В каких случаях дети считаются сиротами или оставшимися без родительского попечения: понятие, статус и защита прав. Статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство на сегодняшний день в современной России является значимой проблемой, влияющей на политику нашей страны, но и на общество в целом. Это выражается в основном в том, что современная социальная и экономическая ситуация в нашей стране нуждаются в ее совершенствовании.

С.И. Ожегов в толковом словаре русского языка дает понятие «сиротство» как «одиночество, состояние сироты».

Словарь-справочник социального работника определяет понятие «сиротство» - социальное понятие, которое показывает положение детей-сирот, то есть сирота – ребенок, который находится постоянно или временно вне семейного окружения, или ребенок, который имеет право на помощь и защиту со стороны государства, также в силу своих интересов не может оставаться в таком окружении.

Согласно педагогического терминологического словаря, сиротство-это социальное явление, которое характеризуют образ жизни детей, которые остались без попечения родителей.

Наиболее четкое определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано в федеральном законодательстве. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ дает определения категории таких детей:

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли единственный родитель или оба родителя;

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с ограничением их в родительских правах, лишением их родительских прав, признанием родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими, отбыванием родителями наказания в учреждениях в виде лишения свободы, объявлением их умершими;

Лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. Когда они находились в возрасте до 18 лет, у них умерли единственный родитель или оба родителя либо которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя. Такая категория лиц имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

По мнениям Д.В. Волкова и Г.М. Погореловой социальное сиротство в России имеет свои особенности:

Обострение в семьях проблемы жестокого обращения с детьми;

Увеличение числа социально неблагополучных семей;

Постоянный рост численности детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот;

Неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов воспитания, дальнейшей судьбы и временного жизнеустройства детей;

Низкий уровень предупреждения социального сиротства;

Сокращение или отмена социальных льгот;

Ухудшение криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних;

Резкое увеличение количества безнадзорных детей.

Тюгашев Е.А. в своих исследованиях выделяет следующие виды сиротства:

Собственно сироты. Такие дети, чьи родители рано умерли;

Домашние сироты. У таких детей есть родители, но им нет дела до их ребёнка, который живет с ними. В худшем случае дети с такими родителями находятся в антагонистических отношениях, а в лучшем случае они чужие друг другу;

Интернатские сироты. Такие дети, у которых родители практически не участвуют в их воспитании, так что они воспитываются в интернате далеко от родителей;

- «отказники». Такие дети у родителей, которые отказались от родительских прав;

- «лишенцы». Такие дети у родителей, которые лишены родительских прав.

По мнению Тюгашева Е.А., особенно выделяет социальное сиротство. К такому сиротству относят таких детей, которые имеют биологических родителей. Но родители таких детей по каким-то личным причинам не заботятся и не занимаются воспитанием своих детей. Такие родители юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

На основе социального сиротства автор выделяет «скрытое» социальное сиротство. Оно вызвано изменением со стороны родителей отношения к своим детям, вплоть до полного вытеснения детей из семьи. Такое отношения приводит к росту беспризорности огромного количества подростков и детей. В итоге, автор классифицирует сиротство как социальное понятие и как социальное явление.

Для того чтобы глубже понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства и причины его появления в современной России. Источники сиротства в России берут начало свое из далекого прошлого, когда во времена войн, голодовок, эпидемий, стихийных бедствий, ряда других стихийных бедствий родители погибали, поэтому их дети становились сиротами. В современной Росси ситуация отличается причинами, которые приводят к сиротству, а не процентным соотношением детей сирот. Многие исследователи отмечают, что больницы, специальные заведения, родильные дома заполнены брошенными младенцами.

По нашему мнению, в нашей стране распространение явления сиротства обусловлено комплексом процессов и особых условий в обществе, которые характеризуют развитие страны на протяжении XX века: Революция 1917 года, террор 20-х-30-х годов, три разрушительных войны (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная война), последствия перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.

Большевиками в первые десятилетия после революции был нанесен мощный удар по вековой русской культуре. Известным русским культурологом и философом Ю.М. Лотманом введено понятие «вековое здание культуры». Автор считал, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта, что такое выражение не случайно. Одно из главных определений культуры –это ее «негенетическая» память, всегда подразумевает непрерывность интеллектуальной, духовной, нравственной жизни общества и человека, и человечества, всегда связана с историей. Когда мы говорим о культуре современной, то сами того не подозревая, мы говорим о том огромном пути, который наша культура прошла. Этот путь перешагивает границы национальных культур, исторических эпох, насчитывает тысячелетия, погружает нас в одну культуру всего человечества».

Известно, что в наши дни Россия страдает от социальных и экономических неурядиц из-за происшедших значительных перемен в последние годы. Правительству России приходится уделять первостепенное внимание национальной безопасности и экономическому развитию, сохранению основ государственности, так как наша страна вступила в строительство посттоталитарного общества. Первые шаги в этом направлении сопровождаются сокращением или отменой социальных льгот, что вступает в противоречие с основной функцией любого государства - социальной защитой нуждающегося населения. Рост зарплат и пособий не поспевает за ростом цен, поэтому ухудшаются возможности родителей в воспитании детей, снижается уровень жизни семей с детьми. В свою очередь, такое состояние изменяет во многом общественное сознание. Интересы индивидуального выживания становятся главенствующими, а духовные и социальные потребности, куда входит забота о детях, отодвигаются на второй план. К сожалению, представители наименее защищенных социальных слоев нашего общества особенно чувствительны к таким деструктивным процессам .

Сейчас вызывают большую тревогу более увеличивающееся число детей, которые лишились родительского попечения при живых родителях, то есть социальные сироты. Социальное сиротство – это одна из проблем, которые остро стоят перед современным государством и обществом России. При этом понятие «социальное сиротство» указывает на особую роль процессов в обществе и социальных условий при формировании данного явления, широко распространено в нашей стране.

Предполагается, что социальное сиротство порождается одним из важнейших факторов современности- процессом урбанизации. Город ускоряет эмансипацию женщин, изменяет мораль, способствует распаду патриархальных семейных связей, создает для человека особый покров социальной анонимности, приводит к распространению среди женщин мужских пороков - наркомании, преступности, алкоголизма, то есть к психическому и физическому отторжению от ребенка.

Причины социального сиротства, как многоаспектного явления, по мнению Г.Н. Соломатина, заключаются в:

Добровольном отказе матерей от своих несовершеннолетних детей (отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные);

Принудительном изъятии ребёнка из семьи, когда родители лишают родительских прав в целях защиты интересов ребёнка (асоциальный обзор жизни, недееспособных родителей);

Природных или социальных катаклизмах, вынуждающие население страны к хаотической миграции (потеря ребёнка, отказ от ребёнка).

А.Ю. Васильев феномен социального сиротства связывает, прежде всего, с двумя факторами: кризисом семьи и социально-экономической нестабильностью в обществе. Эти факторы образуются круг причин проявления социальных сирот:

Социальная дезориентация семей;

Материальные и жилищные трудности родителей;

Слабость нравственных устоев;

Негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребёнка).

На основе анализа ранее выделенных причин сиротства и согласно отечественной практике, можно сказать, что основными причинами сиротства в современной России являются:

Отказ родителей от ребёнка в роддоме;

Тяжёлое материальное положение семьи;

Нежелательная беременность (в большинстве случаев такая беременность возникает у несовершеннолетних детей, которые рано вступили в половую жизнь);

Социальная дезадаптация родителей ребёнка, связанная чаще всего с потреблением наркотиков, алкоголя;

Рождение ребёнка с патологией (сюда относят детей-инвалидов, детей с неизлечимыми заболеваниями и т.д.);

Смерть или неизличимая болезнь одного или двух родителей, при отсутствии близких родственников;

Родители ребёнка в местах лишения свободы отбывают наказание;

Родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);

Родители уклоняются от обязанностей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, то есть лишены родительских прав;

Жестокое обращение с детьми в семье;

И другие причины.

По мнению Н.В. Скаткова, лишение родительских прав – основная причина, по которой дети в России лишаются попечения родителей. Согласно статистике ежегодно в домах ребёнка 80% воспитанников составляют дети, от которых родители отказались сразу после их рождения, по причине болезни ребёнка – 60%, в связи с тяжёлым материальным положением семьи – 20%. В 2015 году было выявлено 40 000 россиян, которые лишены родительских прав. Из них 29 000 были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, 12%- в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5%- за злоупотребление родительскими правами.

В настоящее время доля детей-сирот, детей, оставшихся без обеспечения родителей в России, составляет более 600 тыс. человек. Это довольно большая цифра, но за последние годы видна тенденция сокращения числа сирот в России. Так, например, в 2012 году это количество составило 654 355 детей, в 2013 году эта цифра немного увеличилась и составляла более 660 тыс. детей, а в 2014 году снова сократилось до 634 000 детей. Как показывает практика, количество сирот в России каждый год меняется, но, к сожалению неизменным остаётся причины социального сиротства. Статистические данные в настоящее время о распространении сиротства в России периодически публикуются во многих средствах массовой информации, поэтому нетрудно представить реальную картину такого явления.

Можно сделать вывод, что актуальной особенно проблема социального сиротства становится для крупных индустриальных городов России. Среди воспитанников интернатных учреждений 95% детей были переданы на полное государственное обеспечение, от них родители по различным причинам отказались, либо лишены родительских прав, а только 5% детей не имеют родителей.

К сожалению, среди сирот встречаются и дети-инвалиды с различными отклонениями в психическом и физическом развитии. Такие дети представляют собой особую категорию, до конца своей жизни нуждаются в поддержке со стороны взрослых, также им необходимо постоянное медицинское обследование, на которое тратиться большое количество средств и времени.

Считается, что каждый ребёнок с момента своего рождения нуждается в заботе, любви и ласки со стороны своих родителей. Постоянное внимание к ребёнку закладывает в нём основные качества личности, которые в свою очередь обеспечивают психологическую устойчивость, нравственные ориентиры, любовь к жизни и целеустремлённость. Но, к сожалению, в нашем обществе есть и такие дети, которые лишены родительского внимания. И на протяжении всей жизни им приходится испытывать ряд проблем влияющих на их развитие.

Многие учёные пришли к выводу, что проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, носят:

Медицинский характер. Среди проблем медицинского характера можно выделить следующие: отклонения в психическом и физическом развитии сирот (сюда можно отнести синдром Дауна, заболевание Детским церебральным параличом (ДЦП), а также атрофию подвижных конечностей и др.); болезни желудочно-кишечного тракта; болезни органов дыхания (пневмония, различные респираторные вирусные заболевания); врожденный порок сердца; инфекция мочевых путей; недоношенность, анемия, гипотрофия и рахит (все эти состояния усугубляют течение вирусных и бактериальных инфекций, тормозят развитие детей); заболевания гепатитом «С» или «В», а также сифилисом (основным источником таких заболеваний являются родители алкоголики, наркоманы, а также матери перенёсшие во время беременности сифилис или гепатит). То есть присутствует повышенный риск заболеваемости детей-сирот: частые хронические патологии, отставания в уровне физического, психического, интеллектуального развития, поражение головного мозга вследствие внутриутробной интоксикации, неврозы, которые обусловлены психическими травмами;

Социальный характер. К проблемам социального характера, во-первых следует отнести социальный статус ребёнка-сироты, воспитывающегося в детском доме или интернате. Он- будто «ничей» ребёнок. Такой ребёнок испытывает недостаток внимания со стороны взрослых. Это вызвано тем, что внимание педагогов и воспитателей в детских дома сосредоточено не на конкретного ребёнка, а на группу детей. Во-вторых: дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают пренебрежительное отношение к себе со стороны детей и родителей из обычных семей. В-третьих, дети-сироты, дети, оставшиеся без обеспечения родителей до наступления своего совершеннолетия, состоят на полном обеспечении государства. Дети привыкают к постоянному их покровительству взрослыми. Таких детей называют иждивенцами, для них характерен низкий индекс самостоятельности. При выходе из интерната такие дети самостоятельно не могут решать многие жизненные проблемы;

Педагогический характер;

Психологический характер. Особое значение для детей-сирот имеют проблемы психологического характера. Обычно они определяются недостатком любви и родительской ласки. Младенцы могут умереть, если будут оставлены без тепла эмоционального, несмотря и на нормальный уход за ними, у детей постарше наблюдается нарушение процесса развития. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию уверенности в себе с одной стороны, и доверия детей к другим людям с другой стороны одновременно. Отсутствие к конкретному взрослому некой привязанности дезориентирует ребёнка, заставляет чувствовать свою уязвимость и малоценность. Дети, отвергаемые, неблагополучны эмоционально. Такое гасит их познавательную и интеллектуальную активность. Вся внутренняя энергия уходит на приспособление в условиях его жёсткого дефицита к поискам эмоционального тепла и борьбу с тревогой». Внимание работников домов-интернатов и детских домов не может компенсировать ребёнку общения с его родной семьёй. Такие дети учреждений имеют ограниченный круг общения. Дети становятся агрессивными, эмоционально холодны, замкнуты, повышено уязвимы. Тот ребёнок не имеет устойчивый положительный «Я- образ», дружеские и тёплые отношения с другими людьми, больше шансов на самоуважение, который не был лишён родительской любви, что доказывается множеством исследований. Дети, у которых родители лишены родительских прав, больше всего переживают жизненную травму. С одной стороны это связано с плохим обращением с ребёнком внутри семьи (физическое и сексуальное насилие, недостаток должного внимания детям), а с другой тяжело переживает разлуку с семьёй. Вынужденную разлуку ребёнок воспринимает в качестве смерти своих родителей. Дети стараются не думать о том, что с ними случилось, так как эмоциональные глубокие связи со значимыми для нас людьми являются источником и основой жизненных сил для каждого.

Испытывая постоянное насилие в семье, дети убегают из неё, что является развитием в нашей стране бродяжничества и беспризорности. Согласно статистике ежегодно в России 26 000 детей становятся жертвами преступных посягательств со стороны родителей, 10 000 детей и подростков убегают из дома, 2 000 детей и подростков спасаясь от домашнего насилия, покончат жизнь самоубийством.

Помимо домашнего насилия ребёнок может снова встретиться с ним в стенах детского дома, что негативно влияет на его психическое развитие, вызывает чувство страха и недоверие к людям. Такое насилие можно рассматривать со стороны разных аспектов. Во-первых, насилие со стороны персонала – удары головой о стену, связывание, избиение детей, оставление или запирание детей без смены одежды в течение нескольких дней, их избиение. Также оно может быть выражено в сексуальном насилии со стороны персонала. Иногда дети не получают необходимого ухода- это второй признак, то есть отсутствие заботы. Наиболее опасно для детей отсутствие заботы у детей-инвалидов. Для детей-инвалидов во многих учреждениях с воспитанниками не проводят и не играют в развивающие занятия, не дают должного образования. Порой в течение продолжительного времени их оставляют лежать в постели без контакта с другими людьми. Обращение такого вида может привести к проблемам в эмоциональном состоянии, возникновению долговременных проблем со здоровьем. Насилие со стороны других подростков и детей в детских дома также присутствуют: сюда можно отнести унижения, оскорбления, физическое насилие.

В итоге, сиротство в современной России имеет свои признаки и особенности: появление новых характеристик социального сиротства, которые определяются падением нравственных устоев семьи, постоянным ухудшением жизни семьи россиян, следовательно, значительное увеличение размеров социального сиротства. Все это приводит к безнадзорности огромного количества подростков и детей практически во всех регионах страны, изменению отношения взрослых к детям вплоть до полного вытеснения их из понятия «семья», обескультуриванию русского народа.

Необходимо изучать причины возникновения сиротства, чтобы вовремя предупреждать ее. Несомненно, что основной причиной детской безнадзорности является аморальный образ жизни и пьянство родителей, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей. Отчуждение ребенка от семьи также часто вызвано внутрисемейным конфликтом, который основан на упорном нежелании взрослых помочь преодолеть кризисную ситуацию и простить ребенка, войти в положение их ребенка.

  • Айртон Сенна: Переходя грань: аварии и их причины - Глава 7

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей , – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей недееспособными и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

    Дети, потерявшие одного или обоих родителей, имеют право на получение трудовой или социальной пенсии. Трудовую пенсию получают дети-сироты, умершие родители которых имели страховой стаж. Такая пенсия состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховой, которая рассчитывается исходя из стажа и заработка умершего кормильца. Если умерший кормилец не имел страхового стажа, то детям назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

    Согласно Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дети-сироты получают социальную пенсию по случаю потери кормильца до 18 лет, выплата пенсии детям-сиротам продлевается при условии их обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (кроме учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

    Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также льготы для детей этой категории установлены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    В соответствии с этим законом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, зачисляются на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии – до того момента, пока они не окончат образовательное учреждение (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ).

    Получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Они зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

    Помимо полного государственного обеспечения, детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, как предусмотрено в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ, выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии для других обучающихся. Также им выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

    Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Размер такого пособия составляет трехмесячную стипендию (п.6 ст.6 Федерального закона N 159-ФЗ). Пособие выплачивается в течение 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

    При выпуске из этих образовательных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью. Также им выплачивается пособие в размере не менее 200 рублей. Об этом сказано в пункте 4 статьи 6 Федерального закона N 159-ФЗ.

    Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

    В соответствии со статьей 8 данного закона, выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей.

    По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

    При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

    Таким детям предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

    Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении, а не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    При трудоустройстве в организации (даже коммерческие) выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются за счет средств этого образовательного учреждения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием. Нормы такого обеспечения утверждены постановлением правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По желанию выпускников им может быть выдана или перечислена на сберкнижку денежная компенсация в размерах, необходимых для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Также выпускникам выплачивается единовременное денежное пособие в размере не менее 500 руб. Так прописано в пункте 8 статьи 6 Федерального закона N 159‑ФЗ.

    В соответствии со ст.9 ФЗ №159, органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с ними и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Лицам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Этим лицам, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

    Полезные материалы

    Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

    ВАМ МОЖЕТЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНО


    Ежегодно более шестидесяти тысяч детей остаются без возможности жить и воспитываться в семье. Где-то это связанно с неудовлетворительной ситуацией в социуме, где-то вина возложена на поведение самих родителей, а в некоторых случаях дети могут стать в случае гибели своих родственников. Государство взяло на себя обязанности по содержанию данной категории несовершеннолетних в первой половине XX века.

    Сегодня статистика выглядит обнадёживающей: прежние темпы роста численности сирот замедлились. За первый квартал 2016 года число сирот было снижено на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. За прошлый год был зарегистрирован 58 168 ребёнок-сирота, лишь 10% из них были помещены обратно в семью. Большая часть из них отправляется в замещающие семьи (409 тысяч всего), немногим меньше - в интернаты (60 тысяч). Количество приёмных семей растёт параллельно уровню государственных гарантий гражданам.

    Кто такие дети, без попечения родителей

    Основополагающим актом является шестой раздел СК РФ, определяющий условия и виды процедур, применимых государством и физическими лицами, для восстановления всей полноты прав, создания максимальных условий детям без родителей. Понятие введено в . В частности, дети, оставшиеся без попечения родителей - несовершеннолетние, в отношении родителей (единственного родителя) которых суд счёл допустимым , ограничении дееспособности, безвестном отсутствии. Иногда встречается фактический отказ - родители бросают детей в публичных местах. Сироты отличаются тем, что их родители погибли и это установлено соответствующим актом, либо постановлением суда.

    Государство гарантирует таким детям достаточный уровень благ и услуг посредством , занимающихся определением судьбы несовершеннолетних: либо устройство в семью, либо направление в детский дом. Закон запрещает замещать эти функции иным лицам, не представленным в составе исполнительной власти, наделённой полномочиями и ответственностью. Законность процедур контролирует министерство юстиции и Прокуратура РФ.

    Поддержка детей оставшихся без попечения родителей в России

    Государство не только выявляет несовершеннолетних, являющихся объектами социальной политики, но и осуществляет комплекс мер, ориентированных на преодоление разрыва между уровнем воспитания и обеспечения в нормальных семьях. В частности:

    • предоставление бесплатного питания и проживания;
    • обучение в специализированных и общеобразовательных школах;
    • воспитание посредством государственной системы интернатов и приютов;
    • бесплатное обучение на очной форме ВУЗов;
    • разовые и регулярные выплаты на период обучения;
    • предоставление жилья;
    • определение формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

    В большей степени государство старается передать на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, формируя институт патронажа и .

    Все действия на начальном этапе осуществляет центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей , формирующий социальную поддержку несовершеннолетних. Центр осуществляет реабилитацию, адаптацию, в том числе при девиантных отклонениях, нередких для данной категории детей.

    Банк данных детей, оставшихся без попечения родителей

    Усыновление и удочерение детей без попечения

    В качестве формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является наделение третьих лиц правами родителей - усыновление (удочерение). Государство устанавливает требования к таким лицам:

    • совершеннолетие;
    • дееспособность, в том числе учитывается дееспособность второго супруга;
    • отсутствие прецедентов лишения родительских прав, равно как и нарушений порядка опекунства, усыновления в прошлом;
    • удовлетворительное состояние здоровья, достаточное для воспитания ребёнка;
    • отсутствие судимости;
    • наличие жилья;
    • наличие надлежащей подготовки.

    В РФ существенно ограничена возможность , в особенности США (полностью запрещено усыновление - ). Также усыновителями не могут выступать однополые пары.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью производится по , регламентирующей судебный порядок принятия решений при полном анализе условий и правового статуса заявителя. Органы опеки и Прокуратура обеспечивают надлежащий уровень защищённости ребёнка, в том числе проводят анализ материального и жилищного уровня усыновителя. Суд самостоятельно направляет изменения статуса ребёнка спустя три дня после вынесения вердикта.

    Особым юридическим понятием выступает - режим полной секретности о процедуре, включая всех задействованных лиц, включая судей. Нарушение установленного порядка влечёт уголовную ответственность.

    Необходимые документы:

    • заявление;
    • заключение привлекаемых органов об условиях проживания;
    • справка с места работы (бланк организации) или 2-НДФЛ;
    • паспорт;
    • справка о составе семьи и выписка из домовой книги.

    Установление опеки и попечительства

    В отличие от , когда ребёнок и усыновители обретают всю полноту прав и обязанностей, описанных в Семейном кодексе, опека является лишь актом взаимовыгодных отношений между опекуном и государством, представляющим интересы несовершеннолетнего.

    К опекунам и попечителям применяются требования:

    • совершеннолетие и дееспособность;
    • здоровье, в том числе отсутствие алкоголизма и наркомании;
    • высокие моральные качества, погашенная судимость;
    • прохождение государственной экспертизы.

    Опекуны могут пользоваться всей полнотой установленных государством гарантий (льгот опекунам) на основании договора об опекунстве (попечительстве) :

    1. Единовременные и ежемесячные выплаты (16 350,33 руб. при передаче и 40% от среднего дохода опекуна за месяц);
    2. Использование отдельных прав в государственных учреждениях медицинского обслуживания (внеочередное обслуживание, высокотехнологичные операции);
    3. Зачёт срока ухода за ребёнком в трудовой стаж.

    Данные права актуализированы в ГК РФ. Детям предоставляется судебная защита на основании статьи 10 159-ФЗ, распространяющаяся на опекуна, представляющего права ребёнка.

    Порядок опеки определяется . Различие опеки и попечительства заключено в возрасте ребёнка: в первом случае до 14 лет , во втором от 14 до 18 лет . Закон запрещает устанавливать опекунство без согласия несовершеннолетнего (с 10 лет) , равно как и разделять братьев и сестёр. Решение по опеке принимают специализированные органы, заключающие договор от имени государства.

    Оформление опеки проводится лично или через портал госуслуг. Список документов:

    • заявление на опеку. Посмотреть и скачать можно здесь: ;
    • справка с работы (на бланке организации);
    • выписка из домовой книги;
    • справка из ОВД;
    • справка из поликлиники;

    Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

    Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

    Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

    2. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

    2. Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.

    3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

    Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

    Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.

    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ)

    4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью,руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 1998 года Федеральным законом от 27 июня 1998 года N 94-ФЗ).

    Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

    1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения) (абзац дополнен с 6 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 32-ФЗ).

    Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

    При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

    2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

    Комментировать статью "Семейный кодекс.
    Глава 18. Выявление и устройство детей, Оставшихся без попечения родителей"

    При этом, по сообщению Елены Альшанской, возглавляющей при департаменте Общественный совет по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей...

    Обсуждение

    "Как подменили ребенка": Светлана Дель рассказала о состоянии детей, которых удалось вернуть
    По словам многодетной мамы, ей страшно подумать, в каком состоянии сейчас находятся остальные малыши.
    [ссылка-1]
    Семья Дель показала, в каких условиях жили изъятые дети
    Про жителей Зеленограда сняли короткометражный документальный фильм. Его автором стала режиссер Ольга Синяева. В картине, рассказывающей о событиях с точки зрения Светланы и Михаила Дель, можно увидеть интерьер их квартиры.
    [ссылка-2]

    Примите искренние слова сочувствия в связи со сложившемися обстоятельствами. Просто сама столкнулась примерно с такой ситуацией. Детей забирали прямо из дома, пока я была на работе. Просто (я одна воспитываю 4-х детей) задолженность за питание была: ну, значит, я не в состоянии их воспитывать. Поместили в больницу. Туда приходила бабенка с местного УВД, с комиссии по делам несовершеннолетних, заставляла подписывать показания. Не подпишешь - мать не пустят в больницу. И все в таком роде. Отделу опеки вообще самое главное: изъять ребенка из семьи, создать видимость работы. Перед судом куда только не писала: и главе администрации, и в прокуратуру, и в отдел по защите прав ребенка. Бесполезно. Ладно, хоть судья встала на мою сторону, детей вернули. А я пришла к выводу: в нашей стране никто не защищен - ни родители, ни дети, особенно это касается многодетных семей. С утра приходят с отдела опеки - в комнате, творческий беспорядок: игрушки, одежда. В заключении это было обозначено, как "грязь", "антисанитарные условия" и пр. Сейчас живу, оглядываюсь, потому как любой звоночек от какой-нибудь склочной соседки или обиженной жизнью, завистливой личности может привести к чему угодно.Это только там, высших эшелонах власти громко призывают: "Рожайте". В местных органах власти все по-другому: "Зачем рожала? Я тебя просила?" И еще вдогонку: вот в УК РФ есть статья за ложный донос, почему ложный донос не присутствует у нас в гражданском законодательстве? Ведь пишут разные гадости, сообщают в какие-то органы, отнимают время, а не несут никакой ответственности уроды всякие

    29.01.2017 12:07:07, Ве Ра

    Проект № 1048557-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», далее также – «Закон о системе «Контингент», или «Контингент» Президентом не подписаны. В чём причина? Законопроект принят в третьем чтении Государственной Думой, утвержден Советом Федерации 23 декабря 2016 г. Запланирован был к введению в действие с 01 сентября 2017 года...

    Тем, кто никогда не сталкивался с опекой, необходимо знать, какая она - Curatoria vulgaris, нарушающая все законы, как письменные, так и человеческие. Кто знает, какие бумажки о вас лежат у нее на полках... Александр Коваленин, РВС Недавно в «Прямом эфире» мне пришлось оппонировать опеке. Ведут они себя настолько типично, что этот ролик может служить наглядным пособием: «Опека обыкновенная (Curatoria vulgaris)». Тем, кто не сталкивался, полезно получить живое впечатление. Этот надменный...

    «Солнечный город» (СГ) хочет конкурировать с государством на рынке содержания детей. Марина Аксёнова начала раскрутку проекта "фостерных семей", поддержанного мэрией Новосибирска. Опубликованы статьи на "Сибмаме" [ссылка-1] , и в "Тайге" [ссылка-2] . В изложении М.Аксёновой это в первую очередь выглядит как просто частный приют для трудной жизненной ситуации. Хотя другое его использование тоже особо не скрывается. Чтобы его объяснить, надо сделать предисловие. 1. Наличие рынка...

    Анализ закона о фостерных семьях Не так давно под руководством депутата Государственной думы Ольги Баталиной разработан законопроект о так называемых фостерных (профессиональных) семьях [ссылка-1] . Собственно, институт платного родительства существует у нас уже несколько лет, но новый баталинский законопроект существенно усиливает все недостатки нынешних форм возмездного опекунства. Сейчас в семью ребенка за деньги могут взять опекуны. Они же - в отличие от настоящих приемных родителей...

    Обсуждение

    Ну что Вы вцепились в эту тему? предлагайте, что нужно изменить, по пунктам напишите, как правильно. Есть ли у Вас опыт усыновления или опеки? У меня младший ребенок в приемной семье (под возмездной опекой правильнее), ему требуется дорогостоящее лечение, и ни один кандидат в усыновители за 2,5 года его не посмотрел, а интеллект у ребенка очень даже сохранный. А представляете, как угасает этот интеллект в условиях депривации к 7 годам, а к 14?

    очередная безграмотная статья на тему приемных детей.

    разберем только одно предложение, даже его часть:
    "в отличие от настоящих приемных родителей, не получающих за усыновленных детей регулярные выплаты" Сразу ТРИ ошибки.

    во-первых: приемные родители НЕ усыновляют детей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и органом опеки и попечительства по месту жительства приемных родителей. Он заключается на определенный срок, но не более чем до достижения ребенком восемнадцати лет.Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов или попечителей (ст. 150 и 153 СК РФ).

    во вторых: В отличие от опеки (попечительства) труд приемных родителей по воспитанию детей оплачивается. Размер оплаты труда, а также льготы, которые предоставляются приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.На содержание каждого приемного ребенка приемной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, игр, игрушек, книг и др., установленные законодательством Российской Федерации для воспитанников детских государственных учреждений, для детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, за ребенком, переданным в приемную семью, сохраняется право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются на счет, открытый на имя ребенка в банке.

    в то время как: усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

    10.06.2015 10:25:04, Ехидна.

    В определении места жительства дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие совершеннолетия, зависимы от избранной им формы устройства и места жительства законных представителей.

    Обсуждение

    Может кому пригодится наш опыт с этими постоянными и временными регистрациями, не на прямую по теме:
    Постоянно детка должна быть прописана у биородни, а у опекуна/приемного родителя- временно по форме №3 до 18 лет. У меня ре до 16,5 лет был с пустым паспортом, без постоянной регистрации, но с временной. Оказалось, что я должна найти его постоянную и проставить в паспорт, так же для военкомата нужна будет его 9-я форма. Где ре должен быть зарегистрирован постоянно знает опека. Я им высылала паспорт К., они сами ставили туда штамп, получали 9-ку и мне отправляли. Оказалось, К. числится в каком-то общежитии г. Приозерска. И на жилье его поставили в этом самом Приозерске. Но мы будем писать отказ и становится после 10 лет прибывания в СПб (только так можно по закону) в очередь на жилье в СПб. Постоянная регистрация остро нужна в военкомате и без нее не прописывают в общежитие колледжей и училищ (!) Потому что на основании временной регистрации другую временную не делают. Благо, что еще в 16 лет опекунам во всем может помочь опека ребенка и не надо ехать самому в "тьмутаракань". Мне паспорт К. из Пензы прислали в СПб, а я уже отсюда- в Приозерск. Опека, сделав свою часть выслала мне документы. Т.е. все дистанционно, быстро и не затратно, если пользоваться услугами почты России (отправление 1 класса), а не экспресс-почты или пони- в других ровно в 10 раз дороже стоит при тех же сроках доставки (проверяла сама).

    Встреча Морозовых на вокзале [ссылка-1] 7 августа закончилось ещё одно дело по восстановлению семьи, которым полгода занимались Челябинское и Новосибирское областные отделения Родительского Всероссийского Сопротивления (РВС). Жительница одного из посёлков Увельского района Челябинской области Светлана обратилась в РВС в феврале. В позапрошлом году жизнь заставила Светлану уехать с сыном в Новосибирскую область, где она стала жертвой наигранной комбинации районных органов опеки и неведомых...

    Обсуждение

    Я еще хочу сказать, что кровная и приемная сеья НЕ ПРОТИВОСТОЯТ друг другу. Вторая как раз призвана НА ВРЕМЯ заменить первую. Поэтому никакой сенсации в передаче ребенка в кровную семью нет, это НОРМА. Это не борьба двух матерей друг с другом, а, скорее, не выполнение кровной матерью правил, обязательных для воссоединения с ребенком: это комплект документов, доказывающий, что она может теперь его растить.

    Дочитав до "Приёмная семья получает на ребёнка большие деньги", читать бросила. Это история из цикла одна бабушка на лавочке рассказала.

    Отдел защиты прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей По общим вопросам, связанным с процедурой семейного устройства Вы можете написать Елене на почту [email protected] или позвонить на бесплатную горячую линию " Дети в семье" 8-800-700-88-05.

    Уже неделю изучаю вопросы, связанные с этой темой. Пока вот это пригодится: Усыновление Семейный Кодекс, «Правила передачи детей на усыновление», утвержденные постановлением Правительства №275 правила ведения банка данных о детях, лишенных родительского попечения Федеральный банк данных о детях, подлежащих устройству в семьи: [ссылка-1] База мин образования [ссылка-2] [ссылка-3] Школа приемных родителей. Есть очная и очно-заочная форма. 10 недель. [ссылка-4] Школа приемных родителей На...

    Начинаем публикацию выдержек из общественного заключения по проекту № 3138-6 Федерального Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Проект № 3138-6 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1) Из Статьи 1. Следует, что доступ к решению детских судеб получают и международные некоммерческие (общественные) организации. 2) Статьёй 2 законопроекта...

    Обсуждение

    При этом следует иметь в виду, что приоритет международного права, установленный частью 4 статьи 15 Конституции РФ, распространяется только на федеральные законы, но не на саму Конституцию РФ, имеющую высшую юридическую силу, придаваемую ей всенародным голосованием (часть 1 статьи 15 Конституции РФ):

    1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Вместе с тем, Конституция признаёт, что

    4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Следовательно, в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ, должны применяться «Всеобщая декларация прав человека» и «Международный пакт о гражданских и политических правах», которым противоречит рассматриваемый проект закона:

    Всеобщая декларация прав человека
    (Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года)

    Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

    Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

    Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

    Семейный кодекс. Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: Выявление и защита детей оставшихся без попечения родителей. Опека, попечительство, усыновление, приёмная семья. (с изменениями от 28 декабря 2004 года)...

    Обсуждение

    Аня, зачем им это? Ребенок уже дома. Чем помочь?

    31.03.2012 01:11:03, Golga

    изменений, внесенных настоящим Федеральным законом в Гражданский кодекс РФ
    Статья 1
    Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 48, ст. 4737; 2008, N 17, ст. 1756) следующие изменения:
    1) пункт 1 статьи 37 дополнить предложением следующего содержания: "Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.";

    Теперь пункт первый звучит так:1. Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.

    Усыновление – одна из возможных форм устройства судьбы ребенка, оставшегося без попечения родителей. В семейном кодексе РФ записано: «усыновление – это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми». Усыновление является предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, в отношении которых допускается усыновление...

    По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей ".

    Обсуждение

    update - уточнила данные, был пропущен патронат.

    30 декабря 2008
    Интерфакс
    ...
    Сколько в России сирот? В последние годы звучит цифра 700 тысяч…
    Алина Левитская, глава Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей:
    В нашей статистике даже те дети, которые уже устроены в семьи, считаются сиротами. У меня лично язык не поворачивается назвать ребенка сиротой, если он устроен в семью. Это даже обидно и для ребенка, и для семьи, которая его взяла. В федеральном банке данных число детей-сирот, которые не устроены в семьи, стабильно снижается. На сегодня в этом банке данных около 150 тыс. детей, а в прошлом году было около 180 тыс. К сожалению, 80% из них – так называемые "социальные сироты", оставшиеся без родительского попечения при живых кровных родителях.

    Вообще, у нас в стране в 2006 г. по сравнению с 2005 г. впервые снизилось число выявляемых сирот, то есть первично получающих статус сироты. Вся информация о сиротах в стране поступает в банк данных от региональных операторов. Так вот до 2006 г. сведений о сиротах поступало значительно больше, чем о детях, устроенных в семью. А с 2006 г. наметилась тенденция, когда число детей, которые уходят в семью, стало превышать число детей, получающих статус сироты. Скажем, в 2005 г. 133 тыс. детей получили статус сироты, а в 2007 - 123 тыс. В семьи в 2005 г. ушло около 90 тыс. детей, а в 2007 – уже 130,5 тыс. Разница очевидная.

    По итогам этого года абсолютный показатель, возможно, будет чуть меньше или как в 2007. Потому что в России наиболее предпочтительный возраст детей, которых берут в семью, - до 5 лет. А у нас в банке данных практически уже не осталось здоровых детей до пяти лет. Более 60% - старше 10 лет, а в этом возрасте детей не очень охотно берут в российские семьи, да и сами дети к этому моменту уже не очень хотят уходить из детского дома, интерната.

    Еще одна категория сирот, которые не очень востребованы, – дети из многодетных семей. Мы их не разлучаем, не раздаем в разные семьи. Потому что по выходе из детского дома, возможно, они будут единственной опорой друг для друга. Поэтому, желательно, чтобы они уходили в замещающую семью все вместе. Это, конечно, непростой процесс.

    Кроме того, в банке данных есть дети, которые являются выходцами из регионов Средней Азии и оказываются, как правило, в Московской области в результате миграционных процессов. Российским кандидатам в замещающие родители сложно брать таких детей, поэтому мы работаем с соответствующими землячествами, чтобы эти дети тоже могли найти семью.

    Вторая позиция – дети с инвалидностью. Эту категорию детей российские замещающие родители берут менее охотно, и не потому что они такие черствые, а потому что сложно поставить на ноги такого ребенка - его лечение, образование будут стоить дорого.

    Кстати, очень многие регионы очень грамотно ведут работу по устройству таких детей: семье, которая берет ребенка с инвалидностью оказывают еще большую финансовую поддержку. Это свидетельствует о том, что все же наше общество меняется, становится более открытым, более гуманным и более ответственным в ситуации, когда в России каждый год детей становится меньше на миллион. Поэтому каждая детская судьба должна быть предметом внимания и заботы взрослых.

    "Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается".

    Обсуждение

    Уважаемая Аида!
    У моей знакомой в Казани есть разрешение на опеку, но найти девочку она не может, везде говорят, что девочек нет. Она ищет дошкольницу, можно и первоклашку (у нее есть муж и сын 8 лет). Ездила и в другие города, но там или местным жителям детей отдают или только на усыновление. Может Вы можете помочь, подсказать, вдруг в вашем ДД есть девочка, которой нужно тепло семьи?
    Заранее благодарю за ответ.
    Светлана

    Что-то я не понимаю все равно.

    Выдержки из Федерального закона РФ № 44 от 16 апреля 2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

    К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

    Т.е. я правильно понимаю, что производная информация - это то, что разрешено размещать о ребенке? Но здесь есть в т.ч. и информация о здоровье - "состояние здоровья". Или состояние здоровья - подразумевает просто общие фразы - "здоров\имеет проблемы со здоровьем?"

    При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

    Дети, оставшиеся без попечения родителей – это несовершеннолетние лица, чьи законные представители не имеют возможности заниматься их жизнью, воспитанием и обеспечением. Причины тому могут быть следующие:

    • Ограничение или полное лишение родительских прав и обязанностей;
    • Официальное признание недееспособности;
    • Наличие заболеваний, которые становятся преградой в содержании и воспитании;
    • Лишение свободы;
    • Безвестно пропавшие;
    • Умышлено уклоняющиеся от обеспечения и воспитания.

    Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии социальной помощи получают новорожденные, оставленные в родильном доме сразу после появления на свет. Иногда родители отказываются от них по истечении некоторого времени, когда понимают, что малыш будет для них обузой.

    Так часто поступают семьи, в которых отсутствует экономическое и социальное благополучие или наоборот, они слишком обеспечены и всегда очень заняты. На ребенка просто не остается времени, да и желания, по всей видимости. В таких случаях оформляется официальный отказ. Но некоторые личности не собираются даже оформлять подобные документы, а просто продолжают решать свои проблемы, забыв о ребенке, находящемся в образовательном или медицинском центре.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны забрать несовершеннолетних из той семьи, в которой родители имеют пристрастие к наркотикам и алкоголю, доставив их в детский дом. Несмотря на то, что родители все равно привязаны к своему чаду и периодически проявляют заботу, пребывание в такой обстановке может нанести психологическую травму малышу.

    Где регулируются права таких детей?

    Сегодня количество несовершеннолетних, оказавшихся в подобном сложном положении, превышает сотни тысяч. Но государство не может закрыть на это глаза и пустить на самотек жизнь брошенных малышей. Поэтому всячески старается оказать им необходимую помощь и поддержку, а также дополнительные меры социальной защиты прав несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения.

    Все это регулируется:

    • Семейным Кодексом РФ;
    • Статьей № 44 Федерального Закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16. 04. 01;
    • Статьей № 159 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях сиротам, оставшимся без попечения родителей» от 21. 12. 96.

    После того, как родители отказались от несовершеннолетнего или были лишены соответствующих прав, жизнью малыша занимаются его законные представители, опекуны и попечители или органы опеки.

    Сначала ребенок попадает в руки сотрудников попечительского совета, которые незамедлительно должны заняться его устройством. Малыша могут передать в социальные учреждения или поднадзорные семьи. Органы опеки должны постоянно контролировать, в каких условиях проживает и воспитывается несовершеннолетний.

    Оформление и присвоение статуса социальной сироты

    Как уже известно, лишение родительских обязанностей – это далеко не единственное основание признать детей утратившими попечение. Но каким бы оно не было, у органов опеки есть всего один месяц для того, что бы устроить дальнейшую жизнь несовершеннолетних. Отсчет времени начинается с того момента, когда органами было обнаружено, что ребенок остался один.

    Статус социального сиротства должен быть присвоен официально. Это нужно в первую очередь для того, чтобы ребенок мог получать льготы и социальную поддержку до того момента, пока ему не исполнится 18 лет. Если должным образом не оформить этот статус, то сирота, по достижению совершеннолетия, вряд ли сможет получить социальное жилье. И это довольно серьезно, так как подобные случаи в жизни уже были.

    Кроме того, несостоявшиеся родители несовершеннолетнего часто вспоминают о том, что он у них есть именно тогда, когда ребенок вырастает и добивается колоссальных успехов в жизни. Были и такие ситуации, когда родители, бросившие своих детей в молодости, в старости подают в суд на получение материальной помощи от уже совершеннолетних и обеспеченных родственников. Именно официально оформленный статус может стать преградой в подобном шаге со стороны родителей.

    Присвоение статуса: необходимые документы и нюансы

    Отметим, что оформить подобный статус намного сложнее, чем присвоить сиротство. Для этого государство предусмотрело своеобразный алгоритм действий. Судебными органами должно быть доказано, что ребенок больше не зависит от родителей или не имеет с ними связи. Подобные дела рассматриваются в суде и требуют определенного перечня документов.

    1. Документ, подтверждающий тот факт, что отец и/или мать были лишены свободы и заключены под стражу. Кроме того, понадобится подтверждение о том, что родитель отбывает уголовное наказание в местах лишения свободы из УИН.
    2. Документ, подтверждающий изначальное отсутствие родителей. Это может быть свидетельство о рождении, где в соответствующих графах стоят прочерки, официальный отказ от малыша, справки о принятии его в социальные учреждения как подкидыша или найденыша.
    3. Документ, подтверждающий лишение родительских обязанностей.
    4. Бумаги, указывающие на наличие тяжелых заболеваний матери и/или отца, препятствующих воспитанию малыша. Признание недееспособными.

    Если это необходимо, суд может разрешить представить дополнительные доказательства того, что несовершеннолетний остался без попечения, например, видео или аудио материалы, а также показания свидетелей.

    Кто может выступать инициатором в суде?

    Чтобы присвоить несовершеннолетнему статус социального сиротства, требуется инициатор оформления, который будет выступать в суде. На это имеют полное право:

    • В первую очередь органы опеки и попечительства;
    • Родственники малыша;
    • Сотрудники социальных, медицинских и образовательных служб;
    • Сам несовершеннолетний.

    Последний вариант подразумевает достижения ребенком возраста 14 лет. В этом возрасте несовершеннолетний имеет право просить опеку в письменном виде изъять его из семьи или лишить его родителей прав на дальнейшее воспитание. Но в этом случае только государственные органы могут принять решение о судебном рассмотрении дела.

    Важно! Если служба опеки получила сообщение о том, что условия жизни детей не соответствуют положенному, социальные органы обязаны проверить жилье несовершеннолетних в течение трех суток.

    Каковы формы устройства детей без попечения?

    После оформления и присвоения соответствующего статуса, государственные органы и опека обязаны устроить несовершеннолетнего для дальнейшего проживания в детский дом или приемную семью. Опека устанавливает, куда пристроить ребенка. Существует несколько форм устройства детей, предусмотренных Семейным Кодексов РФ:

    1. Удочерение либо усыновление;
    2. Опекунство и попечительство;
    3. Приемная семья;
    4. Патронатное воспитание;
    5. Гостевая семья;
    6. Детский дом семейного типа.

    Государственные органы, устраивавшие несовершеннолетнего, обязаны учитывать многие факторы. Например, принадлежность к культурам и религиям, этническое происхождение, родной язык.

    Удочерение либо усыновление

    Эта форма остается в приоритете на протяжении уже долгих лет. Ребенка принимают в семью на правах кровного, дают ему свою фамилию и он получает все права, а родители обязанности, аналогичные настоящей семье. Таким образом, несовершеннолетний имеет право на получение алиментов, в случае развода родителей, так же как и родители, будучи в пожилом возрасте имеют право на получение алиментов с уже взрослого ребенка. Кроме того, чадо имеет право претендовать на имущество родителей на правах наследника, а имущество, которое уже было в собственности до усыновления/удочерения, продолжает оставаться у него.

    Опекунство и попечительство

    Такая форма очень распространена и действует на безвозмездной основе. Несовершеннолетнего принимают в семью на правах воспитанника, но фамилия остается прежней. В обязанности опекуна и попечителя входит воспитание, образование, содержание, защита интересов и прав ребенка.

    В большинстве случаев опеку оформляют близкие и дальние родственники малыша. И зачастую такой вариант является временным, до усыновления или удочерения. Установить опеку можно над детьми до 14 лет, если старше – устанавливается попечительство . Согласие несовершеннолетнего на установление опекунства требуется только в том случае, если ему уже исполнилось 10 лет.

    Приемная семья

    В случае с приемной семьей – заключается договор о сроке содержания несовершеннолетних в семье. Ребенка берут на правах воспитанника, его фамилия остается прежней и он не имеет право претендовать ни на какое имущество приемных родителей. Такая форма называется: опека и попечительство на возмездной основе. Приемная семья получает деньги от государства за выполнение обязанностей, прописанных в договоре.

    Какие виды помощи предлагает государство для социальной поддержки?

    Государство дает гарантии оказании социальной помощи и правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей:

    1. Помощь в решении вопросов жилья;
    2. Содействие в получении образования;
    3. Медицинское обслуживание;
    4. Трудовые гарантии.

    Кроме того, семьи, взявшие опеку над детьми, оставшимися без попечения родителей, получают от правительства ежемесячные и единовременные выплаты, пособия и льготы. Что касается пенсии по потере кормильца, то она полагается только тем детям, чьи родители погибли или были признаны умершими судом, а на самом деле – пропали без вести.

    Образование несовершеннолетних

    Государство выделяет финансовую помощь на получение образования таким ученикам. Они получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Питание для таких учеников в школах должно быть бесплатным.

    Кроме этого, несовершеннолетние получают бесплатные путевки на отдых в детских лагерях, за исключением проезда.

    Социальные пособия они продолжают получать даже при поступлении в высшие учебные заведения. Государство оплачивает все дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования и высшего. Стипендия на 50% повышается.

    Жилье и ЖКХ

    Дети, брошенные родителями, по достижении совершеннолетия могут претендовать на получение собственного жилья от государства. Квадратные метры предоставляются только в том случае, если:

    • Отсутствует социальное жилье и собственная недвижимость;
    • Размеры жилья родственников не позволяет прописать социального сироту;
    • Имеющаяся недвижимость, в которой он проживает, не отвечает должным нормам.

    Проживая в доме опекуна, на ЖКХ распространяются льготы, но только на долю квадратных метров несовершеннолетнего. При собственном жилье коммунальные платежи вообще платить не требуется.

    Медицинские услуги

    Бесплатная помощь гарантирована в государственных учреждениях. Несовершеннолетние могут рассчитывать на путевки в санатории и обеспечение лекарственными средствами при наличии на то показаний. Для инвалидов, в зависимости от группы, список бесплатных услуг расширяется.

    Стоит учитывать тот факт, что нажиться на содержании детей, оставшихся без попечения родителей, опекунам не удастся. Органы социальной защиты постоянно контролируют проживание каждого брошенного ребенка.

    Поделиться: