Во сколько ребенок начинает держать головку самостоятельно. Когда ребенок начинает держать головку уверенно

Стоит ли беспокоиться, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца? Организм каждого крохи индивидуален: то, что для одного будет отклонением, для другого – нормой. Однако в любом случае, если его развитие вызывает у родителей сомнения, беспокойство, следует обратиться к врачу.

Как развивается малыш до 3 месяцев

Новорожденный еще не умеет контролировать свое тело. Все его движения хаотичны, беспорядочны, осуществляются рефлекторно. При положении животиком вверх его головка поворачивается вправо или влево. Если потянуть его вверх за руки, – отклонится назад. Если прикоснуться своими пальцами к его ладошкам, он их сожмет рефлекторно.

Но постепенно у крохи начинает получаться контролировать тело, мышцы его крепнут. К 3-4 месяцам он уже многое умеет. Лежа на спине, вперед и по сторонам. Ручки и ножки располагает так, как надо ему, рассматривает, играет ими, пробует “на зубок”. Это тот период, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно при любом положении. Лежа спинкой вверх, малыш может опираться на предплечья.

Также к 3-4 месяцам чадо учится хватать, брать предметы ручками. Это период, когда уже осознанно, любые эмоции отражаются на его лице. Лежа на спине, он может самостоятельно .

Если что-то из перечисленного отсутствует, родители начинают переживать. Особенное беспокойство возникает, если есть проблемы с головкой. Переживания вполне понятны. Однако есть повод для беспокойства или нет, точно может сказать только врач.

Как и когда малыш начинает фиксировать голову

Нет четкого стандартного возраста, . Однако у всех здоровых ребятишек развитие этого навыка происходит примерно по одной и той же схеме:
1
Первые попытки приподнять головку грудничок делает уже в 2-3 недели жизни , если его положить на живот. Это естественный рефлекс, чтобы не задохнуться.

В 3 месяца малыши уже достигают первых успехов, но подстраховка головы им еще нужна

2
Ребенок в месяц не держит голову вертикально, но уже пытается. Лежа на животе, 1-1,5-месячный младенец умеет приподнимать головку под острым углом и удерживать ее до минуты.
3
В 2-месячном возрасте , если потянуть кроху за ручки, его уже не будет. Лежа животиком вверх, грудничок изо всех сил пытается зафиксировать ее в вертикальном положении. Если ребенок в 2 месяца не держит голову, это пока еще не повод для паники.

Гульба О.В., педиатр, Частная клиника “Первая”, г. Томск

3-месячного ребенка, даже при нормальном развитии, нужно показать невропатологу. Если не держит голову, проблему можно довольно легко решить курсом массажа, физиопроцедур.

Массаж мама может делать и сама в домашней обстановке – так малышу будет даже спокойнее.

4
В 3-месячном возрасте грудничок обычно старается фиксировать голову при любом положении. Однако мышцы еще недостаточно крепкие. Поэтому, когда он находится в вертикальном положении, лучше поддерживать шейку.
5
4 месяца – тот возраст, во сколько ребенок начинает держать голову уверенно . Он не только закрепляет ее при любом положении, но и поворачивает во все стороны, изучая окружающий мир. Опираясь животиком, малыш спокойно приподнимает на ручках верхнюю часть туловища.

Расхождение с такой схемой на несколько недель не страшно. Но если вдруг ребенок и в 4 месяца плохо держит голову, следует обязательно проконсультироваться с врачом. Что еще должен уметь ребенок в 4 месяца, читайте .

Почему возникает проблема

Бывает, что ребёнок в 3 месяца не держит голову вообще. И даже не делает попыток. Это повод обратиться к врачу. Причина такого отклонения – не контролирует мышцы шеи. На это влияют такие факторы:

  • низкая масса тела;
  • слабый тонус мышц;
  • родовые травмы.

Обычно для решения этих проблем достаточно простых процедур – специальной гимнастики, массажа . При низкой массе тела рекомендуется вводить докорм. Только в тяжелых случаях, например, вызванных родовой травмой, могут понадобиться физиотерапевтические процедуры или даже хирургическое вмешательство.

Чем раньше родители заподозрят неладное и обратятся к врачу, тем лучше. На ранних стадиях обычно проблема решается достаточно легко. О гимнастике для ребенка в 3 месяца читайте .

Часто гордость и восторг родителей вызывает раннее развитие чада, способность поднимать головку в месяц-полтора. Так как ребенок не должен держать голову в месяц, это тоже повод обратиться к врачу. Слишком раннее развитие может быть вызвано гипертонусом мышц или высоким внутричерепным давлением.

Как помочь малышу

Прежде всего, если ребенок плохо держит голову в 3 месяца, следует обратиться к педиатру. Педиатр подскажет, что делать, либо направит к нужному специалисту. Так, при недоношенности, родовых травмах может понадобиться обследование детского невропатолога . Если же грудничок имеет проблемы с питанием, набором веса, стоит проконсультироваться со специалистом по вскармливанию. Чаще всего для исправления ситуации достаточно упражнений, массажа.

Упражнения на фитболе также благоприятно сказываются на пищеварительной системе малыша и избавляют от колик

Вот какие упражнения способствуют укреплению шейных мышц:

  1. Положить кроху животом на ладони взрослого человека так, чтобы одна рука оказалась под его грудью, вторая под бедрами. Поднимать-опускать его вертикально.
  2. Класть на ладони лицом вниз, покачивать, приподнимая попеременно то голову, то попу.
  3. Положить на большой мяч (фитбол). Один взрослый должен фиксировать кроху за бедра, второй – за ручки. Плавно раскачивать на мяче. Другие упражнения на фитболе для детей можно посмотреть .

Еременко В.Н., невролог, Медицинский холдинг “Медика”, г. Санкт-Петербург

До полугода большинство проблем такого характера решаются физиопроцедурами, массажем, гимнастикой. Лекарства назначаются при серьезных неврологических отклонениях.

Поэтому при сомнении в целесообразности назначенного лечения стоит проконсультироваться у другого врача.

Кроме того, нужно обязательно ежедневно, по несколько раз в день, ненадолго класть грудничка животом вниз. Полезно будет . Под водой крохе будет проще удерживать головку, а мышцы быстрее окрепнут.

Не стоит класть младенца животиком вниз сразу после еды или во время болезни. Если малыш капризничает, можно отвлечь его внимание яркими игрушками, пением, ласковыми интонациями, поглаживаниями.

Голову держит, но неправильно

Случается, когда ребенок держит голову, но неправильно. В этом случае он склоняет или поворачивает ее на одну сторону.

3 причины неправильного удерживания головки:
1
При таком нарушении следует проконсультироваться у ортопеда. Неправильное удержание головки может быть симптомом пареза мышечных отделов шеи. Говоря простым языком – . Эта патология встречается не часто, возникает впоследствии родовой травмы либо во время беременности, протекающей с осложнениями.

Для избавления от кривошеи могут быть назначены физиотерапевтические процедуры либо оперативное вмешательство. Иногда может понадобиться , с которой младенец будет спать.
2
Когда ребенок плохо держит голову в 3 месяца, склоняет ее, но кривошея исключена, причиной может быть . Тогда врач назначит легкий домашний массаж (и покажет, как его проводить), упражнения под водой.
3
Если же грудничок держит голову неправильно время от времени, но при этом умеет удерживать ее как надо – это, тем более, не повод для паники. Ему может быть просто так удобно. А когда малыш все время держал голову как надо, а потом вдруг перешел на неправильное положение, стоит спросить совета врача.

3 способа профилактики

Чтобы новорожденный с самого момента появления на свет развивался правильно, гармонично, необходимо с ним заниматься. Это не только общение, любовь родителей, но и массаж, гимнастика, развивающие игры.

Все занятия с крохой лучше проводить в утреннее время, после кормления через 1-1,5 ч

Задаваясь вопросом, как научить ребенка держать голову, важно понимать, что всему свое время. Не получится научить делать что-то, если время еще не пришло . Слишком рьяно стараясь, можно даже навредить.

Поэтому вся гимнастика, все упражнения, направленные на развитие шейных мышц, должны быть прежде всего веселой игрой, доставлять удовольствие:

  1. Для укрепления шейных мышц, нужно начинать укладывать крошку ненадолго животиком вниз уже в первые недели его жизни, когда заживет пупочная ранка. Если делать это перед кормлением, то простое упражнение поможет еще уменьшить количество кишечных газов.
  2. Для предотвращения проблем с шейкой, ее искривления, нужно избегать положений, когда голова запрокидывается назад или вбок. Мышцы до 3-4 месяцев еще слабые. Поэтому, чтобы не навредить, нужно придерживать голову младенца, поднимая его на руки.
  3. Хорошей профилактикой и способом укрепить шейные мышцы будут ежедневные занятия с большим мячом – , а также упражнения в воде. Для этого не обязательно использовать бассейн. До полугода будет достаточно глубокой детской ванночки или обычной ванны.

Валиева А.А., детский невролог, Клиническая больница ОАО “РЖД”, г. Тверь

Класть на животик нужно как можно чаще. Лучше – перед каждым кормлением. Если грудничок плачет на твердой поверхности, можно начать с мягких, класть на живот к родителям. Постепенно он привыкнет.

Такое положение стимулирует развитие мышц спины и шеи, развивает двигательные способности крошки.

Заключение

Нельзя наверняка сказать, когда ребенок начинает держать голову. Кто-то уже в 2 месяца может поднимать ее уверенно, и это не будет признаком гипертонуса. Другой же – в 4 месяца только учится. Однако это не значит, что родителям следует пускать все на самотек, объясняя отклонения развития индивидуальными особенностями.

Всегда лучше лишний раз спросить у врача, чем потом пожалеть. И, конечно, с грудничком необходимо заниматься – с самого рождения. Делать это с хорошим настроением и улыбкой, чтобы даже простое упражнение стало игрой и доставило радость ему и его родителям.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Навыки и умения, которые жизненно важны для грудничка он осваивает постепенно, в процессе развития. Когда у новорожденного постепенно укрепляются мышцы спины, шеи, он учится удерживать головку. Иногда дети отстают в норме развития от своих сверстников, в этом случае необходима консультация специалиста. Итак, давайте рассмотрим два вопроса, когда ребенок начинает держать голову? И как родителям можно самостоятельно стимулировать укрепление шейной мускулатуры, если у маленького карапуза она ослаблена?

В каком возрасте малыш самостоятельно удерживает голову

В первые несколько недель младенец только ест и спит. По мере взросления кроха начинает видеть силуэты предметов, поэтому старается приподнять голову лежа на животе. Пока шейные мышцы не развиты ребенок не может долго удерживать головку в таком положении. Его организму нужна адаптация, чтобы обучится контролировать свои телодвижения.

Все дети разные и развиваются индивидуально. У каждого свой характер, темперамент. И даже на такой простой вопрос, когда новорожденный сам держит головку, однозначного ответа нет. Педиатры, в том числе и врач Комаровский отвечают, что если малыш физически здоров и доношенный, то такое событие произойдет не ранее 1,5-2 месяцев (шесть-семь недель).

Маме на заметку! Не стоит делать резких и необдуманных движений во время кормления, купания в ванной, всегда старайтесь поддерживать головку малыша, чтоб у него не развилась кривошея, либо другая патология.

Когда ребенок начал рано удерживать голову самостоятельно в вертикальном положении, проконсультируйтесь у педиатра. Возможно, что у него имеются проблемы повышенным внутричерепным давлением. В таких случаях потребуется лечебная гимнастика и массаж.

При нормальном развитии ребенок способен поднять головку не ранее 3 месяцев. Как узнать, достаточно ли окрепли мышцы шеи и соответствуют медицинским нормам? Это проверяется просто. Когда малютка лежит вертикально, покажите ему игрушку. Увидев знакомый предмет, грудничок станет тянуться ручками и подымать головку. Первые попытки будут неуклюжими и недолгими, всего-то несколько секунд, однако ближе к полугоду – этот навык у него получиться.

В 6 месяцев ребенок держит голову уверенно в любой позиции. Ему уже не сложно поднять и опустить головку в позиции: сидя, лежа, опираясь на локотки, ползая на четвереньках. Следует знать, если карапуз ранее перенес какое-либо заболевания, то осваивание навыка может наступить немного позже – от 7 до 8 месяцев.

Как понять, хорошо ли ребенок держит голову?

Когда кроха достигнет возраста 3 месяцев можно провести тест, который укажет, нормально ли малыш держит свою голову, и нет ли у него отклонений от нормы физического развития. Но, чтоб результат проверки был достоверный, карапуз должен быть в приподнятом настроении, накормлен и не болен. Действия мамы и папы сводятся к следующему:

  • Ребенок лежит в положении лежа на спине. Плавным движением потяните за обе ручки, чтоб он сел на попу. Отсчитайте примерно 30 секунд, голова должна немного покачиваться, что считается нормальным явлением, после чего отпустите в исходное положение.
  • Через 1-2 минуты повторите попытку, только не дотягивайте малыша до положения сидя. Он должен как бы повиснуть у вас на руках. Во время первой фиксации, а это несколько секунд, ребенок должен удерживать головку, после чего может опрокинуть назад. Паниковать не стоит, так кроха тренирует систему шейных позвонков.

Врачи настоятельно рекомендуют до трех месяцев следить за головой малютки, ведь к этому времени мышечная мускулатура очень слаба. Когда держите на ручках, обязательно поддерживайте под шею, чтоб не было искривления позвонков шейного отдела.


Младенец не держит голову: причины

Почему малютка в 5 месяцев плохо держит голову? Детские педиатры выделяют несколько основных причин, из которых наиболее вероятными считают:

  1. Нарушен режим питания. Основу распорядка новорожденного составляют кормления по требованию. Он должен есть столько раз в сутки сколько ему нужно. От недостатка питательных веществ, страдает его вес, рост, а также нервная и костно-мышечная системы.
  2. Малыш родился недоношенный. Как правило, недоношенные детки отстают в психомоторном развитии, чем их сверстники, которые родились здоровыми. Однако ближе к году эти показатели выравниваются.
  3. Родовая травма. Вариантов предпринять какие-либо действия немного. Грудничку, который не может хорошо держать головку, нужна постоянная консультация лечащего врача, а в случае осложнений – узкопрофильных специалистов (хирург, невролог, ортопед).
  4. Мышечный гипотонус и гипертонус. Для снижения мышечного тонуса достаточно нескольких курсов специального массажа.
  5. Неврологические заболевания. Чаще всего такие нарушения проявляются по истечению двух-трех месяцев со дня рождения крохи. Чтоб вовремя обнаружить патологии центральной нервной системы (ЦНС) – необходимо посещать плановые осмотры у педиатра.
  6. Кривошея. Искривление шеи наблюдается у тех малышей, которых очень редко выкладывали на животик. Специалисты рекомендуют, как только заживет пупок, младенца нужно выкладывать на животик. Такие ежедневные упражнения улучшают работу ЖКТ и развивают мышцы шеи.

От того, как быстро ребенок научится держать голову, зависит многое от действий мамы и папы. Для укрепления позвоночника и мышц шейных отделов известный врач Евгений Комаровский рекомендует, как можно чаще укладывать кроху спать на животике.

Как помочь ребенку?

Существуют разные научные методики, чтоб ускорить двигательную активность малыша и обучить навыку удержания головы. Некоторые процедуры утомительны для крохи, хотя очень полезны для развития мышечной активности. Ниже приведен комплекс простых рекомендаций, как научить ребенка поднимать голову и самостоятельно поворачивать в разные стороны. Схема действий следующая:

  • Когда крохе исполнится 21 день, старайтесь не менее 2-3 раз в день выкладывать на живот. Ваше чадо будет упираться на локотки, чтоб удержать головку, но из-за слабости шеи – положит на бок. Делать это нужно после каждого вскармливания, желательно через 20-30 минут после приема пищи. Такое упражнение с трехнедельного возраста полезно для шейных мышц.
  • Чтоб избежать развития кривошеи, малютка должен спать, как на левом, так и на правом боку. Чередование такого сна мама выбирает самостоятельно.
  • Организм грудничка должен получать полезную и качественную пищу. Для этого кормящая мама должна составить правильный рацион своего питания. Детям «искусственникам» желательно подбирать адаптированные смеси по возрасту и потребностям.
  • Массаж и гимнастика помогут нормализовать мышечный тонус и общее самочувствие малыша. Взять несколько рекомендаций по технике проведения процедуры в домашних условиях можно у профессионального массажиста либо посмотреть обучающее видео в интернете.
  • Полезно и регулярное плаванье в ванне. Высокая плотность воды способна держать голову ребенка выше относительно его тела, таким образом, мускулатура не поддается лишней нагрузке.
  • На 2 месяце жизни следует чаще носить кроху «столбиком», придерживая одной рукой за затылочную часть. Некоторые родители пробуют носить свое дитя «самолетиком» – малютка на животе с маминой или папиной поддержкой под шею.
  • Детские игрушки, также можно использовать, как упражнения для развития навыков поворачивать голову в стороны («влево – вправо»). Их поочередно расставляют по бокам, чтоб кроха развивал моторные функции шейного отдела.

Младенцам 3 месяцев полезны занятия на фитболе («большом мяче»). После гимнастики на мяче развиваются все группы мышц, и дети не только начинают хорошо держать голову, но и осваивают другие навыки. Основное требование – это систематичность вышеуказанных занятий.


Как научить грудничка удерживать головку без посторонней помощи?

Доктор Е. Комаровский утверждает, что нельзя предугадать, во сколько месяцев кроха научится держать голову, переворачиваться, ходить ножками бегать, прыгать и т.д. У всех деток этот физиологический процесс происходит в разное время. И не нужно папам и мамам торопить события. Лучше о проблеме рассказать на плановом осмотре педиатру.

Как известно, человек учится всю жизнь. Когда мы вырастаем, то мало задумываемся о стереотипных движениях как сделать шаг, поднять руку, кивнуть. А ведь и этому приходится учиться! Процесс обучения запускается с первой минуты пребывания в этом мире. И постепенно, день за днем, беспомощная кроха становится сильнее, приобретает необходимые для жизни навыки. Каждый из них появляется в свое время, когда организм готов к выполнению тех или иных движений. Одно из таких умений не вешать нос и смотреть на мир с гордо поднятой головой! Конечно, это все метафоры, а речь идет о развитии шейных мышц. Итак, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно?

Здравствуйте уважаемые читатели блога, я продолжаю делиться с вами знаниями о маленьких детках. Сегодня мы поговорим о малютках от 0 до 4 месяцев.

А вот теперь пора!

Опорно-двигательный аппарат у новорожденных развит очень слабо. Это связано со многими факторами, но, в первую очередь, с необходимостью проталкиваться по узким родовым путям. Не будь тело младенца мягким и податливым, он попросту не смог бы родиться.

Так, головка плода в утробе, в начале родовой деятельности матери, приходит в положении максимального сгибания, то есть подбородок плотно прижат к груди. В процессе родов человечек должен преодолеть несколько физиологических препятствий, для этого он совершает определенные движения. К ним относятся повороты тела и разгибание головки. Подзатылочной ямкой голова упирается в лонное сочленение, чтобы пройти родовые пути. Будь мышцы сильными изначально, будь рефлекс удерживания головки врожденным, преодоление этих этапов стало бы проблематичным (читайте невозможным).

Кости у ребенка очень мягкие. По большому счету, они даже не до конца завершают свое превращение из хрящей. Кроме того, нервная система младенца также находится на «подготовительном» этапе развития. Ни спинной, ни головной мозги еще не совершенны, рефлекторные дуги не сформированы. А уж об осознанных движениях и говорить не приходится.

Все эти факторы позволяют сформулировать причины, почему маленький не держит голову самостоятельно:

  • «Хлипкость» позвоночника;
  • слабость мышц шеи;
  • отсутствие необходимых рефлексов.

Но ведь умение очень важное. Именно поэтому оно появляется одним из первых. Уже к 14-17 дням своей жизни малышу хватает сил повернуть голову набок в положении лежа на животе. Здесь работает инстинкт самосохранения, чтобы не задохнуться. Постепенно новорожденный учится удерживать голову на весу все дольше. К полутора месяцам она не опустится в течение полуминуты (положение аналогичное на животе), а к двум в течение пары минут. Однако, если Вы подняли малыша за две руки из горизонтального положения на себя, его верхняя часть еще запрокинется назад. А вот к трем месяцам уже нет, хотя мышцы еще недостаточно окрепли.

К возрасту 16 недель кроха уже может вовсю вертеть и крутить головой, изучая окружающий мир. Он даже пытается приподнимать верхнюю часть тела над кроватью, лежа на спине. С этого момента головку ребенка можно специально не поддерживать, лишь немного страхуя ее.

Доверяй, но проверяй

Когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, родители обычно это замечают, в каком возрасте это бы ни произошло. Однако как окончательно убедиться в том, что кроха держит ее сам, и можно все время не придерживать?

По нескольким признакам:

  • Малютка спокойно приподнимается на предплечьях;
  • голова не качается вверх-вниз (знаете, как у автомобильных собачек) норовя опуститься;
  • при подъеме его за вытянутые руки не запрокидывается назад;
  • лежа на спине, новорожденный пытается приподнять голову, и у него получается пару секунд оставить ее приподнятой.

Что-то пошло не так…

Какие же проблемы могут возникнуть с удерживанием маленького «котелочка»? Все просто: рано, поздно или неправильно. Обо всем понемногу.

Раннее удержание

Торопыжки, как известно, пытаются овладеть навыками раньше срока, но ничего хорошего в том, что ребенок рано поднимает свой мыслительный аппарат, нет. Однако не стоит сразу паниковать. Кроме симптома раннего подъема головы, у патологических состояний есть и другие признаки.

Причины, которые могут вызвать преждевременное удерживание:

  1. Гипертонус. При рождении у крохи физиологический гипертонус мышц-сгибателей, он проходит к 3-4 месяцам. Но чтобы поднять головку, нужно напрячь мышцы-разгибатели. Если они постоянно работают, то уверенно держаться крохотуля сможет чуть ли не сразу после рождения. Однако в этом случае будут затруднены пассивные движения (тяжело согнуть или разогнуть ножку).
  2. Повышенное внутричерепное давление. Вызванная родовой травмой, заболеванием или опухолью, эта патология приводит к перенапряжению шейных мышц (фактически тому же гипертонусу). Среди других признаков аномально большой диаметр черепа, выбухание родничка, расхождение костей. Косвенными признаками могут быть беспокойство, нарушения сна, недобор веса.

Но, к счастью, бывает, что и здоровые малыши опережают норму. Поэтому, если новорожденный начинает держать головку самостоятельно очень рано, необходимо проконсультироваться с педиатром. Доктор проведет обследование и, исключив патологические причины этой спешки, даст рекомендации по уходу за малышом.

Неправильное удержание

Иногда малыш начинает вовремя удерживать головушку, но заметно, что она все время склоняется в одну сторону. Кроме того, новорожденный поворачивается только направо или налево, причем как на руках у мамы, так и в кровати. Такое поведение ребенка может свидетельствовать о развитии кривошеи. Это ортопедическое заболевание, характеризующееся неправильным развитием кивательных мышц. С одной стороны она слабее, чем с другой, что ведет к неправильному положению головы.

Лечится это заболевание путем массажа, несложных «обманок» типа перемещения кроватки от одной стенки комнаты к другой, но начинать нужно вовремя. Иначе потребуется операция.

Позднее удержание

Любая мама с невероятным жаром готова доказывать, что ее малютка единственный и неповторимый. Никто не имеет права указывать ему, когда и что надо уметь! Но не стоит торопиться с эмоциями. Конечно, любой человек индивидуален, и все процессы развития происходят в своем темпе. Однако мы все одного вида, а это значит, что значительно отличаться показатели не должны. Поэтому «фора» для малыша две-три недели. Если и за это время не наступает момент, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, пора обратиться к врачу.

В чем же может быть причина?

  • Недоношенность и недобор в весе;
  • травма, полученная крохой в процессе родов;
  • недостаточный мышечный тонус;
  • неврологические заболевания;
  • отсутствие должных «тренировок», родители не выкладывали на живот.

Как помочь крошке?

Что делать, если малышу тяжело самостоятельно справляться со своим организмом? Как научить ребенка держать головку?

  1. Уже с первых недель жизни переворачивайте дитя на живот, не помогая ему повернуть голову. Конечно, оставлять его одного в таком положении не стоит, но позвольте ребенку самостоятельно войти в боковое положение.
  2. Выкладывайте чадо на твердую поверхность. На кровать нет смысла, это не тренирует мышцы.
  3. Привлекайте внимание яркими игрушками, поглаживайте по спине, ласково разговаривайте пусть он как можно дольше не переворачивается.
  4. Примерно с месяца помогайте ему вставать на предплечья, поддерживая руки с боков. Какое-то время малютка сможет остаться в таком положении. Когда его головушка опустится на поверхность, и он начнет плакать (так лежать неудобно), не торопитесь перекладывать. Пусть сам вытянет ручки вперед.
  5. Проконсультируйтесь со специалистом, он может посоветовать определенные приемы массажа.
  6. Можно проводить гимнастику: подхватив одной рукой под грудь, а другой под бедра, качать его вверх и вниз. Вариацией этого упражнения является так называемая “лодочка” попеременно поднимать то верхнюю, то нижнюю часть туловища, опуская другую.

Видео

Заключение

Таким образом, дорогие родители, не стоит беспокоиться, если ровно в назначенный срок малыш не научился уверенно держать “нос по ветру”. Однако значительное отставание, как и опережение, может свидетельствовать о наличии патологии. Стоит сказать, что время, когда новорожденный начинает держать головку самостоятельно, подкрадывается незаметно. Во сколько недель или месяцев умение ни пришло бы – это неожиданность для близких, ведь кроха становится старше и «увереннее в себе». А я прощаюсь с вами до следующих, надеюсь полезных и интересных статей. Чтобы не пропустить их, подписывайтесь!

Вот и девять месяцев позади, в доме поселилось счастье: крошечное, очень шумное, требовательное, но беззащитное. И теперь весь распорядок жизни семьи изменился, все подчинено ему – малышу. А он такой хрупкий, что и брать на руки страшно. А еще и бабушки нашептывают молодой маме: «Головку держи, придерживай обязательно!» И впрямь, голова новорожденного кажется непропорционально большой, тяжелой, запрокидывается, так и норовит откинуться назад. Когда ребенок начинает самостоятельно держать головку и мамины руки перестают дрожать от волнения и страха всякий раз, если кроху приходиться вынимать из кроватки?

Почему так важно поддерживать головку новорожденного?

Когда кроха только появляется на свет, контролировать работу шейных мышц он еще не в силах, они настолько слабы, что головку необходимо придерживать. Но даже новорожденный малыш многое умеет! И с головой своей обращаться тоже: попробуйте положить его на животик. Ребенок всего нескольких дней отроду приподнимет голову, повернет вбок и ляжет щечкой. Это врожденный рефлекс, который природа предусмотрела, чтобы защитить младенца от удушья. И с каждым днем младенец будет осваивать все больше и больше нового, его мышцы будут становиться крепче, от рефлекторных движений он постепенно перейдет к осознанным.

Не нужно корить себя, если невзначай головка откинется назад, и это напугает и ребенка, и маму.

«Ваш ребенок гораздо крепче, чем это Вам кажется, - успокаивал родителей известный американский педиатр и автор книг по уходу за ребенком Бенжамин Спок. - Не пугайтесь, если голова его резко откинется назад! С ним ничего не случится: открытый участок черепа защищает прочная, как брезент, пленка и его не так-то легко повредить».

Однако придерживать головку все равно необходимо: откинув ее резко назад, находясь на весу ребенок и впрямь может повредить шейные позвонки.

Когда же ребенок научится сам уверенно держать голову?

Все происходит постепенно! До 6-8 недель мышцы шеи малыша слабы, но они с каждым днем набирают тонус. В полтора-два месяца можно заметить, что, когда мамочка тянет ребенка за ручки в положение «полусидя» во время гимнастики, кроха уже не запрокидывает голову назад, а старается удерживать ее.

К этому же возрасту, если выложить ребенка на животик, он не просто повернет голову набок, а на некоторое время задержит в воздухе. Сил у него еще мало, и во избежание удара при резком опускании головы на поверхность, где лежит малыш, стоит подкладывать небольшую подушечку или сложенное в несколько слоев мягкое полотенце.

В три месяца, когда малыш лежит на животе, он начинает приподнимать не только головку, но и плечики. А если из положения лежа на спине приподнимать малыша за ручки, голова, шея и туловище будут находиться примерно на одной линии. Не стоит полагаться на умение малышей более или менее управлять своим телом: когда дети начинают держать голову самостоятельно находясь в вертикальном положении, нужно все равно подстраховывать крох, поддерживая их за спинку.

К пятому месяцу жизни ваш малыш не только отлично сам держит голову, но и активно поворачивает ее на звук. В 5-6 месяцев дети уже предпринимают попытки передвигаться «по-пластунски» или на четвереньках. И делают это, в прямом смысле, с гордо поднятой головой: мир вокруг так интересен, хочется все посмотреть!

Не сравнивайте достижения вашего ребенка с чужими

Ирина, мама Антона: «У меня есть подруга, мама Катюши, ровесницы Антошки. Детки одного возраста и мы с рождения малышей гуляли вместе. Когда малышам исполнилось по месяцу, Катюшина мама похвалилась, что их малышка отлично держит голову и в положении лежа на животике, и в вертикальном на маминых ручках. В тот же день я пробовала помочь сыну удерживать головку. Однако только Антошка приподнимал головку, она начинала трястись, и малыш бессильно ронял ее на одеяльце. Мы пошли к неврологу. Доктор осмотрел его и успокоил нас, объяснив, что для своего возраста Антошка замечательно развит физически и всему свое время».

Конечно, человечество все еще эволюционирует, и дети сегодня значительно опережают в развитии малышей, рождавшихся лет 20-30 назад.

Но не стоит рано радоваться, если любимое чадо овладело умением держать голову на первом месяце жизни. Это явление может быть сигналом повышенного внутричерепного давления либо гипертонуса мышц спины и шеи! И то, и другое – серьезный повод для обращения к детскому неврологу.

Почему ребенок не держит голову?

Если малыш после 3 месяцев плохо держит головку, запрокидывает ее кверху или поворачивает только в одну сторону, необходимо обратиться к врачу. Причин того, почему он не держит головку хорошо, может быть несколько:

  • недоношенность;
  • травмы, полученные при родах, например кривошея,
  • «привычный поворот головы»;
  • гипотонус мыщц;
  • недостаточный вес.

Кривошею провоцирует изменение мягких костных тканей или шейных нервов. Внешне это напоминает «простуду» шеи, голова малыша постоянно повернута набок. Обычно патология вызвана травмой (в том числе и родовой), либо защемлением нервов.

«Привычный поворот головы» распространен гораздо чаще, чем истинная кривошея, но и лечится гораздо проще. Ортопедическая подушка и курс массажа у хорошего остеопата исправят ситуацию. Поможет и смена положения в кроватке. Нужно укладывать ребенка так, чтобы он смотрел в противоположную сторону..

Помогаем ребенку научиться держать голову

Что делать, если по всем среднестатистическим показателям малыш не отстает в развитии, а головку после исполнения 3 месяцев все еще держит слабо? Как научить кроху управлять шеей и головкой?

Чем раньше маленького человечка станут выкладывать на живот, тем быстрее он станет хорошо держать голову.

Более того, лежать на животике полезно для пищеварения, это своеобразная профилактика борьбы с газами, которые очень мучают деток первых трех месяцев жизни.

Лежа на животе, малыш тренирует брюшные мышцы, а легкая нагрузка на позвоночник благотворно влияет на формирование скелета. В такой позе кругозор ребенка расширяется: видно не только потолок и лицо склонившейся мамы, а почти все, что происходит рядом.

Не стоит надолго оставлять ребенка на животе, если пупочная ранка не зажила! Достаточно тех минут, пока ребенка переодевают или обрабатывают кожу детским кремом.

Когда ранка затянется, выкладывания можно повторять незадолго до каждого кормления.

Стоит почаще носить на руках ребенка спиной к себе так, чтобы головка лежала не на мамином плече, но немножко отклонялась вперёд; поддерживать малыша под попу одной рукой, а другой - под грудкой. Маленькому первооткрывателю волей-неволей придется укреплять шейные мышцы: а как иначе разглядеть все интересное вокруг, если не вертеть головой по сторонам?

Несложный массаж способен нормализовать тонус шейных мышц, укрепить опорно-двигательную систему:

  • поглаживания и растирания: легкие движения мамы-массажиста должны идти в направлении от подбородка к груди, от шеи к пояснице;
  • частые вибрирующие постукивания пальцами: кисти рук мамы должны быть округлены, словно в них зажат невидимый мячик.

Массаж стоит проводить ежедневно, лучше – во время принятия воздушных ванн.

Спорт для грудничков

Занятие на фитболе – несложный фитнес для младенцев, способствующий развитию общей моторики. Мяч стоит выбирать небольшой, по росту своего любимого спортсмена. Лучше накрыть фитбол нескользящей мягкой пеленкой – так малышу будет приятнее касаться мяча кожей.

  1. «Качалка на животике». Уложив малыша животиком вниз на мяч, одной рукой нужно придерживать за спину, а другой – за ножки. Покачивания производить медленно назад, вперед, влево, вправо.
  2. «Качалка на спине». Уложив ребенка на мяч спиной, повторять предыдущие движения, следя за тем, чтобы голова не запрокидывалась.
  3. «Пружинка». Уложив ребенка животом на фитбол, несильно надавливать на спинку или попку, чтобы под весом малыша мяч пружинил.
  4. «Толкунчик». Когда ребенок лежит на твердой поверхности на спинке, фитбол подносим к ножкам, чтобы ступни упирались в шар. Рефлекторно малыш начнет отталкивать фитбол ножками.

Если есть возможность посещать с крохой бассейн – плавание станет отличной тренировкой всех мышц, в том числе и шейных. Малыши-плавуны не только занимаются посильным спортом, но и укрепляют свой иммунитет.

Иногда если малыш долго не хочет держать головку сам, но специалисты не видят отклонений, возможно, маленький упрямец просто ленится. Не стоит паниковать или сердиться, сравнивать ребенка с другими детьми и самостоятельно диагностировать всевозможные патологии! Дайте крохе время, помогите ему сами!

Доктор Комаровский Е.О. говорит: «Такие этапы в развитии детей, как умение держать голову, ползать, сидеть, стоять и ходить называют моторным развитием. Существуют средневозрастные нормативы для каждого этапа, однако на практике даже абсолютно здоровые дети заметно разнятся в своем развитии».

Совсем немного времени пройдет, и, глядя на то, как крошечный человечек становится взрослее и самостоятельнее не по дням, а по часам, сегодняшние страхи и переживания покажутся пустяковыми. Пусть Ваш малыш будет здоров!

Поделиться: