соответствовать уровню физической подготовки ребенка.
  • Будьте внимательны, занимаясь с детьми, которым характерна гиперактивность, – пальчиковая гимнастика очень хорошо влияет на тонус коры мозга. Если же малютка не выказывает особого интереса к занятиям, попробуйте задействовать карточки с изображениями или любой другой методический материал.
  • Регулируйте продолжительность занятий. Для дошкольников и малышей от 4-х лет, время на выполнение упражнений составляет 15 минут.
  • На результативность будет влиять и регулярность выполнения: старайтесь заниматься каждый день. А чтобы крохе не надоело, выбирайте упражнения, которые могут становиться частью развлекательного, процесса образования или домашних дел.

  • Терапия песком. Необычайное влияние песка на психику человека изучено уже достаточно давно, поэтому он очень активно используется в работе многими специалистами. Задания с песком для детей позволяют не только развивать моторику, но и раскрывать свой творческий потенциал. Для организации занятий вам нужна средняя коробка с песком. В ней спрячьте небольшую игрушку, а ребенок пускай ее отыщет. Для усложнения можно использовать несколько небольших предметов.
  • Задания с мелкими детальками. Упражнений для детей с использованием мелких игрушек и предметов великое множество. Отлично здесь помогут пуговицы, бусины, крупа или камешки. Крохе можно предложить покатать предмет между пальцами, угадать его на ощупь, надавить на него подушечками и пр.
  • Еще одним эффективным упражнением для детей является вырезание фигурок ножницами по контуру. Начинать нужно с простых геометрических фигур, постепенно усложняя задачу. Научите ребенка вырезать фигурки, контуры.
  • Оригами, а именно плетение ковриков из бумаги. Такие задания будут хороши не только для моторики рук, но и в целях улучшения памяти. К тому же занимаясь созданием бумажных птичек, самолетиков, бантиков, малыш сможет развить свое творческое воображение и усидчивость. Такое занятие будет интересно ребенку с ранних лет.
  • Также можно заняться с крохой совместной подготовкой дома к празднику, вырезав цветочки, елочки, фигурки или листочки.
  • Кроме бумаги, материалом для плетения ковриков может стать солома, ивовые прутья, шпон, тесьма и ленты. Оригами является очень популярным занятием. Данная техника нередко применяется профессиональными психологами и преподавателями для развития деток с малых лет.
  • Аппликация. Данное занятие направлено на создание разнообразных открыток, картинок и прочих оригинальных композиций. Все, что понадобится для занятий — это клеящий карандаш, цветная бумага, картон и ножницы. Вырезая из бумаги разные фигуры, ребенок будет осуществлять развитие мелкой моторики рук, а комбинация различных материалов поможет ему в полной мере проявить свои творческие способности.
  • Лепка. Это любимое занятие любого ребенка. Даже малыши в возрасте от 2 лет будут с удовольствием лепить, но только под пристальным взглядом родителей. Для того чтобы совместить приятное с полезным, предложите малышу лепку из пластилина, специальной глины или соленого теста. Также можно покрыть пластилином тарелку или бутылку, украсив изделие какими-либо природными материалами: веточками, зернышками, ореховой скорлупой, фисташками. Такие украшения являются довольно крепкими и привлекательными.
  • Популярными стали и такие задания, как шнуровки. Они разделяются на сюжетные, например, тканевые, а также легкие – художественное плетение. Первый вариант представляет собой незаконченную картину, которую необходимо завершить путем присоединения недостающей детали в виде шнурков. Тканевые рисунки чаще всего представлены пазлом, элементы которого соединяются друг с другом посредством шнуровки. А художественное плетение предполагает создание картины на цельном предмете. Основа композиции при этом изготавливается из древесины или других безопасных материалов. Такие игры в обязательном порядке имеют в своем комплекте инструкцию и все необходимые материалы. Рекомендованы для малышей от 3 лет.
  • Раскрашивание шаблонов и рисование. Данный вид деятельности особенно полезен для тех детей, у которых имеются такие отклонения в развитии, как слабый двигательный аппарат ведущей руки. В таком случае у ребенка может наблюдаться слабость в руке, плохое контролирование движений. Лучшим вариантом для укрепления пишущей руки и улучшения мелкой моторики является рисование.

Видео:

С чего следует начать развитие воображения крохи


В процессе рисования ребенку передается интерес к творчеству, развивается воображение, малыш учится различать цветовую гамму. Для развития мелкой моторики рук в ходе занятий могут применяться самые разные техники. Но начать лучше всего с таких заданий:

  • Рисование по точкам.
  • Обводка контура.
  • Рисование без отрыва руки от листа.
  • Завершение рисунка, когда малыш дорисовывает картинку.

Графические упражнения являются обязательной частью программы современных детских садов и начальных классов, потому отлично подходят для детей 5-7 лет. Но для того чтобы ускорить развитие мелкой моторики рук необходимо проводить закрепление полученных знаний на дому. Графические задания улучшают ориентирование крохи на листе бумаги, что является хорошей подготовкой для школьных занятий.

Еще одни интересным занятием будут задания по штриховке, которые ребенок должен выполнить на чистом листе. Следите за тем, чтобы малыш не отрывал руку от бумаги в процессе проведения линии. Несмотря на то что штриховка считается одним из самых легких упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, она также является очень эффективным. Физическое развитие детей дошкольного возраста является очень важным. Однако о других аспектах также не следует забывать. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, то вы можете развивать мелкую моторику пальцев в домашних условиях. Для этого не нужно быть специалистом в данном деле, достаточно лишь придумать своему малышу увлекательное и полезное занятие. Это может быть, к примеру, просьба перемотать клубок ниток, застегнуть пуговицы, завязать и развязать ленту, перебрать крупу и прочие.

Татьяна Новикова
Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет

Как развить мелкую моторику рук

Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использую. Задания способствуют развитию точности , быстроте движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка. Дети с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет .

Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Взрослый дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь.

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер.

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот – пониженный.

Игры, развивающие мелкую моторику рук, для детей с проблемами в речевом развитии Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями.

Консультация для родителей неблагополучных семей «Развиваем мелкую моторику у детей» Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей" Цель консультации познакомить родителей с понятием мелкая моторика и упражнениями.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей вместе!» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал.

Дидактическая игра «Найди следы» Цель: Расширять представления детей о диких животных. Задачи: Закрепить знания о диких животных, Развить.

Развиваем мелкую моторику рук Развитие мелкой моторики руки нетрадиционными техниками рисования «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,.

Маркелова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального

образования «Барышский район» Ульяновской области

Развитие мелкой моторики рук

у детей 6-7 лет

методическая разработка

Маркелова В.Н.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-

ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. -

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

В разработке включены материала из опыта работы

Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных

Барышского

Ульяновской области.

© МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района

Ульяновской области

© Маркелова В.Н.

Введение……………………………………………………4

1. Пальчиковые упражнения………………………………6

2. Кинезиологические упражнения……………………...24

3. Игры ………………………………………………….25

Заключение…………………………………………….….29

Список литературы……………………………………….30

Введение

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как

обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном

возрасте,

правильно

подготовить

случайно

развития

человечества

подчёркивается

возможность

развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью

которого

проходило

первобытных

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки

способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев».

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

развития мелкой моторики руки.

Актуальность данной работы в том, что подготовка

к письму - один из самых сложных этапов подготовки

систематическому

обучению.

дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,

несовершенна

координация

движений,

закончено

окостенение

запястий

несовершенна

нервная регуляция движений.

Основной целью дошкольных занятий детей 6-7

интеллектуальным

развитием

развитием

подготовка

овладению

механизмы,

необходимые

овладения

накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развития

силы и точности мелкомоторных действий через систему

пальчиковой

гимнастики,

развития

координированности

двигательных действий правой и левой конечностей через

штриховальные

упражнения,

развития

пространственной

ориентировки на листе бумаги.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем

развивается

овладевает

двигательными

умениями

навыками,

развивается

координация

движений.

Формирование

движений

происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий

развития

моторики,

логически

достаточно

внимание, связная речь.

1. Пальчиковые упражнения

развитию

моторики

желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10

ежедневно.

Систематические

упражнения

т ренировке

движений

о к а з ы в а ю т

стимулирующее влияние на развитие речи.

Приведём

упражнений,

могут быть использованы с детьми.

1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем

гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на

каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)

«Кулачки-ладошки» (пальцы обеих рук с силой

сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев

из кулака, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак,

начиная с мизинца).

Упражнение «Семья». (Прикасание каждого

пальца по очереди к большому пальцу).

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

Упражнение «Наперегонки»

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками

указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми можно использовать

разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного пальцев и мизинца;

то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

те же движения производить одновременно

пальцами правой и левой руки.

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев

по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с

большим, затем указательный с указательным и т.д.

2) Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после

пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

Растирание ладоней шестигранным карандашом с

постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных

Разминание, затем растирание каждого пальца

вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать

круговые движения, постепенно увеличивая нажим

и темп. Можно выполнять упражнение с двумя

грецкими орехами, перекатывая один через другой,

одной рукой, затем другой.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и

наоборот, затем поочередное растирание.

3) Пальчиковые игры.

"Пальчиковые

инсценировка

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает

скованность

движений,

дальнейшем

облегчит

приобретение

"Пальчиковые

эмоциональны

увлекательны.

"пальчиковых

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются

ловкость,

управлять

движениями,

к о н ц е н т р и р о в а т ь

в н и м а н и е

деятельности. «Рассказывание»

неизменно

вызывает

повышает

эмоциональный тонус.

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Движения

Мы делили

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

апельсин,

«Круглые» пальцы, как

будто обхватили апельсин.

Много нас,

Развести руки в стороны.

а он один.

Показать один палец.

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для стрижа,

Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для утят,

Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для котят,

Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для бобра,

Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура.

Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда!

Пальцы напряжены, сгибаем

и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда!

«Бежим» по рукам

пальцами.

Чтобы с волком помириться,

Пожимаем себе ладони.

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка

И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг

проснулся,

Руки через стороны вверх -

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз -

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на

пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь

проснётся,

Вверх поднимаем «круглые»

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли,

Фигура из пальцев «Птица».

В вертолёт его внесли.

Круговые движения кистью

сначала одной, потом другой

Вертолёт вертел винтами,

Круговые движения кистями

обеих рук.

Волновал траву с цветами.

Плавные движения руками

над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси

Шлёпают гуськом

Гусак с гусаком.

Поочерёдно похлопываем

ладонями по тыльной стороне

Смотрят свысока

Гусак на гусака.

Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

Гусак у гусака.

Щипаем поочерёдно тыльные

стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.

Лейся дождик веселей,

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.

Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать

Босиком по лужам.

Как зелёные лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.

Присели и прыгаем, как

Руки прямые вверх.

Напрыгались,

Руки вниз.

Голова, плечи, руки

опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.

Бег на месте.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком

Фигура из пальцев «Цветок».

ежиха- мать

Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.

Плавные движения руками

перед собой.

Кап- кап капает роса

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

На мордашку,

Погладить себя по щекам.

на глаза.

Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать,

Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?

Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём

ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев

«Енот»(собака) и «Ёж».

Ты мне спинку не

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.

Я увидела жука

Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.

Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,

Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.

Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук

Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.

Вытираем носик.

Посажу его на сук,

Подняться на носки, руки

Пусть расправит крылья.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка .

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Руки в стороны: согнуть,

выпрямить.

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,

Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.

Прыжки 5 раз.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень .

Ливень, ливень льёт везде.

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Рады птенчики в гнезде:

Фигура из пальцев «Птенчики

в гнезде».

Мама дома посидит,

Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?

Фигура из пальцев «Кошка».

Руки перед собой, ладони

Фигура «Ковшик».

Имитация походки медведя.

сладкого медка,

Рисуем круг руками -

«бочонок».

Руки перед собой, ладони

Плавные движения руками

над головой.

козлёнку,

Фигура из пальцев «Коза».

Руки перед собой, ладони

Показать, как пьём.

Фигура из пальцев «Ёж».

А тебе я книжку дам,

Руки перед собой, ладонями

к себе, большие пальцы

отведены в сторону.

Если прочитаешь сам.

«Игра глазками»: переводим

глаза от одного большого

пальца к другому и обратно,

голову держим прямо.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк

Этот маленький хорёк

Нагнуться.

Очень шустрый был зверёк.

Выпрямиться, руки на пояс.

Он с утра уже успел

Совершить немало дел:

Руки в стороны, сгибаем и

разгибаем.

По тропинке пробежаться,

Бег на месте.

И на дерево забраться,

Руки перед собой согнуты в

локтях, «взбираемся» на

И по веткам поскакать,

Прыжки на месте.

И от мишки убежать,

Имитация походки медведя.

И в речной воде поплавать,

Руки перед собой: «плывём».

И поглубже понырять,

Приседания.

Шубку вычистить и лапки,

Погладить себя по телу, по

Рыбку к завтраку поймать.

Волнообразное движение

рукой перед собой.

Очень шустрый был зверёк

Руки на пояс.

Этот маленький хорёк.

Присесть.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль

Вёз корабль карамель,

Волнообразные движения

перед собой сначала правой,

потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.

Прыжок вперёд.

И матросы три недели

Пальцы широко расставлены,

рисуем на теле полоски -

«тельняшку».

Карамель на мели ели.

Рука согнута в локте перед

собой. Круговые движения

кистью сначала одной, потом

другой руки.

Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз

Я мороза не боюсь,

Руки на пояс, качаем головой

С ним я крепко подружусь.

Обнять себя руками.

Подойдёт ко мне мороз,

Ходьба на месте.

Тронет руки,

Гладим себя по рукам.

Тронет нос.

Дотронуться до носа.

Значит надо не зевать,

Развести руки в стороны.

Топать, прыгать и скакать.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила

Бабушка Ненила

По воду ходила.

Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала

Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.

Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.

Руки прямые перед собой,

движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,

Круговые горизонтальные

движения руками перед собой:

«мешаем кашу».

Пол в избе подмела

Наклониться вперёд, движения

руками из стороны в сторону.

И присела у окна.

Присесть.

Тема: «Звук и буква «О». Новый дом

Ох, ох, что за гром!

Руки к щекам, наклоны в

Муха строит

Фигура из пальцев «Муха».

новый дом.

Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.

Стучим кулачком по ладошке

одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.

Руки за спиной, шаги с

высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Руки к щекам, наклоны в

Обращались с ней

небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Руки за спину, топаем ногами.

Надо нам её спасти.

Руки в стороны.

И в порядок привести.

Руки на пояс.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

Выполняем соответствующие

движения.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Встали на носочки,

потянулись.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем,

покружимся.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка .

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,

Каждый делаем зарядку:

Встали прямо, спина прямая,

свели лопатки.

Мама руки поднимает,

Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,

Приседания.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.

Руки на поясе, делаем

повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою

Бег на месте.

И качаю головою.

Наклоны головой в стороны.

Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки,

потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести

руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро

Доброе утро!-

Руки в стороны.

птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с

Руки вверх, встать на носки,

потянулись.

Прячется вся темнота по

Наклоны в стороны,

прикрываем глаза поочерёдно

правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем

«круглые» руки.

и идёт по делам.

Ходьба на месте.

Тема: «Звук и буква «У». Музыканты

В руки дудочку беру,

Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались

по кустам!

Бег на месте.

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан

Может, здесь, а может, там

Повороты в правую и левую

стороны, отводим руку в

Есть один большой фонтан.

Встать на носки, руки вверх,

потянуться.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

По тексту

И лицо своё умыть,

По тексту

Зубы тщательно почистить,

По тексту

Уши дочиста отмыть.

По тексту

Не забыть себя обрызгать

Руки сверху вниз опускаем,

«стряхивая» капли.

Той волшебною водой.

Руки снизу вверх поднимаем,

«стряхивая» капли.

И тогда,кто был малышкой,

Присесть.

Станет вдруг большой-

Встать на носочки, руки

вверх, потянуться.

Вы всё сделали, как надо.

Руки на пояс.

Сядем, будем ждать чудес.

Присесть.

Ой! Смотрите- ка, ребята,

Вы растёте до небес!

Медленно поднимаемся

вверх, встаём на носочки,

руки вверх.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага

Сердце так и гложет страх!

Ладони приложить к груди на

уровне сердца.

Медленно приседаем.

Встать руки в стороны.

Ох, беда уже близка!

Руки к щекам, наклоны в

Вот и ждёт меня доска!

Рисуем руками

прямоугольник.

Притворюсь-ка я, что глух!

Руками прикрываем уши.

Хоть бы в классе свет потух! Медленно приседаем,

прикрывая глаза руками.

Руки вперёд.

Руки вверх.

Руки в стороны.

«Круглые» руки вверх.

Руки вперёд.

Не вызвали!

Руки вниз, плечи, спина

расслаблены.

Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх,

руки перед собой согнуты в

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Плавные движения кистями

вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы

в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки

согнуты перед собой в

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед

собой согнуты в локтях.

Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

«Круглые» руки перед собой

разводим в стороны.

Больше греться не хочу.

Руки к щекам, качаем головой.

Крышка громко зазвенела:

Руки вверх, имитация- «звеним

колокольчиком».

«Пейте чай, вода поспела!» Руки в стороны с наклоном

Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу зубы,

Правой рукой- имитация

движения «чистим зубы».

Этой щёткой-

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

Наклон вперёд, дотронуться

руками до пола.

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу брюки,

Гладим руками по ногам.

Все три щётки

Показать три пальца перед

мне нужны.

Ладони приложить к груди.

Тема: «Звук и буква «Ш».

Мы по лесу шли, шли, шли,

Ходьба на месте с высоким

подниманием ног.

Только шишку нашли.

Бег на месте.

И лягушку повстречали.

Фигура из пальцев-

«лягушка».

Лягушка-попрыгушка глазки

на макушке.

Присесть, руки на полу перед

собой, прыгаем как лягушки.

Прячьтесь от лягушки,

комары и мушки.

Бег на месте.

Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко

реченька- река.

Плавные, волнообразные

движения перед собой сначала

левой, потом правой рукой.

Маленькая речка,

Меньше ручейка:

Руки согнуты в локтях,

ладонями с силой давим друг

на друга (2 раза).

Ни поплыть,

Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть,

Присесть

Только ножки

окунуть чуть- чуть!

Потряхиваем поочерёдно

Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

«Круглые»руки перед собой

разводим в стороны. Вдох

Да не лопайся!

Выдыхаем через нос,

«круглые» руки медленно

скрещиваем перед собой,

постепенно обнимая себя

Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!

Кто, скажите, сможет, дети,

повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу!

Вправо- влево разведу.

Это тоже я могу!

И, как птица, полечу.

Это тоже я могу!

Головою поверчу.

Это тоже я могу!

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу!

И нисколько не устану.

Это тоже я могу!

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу!

Если надо, побегу.

Это тоже я могу!

Всё на свете я могу!

Дети повторяют движения за

взрослым, сопровождая их

словами: «Это тоже я могу».

Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа

Юра очень утомился-

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Целый день юлой крутился!

Кружимся на месте.

Юра только сел на стул,

Фигура из пальцев – «стул»;

присесть, встать.

Ножки свесил

Потряхиваем поочерёдно

И заснул.

Руки вниз, плечи опущены,

спина расслаблена.

Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

Руку протяните,

яблоко сорвите.

Подняться на носки, руки

вверх, потянуться.

Стал ветер веточку качать,

Плавные движения руками

над головой.

И трудно яблоко достать.

Развести руки перед собой.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Прыжки с поднятыми руками.

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

2. Кинезиологические упражнения

Кинезиология

развитии

умственных

способностей

определенные

двигательные

упражнения.

упражнения

позволяют

н е й р о н н ы е

ул у ч ш и т ь

м е ж п о л у ш а р н о е

взаимодействие,

является

развития

интеллекта.

Кинезиологические

упражнения,

развивающие

межполушарное взаимодействие, можно использовать во

время отдыха на любом занятии.

Упражнения.

1. «Кулак - ладонь» . Обе руки лежат на столе или на

коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно

кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять

Движения

усвоения

ускорять,

сжатия-разжатия

производились

попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью

вниз, левая - на другом колене ладонью вверх.

Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а

левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения

ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев

с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог

пальцы одной руки соединяются с большим в следующем

порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2.

Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения

руки на столе или на колене последовательно сменяют друг

друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в

кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой

ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом -

одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

6. «Шапка размышлений».

Данное упражнение позволяет быстро включиться в

работу, улучшает внимание. Растираем ладошки до

образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на

голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3

7. «Ленивые восьмерки». Данное упражнение

активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “

восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти

движения обеими руками.

3. Игры

1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на

игровых занятиях при парной и групповой работе)

Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,

сушки, картонные кружочки.

Выкладывание картин из пуговиц.

Выкладывание букв, силуэтов.

Сортировка по заданному признаку(по цвету,

размеру, форме).

Цепочки из цветных скрепок.

Заполните просторную коробку пуговицами:

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую,

квадратную, гладкую и пр.

2) Игры с пластилином

Картины из пластилина

Объемные изделия

Д о щ е ч к и,

п о к р ы т ы е

п л а с т и л и н о м,

выкладывания

использоваться

различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,

арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной

величины пуговицы, палочки.

3) Вырезывание ножницами

Силуэтное вырезывание.

Симметричное вырезывание.

Вырезывание различных фигурок из старых

открыток, журналов.

Вырезывание снежинок.

4) Рисование, раскрашивание

Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно

стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,

плоскую игрушку и т.д.

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание второй половины рисунка;

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

5) Работа с бумагой.

Плетение.Развитию точных движений и памяти

помогают плетение ковриков из бумажных полос.

Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей

из бумаги.

Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист

фольги и предложить):

Разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

Разгладить его одной рукой

Разгладить его двумя большими пальцами, затем

указательным и т.д.

6) Графические упражнения. Штриховка. (можно

использовать при работе с прописями)

Штриховка

важнейших

упражнений.

Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую

уверенность штриха, что когда они приступят к письму в

тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много

писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними

должно быть 0,5 см.

Выполняется на нелинованной бумаге.

7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю

родителям для занятий с детьми дома)

Прячем ручки в крупу

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покорми птичек

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

Нарисуй домик, солнце и т.д.

Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от

скорлупок). Очищать фисташки.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать

рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,

бусинки).

Лепить из теста печенье.

Открывать почтовый ящик ключом.

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а

так же разуваться и раздеваться. Учиться

самостоятельно надевать перчатки. Пробовать

зашнуровывать кроссовки.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

Начищать обувь для всей семьи специальной

Заключение

Таким образом, используя предложенные

упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и

педагоги решают сразу несколько задач:

во-первых, занятия положительно влияют на

общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, точное динамичное выполнение

упражнений для рук, туловища, головы

совершенствуют движения артикулярных органов:

губ, языка, нижней челюсти;

в-третьих, упражнения и игры готовят к

овладению навыком письма, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного

обучения.

Список литературы

Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у

детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание

№ 9.1990. - с.62.

Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Упражнения для занятий

с детьми, имеющими трудности при обучении письму.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для

развития речи дошкольников. ООО Издательство

Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка

дошкольников к обучению каллиграфии:

воспитателю, родителям.- Ульяновск: ИПК ПРО,

Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО

Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2002.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский

ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург, 2000.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая

гимнастика». Москва, АСТ. Астрель, 2002.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

Поделиться: