Украшения марии федоровны. Драгоценности Романовых

Россия всегда была богатейшей страной и издавна славилась огромной ювелирной коллекцией по всей Европе. Коронные ценности - скипетр, державу, большие и малые императорские короны, картины, фарфор было запрещено дарить, менять или продавать указом Петра I, изданным в 1719 году. Все это составляло гордость Дома Романовых. Поэтому в течение почти двухсот лет царская коллекция ювелирных изделий только пополнялась. Одно из ярких воспоминаний французского посла в России Мориса Палеолога связано как раз с несметными ювелирными богатствами российского императорского двора. На следующий день после вступления России в Первую мировую войну он записал в своем дневнике: "Я надолго сохраню в глазах ослепительную лучистость драгоценных камней, рассыпанных на женских плечах. Это фантастический поток алмазов, жемчуга, рубинов, сапфиров, изумрудов, топазов, бериллов – поток света и огня" . (Морис Палеолог. Дневник посла, М, 2003)

Маковский К.Е. Парадный портрет императрицы Марии Федоровны

Парадные портреты членов императорской фамилии, выполненные художниками прошлых веков, дают нам некоторое представление о том, как выглядели романовские ювелирные украшения, что они из себя представляли, как и по каким случаям использовались. Конечно, в основном это были женские украшения: тиары, парюры, кольца, браслеты, броши, колье, всевозможные медальоны и пряжки. В коллекцию входили и табакерки, рамочки для фотографий, часы, всевозможные интерьерные безделушки и, конечно, знаменитые яйца Фаберже (как наиболее известный пример ювелирных сокровищ Дома Романовых). Над каждой вещью работали самые известные ювелиры Европы и России, каждая "безделушка" была уникальна и неповторима, особенно учитывая ее историю и то, кто ею обладал. 1917 год, однако, разрушил все это великолепие и ювелирные сокровища Дома Романовых стали покидать пределы страны и дворцов, в которых они хранились, большая часть нещадно распродавалась и оказалась в частных коллекция или в музеях других стран...


Декоративная брошь и пряжки Екатерины II

Тиара из жемчуга и бриллиантов императрицы Екатерины II

Перстни с монограммами Екатерины II и Александра I

Ювелирный гарнитур императрицы Екатерины II

Рубиновая парюра,
которую император Александр II заказал для своей любимой дочери Марии

В августе 1917 года Временное правительство приняло решение отправить бывшего императора Николая II в ссылку в сибирский город Тобольск. По некоторым сведениям Романовы взяли с собой практически все свои фамильные драгоценности. А то, что осталось в Александровском дворце Царского Села было отправлено Временным правительством в Москву на хранение в Исторический музей. 17 июля 1918 года император Николай с семьей был расстрелян большевиками, но вот от фамильных украшений почти ничего не осталось. Нашлось что-то при мародерстве за корсажами и в одежде Великих княжон и императрицы, да немного золотых украшений в трех небольших шкатулках. Куда же все это исчезло? Эта загадка не раскрыта до сих пор.

Императрица Мария Федоровна

Бриллиантово-жемчужное колье императрицы Марии Федоровны

Сапфирово-бриллиантовая брошь императрицы Марии Федоровны

Колье и браслет с жемчугом и сапфирами императрицы Марии Федоровны


Другие драгоценности, составлявшие имущество Российского императорского двора, свозились в Гохран и Оружейную палату со всех уголков России. Для этого были образованы специальные государственные комиссии, которые занимались сортировкой и номинальной оценкой сокровищ. Вот, что вспоминал на этот счет один из членов такой комиссии, академик Ферсман: "В теплых шубах с поднятыми воротниками идем мы по промерзшим помещениям Оружейной палаты. Вносят ящики, их пять, среди них тяжелый железный сундук, перевязанный, с большими сургучными печатями. Все цело. Опытный слесарь легко, без ключа открывает незатейливый, очень плохой замок. Внутри в спешке завернутые в папиросную бумагу драгоценности бывшего русского двора. Леденеющими от холода руками вынимаем мы один сверкающий самоцвет за другим. Нигде нет описей, не видно никакого порядка ". Ну а дальше романовские ценности за бесценок уплывали на Запад, пополняя коллекции США, Великобритании, Франции и многих других стран.

Комиссия по оценке антикварной ценности ювелирных украшений

Оценка и сортировка драгоценностей


Часто ювелирные украшения уплывали, минуя казну советской России. Так известен такой факт: "Первую попытку продать царские драгоценности большевики предприняли еще в мае 1918 года. Тогда в Нью-Йорке на таможне задержали двух приезжих с ювелирными украшениями стоимостью в 350 тысяч рублей, принадлежавшими дочери Александра III Ольге. В следующем году в Москве состоялся учредительный конгресс III Коммунистического Интернационала. С этого времени агенты Коминтерна регулярно вывозили из Москвы золотые ювелирные изделия и драгоценные камни. У себя в странах они должны были их продать, а полученные деньги потратить на местные компартии и подпольную работу. " (Скляренко В., Рудычева И., Сядро В. "50 знаменитых загадок истории XX века", Харьков, 2011)

Бодаревский Н.К. Портрет императрицы Александры Федоровны 1907


Колье и тиара из аквамаринов и бриллиантов императрицы Александры Федоровны

Брошь с сапфирами, бриллиантами из платины императрицы Александры Федоровны

Руку к распродаже императорских сокровищ приложило немало деятелей "русской культуры", так, например, среди таковых был знаменитый " Буревестник", пролетарский писатель Максим Горький. В феврале 1919 года он был назначен на пост председателя антикварно-оценочной комиссии в Петрограде. В его обязанности входил отбор и оценка вещей, представляющих художественную ценность, на складах, в ломбардах и брошенных дворчнских квартирах, и конечно же в закромах Эрмитажа. Результат его деятельности, например, такой: продажа некому датскому коммерсанту, другу большевистской России, 308 предметов из коллекции драгоценностей Елизаветы Петровны и Екатерины II. И понятно, что не по реальной стоимости, тем более, что председатель этой самой комиссии о ней и понятия не имел в силу того, что сам не имел никакого образования ни в области антиквариата, ни в области любых наук, которым обучают детей в школе.

Великая княгиня Елизавета Федоровна


Две тиары Великой княгини Елизаветы Федоровны


Ну и еще один весьма характерный эпизод из истории романовских драгоценностей: "В 1931 году на аукционе в Нью-Йорке были выставлены вещи Романовых, которые американцы приобрели у немецкой антикварной компании. Великие княгини Ксения и Ольга обратились с заявлением в суд с просьбой помешать продаже принадлежавших Романовым драгоценностей и произведений искусства. По одной версии, из-за скандала аукцион пришлось свернуть, по другой — все пришлось быстро распродать по дешевке. На следующий год драгоценности Романовых появились на аукционе в Берлине. В 1932 году царские сокровища можно было купить в американских универмагах Арманда Хаммера. Позже он открыл антикварный магазин, в котором продавались пасхальные яйца, принадлежавшие императрицам, иконы Николая II и Александры Федоровны в ювелирных окладах, портсигар Фаберже, сделанный по заказу Марии Федоровны, ее записную книжку с монограммой и короной. Из 773 предметов Алмазного фонда в 1920—1930-е годы было продано 569. Сегодня в Кремле можно увидеть только 71 предмет из коллекции царя Николая. "(Скляренко В., Рудычева И., Сядро В. "50 знаменитых загадок истории XX века", Харьков, 2011)

Ценности Дома Романовых Фото конца 20-х годов


Настоящий ущерб нам неизвестен до сих пор, но наблюдая за торгами на аукционах Сотбис или Кристи, где иногда по баснословной цене выставляют те или иные предметы из ювелирных украшений Романовых, можно легко представить чего лишилась Россия и как её ограбили новые хозяева страны. Нам же остаётся любоваться парадными портретами, фотографиями и остатками коллекции в музеях России...


Роскошь и сияние экспонатов Алмазного фонда просто зашкаливает. Несмотря на то, что многие драгоценности большевиками были распроданы на аукционах, этому музею есть чем гордиться.



Алмазный фонд располагается в здании Оружейной палаты, занимает в ней два зала.
Его основателем по праву можно считать Петра I. Именно он в 1719 году собрал на хранение в одной из комнат все драгоценности. В середине 18 века их переместили в Зимний Дворец, в Бриллиантовую комнату.
Но началась война, и летом 2014 года коллекцию в срочном порядке эвакуировали в Москву. Привезли их в восьми сундуках без каких-либо описей и актов передачи. Так же, без проверки, их и приняли.

Почти восемь лет они пролежали в подвалах Кремля, заваленные другими грузами. И только в 1922 году сундуки с драгоценностями передали в Гохран, где и занялись их разборкой и переписью. А, начиная с 1926 по 1938 гг., по личному поручению Ленина и советского правительства, очень много драгоценностей распродали на аукционах Европы и Нью-Йорка. Но потом все же остановились.


«Семь чудес Алмазного фонда»


Удивительно прозрачный алмаз в 189 карат, переливающийся зеленоватым и голубым цветом. Самый крупный и самый ценный алмаз в коллекции. У него 180 граней, формой он напоминает индийскую розу. Изначально алмаз находился в Индии, но в результате череды похищений и продаж оказался у графа Орлова. А он, в свою очередь, подарил его Екатерине II.


Это второй по ценности алмаз в коллекции, тоже отличающийся идеальной прозрачностью, весом 88 карат. Найденный в Индии, он почти сохранил свою первоначальную форму, слегка подправлены у него лишь несколько граней. На этом алмазе отчетливо видны надписи, сделанные на персидском языке – это имена трех его предыдущих обладателей. В 1824 году этот великолепный алмаз с целью примирения привезли в дар Николаю I после жестокой расправы в Тегеране над Александром Грибоедовым, нашим послом, дипломатом и известным писателем.

Алмаз-«портрет»


Один из самых крупных, так называемых портретных, алмазов. Он имеет плоскую форму и площадь – 7.5 квадратных сантиметром. А поскольку этот алмаз еще и совершенно прозрачный, его вполне можно использовать как портретный, что, собственно, и было сделано - под ним разместили портрет императора.


Вес этого великолепного, необыкновенно прозрачного самоцвета 399 карат. Именно он украшает российскую Большую императорскую корону.


Это также один из самых известных и ценных камней, его вес 136 карат. Он отличается очень красивым насыщенным цветом и ступенчатой огранкой. Очень красиво смотрится в обрамлении бриллиантов и серебряных виноградных листьев.


Легендарный, крупнейший в мире ограненный сапфир в 260 карат. Верхняя его поверхность имеет более ста граней. Этот прекрасный камень в ажурной оправе, подчеркивающей его красоту, Александр II приобрел в 1862 году в Лондоне для своей супруги.

Совершенно уникальный камень весом в 192.6 карат, необыкновенно прозрачный, с великолепной огранкой.



Помимо этих уникальных алмазов в музее имеются и другие эксклюзивные экспонаты и, в первую очередь, это главные регалии монаршей власти.


Императорский скипетр


Скипетр с двуглавым орлом на вершине изготовлен для Екатерины II. С 1774 года его украшает роскошный алмаз «Орлов», подаренный графом своей императрице.

Держава императорская

Title="Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см " border="0" vspace="5">


Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, сапфир (200 каратов), алмаз (46,92 карата), серебро
Высота с крестом 24 см Длина окружности шара 48 см

Держава, иначе именуемая «Царское яблоко», - творение ювелира Экарта, изготовленное для коронации Екатерины II. Уже при императоре Павле I ее дополнительно украсили великолепным сапфиром и бриллиантом.


Большая корона Российской империи


Эта корона, по праву считающаяся самой красивой и дорогой в мире, – творение придворных ювелиров Георга-Фридриха Экарта и Иеремия Позье. Также создана по поручению Екатерины II для ее коронации в 1762 году в рекордные сроки - всего лишь за два месяца. После революции этот главный символ Российской империи около 30 лет находился в Ирландии, передали туда корону в качестве залога за оказанную финансовую помощь. Выкупить этот шедевр смогли лишь в 1950 году, тогда корона и вернулась в Москву.


Другие экспонаты музея

Малая императорская корона Российской империи


Раньше предполагали, что она была изготовлена для Елизаветы Алексеевны братьями Дюваль. Сейчас же считают, что корону создал ювелир Зефтиген для Марии Александровны.

Корона императрицы Анны Иоанновны


Великолепная корона, сверкающая двумя с половиной тысячами драгоценных камней, инкрустированных в ее серебряный остов. В качестве украшения использован также темно-красный турмалин, снятый с короны Екатерины I.


Бриллиантовая диадема императрицы Елизаветы Алексеевны

Эта диадема, украшенная розовым бриллиантом, - из свадебного набора великих княгинь дома Романовых.



Большая пряжка-аграф и серьги




Портрет императора заключен не под стекло, его покрывает необыкновенный алмаз редкой чистоты.

Знаки ордена Андрея Первозванного





Украшение орденской шляпы

Один из знаков ордена св. Екатерины.


Орден Золотого Руна


Этот древний и почетный орден был учрежден еще в 1429 году. Награждали им лишь представителей древнейших дворянских родов.

Медальон с изумрудом


«Большой букет»

Портбукет


Это украшение прикалывали на платье в качестве миниатюрной вазочки, в которую вставляли маленький букетик живых цветов.

Турмалин розовый


Редкой красоты камень во время своего визита в Россию преподнес Екатерине II король Швеции Густав III в 1777 году. Долгое время считали, что это рубин. Очень необычна его гравировка в виде виноградной грозди.

Парюра "Бант-склаваж" императрицы Екатерины II

Title="Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер" border="0" vspace="5">


Бант-склаваж и серьги императрицы Екатерины II. Серебро, бриллианты, шпинели, золото
11,5х11 см. 1764 год. Мастер Леопольд Пфистерер

Склаваж – это небольшое ожерелье, которое носили на широкой ленте из кружева или бархота. Хотя на самом деле ожерелье довольно массивное, но выглядит очень легким, ажурным.

Есть драгоценности монаршего российского двора и среди .

Российской императорской короне принадлежали, поистине, сказочные богатства. У каждого украшения – своя история. Полюбуемся на некоторые из них, вошедших не только в историю ювелирного искусства, но и в историю России.


Обрамлённый жемчугом миниатюрный портрет императрицы Марии Фёдоровны работы Иоганнеса Зенграфа. Красная эмалевая рамка в форме сердца выполнена в сложной технике гильош. Идея – Фаберже, мастер – Михаил Перхин. Этот портрет Мария Федоровна подарила своей родной сестре Тире, герцогине Камберлендской на Рождество 1905 года.


Миниатюрный створчатый полиптих с портретами детей Александра III и Марии Фёдоровны, под которыми указаны даты их рождения (слева направо: Николай, будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) Идея Фаберже, исполнитель – мастер Михаил Перхин (до 1896 года). Золото, эмаль. Рокайльный орнамент, включающий мотивы цветов и листьев, не повторяется ни на одной из пяти створок складня.


Шифр в виде буквы «М» – начальной буквы имени Марии Фёдоровны, увенчанный императорский короной. По всей видимости, этот фрейлинский шифр носила на голубой ленте ордена Св. Андрея Первозванного одна из наперсниц императрицы.


Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.


Справа – брошь из парюры, о которой говорилось выше. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.


Бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами в подвесках. Из парюры, созданной для императрицы мари Фёдоровны в начале 1880х гг.


Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.


Императрица Мария Фёдоровна в ожерелье и бриллиантовой русской тиаре, которые показаны выше, и с брошью XIXвека и несколькими нитками жемчуга из хранилища кабинета Его Величества.


Молодая императрица Александра Фёдоровна в tiare russe (уже знакомой нам русской тиаре) и в своих любимых жемчужных ожерельях работы придворного ювелира Болина, которые подарила своей невестке вдовствующая императрица. Также к платью приколоты жемчужно-бриллиантовая брошь-бант и звезда ордена Св. Екатерины.


Большая императорская корона, заказанная Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.


Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.


Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.


Николай II обнимает свою мать, вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну, голову которой украшает малая императорская корона. Слева стоит императрица Александра Фёдоровна. Этот рисунок появился в «Illustrated London News» за подписью сотрудничавшего с журналом «специального художника в Москве». На голове Александры Фёдоровны – малая императорская корона, созданная ювелиром Ганом по образцу и подобию короны, данной в приданное вдовствующей императрице. Только камни, использовавшиеся при её украшении, были взяты не из коронных украшений, а подобраны самим Ганом и имели южноафриканское происхождение.


Малая императорская корона. Выполнена из старинных индийских и бразильских бриллиантов в 1801 году сыновьями придворного ювелира Луи Давида Дюваля, также ювелирами Жакобом и Жаном Дювалями. В одном из документов императорского архива говорится: « Выдать ювелирам Дювалям 2052 бриллианта стоимостью 37854 рубля и 12 копеек для украшения короны Её Императорского Величества Государыни Елизаветы Алексеевны» Мастерством исполнения и великолепием камней эта корона не уступает большой императорской короне.

Читайте также Кукла Барби составит конкуренцию модным блоггерам


Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна в малой императорской короне, надетой по случаю коронации Николая II. Волосы императрицы убраны в две косы, ниспадающие на её плечи, как того требовал придворный протокол для чинов коронации и венчания ещё со времён Екатерины Великой.

Одной из причин охлаждения между вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и императрицей Александрой Фёдоровной служили коронные драгоценности: согласно протоколу, они должны были перейти от вдовствующей императрицы к царствующей. Однако Мария Фёдоровна отказалась подчиняться этому правилу, и даже вмешательство Николая II, поначалу, казалось, не возымело на неё никакого действия. В конце концов, по настоянию сына, апеллировавшего к традиции, по которой супруга Государя имела право носить определённые украшения из императорской сокровищницы, вдовствующая императрица всё же уступила, хотя и оставила себе некоторые из самых ценных ювелирных украшений.


Фрагменты бриллиантовой цепи ордена Св. Андрея Первозванного, состоящей из двадцати съёмных звеньев; в ней чередуются розетки с вензелем Павла I (в самом верху), с Андреевским крестом и двуглавым орлом.


Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.


Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырёхугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г.


Императрица Александра Фёдоровна в маскарадном костюме. Платье императрицы – копия парадного наряда царицы Марии Ильиничны, супруги Алексея Михайловича, пошитого по образцу платна, старинного русского платья с широкими рукавами, которое надевали по особым случаям – во время празднеств и церемоний. Цепочка, подвешенная по сторонам плата под шапкой-короной императрицы, выполнена по образцу рясен из полированных яйцевидных, инкрустированных бриллиантами элементов, чередующихся с зёрнами жемчужин и заканчивающихся двумя «кисточками с бахромой» из бразильских бриллиантов грушевидной формы. Создателем этого прекрасного образца ювелирных изделий конца XVIII в. принято считать известного петербургского ювелира Жан-Жака Дюка.


Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Фёдоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетённые полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклёпками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.


Портрет императрицы Александры Фёдоровны кисти Фридриха-Августа фон Каульбаха. На голове Государыни – тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры.


Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.


Императрица Александра Фёдоровна в тиаре в форме русского кокошника.


Это великолепное ожерелье состоит из 21 алмазного кабошона в оправе из серебра с золотыми рельсовыми закрепками; алмазы соединяются шёлковыми нитями, обеспечивающими ожерелью большую гибкость. 15 подвесок ожерелья образуют старинные бриллианты грушевидной формы, увенчанные более мелкими бриллиантами, огранёнными, предположительно, в XVII или XVIII в. Общая масса этих камней индийского происхождения составляет 475 старых каратов. Некоторые из них имеют голубоватый или розоватый оттенок, что усиливает эффектность изделия.


Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна; портрет кисти Эмиля О. Визеля, 1905г. На шее императрицы – ожерелье, изображенное выше.


Эта роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы, в каталоге А. Ферсмана «Алмазный фонд СССР» (опубликованном в 1924-1926 гг.) датируется началом XIX в. Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.


Императрица Александра Фёдоровна в парадном платье, надетом по случаю открытия I-й Государственной Думы в 1906 г. Фотограф – Карл Булла. Костюм императрицы дополняют украшения: тиара, малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного (о ней говорилось выше), бриллиантово-жемчужное ожерелье и бриллиантовое кластерное ожерелье – оба выполнены, по всей вероятности, Болиным, как дополнение к тиаре. Ни одно из этих ожерелий не упоминается среди описанных и каталогизированных коронных драгоценностей; возможно, они были взяты императрицей в Тобольск и там пропали.


Ювелирные изделия 2-й половины XVIII в.: массивные (не полые) серебряные цветы – типичные украшения, которые нашивались на парадные платья российских императриц. В центре – эгреты с бриллиантами и жемчугом (для украшения причёски)


Подобные цветы нашиты на чёрную бархотку, обвивающую шею вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны; императрица запечатлена за игрой в карты в Амалиенборгском дворце в Копенгагене со своими родными сёстрами – Александрой, королевой Великобритании, и Тирой, герцогиней Камберлендской, а также родным братом Фредериком VIII Датским.

Полюбовавшись на украшения, принадлежащие императорской семье, посмотрим на ювелирные изделия, принадлежащие другим членам династии Романовых.

Александр II заказал для своей любимой и единственной дочери Марии (1853-1920) на её свадьбу с принцем Альфредом, вторым сыном королевы Виктории (1844-1900), состоявшую в 1874 г. полную парюру, эффектно сверкавшую рубинами и бриллиантами. Парюру выполнил придворный ювелир Болин.


В набор входят: бриллиантовый венец, растительный рисунок которого акцентирован красными рубинами,


ожерелье из огранённых кушоном бриллиантов, чередующихся с рубиновыми кушонами, кольцо с рубином, огранённым кушоном, массой 9,19 карата,


браслет из 12 бриллиантов огранки кушон, величина которых возрастает с приближением к центральному бирманскому рубину в 8,40 карата; серьги и большая брошь – некогда центральное звено – большой овальный рубин которой, массой свыше 12 каратов, замкнут в кольцо равновеликих бриллиантов.

Читайте также Невероятная красота Поднебесной


Великая княжна Мария Александровна Романова


Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.


Бальный веер из перьев был выполнен для великой княгини Ксении Александровны (1875-1960) , дочери Александра III, в мастерской Фаберже. Золотой диск, в котором закреплены перья, покрыт прозрачной розовой эмалью, нанесённой в технике гильош; ручка веера выполнена из горного хрусталя.


Великая княгиня Ксения в платье русской боярыни, пошитом к Bal des Costumes Russes, данному императором в Зимнем дворце в 1903 г. Костюм дополняют ювелирные украшения, подаренные Ксении её родителями и мужем на свадьбу. В руке Ксения держит веер, выполненный в мастерский Фаберже.


Ожерелья из Кабинета Его Величества, выполненные из индийских бриллиантов, оправленных в серебро с золотыми заклёпками. Согласно каталогу Ферсмана, центральный камень самого длинного ожерелья ведёт свое происхождение из копей Голконды (Центральная Индия) и имеет бледно-голубоватый оттенок.


Великая княгиня Ольга Александровна (1882-1960), дочь Александра III в парадном придворном платье в 1908 г. На её голове – tiare russe (русская тиара) на выполненном из ткани кокошнике, а на шее – бриллиантовые ожерелья из Кабинета Его Величества, позаимствованные для неё вместе с корсажным украшением её матерью. В руке Ольга Александровна держит украшенный эмалями и бриллиантами веер работы Фаберже – один из свадебных подарков её брата, Николая II.


Большое изумрудно-бриллиантовое корсажное украшение великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Елизавета Фёдоровна (Елизавета Алексеевна Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская) (1864-убита в 1918 г.), родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, жена великого князя Сергея Александровича. Это изумительное украшение, являющее собой тройной каскад изумрудных кабошонов грушевидной формы, появилось в ноябре 1911г. в числе драгоценностей турецкого султана Абдул-Гамида II, выставленных на продажу в галерее Жоржа Пети в Париже. Когда после покушения на своего супруга в 1905 г. Елизавета Фёдоровна распродавала свои драгоценности, чтобы добыть средства на основание Марфо-Мариинской обители, она, вероятно, отдавала себе отчёт в том, что такие роскошные украшения, как это корсажное украшение, были столь ценными и узнаваемыми, что продавать их в России было неосмотрительно. Видимо, по этой причин колье попало на международный рынок и было приобретено турецким султаном.


Великая княгиня Елизавета Фёдоровна со своей фрейлиной в 1897 г. Роскошное платье княгини дополняют не менее роскошные украшения: показанное выше корсажное украшение и изумрудно-бриллиантовое ожерелье. На матерчатом кокошнике Елизаветы Фёдоровны нашиты элементы её изумрудно-бриллантовой тиары (работы придворного ювелира Болина), чередующиеся с бриллиантовыми листьями, датирующимися эпохой правления Екатерины Второй. Впоследствии Елизавета Фёдоровна передала изумрудно-бриллиантовое ожерелье и кокошник своей племяннице, великой княжне Марии Павловне (младшей), а у той их со временем выкупил для королевы Марии Сербской её супруг – король Александр.


Владимирская тиара “Lovers knot” (“Узелки любви”), выполненная для великой княгини Марии Павловны (Марии Александрины Элизабет Элеоноры Мекленбург-Шверинской – 1854-1920 г., правнучки Павла I) по случаю её бракосочетания с великим князем Владимиром Александровичем (1847-1909г), вторым сыном императора Александра II в 1874 г. придворным ювелиром Болиным. Её рисунок образуют перевитые кольца, усеянные бриллиантами и соединённые поверху, с тыльной стороны, волнистой бриллиантовой лентой, к которой крепятся жемчужные подвески.


Великая княгиня Мария Павловна во дворце, в парадном придворном платье, отороченном русскими соболями. На голове княгини – Владимирская тиара.

В августе 1920 года Великая княгиня Мария Павловна умерла. Свою знаменитую коллекцию она завещала детям. Причем, по роду камней. Кириллу - жемчуг, Елене - бриллианты, Борису - изумруды, Андрею - рубины. Многие украшения были проданы ювелирным домам, американским миллионерам и представителям королевских семей. Изумруды княгини при посредничестве Cartier были проданы наследнице Вулвортов Барбаре Хаттон. Владимирскую тиару дочь Елена в 1921 г. продала королеве Марии, супруге Георга V , короля Великобритании. Ныне это украшение входит в число тех избранных драгоценностей, которые королева Елизавета II надевает чаще других.


Брошь с крупной натуральной жемчужиной в центре, обрамлённой с обеих сторон двумя бриллиантами-кушонами; все три камня заключены в овальный ободок из бриллиантов старой огранки, к которому крепятся три съёмные подвески – каждая с бриллиантом грушевидной формы. Это украшение из коллекции великой княгини Марии Павловны также пережило революцию и впоследствии было продано.


Изумрудно-бриллиантовое ожерелье из парюры великой княгини Марии Павловны, подаренной ей императором Александром II к свадьбе с великим князем Владимиром Александровичем в 1874 г. масса центрального камня в форме шестиугольника – 100 каратов.


Великая княгиня Мария Павловна в костюме русской боярыни, который она надевала на Bal des Costumes Russes в 1903 г. В комплекте костюма использованы элементы парюры. На головном уборе великой княгини закреплено ожерелье, указанное выше.


Ожерелье из нитки жемчужных зёрен, перемежающихся с 15 бриллиантовыми мотивами, к которым крепятся подвески с крупными каплевидными жемчужинами в повторяющих их форму поясках из бриллиантов старой огранки в оправе из золота и серебра. Этот замечательный образец ювелирного искусства середины XIX в. хранился в Бриллиантовой комнате.


Великая княгиня Мария Павловна (справа) и её невестка великая герцогиня Мекленбург-Шверинская (великая княгиня Анастасия Михайловна) на коронационном балу в 1896 г. На голове Марии Павловны – бархатный кокошник, на котором закреплено её жемчужное ожерелье с бриллиантовыми подвесками, очень похожее на ожерелье из Бриллиантовой комнаты (указано выше). Жемчуга, обвивавшие её шею и плечи вошли в легенду.


По случаю своей коронации Николай II преподнёс своему дяде Владимиру и его супруге, великой княгине Марии Павловне, эту шкатулку, выполненную Михаилом Перхониным из фирмы Фаберже. Крышку шкатулки украшает бриллиантовая монограмма императора на ромбе белой непрозрачной эмали, окантованной бриллиантами. Ромб с монограммой размещается на поле переливчатой зелёной эмали, заключённом в рамку с мотивами лавровых листьев и ленточек.


Тиара с бриллиантовыми фонтанами, выполненная Шоме в 1899г. Мария Павловна часто была в Париже и была истовой поклонницей его волшебных творений и оставалась его клиенткой до 1914 г. Элементы тиары имитируют струящиеся потоки воды, эффектно искрящиеся в лучах света мелкими бриллиантами и собирающиеся «пролиться» крупными каплями грушевидных бриллиантов, трепещущих при малейшем движении. Общая масса бриллиантов в этом сказочном произведении ювелирного искусства – более 75 каратов. Предположительно, эта тиара была подарена великим князем Владимиром Александровичем своей супруге, великой княгине Марии Павловне, по случаю их семейного юбилея – серебряной свадьбы, – который они отмечали в тот год.

Публикации раздела Музеи

Драгоценности императриц

З наете, где лучше всего хранить драгоценности? На портретах. Желательно - великих художников. Рассматриваем великие украшения, которые русская живопись для нас сберегла от исчезновения в огне революции .

Екатерина Великая

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1780-е. ГЭ

Императорские регалии. Алмазный фонд Кремля

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1780-е. ГЭ

Пусть другие коронованные женщины той эпохи красуются на портретах в женственных и кокетливых украшениях - они ведь просто супруги монархов. Екатерина II - самодержица, потому не стремилась предстать перед глазами подданных как слабая, хрупкая женщина, и наряды и драгоценности на ее (многочисленных) портретах подчеркивают высокий статус.

Но есть на картине и утраченные драгоценности. В волосах императрицы - Малая императорская корона, которую сложно разглядеть за сильно напудренными волосами. Подобные короны были личной собственностью императриц, и после их смерти разбирались, поэтому это не та регалия, которая хранится в Алмазном фонде. На корсаже - яркой ленте - орден Святого Георгия . Но в глаза в первую очередь бросается массивная, усыпанная бриллиантами огромная цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного , старейшего и высшего из российских орденов.

Вглядимся в звенья цепи - герб с двуглавым орлом, трофей с вензелем Петра Великого (основателя ордена), розетка с Андреевским крестом. Однако их форма теряется за блеском бриллиантов, тщательно выписанных Рокотовым. Блеска должно быть много, ведь перед нами - воплощение власти!

Елизавета Алексеевна

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. ГМЗ «Павловск»

Кольцо с камеей Екатерины II. 1782-1790. ГЭ

Иоганн Георг Иегер. Подвеска-браслет с портретом Екатерины II. XVIII в. ГЭ

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны (фрагмент). 1795. ГМЗ «Павловск»

А вот императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I , была равнодушна к представительской стороне двора. Именно поэтому в 1795 году Владимир Боровиковский изобразил ее такой - совсем юной, деликатной, скромной. Единственная драгоценность на портрете - это резная камея с профилем Екатерины, в рамочке, осыпанной бриллиантами. Заметим: портрет именно бабушки мужа, правящей императрицы, а не мужа или родителей. (Кстати, автор утраченной ныне камеи, быть может, свекровь Мария Федоровна - она владела токарным искусством и создавала портреты родни.)

Девушке на картине 16 лет. Впереди у Елизаветы Алексеевны целая жизнь, и, надо сказать, несчастливая. Время, когда был написан портрет, окажется, наверное, едва ли не самым лучшим. Позже она так будет писать матери: «Признаюсь. Я всегда люблю возвращаться к царствованию императрицы Екатерины, и, хотя застала его всего четыре года, будучи в том возрасте, когда мало размышляют, эта эпоха осталась для меня образцом, формой, которая невольно служила для меня мерилом» .

Камея с профилем Екатерины II куда больше подходит Елизавете Алексеевне, чем любые другие украшения. Ведь даже в день коронации Павла I она, как записала ее фрейлина, «рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз» . И в этом - вся она.

Мария Федоровна

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны. 1881. ГЭ

Шарль Жакотен. Фотография Марии Федоровны. 1881

Хьюго Райтсон. Фотография британской королевы Марии в тиаре-кокошник. 1934

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. ГЭ

Датская принцесса Дагмар воспитывалась в скромности, если не сказать в бедности. Так, ее родители даже не смогли приехать на свадьбу дочери из-за нехватки денег. Однако императорские наряды и драгоценности рода Романовых новоиспеченная русская великая княгиня, а затем и императрица носила изящно и непринужденно, словно приучена с детства.

На портрете кисти Ивана Крамского , написанном в начале 1880-х, она в роскошном жемчужном уборе - трех тяжелых колье и бриллиантовой тиаре, напоминающей русский кокошник. К сожалению, драгоценности с этого портрета, в том числе броши, браслеты и крохотные сережки-звездочки, были утрачены, зато сохранилась фотография, на которой Мария Федоровна позирует в точно таком же наряде, и не исключено, что художник пользовался этим кадром в процессе работы. Странно думать такое про Крамского, но в XIX веке подобный метод не считался зазорным, особенно в случае таких высокопоставленных заказчиков.

Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею - подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее. В юности прелестные сестры вдохновлялись нарядами друг друга, так что неудивительно, что в 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы. «Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару» , - писала она. И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато ее «двойник» до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II.

Мария Павловна

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны (эскиз). 1911. Ярославский художественный музей

Королева Елизавета II во Владимирской тиаре. 1957

Королева Мария во Владимирской тиаре. 1934

Борис Кустодиев. Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911. Частное собрание

Мария Павловна, супруга великого князя Владимира (третьего сына Александра II), императрицей никогда не была, но на потрете кисти Бориса Кустодиева она украшена настолько знаменитой драгоценностью, что мы не смогли пройти мимо. На ней - Владимирская тиара, которая сегодня также принадлежит британской королеве Елизавете II, причем является одной из ее любимых драгоценностей.

Тиара, которую великий князь Владимир Александрович подарил своей новобрачной, состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого качается жемчужная подвеска. После революции Мария Павловна смогла покинуть Россию и сберечь часть украшений. Тиару унаследовала ее дочь Елена, супруга принца греческого. Титул в ту пору значил немного, семье не хватало денег, так что в 1921 году украшение продали, и приобрела его Мария, английская королева-консорт. По указанию королевы Марии тиару переделали так, чтобы жемчужины-подвески можно было заменять на изумрудные. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II. Музеев Московского Кремля , как и мантия из золотой парчи, отделанная мехом.

Шею Александры Федоровны обвивают несколько жемчужных ожерелий - кажется, на тот же манер, как и на портрете свекрови Марии Федоровны. Цепь ордена Святого Андрея Первозванного, в отличие от той, что изображена на портрете Екатерины Великой, сохранилась в Оружейной палате . Ее сделали для жены Павла I и с той поры использовали на всех последующих церемониях. Можно разглядеть и главный женский орден империи - Святой Екатерины.

Однако главное в коронации - корона. Голову Александры Федоровны украшает Малая императорская корона. И эта регалия тоже не сохранилась - но, в отличие от предыдущих Малых корон, ее не разобрали наследники, а продали после революции.

Судьба тиар российской императорской фамилии, как, впрочем, и других украшений Романовых, сложилась незавидно – если не сказать трагически. Некоторым образцам русского ювелирного искусства повезло: одни попали в частные руки практически невредимыми, другие нашли для себя новых хозяек голубых кровей (например, британскую королеву Елизавету II), а на одну из них даже может взглянуть любой желающий, оказавшийся на выставке Алмазного фонда.

Фото, сделанное советской комиссией в 1920-х годах при оценке ювелирами драгоценностей царской семьи. Многие из них бесследно утрачены

Впрочем, дошедшие до наших дней тиары и диадемы российских императриц и великих княгинь – это лишь крупицы утраченного драгоценного наследия Романовых. Многие украшения императорской семьи – а их было немало – были разобраны и распроданы советским правительством на аукционах или же бесследно утрачены. Всегда богато украшенные, помпезные, по-своему трактующие европейскую моду, – романовские тиары было практически невозможно спутать с украшениями других королевских домов: неслучайно многие такие убранства впоследствии получили романтичное название tiare russe или же более неудобное для европейцев – kokoshnik. Так же до сих пор величаются даже современные тиары, которые по форме напоминают традиционный русский головной убор.

Так как же трактовали европейскую моду на тиары придворные ювелиры Романовых? Показываем на примере самых красивых и величественных царских диадем.

Tiare russe

Художественный портрет Николая II, его жены и его матери. На Александре Федоровне и на Марии Федоровне - типичные образцы русской тиары

Так что же такое классическая русская тиара, которая вдохновляет коронованных особ и ювелиров по всему миру вот уже не одно столетие? Сами по себе, такие диадемы представляют собой гибкие ободки, из которых будто рассеиваются бриллиантовые «лучи». На Западе такой вид тиар иногда называют франж – дословно «бахрома». Но, строго говоря, суть их одна и та же.

Главная прелесть таких украшений в их универсальности: русские тиары создавались таким образом, чтобы их можно было носить и самостоятельно, и нашивать на кокошник, и надевать как ожерелье. Считается, что такие тиары вошли в моду при дворе Николая I. Сегодня убранства, выполненные по образу и подобию tiare russe, можно найти практически во всех монархиях мира – от монакской и до японской.

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре

И ее невестка - императрица Александра Федоровна, также в русской тиаре, несколько отличающейся по рисунку "лучей"

Говоря о том, каким модным влиянием обладала российская царская семья, нельзя не рассказать об истории появления собственного «кокошника» у британской королевской семьи. Известное убранство, в котором часто можно видеть Елизавету II, впервые было подарено английской принцессе Александре Датской – будущей королеве Великобритании. Это был подарок от группы придворных аристократок, желающих удивить принцессу Уэльскую по случаю ее серебряной свадьбы с наследником престола. Когда же Александру спросили, что бы она хотела получить, Ее Высочество рассказала об очень модной тиаре, которую носят в России, – о кокошнике.

Александра знала, о чем говорит: такие кокошники носила ее родная сестра – российская императрица Мария Федоровна.

Императрица Мария Федоровна в русской тиаре. Фрагмент портрета (худ. И.Крамской)

И фото принцессы Александры в ее "Кокошнике" от Garrard

Для британской принцессы ее собственную tiare russe изготовили в Garrard. Если взглянуть на портреты двух сестер в бриллиантовых кокошниках – будущей королевы Англии и российской императрицы, то можно еще раз удивиться, какой же силой обладают гены монарших особ. Впрочем, Александра Датская все равно носила свою тиару, скорее, на подобие коронета, чем традиционного кокошника. Досадную ошибку будут исправлять уже Мария Текская и ее потомки.

Елизавета II в "Кокошнике" королевы Александры

Сложно посчитать, сколько именно таких тиар было в коллекции Романовых. Если взглянуть на портреты двух последних императриц, а также на фото изъятых большевиками царских драгоценностей, то можно увидеть, как минимум, две такие диадемы: одну с более острыми «лучами» и вторую – с более округленными. Возможно, каждая императрица владела собственными образцами. Что случилось с этими тиарами после Революции, точно неизвестно: возможно, их функция трансформера сослужила им плохую службу, ведь таким образом их было легче разобрать и распродать по частям.

Диадема Марии Федоровны

На западе ее еще любят называть «русской подвенечной тиарой», и неспроста – именно в ней выходили замуж несколько поколений императорских невест, начиная со второй половины 19 века. Девушки надевали эту треугольную диадему вместе с императорской венчальной короной и прочими украшениями, выдававшимся им специально к свадьбе. В своем роде это была уникальная традиция: в то время как европейские невесты приветствовали разнообразие (например : «Свадебные тиары британской королевской семьи»), русские доводили преемственность своих подвенечных образов до абсолюта.

Впрочем, изначально эта тиара изготавливалась совсем не как подвенечное украшение. Ее условным годом «рождения» считают 1800 год, создателем – Якова Дюваля, а первой владелицей – Марию Федоровну, супругу императора Павла I. Как пишет в одной из своих книг искусствовед Лилия Кузнецова, изначально диадема также была украшена свисающими у висков нитями – на манер древнерусских рясн. Чистейшие бриллианты разного калибра и огранки были привезены из Индии и Бразилии, а их совокупный вес составлял около 1000 карат!

Великая княжна Мария Павловна в диадеме Марии Федоровны после венчания с Вильгельмом, герцогом Сёдерманландским, 1908 год

Венчание Николая II и принцессы Александры, 1894 год

Центральный ряд представляет собой подвижно свисающие бриолеты, резво качающиеся при малейшем движении головы. Впрочем, главным «героем» украшения остается всего один, солирующий бриллиант нежно-розового цвета весом в 13.35 карат. Изначально редкий экземпляр был вставлен в основание, на дне которого располагалась цветная фольга – излюбленный прием ювелиров тех лет, за счет чего бриллиант казался кроваво-красным. Лишь много лет спустя был обнаружен истинный цвет камня, уловить который неподготовленному глазу едва ли легко.

Этой диадеме очень повезло: она удачно пережила Революцию, и сегодня является ценнейшим экспонатом Алмазного фонда в Кремле. Взглянуть на нее можно и сегодня. Опыт уникальный, учитывая, что диадема Марии Федоровны – единственная оригинальная тиара Романовых, находящаяся в России (по крайней мере, официально).

«Колосья»

Оригинальная диадема с колосьями - фото сделано в 1927 году специально для аукциона "Кристи", на котором было продано множество фамильных украшений Романовых

Еще один шедевр, сделанный мастерской братьев Дюваль для императрицы Марии Федоровны – к тому времени уже вдовствующей. Эта диадема была одной из любимейших у Ее Величества – что, впрочем, немудрено: убранство отличалось не только оригинальностью, но и филигранностью исполнения. Композиция состояла из шести изящных золотых колосков, стремящихся к центру, между которыми буквально прорастали витиеватые, будто кружевные, стебли льна. Стоит ли даже говорить, что рисунок поражал своей реалистичностью.

Вся тиара была полностью инкрустирована чистейшими бриллиантами, а в ее центре красовался огромный, 37-каратный, лейкосапфир – прозрачный, с едва различимым золотистым оттенком. Как нетрудно догадаться, этот камень символизировал солнце.

Вообще, символизм тиары удивителен. Колосья и лен – знаковые богатства России, и, возможно, не существовало более уместного образа для ювелирных украшений дам из правящей династии.

Копия диадемы, получившая называние "Русское поле", которая сейчас хранится в Алмазном фонде

Говорят, что эта диадема очень ценилась императорской семьей, впрочем, спустя столетие уже новая власть не придала «Колосьям» какой-либо исторической или художественной ценности – и продала ее на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году вместе с другими царскими драгоценностями. Ее дальнейшая судьба неизвестна, однако в 1980 году советские ювелиры (В. Николаев, Г. Алексахин.) постарались воссоздать утерянное украшение – и создали реплику из золота, платины и бриллиантов, которая получила название «Русское поле». Эта тиара, конечно же, отличается от оригинальной: в ее центре сверкает золотистый бриллиант, рисунок кажется «крупнее», а общий размер убранства – меньше. И все же эта работа дает прекрасное представление о том, как выглядела первоначальная диадема Марии Федоровны. Полюбоваться на реплику также можно в Алмазном фонде.

Жемчужная диадема

Жемчужная диадема авторства ювелира К.Болина

Для удобства ее любят называть «Русской красавицей», однако это название не совсем корректно. Да, «Русская красавица» действительно существует – но, как и в случае с «Русским полем», она – только лишь реплика, искусно воссозданная ювелирами В. Николаевым и Г. Алексахиным в 1987 году. Впрочем, источник вдохновения советских мастеров вполне реален: им стала бриллиантовая тиара с подвесными жемчужинами, изготовленная по заказу императора Николая I для его супруги Александры Федоровны. Автором драгоценного шедевра, который в наши дни не может не вызывать ассоциаций с Кембриджскими «Узелками любви», стал придворный ювелир Карл Болин.

История этого убранства захватывающая: жемчужную диадему авторства Болина можно считать своеобразным символом тогдашней моды на все русское и нарочито национальное, буквально навязанной столичным модницам «сверху». По своей форме тиара напоминала типичный кокошник, а ее самым узнаваемым элементом стал стройный ряд из 25 крупных натуральных жемчужин, отобранных Болиным из «ненужных» коронных драгоценностей (в «Русской красавице» мы видим уже искусственный жемчуг).

Копия тиары Болина, изготовленная ювелирами Николаевым и Алексахиным. В настоящее время хранится в Алмазном фонде. Именно она и носит название "Русская красавица"

Убранство мгновенно стало числиться коронной драгоценностью, однако великолепие ее было столь велико, что предпоследняя российская императрица, Мария Федоровна (жена Александра III) в определенный момент даже стала хранить ее в своих покоях. Как пишет историк-искусствовед Лилия Кузнецова, диадема лишала дара речи даже иностранцев: так, по ее мнению, в начале 20 века именно этим венцом вдохновлялся дом Cartier, когда создавал собственный жемчужно-бриллиантовый кокошник, известный на весь мир.

Знаменитый кокошник от Cartier 1908 года, возможно, вдохновленный Жемчужной диадемой

В 1919 году Мария Федоровна бежала из России, прихватив с собой исключительно повседневные украшения. Самые же драгоценные образцы, включая тиару Болина, были присвоены большевиками и впоследствии проданы на аукционах – так, жемчужная диадема ушла с молотка «Кристи» в 1927 году. Считается, что украшение было куплено фирмой Holmes & Co., а затем перепродано 9-му герцогу Мальборо (двоюродному брату Уинстона Черчилля), который приобрел русскую тиару для своей второй жены Глэдис Мэри Дикон.

Глэдис, герцогиня Мальборо, в Жемчужной диадеме

Правда, в Великобритании убранство пробыло недолго – в конце 1970-х оно вновь было выставлено на торги, и на этот раз его владелицей стала сама… Имельда Маркос, Первая леди Филиппин. Считается, что Имельда не имела ни малейшего понятия о том, какой невероятной историей обладает эта вещица. Некоторые даже считали, что Первая леди разобрала тиару. Впрочем, сегодня известно, что «кокошник» цел и находится в Центральном банке Филиппин, ожидая, как говорят, очередного аукциона. Вернется ли прообраз «Русской красавицы» когда-нибудь в Россию?

Владимирская тиара

Владимирская тиара в ее оригинальном виде - с жемчужными подвесками

Не менее громкая и остросюжетная история охватывает и тиару, названную Владимирской. Это убранство знают многие, ведь сегодня его хозяйкой является чуть ли не самая знаменитая женщина в мире – британская королева Елизавета II, которая в свою очередь получила ценное убранство от своей бабушки, королевы Марии Текской, известной любительницы дорогих украшений. Но как же русская тиара попала в Англию?

Великолепное убранство, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, – это очередное творение мастерской Болина. Его придворным ювелирам в 1874 году заказал великий князь Владимир Александрович – сын императора Александра II – для своей невесты Марии Павловны в качестве подарка на свадьбу. По имени великого князя теперь и называют тиару – Владимирской.

Великая княгиня Мария Павловна во Владимирской тиаре, 1880 год

Мария Павловна обожала разного рода драгоценности, а ее двор был одним из самых богатых в России – что, как говорят, сильно беспокоило действующую императрицу, Александру Федоровну. К тому моменту, как грянула Революция, Великой княгине удалось скопить огромную коллекцию фамильных украшений. Их большая часть осталась в ее основной резиденции – Владимирском дворце. Однако делиться своими сокровищами с большевиками Мария Павловна, мягко скажем, не желала.

Придворные связи Великой княгини сослужили ей хорошую службу: видя отчаяние Марии Павловны, один из близких друзей ее семейства, антиквар и дипломат Альберт Стопфорд, который, как говорят, также тайно работал на британскую разведку, проник в покои княгини во Владимирском дворце и вывез из Петербурга в Лондон большую часть ее драгоценностей. В том числе и бриллиантовую тиару.

Мария Текская во Владимирской тиаре

...И ее внучка Елизавета II

После смерти Марии Павловны украшения отошли ее дочерям. Тиара досталась младшей Елене – на тот момент уже супруге греческого принца Николая. Дочь Елены, принцесса Марина, кстати говоря, станет женой герцога Кентского Георга, дав начало известной ветви Виндзорской династии, к числу которых сегодня принадлежат, к примеру, принцесса Майкл Кентская или же леди Амелия Виндзор . Однако до Кентских диадема так и не дойдет – испытывая недостаток в деньгах, Елена продаст Владимирскую тиару королеве Марии Текской.

Владимирская тиара с "Кембриджскими камнями" - изумрудами

Еще один способ носить тиару - совсем без подвесок

Британская монархиня, несмотря на приличную коллекцию драгоценностей, полюбит новую тиару сердечно: уже после покупки она принесет убранство в мастерскую Garrard & Сo, где жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы для них подберут каплевидные изумруды – так называемые, «Кембриджские камни». После смерти Марии Текской тиара отойдет ее внучке – королеве Елизавете II, которая и носит ее до сих пор и с жемчужинами, и с изумрудами, и даже «пустой».

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом

Императрица Александра Федоровна в Большой бриллиантовой диадеме

Вот уж где русский стиль проявился во всем великолепии. Всегда выигрышное сочетание бриллиантов и жемчуга, элементы популярного в 19 веке стиля lover’s knot и, конечно же, традиционная форма кокошника, – все это объединилось в роскошной Большой бриллиантовой диадеме. Она была изготовлена в начале 1830-х годов, предположительно, придворным ювелиром Яном Готтлибом-Эрнстом для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, – возможно, из старых украшений Марии Федоровны, завещавшей всю свою богатую коллекцию драгоценностей потомкам.

Размер этой тиары поражает: 113 жемчужин разного размера и несколько десятков бриллиантов расположились на драгоценном каркасе высотой в полголовы.

Портрет императрицы кисти Н. К. Бодаревского

Вид диадемы сбоку

Александра Федоровна была первой хозяйкой диадемы, и, по иронии судьбы, последней владелицей тоже стала Александра Федоровна – только уже супруга Николая II. Императрице убранство пришлось особенно по душе – как, впрочем, и все нарочито «русское». При ней же украшение и приобрело мировую известность: так, именно оно венчало голову Ее Величества на открытии I-й Государственной думы.

Диадема, таким образом, безусловно, представляла большую историческую ценность – но не для всех. После Революции она пропала со всех радаров и, предположительно, была продана на аукционе (возможно, все на том же «Кристи» в 1927 году) – не исключено, что для того, чтобы найти покупателей, новые власти разобрали тиару на части.

Сапфировая тиара

История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.

Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева

Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.

Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.

От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас уже известный нам Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.

Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год

1925 год

По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.

Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.

Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.

Массивная тиара, изготовленная для супруги Павла I, переходила по наследству долгие годы. По словам Лилии Кузнецовой, украшение было создано все тем же Яковом Дювалем. Основной рисунок диадемы – лавровые листья, что относит нас к модному в тот период стилю классицизма. Украшение полностью инкрустировано бриллиантами, однако главными героями тиары остаются пять крупных сапфиров разной огранки. Вес центрального камня – 70 карат. Судьба тиары после Революции все еще не известна.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны

Императрица Александра Федоровна в Лучистой диадеме Елизаветы Алексеевны

Необычная V-образная форма этой тиары относит нас к стилистике сказочной, особенно боготворимой в конце 19 века. Впрочем, сама диадема была сделана гораздо раньше – в начале 1800-х годов, и в те времена ювелиры предпочитали опираться на стиль ампир. Ее первой владелицей была императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. По свидетельству Лилии Кузнецовой, после ее смерти диадему слегка видоизменили, дабы не вызывать ассоциаций с прежней владелицей. После Революции лучистую тиару, скорее всего, продали.

Изумрудная тиара Александры Федоровны

Императрица Александра Федоровна в Изумрудной тиаре. Фрагмент портрета, худ. Н. Бодаревский

Изготовленная специально для супруги Николая II, эти тиара выполнена в довольно оригинальной для Романовых стилистике, вызывающей ассоциации не столько с русской ювелирной традицией, сколько с французской. Рисунок убранства представляет собой чередующиеся арки и банты.

Центральный изумруд для него был найден в далекой Колумбии и весил 23 карата. Тиара была трансформером, что, скорее всего, и предопределило ее судьбу после убийства царской семьи – в 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан.

Диадема Кехли

Александра Федоровна в Диадеме Кехли. Фрагмент портрета

Эту великолепную тиару, сапфирово-бриллиантовый рисунок которой часто любят сравнивать с праздничным фейерверком и с традиционными геральдическими лилиями, создали в другой ювелирной фирме при дворе Романовых – Кехли, названной по фамилии ее основателя.

По ней же теперь называют и эту тиару, изготовленную специально для последней императрицы России – Александры Федоровны. Диадема была частью большой парюры, однако после Революции ничто из драгоценного сета новые власти не пожалели – и продали все на аукционе в 1920-х годах.

Жемчужная диадема Марии Федоровны

Императрица Мария Федоровна в Жемчужной диадеме. Фрагмент портрета, худ. Ф. Флеменг

По своей форме это убранство напоминает, скорее, корону, чем тиару, а самым впечатляющим элементом в нем по праву считаются массивные продолговатые жемчужины.

Очень геометричный и лаконичный бриллиантовый орнамент редко встретишь в романовских драгоценностях. Если подключить воображение, то в рисунке можно угадать букву «М» – по имени императрицы Марии Федоровны, для которой украшение и изготавливалось изначально. Это убранство входило в состав драгоценной парюры, судьба которой после Революции пока остается загадкой.

Фото: Getty Images, Rex, Алмазный фонд России

Поделиться: