В народный праздник Сороки предсказываем погоду и печем «жаворонков. Праздник Жаворонки: история и обычаи На какой православный праздник пекут птичек

В традициях нашего народа есть множество занимательных обрядов и всяческих гуляний. Как правило, они посвящены различным народным праздникам. К примеру, многим хозяйкам известны традиционные рецепты выпечки: на какой праздник выпекают пироги или куличи, а на какой пекут жаворонков.

Народный праздник Жаворонки

Празднование приходится на 22 , день весеннего равноденствия. Издавна считалось, что именно в день весеннего равноденствия прилетали птицы и весна постепенно вступала в свои права. С этого момента можно было приступать к разным полевым работам, так как "жаворонок начал небо пахать".

Фольклорный праздник Сороки также считали началом нового периода в жизни человека. С приходом весны он наполнялся новыми силами, словно пробуждался, и был готов к новыми свершениям.

Весенний праздник Жаворонки называют Сороками не по числу птиц на небе, а по числу мучеников севастийских, память которых почитают именно 22 марта. Казнь была назначена за вероисповедание, а так как само слово "жаворонок" часто заменяли "сорокой", название праздника постепенно прижилось.

Праздник Сороки - приметы

Теперь, когда мы знаем, на какой праздник пекут жаворонков, можно немного остановиться и на фольклоре. Ведь практически все народные праздники имеют множество примет и поверий. Из приметы, связанных с праздником Сороки, до сих пор помнят следующие:

  • если сороки и галки прилетают в этот день, можно с уверенностью ждать тепла;
  • если на Сороки поет синица, она пророчит приближение тепла;
  • если на праздник солнце в кругах, урожай будет хорошим;
  • если же в этот день снова ударили морозы, будет обильный урожай проса.
  • если в этот день тепло, оно продержится ровно сорок дней, а вот холод на 22 марта сулит еще сорок морозных ночей подряд.

Народный праздник Жаворонки любят взрослые и дети, ведь хозяйки пекут вкусные фигурки из теста в форме птиц с раскрытыми крыльями. Кроме жаворонков пекли также колобков, и обязательно проводили разного рода обряды для призвания хорошего урожая.

Многие хозяйки выпекали из соленого теста колобков и клали их в небольшие гнезда из соломы. Считалось, что в течении года куры будут хорошо нестись. Детки также могли вдоволь навеселиться, ведь согласно традициям, фигурки из теста в виде птиц насаживали на палочки и бегали с ними по полю. Сегодня про этот праздник многие забыли, но в некоторых деревнях и селах его продолжают праздновать.

Печь милые и забавные булочки – жаворонки каждый год, в том числе и в 2017 году, полагается 22 марта. Это древняя традиция у православных христиан, корни которой уходят в далёкие языческие обряды. Жаворонок - символ наступающей весны, приносящий в дом счастье и достаток. Хозяйки в день весеннего равноденствия готовили небольших птичек и раздавали их детворе. Ребята бегали с жаворонками в руках, зазывая весну, здоровье, радость и благополучие в свои семьи. Когда пекут жаворонки? Их положено готовить ко дню поминовения сорока мучеников, воинов Севастийских, пострадавших ради Христа. Выпадает праздник на 22 марта и называется Сороки (или Жаворонки). Это время относится Великому посту, и выпечка строго готовится из постного дрожжевого теста.

Из простого и доступного постного теста жаворонки всегда получаются очень нежные и ароматные. В ингредиенты выпечки входит спелый банан и ванилин. Такой подход к традиционному рецепту оживляет булочки и дополняет их новым вкусовым оттенком. Банановое пюре положительно влияет на качество теста, добавляя сочность, воздушность и фруктовый вкус. Постные жаворонки, слегка украшенные посыпкой из тростникового сахара, выглядят волшебно и очень аппетитно.

Для теста:

  • свежие дрожжи – 45 г;
  • сахар – 170 г;
  • растительное масло (без запаха) – 10-11 ст. ложек;
  • мука – 6,5 стаканов (плюс на раскатку -5 ст. ложек);
  • вода – 470 мл;
  • банан – 1-2 шт.;
  • ванилин – по вкусу;
  • соль – по вкусу.

Для украшения:

  • изюм (мелкий) – 3-4 ч. ложки;
  • тростниковый сахар – 2 ст. ложки;
  • чёрный чай – 1 ч. ложка;
  • вода – 100 г (для чая);
  • сахар – 2 ч. ложки (для чая);
  • растительное масло – 4 ст. ложки.

Приготовление. Перетрите очищенный банан в пюре.

Нагрейте воду до температуры, терпимой для опущенной в жидкость руки. Растворите в тёплой воде дрожжи и всыпьте туда же сахар и соль. Добавьте в раствор банановую массу. Хорошо перемешайте ингредиенты и всыпьте половину просеянной муки. Размешивайте тесто 5 минут и заправьте растительным маслом. Добавьте в постное тесто остальную муку, смешанную с ванилином. Разминайте массу руками до эластичного и нетугого состояния. Тесто должно отходить от стенок посуды и легко отставать от рук. Посыпьте его небольшим количеством муки. Поставьте тесто для брожения, накрыв ёмкость крышкой или полотенцем на 60 минут.

Готовое тесто поднимется и посветлеет.

Выложите дрожжевую массу на посыпанный мукой стол и разделите на равные полоски. Раскатайте их. Длина валика должна быть около 14-15 см, а ширина-2 см.

Каждую полоску завяжите простым «узелком». Сформируйте из одного конца узла головку птички, а из другого – хвост. Разрежьте ножом хвостики жаворонков в виде веера. Прикрепите изюминки – глазки. Застелите противень бумагой, хорошо промаслив с двух сторон, и поставьте жаворонков. Дайте изделиям отстояться 15 минут.

Смажьте жаворонков растительным маслом и заваренным чёрным чаем. Посыпьте по шейке птички коричневым сахаром. Выпекайте заготовки до золотистого оттенка около 25-35 минут в нагретой до 180 градусов духовке.

В электрическую духовку добавьте небольшую сковороду с водой, чтобы выпечка не пересохла. Готовые птички не требуют выдерживания под полотенцем. Изделия остаются мягкие на протяжении нескольких дней и не теряют вкусовых качеств.

Подавайте жаворонков к чаю и порадуйте своих близких симпатичной и вкусной выпечкой.

Сороки (праздник)

народно-христианский

Жаворонки, Кулики, Заклички, Сорок сороко́в

Сорок мучеников (церк.)

Значение:

встреча Весны

Установлен:

обрядность имеет древние дохристианские корни

Отмечается:

восточными и южными славянами

Празднование:

«закликают» Весну

Традиции:

пекут «жаворонков», выбирается семейный засевальщик

Связан с:

весенним равноденствием

Сороки, Жаворонки - день народного календаря у славян, приуроченный к дню памяти Сорока Севастийских мучеников в Русской православной церкви - 9 марта (22 марта). Согласно народному календарю, в этот день зима кончается - весна начинается, день с ночью меряется-равняется (равноденствие).

Жаворонками (куликами, тетёрками) также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику.

Другие названия праздника

Со́роки, Сорок сороко́в, Со́роки святые, «Сорочини» (укр.), Равноденствие, Жаворонки, Именины жаворонка, Кулики, Тетёрочный день (каргопол.), Сорок мучеников; белор. Саракі, Соракі, Сарака, Саракасвятыя, Сорак мучанікаў, Сорак пакутнікаў , серб. Младенци, Празник Четрдесет мученика, Дан мученика, Змщин дан, Змиjин дан ; болг. Младенци, Свето четирсет, Светото, Женска Цаца .

Ещё один распространённый тип названия праздника - «молодые», «молодожёны», «новобрачные». Названия этого типа (болг. и серб.Младенци ) распространены у болгар (западная Болгария), сербов, македонцев, черногорцев.

Обряды праздника

Перед Албазинской иконой Божией Матери молятся о защите православных святынь, о благодарении Бога за всё, что Он дарует нам, при беременности, во время родов.

Название «Сороки» произошло от 40 севастийских мучеников, память которых совершается православными церквями в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают кулики и жаворонки и приносят с собой весну. «9 марта - "кулик". В этот день "путящий" жаворонок должен прилететь. Бывает, что и раньше прилетают, но те не путящие, прилетит и следнеть [замёрзнет]. Под Сороки бабы ставили лепёшки и делали из них «куликов», подобие птиц, делают их в виде летящих с хохолками» (Орловская губ.). В Белоруссии и на Украине считали, что в этот день первые птицы возвращаются из Вырия и ищут себе места для гнездования. В Гомельской области первых птиц так и называли «выреями».

В этот день вторые «Заклички» весны (по А. Афанасьеву первые - 1 марта, третьи - 25 марта по ст. ст.).

По народным поверьям, хозяйство, в котором есть гнездо ласточки, будет счастливым.

На Сороки и на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков» (кое-где «куликов», «воробушков» или «орешки») из разной муки, в большинстве случаев с распростёртыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками, а также птичек на гнёздышках. Гнёздышки с яичками тоже из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускались дети. Когда жаворонки готовы, несколько птичек сажали на подоконник, а окно открывали. Кроме жаворонков из пресного теста пеклись большие блины и хорошо подсушивались; их звали «преснушками». Пекли жаворонков из кислого теста. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали «закликать» жаворонков, а с ними и весну. Для этого печёных жаворонков прикрепляли к длинным палкам и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:

Говорили: «Весна-красна, на чём пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». С куликами кувыркались на соломе и приговаривали: «Кулики-жаворонушки, летите у в одонушки, пашаничку клевать, куколь выбирать». Забираясь на сарай, забор или подбрасывая печенье, ребятня зазывала весну: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, тёплого лета, урожайного года и побольше света!».

Обряд «кликанья» весны сопровождался специальными песнями - веснянками.

После печёных птичек обычно съедают, а головки их скармливают скотине или отдают матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лён головастый был». В Воронежской области жаворонков оставляли скоту, Богу, первому встречному, детям. В с. Петино Хохольского района пекли сорок жаворонков и все надо было раздать прохожим людям. Куличи бросали через сарай. Считалось, куда упадёт кулич, в какую сторону укажет, туда девушка и выйдет замуж.

С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирается семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекается монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивают себе печёную птичку. Кому выпадает жребий, тот и разбрасывает первые пригоршни зерен во время начала посева.

В Каширском районе Воронежской области блины пекли, оладьи. Пышки делали как сороки, хвост кверху или типа крестика, а внутрь клали денежку на счастье.

Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. В песне говорится о соловье, которого Дажьбог посылает исполнить ответственную миссию:

На Сороки хозяйки пекли из ржаной или овсяной муки сорок шариков («орехов») - «сороки святые - колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывают каждый день за окошко, приговаривая:

Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах.

На Переяславщине в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней - «чтобы мороз любисток не побил».

На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто - в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия.

Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф З. Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет». Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья (в середине песни), что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок?».

В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Дзе твои куры несуцца?», на что надо было ответить: «Дома».

У сербов в этот день принято убирать дом и двор, а мусор сжигать. Через огонь все домашние должны прыгнуть по три раза. В некоторых местностях юноши и девушки накануне собираются, после полуночи разжигают огонь, прыгают через него, поют и играют до зари. На заре все вместе идут набрать веток вербы, с которыми возвращаются домой. Придя домой, ударяют ветками всех домочадцев, приговаривая: «Чтобы был здоров, как бык, чтобы был быстр, как олень, чтобы был упитанным, как свинка, чтобы рос, как верба». В Алексинацком Поморавье в день Сорока мучеников люди с утра глотали по цветку кизила, приговаривая: «Пусть я буду здоров, как кизил!». В этот день молодые, прожившие совместно менее года - «младенци», в своём доме принимают гостей, которые приносят подарки, калачи (оладьи) из пшеничной муки, помазанные мёдом, стараются помочь советом и хвалят молодых. Калачи символизирует ладную и сладкую жизнь супругов. Хозяева показывают, своё мастерство и ловкость, как умеют принимать гостей, вести беседу. Все женщины в этот день пекут 40 калачей, но первые отдают молодым, и лишь затем детямвместо.

По представлениям жителей Карпато-Балканского региона, в этот день пробуждаются змеи и насекомые; у болгар сохранилось предание, что в этот день прилетают аисты, у македонцев - ласточки.

В Софийском округе Болгарии в день Сорока мучеников дети выходят за село с маленькими хлебцами и скатывают их с пригорка со словами: «Откатывайся, зима, прикатывайся, весна».

Весна — самое долгожданное время года почти для всех, и что только люди не делают, чтобы оно скорее пришло — и чучело зимы сжигают, и песни на пригорке поют, и даже жаворонков выпекают. Ведь считается, что если этих птиц завлечь, и они прилетят, то холодов точно больше ждать не стоит. И конечно, как и любая традиция, выпекание жаворонков привязано к определенному празднику. Разберемся, к какому празднику принято печь булочки в форме жаворонков, и когда это нужно делать в 2018 году.

Когда нужно печь жаворонки, к какому празднику

Праздник, к которому выпекают жаворонков из теста, называется «Сороки», и отмечается он ежегодно 22 марта.

Стоит отметить, что некоторым людям этот праздник известен под другим названием, как день сорока святых. Но не стоит удивляться, здесь, как и всегда, просто произошло объединение языческого обряда, посвященного дню весеннего равноденствия и православного праздника, посвященному Севастийским мученикам.

Из чего пекут жаворонков

Жаворонки — это простые булочки необычной формы, которые можно выпекать каждый год двадцать второго марта, или двадцать первого марта вечером. По правилам из теста нужно сформировать птичек с распростертыми крыльями и с хохолком. По размеру они должны быть как обычные булочки. А вот из чего именно будут сделаны жаворонки, каждая хозяйка может решить сама.

Праздник, посвященный святым, как раз выпадает на время поста, поэтому люди, которые его соблюдают, делают жаворонков из постного теста. Но если выпечку готовят для детей, то она может быть и из сдобного теста. Также для того, чтобы сделать птицам глаза, хозяйки используют изюм, иногда в тесто добавляют орехи или банан. Также жаворонков часто посыпают сахаром.

Иногда хозяйки выпекают целые гнезда с жаворонками и яйцами, все это делается, конечно, также из теста.

Поверья и традиции праздника

Раньше хозяйки пекли булочки вечером накануне праздника, делали это они одни или вместе с детьми. Наутро женщины открывали окна, раскладывали на подоконниках по два — три жаворонка, а несколько птичек из теста обязательно раздавали детям. Те в свою очередь насаживали выпечку на длинные палки и отправлялись на пригорки, чтобы зазывать весну. Для этого обряда сочиняли специальные стихи, дети пели, танцевали и водили хороводы.

Потом жаворонков обязательно съедали, но при этом оставляли головы птичек. Их отдавали домашнему скоту. Считалось, что если животные съедят булочки, то будут хорошо развиваться и давать много молока.
А еще в один из жаворонков хозяйки вкладывали монетку. Потом мужчины разбирали булочки и тот человек, которому попадался сюрприз, начинал посевной сезон и бросал первые зерна в землю. Это считалось очень почетным.

Жаворонки из сдобного теста

Рецепт жаворонков из постного теста

Тем, кто хочет испечь жаворонки из постного теста, потребуется:

  • около двух килограммов муки,
  • 50 г дрожжей,
  • стакан растительного масла,
  • стакан соли,
  • пол-литра воды,
  • четверть чайной ложки соли.

Тесто надо замесить крепкое, иначе выпечка не примет нужную форму. Из теста нужно сформировать колбаски, которые нужно завязать узелком.

Хвост можно порезать, крылья вырезаются из отдельного куска теста. Прежде чем отправить птиц из теста в духовку, нужно сделать им глазки, например, из изюма, смазать чаем и посыпать сахаром.

На весеннее равноденствие - 22 марта - приходится древний славянский праздник Жаворонки, который многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи. Откуда же он пошел и чем он так примечателен?

История праздника Жаворонки

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенном полете жаворонков – сначала взмывание вверх, а потом падение вниз.

Кроме того, согласно мистическим поверьям, в день весеннего равноденствия человеческая энергетика меняется, становится более сильной, а тело наполняется жаром и способностью к новым свершениям. А что такое полевые работы для деревенского жителя как не новые свершения?

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» создано это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта. Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Обычаи праздника Жаворонки

Праздник Жаворонки сопровождался различного рода обрядами, в которых явственно прослеживались языческие корни. Например, пекли булочки в виде жаворонков, колобки, пряники, делали различные ритуалы, чтобы повысить урожайность своего хозяйства в будущем году.

На Руси считалось, что если в хозяйстве есть гнездо ласточки – оно будет богатым на урожай. Именно поэтому люди, впервые увидев ласточку, старались покормить ее кусочком хлеба. Считалось, что таким образом призывается урожай.

Чтобы куры лучше неслись, не ходили по чужим дворам и не болели, хозяйки утром в праздник Жаворонки пекли колобки из пресного теста, после чего делали маленькие гнездышки из соломы и клали туда выпеченные колобки. После этого гнездо с колобками ставилось в птичник. Особенно актуально это было в преддверии скорого праздника Пасхи.

Но, конечно, главным атрибутом праздника Жаворонки, с которым были связаны все сопутствующие обычаи – это выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались, в том числе, и дети, которые потом выбегали на улицу вместе со свежеиспеченными жаворонками, подбрасывали их вверх или помещали на крыши домов. А так как жаворонок является символом поля и луга, ведь они живут только в этих местах (а не в лесах, как большинство птиц), испеченных жаворонков также насаживали на шесты и бежали с ними в поле. Все эти ритуальные действия сопровождались закликаниями жаворонков и призывами весны:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Ой вы, жавороночки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье!

Жаворонки раздавались детям с обязательными сопутствующими словами: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Таким образом, дети благословлялись и имели полное право ожидать в наступившем году крепкого здоровья и счастья.

Но этим обрядовые функции жаворонков из теста не ограничивались. Хозяйки, выпекая булочки и пряники, обязательно прятали в некоторые какой-то сюрприз. Кольцо предрекало скорое замужество или женитьбу, монетка – богатство, узелком завязанный лоскуток символизировал скорое рождение ребенка. Для равновесия в булочки также запекали и символы каких-то неудачных событий: например, щепочка сулила смерть близкому человеку, ниточка – проблемы в материальном плане, из-за чего может потребоваться «затянуть пояс потуже». А некоторых жаворонков просто оставляли пустыми. После этого все булочки и пряники складывали в корзину или на блюдо – и всем членам семьи и знакомым надо было выбрать себе лакомство. То, что предрекал первый попавшийся жаворонок или пряник – то и должно было сбыться.

Кстати, в праздник Жаворонки также выбирали мужчину, который первым мог бросить горсть зерна во время посевной. Такая должность называлась «семейный засевальщик». Этим счастливчиком был тот мужчина, кому попадалась монетка или камушек.

Хотя, конечно, все эти гадания на праздник Жаворонки были весьма условными – многие хозяйки специально убирали подальше в корзину птиц и пряники с дурными знамениями, а наверх клали «добрую» выпечку. Порой хозяйки отдавали «плохих» жаворонков и пряники детям со строгим наказом их не есть, а оставить в поле на шесте. Ведь если выпечку не съесть – предсказание не сбудется.

Но съедали птичек на праздник Жаворонки тоже не полностью. Головки обычно отдавали на съедение скотине или просто вручали своей матери, приговаривая: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был». Порой булочки и пряники крошили и разбрасывали по полям «на все четыре стороны», чтобы прилетевшие птицы могли угоститься. А девушки иногда кидали испеченных жаворонков через сарай, чтобы посмотреть, в какую сторону оно укажет. Считалось, что с той стороны у девушки и будет жених.

На праздник Жаворонки существовал и другой обычай для того, чтобы прогнать зиму. Например, вместе с пряниками и жаворонками выпекались сорок «орехов», которые затем в течение сорока дней выбрасывались на улицу по одному с присказкой: «Мороз Красный Нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь убирайся подобру-поздорову!».

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно! И не только на праздник Жаворонки!

Поделиться: