Во сколько малыш начинает ползать. В каком возрасте дети начинают ползать и сидеть

Часто родителям хочется, чтобы их малыш поскорее повзрослел – перевернулся, сел, пополз, встал и наконец, пошел. Однако стоит ли считать предметом гордости тот факт, что ребенок начал самостоятельно ходить уже с полугода?

Необходимость этапа ползания

В современной педиатрии считается, что пропускать этап ползания детям крайне нежелательно, ведь прямохождение создает сильную нагрузку на позвоночник малютки. При ползании же как раз активно разрабатываются мышцы спины, которые отвечают за то, чтобы позвоночник поддерживался в вертикальном положении.

Кроме того, когда ребенок начинает ползать, одновременно с этим у него развивается и мышление, поскольку для слаженного чередования рук и ног понадобится сложная работа мозга.

Ребенок начинает ползать

Возраст, в котором дети начинают ползать

  • гимнастика для ручек

Цель гимнастики — укрепление мышц ручек и спины. Ребенка, лежащего на спинке, мама берет за ручки, предварительно добившись того, чтобы малыш хорошо схватил большой палец мамы. Потом мама плавно поднимает руки малыша вверх и опускает их. Также можно проводить разведение рук ребенка в стороны, после чего скрещивать их на груди у малыша. После этого можно попробовать медленно приподнимать ребенка за ручки (до угла 45 градусов), а потом опускать его.

  • упражнения на перевороты

Если малыш не совсем уверенно освоил перевороты, то это упражнение поможет немного ускорить процесс. Мама вкладывает большой палец своей руки в ладошку ребенка и крепко держит его кисть. Затем мама начинает направлять корпус крохи на переворот. При этом правой рукой мама держит левую ножку ребенка, помогая ему повернуть таз.

  • упражнение «лягушка»
массаж для того, чтобы реенок начал ползать

Мама берет ножки ребенка, который лежит на спине, за голени и плавно начинает сгибать их в позу лягушки, а затем так же плавно разгибать. Перевернув малыша на животик, полезно дать ему возможность несколько раз оттолкнуться согнутыми ножками от сложенных маминых ладоней и продвинуться вперед.

При выполнении упражнений нужно спокойно и ласково общаться с малышом, создавая у него благоприятный эмоциональный фон и формируя положительное отношение к упражнениям.

Смотрим видео: как научить ребёнка ползать

Укрепляющий массаж

Конечно, назначенный врачом специальный лечебно-оздоровительный массаж может проводить только медработник. В то же время сделать простой общеукрепляющий массаж ребенку, чтобы он начал активнее ползать, могут и мама с папой дома. Главное — помнить, что кожа маленького ребенка очень нежна, и в домашних условиях лучше всего ограничиться таким приемом, как поглаживание. Нельзя выполнять массаж раньше, чем за полчаса до или после кормления, ограничиться одним разом в день. На руках мамы во время процедуры не должны присутствовать кольца и другие украшения. Длительность массажа может составлять около 5-10 минут, но если малышу не нравится, и начинаются слезы, то лучше это дело пока отложить.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поглаживание рук, ног, спины

Проводить эту процедуру удобнее всего на специальном пеленальном столике. Мама поглаживает руки ребенка как внутри, так и снаружи от кисти к предплечью. Массаж ножек проводится в последовательности от стоп к бедру, обходя коленные суставы. Переворачиваем малыша на животик и начинаем поглаживание спинки вверх-вниз. После легких и приятных поглаживаний для укрепления мышц рук, ног и спины можно немного поразминать их в описанной выше последовательности.

Привлекаем малыша к ползанию

Бывает так, что малыш уже хорошо ползает по кроватке по-пластунски или как лягушка на четвереньках, но на полу не желает ползать ни в какую. Как же тогда помочь ребенку начать ползать?

  • Учим и помогаем

Убедившись в правильном развитии ребенка, с пяти месяцев можно подготавливать малыша к ползанию. Лучшим местом является чистый пол, покрытый ковриком или одеялом. Положив дитя на пол и подложив под грудку валик, надо показать ему любимую игрушку и поставить ее на небольшом расстоянии от него, чтобы он захотел дотянуться до нее. Пятки малыша должны опираться к стене или об руки мамы, помогая ему отталкиваться вперед.

Можно положить перед крохой любимые игрушки или новые предметы, достаточно близко, чтобы малыш хотел их взять, но достаточно далеко, чтобы ему пришлось до них доползти, а не дотянуться. Обязательно похвалите ребенка, если у него получилось немного проползти. Пусть малыш пока не слишком разбирает ваши слова, но зато он очень точно чувствует интонацию одобрения.


  • Наглядный пример

Ползание взрослых или других ползающих малышей рядом послужит прекрасным образцом для подражания ребенку. Это действие поспособствует выявлению всех опасных мест и предметов в пространстве, предотвратит непредвиденные прецеденты. Поощрение родителей и дружелюбная атмосфера подтолкнут малыша к более активным стараниям ползать. После некоторых успехов задачи нужно усложнять, создавая на пути малыша препятствия.

Маленькие дети, хоть немного научившиеся ползать, обожают преодолевать различные преграды: невысокие барьеры, проходы под стульями и т. д. Используйте это, чтобы сделать ползание более активным. Можно купить в магазине специальную дорожку с небольшими препятствиями, а можно сделать ее самостоятельно или использовать в качестве таких «преград» простые средства, которые всегда под рукой, например, валики из полотенец.

Подведем итог

  • На животе по-пластунски:

На животе ребенок начинает ползать после полугода в зависимости от развития и готовности организма. Если малыш не проявляет попыток ползать после 8 месяцев, стоит обратиться к специалисту. Усилия терпеливых и умных родителей помогут предотвратить многие заболевания и слабое развитие малыша. Для активизации мышц врачи рекомендуют практиковать профессиональный массаж и упражнения для освоения навыка ползания.

Некоторые дети, научившись переворачиваться на живот, начинают попытки передвижения с помощью рук и ног, вертятся по кругу или пятятся назад. Статистика показывает, что дети обычно начинают ползать по-пластунски с 8 месяцев. Поднимая туловище, малыш упирается на руки и перемещается, подтягивая тело.

  • На четвереньках:

С 9 месяцев малыш умеет стоять на четвереньках и раскачиваться, подготавливая себя к дальнейшему передвижению ползком. Своевременное ползание на четвереньках послужит разработке мышц спины малыша, подготавливая его к навыкам ходьбы. Полноценно ползать ребенок может с 10 месяцев, когда руки и ноги двигаются синхронно и уверенно. Перекрестное ползание является вершиной мастерства малышей.

Девочки опережают мальчиков в развитии, поэтому они и ползать начинают раньше.

Важность ползания

и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Ползание младенца – важный этап его развития, который сказывается не только на физическом здоровье малыша, но и оказывает влияние на его психологическое состояние. Когда ребенок начинает ползать, его родители выдыхают с облегчением, ведь способность самостоятельно передвигаться – это свидетельство правильного развития ручек, ножек и спины.

При ползании мышцы развиваются и укрепляются, как бы подготавливая спину к последующему прямохождению. Однако есть груднички, которые не ползают, а сразу начинают ходить. Считается ли это нормой и во сколько месяцев должно начинаться ползание, рассмотрим в данной статье.


В каком возрасте ребенок в норме должен начать ползать?

Со скольки месяцев дети начинают ползать? Доктор Комаровский и другие специалисты утверждают, что начало любого этапа развития для каждого ребенка индивидуально. Малыш поползет тогда, когда будет готов к этому психологически и физически.

До трех месяцев ребенок большую часть времени лежит на спине и не замечает многих вещей вокруг. Трехмесячное дитя уже умеет держать и поворачивать голову, а также переворачиваться на животик, открывая для себя больший кругозор и начиная интересоваться всем вокруг.

К пяти месяцам малыш уже не просто смотрит на игрушки и другие привлекательные для него вещи, а старается подползти к ним на животе. Далее идет этап ползания на четвереньках. Он также может наступить в пятимесячном возрасте, однако чаще дети начинают ползать уже после полугода. Примерно в это же время они начинают сидеть.

Для крупных детей передвижение может быть затруднительным. По этой причине они начинают ползать в 8-9 месяцев. Если в 9 месяцев этого не происходит, педиатр может назначить специальные процедуры (массаж), которые поспособствуют развитию навыка. Ползание на четвереньках должно предшествовать прямохождению, так как именно оно формирует навыки ходьбы. Мышцы и позвоночник при этом укрепляются, развивается координация движений, ребенок учится управлять своим телом, самостоятельно мыслить и принимать решения.


Отсутствие у девятимесячных детей интереса к тому, чтобы самостоятельно передвигаться, зачастую обусловлено недостаточным развитием мышц, костной системы и суставов. Малыш, который постоянно находится в замкнутом пространстве, просто не знает, как интересен окружающий мир, и не стремится его познать. По этой причине важно, чтобы ребенок не очень много времени проводил в манеже и кроватке. Интерес к перемещению в пространстве также может пресекаться родителями, которые сразу дают ребенку то, что его интересует, в таком случае потребность в ползании просто исчезает.

Позже начинают ползать недоношенные дети, а также обладающие спокойным темпераментом, которые предпочитают наблюдать, нежели проверять на ощупь. Кроме того, возраст начала ползания зависит и от пола ребенка: считается, что девочки развиваются быстрее и осваивают навык раньше, чем мальчики. В связи с этим для одного ребенка нормой начала пользования будет 5 месяцев, а для другого – 9.

Этапы ползания у детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Стиль ползания у каждого малыша может отличаться. Однако имеется несколько главных этапов ползания. В таблице ниже поэтапно рассмотрим овладение навыками передвижения новорожденными:

Стиль ползания В каком возрасте Характеристика
На животе 5-7 месяцев Ребенок движется вперед, используя мышцы рук. При этом значительно нагружаются локти и плечи. Передвижение напоминает ползание гусеницы. Движения вперед затруднительны, лучше получается ползти в сторону и назад.
По-пластунски 6-8 месяцев Попытки поочередного подтягивания ног. Основной опорой являются ладони. Сначала ребенок ползает таким способом назад, что вполне нормально. После этого этапа малыш уже готов встать на четвереньки.
На четвереньках 7-9 месяцев Сначала малыш учится стоять в таком положении, удерживая свой вес, затем уже переставляет руки и ноги. Первоначальные движения неуклюжи и неловки, а с постепенным укреплением мышц у малыша получается все лучше. На первых порах ребенок передвигает вперед сначала одну, потом другую руку, а ножки просто подтягивает за собой. Далее передвижение становится перекрестным – при перемещении вперед правой руки за ней устремляется левая нога, а за левой рукой - правая нога.

У некоторых детей определенные этапы ползания могут отсутствовать. Кто-то сразу начинает ползать на четвереньках, а кто-то до 9 месяцев двигается по-пластунски, а после этого переходит к ходьбе.

Важность ползания для развития ребенка

Врачи полагают, что период ползания оказывает на развитие НС малыша гораздо более важное воздействие, чем ходьба. Именно на этом этапе развивается моторика, закладываются зачатки развития речи.

Факторы, обуславливающие важность ползания:

  • освоение всего, что расположено в поле зрения;
  • развитие правильной координации туловища (его нижней и верхней частей);
  • развитие полушарий мозга и их поочередное включение;
  • улучшение восприятия при помощи глаз;
  • совершенствование тактильной чувствительности;
  • получение ребенком пространственных представлений о своем теле;
  • восприятие соотношения своего тела с тем, что его окружает;
  • ориентация в пространстве;
  • закладка фундамента для развития речи, письма и чтения.

Грудничок, который пропустил этап ползания (особенно если он родился недоношенным), лишен важной ступени развития головного мозга. Он своевременно не осваивает пространственные связи и общее восприятие пространства. Быстрый переход на ходьбу провоцирует сильную нагрузку на позвоночник. Мышцы спины не достаточно укреплены, поэтому при начале ходьбы возможно развитие некоторых патологий.

Двигаясь на четвереньках, ребенок осуществляет мозговую деятельность, чередуя передвижение ручек и ножек. При отсутствии возможности учиться этому, впоследствии возможны нарушения мышления и координации.

Почему малыш не начинает ползать?

Бывает случаи, когда дитя не начинает ползать, что беспокоит его родителей. Чадо в таком случае двигается по-другому: любит подолгу сидеть, подпрыгивает сидя, раскачивается на четвереньках или скользит на животе. Если при этом он использует обе пары конечностей и учится координировать обе стороны тела, переживания неоправданны. При подозрении родителей на проблемы с двигательным развитием следует обратиться к педиатру. Он рассеет все сомнения и порекомендует, как помочь младенцу поползти.

Причины, по которым малыш отказывается либо не может ползать:


Полезные упражнения для развития навыка

Важно понимать, что заставить малыша ползти, когда он к этому не готов, невозможно. Только в случае, если ребенок уже умеет переворачиваться и вставать на четвереньки, можно стимулировать его действия.

Правила, которые могут помочь малышу ползать:


Первый год жизни ребенка - ответственный период: кроха при поддержке родителей осваивает много новых навыков и умений. Например, он учится сидеть, ползать и ходить. И от того, правильно ли ребенок это делает, зависит его здоровье в будущем.

Поэтому вооружитесь терпением и знаниями, чтобы:

* избежать типичных ошибок, которые часто допускают родители в стремлении помочь ребенку;

* понять, когда малыш готов начать сидеть, ползать, ходить;

* подготовить ребенка к получению новых навыков и умений, стимулировать его интерес к ним путем выполнения необходимых упражнений и поощрением.

Каковы типичные ошибки родителей

Первая и самая частая

Многие родители интересуются, когда малыш должен начать сидеть, ползать и ходить. На самом деле, слово «должен» не совсем применимо по отношению к малышу до года.

Это вы обязаны усвоить: кроха начнет постигать новые навыки и умения, когда будет к ним готов. Понять и не упустить эти моменты - ваша обязанность!

Ведь каждый ребенок индивидуален: он может родиться как доношенным, так и недоношенным, иметь заболевания или врожденные патологии и пр. По этим причинам его физическое развитие иногда несколько запаздывает, а костно-мышечная система

Следовательно, начинать сажать ребенка, учить его ползать и ходить раньше времени - затея бесперспективная и вредная . Поскольку она может привести к печальным последствиям: неправильному развитию скелета в виде искривлений позвоночника, грудной клетки и пр.

Конечно, слишком медлить тоже нельзя. Будет лучше, если ориентиром для вас станет календарь развития здорового ребенка. Однако, при возникновении явных отклонений от него, обращайтесь к педиатру.

Вторая ошибка

Многие родители полагают, что для усвоения навыков сидения необходимо помогать малышу: подкладывать опору под спинку. Например, подушку. Но этот распространенный подход ошибочный, поскольку спинке не нужна опора, а ребенок сядет, когда будет готов к этому.

Третья ошибка

Некоторые мамы и папы считают, что если малыш пропустит период ползания, ничего страшного не произойдет.

На самом деле «перепрыгивание» этого этапа ни к чему хорошему не приведет. Ведь мышцы рук, позвоночника и плечевого пояса не готовы к физическим нагрузкам, которые возрастают в разы при вертикальном положении тела. Кроме того, у ребенка на этом этапе нет уверенной координации в движениях.

Четвертая ошибка

Существует стереотип: родители полагают, что перед тем, как встать на ноги, ребенок должен натренировать руки для подтягивания и опоры.

На самом деле, ему намного больше нужны подготовленные бедра, сильные мышцы плечевого пояса и спины, поскольку он должен вставать, опираясь на мышцы ног, а не подтягиваясь на руках.

Самый верный знак, того, что ходить пока рано - если малыш, стоя на ногах с опорой, наступает на цыпочки.

Поэтому если ваше чадо начинает вставать на ножки, но вы видите, что он пока еще не готов к ходьбе, не торопите природу: не держите его за руки и не пытайтесь помогать пойти, совершая первые прогулки по комнате.

Это будет ошибкой, поскольку такими действиями вы навредите крохе : нарушите нормальное развитие костно-мышечной системы и создадите условия для возникновения травм, за счет того, что тельце будет заваливаться назад или вперед при ходьбе.

Запомните! Вы всегда должны ориентироваться на то, что малыш способен делать самостоятельно!

Когда ребенок готов к новым навыкам и умениям

Чтобы это понять, вы должны усвоить несколько моментов:

Пора сидеть?

Если ваше чадо начинает уверенно и активно переворачиваться со спинки на животик и обратно, он способен ощущать равновесие и скоро настанет время для самостоятельного сидения. Обычно это происходит в 6-7 месяцев.

Ребенок готов к тому, чтобы начать ползать, если он:

* сидя на боку, опирается на одну ручку, а второй тянется за игрушкой, но при этом удерживает себя и не заваливается назад;

* стоя на четвереньках:

– наклоняется вперед, тянет одну ручку, стучит ею по полу или пытается схватить находящуюся впереди интересную игрушку;

– качается назад и вперед, держа спинку параллельно полу и не прогибая ее;

– пятится назад: это происходит, потому что поначалу ему трудно поднять ручку и переставить ее вперед, а двигаться и осваивать новые территории очень хочется;

* лежа на животе , сгибает ножку под животик самостоятельно, либо вы сами сгибаете ее (она должна остаться согнутой), и при этом малыш пытается ползти.

Эти моменты означают, что кроха развивается правильно и не спеша, может переносить свой вес, у него окрепли боковые мышцы, мышцы плечевого пояса и он скоро начнет ползать.Как правило, это происходит в 7-8 месяцев.

Уже пойти?

Когда малыш стабильно сидит и ползает, так что вам трудно за ним угнаться по комнате, он готов к следующему этапу - ходьбе. Дети уверенно начинают ходить на 11-15 месяце жизни.

Однако мало знать, когда ребенок готов к усвоению новых навыков и умений. Ваша задача - помочь малышу приобрести их правильно , так, чтобы не навредить здоровью.

Как научить малыша сидеть, ползать и ходить

На самом деле, все довольно просто. Достаточно того, чтобы вы:

* следовали инстинктам ребенка, которые заложены природой;

* прививали ему новые навыки и умения в соответствии с физической подготовленностью к очередному этапу развития путем выполнения комплекса упражнений.

Это не сложно, главное - не опережайте события.

Упражнения для сидения

Их цель - укрепление мышц плечевого пояса и спины.

1. Научите ребенка делать упор на локтях.

Положите его на пол, прижмите к полу одну ручку полным локотком, а второй помогите ему действовать: дотянутся до игрушки. Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы ножки малыша не напрягались, а одна из них (противоположная действующей руке) была согнута - это даст устойчивость. Потом поменяйте ручки.

2. Научите малыша опираться на свободные ладошки.

Сядьте на пол, вытяните ноги и положите кроху на свои бедра животиком. После этого его ладони обоприте об пол, предварительно положив перед ним яркий предмет, чтобы малыш тянулся к нему.

Во время упражнения придерживайте карапуза за крестец и поясницу таким образом, чтобы он не валился вперед.

3. Укрепляйте мышцы на разных вспомогательных средствах:

* Упражнение на небольшом овальном мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, а перед ним яркую игрушку. Затем обоприте кроху ручками об пол. В этой позе совершайте покачивающие движения вперед, при этом ребенок будет тянуться к игрушке. Во время упражнения придерживайте рукой крестец и поясницу крохи.

* Упражнение на большом круглом мяче.

Положите ребенка на мяч животиком, придержите его одной рукой за крестец и поясницу, а другой согните одну ножку. Затем начните раскачивать мяч из стороны в сторону, периодически сгибая то одну ножку, то другую. Хорошо, если малыш станет попеременно отрывать одну руку от мяча и тянуться к интересующему его предмету.

* Постройте полосу препятствий.

Возьмите обычную диванную подушку и расположите ее на полу, затем положите на нее малыша животиком, а перед ним - интересную игрушку. Потом обоприте ладошки крохи об пол и попеременно сгибайте то одну ножку, то другую, помогая ему ползти вперед, к цели.

Во время упражнения, если понадобится, придерживайте кроху рукой за поясницу и крестец.

4. Учите малыша раскачиваться на четвереньках.

Расположите ребенка на четвереньках и раскачивайте его назад и вперед, придерживая за ягодицы и бедра таким образом, чтобы ножки были немного согнуты под тельце.

Выполняя все упражнения каждый день, наверняка, вы задаете себе вопрос: когда же ваше чадо сядет? Все просто: если он, сидя на боку и опираясь на одну руку, вторую отрывает от пола, вполне уместна «барабанная дробь», поскольку навык сидения ребенок уже приобрел.

Теперь можно смело переходить к следующему этапу - обучению ползанию.

Упражнения для ползания

Цель - укрепление мышц плечевого пояса и глубоких мышц спины, а также боковых мышц.

Все упражнения, способствующие усвоению навыка сидения, подготавливают кроху также и к ползанию. Однако этого недостаточно, поэтому этот комплекс необходимо дополнить.

1. Похлопывайте по животику.

У малыша, готовящегося ползать, как правило, еще не окрепли мышцы. Поэтому, стоя на четвереньках, спинка у него прогибается. Чтобы исправить это, слегка похлопайте по животику - тогда кроха напряжется и постарается держать спинку прямо.

2. Преодолевайте препятствия.

На пол положите мешок, наполненный пластмассовыми шариками, или подушки, и помогите карапузу преодолеть это препятствие на четвереньках.

3. Играйте в «туннель».

На стол постелите длинную скатерть или одеяло - так, чтобы края свешивались до пола. Таким образом, у вас получится самодельный туннель, в конце которого находится любимая игрушка или мама, зовущая кроху к себе.

3. Ползайте вместе с малышом.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок становится маленьким повторяшкой, поэтому будет великолепно, если вы на несколько дней «переселитесь» вместе с ним на пол.

Малыш, желающий познать мир, быстрее усвоит новый навык, повторяя различные упражнения, такие как ползание за двигающейся игрушкой, прохождение по туннелю и другие.

4. Укрепляйте глубокую мускулатуру.

Карапуз с удовольствием учится новым навыкам, если у него имеется цель, к которой он стремится - любимая игрушка. Однако неправильно располагать ее прямо по курсу, поскольку вперед двигаться ему сложно. Поэтому гораздо лучше, если игрушка находится сбоку от него. Тогда ваше чадо, опираясь на ручку, дотягивается до своей цели легко.

Итак, пройден еще один этап: ребенок научился ползать. Теперь необходимо закрепить достигнутые результаты и подготовиться к уверенной ходьбе. Ведь предстоит встать на крошечные ножки и удержаться на них.

Упражнения для ходьбы

Их цель - укрепить мышцы бедер и стимулировать интерес к новым открытиям.

1. Учите ребенка самостоятельно вставать, ползать и опускаться на четвереньки.

Вначале малыш поднимается и, удерживаясь за опору, раскачивается, но в таком положении быстро устает. Как правило, это длится несколько дней.

В этот период задача родителей - ставить ребенка, взяв его за подмышки и попку, на четвереньки или сажать посреди комнаты, поскольку он самостоятельно этого делать пока не может.

Цель - стимулировать ребенка поползти обратно к интересующему объекту и встать.

Через неделю после таких активных тренировок у карапуза окрепнут ноги, и он научится опускаться на четвереньки.

2. Делайте приятные перерывы.

Первые уроки даются с трудом, поэтому малыш иногда устает. Вы это поймете, если увидите, что у опоры он стоит на цыпочках. Тогда снимите его с «трассы» и дайте немного отдохнуть: повторите упражнения для ползания, разрешите посидеть и поиграть на полу.

Кроме того, помогите карапузу расслабиться: положите его животиком на большой мяч и делайте круги. Во время этого простого упражнения массируйте ему попку, похлопывая по ней.

3. Учите ходить правильно вдоль опоры.

Спустя месяц активных тренировок малыш должен уже уверенно шагать вдоль опоры приставным шагом (в бок). Но не всегда он делает это правильно, поэтому помогайте ему обучаться: двигайте ножки ребенка своими руками.

4. Учите ходить за игрушками, которые можно передвигать.

Для этого подойдут машинки или велосипед с высокими поручнями. Малыш, держась за них, будет более уверенно перемещаться по комнате.

И вот цель достигнута - ребенок пошел!Ура!

Напоследок приведем два противоречивых факта об усвоении ребенком навыка ходьбы:

* Необходимость обуви.

Когда карапуз только начинает вставать на ноги, определенно обувь ему нужна, потому что он часто хочет поставить ножку неправильно , поскольку ему так удобнее. В этом случае обувь будет фиксировать лодыжку.

* Необходимость ходунков.

Большинство педиатров пришло к мнению, что ходунки - не такой уж хороший помощник в физическом развитии ребенка. Поскольку в них малыш вынужден стоять, не может опуститься на четвереньки, отдохнуть и поползать. Более того, такие тренировки не совсем полезны для позвоночника.

Пожалуй, всю необходимую информацию о том, как правильно научить ребенка сидеть, ползать и ходить вы уже получили. Как видите - это совсем не сложно.

Главное - не торопитесь и не стимулируйте ребенка раньше времени!

Лучше терпеливо дождитесь, когда маленький первооткрыватель мира будет готов к очередному этапу развития, помогайте ему осваивать новые территории и выполнять упражнения, постоянно поощряйте похвалой.

врач-ординатор детского отделения

Важность ползания, как этапа развития, у современных педиатров не вызывает сомнения. Этот навык влияет на физическую, психоэмоциональную, социологическую сферы становления крохи. О том, когда ребенок начинает ползать и почему это так важно молодые родители задумываются вскоре после его рождения. Давайте подробно разберемся в этой теме.

Все, что касается здоровья малыша вплоть до года, имеет свои нормы, среднестатистические показатели. И то, во сколько месяцев ползают дети – тоже. Обычно это начинается в 5-7 месяцев. Но не стоит забывать об индивидуальности. Многие детки могут сразу научиться садиться, ходить, а после – поползут, что тоже считается вариантом полноценного развития.

Если же ребенок ползает в 4 месяца и, скорее всего, делает это по-пластунски, тоже переживать не надо. Значит, он готов познавать мир, помогайте ему в этом.

Мнения педиатров и детских невропатологов относительно того, во сколько дети начинают ползать, немного расходятся. Первые считают нормой возраст от пяти до семи месяцев. Вторые же расширяют диапазон, считая нормальным начало ползанья как в 4 месяца, так и в девять.

Сходятся же специалисты обеих профессий в том, что ползанье важно. Его нежелательно пропускать, порою даже стоит стимулировать, учить малютку ползать. Внимательные родители не упустят шанс подзадорить свое чадо, поэтому на вопрос о том, как понять, что ребенок хочет ползать, ответ прост – он будет тянуться в нужном ему направлении, стараться перевернуться, подтянуться, иногда даже капризничать, призывая родителей на помощь.

От чего же зависит во сколько ребенок поползет?

Факторов, влияющих на развитие этого полезного навыка много. Среди них можно выделить основные, такие как:

  • Половой признак. Каким бы сильным полом ни считались мальчики, но факт, что большинство из них осваивают ползанье позже девочек, неоспорим. В большинстве случаев нет ничего страшного, когда мальчики начинают ползать в 7–9 месяцев. Им необходимо больше пространства и времени для улучшения своих навыков. Для девочки вполне нормально поползти уже в 4 месяца, ведь они быстрее осваивают все навыки.
  • Индивидуальное развитие. Нормы разработаны давно, но они ни в коем случае не являются точными. Огромную роль всегда играет индивидуальное развитие, наследственность, генотип и прочие физиологические факторы, не зависящие от родителей.
  • Сколь бы сильным не было желание младенца к активному познанию окружающего мира с помощью передвижения, пока не окрепнут мышцы опорно-двигательного аппарата, сделать он этого самостоятельно не сможет.
  • Степень психоэмоционального развития. С каждым месяцем проявляются новые эмоции. Одна из самых сильных – любопытство. Поэтому, если малыш хочет пощупать новый для него предмет, лучше помочь ему самостоятельно доползти, нежели просто вложить вещь в маленькую ручку.
  • Физиологическая готовность центральной нервной системы. Так как все процессы контролируются головным мозгом, он должен быть достаточно сформирован, чтобы младенец контролировал свои движения. Понимает и осознанно двигает ручками и ножками он ближе к двум месяцам, при начальном становлении в мозгу связей, отвечающих за это. А вот возраст, когда малыш начинает ползать наступает на пару месяцев позже, при достаточном формировании необходимых нейронных связей.
  • Соотношение возраста и веса. Педиатры отмечают, что наличие лишнего веса оттягивает момент, когда начинают ползать младенцы, как минимум на несколько недель.
  • Физиотерапия, поощрение активности. Детки, которым делали физиотерапевтические процедуры с первых недель жизни, начинают ползать и сидеть несколько раньше остальных.
  • Помощь. Важную роль играет и стимуляция. Создавая условия для развития навыков ползания, заинтересовывая яркими игрушками, обучая правильным и необходимым движениям, родители помогают малышу поползти.

Дать ответ на вопрос, когда грудничок начинает ползать, можно лишь обозначив растянутые временные рамки, – с четырех до девяти месяцев. Но родители способны повлиять на его ранее развитие, стимулировав кроху поползти уже в четыре месяца.

Исходя из этого, делаем вывод что то, как ползают малыши в 6 месяцев зависит не только от них самих, но и от их родителей.

Этапы становления ползания

А теперь о том, как начинают ползать малыши впервые и о постепенном улучшении этого умения. Происходит это в несколько этапов. Некоторые детки проходят их все, некоторые могут пропускать один-два:

  • Проще всего младенцу ползти на животе. Сказать точно в каком возрасте ребенок ползает так, сложно, но обычно это три-четыре месяца, когда он предпринимает первые попытки самостоятельного передвижения.
  • Затем, окрепнув, ребенок ползает по-пластунски, с каждым днем осваивая все большие территории дома, улучшая навыки и развивая мускулатуру. Таким образом ребенок ползает в 5 месяцев и до тех пор, пока не освоит следующий этап. Важно помнить, что нормой считается ползанье во всех направлениях. Не нужно переживать, когда грудничок постоянно пятится назад или вбок, это нормальное явление, во сколько бы месяцев он не начал ползать.
  • Как только заметили, что ребенок ползает по-пластунски легко и непринужденно, будьте уверенны – скоро он начнет передвигаться на карачках. При этом упор он будет делать на руки в сочетании с согнутыми в коленях или выпрямленными ножками. Именно ползание на четвереньках педиатры и называют правильным и полноценным ползаньем. Активные детки осваивают его уже в 6 месяцев.

Ребенок, начавший ползать на животике, может так и не развить этот навык полностью, пропустив несколько шагов. Многие детки и вовсе не ползают, что не мешает им вовремя научиться сидеть, а затем и ходить.

Физиотерапия – помощница в подготовке к ползанью

Какая мама не хотела бы научить свою кроху всему, в том числе и ползанью? Сделать это помогут простые упражнения, с помощью которых ползать ребенок научится гораздо быстрее:

  • «Лягушка» – одно из первых упражнений, с которым знакомят еще в роддоме. Оно не только является отличной профилактикой дисплазии, но и помогает подготовить ножки к ползанию. Выполняется в двух вариантах: на спинке и на животике. В положении на спинке мама нежно и аккуратно сгибает, разгибает ножки малыша в позе лягушки. А в положении на животике дает ему возможность самостоятельно отталкиваться от ее ладоней согнутыми ножками.
  • Подъемы – выкладываем ребенка на спинку, даем ему свои большие пальчики, чтобы он крепко за них схватился и, придерживая кисть крохи, приподнимаем ее, постепенно увеличивая градус подъема до 45.
  • Перевороты – положение, как при предыдущем упражнении. Малыша, крепко держащегося за мамины пальцы, плавно переворачиваем с боку на бок, следя за тем, чтобы он успевал поворачивать голову.
  • Покачивания на фитболе – укладываем кроху животиком на мяч головкой от мамы, крепко придерживаем под мышками и плавно покачиваем. Делать упражнение по 1–2 минуты 2 раза в день. Возраст ребенка – от трех месяцев.

Выполнять упражнения нужно между кормлениями, как минимум через полчаса после еды.

Делая массаж и упражнения, ласково разговаривайте с малышом, включите спокойную музыку. Все движения делайте максимально нежно, аккуратно и плавно. Если малыш плачет или раздражается – отложите занятия на другое время.

Делаем массаж

Полезно делать малышу . Он укрепит организм, поспособствует тому, что ползать ребенок начнет гораздо раньше. Заключается укрепляющий массаж в легких, нежных поглаживаниях сначала ручек, потом ножек, животика, спинки. Выполнять 1–2 раза в день.

Первый месяц продолжительность массажа не должна превышать 2–3 минуты. Постепенно время можно увеличить до 10 минут, обычно к этому моменту ребенку уже больше шести месяцев.

Как привлечь ребенка к ползанью?

  • Создание комфортных условий.
  • Наличие ярких игрушек, безопасных предметов, явно интересующих малыша.
  • Поощрение и похвала.
  • Простые физические упражнения, легкий массаж.
  • Пример другого ребенка.

Не отказывайте себе и крохе в общении. Дети особенно сильно склонны к подражанию, повторению действий друг друга. Поэтому, когда один малыш начинает ползать, остальные в группе непременно быстро станут повторять за ним.

Даже если малыш только учится ползать, пространство, где он находится должно быть абсолютно безопасным.

Почему ребенку важно ползать?

По мнению педиатров, ползание на четвереньках и польза от него неоспоримы. Заключается она в следующем:

  • Укреплении мускулатуры позвоночника, спины, шеи, рук и ног.
  • Активном развитии координации, которая способствует выработке таких навыков, как ориентировка в пространстве, сохранение равновесия, ритмичность, последовательность движений.
  • Формировании физиологически правильных изгибов тела, подготовке позвоночника к прямохождению.
  • Подстегивании развития интеллектуальных способностей.
  • Снятии тонуса мышц, устранении кривошеи и других, подобных проблем в опорно-двигательной системе.

Когда следует насторожиться?

О том, почему ребенку полезно ползать на четвереньках уже написали, осталось лишь выяснить, почему кроха иногда не хочет этого делать.

Наиболее частые причины отказа от ползания:

  • Подтвержденные педиатром и невропатологом имеющиеся заболевания опорно-двигательной, нервной системы, отставание в их развитии. Зачастую эти проблемы довольно быстро обнаруживаются и почти всегда решаются минимальными усилиями родителей.
  • Наличие лишнего веса.
  • Излишняя опека, когда все дается в ручки и не возникает необходимость дотягиваться самостоятельно.
Поделиться: