Виды сомбреро. Женский и мужской национальный костюм мексики

Представляя себе Мексику, человек обычно видит перед собой высокие кактусы и людей, одетых немного странно и комично. Несмотря на жаркую погоду, они носят разноцветные шерстяные пончо и широкополые смешные шляпы. Главное назначение головного убора – защитить лицо и шею мексиканца от нестерпимо палящих лучей жаркого солнца.

Широкополый аксессуар, который входит в состав традиционного костюма жителя Мексики называется сомбреро. Каждый житель страны имеет в своём шкафу такой аксессуар. Шляпа представляет собой головной убор с широкими полями, отбрасывающими тень на всё тело и высокой в форме незавершённого конуса тульей. На подбородке изделие крепится с помощью шнурка, пропущенного сквозь поля.

Важно! Головной убор очень функционален и надёжно защищает практически всё тело человека от палящих лучей.

Бедные граждане страны пользуются обычными соломенными шляпами, в то время как зажиточные используют головные уборы из дорогих материалов, например, фетра, войлока или бархата.

История происхождения и название

В Мексике такой аксессуар появился значительно позже, чем его концепция была придумана. Например, в Монголии подобные головные уборы появились ещё в XIII веке. Затем они добрались и до Мексики, но сначала были небольшими со средней ширины полями. Ими пользовались пастухи.

Первые шляпы появились в Испании, где их носили пастухи. Затем она стала преображаться и путешествовать по миру, получая больше разновидностей и модификаций. Мексиканцы стилизовали аксессуар под свой климат, стараясь защитить своё тело от жарких лучей палящего солнца.

Название сомбреро было навеяно испанским словом «sombra», что означает «тень». Это главное предназначение шляпы – создавать тень, чтобы защитить от обжигающего кожу ультрафиолета. Сегодня в Мексике не встретишь обычного человека в подобном уборе, но уличные музыканты и актёры часто выступают именно в сомбреро. Аксессуар создаёт особенный антураж, смотрится эффектно и красиво.

Назначение шляпы

Первоначально аксессуар использовался пастухами и фермерами, чтобы беспрепятственно работать под горячим солнцем в дневные часы. Затем она стала использоваться и в других сферах, уже как эффектный головной убор, придающий индивидуальность.

Существуют разные виды сомбреро, которые имеют разное назначение:

  • вакеро (это классическая ковбойская шляпа со средней ширины полями, загнутыми по бокам вверх и невысокой тульей);
  • классическое сомбреро (отличается широкими полями и конусовидной тульей);
  • vueltia (это нарядный классический головной убор, отличающийся чёрно-белой расцветкой);
  • pintado (национальный аксессуар жителей Панамы, отличается высокой тульей и небольшими, загнутыми к низу полями).

Примечательно, что все изделия во все времена изготавливались исключительно вручную. Небогатые граждане самостоятельно плели их из соломы, а представительные – предпочитали более дорогостоящие модели, украшенные вышивкой, лентами и другими декоративными элементами.

Особенности

Сегодня сомбреро не применяется в обычной жизни, на улицах не встретишь людей, которые носят подобный аксессуар просто так. При этом очень часто людей в сомбреро можно встретить на вечеринках и различных мероприятиях.

Важно! Современная Мексика использует подобные изделия с широкими полями в качестве предмета особого антуража. У них имеется праздник, посвящённый национальному костюму и конкретно сомбреро.

В стране до сих пор работают мастера, которые делают вручную красивые широкополые аксессуары, эффективно защищающие человека от палящих солнечных лучей. Прибывающие в страну туристы обычно охотно приобретают их в качестве сувенира.

Найти более или менее значимую информацию об этой загадочной шляпе оказалось не так-то просто. Бóльшая часть материала о ней была мною почерпнута, как ни странно, из найденной на просторах интернета диссертации по лингвистике: Алуарт де ла Крус Маэ Флорентина // «Лингвокультурная специфика предметной лексики кубинского варианта испанского языка на фоне кастильского»// ВГУ, 2012

Cuban mambises 1898. Sombrero mambí — символ освободительной борьбы.

реконструкция: всадники освободительной армии

Другая разновидность сомбреро – Sombrero de guano – используется для защиты от солнца во время сельскохозяйственных работ и входит в состав национального костюма крестьянина . Этот предмет быта тесным образом связан с самой важной, до недавнего времени, отраслью кубинской экономики – выращиванием и переработкой сахарного тростника, с которой сопряжена работа бригад «мачетерос» (мужчин, рубящих тростник) и для которых «сомбреро де гуано» и «мачете» являются необходимыми атрибутами. Кроме того, большинство рабочего населения острова, учеников старших классов и студентов принимают участие в посевных работах и в сборе урожая, и каждый при этом всегда надевает sombrero de guano – один из национальных символов труда.

прям такой весь из себя традиционный гуахиро в сомбрере и с сигарой.
Sombrero de guano — национальный символ труда.

Откуда взялось в названии «de guano» и с большой или с маленькой буквы надо писать это самое «гуано» я выяснила только через неделю после написания этой статьи:).

Guano — в самом своем распространенном значении — это удобрение из птичьего помета. Очень ценное, надо сказать. Из-за него нехилые битвы разворачивались на американском континенте (кому интересно, найдите информацию о Guano Islands Act — очень поучительно). И на Кубе этого гуано — дофига. Не думаю, правда, что из него сомбреро делали)

Но есть и иное Гуано — населенный пункт (деревня, похоже) в провинции Ольгин недалеко от Гвардалаваки. Было подозрение, что по имени этой деревушки шляпу и назвали. А нет…

Сомбреро де гуано — это шляпа любой формы, но обязательно сплетенная из пальмовых листьев. Ярей — так еще называют пальмовые листья и так же называют и сомбреро де гуано в некоторых местах. Обратите внимание какое крупное плетение у шляпы вышеприведенного крестьянина) Это он и есть — ярей.
А называется пальма, из которой плетут эти сомбреро — Palma de guano — есть у нее и другие названия: Palma Cana, Palma de sombrero, Cana, Guano Cano. Листья пальмы довольно широкое применение имеют, и в частности, использовались как кровельный материал для крыш хижин.

Так что теперь с уверенностью можно утверждать, что сомбреро де гуано — это шляпа любой формы, сплетенная из листьев пальмы де гуано. Но практика показывает, что плести шляпы можно не только из пальмовых листьев.

вот так кубинские женщины плетут шляпы, например, из соломы.

Правда, если шляпа сплетена из соломы , то это уже будет sombrero de pajilla . И снова форма не имеет значения: низкая тулья, высокая тулья, размер полей и степень их загнутости — дело вкуса. Название определяется не формой а материалом.

Но вот если шляпа имеет уж ооооочень широкие поля , то на Кубе ее называют sombrero alón .

Определение alón является увеличительным от ala – «крыло». «El héroe del sombrero alón» (букв: «герой в шляпе с широкими полями») – одно из популярных прозвищ Команданте Революции Камило Сиенфуэгоса. Он носил фетровую шляпу с широкими полями.

Что такое «сомбреро» , все отлично представляют. Но попытки разобраться в истории этой популярной на весь мир шляпы привели к некоторым затруднениям. Оказывается, предмет, который в нашем понимании имеет четкую ассоциативную связь с Мексикой, на самом деле имеет испанские корни.

Происхождение слова «sombrero» однозначно испанское – в переводе корень этого слова «sombra» означает «тень». Причем в Испании словом «сомбреро» называют любую широкополую шляпу. Классическое сомбреро можно описать так – это шляпа с высокой тульей и очень широкими полями, отбрасывающими тень на голову, шею и плечи владельца и немного вывернутыми наружу (но не обязательно), а также с лентой или шнурком, завязывающейся под подбородком.

Моя ассоциация с сомбреро - герои веселого фильма "3 амиго")))

Сомбреро могут быть очень разными. Общее для всех настоящих сомбреро – это ручное изготовление. Бедняки и крестьяне плели их из соломы, а более знатные граждане носили сомбреро из фетра, войлока и бархата, богато украшенные вышивкой. Цвета, узоры и виды декора используются абсолютно разные. Верх тульи сомбреро может быть как плоским, так и слегка заостренно-вытянутым. Моделей сомбреро несколько – это связано с особенностями регионов и традициями народов, которые сделали эту шляпу своим национальным символом.

Первые упоминания о сомбреро относятся примерно к 13-му веку н.э. – широкополые соломенные шляпы носили еще монгольские всадники. Впоследствии тульи монгольских шляп стали острыми.

По мере распространения сомбреро в регионах с жарким климатом их поля расширялись. Затем появились «sombrero vaquero» (вакеро – это название пастухов по-испански). В нашем представлении это типичная ковбойская шляпа с не очень широкими и загнутыми вверх по бокам полями. Испанцы придумали сомбреро с плоской тульей, которые потом эволюционировали в мексиканские сомбреро с вытянутым и округлым верхом. Но и «vaquero» нашли своих поклонников – в основном среди ковбоев.

В самой Мексике классическое в нашем понимании широкополое сомбреро называют «сомбреро чарро» (так как у них тоже сомбреро – это любая шляпа с полями).

Есть также - это национальный символ Колумбии. Насколько я поняла, они отличаются черно-белой расцветкой (с черной окантовкой по краю полей) и сплетены из стрелок тростника.

А вот - это традиционный головной убор жителей Панамы. Они тоже плетутся вручную, и их качество определяется числом витков – чем их больше (и чем тоньше волокно), тем выше стоимость такой шляпы.

Кроме того, сомбреро занимает свое место в истории Филиппин – в связи с развитием торговых отношений с Мексикой.

Можно сказать, что сегодня сомбреро – это традиция, символ, часть национального костюма и объект, скупаемый туристами. А вообще это – хорошая вещь, легкая, натуральная и защищающая от палящего летнего солнца. И современные дизайнеры не забывают этого – в некоторых коллекциях очень удачно обыгрывается сомбреро.

К примеру, в коллекции 2012 года Moschino есть несколько костюмов, удачно дополненных черными сомбреро. В прошлогодней весенне-летней коллекции им уделила внимание и Prada. Очень органично сомбреро смотрятся в нарядах Just Cavalli. Жана Поля Готье также иногда вдохновляет Мексика и горячие вестерны – его сомбреро преображаются до неузнаваемости, и сочетаются с вечерними костюмами. Но все же главными производителями сомбреро остаются многочисленные «народные» умельцы, а продают их в местах скопления туристов.

- (испан., от sombreo тень). Широкополая шляпа, для защиты от солнца; получила свое название потому, что бросает на лицо тень. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОМБРЕРО итал. sombreso, от sombsa, тень … Словарь иностранных слов русского языка

сомбреро - Сомбреро. сомбреро (исп. sombrero, от sombra — тень), широкополая шляпа из фетра, войлока или соломы … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

- (исп. sombrero от sombra тень), широкополая шляпа, распространена преимущественно в странах Латинской Америки … Большой Энциклопедический словарь

СОМБРЕРО, нескл., ср. (исп. sombrero от sombra тень). Испанская широкополая шляпа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- [рэ ], нескл., ср. Лёгкая широкополая шляпа (у жителей Латинской Америки, Испании). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «СОМБРЕРО», СССР, киностудия им. М. Горького, 1959, цв., 68 мин. Школьная комедия. По одноименной пьесе С. Михалкова. Группа ребят ставит спектакль по «Трем мушкетерам». Один из претендентов на главную роль «подкупает» режиссера, предлагая ему… … Энциклопедия кино

Сущ., кол во синонимов: 3 галактика (24) убор (133) шляпа (57) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

сомбреро - сомбреро. Произносится [сомбрэро] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СОМБРЕРО - (исп. sombrero, от sombra тень), сомбрейру (португ.), широкополая шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки … Этнографический словарь

сомбреро - (исп. sombrero, от sombra — тень), сомбрейру (португ.), широкополая шляпа у народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Книги

  • Сомбреро , Сергей Михалков , Пьеса С. Михалкова "Сомбреро" написана в форме легкой, веселой комедии. Она насквозь пронизана остроумной шуткой. В пьесе много забавных и смешных положений, столкновений, недоразумений. Для… Категория: Русская литература для детей Серия: Школьный театр Издатель: Издательство Детской литературы ,
  • Сомбреро на счастье. Футбольные истории , Хемерт Герард ван , Семеро игроков из московской детской футбольной школы ФК "Космос" готовятся к серьёзному соревнованию. У ребят есть талисман - сомбреро, которое привёз из путешествия их друг, Марио. Перед… Категория: Повести и рассказы о детях Серия: Футбольные истории. Фёдор и его команда Издатель: Хоббитека ,

Приехавший в Мехико иностранец, скорее всего, будет разочарован, не увидев у местных жителей тех самых сомбреро, как в кино. В этой части страны их не носят, если, конечно, не выступают на сцене или не торгуют этими самыми шляпами, предлагая их у отелей восторженным туристам по дешевке, пачками, с ритуальной демонстрацией хорошей работы. Вот мы сворачиваем шляпу в трубку, а вот разворачиваем — и ни следа, ни залома. Однако на противоположной от Мехико стороне континента, на подъездах к Тихуане и на берегу Калифорнийского залива, шляпы на своем законном месте. Здесь даже полицейские расхаживают в сомбреро. Видишь и понимаешь: вот она, краса и гордость Мексики.

Историки костюма расходятся во мнениях о происхождении большой шляпы. Известно одно: у индейцев ничего подобного не было. Прародители сомбреро приплыли из Испании, в XVI веке, а потом разлетелись по всей нынешней Мексике, оседая в разных уголках и приобретая местные черты. В стране с таким щедрым солнцем шляпа, дающая в ответ щедрую прохладу, не могла не прижиться. Ведь название «сомбреро» происходит от испанского слова sombra, то есть «тень».

Дело в шляпе

ЮКАТАНСКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпу из соломы носят на полуострове Юкатан с белой рубашкой.
ЮКАТАНСКАЯ БЕЛАЯ. Тонкая, из белой пальмовой соломки. Одна из самых качественных в стране.
ВЕРАКРУССКАЯ ПРОСТАЯ. Шляпа из Веракруса, тропической зоны Мексики. Обычная соломка не так долговечна, как пальмовая, но и стоит намного дешевле.
ВЕРАКРУССКАЯ БЕЛАЯ. Белая пальмовая соломка тонкого плетения спасает от солнца и от проливного тропического дождя.
ТАМАУЛИПАССКАЯ. В сочетании с белыми сапогами дает наряд, в котором мужчины отплясывают народный танец гуапанго на фиестах в штате Тамаулипас.
ЧАРРО ПРОСТАЯ. Такую носил император Максимилиан. В них чарро выступают на родео.
НОРТЕНЬО, ИЛИ СЕВЕРНАЯ. В штате Нуэво-Леон в такой фетровой шляпе уместно на танцах исполнить под аккордеон местную польку. Такие носят мексиканцы, эмигрировавшие в США.
ХАРИПЕАДО. Из фетра, одна из самых дорогих. Классическая шляпа богатого землевладельца или военного. Ее фасон остается неизменным с XVI века.
ГЕРРЕРО. Пальмовая, с алым шнуром. Историческая шляпа югозападного штата Мичоакан. Спасает от солнца и дождя.
КОЛИМСКАЯ. Типична для спокойного штата Колима, где сильны испанские традиции.
БОЛЬШАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ. Главный трофей туриста. Бывает из соломки любого качества.
ХАРАБЕ ТАПАТИО. Во время традиционного танца со шляпами такое сомбреро летит к ногам избранницы, и она танцует на шляпных полях.

Приплыли шляпы, вероятнее всего, с андалусийцами, но наваррцы и саламанкцы верят, что расшитые сомбреро придумали именно они. Говорят, наваррские тореадоры носили похожие. В Саламанке было даже слово «чарро», обозначающее и ко стюм со шляпой, и его владельца — скотовода и всадника. Но в мексиканских штатах Сан-Луис-Потоси, Халиско, Сакатекасе и Идальго все равно думают, что сомбреро-чарро появились именно у них, просто упав с неба на головы скотоводов. В Мексике слово «чарро» приобрело особый смысл — широкий, как сама эта страна. Богатый скотовод — чарро, наемный работник, потный трудяга с мозолистыми руками — тоже чарро. Главное — чтобы на коне. И костюм его — чарро, и сомбреро — чарро. Вот он, образ всадника: штаны для верховой езды — потому что надо много времени проводить верхом, шейный платок — потому что без него в шею вопьется овод, крепкая куртка, накидка или пончо — потому что уезжаешь из дома надолго, не зная, когда вернешься. И сомбреро — чтобы защититься и от злого солнца, и от проливного дождя. В Мексике до сих пор человек на коне ассоциируется с господином благородных иберийских кровей, ведь индейцам вообще долгое время законодательно было запрещено садиться на лошадь. Чарро участвовали во всех столкновениях с индейцами, в войнах малых и больших, в революциях и переворотах: они всегда были воинами. Так что генерал в униформе чарро ни у кого не мог вызвать удивления. Известно, что в специальном корпусе сельской полиции, созданном в 1861 году генералом Игнасио Сарагосой, была принята форма чарро, или скотовода, как это звучало бы по-русски.

К тому моменту мексиканские помещики стали богато украшать «скотоводские» шляпы галуном, граненым стеклом и полудрагоценными камнями. Тогда же заработала первая фабрика сомбреро. И появился стандарт: диаметр шляпы — 45 сантиметров, высота — 15. Впрочем, и тогда, и теперь считают, что размеры задает хозяин: они более всего зависят от ширины плеч и злобности местного солнца.

В любом краеведческом музее Мексики можно увидеть коллекцию сомбреро. И у каждой шляпы будет своя история, и каждая будет претендовать на звание символа Мексики: роскошные фетровые харипеадо, соломенные герреро с алым шнуром из Мичоакана, фетровые с тонкой ажурной тесьмой с северных окраин, пальмовые тонкого плетения из Веракруса, мягкие из шелковистой соломки из Та маулипаса. Но главной почти в любой коллекции будет чарро в стиле императора Максимилиана Габсбурга. Если хозяевам местного музея хватит наглости, они непременно скажут вам, что эта шляпа с головы самого императора. Или хотя бы его генерала. Максимилиан Габсбург, эрцгерцог Австрийский, младший брат императора Франца-Иосифа, в 1863 году получил при содействии Наполеона III корону Мексики. Он хотел быть императором, вникающим во все народные нужды и даже одетым, как представители его народа — чарро. В путешествиях по стране император, в сопровождении всадников, выступал в специально придуманном им костюме: сюртук, узкие брюки с серебряными пуговицами и сомбреро с минимумом серебряных украшений. Одеяла и пончо, белые и черные брюки в обтяжку — издалека группу всадников можно было принять за зажиточных скотоводов.

Костюм стремительно вошел в моду. Так стали одеваться и придворные, и музыканты особого ранга — марьячи. Далеко не каждому мексиканцу было по карману заказать их музыку, поэтому многие нанимали марьячи только два раза в жизни — на свадьбу и на похороны. Их название — от французского marriage (произносится «марьяж»), то есть «женитьба». При Максимилиане музыканты сменили простые крестьянские накидки из хлопка и соломенные сомбреро на императорские чарро, украшенные богаче, чем у императора: с серебром в три нити на широких фетровых полях, в богатых вышивках по тулье. Нынешние марьячи продолжают копировать высокий образец, только роскошные украшения из литья сменила штамповка.

Правление императора длилось три года. Сияющим утром 19 июня 1867 года его в неизменном сомбреро-чарро привезли на холм Лас-Кампанас вблизи Керетаро. Последние слова Максимилиана перед расстрелом были: «Пусть моя кровь, которая сейчас прольется, принесет этой стране добро». Тело доставили в Вену. Шляпу и платок передал семье императора венгерский повар, сопровождавший господина в Мексику и вернувшийся на родину после его гибели.

Впрочем, помимо шляпы Максимилиана сомбреро, претендующих на звание символа страны, немало. Так или иначе, но первое, что видят туристы, приезжающие в Мексику, — не чарро на головах у марьячи, а крестьянские соломенные шляпы необъятного диаметра и с высокой тульей, сложенные в стопку на крепкой голове торговца сувенирами. Дешево и экзотично. А главное — эти шляпы тоже часть национального достояния Мексики. До почетного уровня их поднял футбол. Рисованные талисманы чемпионатов мира 1970 и 1986 годов Хуанито и Пике носили сомбреро. Даже столичные снобы надели шляпы, как у этих двоих. А кое-кто вспомнил, что в такой же ходил герой Мексиканской революции Панчо Вилья. Сейчас такая шляпа часто мелькает на голове «самой быстрой в Мексике мыши» — мультяшного Спиди Гонсалеса, который носит ее вместе с типичным костюмом мексиканского крестьянина: белой рубахой, белыми штанами и красным шейным платком.

Весь прошлый год, пока человечество в ожидании «конца света» по календарю майя увлекалось мексиканскими мотивами, сомбреро, и богатое, и простонародное, использовала высокая мода. В коллекции Moschino появилось несколько костюмов, дополненных черными сомбреро. Модели Just Cavalli выходили на подиум в широкополых характерных шляпах. Жан Поль Готье сочетал их с вечерними нарядами.

История широкополой шляпы продолжается. Она неизменный атрибут фестивалей и праздников. Мексиканский Матаморос и техасский Браунсвилл подают пример остальным: два города по разные стороны границы празднуют Дни чарро и устраивают Фестиваль сомбреро (ведь Техас был частью Мексиканской империи… еще совсем недавно — в XIX веке). А в Мехико каждое воскресное утро в парке Чапультепек проходит «родео в мексиканском стиле». Где шоу, там и рынок. И если вам предложат купить сомбреро «настоящее, без заломов» — скрутят в трубочку и снова расправят, — не отказывайтесь, берите. Модная вещь. И с историей.

Поделиться: