Уши вянут: что делать, если ребенок начал материться. Дети ругаются матом — что делать родителям

Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.

Почему дети ругаются матом

Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:

  • Если вашему малышу от двух до трех лет , то, скорее всего, он завел дружбу с нехорошими словами неосознанно. Возможно, он услышал их где-то случайно, запомнил, а теперь просто повторяет, не понимая их смысла.
  • Четырех- и пятилетки более коварны: к этому возрасту они уже научились понимать, что хорошо, а что плохо, поэтому если такие дети начинают ругаться, то делают это с умыслом. Как правило, их цель – привлечь внимание родителей. Дети быстро осваивают этот прием: если тебя не замечают, нужно совершить что-нибудь эдакое, тогда окажешься в центре внимания, пусть даже негативного.
  • Те, кому от пяти и больше , могут ругаться в знак протеста против того, что им кажется деспотизмом и произволом старшего поколения. В этом возрасте дети кажутся самим себе уже очень взрослыми, они готовы отстаивать свою независимость любыми способами, в том числе и через нецензурную брань.
  • Иную цель, используя в своей речи матерные выражения, преследуют подростки : подобные слова помогают им самоутверждаться в среде сверстников, зарабатывать авторитет и не быть белой вороной.

Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:

  • Ребенок в принципе не научен выражать отрицательные эмоции. Обида, гнев, разочарование, злость – все эти чувства требуют выхода, проще всего получить психологическую разрядку через ругательства.
  • Нецензурная брань помогает робким и застенчивым детям преодолевать страх перед чем бы то ни было – другими людьми, проблемами, жизненными переменами. Ругательства всем неуверенным в себе людям, в том числе и маленьким, дарят иллюзию могущества.
  • Ребенок всего лишь повторяет то, что слышит дома. Даже если ваша семья претендует на звание интеллигентной и добропорядочной, достаточно одного сказанного в сердцах бранного слова, чтобы ребенок его запомнил и ввел в свой лексикон.

Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.

Основные ошибки родителей, чьи дети ругаются матом

Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :

  • Наказывать за использование мата физически: бить по губам или заставлять полоскать рот мылом. Это не только не исправит ситуацию, но и сделает вас с ребенком врагами. Более того, физическое воздействие может нанести вред его психическому здоровью.
  • Безапелляционно запрещать ругаться. Как правило, дети не понимают, что значит «нельзя, и всё». Для них это не аргумент. Им обязательно нужно объяснять, почему нельзя.
  • Давать понять ребенку, что его способность употреблять бранные слова вас веселит, и переводить подобные ситуации в шутку. Ребенок, видя, что вам от его сквернословия весело, вряд ли будет отказывать себе в удовольствии доставлять вам радость снова и снова.
  • Стыдить ребенка при посторонних людях. Он только озлобится и замкнется, а ругаться от обиды на вас будет еще больше.
  • Пытать ребенка на предмет «кто тебя этому научил» или «где ты нахватался подобной гадости». Источник, скорее всего, так и останется неизвестен, но ваша агрессия отношения с ребенком испортит.
  • Не допускать воспитательного диссонанса: то, что не позволено ребенку, должно быть запрещено и вам. Невозможно добиться правильного вербального поведения от людей, если вы сами не стесняетесь в выражениях.
  • Попытаться изолировать ребенка от внешнего мира. В условиях современной информационной открытости это абсолютно невыполнимая задача.

Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.

Как отучить ребенка ругаться матом

Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.

С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:

  • Объяснять ребенку-дошкольнику, что есть хорошие слова, а есть плохие и что употребление последних в вашей семье не приветствуется, потому что ваша семья живет по правилам красивого языка. Можно привести пример: ругаться – это как ковыряться в носу или плеваться. Большинство людей некрасивые слова обижают, ты же не хочешь, наш дорогой, обижать людей и выставлять себя как невоспитанного и грубого человека?
  • Формировать у ребенка-школьника правильную самооценку. Он должен усвоить, что значим сам по себе, а не потому, что умеет употреблять в своей речи скверные слова. А если ему так хочется быть непохожим на других, то жизнь может предложить немало вариантов для личных достижений в разных сферах: спорте, творчестве, учебе.
  • Чтобы помочь матерящемуся ребенку-подростку, нужно призвать на помощь мнения авторитетных лиц. Хорошо, если таковыми в его глазах являетесь вы, его родители. Тот факт, что люди, которых ценят, не ругаются матом, но при этом пользуются уважением окружающих, может заставить вашего отпрыска задуматься о целесообразности употребления неприличных слов.
  • Не оставлять ребенка один на один с жизненными проблемами. Одиночество – психологическое и социальное – порождает страх, а страх легко преодолевается через сквернословие. Будьте рядом, и ребенку не придется защищаться от враждебного мира негативной лексикой.
  • Наблюдать за кругом общения ребенка. Изолировать его от большой жизни не получится, но скорректировать детский круг общения или повлиять на него через воспитателей в детском саду или школьных педагогов вполне возможно. Помогайте ребенку дружить – приглашайте в гости его сверстников, разговаривайте с ними. Пусть дети видят пример адекватного интересного общения.
  • Научить ребенка выражать эмоции другими словами – то есть нужно придумать альтернативу брани.
  • Давать понять ребенку, что ругательства не украшают человека и что другим может быть за него стыдно. Извиняйтесь каждый раз за своего ребенка перед людьми так, чтобы он слышал и понимал, что вам за него неловко. Предупредите, что вы его любите, но вряд ли сможете взять с собой в приличное место, если он не перестанет ругаться.
  • Ограничить просмотр телевизора и следить за тем, какие сайты ребенок посещает в Интернете.
  • Следить за собственной речью. Бывает, что взрослые даже не замечают, как бранные слова проникают в их разговор, а дети тем временем тихо берут с них пример.

Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.

Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.

Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными, добрыми и мелодичными, а другие отвратительными, неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: бля, бля, бля. Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей? Но если посмотреть, чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком "бля" прыгает по воде.

Кто виноват?

Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.

Очень плохо, когда в семье отец и мать меняются ролями. Мать занимается воспитанием, а отец пассивно наблюдает за этим со стороны и не вмешивается в процесс. ОТЕЦ, как глава семьи, отвечает за всех. Он - главный добытчик, закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери - это внимание, забота, нежность и любовь. Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.

Если без мата нельзя, значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте. Либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно. А иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.

Иногда мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки. А потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу. Чтобы не обогатить словарный запас своего ребенка новым "грязным" словом.

Почему дети используют мат?

Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен. И они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции. Поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте. И будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

Что делать?

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте как будет реагировать ребенок. В случает, если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию. Или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, после чего потеряет к нему интерес и забудет о нем. В противном случае, когда ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, вероятнее всего, слово это он просто где-то "подцепил". И если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка. Ведь вам, именно вам, и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Приложите усилие, сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность. Скажите что-нибудь в роде "ну да, бывает", улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно все объяснить. Расскажите ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку что они значат. И скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря "Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика - это какая же зависимость как курение и алкоголь. И как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Сложнее, если ребенок ровняется на "звездного кумира". Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и авторитетный образец для подражания.

9. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).

Чего делать нельзя.

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если уж вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, это значит, что ВСЕМ нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя" и т.д.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово еще не делает его маньяком-рецидивистом.

Нельзя просто запретить ругаться матом ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату .

Немного истории.

Матерный жаргон уже давно закрепился и в фольклоре, и в разговорной речи, и даже в литературе. Выражение "вашу мать" дало название целому языковому пласту, определив его как мат. Пласту довольно емкому, образному и эмоциональному. Достаточно двух - трех слов, чтобы все стало понятно. Однако все богатство матерной лексики в речи не используется, употребляются в основном лишь несколько существительных, столько же образованных от них прилагательных, также не более десяти глаголов, отглагольных форм и наречий. Очень редко можно встретить большое разнообразие и изобретательность в этой форме словесности.

Мат - это древнее явление, присущее многим народам. У восточных славян существовал языческий культ плодородия, вера в мистическое единение земли и неба. С помощью мата язычники отпугивали нечистую силу. Во время языческих свадебных обрядов пели так называемые "корильные песни", содержащие оскорбления жениха, дабы супруге не пришлось ругать его в семейной жизни. Также считали, что матюги помогают от порчи и от сглаза.

Славяне успешно пользовались матом не только в языческих обрядах. Так, одна славянка сообщает в берестяной записке, датированной VII веком, своей подруге, что их общая знакомая выходи замуж, поэтому подруга срочно должна вернуть долг в две гривны. Чтобы подруга лучше поняла важность сообщения, славянка кроет должницу матом, который с VII века нисколько не изменился.

Запреты на "грязные" слова появились с принятием христианства. Так же как и запреты на языческие культы и обряды. В IV веке Иоанн Златоуст говорил: "Ежели кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отымет и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова".

В Советском союзе мата не было также как и секса. Впервые "культурный" мат появился в фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". Так началось проникновение мата в кино, в театр, в литературу и на эстраду.

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на "грязности" понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанcком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями.

Но несмотря на все вышесказанное мат исчезает, потому что к нему привыкли. И по мнению ученых может скоро исчезнуть. Возможно, его заменить новый матерный язык.

Многие считают, что мат в России давно стал частью культуры. Но все мы прекрасно понимаем, что любые нецензурные выражения звучат неприятно и грубо, особенно если исходят от подростков и детей. Многие родители отчаянно пытаются бороться с этой привычкой своих детей, вставлять в речь непристойные слова и выражения. Что делать, если ребенок ругается матом? Для начала, давайте разберемся, почему дети ругаются матом. Ведь на это может быть множество причин, в зависимости от возраста ребенка, а также от его окружения.

Ребенок начал ругаться матом

Когда совсем еще маленькие дети начинают употреблять нецензурные слова, родители чувствуют неловкость, а порой даже стыд. Но на самом деле стыдиться нечего, ведь малыши до 4-5 лет еще не понимают, что говорят. Они повторяют все, что слышат от взрослых. И не обязательно примером непристойных выражений являются родители ребенка. Малыши могут подхватить крепкие словечки в общественном транспорте, на прогулке, или даже из телевизора. Мы ведь не обращаем внимания, когда ругаются взрослые дядечки в различных телевизионных шоу, а начинаем хвататься за голову, когда эти же слова вылетают из уст наших любимых деток. Поэтому если Ваш ребенок начал ругаться матом , в первый раз не стоит обращать на это внимания, так как велика вероятность того, что ребенок просто забудет это слово. Если же малыш все равно его повторяет, скажите, что это некрасиво, но не реагируйте слишком уж эмоционально. Ведь ребенок может подумать, что именно это слово помогает ему привлечь Ваше внимание, и с этой целью начнет повторять его снова и снова.

Важно отметить, что с появлением ребенка, родители должны начинать следить и за своей речью. Глупо полагать, что ребенок не слушает Ваши разговоры. Еще и как слушает, и особенно в тех местах, когда Вы наиболее эмоциональны, как раз тогда, когда у Вас и проскальзывают нецензурные выражения.

Теперь поговорим, что делать, если ребенок ругается матом в школьном возрасте. Дети старше 5 лет уже отлично понимают смысл произнесенных слов. И когда они используют непристойные словечки, они знают, что делают. Вопрос, с какой целью они это делают. Чаще всего такие детки либо пытаются выплеснуть свои негативные эмоции, и, как Вы понимаете, делают это крайне неумело, либо просто пытаются привлечь Ваше внимание своим плохим поведением.

Психологи считают, что негативные эмоции в младшем школьном возрасте – это явление совершенно нормальное, и как раз даже больше положительное. Оно свидетельствует о том, что ребенок растет и становится эмоционально зрелым. И если он пока что дает выход своим отрицательным эмоциям при помощи нецензурных выражений, то именно родители должны научить его выражать свои переживания более культурно (но при этом, заметьте, ни в коем случае нельзя держать негатив в себе).

Если малыш злится, даже на Вас, родителей, пускай он покричит и потопает ножками, но научите его говорить вместо матов, например «ты плохая!», а лучше всего «ты плохо поступила!», «ты плохо сделал!». С одной стороны, малыш выразит свой протест, ведь если он недоволен, то, по-видимому, Вы действительно что-то сделали не так, а с другой стороны, любая критика должна быть цивилизованной, а главное, конструктивной.

И постарайтесь уделять своему ребенку достаточно внимания. В педагогике и психологии существует огромное множество примеров, когда дети начинают себя плохо вести, отставать в учебе и ругаться матом только для того, чтобы мама уделила время на занятия с ним по отстающим предметам или на воспитательную беседу. В наше время, родители так заняты на работе, что дети просто вынуждены прибегать к подобным хитростям, чтобы заполучить такие необходимые для них минуты родительского внимания.

И, наконец, поговорим, что делать, если ребенок ругается матом в подростковом возрасте. Этот вопрос наиболее сложно разрешимый. Ведь подростки большую часть времени проводят с друзьями, а не с родителями. Поэтому на них очень трудно повлиять.

Очень часто ребята в подростковом возрасте пытаются защититься при помощи нецензурных выражений. От чего защищаются? – от трудностей взрослого мира. Ведь именно в это время на их плечи ложится все больше и больше ответственности. Поэтому они стараются быть сильнее и взрослее. Когда мамы постоянно нет рядом, родители помогают только в очень серьезных делах, а все мелкие трудности нужно решать самостоятельно, преодолевая стеснение и страх, как раз тогда на помощь и приходят неприличные выражения. Если Ваш ребенок хорошо воспитан, то, скорее всего, все эти словечки очень скоро исчезнут из его лексикона. Нужно лишь подождать, когда он перерастет , периодически ненавязчиво напоминая, что нужно следить за своей речью.

Если же ребенок попадает в такое окружение, где непристойные выражения считаются нормой, возможно, это единственный способ выжить в такой среде. Поэтому заранее думайте, в какую школу отдавать ребенка, и в каком районе города лучше жить. Ведь мат в таком случае, это не единственная культурная проблема, с которой столкнется Ваш ребенок.

Как отучить ребенка ругаться матом?

Если говорить в общем, как отучить ребенка ругаться матом, то первый совет, который дают психологи, - не стоит его за это сильно ругать и бурно реагировать. И ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка за маты, используя подобные неприличные выражения. Ваша реакция должна быть сдержанной.

Но в то же время, если у Вашего ребенка существует реальная проблема с речью, не надо уступать. В младшем школьном возрасте можете его даже наказывать за брань. Например, можете лишить его , или любимой приставки на несколько дней. И за каждое непристойное выражений смело увеличивайте срок. Такие наказания помогут ребенку отучиться от матерных выражений и заставят его понять, что эти действия неприемлемы в обществе. Конечно, у него будет возможность выражаться так, как он захочет, за пределами Вашего дома, но у него в голове будет четкое понимание того, что это отрицательный поступок, который его родители не одобряют.

Всем доброго времени суток! Сегодня поговорим о том, что делать если ваш ребенок стал матерится. Как поступить в данной ситуации и каковы причины. Дам на этот счет несколько советов.

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее

Нецензурные высказывания крепко засели в лексиконе людей разного поколения. Они уже не вызывают ни презрения, ни поощрения. Ругательства насыщены эмоциями, подчеркивают образность мысли, снимают напряжение. Сказав несколько слов матом, собеседник легко поймет суть затронутого вопроса. Давайте рассмотрим основные причины, почему ваш ребенок ругается матом.

Основные причины сквернословия

К сожалению, проблема использования мата касается любой семьи. В речи шкодливого ребенка или прилежной ученицы могут встретиться пара-тройка горячих словечек. Это считается нормой, если дети матерятся, потому что они не осознают значения данному слову. Отношение к употреблению матерных слов меняется в зависимости от возрастного периода:

  1. Ребёнок 3-5 лет подражает окружающим, не отличает хорошего от плохого. Некоторые родители намеренно учат этим словам ради шутки. Это объясняется бедным словарным запасом, необразованностью данной категории семей.
  2. В возрасте 5-7 лет ребёнок матерится, чтобы выразить протест против воспитательных мер. Данный возраст характеризуется кризисом взросления. В этот период у ребёнка происходит и к новым условиям. Поэтому снижается стрессоустойчивость психики и ребенок, сам того не понимая, браниться.
  3. Школьники младших классов (возраст 8-12 лет) уже знают про отрицательный смысл мата и неуместное его употребление в обществе.
  4. Старшие школьники и подростки (12-14 лет и старше) сквернословят осознанно.

Организм претерпевает гормональные изменения. Появляется возбудимость, эмоциональная неустойчивость, чувство взросления. Старшие школьники начинают следовать негласному правилу: «Мы уже не дети и нам положено». Подростки зарабатывают авторитет среди сверстников данными высказываниями. Ругательства снижают волнение, напряжение.


Что бы отучить ребенка говорить не цензурной речью, нужно:

Во-первых, необходимо выяснить у ребенка, понимает ли он то, что говорит. Следует объяснить ему о плохом назначении высказываний. Если малыш использует их к месту, выражая свой гнев, обратите его внимание на отсутствие интереса окружающих людей общаться в таком русле. В случае нежелания подчиниться родителям поможет принцип игнорирования. Не стоит обращать внимание на просьбы с матом. Малыш вскоре поймет причину и будет следить за своей речью.

Во-вторых, важно научить ребёнка контролировать негативные эмоции, отвлекаться от проблем, искать выход из затруднительных ситуаций.

В-третьих, возможен совет психологов. Сравните брань с пагубной привычкой (алкоголизм, наркомания). Чем больше используется жаргон, тем ниже падаешь в глазах близких людей и сверстников. Этот метод больше подойдет для взрослых детей.

В-четвертых, прилюдное и физическое наказание снижает вероятность понимания неуместного употребления грубых слов. Ребенок на агрессию отвечает грубостью, тем самым привычка материться укореняется в сознании.

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова , и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.

Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально : «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо : «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо : «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Поделиться: