Замужем за бедным: страшные истории про неравный брак.

Он - вампир, она - обычная девушка. Какое тут может быть семейное счастье? Весьма сомнительное. Почему же они выбрали друг друга и не могут себе представить жизни по отдельности, хоть и суждено им мучаться, а не радоваться такой любви?

История влюбленных из «Сумерек» стала столь популярной неслучайно. Социологи констатируют, что в развивающемся мире больше возможностей, но и различий между людьми - пропорционально. Неравные браки не мы изобрели, но барышни прошлых веков были озабочены тем, что их выдадут замуж за нелюбимого. Теперь найти любовь - полдела, найти общий язык с любимым, если между вами пропасть, сложнее. И, простите за сравнение, крови и у вас, и у него в этих поисках может быть выпито прилично, даже если никто из вас не вампир.

Не родись красивым

«Выбирать надо по себе! Ну куда тебе с твоей фигурой в калашный ряд?!», - говорил Люде папа, когда она была подростком. Ох, как ей это тогда не нравилось! Заводная девушка недостатка в поклонниках не испытывала, хоть и красоткой не была. Замуж вышла за соседа Степу, красавца, по которому сохли все местные девчонки. Для влюбленных разница во внешности была неважна - они были знакомы с тех пор, когда взаимопонимание при лепке куличиков важнее того, кто как выглядит. Но наставления родителя Люде вспомнились. Красивая и смелая перешла дорогу - банальным образом Степа изменил ей с коллегой. Само по себе ужасно, но хуже, что позже, в похмельном бреду, он признался ей, что всегда чувствовал себя обделенным. Все вокруг постоянно сетовали на то, что такой Аполлон женат на замухрышке, да он и сам задумывался, не слишком ли быстро выбрал супругу, не узнав, что значит - быть с красавицей.

Комментирует психолог Людмила Исковских: «Пара поженилась в юном возрасте, а зависимость от чужого мнения - спутница инфантильности. И выбор супруга из ближайшего окружения часто случается под давлением обстоятельств или родственников. Для зрелой любви внешность не является критерием. Шансов у такого союза немного. Если не получается полюбить друг друга такими, какие есть, лучший выход - развод».

Только спокойствие

А вот другая история, тоже о притяжении противоположностей. Считается, что с похожим на тебя человеком заскучаешь. А Вера затосковала с мужчиной, с которым общего у нее было как у Южного полюса с Северным. «Привет! Ну что, зажигаем?!», - сказала она громко, входя в малознакомую компанию. И столкнулась взглядом с тихим юношей, грустно жующим коктейльную трубочку в пустом бокале. Активная барышня многого добивалась, но уставала от этой борьбы. Поэтому так нуждалась в спокойном спутнике. Но скоро их жизнь стала напоминать ту самую трубочку от коктейля - не имеющую ни свежести, ни вкуса. Мужчину это устраивало, судя по тому, с каким скепсисом он относился к Вериным затеям - прокатиться в Питер на выходные, организовать вечеринку, записаться в спорт-клуб. «Как-то я спросила, действительно ли ему нравится размеренная жизнь? Знаете, что он мне ответил? Я, мол, просто на вершине блаженства, когда валяюсь с тобой на диване. Другая бы обрадовалась, а мне страшно стало. Пришлось расставаться. Он так привык, и себя я не переделаю».

Людмила Исковских: «А вот здесь расставания можно было избежать. Психологи не рекомендуют после начала совместной жизни забывать о друзьях. Именно семьи с разными интересами супругов являются самыми крепкими и счастливыми. Надо отделять свои интересы, а не пытаться насильно втянуть в них супруга. Он может смотреть футбол с друзьями и , а она в это время съездить в Питер с подругами. Не стоит драматизировать и, главное, не ограничивать себя в общении с другими людьми».

В лучшем виде

А можно ли ради любви не просто поменять привычки, а стать другой - соответствующей запросам любимого? Все познается в сравнении. Леля выросла в семье врача и учительницы - куда уж интеллигентнее? А влюбилась в сына ректора университета и успешной писательницы. И дело не в родителях, познакомились они, будучи вполне самостоятельными, в отеле на европейском курорте, и несколько месяцев наслаждались конфетным периодом, не предчувствуя беды. «Сначала я думала, он не в настроении - претензии странные. Ну хожу я по дому в шортах, ну это же не светский раут? Оказывается, маменька его всегда была при параде. У них все было чинно-благородно, общались на языке Толстого и Тургенева, а тут я с журналистским сленгом. В общем, не знаю, где он будет женщину искать с такими древними устоями, но я унесла ноги, пока меня не убедили в том, что я - низшее сословие».

Людмила Исковских: «Кто-то из психологов обнаружил, что отношения между влюбленными тем крепче, чем интереснее им друг у друга учиться новому. Проще всего прилепить ярлык «Он - чужак». А можно прикоснуться к миру элиты - что в этом плохого? Возможность расширения границ поведения, развития новых навыков поведения - большой дар, который преподносит нам жизнь. Принимать или не принимать - выбирать вам. Но попробовать открыться другому образу жизни стоит».

Разбитая любовь

Самый распространенный признак разделения людей на категории - это, конечно, деньги. Захомутать «богатенького» хотят многие. А вот Катя ни о чем таком не мечтала. У нее была другая цель - балет! В своих грезах она танцевала на сценах лучших театров и знала, что этого можно достичь трудом и постоянными занятиями. Времени на тусовки у нее не было. Вадиму к моменту знакомства уже надоели легкомысленные барышни. К Кате он относился трогательно - оберегал, как фарфоровую статуэтку. Хотя, наверное, меньше. Романтический ужин в его шикарном особняке закончился не успев начаться - потянувшись за бокалом, девушка задела тарелку с закусками и та разлетелась вдребезги. Что тут началось! Вадим нецензурно ругался, клеймил Катю за неловкость и через слово упоминал о ценности имущества и понесенных убытках. Роману был конец, Катя вернулась к станку и пообещала себе в будущем примы никогда не покупать вещей, утрата которых заставит унижать других и себя.

Людмила Исковских: «Вадим ограничивает себя, становясь рабом вещей. Катя более свободна: вещи служат ей, а не она им. Ей можно позавидовать - у нее здоровые ценности. Но не стоит обобщать и думать, что «все богачи такие». Тогда на ее горизонте может снова появиться прекрасный принц, которому уже не будет никакого дела до вещей, если перед ним будет его Катя. Уйти - грамотное решение. Но не надо зарекаться от отношений с обеспеченными мужчинами на будущее».

Скромное обаяние

У женщин возможностей обеспечить себя по высшему классу сейчас не меньше, чем у мужчин. И иногда это становится еще одним препятствием на пути у людей, полюбивших друг друга и не задумывающихся о том, как может сказаться на их гармонии эта разница. После болезненного разрыва Марина на мужчин даже не смотрела. Но как-то, закупая продукты в любимом супермаркете, поймала восхищенный взгляд охранника. «Он не сводил с меня глаз, как будто я - единственная женщина в мире. Я не выдержала и подошла. Он сказал, что никогда бы не посмел познакомиться сам и будет счастлив, если я соглашусь прогуляться с ним». Выяснилось, что молодой человек приехал из провинции, но устроиться на приличную работу не смог. Он познакомил ее с мамой и друзьями, но в круг общения девушки входить опасался. Стеснялся выглядеть альфонсом. Со временем его все чаще стала мучить несостоятельность рядом с любимой, и ей уже приходилось быть свидетельницей его обид на судьбу и дурного настроения. А частенько и успокаивать, уверяя, что разница в их материальном уровне ее не тревожит. Хотя Марина зарабатывала вдвое больше своего спутника. После пары импульсивных расставаний и воссоединений, Марина сдалась и прекратила отношения. «Если человек не из твоего круга, то либо его комплексы съедят, либо вам станет скучно вместе. Считайте меня снобом, но я предпочитаю мужчин своего уровня».

Людмила Исковских: «Тип поведения героини - довольно детский, а мужчина ведет себя более зрело. К сожалению, пара, где мужчина, зарабатывая меньше женщины, не испытывает угрызений совести, почти нонсенс. Быть добытчиком для мужчины - стандартно. Девушке не надо было становиться доморощенным психологом и предлагать душеспасительную помощь, о которой никто не просил. Навязывание своих увлечений - тоже ошибка. На деньгах вообще не нужно было акцентировать внимания, какой у кого заработок - информация, необязательная для обнародования. Ему проще было бы воспарить над ситуацией, поверить в себя и, наконец, стать вровень с ней по доходу. Быть слабой и зависимой, направить свою энергию не в русло возрождения мужчины - это гораздо больше вдохновляет сильный пол на желание стать генералом».

Летом 2016-го в Третьяковке проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Проект состоял из 17 таинственных сюжетов — 17 шедевров музея с их историями, загадками и тайнами. Каждая история заслуживала особого, трепетного внимания, но больше всех мне понравилась «тайна» «Неравного брака» В. Пукирева.

За «картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней, ни новой истории», за огромное полотно с непривычным взглядом художника на вещи, В. Пукирев получает звание профессора. Случай был беспрецедентный — всех взволновала новая тема, современная и актуальная — тема власти денег.

Для тех, кто не помнит сюжет картины, предлагаю ознакомиться — потрясающее презентационное видео от «Третьяковки»:

Догадок всё больше…

Картина «Неравный брак» Василия Пукирева так и не разгадана до конца. Анализируя ее, мы вступаем на зыбкую почву догадок. Кто эта девушка? Что за мрачный красавец мужчина со скрещенными руками стоит за ней, ненавидяще-отчаянным взглядом упершись в спину «молодого жениха»? А что делает призрачная, с первого взгляда незаметная старуха в венчальном уборе слева от жениха, и почему смотрит на него таким странным взглядом? И наконец, правда ли, что картина автобиографическая?Попробуем разобраться.

Сюжет картины «Неравный брак» мало кого оставит равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев картины — жениха, невесту и священника… Юная, печальная невеста обреченно протягивают руку, на которую склоненный в льстивом поклоне священник сейчас наденет кольцо, и отдаст ее во власть старого богатого сластолюбца, чопорного жениха, держащего свечу.

Свадьба, свадьба! Да что-то нерадостная…

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — Невеста и кольцо

Девушка – настоящий цветок, Пукиреву удивительно удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва-едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. Невеста написана округлыми, мягкими линиями, ее лицо и плечи и, в меньшей степени, белое платье – самые сияющие элементы этой сцены.


«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ невесты

А вот жених, напротив, кажется, весь состоит из углов и прямых линий, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть и девичьей прелести невесты. На шее его — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. (орден Российской империи в 4-х степенях за военные отличия и гражданские заслуги.)

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — анализ жениха

Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

По сути, перед нами – договор купли-продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении: родители или тетушка девушки, которых не видно, но которые согласились на эту сделку, толстый поп в золоченом одеянии, сам престарелый жених…

Кстати, позволим себе немного цинизма в надежде на лучшее будущее для девушки. Может быть, старичок-то в скором времени… того? И останется молодая богатая вдова? В поисках ответа на этот вопрос посмотрим пристальнее на гостей.

Слева от жениха старуха, а на голове у нее нелепое для ее возраста украшение… Венчальное? А слева от священника не еще ли одна старуха выглядывает? Обратите внимание — в тусклые тона художник «обмакнул» только этих двух старушек.


Искусствовед, старший сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова предположила, что эти призрачные старухи, придающие картине мрачный мистический колорит, – предыдущие жены. Отправленные «в отставку»? Или спроваженные в гроб? Вторая версия вероятнее, иначе что бы им делать на свадьбе.

А с каким интересом смотрят глаза человека, находящийся за спиной у первой старухи — он единственный, кто смотрит на кольцо, которое сейчас наденут девушке на палец. И каким мертвым, саркастическим взглядом взирают на невесту старушки.

Привлекает к себе внимание и мужская фигура за невестой – статный, мрачный молодой красавец со скрещенными руками.

«Неравный брак» В. Пукирева, фрагмент картины — «молодой человек позади невесты»

В его образе можно уловить сходство с самим художником. Так может, история автобиографическая? А рядом стоит человек, единственный, чей взгляд направлен на зрителя. В его глазах читается понимание сути происходящего и глубокое сочувствие жертвам этого действа. Есть версия, что его прототип – Петр Шмельков, товарищ Пукирева по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества.

Возможно, здесь и кроется объяснение тому, что Василий Пукирев так быстро и стремительно написал эту картину, и тому, что она так берет за живое, никого не оставляя равнодушным? И, может, именно потому он не наслаждался успехом выставленного на Осенней выставке 1863 года в Академии художеств «Неравного брака», а спешно уехал за границу?

Прасковья Матвеевна Варенцова

В пользу этой версии говорит еще один факт. В 2002 году Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок, сделанный художником Владимиром Суховым в 1907 году. Он подписан: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Напрашивается версия, что молодой Василий Пукирев влюбился в красивую девушку Прасковью, которую выдали замуж за богатого купца Варенцова. Она пережила своего старого мужа, но, судя по тому, что последний известный портрет ее сделан в богадельне, счастья и богатства сей брак ей не принес.

Впрочем, с картиной связана еще одна история. Дело в том, что в Третьяковской галерее хранится эскиз к картине «Неравный брак».

Неравный брак. Эскиз одноименной картины

И что мы видим? За спиной невесты по-прежнему стоит сурового вида мужчина со скрещенными руками. Но это уже другой человек! Удивительно, но в этой версии фигурирует та же фамилия. То ли не всё мы еще знаем об этой картине, то ли странное совпадение?

Друга Василия Пукирева звали Сергей Варенцов. Он был влюблен в Софью Рыбникову. Они принадлежали к одному кругу – купеческие дети. Но так вышло, что ему предпочли другого – то ли родители, то ли сама девушка… Софья вышла замуж за Андрея Карзинкина. Он был действительно богаче Варенцова и старше невесты – но отнюдь не настолько, чтобы стать реальным прототипом картины: их с невестой разница в возрасте составляла 13 лет. А поскольку семьи Варенцова и Карзинкиных были связаны другими узами и делами, то Сергей еще и не смог отказаться от «чести» быть шафером на свадьбе. Потому он изображен позади невесты.

Видимо, Сергей Варенцов очень страдал, делился переживаниями с товарищем и подтолкнул его к созданию этой картины. Но прошло некоторое время, страсти улеглись, Варенцов собрался жениться на другой. И обнаружив, что Пукирев вздумал увековечить его страдания по прошлой любви, устроил грандиозный скандал. В результате Василий Пукирев сохранил название и сюжет картины, но при этом видоизменил ее. И поскольку травма друга уже поросла быльем, а у него самого произошла подобная история (они в то время были явлением распространенным), художник написал за спиной молодой невесты себя самого.

Это справедливо со всех сторон, потому что бывшая невеста Сергея Варенцова, Софья, как показала жизнь, вступила отнюдь не в «неравный», а напротив, в очень счастливый брак. У них родилось трое детей, и всю жизнь они с Андреем Карзинкиным прожили в любви и согласии.

Что же касается образа «Кащея», жениха, исследователи склоняются к тому, что он получился собирательным. В нем находят черты тверского предводителя дворянства Алексея Полторацкого, князя Павла Цицианова и даже повара, служившего в доме Сергея Варенцова. Вероятно, и тот, за кого выдали замуж невесту Пукирева, тут виден.

Критика

Картину приняли восторженно. Владимир Стасов, увидев картину, написал: «Наконец-то. Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни». Критик считал, полотно Пукирева «…одно из самых капитальных, но вместе с тем и трагических картин русской школы». Репин писал о её особом воздействии: «»Неравный брак» Пукирева… говорят, много крови испортил не одному старому генералу». А историк Николай Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.

Помимо восторженности были и нападки. Художника упрекали за мелкотемье, нападали за то, что он применил дерзкий, небывалый приём, изобразив обычных, из повседневности героев, да ещё и в полный рост. Такое позволялось только по отношению к античным героям.

А Н. Дмитриев писал в «Современной летописи»: «У господина Пукирева вопрос о неравном браке поставлен совсем не так, как он стоит в действительной жизни. Самое ужасное и трагическое в неравном браке — не одно неравенство лет, а разница убеждений, воспитания и, пожалуй, состояния. Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание… отдается дряхлому, отжившему старику, не заключает в себе ничего трагического».

Мотив

Мотив «неравного брака» пришёл в изобразительное искусство из жизни, из истории. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности.

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”.

В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. И вот, в 1863 году на выставке появляется картина «неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья… В картине священник изображен, как человек не осуждающий союз двух абсолютно разных и не равных друг другу людей, а как «человек купленный» старым и влиятельным женихом, и его неблагородный образ особо подчеркивается художником…

Автобиографична ли она?

Н.А.Мудрогель, старейший работник Третьяковской галереи, взятый на службу ещё самим Третьяковым, вспоминал:

«На картине Пукирева «Неравный брак» в роли шафера за невестой художник изобразил себя… И вообще вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил её жизнь».

Об этой трагедии Пукирева говорил и друг его С.И.Грибков. В книге «Москва и москвичи» Гиляровский писал:

«О В.В.Пукиреве С.И.Грибков всегда говорил с восторгом: - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была как у Дубровского - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба такая же! Товарищ и друг В.В.Пукирева с юных лет знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В.В.Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В.В.Пукирев, как живой».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Известны как гении одной картины. Но если Флавицкий закончил свой жизненный путь созданием шедевра, то с Пукиревым все вышло иначе. Картина «Неравный брак» стала единственным шедевром мастера. Ничего лучше он создать так и не смог.

Действительно, смотришь на его другие полотна и поражаешься тому, насколько они безликие по сравнению с «Неравным браком». Очень стандартные темы, типичный реализм, столь характерный для русской живописи второй половины XIX века. Все так однообразно, просто и скучно… Но одна картина, один единственный шедевр - это высочайшее мастерство. Это тот пример, когда весь художник выгорает в одном полотне, когда он делает что-то такое, что будет поражать людей ещё долгие годы.

Дьявол кроется в деталях. Если мы их не замечаем, то картина умирает. Она перестает быть предметом искусства и становится лишь красивым изображением. «Неравным брак» Василия Пукирева - это то произведение, где нужно следить за всей «бездной мелочей», за каждой деталью. В противном случае, мы рискуем все пропустить.

Факт остается фактом. Художники и до Пукирева и после него не раз изображали несчастных молодых невест и их старых богатых мужей. Но такого эффекта полотна не производили. Здесь нет картинного плача, заломанных рук - всего того, что по мнению многих живописцев должно изображать настоящее горе. Тут все куда проще. Невесте вот-вот священник должен надеть кольцо на палец. Она несчастна. Оно и понятно: муж её, мягко говоря, немолод. Такие ситуации бывали часто. Анну Керн, например (ту самую, про которую А.С. Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…»), родители выдали за генерала Ермолая Федоровича Керна, которому на тот момент было уже 52 года. Невесте - всего шестнадцать. Объяснение в любви было по-военному коротким. Генерал Керн спросил Анну:

- Не противен ли я вам?
- Нет, - ответила Анна и выбежала из комнаты.

После первой брачной ночи она написала в своем дневнике: «Его невозможно любить - мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо - я почти ненавижу его» . Впрочем, девушка долго не страдала, быстро обзавелась многочисленными любовниками. То есть и в этом можно не увидеть ничего страшного. Но это не так.



Есть в этом зале две ну очень странные фигуры. Две старухи. Одна стоит за женихом, другая за священником. Вроде бы, ничего необычного. Ну пришли старые женщины на свадьбу посмотреть. Может они сестры жениха. Но тогда напрашивается вопрос: к чему они в таких же венках, как и у невесты. А на одной даже белое платье есть. Стоп, стоп, стоп. Как это? Еще одна женщина в белом на свадьбе? Церковь ведь не ЗАГС, где невесты строем ходят. Что-то тут не то! Смотрим внимательнее на платье старухи. Вот тебе раз! Да это и не платье вовсе, больше на простыню похоже. А это и есть простыня, точнее, погребальный саван. Фигура второй невесты за спиной священника выглядит ещё более странно, ведь это не по правилам обряда. Рядом со священником гостям делать нечего, если они, конечно, не из другого мира пришли.

Итак, у нас получается, что на свадьбе сразу три невесты. Две из них мертвые и смотрят на старого жениха. Странный какой-то реализм получается, слишком уж Гоголем или Гофманом отдаёт. Да и за невесту переживаем теперь совсем иначе. Ведь если муженёк уже двоих на тот свет отправил, так с этой девушкой молодой что будет?



И сразу совершенно иначе воспринимаешь символ происходящего. Невесте ведь на палец не кольцо надевают. Её на страдания призывают. И священник поэтому так почтительно склоняется перед ней. Понимает её жертву.

И какой здесь свет! Ведь он как на полотнах ! Божественный свет в прямом смысле этого слова. Именно в этом свете из левого верхнего угла, из окна церкви, оживают все призраки бывших жен. Свет мягко струится по белому платью, по нежной молодой коже невесты, по кисти её руки. И вот он центр композиции. Не её лицо, не фигура старого жениха, а рука, безвольно тянущаяся к мученическому венцу.



Удивительно и то, какая игра взглядов запечатлена на полотне. Мёртвые старухи смотрят на жениха, жених - на невесту, невеста - в пол, друзья жениха - тоже на невесту. На несчастную смотрит и сам автор картины. Вот он, Василий Пукирев, стоит, скрестив руки, в правом углу. А на нас смотрит другой художник, друг автора, Петр Шмельков, подсказавший ему идею картины. Это он как раз и задает зрителю безмолвный вопрос: «Вы понимаете, что происходит?»

Судьба Василия Пукирева сложилась печально. «Неравный брак» имел огромный успех, но художник этому не радовался. Сразу после продажи картины он уехал на несколько лет в Италию. Оно и понятно. На картине в виде молодой девушки была изображена его любовь - Прасковья Матвеевна Варенцова. Пукирев не создал больше ни одной картины, которая по силе могла бы сравниться с его первым шедевром. Он постоянно возвращался к теме трагического бракосочетания, но все выходило не то. А в итоге алкоголь, бедность, забвение. Не лучше сложилась и судьба модели. В начала XX века она умерла в одиночестве в Мазуринской богадельне.

Сюжет

Старый некрасивый мужчина берет в жены девчушку, такую юную, что даже стыдно смотреть. У невесты наверняка нет приданого, а у жениха денег в достатке, потому за него и отдают молодую красавицу.

Венчаются в православной церкви. Глаза девушки заплаканы, поза покорна. Жених чувствует себя хозяином положения и с превосходством наблюдает за невестой. Фата, белое платье, которое буквально светится в лучах падающего на него света, делают образ девушки подобным ангельскому. Кажется, что вся эта грязь не может коснуться ее.

Зрители прозвали картину «Неравный брак» «Кощей с невестой»

Люди вокруг показаны в полумраке, даже священник, словно бы на стороне зла — ведь он, понимая, что девушка не по доброй воле вступает в брак, все же венчает пару. Не лучше и окружающие. Все они — молчаливые свидетели, что, конечно, не делает им чести.

«В мастерской художника» (1865)

Каждый из персонажей второго плана играет свою роль. Кто невесту разглядывает, кто с осуждением наблюдает за происходящим, что подобострастно обращен в сторону жениха, кто настроен решительно провернуть это дельце (например, старуха рядом с женихом — возможно, это сваха или мать невесты).

Контекст

Есть несколько версий того, чья история несчастливой любви вдохновила Пукирева на полотно. Но надо признать, что в те времена подобные случаи были делом хоть и неприятным, но обычным. С одной стороны, это осуждалось, с другой, — обычай сей продолжал существовать еще долгие годы.


> «Прием приданного в купеческой семьи по росписи» (1873)

По задумке, на месте шафера должен был быть вовсе не Пукирев, а его друг Сергей Варенцов. Невесту же художник писал с однофамилицы — Прасковьи Варенцовой, происходившей из знатного рода. Говорят, что в неё Пукирев был влюблён, но шансов стать ее мужем не имел — крестьянское происхождение и отсутствие какого бы то ни было капитала не позволяли.

Считается, что Костомаров, увидев «Неравный брак», передумал жениться

Варенцов же на Пукирева обиделся. Дело в том, что Сергей Михайлович собирался жениться, а сплетни, которые, конечно же, поползли бы, были нежелательны. Тогда художник, внешне похожий на друга, добавил шаферу бородку и «превратил» в себя.

Жениха же писали с нескольких людей, по всей видимости: от кого — голову, от кого — лицо, а от кого — и венчик седых волос.


Иллюстрация к «Мертвым душам», 1880

Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Шмельков. Сбоку изображена голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких ещё не было». И сделал. Резную из цельного дерева — и цветы, и плоды. Третьякову она так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому.

Судьба художника

Жизнь художника можно разделить на две части: до «Неравного брака» и после. До презентации картины все шло медленно, но верно: несмотря на свое крестьянское происхождение, Пукирев смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании которого начал там же преподавать, параллельно очень удачно выполняя частные заказы.

Не создав ничего лучше «Неравного брака», Пукирев спился

Последующие работы художника значительно уступали в технике и, как следствие, не вызывали восторга ни у критиков, ни у покупателей. Пукирев запил, прекратил преподавать в училище, распродал свою коллекцию картин, потерял квартиру, жил на подачки друзей и умер в безвестности 1 июня 1890 года.

Литература изобилует примерами, когда жених - «прекрасный принц» порядком старше своей возлюбленной. Не так давно интеллигентные девушки и женщины зачитывались захватывающим романом Дафны Дюморье «Ребекка», где 20-летняя главная героиня готова ради любимого супруга - 42-летнего аристократа Максима де Уинтера - идти хоть в огонь, хоть в воду. Книга сразу стала популярнее «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл. Да и сам незабвенный Ромео был старше Джульетты раза в два.

История от литературы не отстает: пылкая взаимная любовь французского короля Генриха Второго и Дианы де Пуатье волнует и всегда будет волновать души почитателей старины. Правда, в этом случае сам Генрих был моложе своей дамы сердца на 20 лет, и Диане не удалось стать повелительницей Франции... На молоденькой принцессе женился Наполеон Бонапарт; где-то к 70 годам встретил свою юную будущую жену Виктор Гюго и был очень счастлив в браке. В преклонном возрасте влюбился в девушку Иоганн Вольфганг Гете.

В повседневной жизни разновозрастные союзы заключаются всегда. Обидный ярлык «неравный брак» превращается в анахронизм. В Тюмени браки, где один партнер намного превосходит в годах другого, также не редкость. По сведениям, имеющимся у сотрудников комитета ЗАГС администрации города Тюмени, в 2008 году было зарегистрировано 815 свадеб, когда невеста моложе жениха более чем на 7 лет. Из них 33 факта, когда разница в возрасте составила больше 15 лет. Максимальная дистанция - 37 лет: 66-летний мужчина женился на 29-летней женщине. Самый значительный возраст супруга - 82 года, его жене - 67 лет. Больше всего невест, которым исполнилось 22, 25, 27 и 29 лет. Ну а предложили им руку и сердце представители сильного пола в большинстве своем в возрасте 40-58 лет. Также в 2008 году отмечено 182 союза, где, наоборот, невесты постарше женихов более чем на 7 лет. 54 случая, когда сударыни пожелали выйти замуж за тех, кто младше их на 10 и более лет. Здесь наибольшая разница между супругами - 21 год. 5 браков, где жена старше мужа на 18-21 год. Как правило, невестам за 30 лет и сорок «с хвостиком». Самой старшей новобрачной - 69 лет, а ее избраннику - 48.

- «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны» - так комментирует статистику председатель комитета ЗАГС администрации Тюмени Надежда Бойко. -Жизнь богаче любого художественного произведения. Тюмень - активный город в демографическом плане, и браков у нас заключается много. Если говорить о разновозрастных союзах - это разные взгляды, разная физиология, разная психология. Могут возникнуть проблемы во взаимопонимании. Однако, если в подобном браке люди не испытывают дискомфорта - замечательно. Значит, союз удался.

По наблюдениям Надежды Ильиничны, сейчас повысился общий брачный возраст. Мужчины заводят семьи ближе к 30 годам; для женщины считается идеальным свадьба в 24 года. Это связано с тем, что хочется сначала получить образование и профессию. Увеличение возраста вступления в брак положительно сказывается на детях: родители более мудрые и спокойные, дома комфортная обстановка.

А как считают сами тюменцы? 58-летняя Полина Семеновна, чей брак с писателем Константином Яковлевичем Лагуновым был очень счастливым, вспоминает: «Я возрастной разницы не чувствовала. У нас никогда не было банальной бытовухи - препирательств, кому мыть посуду. На рынок ходили вместе. Ни разу не поругались. Не спорили из-за денег. Есть финансы - едем на юг, их тратим, нет - сидим дома. Я всегда могла себе позволить хорошо выглядеть: только мужчина, который намного старше, может это оценить. И, главное, если есть единение душ и любовь, никакие подводные камни не страшны».

22-летняя Анюта, студентка, недавно вышла замуж за 41-летнего преподавателя: «Я обожаю своего мужа. У нас общие взгляды, общие ценности. Мои ровесники всегда на меня нагоняют тоску».

36-летняя Александра (имя ненастоящее): «Я вторая жена своего мужа, которому 56 лет и которого очень люблю. Я постоянно должна выигрывать «невидимое сражение» с той, первой его супругой, неважно, что они в разводе. Должна усвоить правило: когда хочется плакать - не плачу (эта фраза - название его любимого романа). Надо быть ласковой, всепрощающей, понимающей. Никогда не злиться, забыть, что такое обида и плохое настроение. В крайнем случае можно погрустить пять минут. А это, поверьте, не всегда легко...»

25-летний Андрей (имя вымышленное): «Моей Танечке 34 года. Ну какое это имеет значение? Она во всем мне помогает. Так вкусно готовит! На других мужчин внимания не обращает. Умеет слушать, не болтлива. Не то, что моя бывшая жена. Полная противоположность!»

42-летняя Евгения (имя произвольное): «Когда мне было 25 лет, я собиралась замуж за 20-летнего парня. И вот однажды он с восторгом рассказал мне о том, как обрадовался, неожиданно увидев меня на противоположной стороне улицы: «Смотрю - моя старушка идет!» Долго эти слова у меня из головы не шли. А потом я расторгла помолвку. Сейчас я замужем за ровесником».

35-летний Михаил: «Я сторонник именно неравных браков. Они гораздо устойчивее обычных, ведь людям приходится бороться со стереотипами. «Неравный» партнер бережнее относится к тому, кто моложе, не придирается по пустякам. Обязательно должен присутствовать элемент расчета: чего мы хотим от этого брака? А то бывает так: бизнесмен женится на юной девочке, он занят работой, а его спутница жизни ходит по салонам-соляриям, начинает скучать и искать приключений. Или молодой человек - муж бизнес-леди, сидит дома и чувствует комплекс неполноценности. Сам я пока не женат».

Что думают авторитетные специалисты? Действительный член профессиональной ассоциации андрологов России, кандидат медицинских наук, директор лечебно-диагностического центра «Мужская консультация» Юрий Молоков отмечает плюсы разновозрастных браков, когда у мужчины молодая жена:

Активная сексуальная жизнь дает мужчине важное чувство уверенности в себе и ощущение успеха. Это накладывает положительный отпечаток на его профессиональную и творческую деятельность. Мужчина чувствует себя в приподнятом настроении. Вообще, активность в сексуальных отношениях дает не только эмоциональный заряд, но и улучшает нервную и сердечно-сосудистую систему, что в конечном итоге способствует продлению жизни.

Однако если жене 20, а мужу 40 лет, то налицо разные интересы. Ей хочется бегать на танцы, к семейной жизни девушка еще не готова. Если жене 40, а мужу 60, то немаловажную роль играет материальная обеспеченность последнего: его подруге хочется и приодеться, и мир посмотреть.

Юрий Матвеевич подчеркивает: если есть чувство любви, возраст для гармонии отношений не станет преградой. Труднее искать идеальную пару там, где жена намного старше мужа. Здесь многое, по мнению моего собеседника, зависит от характера и личностных особенностей мужчины. Есть прирожденные «сыновья»: им весьма уютно «под крылышком мамы». А роль матери и может исполнять мудрая и опытная женщина.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета Мария Богданова, выделяя положительные стороны разновозрастных союзов: «процент разводов здесь ниже», «растут прекрасные талантливые дети», тем не менее указывает на трудности. «Разница поколений - она не понимает, откуда эта цитата, он не понимает, что за песенку она напевает и почему ее так трогает этот фильм. Особенно это остро чувствуют пары, чей возрастной интервал пришелся на смену эпох - советской социалистической и нынешней капиталистической... И второй момент - девочки вырастают, и их может перестать устраивать вариант «папа - дочка», они становятся более самостоятельными...»

Психолог Злата Воронцова убеждена, что вокруг разновозрастных браков витает рой мифов. Миф первый: молодой женщине обязательно потребуется молодой любовник. «Нам тычут в пример дворян XIX века, когда у пожилых мужей юные жены, и непременно возникает набивший оскомину любовный треугольник. На этом выстроена почти вся русская классика. На самом деле сей сюжет не более чем выдумка писателей. Юных девиц из аристократических семей выдавали замуж за зрелых, опытных мужчин, и получались весьма неплохие семьи. Знакомились пары, как правило, на балах, чтобы была возможность понравиться друг другу. Существовали, конечно, ситуации, когда «старый» богатый жених вызывал уж откровенную неприязнь, но такие случаи - исключения.

Миф второй: девочка превратится в зрелую даму, ей надоест быть «доченькой» и она уйдет от старичка. На свете немало женщин, для которых сущее счастье - быть рядом именно с теми мужчинами, с коими их разделяет поколение. Ровесники их не устраивали в юности - и не будут устраивать никогда. Эти женщины станут трогательно заботиться о своих постаревших «принцах мечты» и будут ощущать себя вполне счастливыми не кривя душой.

Миф третий: разновозрастные браки заключаются в основном по расчету. Это неправда. Расчета здесь не больше и не меньше, чем обычно. И мужчины часто женятся во-все не для того, чтоб стать альфонсом у бизнес-вумен».

Кто может стать идеальными молодыми спутницами жизни? Госпожа Воронцова полагает, что это девочки из благополучных семей, где отношения с отцом складывались превосходно: папа не деспот, а друг. В детстве и юности такие девочки малообщительны, не пользуются успехом у мальчиков (те считают их слишком «сложными»), имеют не больше одной подруги. Много времени проводят дома; в тот вечер, когда их одноклассницы прихорашиваются, чтоб идти на дискотеку, они усаживаются с книжкой на диван.

Ну а что касается юношей, обращающих взгляды на тех, кто старше, спокойнее, нежнее их ровесниц, - тоже в этом ничего необычного нет. Это «домашние» мальчики, которые могут быть просто умнее в интеллектуальном плане своих приятельниц. Не обязательно им нужна «копия мамы» - они согласны «играть вторую скрипку», когда инициатива принадлежит слабой половине.

Поделиться: