Уход за новорожденным курсы. Уход за новорожденным: что нужно делать в первый месяц жизни малыша

Грудное вскармливание – очень важная часть материнства, но не все материнство. Понятие «материнство» шире и включает в себя все возможные способы ухода за ребенком, игры, общение и т.д. Обращаясь за профессиональной поддержкой в желании кормить грудью, мамы ждут помощи и по другим вопросам взаимодействия с ребенком.

Как брать малыша на руки, как носить, пеленать или нет, как его купать, как успокоить, как уложить спать, как ухаживать за его нежной кожей, когда начинать играть и какие игрушки покупать… Все это вопросы, с которыми консультанту по грудному вскармливанию может обратиться мама на консультации и все они подробно разбираются на наших занятиях в данном курсе.

Осознанный подход к родительству – не только модный тренд в наши дни. Это естественная потребность заботиться о ребенке и понимать, почему и как разные способы ухода за младенцем влияют на его развитие и наши с ним отношения в будущем.

Программа курса включает в себя 6 лекций:

№ занятия

Тема лекции

1 занятие 26 мая Вводная

  • Роль консультанта по уходу – кто это и чем он занимается? Психология привязанности. Уход за младенцем как первый этап привязанности. Что включает в себя понятие ухода. Чем объяснить разные подходы к уходу за младенцем. На чем основываться при выборе стиля ухода. Физическое и психологическое здоровье ребенка, их связь с уходом.
2 занятие 26 мая Сон. Пеленание

  • Особенности сна на разных возрастных этапах. Как помочь ребенку заснуть. Ритмы сна и бодрствования на первом году жизни. Что помогает и что мешает сну. Опоры и условия.
  • Пеленание – зачем и как (практика).
3 занятие 27 мая Водные процедуры и физические упражнения

  • Цель купания. Купание в разном возрасте. Различные варианты купания. Купание в пеленке (практика). Варианты закаливания: зачем, когда и как.
  • Массаж и гимнастика. Цель. Возможные эффекты. Материнский массаж и гимнастика (практика).
4 занятие 27 мая Гигиена, подгузники, аксессуары.

  • Варианты решения гигиенических вопросов: чем и как обрабатывать пупок; когда, как и чем чистить нос, уши, стричь ногти. Различные состояния кожи новорожденных. Детская косметика.
  • Подгузники одноразовые и многоразовые, их варианты. Высаживание – зачем и как, особенности по возрастам.
5 занятие 28 мая Ношение на руках. Развитие

  • Ношение на руках. Зачем, когда, сколько и как. Различные приспособления для ношения (практика).
  • Этапы развития.
  • Общение и игры с мамой. Когда, как и что развивать у ребенка.
  • Игры и игрушки по возрастам.
6 занятие 28 мая Организация жизни семьи

  • Изменения семьи в связи с рождением ребенка.
  • Родительский договор. Списки дел, сон и бодрствование, бытовая техника, помощники.
  • Прогулки и поездки: когда, как часто. Коляска, слинг, автокресло. Особенности по возрастам.

Появление новорожденного в доме, несомненно, самый счастливый день в жизни любой семейной пары. Ожидание длиною в 9 месяцев, тревога, опасения, волнение – всё это уже позади. Малыш в доме – это награда за всё, что Вы пережили. Однако теперь Вас ждёт новый этап материнства – уход за любимой крохой. И какими бы приятными и счастливыми не были моменты первого кормления, первого купания и пеленания, это очень непростой период и нужно запастись огромным терпением и…знаниями. Чтобы уход за новорожденным ребёнком приносил одно удовольствие, воспользуйтесь следующей информацией.

Давайте представим что нужно Вашему ребёнку на первых порах жизни в большом мире? Конечно же, мамина любовь, забота, внимание, защита. Но существует и ряд практических нужд – это кормление, здоровый сон, поддержание гигиены тела и чистоты помещения. Рассмотрим эти составляющие более подробно.

Начнем с главного – темы чистоты и гигиены . Многие молодые родители озадачены вопросом: когда начинать купать малыша? Он хоть и маленький, но ежедневно испражняется, а значит нуждается в постоянном купании? Отбросить все ваши сомнения поможет степень заживления пупочной ранки. Именно она является главным показателем готовности малыша к водным процедурам.

Это место на теле грудничка – самый большой страх любой мамы. Свежая ранка на теле новорожденного, с еще не до конца сформировавшимся иммунитетом, требует особого внимания. Запомните несколько важных моментов, чтобы пупок Вашей малютки зажил быстро и безболезненно:

1) купание ребёнка с открытой ранкой чревато попаданием в неё болезнетворных микроорганизмов, поэтому настоятельно рекомендуем, на первом месяце жизни ребенка, отказаться от полноценных водных процедур, заменив их влажным обтиранием зон паха, подмышек, лица;

2) одевать ребёнка следует очень осторожно, чтобы не задевать еще не подсохший пупочный канатик, при этом одежда должна быть чистой, из натуральных и мягких тканей. Следите, чтобы подгузник не закрывал пупок, иначе из-за нехватки кислорода это место начнет запревать, что может привести к воспалениям;

3) наблюдайте за видоизменением пупочной ранки. Нормальным является небольшое покраснение, немного кровянистых следов. Однако опасения должны вызвать болезненная припухлость возле пупка ярко красного цвета, повышение температуры в пупочной области, гнойные выделения из неё. При таких симптомах следует тут же обратиться к педиатру.

4) чтобы «подстраховать» и себя, и ребенка от воспалительных процессов пупочной раны, её можно в домашних условиях обрабатывать щадящей перекисью водорода, вместо прижигания нежной кожи грудничка зеленкой или йодом.

Купание младенца.

Подразумевает частые водные процедуры. Это связано не только с необходимостью поддержания чистоты ввиду частых испражнений младенца. Купание имеет особое психологическое значение родства и единения родителей с их ребёнком. Чтобы купание приносило удовольствие и Вам, и малышу, купайте его в тёплом помещении, при температуре воды 36-37 градусов, желательно перед сном. Вода должна быть кипяченой и остывшей до нужной температуры (проверять её нужно с помощью термометра, поскольку Ваше тело уже адаптировано к разным температурам и ориентация на собственные ощущения может быть обманчива). Купать младенца лучше в его собственной детской ванночке. Это не только гигиенично, но и, с психологической точки зрения, комфортнее для ребёнка. При этом сама процедура купания для новорожденного не должна превышать 5 минут, когда же малыш окрепнет, время пребывания в воде можно увеличить до 15 минут. И не нужно усердствовать с моющими средствами: теплая вода и немного детского мыла – оптимальный набор для чувствительной кожи младенца. Допускается добавление в воду отвара целебных трав, но только при надобности (например при повышенной возбудимости или кожных раздражениях) и отсутствии аллергии.

Не стоит стремиться к абсолютной чистоте ребёнка. Во-первых, это практически невозможно, а во-вторых, ежедневные купания могут привести к сухости и шелушению чувствительной кожи. Ежедневные обтирания кожных складок и паховой зоны – достаточный уход за новорожденным ребёнком.

Подстригаем ногти, чистим носик и ушки.

Не все части тела новорожденного можно очистить в ходе вечернего купания, некоторые из них требуют отдельного ухода. Например, крошечные ушки новорожденного. Сразу скажем, они загрязняются не так быстро, как у взрослых, поскольку у новорожденного малыша еще не налажена работа сальных желез. Поэтому достаточно будет специальной ватной палочкой почистить наружную часть ушной раковины. Стремиться глубже не стоит, иначе можете не рассчитать и повредить барабанную перепонку. Что касается ноготков, то подстригать их нужно чаще, чем чистить ушки. Уход за новорожденным ребенком направлен на поддержание его слабого иммунитета, поэтому чистые ногти – залог здоровья малыша. Подстригать их нужно специальными детскими ножницами, это и гигиенично, и безопасно, ведь они имеют закругленные концы. Многие взрослые сталкивались с проблемой врастания ногтей в кожные покровы. Этой проблеме подвержены и малыши. Поэтому ноготки на ручках остригаются полукругом, а на ножках – ровно. После этой процедуры ручки и ножки нужно помыть теплой водой. Стоит обработать и сам инструмент традиционной перекисью водорода или спиртом.

Гораздо проблематичнее почистить ребёнку маленький носик. Для этого нужно из ватных тампонов скрутить жгутики, смочить в миндальном масле и аккуратно провернуть жгутики в каждой ноздре. Можно вместо масла воспользоваться соляным раствором пищевой или морской соли.

Гигиена грудного вскармливания

Самый близкий и родной человек для малыша – его мама. В контакте с ней он проводит большую часть времени уже с первых дней жизни, а значит основной уход за новорожденным ребёнком ложится на её плечи. В связи с этим важно обсудить вопрос гигиены самой женщины. Особых требований здесь нет: ежедневно принимать душ, остригать ногти, носить чистую одежду, мыть руки перед тем, как взять малыша на руки или проводить гигиенические процедуры. Повышенные требования выдвигаются к гигиене грудного вскармливания, поскольку именно в этот момент происходит самый тесный контакт матери с её ребёнком. Кормящей женщине нужно особое внимание уделять груди: перед каждым вскармливанием ополаскивать соски теплой кипяченной водой с мылом, а в перерывах носить специальные подкладки в бюстгальтере, которые препятствуют натиранию и собирают самопроизвольно выделяющуюся жидкость. Чтобы соски были мягкими и без трещинок, их можно смазывать маслами, витамином В1.

Гигиена жилого помещения

Начиная разговор на эту тему, можно было бы написать, что в доме должно быть чисто и на этом поставить точку. Однако, хотелось бы развеять представления некоторых мам о необходимости полной стерильности в доме. Это не только лишняя трата времени, но и не сослужит добрую службу в момент формирования у ребёнка иммунитета. Оберегая его от различных микробов, мы рискуем сделать детей не способными самостоятельно противостоять простудным и аллергическим реакциям. Детскому организму не раз придётся столкнуться с возбудителями болезней, а значит иммунитет должен запастись необходимым «оружием» против них уже с ранних лет. К тому, же чрезмерное использование моющих средств приводит к развитию аллергических реакций. Для уборки помещения, в котором находится новорожденный, лучше использовать щадящие моющие средства, разработанные детскими торговыми марками. Это же касается и одежды новорожденного, сейчас есть не только детские порошки, но даже стиральные машины с функцией стирки детского белья. Посуду малыша лучше мыть натуральной содой, хорошо ополаскивая, а перед кормлением её можно обдать кипятком.

Уход за новорожденным ребёнком – дело хлопотное, но очень важное в непростой науке под названием «материнство».

Когда в доме появляется новорожденный, он приносит много счастья. Но наряду с радостью приходят тревоги и заботы. Родители должны приложить все усилия, чтобы малыш рос здоровым, бодрым и полным сил . Обеспечить нормальное развитие младенца можно только при организации правильного ухода за ним. Именно от этого будет зависеть его состояние здоровья в дальнейшем. Наиболее трудными для малыша станут первые недели его жизни. В этот период он приспосабливается к новым для него условиям существования. Поэтому родителям необходимо обеспечить гигиену ребенка, чистоту предметов ухода и белья, режим питания и проветривание помещения.

Создание условий для новорожденного

До возвращения женщины из роддома стоит тщательно убрать дом и комнату, где будет жить малыш. Хорошо пропылесосьте мягкую мебель , почистите ковры, выстирайте шторы, одеяла, половики. С этого момента чистота должна стать неотъемлемой частью жизни для родителей.

Ребенок в этот период очень подвержен воздействию микробов. Соблюдение чистоты позволит предупредить возникновение заболеваний у ребенка.

На первых этапах жизни старайтесь свести к минимуму контакт ребенка с другими людьми. Обязательно просите гостей вашего дома мыть руки перед посещением детской комнаты.

Для обустройства детской вам потребуется кроватка, столик для пеленания, шкафчик или полка для детских вещей и предметов ухода. В комнате необходимо каждый день мыть полы, вытирать пыль влажной салфеткой, но при этом нельзя заметать.

Обязательно необходимо проветривать комнату малыша.

В холодное время рекомендуется проветривать два раза в день по 15 мин. Летом поставьте на окно сетку, это предотвратит попадание в комнату комаров и мух. Постарайтесь избежать наличия большого количества мебели в детской комнате. Это позволит сделать ее просторнее, светлее и предотвратит скопление пыли.

Необходимые предметы для ухода за ребенком

Каждая мама должна иметь перечень необходимых предметов, а именно:

  • вата;
  • детское мыло, крем и присыпку;
  • стерильный бинт;
  • раствор марганцовки;
  • масло для смазывания складочек кожи;
  • чайную ложку, стакан, резиновую грелку и грушу;
  • гребешок;
  • ножницы;
  • градусник для измерения температуры тела, воды.

Эти вещи должны постоянно содержаться в чистоте и храниться в отдельном месте.

Купание ребенка

Начинать купание необходимо после того, как у малыша отпадет пуповина и заживет ранка на этом месте. Купание должно проводиться в кипяченой воде, но в последующем потребность в кипячении воды отпадает. Температура воды должна составлять около 37 С°. Во время купания грудничка мама нуждается в помощи. Так, малыша сначала подмывают, после чего полностью опускают в ванночку. Его голова должна находиться на согнутом локте мамы, а кисть ее руки – под его спиной. В это время часть тела ребенка находится над водой, мама поливает его рукой. Далее происходит мытье волос ото лба к затылку. Это позволяет предотвратить попадание мыльной воды в глаза.

Применять мыло при купании стоит не чаще трех раз в неделю.

После купания малыша поднимают спинкой кверху и кладут на чистую простыню, быстро обсушивая его тело. Если у ребенка есть опрелости, то необходимо смазать складки кожи специальным маслом. Одев ребенка, его кормят и укладывают спать. Лучше всего проводить купание в 20.00–21.00 часов.

Прогулки с новорожденным

Кроме проветривания комнаты, новорожденный ребенок нуждается в ежедневных прогулках на свежем воздухе . Это закаляет его иммунитет, способствует наличию у ребенка хорошего аппетита и крепкого сна . При этом свежий воздух может уберечь малыша от развития такого заболевания, как рахит. Совершение прогулок стоит начать с двухнедельного возраста. Начиная с 15 минут в день и постепенно увеличивая длительность прогулки до 2-3 часов.

Стирка белья

Всю одежду, включая пеленки, стоит содержать в чистоте. Маме необходимо стирать белье по мере его загрязнения. Грязное белье способно вызвать у младенца раздражение на коже.

После стирки ошпарьте или прокипятите одежду. Непрокипяченное белье необходимо прогладить утюгом, чтобы уничтожить имеющиеся на нем микробы.

Правильный режим сна

Во сне ребенок нуждается так же, как и в питании. Для новорожденного недостаточно ночного сна, ему необходим и дневной сон . Родителям не стоит переживать о том, что малыш постоянно спит. Чем меньше ребенок , тем у него больше потребность во сне. Новорожденный спит практически целые сутки с перерывами на кормление.

В возрасте 2 мес. малыш спит по несколько часов перед кормлением. С 3 по 10 мес. – 3 раза в день, с 10 мес. до 1,5 л. – 2 раза в сутки.

Родителям необходимо создать определенный режим сна, при котором малыш будет спать в определенное время.

Если ребенок регулярно бывает на свежем воздухе и правильно питается, сон у него наступает быстро, и он спит спокойно.

Уход за новорожденным мальчиком

Уход за мальчиком стоит выполнять в соответствии с общими рекомендациями. Почти 90% мальчиков рождаются с наличием физиологической желтушности. Родителям не стоит переживать, ведь она самостоятельно проходит через несколько недель.

У мальчиков при рождении имеются волосы под мышками, которые через небольшой промежуток времени выпадают. При купании их необходимо аккуратно скатывать мыльцем круговыми движениями, но при этом не выдергивать.

Мошонка в первые месяцы жизни мальчика немного увеличена и имеет оттёки. Врачи рекомендуют родителям прикладывать теплую пеленку без проведения дополнительного лечения.

Для мальчиков характерно и наличие мочекислого инфаркта. Он проявляется в виде красных пятен на подгузнике. Если вы заметили их, дайте ребенку пару ложек кипяченой воды, моча разбавиться и станет менее концентрированной.

Уход за новорожденной девочкой

Уход за девочкой требует более тщательно подхода в силу физиологических особенностей организма. Особенно это касается купания. Подмыв девочку стоит промокнуть салфеткой ее внешние половые губы и смазать их детским кремом. Родителям не стоит переживать о наличии налета светло-серого оттенка на половых губах. Это первородная смазка, которая со временем впитывается в кожу. Если вы заметили, что налета много, во избежание размножения микробов аккуратно удалите его, используя тампон, смоченный в теплой воде.

Набухание области молочных желез не является отклонением в развитии ребенка. Обычно это проходит в течение нескольких суток. Маме необходимо следить за гигиеной в этой области и не сдавливать, не разминать припухлости. Такие необдуманные действия могут привести к воспалению и нагноению. Если набухания длительное время не проходят, родителям необходимо обратиться к врачу.

Чтобы правильно ухаживать за малышом, недавно появившимся на свет, молодая мама должна обладать определенными навыками и запасом знаний. При домашнем уходе необходимо придерживаться основных правил ухода за новорожденными

Основной уход за детьми грудного возраста

Все процедуры по уходу за малышом можно условно классифицировать на каждодневные и еженедельные, которые можно выполнять и чаще, чтобы малыш не ощущал дискомфорта.

Ежедневные процедуры

Процедуры гигиенического ухода, выполняющиеся каждый день, проводятся в следующей последовательности:

Умывание. Личико ребенка протирают кипяченой теплой водой при помощи ватных дисков или же просто рукой, при этом притираются и уши.

Протирание глаз. Если нет проблем с излишним и частым загрязнением глаз можно использовать обычную кипяченую воду, если же глаза загрязняются чаще и обильнее, стоит воспользоваться раствором фурацелина (продается в аптеке, соотношение 1:5000). Водой или раствором смачиваются ватные тампоны и ими протирают глаза, проводя от наружного уголка глаза к внутреннему. Каждый глаз протирается новым тампоном. Народная медицина предлагает протирать глаза крепкой чайной заваркой. Если вы решите использовать заварку, тщательно следите, чтобы на тампон не попали чаинки, которые при попадании в глаз вызовут сильнейшее его раздражение.

Для предотвращения опрелостей кожные складки смазываются любым прокипяченным растительным или вазелиновым маслом.

Обработка медицинскими препаратами пупочной ранки.

Подмывание. Обязательно после каждого акта дефекации и желательно после каждого мочеиспускания подмывать малыша проточной водой. Если подмывать ребенка водой набранной в таз или ванночку велика вероятность занесения инфекции в мочеполовую систему.

При подмывании ребенка нужно придерживаться следующих правил:

а) проверить температуру воды рукой, чтобы она была не слишком горячей или холодной (оптимальная температура около 380 С);

б) подмывают ребенка рукой, которая располагается под струей воды;

в) подмывать девочек необходимо спереди назад, чтобы не занести бактерии из заднего прохода в половые пути.

Закончив процесс подмывания необходимо насухо промокнуть кожу малыша чистым полотенцем или пеленкой и нанести на область кожных складок детский крем или прокипяченное растительное масло.

Такие ежедневные процедуры, кроме подмывания, необходимо проводить с утра.

Еженедельные процедуры

Состригание ногтей. Состригать ногти необходимо регулярно, иначе малыш может царапать сам себя. Для этой цели используются ножнички с закругленными концами.

Очищение ушек проводят с помощью сухих ватных жгутиков легкими вращательными движениями.

Носик очищают также ватными жгутиками, кончик которых смачивается растительным или вазелиновым стерильными маслами. Жгутик вводится в носовой проход на глубину 0,5 – 1 см и легкими вращательными движениями производят очищение в направлении изнутри наружу. Для каждой ноздри используется индивидуальный жгутик. Не желательно наматывать вату на спичку или использовать ватные палочки, иначе можно травмировать слизистую. Очень часто и в течение длительного времени проводить данную процедуру также не рекомендуется.


Рис. 22. Варианты отверстия в соске для различных видов искусственного питания


Рис. 23. Кормление «в подоле»

поза предотвращает нарушение моторики желудочно-кишечного тракта, исключают возможность искривления позвоночника у ребенка, кроме того, она удобна для кормящей матери.

Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать установленные часы кормлений. Если общее состояние не нарушено и аппетит сохранен, то режим питания больных может быть такой же, как здоровых детей того же возраста (детей до 2 мес кормят 6-7 раз, до 5 мес - 6 раз, с 5 мес до 1-1,5 лет - 5 раз). При тяжелом состоянии ребенка, плохом аппетите кормят более часто (через 2-3 ч) и порциями меньшего объема.

Больных детей иногда очень сложно накормить не только потому, что у них плохой аппетит, но и из-за наличия привычек, приобретенных в домашней обстановке. Требуется большое терпение, так как даже кратковременный отказ от еды слабых и истощенных детей может неблагоприятно отразиться на течении болезни. В стационарах все смеси для детей первого года жизни получают в пищеблоке. Сухие смеси в буфете превращают в готовые к употреблению непосредственно перед кормлением ребенка. Вид смеси, ее объем и частоту кормления для каждого ребенка устанавливает врач.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях. К рекомендуемым для кормления детей первых шести месяцев жизни относят смеси «Нутрилак 0-6» («Нутритек», Россия), «Nutrilon-1» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-1» («Semper», Швеция), «Pre-Hipp» и «ХиПП-1» (ХиПП, Австрия), «Хумана-1» («Humana», Германия), «Энфамил-1» («Mead Johnson», США), «НАН-1» («Nestte», Швейцария), «Галлия-1» («Данон», Франция), «Фрисолак-1» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

«Последующие» смеси, рекомендуемые для кормления детей второго полугодия жизни: «Нутрилак 6-12» («Нутритек», Россия), «Nutrilon 2» («Nutricia», Голландия), «Semper Bebi-2» («Semper», Швеция), «ХиПП-2» (ХиПП, Австрия), «Хумана-2», «Хумана Фольге- мильх-2» («Humana», Германия), «Энфамил-2» («Mead Johnson», США), «НАН-2» («Nestte», Швейцария), «Галлия-2» («Данон», Франция), «Фрисолак-2» («Friesland Nutrition», Голландия) и др.

Для детей первого года жизни, помимо сладких адаптированных смесей, созданы адаптированные кисломолочные смеси: жидкая кисломолочная смесь «Агуша-1» (Россия) для детей в возрасте от 2-4 нед жизни до 5-6 мес; «Малютка» (Россия); «NAN кисломолочный» («Nestb», Швейцария) с бифидобактериями, «Gallia lactofidus» и «Lactofidus» («Danon», Франция). Частично адаптированная кисломо-

Существуют также детские лечебные смеси, которые назначают новорожденным с низкой массой тела при рождении («Алпрем», «Гумана-0»), при непереносимости молочного сахара (А1-110, «НутриСоя»), при поливалентной аллергии к белкам коровьего молока, сои, тяжелой диарее («Алфаре», «Прособи», «Портаген», «СимилакИзомил»).

При искусственном вскармливании объем высосанной молочной смеси определяют по градуированной шкале бутылочки. Количество высосанного молока из груди матери или смеси из бутылочки отмечают после каждого кормления в индивидуальном сестринском листе, заполняемом на каждого ребенка грудного возраста.

Уже на первом году жизни, начиная с 4-5-го месяца, ребенка постепенно приучают к новым видам пищи (прикорм). При введении прикорма следует соблюдать определенные правила. Прикорм дают перед кормлением грудью или смесями, причем с ложечки. К блюдам прикорма относятся каши, овощные пюре, мясные гаше (фарш, фрикадельки), желток, бульон, творог и т.д. Так как с 6 мес ребенок начинает сидеть, его следует кормить за специальным столом или посадив на колени взрослого. При кормлении ребенку на грудь подвязывают клеенчатый фартук или просто пеленку.

Сроки введения прикорма в рацион детей, находящихся на естественном вскармливании, регламентированы Институтом питания

РАМН (табл. 12).

Таблица 12. Сроки введения блюд прикорма при естественном вскармлива-

нии детей


На первом году жизни, особенно в отделениях для детей грудного возраста, для кормления должна использоваться стерильная посуда.

Вскармливание недоношенных детей - чрезвычайно трудная и ответственная задача. Недоношенные дети, у которых отсутствует глотательный рефлекс или отмечается остановка дыхания во время кормления, получают кормление через зонд (рис. 24). Кормление с помощью одноразового зонда осуществляется, когда он вводится в желудок ребенка только для одного кормления, и постоянного, если зонд оставляют в желудке на 2-3 дня. Постоянный зонд в отличие от одноразового меньше в диаметре, поэтому его можно вводить через носовые ходы, хотя введение зонда через рот считается более физиологичным, так как при этом не нарушается внешнее дыхание.

Правила стерилизации сосок и бутылочек. Грязные соски тщательно моют сначала проточной водой, а потом теплой водой с содой (0,5 чайной ложки питьевой соды на стакан воды), при этом их выворачивают наизнанку. Затем соски кипятят в течение 10-15 мин. Стерилизация сосок проводится раз в день, обычно в ночное время. Проводит ее палатная медицинская сестра. Чистые резиновые соски сохраняют сухими в закрытой (стеклянной или эмалированной) посуде с маркировкой «Чистые соски». Чистые соски достают стерильным пинцетом, а затем чисто вымытыми руками надевают на бутылочку. Использованные соски собирают в посуду с маркировкой «Грязные соски».

Стерилизация бутылок проводится в буфетной. Сначала бутылки обезжиривают в горячей воде с горчицей (50 г сухой горчицы на 10 л воды), затем моют с помощью ерша, промывают проточной водой

Рис. 24. Кормление недоношенного ребенка через зонд

снаружи и изнутри (используют устройство в виде фонтанчиков для ополаскивания бутылок) и ополаскивают. Чистые бутылки горлышком вниз помещают в металлические сетки, а когда стекут остатки воды, бутылочки в сетках ставят в сухожаровой шкаф на 50-60 мин (температура в шкафу 120-150 °С).

Бутылочки можно стерилизовать кипячением. Для этого их помещают в специальную посуду (бак, кастрюлю), заливают теплой водой и кипятят 10 мин.

Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными ватно-марлевыми тампонами, в отдельно выделенных для этого шкафах.

Наблюдение за стулом и его регистрация. У новорожденных первородный кал (меконий), представляющий собой густую вязкую массу темного цвета, отходит к концу первых суток жизни. На 2-3-й сутки появляется так называемый переходный стул, имеющий кашицеобразную консистенцию, темноватого цвета, а затем устанавливается нормальный стул желтого цвета с кислым запахом. Частота стула у новорожденных - 2-6 раз в сутки, к году - 2-4 раза в сутки.

Характер и частота стула зависят от вида вскармливания. При грудном вскармливании стул бывает 3-4 раза в сутки, желтого цвета, кашицеобразный, с кислым запахом. При искусственном вскар-

мливании стул наблюдается реже - 1-2 раза в сутки, более плотный, оформленный, светло-зеленый, иногда серовато-глинистый, по консистенции напоминает замазку, с резким запахом.

Жидкий стул может быть при расстройствах пищеварения; цвет кала меняется, появляются патологические примеси в виде слизи, зелени, крови и т.д.

Медицинская сестра должна уметь определять характер стула, так как по его виду можно выявить начальные признаки заболевания. Следует докладывать о патологических изменениях стула врачу и показывать испражнения. В сестринском листе обязательно отмечают, сколько раз был стул, а специальным условным знаком - его характер: кашицеобразный (нормальный); разжиженный; с примесью слизи; с примесью зелени; кровь в стуле; оформленный стул.

Профилактика деформаций скелета. Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, при наличии мягкой постели, высокой подушки, при неправильной позе ребенка на руках.

С целью предупреждения деформаций скелета на кроватку кладут плотный матрац, набитый ватой или конским волосом. Для детей первых месяцев жизни подушку лучше класть под матрац: это предохраняет от чрезмерного сгибания головки, а также предупреждает срыгивание.

Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки свободно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению дыхания.

Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - голову и спину.

Транспортировка детей грудного возраста. Транспортировка детей грудного возраста не представляет серьезных трудностей. Детей обычно переносят на руках (рис. 25, а). Необходимо использовать наиболее физиологическое и удобное положение. Такое положение можно создать, используя для переноски ребенка только одну руку, а вторую - оставлять свободной для выполнения различных манипуляций (рис. 25, б, в).


Рис. 25. Способы переноски ребенка грудного возраста. Объяснение в тексте

Правила пользования кувезом. Для выхаживания ослабленных новорожденных, недоношенных детей и детей с малой массой тела используют кувезы. Кувез - специальный медицинский инкубатор, в котором поддерживаются , влажность и необходимая концентрация кислорода в воздухе. Специальные приспособления позволяют организовать необходимый уход за ребенком, проводить разнообразные манипуляции вплоть до взвешивания, не вынимая ребенка из кувеза (рис. 26). Верхняя часть кувеза прозрачная, сделана из органического стекла или пластмассы, что позволяет следить за состоянием и поведением ребенка. На передней стенке колпака укреплены термометр и гигрометр, по показаниям которых можно судить о температуре и влажности воздуха внутри кувеза.

Перед использованием кувез должен быть хорошо проветрен и продезинфицирован. Согласно инструкции по эксплуатации, рекомендуется проводить дезинфекцию кувеза формалином. Для этого под колпак кладут кусок ваты, смоченной 40 % раствором формалина, и включают кувез на 6-8 ч, после чего вату удаляют и инкубатор оставляют включенным при закрытом колпаке еще на 5-6 ч. Кроме того, внутренние стенки колпака, ложе для ребенка и подкладной матрац тщательно протирают 0,5 % раствором хлорамина.

Включение кувеза проводится в следующей последовательности: сначала заполняют водой водоиспарительную систему, затем подключают к сети, далее плавным вращением регулятора температуры и влажности подбирают необходимый микроклимат.

Рис. 26. Кувез закрытого типа

Ребенок в кувезе находится обнаженным. Поддерживается постоянная температура 34-37 °С и относительная влажность воздуха 85-95 %. В кувез подается кислород в смеси с атмосферным воздухом, причем концентрация кислорода не превышает 30 %. Специальная система тревоги оповещает звуковым сигналом о нарушении параметров.

Сроки пребывания в кувезе определяются общим состоянием ребенка. Если новорожденный находится в нем более 3-4 дней, то значительно возрастает микробная обсемененность. По существующим правилам в таком случае следует переложить ребенка в другой инкубатор, вымытый и проветренный.

Выхаживание недоношенных детей в кувезе в течение 3-4 нед в значительной степени повышает эффективность лечебных мероприятий и выхаживания, снижает риск возникновения различных осложнений.

Рис. 27. Реабилитационная кровать для новорожденных с неврологической патологией

Кровать реабилитационная для новорожденных и грудных детей. Для недоношенных новорожденных и грудных детей с неврологической патологией применяют специальные кровати-ванны (типа «Сатурн-90»), обеспечивающие комфорт для больного ребенка за счет создания эффекта плавучести и имитации условий, близких к внутриутробным. Максимально низкое контактное давление на тело ребенка предотвращает микроциркуляторные и трофические нарушения. Устройство представляет собой ванну из нержавеющей стали с пористым дном, заполненным стеклянными микрошариками. Под ванной на раме расположены нагнетатель, узел стабилизации температуры нагнетаемого воздуха, система управления и автоматического контроля. Фильтрующая простыня отделяет тело ребенка, плавающего в «сухой жидкости», от стеклянных микрошариков (рис. 27).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Какие лица не допускаются к уходу за детьми грудного возраста?

2.В чем заключается уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста?

3.Как проводится гигиеническая ванна?

4.Что входит в комплект одежды детей первых месяцев жизни и второго полугодия?

5.Назовите правила кормления ребенка грудью.

Удивительно, но часто даже в самом маленьком возрасте девочки отличаются от мальчиков своими интересами и пристрастиями к той или иной игре. Мальчишки предпочитают машинки, а девочки уже в годовалом возрасте цепляются за всякие тряпочки и мягкие игрушки.

Не все мамы относятся к игре серьезно. Некоторые считают ее некой слабостью, которая присуща детскому возрасту. Но на самом деле, играя, ребенок примеряет на себя те социальные роли, которые ему предстоит играть в будущем.

Какой увидит себя девочка, как представит свое будущее, во многом зависит от поведения мамы. Но и игрушки тоже подталкивают и направляют ее в какую-либо сторону. Например, если у девочки есть куклы-пупсы, она учится ухаживать за малышами. Маленькая мама пеленает их, кормит, читает книжки, в общем, делает все то, что делает для нее самой мама или бабушка. Раньше девочки учились ухаживать за малышами, помогая маме нянчиться с младшими детьми в семье. Но теперь часто уходом за пупсом все, к сожалению, и заканчивается.

Но в том случае, когда у девчушки вместо кукол, которых можно пеленать, только Барби, ее мысли и игры идут совсем по другому пути. Она начинает присматриваться к своей матери, как к взрослой женщине, а не как к маме. Дочка подмечает многие детали: косметику, отношения с мужчинами, внимание к одежде.

Все это она переносит на свою куклу. Правда, Барби ухаживает за малышами в некоторых игровых наборах тоже. Но на мамочку она совсем не похожа, материнских черт в этой кукле нет.

Перед родителями малышки стоит непростой выбор: научить ребенка ухаживать за малышами и отказаться от Барби вопреки моде или же купить самых модных красоток и не думать о воспитании девочки как будущей матери.

Далеко не у всех детей есть братья или сестры, а тем более младшие. Поэтому не всем девочкам дано увидеть свою маму в роли матери. В таком случае девочка видит проявления материнской любви, направленные только на саму себя. К сожалению, неполных семей сейчас также очень много. В этом случае мама может испытывать трудности в воспитании дочки. Как научить ее заботиться о членах семьи, как подготовить к будущей супружеской жизни? В семье, состоящей из двух человек, ситуации, когда мама сможет показать, как проявить любовь и заботу о ком-то третьем, случаются крайне редко. Поэтому ролевые игры, в которых девочка становится мамочкой для своей куклы, учится ухаживать за малышами, проявляет заботу, играет всерьез, могут стать прекрасной тренировкой для нее.

Сейчас выпускается несколько серий интересных и которые сделают популярную среди девчонок игру "Дочки-матери" еще более интересной и увлекательной. Что включают подобные игры для девочек?

Малыши (ухаживать за младенцами очень нравится маленьким деткам) требуют внимания, заботы и ласки. Ребенок с удовольствием возьмет на себя эти обязанности, особенно если кукла будет "ну совершенно как живая!" Девчоночьи мечты можно воплотить в реальность с "Бэби Бёрном", умницей Анабель или с любой другой современной куклой. Для них выпускается не меньше аксессуаров, чем для детей. Есть памперсы и каши, рожки и соски, коляски и рюкзачки-кенгуру. Не говоря уже о мебели и предметах ухода. В отделах игрушек есть одежда для кукол разного размера и даже обувь. Поддерживать интерес к такой игре можно достаточно просто: новые аксессуары всегда интересно применить в деле.

Если девочке не покупать Барби, то и играть она в нее не будет. И проблемы этой красавицы с ее бой-френдом Кеном останутся вне сферы интересов малышки.

Рождение ребенка меняет жизнь на 360 градусов. Родителям очень сложно перестроиться: появляется большое количество забот, новых приоритетов, необходимости в наличии новых знаний. Это не говоря еще о присутствии чувства страха перед ответственностью за новую крохотную жизнь. Чтобы помочь женщине легко вжиться в роль будущего родителя, существуют специальные курсы, на которых проходит обучение матери .


http://carmentaclub.ru/

Какие вопросы волнуют будущих мамочек

Большинство будущих мам морально не готовы к событию рождения ребенка, и испытывают дискомфорт от мысли о том, что отныне все свободное время нужно будет проводить с ребенком. Так же, не все мамы владеют знаниями по уходу за ребенком на достаточном уровне. Курсы по уходу за новорождённым дадут ответы на множество вопросов родителей.

    • Как правильно заботиться о ребенке?
    • Как и при какой температуре ?
    • Как правильно держать малыша?
    • Как правильно кроху?
    • Как, когда и в чем гулять?
    • Как восстановиться женщине после родов?
    • Как и в чем родители должны помогать друг другу? И т.д.

Посещение таких курсов поможет приобрести или улучшить знания, а так же морально подготовиться к предстоящим изменениям в семье, как маме, так и папе.

Как выбрать курсы по уходу за новорожденным

Как же определиться с выбором? Для начала необходимо хорошенько подумать, чего именно родитель ждет от уроков. Направления такого обучения бывают разные. К примеру, одни специализируются на психологической поддержке матери после родов и во время заботы за малышом, другие дают минимальную программу по уходу за ребенком.

План обучения должен охватывать:
период беременности;
этап родов;
нормы поведения на родах;
действия родителей в экстренных ситуациях;
основные правила ухода за грудничком;
правила .

Также следует узнать о наличии практических занятий, на которых наглядно показывают и обучают тому, как правильно одевать, кормить, купать малыша. Теория - это, конечно же, хорошо, но практика лучше. Вдобавок, необходимо удостовериться, что всю необходимую информацию будут освещать высококвалифицированные профессионалы.

Есть платная и бесплатная форма обучения будущих мам, продолжительные и экспресс-курсы. Не всегда бюджетные занятия хуже дорогостоящих , обращайте внимание на преподавателя, фирму, которая спонсирует обучение, а также количество практических мастерклассов в плане.


http://carmentaclub.ru/

Стоит ли идти на курсы по уходу за новорожденным: полезное видео

Как и в какой форме обучают на курсах, можно посмотреть на видео.

Поделиться: