Во сколько дети начинают говорить. Когда малыши начинают говорить, во сколько месяцев

Когда ребенок начинает говорить? Дети так сильно различаются между собой, что средние данные никак не отражают реальной картины. Есть малыши, которые уже в 10–11 месяцев говорят до 15 слов, а бывают случаи, когда и в 2,5 года упорно молчат, несмотря на нормальное психическое развитие.

Уже не раз психологи пытались точно установить, сколько слов должны знать дети определенного возраста. Однако все эти попытки пока ни к чему не привели, потому что малыши в возрасте от года до двух лет слишком отличаются друг от друга. Шарлотта Бюллер, детский психолог, доктор философии, подсчитала минимальный и максимальный словарь для каждого возраста. Оказалось, что между этими величинами существуют огромные различия. По ее подсчетам, в год и три месяца словарный запас ребенка колеблется от 0 до 232 слов.

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное владение словом (ребенок понимает смысл слов, но не может воспроизвести их сам) и активное. Пассивная речь опережает в своем развитии речь активную.

Приблизительные сроки формирования речи:

1-2 месяца - появляется гуление. Гуление -это протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гу-у-у», «а-гу».

Образец гуления

2-3 месяца - продолжается гуление. Ребенок произносит разные слоги: гу, ши, бу, зы и другие.

4 месяца - появляется смех и повизгивание. Звуки похожи на: аль-ле-е-лы-aгы.

5 месяцев - малыш «поет», меняя интонацию голоса.

6 месяцев - как правило, ребенок начинает понимать речь взрослого, реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Появляется лепет. Лепет представляет собой пропевание слогов типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. С помощью лепета ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса.

Образец лепета

7–8-м месяцев- малыш понимает многие слова. Он говорит слоги: ба-ба. да-да-да и звуки звуки: п, б, м, г, к, э, а. Он узнает названия тех предметов, которые произносит взрослый. Ищет предметы глазами.

С 8 месяцев дети начинают связывать слова не только с предметами, но и с собственными движениями.

Могут произносить слова, состоящие из двух-трех открытых слогов (ля-ля, та-та, ку-ка и др.), подражают звукам (би-би, гав-гав, пи-пи и др.). Знают названия некоторых предметов. Понимают простые инструкции: принеси игрушку, дай ручку. На этом этапе их речь скорее «пассивна».

У некоторых детей период развития пассивной речи очень сильно затягивается. Ребенок может вплоть до 2 лет, понимая все, что говорят ему взрослые и даже хорошо выполняя их простые инструкции (дай, сядь, возьми), не произносить ни одного слова - либо вообще молчит, либо объясняется со взрослым с помощью лепетного говорения.

Бывает так, что дети, упорно молчащие до 2 лет, уже в 3 года догоняют и перегоняют в своем развитии тех, кто стал произносить первые слова уже в 9 месяцев. Поэтому не стоит беспокоиться, если до 2 лет в активном словаре ребенка - всего два-три слова. Если он понимает обращенную к нему речь, если с интересом слушает взрослых и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно он заговорит.

Первое слово малыша совсем не обязательно должно быть похоже на обычное «взрослое» слово. Достаточно, чтобы это был такой набор звуков, который в речи ребенка обозначает конкретный предмет, человека или явление (например, «мо» вместо «молоко», «да» вместо «дай», «кря» вместо «утка», «ко» вместо «кошка» и т. д.). В логопедии такие полуслова считают полноценными словами.

Наталия Пятибратова, логопед-дефектолог, Монтессори-педагог

Человек – не компьютер. Не существует строгих норм по количеству слов в тот или иной период его развития, как и нельзя с точностью до недели ожидать, когда малыш начнет ходить или собирать пирамидку. В логопедии существует лишь приблизительное количество слов – тот минимум, на который мама может ориентироваться. Так, первые узнаваемые слова могут не появляться до 1 года, а с года до 1 года 4 месяцев достаточно, чтобы малыш использовал в речи 3-4 слова. Многие мамы, услышав про завышенную планку по количеству слов (10-20 в 1 годик), пугаются, не учитывая, что словом является и лепет, относящийся к предмету или явлению. Так или иначе, этот подход довольно узок, поскольку оценивая речь крохи, необходимо обращать внимание и на объем понимания обращенной речи, и на эмоциональность и любознательность малыша, и на речевую активность, которая может проявляться безостановочным лепетом, мычанием, вокализациями.

Наверняка, каждую молодую маму волнует вопрос «Во сколько дети начинают выговаривать первые слова?». Родители с нетерпением ждут такого желанного «Мама» и «Папа», и начинают волноваться, если ребенок упорно молчит или произносит только бессвязные звуки. У каждого отдельного малыша речь формируется по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Хотите узнать, в каком возрасте малыш должен обязательно начать разговаривать? О чем может свидетельствовать длительное отсутствие связной речи? Тогда читайте эту статью до конца. Здесь вы найдете множество полезных советов и практических рекомендаций от опытных педиатров и логопедов.

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ждать от ребенка первое слово или фразу?

Хотите получить ответ на вопрос «Во сколько лет дети начинают разговаривать?» и удостовериться в том, что с малышом все в порядке? Тогда обязательно внимательно ознакомьтесь с информацией соответствия возраста ребенка его речевым навыкам.

  • 1-3 месяца — Ребенок умеет кричать, громко плакать, постепенно учится повторять простые односложные звуки – «а-а», «а-гу», «а-ву» и т.д.
  • 4-5 месяцев — Малыш смеется, визжит, «поет» — издает протяжные звуки с разными интонациями, и эмоциями.
  • 6 месяцев — Ребенок узнает знакомый голос мамы и папы. Начинает лепетать, получаются звуки, немного похожие на «ма», «па».
  • 7-8 месяцев — Ребенок понимает слова и простые просьбы (дай, возьми и пр). Уже умеет подражать лаю собак или звукам, произносимым другими животными, знает как называется тот или иной предмет, но еще не называет его.
  • 9-11 месяцев — Малыш учится произносить первые простые слова – «мама», «папа», «на», «дай». В запасе не более 10 слов.
  • 1-1,5 года — Ребенок умеет составлять словосочетания, знает как выглядят те или иные животные, люди, сказочные персонажи, может легко показать их на картинке.
  • 2-3 года — Малыш понимает и учится задавать вопросы, знает разные понятия, выполняет сложные просьбы, составляет предложения, разучивает и рассказывает сказки и стишки.
  • 3-4 года — Малыш уже активно общается не только со своими родителями, но и со всеми окружающими, ровесниками, составляет сложные фразы и предложения.

Эта информация содержит общепринятые показатели, которые считаются нормой. Если ребенок должен начать говорить, но не может четко произнести слово, лучше посетите логопеда, невролога или психолога. Медик обследует вашего малыша и оценит его речевое и психическое развитие.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Чем раньше доктор определит точную причину таких отклонений, тем быстрее можно будет от них избавиться, без каких-либо последствий. Правильное лечение позволит вашему чаду быстро наверстать упущенное и научиться связно разговаривать. В школе он уже ничем не будет отличаться от одноклассников.

В каком возрасте ребенок произносит первые слова?

Даже внимательная и любящая мама может пропустить тот момент, когда ребенок начинает говорить. Все дело в том, что первые слова крохи лишь слегка напоминают привычные нам. Например, «бабушка» — это «ба», каша – «ка», упал – «бах». Возможно, для вас это кажется недостаточным, но логопеды в один голос утверждают, что для ребенка – это нормальные слова, которые свидетельствуют о полноценном развитии речи.

К 1-му году жизни кроха обязательно должен знать 10-20 слов, включая простые слоги, подражания животным. Первое слово от вашего чада можно ждать уже в 7-8 месяцев. Чаще всего это «мама» или «папа». Такие односложные слова состоят из простых звуков и малыш очень быстро их запоминает.

Чтобы понять, что ребенок называет определенные предметы или действия, а не произносит случайные звуки, обратите внимание на его поведение. Он будет повторять одни и те же «слова» в одних и тех же обстоятельствах. Пока малыш говорит невнятно, но вы можете его научить правильному произношению, постоянно озвучивая правильные названия предметов.

Если ребенок говорит на собаку «Ав-ав», подтвердите что это «Собака», а затем спросите у него «Где собака?». Если кроха укажет на животное, значит он понимает вашу речь. На ваш вопрос «Кто это?» ребенок уже захочет ответить не «Ав-ав», а «собака».

Если ваш малыш активно развивается, опережая своих сверстников, первые слова он может произнести уже в 4-5 месяцев. Мама – это очень простое для произношения слово, поэтому сначала ваше чадо может называть им всех взрослых. Однако уже через несколько месяцев он поймет, что у каждого человека есть свое собственное имя.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов. К этому времени у крохи уже сформирован довольно обширный словарный запас – 250-300 слов. Ребенок начинает говорить глаголы и предлоги, и это новое умение позволяет ему составлять правильные словосочетания.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется. В возрасте 4-5 лет чадо начнет задавать вам огромное количество вопросов, и вы должны стараться отвечать на них максимально полно и развернуто. Так ребенок максимально быстро сформирует большой словарный запас и в дальнейшем не будет испытывать неудобства во время общения.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Каждая мама должна знать во сколько ребенок начинает выговаривать первые слова. Если вашему чаду уже более 2,5 лет, а он еще не научился составлять из отдельных слов простые фразы и короткие предложения, нужно незамедлительно обратиться к врачу.

Специалист сможет оценить уровень развития речи у ребенка, и при необходимости назначит эффективные развивающие упражнения. Если вовремя не обратить внимания на проблему, в дальнейшем крохе будет очень сложно общаться со сверстниками, малыш будет чувствовать себя неуверенно, у него начнут развиваться комплексы.

Вы хотите помочь своему ребенку? Тогда выполняйте следующие рекомендации:

Начало формирования речи у ребенка – это очень важный этап в жизни маленького человека. Родители должны со всей ответственностью отнестись к первым словам и фразам малыша. Если есть какие-либо опасения или тревоги, лучше проконсультироваться с дефектологом или врачом-логопедом.

С каждым месяцем младенец растет и взрослеет. В полгода происходит активное формирование слуховых, речевых и других психоэмоциональных навыков. Однако для полного понимания осмысленной речи, на этапе, когда ребенок начинает говорить, пройдет не один месяц.

Как правило, после первого «агу», «лепета» начнут закладывать основы развития речи и произношения первых слогов. Во сколько месяцев этот процесс начнется, не скажет даже педиатр. Зато с уверенностью можно сказать, что первое из предложений, которое заговорит младенец – это «мама». И здесь нет ничего удивительного, ведь взаимосвязь крохи заложена еще в период внутриутробного развития.

Развитие речи у ребенка

Спустя пару недель после рождения новорожденный издает только крик и плачь. Ближе к 6 месяцам у малютки развивается мозговая деятельность, он умеет выражать свои чувства и эмоции путем общения. Итак, давайте рассмотрим основные этапы развития речи ребенка по мере его взросления.

  • На 1 месяце малыш издает лишь громкий крик. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание. Такое выражение эмоций можно увидеть, когда он голоден, «наделал в подгузник» либо что-то беспокоит. Как только ему становится комфортно либо чувствует близость мамы, которая с ним нежно говорит, он сразу же перестает плакать.
  • На 2 месяце вместо привычного крика появляются интонации и гуление. По ним родителям несложно определить, что случилось с «карапузом» – если громко плачет, значит, полный подгузник или болит животик, а когда в комнате тихо, возможно рассматривает игрушки, концентрирует внимание на незнакомые предметы. Плачь, крик, смех, еще надолго задержаться в лексиконе ребенка и даже будут присутствовать, когда появиться осознанная речь.
  • К 3 месяцу дети начинают говорить согласные звуки. Он узнает маму и охотно идет с ней на общение. Из уст крохи можно услышать шипение и гуление букв: «г», «п», «м», « б», «а», «у».
  • В 5 месяцев малыш издает более осмысленные звуки в виде пения, меняется интонация голоса, пробует общаться с родителями. Во время разговора взрослых хорошо слышит их речь и обращения к нему, переключается на незнакомых людей, а также поворачивает голову в нужном направлении. В этом возрасте речевая активность ребёнка становиться более выраженной и громче.

В 6 месяцев дети становятся активными, они много двигаются по кроватке и полу, легко достают любимые игрушки, книжки. Умеют переворачиваться на спину и бочок, некоторые даже пытаются привстать на коленки. Кроме всех положительных моментов у родителей возникает вопрос, когда ребенок должен начать говорить, чтоб выразить свое эмоциональное недовольство или радость.

Произношение первых слогов

После 6 месяцев у детей начинается активная фаза совершенства артикуляционного аппарата. На смену агуканью и лепету приходят первые слоги. Проще всего малышу воспроизводить первое слово – «мама». В каком возрасте ребенок способен заговорить, не знают даже специалисты. В каждом случае все происходит индивидуально. Однако статистика указывает, что первый лепетный слог дети воспроизводят после 7-8 месяцев. Поначалу это слово для крохи ничего не значит, просто сочетание гласных и согласных звуков легче всего выговаривать. Ближе к году словарный запас увеличится до 10-12 слогов, что указывает на нормальное развитие речевого аппарата.


К концу первого года ребенок начинает пробовать комбинировать сочетание 2-3 предложений. На просьбу родителей откликается общением. Понимает что это его игрушки, знает, куда их нужно положить на место. Когда он в приподнятом настроении много разговаривает наедине, а при встрече незнакомца – зовет маму или папу.

Огромный поток информации малютка получает во время активных игр, ползания по комнате, таким образом, познавая окружающий мир. Речь малыша постоянно пополняется новыми фразами и двух словными предложениями. Ближе к 1,5 годам младенец понимает обращенную к нему речь, которую накапливает в свой словарный запас. Как проверит? Очень просто, попросите кроху о чем-то:

  • «Дай погремушку маме» – протягивает ручку, улыбаясь взаимностью.
  • «Где попугайчик» – начинает искать взглядом в клетке птичку.
  • «Достань куклу и мячик» – ползет к кроватке и достает узнаваемые предметы.

Умение понимать произнесенные первые слова и ответная реакция на действие – это одно из условий успешного овладения речевым навыкам.

Такие психологические тренинги очень важны для развития речи у детей. Главное, что должны понимать взрослые – это научить малыша говорить правильно и с интонацией.

Становление у детей осознанной речи

Формирование речи у детей и правильно оформленных предложений происходит поэтапно. Звуковую фонетику можно разделить на крик, плач, период «агу» и «гуления». Каких-либо правил, во сколько месяцев должен говорить кроха, по медицинским меркам нет. Каждый ребёнок путем общения с мамой получает необходимый перечень слов, которые в будущем станут фразами, состоящими из 2-3 словных предложений.

Малыш говорит первые слова

Первые осмысленные слова приходят к сознанию деток не сразу. Хотя говорить «мама» и «папа» ребенок способен в 6 месяцев, однако, значение этих однословных фраз не понимает. Поэтому не огорчайтесь, если 5-6 месячный малыш вместо ожидания долгожданного слова может сказать: «дай», «на-а-а», «бу-у-у» . Осознанно произносить желаемые «четыре буквы» ребенок начинает по достижению возраста 11-12 месяцев. От года до двух лет происходит время «лексического скачка». В этот период малыш усваивает столько фраз в день, сколько месяцем ранее не мог выучить за 7 дней.

Ребенок начинает говорить предложениями

Приблизительно с 1,5-2 лет привычный лепет малыша меняется фразовой речью – появляются словосочетания и простые фразы. С двух лет в словарном запасе крохи насчитывается около 50-100 слов, из которых он учится строить предложения. В это время очень важно прислушиваться к ребёнку, учить его правильно соединять согласные и гласные звуки. Таким образом, вы будете стимулировать к произношению, и уже совсем скоро услышите его первые слова.


К 3 годам лексикон достигает порядка 250-300 слов. В детской речи малютка использует не только имя существительные («что это», «кто это») но и глаголы, обозначающие конкретное действие («это мое», мячик Ани»). Сейчас ребенка интересует весь окружающий мир, поэтому он часто задает вопросительные вопросы: «почему?» «зачем?» «когда?». Он уже умеет хорошо связывать односложные предложения и говорить на языке понятном для взрослых. В 3-4 года малыши начинают усваивать грамматические формы и сложные конструкции речи. Они становиться полноценными собеседниками, используя осмысленные предложения и правильно согласованные фразы.

Причины задержки развития речи

Если кроха физически и психоэмоционально развит правильно, то к 2-3 годам он может говорить по нескольку новых слов в день. В среднем активный словарь 1,5 годовалого ребенка насчитывает порядка 8-10 слов в месяц. В основном это ударные слоги, например: «дай-ко» «дай-бу» , которые не поддаются грамматическим нормам русского языка. Однако бывают ситуации, когда дети запаздывают в развитии речи. Заботливые родители начинают обращаться к специалистам и народным целителям. Известный врач Комаровский связывает это явления с различными причинами. Это может быть стресс, недоразвитость голосовых связок, нарушения в работе головного мозга.


Также существует ряд других причин, которые помогут объяснить, почему ребенок поздно начинает говорить. К таковым Комаровский относит:

Внутренние факторы

  • Наследственная предрасположенность к различным заболеваниям, патологии, которые передаются детям генетическим путем.
  • Патологии ротовой полости – инфекционные, вирусные, грибковые, короткая уздечка языка.
  • Сопутствующие болезни, косвенно влияющие на речевое развитие – аутизм, эпилепсия, глухота, немота, эндокринные заболевания.
  • Осложнения, возникшие во время беременности или после родов.
  • От пола малыша – мальчик или девочка. Как правило, у девочек отсутствует запоздалое развитие речи (ЗРР), что нельзя сказать о мальчишках.
  • От состояния нервной системы и предрасположенности органов чувств.

Внешние факторы

  • Речевое развитие может запаздывать либо вовсе остановится в результате стрессовых ситуаций. Частые переезды с одного места в другое (если отец военнослужащий), бракоразводный процесс, (кто-то из родителей ушел из семьи), потеря кошки, собаки, и другие психологические травмы.
  • Когда в семье есть двое детишек и один из них начинает копировать речь другого, тот который меньше возрастом.
  • Если дома общаются на нескольких языках (русский, украинский, белорусский).
  • Отсутствие мотивации. Когда речь не является целью ребенка в самовыражении – это приводит к задержке разговорного темпа и общения в целом. Зачем учится говорить, если можно показать пальчиком и все сделают за тебя.

Как помочь ребенку начать говорить

Чтоб не возникло проблем с задержкой в речевом развитии, родители должны ребенку помочь начать говорить. Педиатры и логопеды рекомендуют заниматься со своим малышом с первых дней рождения. Даже когда он молчит и не хочет с Вами разговаривать, стимулируйте речь с помощью игр, пения колыбельной, массажа, путем развития мелкой моторики. Постоянные разговоры стимулируют освоение новых звуков, улучшают память. Помните, что речь нельзя унаследовать генетически, ее формирование проходит все стадии развития маленького человека.

Первым средством общения между ребёнком и его родителями является плач малыша. Таким способом он пытается донести до родителей свои требования. Именно из-за того, что большинство родителей плохо понимают потребности малыша, они ждут когда уже их чадо издаст первые звуки, которые можно разобрать. Так в каком возрасте дети начинают говорить и что означает долгое молчание вашего чада? Когда необходимо обратиться к специалисту, а в каком случае переживания необоснованы?

Как формируется речь у детей

Часто у родителей возникает вопрос: «Когда дети начинают говорить первые слова?». В первый год своей жизни малыш адаптируется к окружающей среде, развивается и интенсивно растёт. В этот ответственный период детской жизни родители должны создать самые лучшие условия для развития малыша, всячески помогать ему справляться с возникающими трудностями и препятствиями. В первый год своей жизни малыш совершает множество действий: стремительно набирает вес, у него появляются зубки, он усваивает пищу, начинает подниматься, ходить и бегать. За этот чудо-год ребёнок из младенца, который нуждался во всяческой помощи, перерастает в полноценного человечка, который способен делать практически всё то, что делает человек.

Развитие речи является очень важным моментом в развитии малыша. Это является показателем правильного развития нервной центральной системы и головного мозга.

Если в развитии речи возникают задержки то это может быть как патологическим, так и временным явлением.

Первый свой звук ваш малыш должен издать сразу же после появления в этот мир. В момент их издания он пользуется своим нёбом и язычком. Чтобы закричать, ребёнок открывает широко ротик и громко кричит, подключая к этому процессу мышцы на животе. Поэтому долгий крик вашего чада может привести к формированию у него пупочной грыжи. Первыми вразумительными звуками вашего чада являются «у» и «а». После малыш в свой плач включает нотки жалобного, гневного или обиженного характера. Таким образом, у ребёнка формируются эмоции. Активному развитию речи способствует обильное общение с малышом и его взаимодействие с окружающими.

Когда грудничку один месяц, он начинает узнавать материнский голос и пускает пузыри. Это ещё один способ привлечения к себе родительского внимания. В этот период детской жизни появляются звуки «агу» и «гу». Это является первыми детскими словами.

Пассивный запас слов

Многие родители задаются вопросом как правильно учить говорить своего чада. Речь ребёнка осваивается копированием и подражанием. Он начинает повторять всё:

  1. звуки;
  2. движение губ;
  3. мимику.

В этот период детской жизни мамочка должна позаботиться о том, чтобы пополнить пассивный запас слов своего чада. Многие спросят, что же это значит. Для этого необходимо указывать на определенный предмет и говорить, как он называется и какой звук может издавать. Визуально ребёнок запоминает и связывает эти понятия. Они откладываются у него в памяти.

Такой пассивный запас слов можно начинать формировать у малыша примерно в возрасте 6 месяцев , когда он осознанно смотрит на предметы и начинает изучать их пальчиками. В этом возрасте он уже пытается выразить свои мысли, настроение и отношение к окружающему его миру.

Чтобы речь вашего чада быстрее перешла из пассивной формы в активную, необходимо:

  1. играть с ним в игры, которые развивают соответственно его возрасту;
  2. хвалить его как можно эмоциональнее за любой достигнутый успех;
  3. чаще и больше с ним разговаривать.

Сколько именно раз нужно повторить одно и то же слово, чтобы ребёнок его запомнил неизвестно. Но каждый раз, когда вы ему даёте какой-либо предмет, проговаривайте что это такое.Необходимо комментировать всё, что вы и ваше чадо делает. Слова нужно говорить правильно и не коверкать их. Не стоит подражать в этом плане малышу.

Игры, которые развивают

Во время игры дети овладевают информацией гораздо легче, нежели в простой разговорной форме. Можно придумать игры типа:

  1. повторение слогов за ребёнком;
  2. где мама и папа;
  3. пение песен вашему чаду;
  4. изучать пальчиками новые предметы.

В возрасте 3 месяца малыш начинает интересоваться игрушками, которые его окружают. Стоит давать ребёнку брать все предметы и любой формы: шуршащие,​ из ткани, полностью гладкие, квадратные, круглые.

Чем быстрее у малыша разовьётся моторика пальцев, тем быстрее будет развиваться его речевой аппарат . Именно поэтому в данном возрасте малышу крайне важно предоставить возможность изучать игрушки, выполненные из различных материалов.

Когда дети начинают разговаривать

Когда дети начинают говорить «мама»? Осознанно дети начинают говорить двуслоговые слова (мама, папа, дядя, баба) примерно в возрасте одного года . Становление детской речи можно разделить на такие этапы:

  1. гуление (агу - гу);
  2. детский лепет (на-на-на-на, да-да);
  3. двуслоговые осмысленные слова типа папа, мама, дай, баба.

В первый год детской жизни запас слов ребёнка значительно заполняется и он старается по максимуму изъяснить свои желания, сопровождая это показом на предмет.

Если ребёнок кричит в требовательной форме «дай» и при этом указывает на предмет, обязательно дайте то, что он желает и уточните правильное название этого предмета.

В детской речи значительные перемены происходят к третьему годику жизни. К этому периоду он уже:

  1. в разговоре использует разные части речи;
  2. научился составлять из слов целые предложения;
  3. видит разницу между единственным и множественным числом;
  4. понимает смысл вопросов: «это кто?», «почему?» и много других.

В такой период нужно рассказывать стихи, сказки, петь песенки с малышом. Важно задавать уточняющие вопросы типа «где ты был с бабушкой», «что ты делал в парке». Такие вопросы будут заставлять ребёнка в более активной форме использовать свой запас слов. Ему будет хотеться выразить свои впечатления и эмоции.

Ребёнок долго молчит

Ребёнок может долгое время не говорить по нескольким причинам:

  1. может быть заболевание, которое имеет психический характер;
  2. может сказываться наследственность;
  3. это может быть следствием родовой травмы;
  4. физиология в строении аппарата речевого;
  5. недостаточное общение с вашим чадом.

Не стоит заранее беспокоиться, если ваше чадо понимает всё и правильно выполняет все ваши просьбы, но пока ещё молчит. Такую особенность, в основном, имеют мальчики. Ваше чадо обязательно полноценно заговорит в 3–4 года .

Если молчание имеет характер наследственный, то желательно вмешательство специалиста. При травмах родовых и психических заболеваниях вмешательство врачебное просто необходимо.

Дефекты в детской речи

Во сколько же лет стоит начинать бить тревогу из-за молчания ребёнка? Примерно к 7 году детской жизни ваш ребёнок должен владеть речью настолько, чтобы свободно начинать учёбу в школе. К сожалению, бывают родители, которые не уделяют должного внимания развитию детской речи. В этом случае малыш не сможет полноценно усваивать школьную программу и будет среди одноклассников чувствовать себя неполноценным.

Тревогу необходимо начинать поднимать в таких ситуациях:

  1. ваш малыш до неузнаваемости искажает слова;
  2. сокращение слов ребёнком продолжается и после трёхлетнего возраста;
  3. ребёнок не может говорить фразами к трём годам;
  4. в два года ребёнок не говорит;
  5. в 9 месяцев ребёнок не понимает осознанно вопроса: «где мама?»;
  6. гласных звуков ребёнок не произносит.

Тревогу нужно поднимать и в таких ситуациях:

  1. ребёнок гнусаво говорит;
  2. в глаза не смотрит;
  3. чтобы сказать фразу, ребёнку воздуха не хватает;
  4. неадекватно себя ведёт;
  5. речь непохожа на нашу, а издаются странные звуки;
  6. появляются хлюпающие звуки во время разговора;
  7. держит еду в ротовой полости и не может её разжевать;
  8. кончик языка высунут, а рот приоткрыт;
  9. выделение слюны в три года происходит активно.

Такие проявления могут говорить о неврологическом отклонении в развитии вашего чада. Пока ещё ребёнку только три годика, немедленно обратитесь к неврологу или психиатру. Такие дефекты сами по себе не проходят.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.

Вопрос, когда ребенок начинает говорить, тревожит ответственных родителей еще до рождения малыша. Изучая всевозможную информацию о том, как развивается малыш, мамы и папы разрабатывают стратегию развития крохи. Когда малыш готов заговорить, какие нормы речевого развития и на что обратить особое внимание? Об этом читайте в статье.

Когда ребенок начинает говорить первые фразы

С рождением малыша родители штудируют горы литературы, скупают в магазинах пособия и брошюры по развитию ребенка. С детками занимаются по новейшим программам, ожидая, что к году чадо порадует связными фразами и коротенькими предложениями. Возможно ли это и правильно ли ждать от ребенка в столь раннем возрасте, что он заговорит?

Важно понимать процесс формирования речи и знать особенности психического и физиологического развития малыша. Новорожденный начинает общаться с окружающим миром с первым вздохом. Крики младенца, плач, которые порой выводят родителей из себя и заставляют нервничать, - это и есть первые попытки наладить коммуникацию с теми, кто рядом.

Кроха слышит слова, которые говорят ему мама и папа, он запоминает интонацию, мимику. Хотя и не осознанно, но повторяет их.

Разберемся помесячно, чего ждать от ребенка. Итак:

  • 1-й месяц жизни.

К концу первого месяца жизни кроха способен протягивать гласные. Пока еще малыш не может передавать свои чувства и эмоции интонацией, он играет со звуками, издавая их. Для него это открытие и достижение.

  • 2-й – 3-й месяц жизни.

Малыш учится чередовать гласные с согласным [г]. Его гуление становится эмоциональным. Ребенок реагирует на речь мамы и папы. Уже в этом возрасте по «разговору» младенца можно понять, спокойно ему или тревожно, радостно или грустно.

  • 4-й – 5-й месяц жизни.

Ребеночек уверенно и упорно гулит. Малышу доставляет удовольствие, что он может контролировать звуки, которые издает. Звуковой запас ребенка становится шире и богаче, к согласному [г] добавляются согласные [к ], [х], [б], [п].

  • 6-й месяц жизни.

В полгода родители начинают несказанно радоваться тому, что их дитя говорит первые слова: «мама», «папа», «баба», «дада». Это, конечно, повод для радости, но еще не слова. Однако «ма», «па», «ба», «де», «да» - это форма проявления речи, но не слова.

В этот период у ребенка начинает формироваться пассивный словарный запас. Малыш еще не может произносить слова, но запоминает их. Например, услышав слово «баба», ребенок повернет голову в сторону бабушки или туда, откуда слышен ее голос.

  • 7-й месяц жизни.

Ребенок все еще не произносит связных и осмысленных фраз, но умеет контролировать громкость и тембр голоса. В это время детки нередко шепчут, а потом резко срываются на крик - это всего лишь испытания собственных возможностей, а не повод для беспокойства.

  • 8-й месяц жизни.

Кроха все еще не говорит, но активно запасается словами, которые слышит от близких. Малыш понимает короткие и простые фразы, может повторить слоги из трех букв.

  • 9-й – 10-й месяц жизни.

К этому возрасту малыш вступает в диалог, используя язык жестов. Кроха реагирует на названия предметов и умеет чередовать разные слоги.

  • 12-й месяц жизни.

Ближе к году ребенок уже осознанно скажет «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «де-да». Это уже не повторение услышанных звуков, а конкретное обращение к тем, кто окружает его заботой с первых минут жизни.

С каждым месяцем малыш будет узнавать все больше слов, а первые связные фразы скажет еще через полгода.

Когда ребенок начинает говорить: норма

Произносить короткие и простые предложения ребенок начнет около двух лет. К этому времени его пассивный словарный запас существенно обогатится. В активном обиходе у малыша будет около 50 слов.

К двум годам с малышом можно начинать учить короткие стихи - это развивает память и помогает освоить новые слова.

Задаваясь вопросом, во сколько ребенок начинает говорить, важно понимать, что малыш не способен общаться на ровне со взрослыми.

Малыш должен знать названия предметов, откликаться на свое имя, узнавать голоса родных. Чем чаще и дольше родители общаются с ребенком, тем легче ему будет общаться с теми, кто его окружает.

Не стоит ожидать, что ровно к двум годам ребенок начнет разговаривать, если до этого молчал. В зависимости от психотипа малыш может быть молчаливым. Некоторые детки сохраняют режим тишины до 2,5 лет.

Фото: Всё о развитие ребёнка или молодая мама

Если и в этом возрасте ребенок молчит, необходимо обратиться за помощью к специалистам, чтобы выяснить причину того, почему кроха не разговаривает. Запоздалое развитие речи может быть спровоцировано следующим:

  • проблемы со слухом;
  • патологии внутриутробного развития плода;
  • врожденные патологии;
  • расстройства речи;
  • психологические проблемы;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Часто девочки опережают мальчиков в речевом развитии. В среднем разница - 2 месяца. Также активные и физически развитые дети начинают говорить позже своих сверстников.

Если с ребенком мало разговаривают, ему не читают книг, не рассказывают сказок, с ним не беседуют на прогулке, ему не откуда черпать знания. Его словарный запас не обогащается, и развитие речи тормозится.

Двуязычие - одна из основных причин запоздалого развития речи у детей, не имеющих проблем с психическим и речевым расстройством.

Ждать 3-летнего возраста, чтобы забить тревогу, - непозволительная безответственность.

Если вас терзают сомнения по поводу того, нормально ли развивается малыш, обращайте внимание на следующее:

  • С первых минут жизни малыш должен кричать, когда ему хочется есть, больно, холодно, страшно, одиноко или скучно.
  • В полгода ребенок должен уметь управлять мышцами лица: улыбаться, складывать губки, высовывать язычок.
  • В этом же возрасте малыш должен без устали гулить, учить согласные звуки, эмоционально реагировать на появление родителей.

Отдельное внимание стоит уделить тому, реагирует ли ребенок на незнакомые и резкие звуки:

  • В 7 месяцев ребенок должен знать названия того, что его окружает, и находить глазками предметы, если было произнесено название.
  • К году ребенок должен произносить простые слова.
  • Еще через полгода малыш начинает произносить более сложные сова, иногда - связные фразы. Он понимает просьбы, реагирует на замечания, обращения.

Фото: Детский логопед-дефектолог в Раменском

Говоря о нормах развития речи, не ошибочно полагать, что речь - это только слова. Невозможно научиться говорить, если не слышишь.

Не стоит думать, что речь - это умение правильно называть предметы и отвечать на обращения. Умение реагировать на фразы и просьбы, умение находить взглядом и показывать пальчиком предметы - это тоже речь.

Общайтесь со своими детками еще до их рождения и помните, что они берут от родителей все до последней эмоции, жеста и слова. Растите здоровыми!

Поделиться: