Умение ребенка в 7 месяцев. Календарь развития семимесячного ребенка

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Тем родителям, кто пристально следит за своим малышом, интересно знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Есть нормы развития младенцев, исходя из которых судят о здоровье ребенка, корректируют его поведение. До года грудничок должен освоить очень много навыков, поэтому важно не пропустить ничего и быть готовым в нужный момент помочь ему освоиться в окружающем мире.

В семь месяцев прибавка в весе составляет примерно 600 грамм, а вырастает малыш на 2 сантиметра. Пропорции тела все больше меняются, и обхват грудной клетки должен быть больше обхвата головы. В норме дети в этом возрасте весят 7,6-8,3 килограмм, а рост составляет 67,3-69,2 сантиметра. Мальчики обычно крупнее девочек. Окружность головы – 43-44 сантиметра, а грудной клетки – 44,5-45,5 сантиметров.

Девочки

Минимальный и максимальный вес для здоровой девочки в 7 месяцев составляет 6,0 и 9,8 килограмм. Рост варьируется от 62,7 до 71,9 сантиметров.

Мальчика

Граничные показатели веса мальчика составляют 6,7 и 10,3 килограмма, а вырастают они от 64,8 до 73,5 сантиметров.

Какие навыки развиваются в 7 месяцев

Важная составляющая развития 7-месячного ребенка – это возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве, улучшение мелкой моторики и появление более сложных эмоций, страхов.

Нервно-психическое развитие

Ребенок хорошо осознает речь родителей. Он выучил не только свое имя, но и слово «Нельзя». Малыш на седьмой месяц понимает значение запретов, и его они очень огорчают. Он может показывать пальчиком на определенные предметы. Понимает, что спрятанная игрушка не исчезла бесследно. По мимике, жестам и голосу различает, какие эмоции испытывают окружающие.

Наблюдается более интенсивное развитие правого полушария мозга, отвечающего за левую половину тела. Если ребенок стал чаще использовать левую руку, это временное явление.

Познание окружающего мира

Он научился держать в руках маленькие предметы двумя пальцами, хорошо владеет обеими руками. Его интересуют все «звучащие» игрушки, и ребенок осознано ими шумит. Малыш гремит погремушками, стучит по кнопкам музыкальных игрушек. Ему интересно открывать и закрывать коробки. Продолжает все пробовать и выявлять новые свойства предметов.

Любит слушать потешки, стихи, рассматривает книжки с картинками, может переворачивать страницы, если они толстые и не рвущиеся.

Улучшаются двигательные навыки

Основной навык этого возраста – уверенное сидение. Но все детки развиваются по своему, поэтому к 7-ми месяцам они могут:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно сидеть, но сами сесть еще не могут;
  • ползать, иногда задом наперед, на четвереньках или на животе;
  • стоять у опоры и пробовать делать первые шаги, держась за ограждение;
  • пытаться самостоятельно встать на ноги, хватаясь за опоры и свисающие вещи.

Внимание! Нельзя оставлять свисать стола скатерти, бросать на столе и близко к краю горячие и острые предметы. Младенец может опрокинуть все на себя.

Эмоции

Он очень привязан к маме, и ее отсутствие вызывает плач. Может прятаться на плече, стесняясь некоторых людей, или, наоборот, рассматривает заинтересовавших его. Сам выражает свои эмоции, отворачиваясь или прижимаясь к человеку. Может подружиться с другими младенцами.

Развивается речь

Лепет значительно усложняется. На седьмом месяце дети уверенно пользуются слогами, где задействован язык: ма-ма, ба-ба, ла-ла, та-та и другие. Он может выстраивать их цепочкой. Продолжает экспериментировать с громкостью и тональностью звуков, иногда подпевает музыке. Очень важно разговаривать в его присутствии только в доброжелательном тоне.

Зрение и слух грудничка

На этом этапе жизни младенца зрение и слух полностью сформированы. Ребенок реагирует даже на тихие звуки, может обернуться, когда к нему обращаются. Во время дневного сна оставляйте звуковой фон (телевизор, радио), чтобы позже он не просыпался от малейшего шороха. Он отлично видит даже быстро движущиеся объекты, различает оттенки цветов.

Развиваем в ребенке умение принимать решение

Даем ребенку взять в руки по игрушке. Предлагаем ему третью. В 7 месяцев младенец задумается и бросит одну из игрушек, чтобы взять новую.

Во время поворотов он учится принимать решения, куда поворачиваться, если рядом твердый предмет или преграда.

Что можно давать младенцу из еды

У многих уже прорезались зубки, они уверенно едят с ложки и могут самостоятельно пить из бутылочки. Их можно начать поить из чашки, придерживая. В рацион грудничка к этому моменту уже входят овощи и каши. Каши однокомпонентные, безглютеновые: кукуруза, гречка, рис. Из фруктов дают пробовать грушу, сливу, персики, яблоки и чернослив. Добавляют новые овощи: морковка, шпинат, тыква и картошка.

Если прикорм начали в 4 месяца, то знакомят с мясом (телятина, кролик, кура, индейка) и яичным желтком. Уже 1-2 кормления полностью заменены обычной едой.

По каким признакам определить, что ребенок развивается правильно?

Каждый младенец развивается в своем темпе. Но есть несколько признаков, которые в этом возрасте должны насторожить родителей:

  • не делает попытки перевернуться или сесть;
  • не играет, не стучит кубиками по столу, не повторяет за мамой действия (возможно, это вызвано простой усталостью);
  • нет эмоциональной связи с родителями, никак не реагирует на объятья, их перемещение, отсутствие;
  • не реагирует на звуки, не пытается привлечь к себе внимание;
  • не пробует разговаривать, не лепечет;
  • не ощупывает предметы и не пытается их попробовать на зуб;
  • в вертикальном положении не делает опору на ноги;
  • не следит глазами за движущимися предметами, пытается их поймать.

Тест на развитие малыша

Понять, какие навыки уже приобрел ребенок, очень просто:

  1. Положите ребенка на спинку. Он за игрушкой поворачивается на бочок, на живот в обе стороны.
  2. Сядьте с ребенком за стол. Он может перекладывать на нем вещи, стучать руками, хвататься за край.
  3. Проигнорируйте ребенка, это должно заставить его требовать внимания: хнычет, пытается перехватить ваш взгляд.
  4. Страх перед незнакомцами отступает, малыш интересуется новыми людьми.
  5. Накройте пеленкой лицо лежащего ребенка, он сам от нее освободится.

Необходимые обследования семимесячного малыша

В этом месяце с ребенком необходимо пройти плановый осмотр педиатра, никаких других врачей не посещают. По календарю прививок нет вакцинации, если не произошло смещения графика.

Проблемы, которые могут возникнуть

На этом этапе развития ребенка родителей могут беспокоить:

  • проблемы со сном и засыпанием из-за сильной физической активности в дневное время;
  • боязнь незнакомцев – ребенок хорошо отличает своих от чужих;
  • отказ от прикорма – грудничок настолько привыкает к груди, что не хочет пробовать незнакомый продукт;
  • болезненные ощущения при прорезывании зубов.

Достаточно окружить ребенка любовью и заботой, чтобы помочь побороть страхи, облегчить боли.

Что предпринимать при отклонениях

Если ребенок в своем развитии отстает от сверстников, это должно насторожить родителей. Желательно вести дневник, где записываются все достижения малыша. Это поможет выявить патологию на раннем сроке.

К какому врачу стоит обращаться

Все вопросы, связанные с развитием в 7 месяцев, задают опытному педиатру. Он может проанализировать показатели ребенка. При необходимости назначают консультацию у невролога, назначают лечебный массаж.

Игры и занятия для дитя

Каждый день малыши учатся делать что-то новое, приобретают новые навыки. Родителям очень важно поощрять любознательность, продолжать делать зарядку, учить, как играть с новыми игрушками. В этом возрасте им интересны пирамидки, неваляшки, юла, книги.

Потягушки

Это игровой вариант утренней гимнастики, который помогает укрепить эмоциональную связь с родителями. Вместе с прочтением стиха нужно повторять действия.

«Потягушки-потягушечки,
Оторвались от подушечки.
Ножки задрали,
Ими поболтали.
Ручки подняли,
Маму обняли.
Улыбнулись, покрутились
И обратно повалились!»

Изучаем части тела

Предложите грудничку большую тряпичную куклу. Пусть он сам трогает различные ее части, шевелит ручками и ножками. Все его действия сопровождайте комментариями – что он делает, и какой части тела касается.

Разминка для пальчиков

Стимулируют развитие мелкой моторики игры с пальчиками:

  • на раскрытой ладошке рисуем улитки;
  • пропускаем ленточку между пальчиками;
  • сгибаем и разгибаем пальчики, играя в семью (пальчики превращаются в бабушку и дедушку, маму и папу, а мизинчик – сам малыш);
  • «одеваем» пальчики в бигуди.

Прятки

Играем с игрушками. Есть два варианта игры. В первом случае мама на глазах ребенка прячет игрушку под одеяло или за стул. Малыш должен раскрыть ее местоположение. Второй вариант, когда игрушку убирают частично, так, что наружи остается ее часть, но ребенок не видит момента «пряток». После его просят отыскать ее. Если эти варианты игр уже освоены, можно перейти к настоящим пряткам.

Игры с мячом

Ручки достаточно хорошо развиты, чтобы брать небольшие резиновые мячики. Научите ребенка катать их перед собой и бросать на пол или в коробку. Более крупный резиновый мячик можно привязать и подвесить над ребенком. Покажите ему, как он раскачивается при ударах, пусть повторит сам.

Игры в ванной

Во время купания в воду можно опускать плавающие резиновые или любые другие предметы. Пусть малыш поймает их ручками. Сопроводите его действия придуманными историями про игрушки.

Научите его плавать на спине, набрав 5-10 сантиметров воды и оставив его так полежать. Наблюдайте, как ребенок будет двигать ручками и ножками.

Перед сном

Чтобы помочь ребенку заснуть, можно завести вечерние ритуалы. Семимесячный ребенок может вместе с родителями читать книжку перед сном. В ней должны быть большие яркие картинки. Пусть ребенок, сидя на коленях мамы или папы, сам переворачивает страницы, а картинки стоит сопровождать историями. Выключение света стоит сопровождать соответствующей фразой. Очень скоро ребенок поймет ее значение.

Вот 6 первых месяцев остались позади, и темпы роста малыша начали снижаться. Пора изучить подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик). Он уже достаточно крепкий: все члены семьи берут на руки, могут играть с ним спокойно, не боясь навредить каким-то образом. Малыш постоянный гость своего двора и песочницы, где мамы делятся друг с другом всеми новостями, сравнивают темпы развития своих детей.

Развитие навыков ребенка (мальчика) в 7 месяцев: способы

Физически ребенок к 7 месяцам становится активней и сильнее: он лучше владеет своим телом. Проявляется умение обращаться с игрушками – двигать их, поднимать и бросать по желанию, а не дожидаясь, когда упадут сами.

К 7 месяцам малыши уже активно передвигаются – ползают и каждый выбирает свой способ. Могут задом наперед или наоборот, это не критично. При ручной поддержке полугодовалые дети спокойно стоят.

В такое время можно заметить возможное отклонение – когда малышу удобнее на цыпочках – если поставить на стопу, сначала тянет носочки. Это признак родовой травмы и помочь может лишь невролог. Он проведет обследования и назначит курс лечения, возможно, достаточно будет лишь массажа.

Как только малыш научился ползать, родителям нужно удвоить бдительность и не уповать на недосягаемость опасных предметов для маленького исследователя. Лучше все перепроверить и убрать подальше, чтобы малыш травмирующие предметы вообще не видел. Закрыть все дверцы шкафов, обезопасить розетки, убирать с края стола острые предметы, тарелки тоже не оставлять на видном месте.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев — мальчиков не нужно перекладывать, они активно меняют положение, лежа то на животе, на боку, на спине. При этом осознанно тормозят, наткнувшись на препятствие – бок кровати или подушка дивана, край манежа.

Еще к 7 месяцам малыш отлично умеет сидеть. Неважно где – на стульчике, на скамейке, на полу. Причем с ровной спинкой и долго, как захочет, без поддержки. Более того, малыш может пытаться сесть из положения лёжа и, если слегка помогать ему, вполне добивается своего.

Что делать, если мальчик не хочет учиться какому-нибудь навыку

В первую очередь, не расстраиваться. Дети к 7 месяцам быстро учатся новому, они активно познают мир и сами, но наблюдая за развитием ребенка, родители хотят помочь, и когда малыш не выказывает интереса, им становится тревожно. Особенно если речь идет о ключевых навыках.

Например, к 7 месяцам ребенок еще не ползает и даже примеры родителей его не слишком вдохновляют. Это не повод для паники, ведь бывают дети, которые могут наблюдать, но сделать по-своему. Один ребенок может ползать обычным способом, или сидя на попе помогать себе руками и ногами, третьему проще тянуться к нужным предметам, не двигаясь с места. Может, крохе это не слишком интересно, и он осваивает новые способы сидеть или его больше интересует новая пирамидка.

Заставить малыша в 7 месяцев делать что-либо насильно не стоит. Во-первых, он просто не поймет, зачем это нужно, во-вторых, в будущем насильно прививаемый навык, потом либо быстро забудется, либо он просто будет опасаться применять его. Велика вероятность, что малыш просто не поймет, что хотят и почему сердятся. Лучше работать над его интересом. Например, уча ребенка ползать или перекатываться, родители могут использовать любимые игрушки, располагая их, чтобы малышу нужно было двигаться к ним. Он почувствует необходимость и начнет ползать или перекатываться (в зависимости от изучаемого навыка).

Иногда поведение ребенка меняется. В 5 месяцев он спокойно переворачивался, а к 7 –перестал. Тоже не стоит слишком переживать, возможно, малыш просто переключил внимание и перевороты вспомнит потом, когда пригодятся.

Дабы выяснить, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), Комаровский провел специальные исследования и написал подробное руководство для всех родителей, глядя на которое могут отслеживать гармоничное развитие своих ребятишек.

Согласно ему, каждый ребенок познает мир со своей точки зрения, и подогнать его к стандартам пустое занятие. Родители должны изучать поведение, поддерживать малыша и мягко корректировать его. Однако, Комаровский перечисляет тот минимум, которым должны владеть дети в 7 месяцев:

  • сидеть на любой поверхности, главное без поддержки;
  • ползать – любым удобным для малыша способом;
  • вставать – при поддержке взрослых или опираясь на что-нибудь;
  • пользоваться предметами – бросать игрушки, подтягивать их, вертеть в руках;
  • узнавать лица родителей, реагировать на их появление;
  • произносить разные звуки;
  • реагировать на свое имя.

Однако с оговоркой, что не 100% детей к 7 месяцам могут совершать перечисленные действия.

Помочь мальчику в развитии умений в 7 месяцев: способы

  • Малыш не может вставать на коленки, но любит ползать на животе – следует помочь ему разобраться с новым положением, показывать, как двигаться. Потихоньку он поймет, что так передвигаться быстрее.
  • Нравится посуда – посадить малыша на его стульчик при кормлении, вручить любимую ложку и тарелку с кашей. Пусть пробует, ест. Главное не беспокоится за пол на кухне, и взять тарелку не бьющуюся. Пусть даже лезет в нее руками – так он развивает и моторику пальцев.
  • Любит возиться с мелкими игрушками – пожалуйста! Главное следить, чтобы случайно не съел что-то из них. Если кроха любит сидеть, мало двигаясь, поможет хитрость. Надо расположить несколько любимых игрушек на небольшом расстоянии. Чтобы он видел, но сидя дотянуться не мог. Малыш быстро прикинет варианты, и переместиться к ним. Постепенно он поймет прелести движения.
  • Отстает в проявлении эмоций, мало «гулит» — стоит чаще брать к себе, обнимать, петь песни, рассказывать что-нибудь, общаться с ним, играть.

О том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик) на видео расскажут подробно.

Вопросы безопасности

С момента повышенной активности малыша родители должны каждый раз внимательно «обходить территорию», убирая все опасные предметы в недоступные места. Пульты, телефоны, сумки. Если же кроха все-таки нашел какой-то важный предмет и немедленно его обслюнявил, ругать не стоит. Ведь малышу просто интересно и вот так он узнает больше о мире вокруг. Это скорее сигнал взрослым, что нужно быть внимательней. Словом «Нельзя» родители должны пользоваться в крайних случаях, когда это действительно опасно:

  • Ему нельзя касаться острых и режущих предметов;
  • Ему нельзя приближаться к плите;
  • Ему нельзя трогать розетки, выключатели, провода;
  • Ему нельзя баловаться со спичками.

Так ребенок будет чувствовать разницу между ценными предметами, прикасаться к которым не желательно и действительно опасными. Частое использование запретов лишает их ценности для крохи.

Ребенок активно развивается, плавно переходя от одного этапа к другому. Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Четких рамок, в пределах которых происходит развитие навыков, практически нет. Процесс может быть как затяжным, так и стремительным. К примеру, зубы – могут прорезаться 2 месяца, а могут пару недель. Взяв за основу статистические данные, считается, что 7 месячный малыш должен уметь делать некоторые физические действия и обладать определенным психологическим навыком.

Физические умения ребенка в 7 месяцев

  1. Зубы. Как правило, прорезаться начинают с 5-6 месяцев. На 7 месяц, ребенок является счастливым обладателем 2х передних нижних резцов. Возможно, начинают расти верхние. В редких случаях, к 7 месяцу зубы еще не пробили десну, или только начинают расти. Особенно беспокоится не о чем, но лучше поинтересоваться у педиатра – возможен низкий уровень кальция или проблемы с деснами. Зубы – отдельная тема, ведь они доставляют боль, дискомфорт, повышают температуру;
  2. Полностью освоил перевороты и совершает их в любом направлении. Детки используют их как средство передвижения. Перебраться из одного края дивана в другой, для них не составит труда. Оставлять ребенка одного за пределами детской кроватки с высокими бортами нельзя! Некоторые уже на 7-ой месяц могут совершать попытки вставать;
  3. Пробует вставать. Процесс будет вялым, неуверенным и не всегда увенчается успехом, но зная о законе подлости, скорее всего у ребенка это получится именно в тот момент, когда никого не будет рядом. Сидеть одному в кроватке скучно, а вот поэкспериментировать – отличный способ развлечения. Ребенок будет хвататься за бортики и вставать. Практически всегда, будет падать, как косолапый мишка, однако стоит отметить, что падения при попытках научиться стоять, не вызывают у крохи плача. Сам процесс вызывает восторг и заинтересованность – Когда ребенок начинает ходить;
  4. Ребенок должен уметь сидеть. Может садиться сам, некоторым требуется помощь. Возможно, сама поза будет «вразвалочку», а движения корпуса дерганые, ведь контролировать равновесие и тело еще трудно, но сам факт сидения важен — Когда ребенок начинает сидеть.

К 7 месяцу ребенок должен уметь самостоятельно передвигаться. Есть 2 варианта:

Ползком. Наиболее распространенный и логический этап, после умения лежать на животе. Научившись управлять ручками и держать опору только на одну из них, естественный природный позыв «ползти к цели» возьмет свое. Ползать ребенок может как вперед, так и назад.

— Четвереньки. Ребенок может встать на 4 точки после того, как научится ползать, а может миновать стадию «по-пластунски» и сразу перейти к более быстрому способу передвижения.

Опять-таки, период очень расплывчат. Некоторые уже в 6 месяцев уверенно бегают на четвереньках, а другие до 8-ого месяца лежат на животике, а потом сразу идут. Особо впечатлительным родителям, можно сходить на консультацию к педиатру, и уточнить состояние здоровья крохи.

Навык В чем проявляется
Рефлексы хождения Проявят себя, если держать ребенка за подмышки и поставить на твердую поверхность. Малыш будет «пританцовывать» гораздо меньше, чем на 6 месяце, и пытаться сделать шаги.
Улучшенная координация Позволяет использовать 2 руки одновременно, а движения менее резкие и дерганые.
Развитие работы рук и зрительная координация Дают возможность самостоятельно держать бутылочку и осознанно ее использовать по назначению.
Некоторые дети могут пить из чашки Большинство спокойно едят прикорм с чайной ложечки, захватывая и ее и еду губами. Прочтите: как научить ребенка пользоваться ложкой и чашкой.

Речь и эмоции семимесячных детей

На 7 месяц улучшается зрительный контакт и память. Ребенок запоминает лица и предметы, интересуется игрушками, направленными на визуальные различия.

  1. Книги. Твердые картонные книги, с большими, яркими рисунками, без множества мелких деталей заинтересовывают кроху. Их можно брать в ручки и пытаться листать самому, можно куснуть, постучать ими об пол или кровать, можно долго и внимательно рассматривать изображения. Удобно знакомить ребенка с животными, овощами и фруктами, при помощи таких книг. Крупный рисунок хорошо различить и запомнить.
  2. Хорошо воспринимаются развивающие игры. Пальчиковые, с использование стихов, игрушки с липучками и крутящимися бусинами.
  3. Зеркало. Ребенок понимает, что видит не нарисованную картинку, а изображение, которое двигается синхронно с ним.
  4. Нравится музыка. Мягкие, переливающиеся мелодии привлекают внимание ребенка, а если мелодия запомнилась и понравилась, может его успокоить.
  5. Запоминает названия полюбившихся ему предметов. Если спросить «где мишка?», он будет искать его взглядом по комнате, а когда найдет, попытается добраться.
  6. Ребенок запоминает свое имя. Отзывается на него поворотом головы и оживленным лепетанием. Может двигаться в направлении мамы, если та позовет по имени.
  7. 7 месячный малыш запоминает лица родственников. Это касается тех, кто наиболее часто появляется в доме и общается с крохой. Видя знакомые лица, ребенок начинает громко лепетать, тянется, может улыбаться или смеяться.
  8. Понимает мимику взрослых. По выражению лица ребенок определяет ваше настроение и соответственно реагирует: веселое – смеется, грозное – пугается, грустное – плачет.
  9. Готов к общению с незнакомцами. Сам на контакт не пойдет, а вот инициативу со стороны воспримет с энтузиазмом.

Развивающие игры

Так как ребенок начал различать предметы по форме, цвету и размеру, а также уверенно использует руки, игры и игрушки должны быть направлены на развитие этих навыков и удовлетворение живого любопытства.

  • Посадите ребенка на твердую поверхность и рассыпьте вокруг него игрушки разных форм, цветов и размеров. Он будет тянуться к ним, брать в ручки и изучать. Рассматривать и грызть естественный способ познания для 7 месячного грудничка;
  • Складывайте игрушки в коробку. Возможно, ребенок начнет повторять за вами, выкладывая и складывая их;
  • Показывайте ребенку, что можно делать с игрушками: мячик катить, кубики ставить друг на друга, машинкой ехать. Так, ребенок поймет, какие действия можно совершать с определенными предметами и сам научится их выполнять;
  • Показывайте книжки с картинками и читайте короткие детские стишки;
  • «Центр активности» удобная и практичная вещь. В нем собраны различные детали, и ребенок с интересом занимается с ним долгое время;
  • Пальчиковые игры и «Ладушки» не менее актуальны. Тактильное общение с мамой привлечет внимание, а сам процесс поможет развитию моторики;
  • «Дразните» ребенка игрушкой. Потрясите любимым мишкой или колокольчиком, а когда малыш обратит внимание и потянется, отдерните руку. Ребенок должен уметь концентрироваться на игрушке и пытаться поймать ее.

Нужен ли режим дня

Режим дня полезен и необходим в любом возрасте. Ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Это касается и ночного и дневного сна. Четкие промежутки сна и бодрствования способствуют полноценному отдыху, и восстановлению, глубокому крепкому сну, аппетиту, и активности.

Прикорм также желательно давать в определенном промежутке времени. Это позволит организму полностью его переработать, усвоить и вывести.

Возраст 7 месяцев – это начало второго полугодия жизни малыша и нового этапа развития. Дети в этом возрасте становятся более общительными, больше играют и меньше спят. Малыши уже заметно прибавили в весе и росте. Начинается этап активных изменений в физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенка.

К концу седьмого месяца малыш подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе примерно на 600 граммов. Средние показатели детей этого возраста: вес – от 7,5 до 8,5 килограммов (± 1 кг), рост – от 65 до 70 сантиметров (± 3 см).

Что умеет ребенок в 7 месяцев

  • Ребенок может садиться самостоятельно и уверенно сидеть без посторонней помощи продолжительное время.
  • Начался активный этап . В основном, ребенок пытается ползать по-пластунски, так как ему трудно еще удерживать свое тело, опираясь на ручки.
  • В положении «лежа на животе» может легко брать предметы одной рукой, а на другую в это время опираться.
  • Повороты и перевороты в разные стороны ребенок выполняет самостоятельно и очень быстро. Его физическая активность является началом мелких ушибов, ссадин и других травм. Родителям нельзя даже на несколько секунд оставлять кроху без внимания, так как его неловкие и нескоординированные движения могут привести к падению и плачу.
  • Малыш может без помощи взрослых пить из бутылочки и регулировать этот процесс.
  • Бортики детской кроватки являются надежной опорой малышу для долгого стояния или приседания на корточки.
  • Если придерживать малыша за подмышки, он уверенно переставляет ножки и активно шагает.
  • Ребенку интересно брать игрушки и различные яркие предметы в руки, перекладывать их из одной руки в другую.
  • Ребенок может стучать игрушкой, подбрасывать ее, рассматривать и пробовать на вкус.
  • Малышу интересно складывать предметы небольшого размера в большую емкость.
  • Сформированное зрение и слух позволяет ребенку реагировать даже на незначительные еле слышные звуки или мелькания света. Это не значит, что нужно ходить на-цыпочках во время дневного сна малыша. Небольшой спокойный музыкальный или звуковой фон должен присутствовать.
  • Количество зубов в этом возрасте зависит от многих факторов, но в первую очередь от наследственности. Поэтому у одних детей в семь месяцев может вообще не быть зубов, а у других их уже несколько. Это не должно являться поводом для беспокойства родителей. Зубки будут прорезаться в течение всего первого года.

Прорезывание зубов – это индивидуальный процесс. У некоторых он проходит незаметно и безболезненно, а других – с капризами и болевыми ощущениями. Перед появлением зубика мамы могут заметить такие признаки:

  • Обильное выделение слюны.
  • Набухание и воспаление десен.
  • Ребенок все время что-то тянет в ротик и покусывает.
  • Малыш ведет себя беспокойно – трогает свое лицо, ушки, щечки, ложится на подушку.
  • Температура тела может держаться на отметке 37 градусов.

  • Ребенок лепечет, показывает пальчиком на игрушку, животное или яркий предмет, понимает значение некоторых слов.
  • Малыш реагирует, когда его называют по имени.
  • Ребенок очень привязан к тому взрослому, с которым находится большее время суток. Часто расставание с этим человеком даже на короткое время вызывает у ребенка тревогу, страх и даже слезы. Кроха знает в лицо тех людей, которые часто бывают в доме, играют и разговаривают с ним
  • Малыш хорошо понимает тональность и интонацию голоса, по-разному реагирует на ласковые и строгие голоса, может понять по жестам и мимике настроение мамы и ее чувства к нему.
  • Ребенок проявляет эмоции в виде объятий или наоборот отталкиваний от себя взрослого.
  • Происходит дальнейшее развитие речевых навыков. Произнесенные звуки становятся более сложными, но осмысленными. Малыш поворачивается в сторону называемого объекта (например, «Где папа?» или « Где баба?») и пытается повторять некоторые слоги.
  • Ребенок может отыскать спрятанную под покрывало на его глазах игрушку. Он понимает, где находится предмет.
  • Малыш почти со всеми, кто проявляет к нему нежность и внимание, готов идти на контакт.
  • На этом этапе ребенок может больше пользоваться левой рукой, чем правой. Это не означает, что ребенок – левша. Просто в возрасте семи месяцев у деток интенсивнее развивается правое полушарие. Явление это непостоянно и рано делать какие-то выводы.
  • Дети в этом возрасте негативно реагируют на новые незнакомые резкие звуки. Не стоит включать возле малыша пылесос, вентилятор, блендер или фен – это может напугать вашего кроху.

Тест на развитие малыша 7 месяцев

  • Ребенок должен уметь самостоятельно переворачиваться из положения «лежа на спине» в любое другое положение, уметь сидеть с прямой спинкой, дотягиваться до игрушки и брать ее.
  • Усадите ребенка к себе на колени, сидя за столом. Понаблюдайте, как ведет себя малыш. Скорее всего, он станет стучать по столу и крепко хвататься за его край, будет дотягиваться до предметов на столе и перекладывать их с места на место.
  • Не обращайте на ребенка внимание намеренно, посмотрите на его реакцию. Кроха будет плакать и привлекать к себе внимание, ему важно увидеть ваш взгляд.
  • Незнакомые люди должны вызывать у ребенка любопытство и интерес.
  • Попробуйте накрыть легкой тканью личико лежащего в кроватке малыша, он обязательно попытается убрать ее.
  • Дайте ребенку игрушку в тот момент, когда он уже держит в каждой ручке по предмету. Посмотрите, как он поступит. Скорее всего, он отпустит один из предметов, а возьмет тот, который ему предлагают.

Обратите внимание, если:

  • Ребенок не проявляет желания сидеть и поворачиваться в разные положения.
  • Во время нахождения за столом малыш не стучит по нему игрушкой или рукой.
  • Отсутствует проявление эмоций, нет реакции на резкие или громкие звуки.
  • Ребенок не тянет игрушки в рот или у него просто не получается это сделать.
  • Ему трудно находиться в вертикальном положении.
  • Малыш не реагирует на передвижение предметов и людей, не издает никаких лепечущих звуков.

Малыш этого возраста должен уметь пить из чашки и кушать с ложечки. Одно кормление грудным молоком нужно заменить на пюре из овощей или вязкую кашу. Каши (рисовая, гречневая или кукурузная), предназначенные для детского питания, уже содержат масло и молоко. Их нужно варить, строго соблюдая инструкцию на упаковке. В овощное пюре нужно постепенно по одной капле добавлять растительное масло.

Следующим прикормом должно быть фруктовое пюре. Начинать нужно только с одного фрукта, постепенно приучая к другим. Малышам можно давать яблоки, груши, персики и сливы. Овощной рацион нужно тоже постепенно расширять. Можно поочередно давать пюре из картофеля, моркови, кабачка, тыквы, цветной капусты. И овощное и фруктовое пюре, а также каши в первые полтора – два месяца должно состоять только из одного компонента. В конце седьмого месяца попробуйте дать ребенку яичный желток и введите его в рацион два раза в неделю. Во время прорезывания зубов можно давать ребенку детское печенье.

Примерный режим питания при грудном вскармливании

  • 7.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 11.00 – молочная каша со сливочным маслом (150 гр), пюре из фруктов (около 50 гр) и компот или сок (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом и половинкой яичного желтка (150 гр), печенье или сухарик, компот или молоко (30 мл).
  • 19.00 – грудное молоко (200 мл)
  • 22.00 – грудное молоко (200 мл).
  • При раннем начале прикорма (с четырех месяцев) можно на данном этапе вводить в рацион мясо курицы, кролика или телятину. Мясо нужно измельчить до состояния густого пюре и давать малышу вместе с овощным пюре.

Примерный режим питания при искусственном вскармливании

  • 7.00 – молочная смесь (200 мл)
  • 11.00 – однокомпонентная каша со сливочным маслом (150 гр), фруктовое пюре (около 50 гр), компот или вода (30 мл).
  • 15.00 – пюре из овощей с растительным маслом (150 гр), мясное пюре (около 30 гр), яичный желток (1/2 часть), компот или сок (около 30 мл).
  • 19.00 – молочная смесь с печеньем или сухариком (200 мл).
  • 22.00 – молочная смесь (200 мл).

Режим дня – сон и бодрствование

Распорядок дня зависит от характера и индивидуальных особенностей ребенка, от обстановки в семье. Малыш может спать в ночное время по 10-11 часов. Днем ребенок спит два или три раза по 1,5–2 часа. Желательно, чтобы хотя бы один дневной сон малыша проходил на свежем воздухе. Ежедневный распорядок приучит кроху просыпаться и засыпать в одно и то же время каждый день.

  1. Обращайте внимание ребенка на те предметы, которые его окружают, рассказывайте о них, произносите вслух несколько раз слова – названия. Показывайте малышу яркие большие предметные картинки, читайте вслух детские стишки и сказки. Дайте ребенку возможность самому научиться переворачивать страницы детской книжки.
  2. Помогайте малышу развивать мелкую моторику. От ее развития напрямую зависит память, внимание и, самое главное, речь ребенка.
  3. Учите ребенка выполнять самостоятельно некоторые действия и ваши просьбы. Например, бросить мячик, поднять машинку, подать кубик. За каждое правильно выполненное действие не забудьте похвалить ребенка.
  4. Играйте с малышом в игры, в которых нужно хлопать в ладоши, махать ручками и показывать пальчиком на какой-то предмет.
  5. Создавайте ситуации, при которых ваш кроха сможет общаться или наблюдать за другими детьми.
  6. Играйте с ребенком в игры на развитие мелкой моторики, внимания, памяти. Полезны любые игры, в которых задействованы пальчики малыша.
  7. Старайтесь оберегать ребенка от страхов и волнений. Они могут быть вызваны посторонними людьми, новыми звуками или отсутствием внимания. Чаще берите кроху на руки, показывайте, что он под вашей защитой, он в безопасности. Знакомьте его с новыми людьми, держа у себя на руках.
  8. Ползание – это важный этап в развитии ребенка, который позволит продолжить физическое развитие, расширит кругозор и даст возможность изучать окружающие предметы. Помогайте малышу научиться ползать, создавайте ему необходимые условия для этого. У ребенка должно быть много свободного пространства и привлекающие внимание игрушки и различные предметы. Не менее важно, какая одежда на ребенке. Ничто не должно сковывать его движения. Манера ползания на начальном этапе у всех детей разная, но со временем малыш поймет, что техника перекрестного ползания самая удобная. Все придет со временем.

Старайтесь не останавливаться на достигнутом. Ребенок готов ко всему новому и интересному, ему очень необходимо общение и внимание. Не недооценивайте своего кроху.

Развитие ребенка в 7 месяцев (видео)

Поделиться: