Задания-картинки для развития внимания ребенка.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.


Каким бывает внимание?

Принято выделять три типа внимания:

  1. Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
  2. Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
  3. Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.

Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.


Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать память , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.



Полезные игры и упражнения

Для повышение концентрации внимания.

Корректурная проба

Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.


Зашифрованное письмо

Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.


ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ

  • Лабиринты разных уровней сложности.


  • Графические диктанты – рисунки по клеточкам.

Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.


Игра «Съедобное-несъедобное»

Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.


Пианино

Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.


Запретное движение

В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.


Игра «Пол-нос-потолок»

Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.

Для слуховой внимательности:


Найди пару

Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.

Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.


Прохлопывания

Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.


Угадай звучащий предмет

Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.

Зрительную внимательность развивает:


Запомни и скажи

Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.


Дидактическая игра «Парные картинки»

С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.


Повтори последовательность

Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.

У ребенка 7–8 лет интенсивно развивается способность к волевому регулированию внимания, управлению им, формируется произвольное внимание. Это связано с тем, что, во-первых, созревание мозга к этому времени приводит к уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, а во-вторых, уровень познавательного развития ребенка к этому возрасту позволяет совершать умственные действия во внутреннем плане (в уме).

Процесс учебы, являющийся ведущим видом деятельности младшего школьника, способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается. Однако произвольное внимание непрочно, и если появляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Поэтому такое большое значение для младших школьников, особенно для первоклассников, имеет не словесное объяснение, а показ, яркая картинка или слайд, действие. Попытка долго удерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстро развивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям, «двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.

Развитие внимания ребенка 7–8 лет должно совершаться в нескольких направлениях. Первое и главное - это формирование умственных действий. Проиллюстрируем этот процесс на примере счета: на первом этапе ребенку объясняют необходимость умения считать; на втором он осваивает счетные операции в материализованной форме (счет с помощью палочек и др.); третий этап заключается в обучении проговариванию всех совершаемых действий вслух; на четвертом этапе ребенок проговаривает весь процесс счета про себя; и наконец, на пятом этапе он способен считать в уме.

Второе и не менее важное направление развития внимания в этом возрасте связано с формированием у ребенка способности контролировать и оценивать себя. Например, при обучении письму букв надо обсуждать с первоклассником все нюансы эталона, обратить внимание на сложные моменты, которые могут быть причиной ошибок, помочь ребенку понять, почему у него не получается написать так, как в образце. Цель подобной работы - сделать так, чтобы у ребенка в голове запечатлелся образец, который он мог бы использовать в качестве помощи.

И третье, далеко не очевидное, направление развития внимания первоклассников - повышение их самооценки. Дело в том, что, по данным исследований, у многих детей при поступлении в школу самооценка снижается. А человек, который боится результата, плохо концентрируется на проблеме, так как больше переживает, чем рассуждает. Задача родителей - поддержать ребенка в это непростое для него время, ни в коем случае не ругать за то, что буквы недостаточно красивы и т.п.

Развивать внимание можно также при помощи специальных упражнений. Предлагаемые на сайте в данной теме задания направлены на тренировку различных характеристик внимания. Задания разработаны с учетом интересов и особенностей познавательного развития детей данного возраста. Они обязательно помогут вашему ребенку стать более внимательным!

Удачи вам, и пусть занятия приносят радость!

Вы никогда не задумывались, что успех во многом зависит от внимательности? Вы что-то не запомнили и ругаете свою «девичью память?» На самом деле вы просто не обратили на ту или иную деталь внимание, и ваш мозг не зафиксировал ее в памяти. Или, возможно, вы часто отвлекаетесь от поставленных задач. Например, вы запланировали важную работу на компьютере, но сами не заметили, как попали в социальные сети или же сторонние сайты, не связанные с работой. Чтобы этого избежать существуют специальные упражнения на внимание.

Взрослому человеку нужно совершенствовать внимание, иначе не избежать рассеянности. Помните персонажа, живущего на улице Бассейной? На развитие внимания влияют много факторов: генетика, окружающая среда, прошлый опыт, и, конечно же, собственное желание. Поэтому, если вы желаете и стать более внимательным, мы предлагаем подборку упражнений для развития этого вида мозговой деятельности.

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

  • Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей. Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
  • Подобная задача предыдущей. Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
  • Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
  • Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
  • Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Серия развивающих игр для учащихся 1-2 класса

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета» . Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам» . Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?» . Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни» . Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор» . Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии» . Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное» . Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение» . Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста» . Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?» . На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?» . На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник» . Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

6. Игра «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

7. Игра «Цепочка действий» . Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола».

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Ура!

Развиваем внимание, память, навыки счета

Описание: в этой игре может принимать участие достаточно большое количество детей, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные числа пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «Ура!». Могут пропускаться самые разные числа. Например, они могут быть кратны 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «Ура!».

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых чисел будет произносить другое слово.

Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов, например, произносить слово «Ура!» вместо чисел, кратных 3 или 4.

Помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

Слепые художники

Развиваем внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление

Описание: раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно описываете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево; на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево); на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце; на небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и объяснить, что там нарисовано.

Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

Эмоции

Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации

Описание : все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.

В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.

Материалы и наглядные пособия для игры

6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Найди ошибку

Развиваем внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.

С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.

Заблудившиеся буквы

Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

Колечко по кругу

Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений

Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

Живописцы

Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию

Описание : в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.

Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.

После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.

Малышам достаточно просто назвать то, что изобразили на спине.

Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

«Вчера я съел тарелку супа»

Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас

Описание : эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.

Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.

Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Имя и фамилия

Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас

Описание : суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

❧ Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.

Потерянные буквы

Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита

Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».

Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Ноги

Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета

Описание : в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

Примерные варианты:

♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.

♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.

♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Тихая, спокойная музыка.

Шифровальщик (первый вариант)

Описание : перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.

Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.

Шифровальщик (второй вариант)

Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Что сказал нам рак?

Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности

Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш.

Машина времени

Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление

Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с изображением различных предметов, животных.

Холодный - горячий

Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.

Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, приз.

ПОСЛЕДНИЙ

БОДРСТВОВАТЬ

МОЛОДОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНЫЙ

СТАРОСТЬ

МЛАДЕНЕЦ

НЕРЯШЛИВЫЙ

Юные художники

Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление

Описание : всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.

В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.

Волшебные узоры

Развиваем внимание, сосредоточенность, аккуратность, слуховое и цветовое восприятие, умение выделять первый слот в слове и соотносить его с первыми буквами из других слов

Описание : вначале нужно сообщить ребенку о правилах и главной цели игры. Услышав слово, которое вы произнесли, он должен выделить в нем первую букву и соотнести ее с первой буквой названия одного из представленных цветов. Так, например, если слово начинается с буквы «к» («крокодил»), то нужно выложить красный кружочек. Начинать раскладывать необходимо с левого угла верхнего ряда. На эту игру можно отвести 3—4 занятия. Если возникают какие-то трудности, то вначале можно голосом выделять первую букву.

Примерные варианты последовательностей слов:

♦ 1—3-я страницы:

КРАСИВЫЙ, ЗАКАТ, ЗАПРЕТНЫЙ, КОРОТКИЙ, КАНАТ, КРЕПКИЙ, ЗОНТ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, КОНЕЧНЫЙ.

♦ 4—7-я страницы:

ЧЕРТИТЬ, СИДЕТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, КОПАТЬ, СТАРАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ, ЧЕРПАТЬ, КРАСИТЬ, СМОТРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ЖАЛЕТЬ, ЗАБОЛЕТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, КАТАТЬСЯ, ЗАСМОТРЕТЬСЯ, СНИТЬСЯ.

♦ 8—9-я страницы:

ЖЕЛУДЬ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, КРОКОДИЛ, ЧАЙ, СИНИЦА, КАНАРЕЙКА,

ЗАЯЦ, ЖИРАФ, СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, КОМНАТА, КАРУСЕЛЬ, ЗАРУБКА, ЧАЙНИК, СТАКАН, СОК, ЗЕФИР, СВЕТИЛЬНИК, КОФЕ, САХАР, ЖУРАВЛЬ, ЗАВТРАК, ЖЕЛАНИЕ.

Материалы и наглядные пособия для игры

1) Тетрадь из 9 листов (если в игре участвует несколько детей, то количество тетрадей будет соответствовать количеству детей). В этой тетради необходимо нарисовать кружочки: на первых трех страницах — 9 кружочков (3 ряда по 3 кружка), на следующих четырех — 16 кружочков (4 ряда по 4 кружка), на последних двух — 25 кружочков (5 рядов по 5 кружков).

2) 40 кружочков каждого цвета: красного, синего, зеленого, желтого, черного.

Поделиться: