Где и как получить профессию ЖелезнодорожникГде обучают профессии? Железнодорожные профессии

РЖД - это самый крупный работодатель в России. По всей стране в компании трудится более миллиона человек. И большая часть из них занимается обслуживанием дорог и перевозкой пассажиров.

Машинист

Портрет. Машинист - это обязательно представитель мужского пола, окончивший железнодорожный колледж или даже высшее учебное заведение. Его обязательный атрибут - это форма. Классические брюки и синяя рубашка, с золотыми нашивками и погонами - у машинистов рядовых электричек и поездов. И белая рубашка - у тех, кто трудится в экспрессах и фирменных поездах.

Образование. Любой машинист должен иметь среднее специальное образование - такое можно получить в железнодорожном колледже. А специальность так и называется - `Машинист электропоезда`. Нередко на данную должность приходят и выпускники других специальностей технических колледжей - тогда они проходят бесплатные курсы переподготовки, которые длятся несколько месяцев.

Что нужно знать и уметь. Машинисту надо не только уметь управлять электричкой или поездом, но и знать технические характеристики, уметь устранить элементарные неполадки. Понятно, что если поезд неисправен, то машинист не будет его чинить - этим займется ремонтная бригада в депо.

Также машинист должен знать технику безопасности и правила поведения в транспорте, не бояться пресекать случаи хулиганства в составе. А также верно вести себя в экстремальных ситуациях, потому что железная дорога - это место, где часто случаются аварии и чрезвычайные происшествия.

Место действия. Такие сотрудники нужны в любом филиале РЖД, в столице это Московское отделение РЖД. Машинист может работать на пригородных электричках - возить пассажиров из Московской области в столицу. Или на пригородных экспрессах (например, на `Спутнике`, который ходит до Пушкино и Болшево) - туда берут наиболее опытных работников. Еще вариант - трудоустройство в компанию `Аэроэкспресс` - здесь электропоезда перевозят пассажиров до аэропортов.

И, наконец, машинист может трудиться в поездах дальнего следования. Во всех случаях, зарплата сотрудника зависит от количества смен и опыта работы. В среднем, она составляет 40-45 тысяч рублей в месяц.

Портрет. Сотрудник, который занимается планирование транспортной сетки движения пассажирских и грузовых перевозок - это логист. Он также может рассчитывать, сколько именно груза сможет перевести состав, сколько вагонов понадобиться для определенного товара. Это очень специфичная работа, надо знать все тонкости работы на железной дороги.

Образование. Логистика как специальность появилась сравнительно недавно, таких специалистов учат в ГУ-ВШЭ, Государственном университете управления, Московском автомобильно-дорожном институте (ГТУ). Но для специалиста, который хочет работать именно на железной дороге, лучше выбрать технический вуз или Московский государственный университет путей сообщения. В последнем для будущего логиста подойдет инженерная специальность. К примеру, `Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте`. А также экономика и менеджмент.

Что нужно знать и уметь. Логист должен обладать аналитическим складом ума - уметь видеть цепочки взаимодействий, находить способы экономить. Надо быть очень внимательным - небольшое расхождение в расчетах может привести к аварии или большим денежным потерям.

Место действия. Сотрудник работает не на потоке, а непосредственно в офисе РЖД или любой другой железнодорожной компании. Обычно стартовая зарплата для специалистов по логистике - 40 тысяч рублей в месяц.

Инженер пути

Портрет. Инженер следит за качеством железнодорожного полотна, руководит бригадами ремонтников, планирует текущие работы. А также составляет график проверки железной дороги - это ежедневно делают специальные вагоны. Он может контролировать и строительство новых путей.

Образование. Если инженер занимается ремонтом и обслуживанием железной дороги, то лучший выбор для него - Московский государственный университет путей сообщения. Специальности `Строительство железных дорог, путей и путевое хозяйство`, `Организация безопасности движения`.

Российская железнодорожная сфера и компания РЖД в частности, постоянно нуждается в новых специалистах, обладающих необходимым багажом знаний для работы. Поэтому многие молодые люди решают связать будущее с российской железной дорогой. Железнодорожные техникумы и институты расположены по всей России и постоянно принимают на обучение новых студентов.

Специальности железнодорожного транспорта

При выборе направления обучения, абитуриенты в первую очередь интересуются, какие специальности в железнодорожном техникуме предлагаются для изучения. Всего техникумы предлагают 7 типовых специальностей, для последующей работы на РЖД .

Обучение железнодорожным специальностям

Большим интересом среди абитуриентов пользуется и длительность обучения. Срок обучения варьируется от 3 до 5 лет. Для поступления на любой факультет, абитуриенту необходимо сдать экзамены по русскому языку и математике.

Железнодорожный техникум (колледж) - специальности

Специальности в железнодорожном техникуме после 9 класса предлагаются довольно разнообразные. После 9 классов можно поступить на большинство технических специальностей, сэкономив год на обучении.

Техникум железнодорожного транспорта, специальности которого являются в основном обслуживающими, обязывает студента пройти практику по окончанию обучения, общей длительностью от 25 до 40 недель на соответствующей должности.

К популярным факультетам среди техникумов традиционно причисляется Организация перевозок на железнодорожном транспорте – специальность по классификатору 23.02.01(ранее 190701). Обучение на базе 11 классов займет 3 года, а после 9 классов – 4 года. Если говорить о квалификации, то получение диплома по данной специальности даст право работать диспетчером, оператором, экспедитором, сигналистом и дежурным по станции. Практика займет 29-38 недель.

Железнодорожные колледжи - список

  • Тайгинский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Челябинск;
  • железнодорожный техникум Чита;
  • Курский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный колледж Омск;
  • железнодорожный техникум Ярославль;
  • Ростовский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Нижний Новгород;
  • Тюменский железнодорожный колледж;
  • Красноярский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный колледж Пермь;
  • Саратовский железнодорожный техникум;
  • Томский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Самара;
  • Брянский железнодорожный техникум;
  • железнодорожный техникум Новосибирск;
  • Воронежский железнодорожный колледж;
  • железнодорожный колледж Тула;
  • железнодорожный колледж Рязань;
  • Мичуринский железнодорожный колледж.

Железнодорожный институт - факультеты

Институты инженеров железнодорожного транспорта в России предлагают для изучения те же типовые специальности, что и колледжи, однако по более углубленной программе.

Факультеты:

  • Строительство железных дорог;
  • Управление процессами перевозок;
  • Управление транспортно-технологическими комплексами;
  • Промышленное и гражданское строительство;
  • Мосты и тоннели

Срок обучения при этом увеличивается на год, однако квалификация позволяет занимать более высокие должности. Одной из специальностей, которую студенты предпочитают изучать в институте, является автоматика и электрика.

Квалификацию электрика-железнодорожника можно получить, поступив на специальность "Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте". Длительность изучения углубленной программы составляет от 4 до 5 лет, а практика занимает 27-33 недели. Также квалификацию электромонтера можно получить по специальности – "Электроснабжение", сдав экзамен по физике вместо математики.

Железнодорожный институт - специальности

Обучение в железнодорожном институте также дает право на работу в должности руководителя. Одной из специальностей, которую можно получить только в ВУЗе, является "Инженерное дело железнодорожных путей".

"Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта" – специальность, овладение которой займет 5 лет и даст квалификацию инженера путей сообщений. Для поступления на данный факультет дополнительно необходимо сдать ЕГЭ по физике.

Сферой профессиональной деятельности каждого железнодорожника является железнодорожный транспорт, который используется для перевозки пассажиров и различных грузов по рельсовым путям.

Специальность железнодорожник объединяет в себе разные профессии: обходчик, машинист, диспетчер, дежурный станции, механик СЦБ и многие другие.

Обязанности железнодорожника

В обязанности железнодорожников входят различные сферы деятельности: от очень тяжелого, требующего хорошей физической подготовки, труда по укладке железнодорожных путей и ремонту составов до профессий, которые требуют высокой квалификации и уровня знаний.

Каждая профессия оплачивается по разному. В зависимости от уровня квалификации и профессиональных знаний возрастает размер заработной платы.Но помимо материальных вознаграждений, железнодорожники получают бесплатный проезд и путевки в профилактории и санатории, а также лагеря для детей.

Образование

Для большинства профессий железнодорожника достаточно окончить девять классов и специализированный колледж. Но, если есть желание достичь определенных высот в этой профессии и стать не просто ремонтником, а, например, управляющим станции, вам необходимо окончить железнодорожный ВУЗ. От уровня специальностей зависит срок обучения. Всегда стоит понимать, что работа на железной дороге всегда требует крепкого здоровья и хорошей физической формы.

Поэтому вступительная комиссия потребует предоставления медицинской справки о прохождении полного обследования.В большинстве случаев, работа железнодорожника проходит в трудных условиях. Они работают круглые сутки (посменно) и в любую погоду (дождь, снег, жара - не стоит думать, что в такую погоду работы приостанавливаются). Железнодорожники проходят частые медицинские осмотры. Состояние их здоровья жестко контролируется.

Работа железнодорожника очень ответственная. Она связана с безопасностью передвижения большого количества пассажиров и работников поездов и тепловозов. Также каждый железнодорожник помимо ответственности, должен быть внимательным и бдительным.

Эти качества нужны для избежания нарушений графиков движения, возникновения неисправностей железнодорожного транспорта и путей, а также чтобы не допускать аварии, которые могут закончиться для большого количества людей летальным исходом.

Также железнодорожники должны быть коммуникабельны, поскольку большинство профессий требует постоянного общения людьми.


Работа на железной дороге ответственное и почетное дело. Российские железные дороги целая империя со своими станциями и полустанками, машинистами и проводниками, бригадирами поездов и начальниками станций. Так это выглядит для простого обывателя. Но за внешней стороной скрывается титаническая работа техников, операторов, диспетчеров, путевых рабочих и мастеров депо именно они координируют движение пассажирских и грузовых потоков на железной дороге, следят за безопасностью, обеспечивают своевременное отправление составов.


Краткое описание: железнодорожником называют человека, который задействован в сфере железнодорожного транспорта. Различают такие виды деятельности как путевой обходчик, машинист локомотива, поездной диспетчер, часовой на станции, механик СЦБ - это все включает в себя профессия железнодорожника. Насколько многообразна и сложная работа железных дорог, так и эта профессия включает у себя много разных деятельных процессов. Профессия железнодорожник


История профессии: Как и много других профессий, профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая І считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно за его правление в 1837 году была открыта первая железнодорожная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Впоследствии она была продолжена еще и до Павловска. Не принимая во внимание, что многие люди в это время считали эту дорогу просо царской прихотью, она стала точкой опоры для развития всего железнодорожного транспорта. И соответственно с открытием первой железнодорожной дороги родилась данная профессия. Социальная значимость профессии в обществе: От середины восемнадцатого века и до наших дней протяжность железнодорожных дорог увеличилась с 30 до 80 тысяч километров. За этим показателем Российская Федерация занимает сейчас второе место в мире. Это свидетельствует о значении такого вида перевозки как железнодорожном, а, следовательно, и чрезвычайно важной является профессия железнодорожник. Без железнодорожных дорог нельзя представить современную жизнь, ведь они соединяют разные города, страны. Стоит отметить, что передвижение железнодорожным транспортом является самым безопасным, сравнительно с авиатранспортом и автомобилями. Массовость и уникальность профессии: профессия железнодорожник включает в себя самые разнообразные обязанности - от таких высококвалифицированных, как машинист, сотрудник ведомства РЖД, начальник железнодорожного участка по тяжелому труду, в случае ремонта и укладывания железнодорожного полотна. Соответственно и оплата разных видов деятельности происходит по-разному. Все зависит от квалификации, уровня профессиональных навыков, ответственности. Кроме приличной заработной платы, работники-железнодорожники награждаются путевками в детские санатории, бесплатным проездом на поездах.


Электромеханик СЦБ Эти сотрудники железных дорог делают всё возможное для того, чтобы движение в стране оставалось непрерывным. Они обслуживают устройства сигнализации, централизации и блокировки. И не удивительно, что профессия «электромеханик» на железной дороге -- одна из самых необходимых.


Осмотрщик Он первым встречает поезд и принимается за работу. За отведенное на осмотр небольшое количество времени он должен убедиться, что состав исправен и может без помех продолжить путь. Осмотрщик вагонов как врач. Он ставит диагноз и лечит своих подопечных. Перед началом работы он проверяет разнообразные приборы для выявления дефектов, после чего принимается за проверку вагонов.


Проводник У дверей поезда пассажиров встречает особый человек -- именно он больше остальных у обывателя ассоциируется со всей железной дорогой. Он, а чаще всего, она на протяжении всего маршрута создает условия для комфортного времяпрепровождения путешественников. Почему? Ответ прост -- такая у него работа. Приветствие и прощание проводника -- по сути, это первый и последний аккорд путевых воспоминаний. Проводник проверяет документы, производит посадку и высадку, сообщает о приближении к той или иной станции. Даже в чрезвычайных ситуациях проводники обязаны, в первую очередь, заботится о пассажирах.


Путеец На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Каждый километр дороги -- персональная экзаменационная полоса. Безопасное движение -- результат их кропотливой работы. Кувалда, лом, лапа для выдергивания костылей, автономная электростанция -- эти инструменты верные спутники дорожных стражей. При любых погодных условиях, в любое время суток путейцы максимально быстро решают поставленные перед ними задачи. Они занимаются строительством новых дорог, ремонтом и обслуживанием старых. Профессия «монтер пути» существует ради безопасности перевозок.


Машинист В их руках тысячи судеб. Работать приходится буквально в автоматическом режиме. Ведь ошибок дорога не прощает. Быть машинистом железнодорожного транспорта серьезное испытание, к которому готовы не все. В доли секунды они должны принимать сложнейшие решения. Без соколиного зрения, молниеносной реакции и фундаментальных знаний здесь точно не обойтись.


Диспетчер Одним движением руки, одним нажатием кнопки - быстро и уверенно этот человек руководит передвижением множества поездов. Его работа - обеспечить выполнение графика и полную безопасность при маневрах. Диспетчер контролирует работу станции, следит за тем как выполняется погрузка, выгрузка, прием, формирование и отправление составов. Он должен ориентироваться в любых обстоятельствах и уметь быстро находить варианты для предотвращения аварийной ситуации, разводить поезда.


Кассир Любая поездка начинается с выбора маршрута и покупки билета. И вот тут без кассира, одного из самых важных работников на железных дорогах, не обойтись. Кассир не только продает билеты пассажирам, но ещё и занимается оформлением и проверкой документов. В его обязанности входит учет, если работа связана с грузами, в частности он ведет кассовую книгу. За этими вполне обыденными для железнодорожника словами скрывается высокая степень ответственности, прежде всего материальной. Сегодня среди обязанностей билетного кассира основные – распределение мест и продажа билетов, полный контроль пассажирооборота




Железная дорога в России – это «кровеносная система» экономики. Железнодорожный транспорт не так дорог по сравнению с авиаперевозками, поэтому чаще используется для грузовых и пассажирских перевозок. Для обслуживания станций, вокзалов, путей и поездов всегда требуются специалисты, которые будут обеспечивать исправность, точность и безопасность этих объектов.

Основной, и даже монопольный, работодатель в этой области – ОАО «Российские Железные Дороги» (РЖД). У этого мастодонта отечественного транспорта есть множество дочерних компаний, которым тоже всегда требуются кадры разных категорий и квалификаций. Ключевой работодатель в первую очередь обращает внимание на выпускников железнодорожных университетов и колледжей, ведь большинство профессий предполагает наличие высшего или среднего специального образования. Однако, это не значит, что не найдется работы и для тех, кто просто хочет стать частью команды железнодорожников. Для выполнения работы физического характера чаще требуется только железное здоровье и такие же нервы, чтобы выдерживать шум и гам локомотивов, а для работников общепита на территории вокзалов и в поездах обязательно наличие санитарной книжки.

Железная дорога – это живой организм со своим биоритмом, законами и правилами, и для того, чтобы он функционировал без сбоев, требуется целая команда профессионалов. Кто же они?

«Вокзальные»

  • Дежурный по станции составляет поминутное расписание, контролирует процессы движения пассажирских и грузовых составов, управляет пультом ДСП или соответствующей компьютерной программой. Средний заработок – от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Диспетчер координирует движение железнодорожного транспорта, отвечает за связь с машинистами. Профессия требует особой внимательности, и готовности работать до 12 часов в день. Получают диспетчеры от 15 до 25 тысяч рублей в зависимости от региона.
  • Обслуживающий персонал – это целая команда работников по жизнеобеспечению вокзала. Здесь представлены практически все специальности сферы обслуживания: продавцы, медицинские работники, повара, официанты, кассиры, вахтеры, сотрудники служб охраны (МВД), упаковщики багажа, уборщики. Политика оплаты труда зависит от прямого работодателя.

«Станционные»

  • «Путейцы» (путевые обходчики, дорожные мастера) проверяют исправность и безопасность железнодорожного полотна на своем участке, устраняют неполадки (чаще в бригадах). График сменный, для работы выдается экипировка и необходимый инвентарь. 95% дня проходит на открытом воздухе, поэтому во многом рабочий комфорт зависит от климата. Зарплата почасовая либо оклад не более 12 тысяч рублей.
  • «Вагонники» (осмотрщики-ремонтники пассажирских и грузовых составов) контролируют состояние вагонов и локомотивов, выявляют неисправности, дают техническое задание ремонтным бригадам, сами устраняют мелкие неполадки. Месячный доход составляет от 15 до 35 тысяч рублей.
  • Электромонтер содержит в исправности светофоры, замки и стрелки механической централизации, устройства электрической централизации стрелок, автостопов, автоблокировки, высоковольтных линий. Профессия сопряжена с опасностью, так как работа в буквальном смысле «напряженная». Слабое здоровье и боязнь высоты (наряду с отсутствием среднего специального образования) будут основными причинами отказать кандидату в такой вакансии. Оплата труда — от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Электромеханик СЦБ занимается обслуживанием устройств сигнализации, централизации и блокировки, принимает меры по устранению системных неисправностей, выявляет их причины. Зарабатывает такой специалист от 20 до 50 тысяч рублей.

«Путевые»

  • Машинист отвечает за главный процесс жизни ЖД: движение. Машинисты пассажирских и грузовых поездов управляют локомотивом, проверяют соответствие движения навигационному плану. Путь к этой должности лежит через обучение по специальности и минимум годовой практике в качестве помощника машиниста. Зарплата машиниста по России – от 18 до 45 тысяч рублей.
  • Начальник поезда заведует состоянием и работой поезда. Если поезд грузовой или специализированный (например, пожарный) – то он контролирует его техническое состояние и функционирование. При работе на пассажирском составе в его обязанности входит руководство бригадой проводников, контроль безопасности и комфорта пассажиров. Получает начальник поезда от 20 тысяч рублей.
  • Проводник отвечает за пассажирский вагон и обеспечивает путешественников необходимыми услугами. Они осуществляют паспортный контроль при посадке в вагон, следят за наличием необходимых в пути бытовых ресурсов и их выдачу пассажирам. В нашей стране эта профессия по умолчанию считается «женской» за умение милых дам создать атмосферу уюта даже в дороге. Оклад проводника варьируется от 20 до 40 тысяч рублей.

Работа на вокзале, на станции или в пути всегда связана с общением, а повышенная ответственность за сохранность грузов и жизнь пассажиров может быть еще одним волнующим фактором. Для путевых профессий важно также оценить свои силы и готовность всегда быть в дороге и бодрствовать по 15-20 часов в сутки. Тех, кто учится в профессиональных колледжах и железнодорожных университетах, с первого курса готовят к этим условиям, чтобы те вышли на рынок труда «тертыми калачами».

Поделиться: