Учимся пересказывать сказку. Как научить ребёнка пересказывать прочитанный текст

Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Пересказ не только демонстрирует уровень развития речи , но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Со второго класса систематически на уроках развития речи происходит обучение письменному пересказу. Но у детей пересказ текста часто вызывает трудности. Как помочь ребенку их преодолеть?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка пересказывать текст?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст - значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы - со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст - понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе . Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.


Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу , сколько . Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как учить пересказу малышей

Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.

Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:

  • Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
  • Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
  • Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
  • Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
  • Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — , то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
  • Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?". Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам. Читайте также: .

Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

  • Словарная работа .

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

  • Первичное знакомство с текстом .

На данном этапе важно выделить смысловые части.

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: "О чем здесь написано?" Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

  • Обобщение впечатлений и совместный пересказ .

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.

  • Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение .
  • Собственно пересказ .

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание

  1. Читая текст, рисуйте мысленно картину — подробно, в красках, с запахами и звуками. Так, при прочтении художественного произведения мысленно можно даже кино снять. Это поможет лучшему запоминанию образов и описанных в тексте событий.
  2. При чтении не проговаривайте слова вслух и не старайтесь повторять ключевые моменты сразу, в процессе чтения. Это мешает целостному восприятию текста.
  3. Если текст сложный, попробуйте читать вслух и "с чувством, толком, с расстановкой".
  4. Большой текст уместно разделить на части (но не более 7) и пересказывать части отдельно.
  5. Психологи утверждают, что содержание текста лучше откладывается в памяти, если читать перед сном. Этот совет пригодится, если вы работаете над пересказом объемного текста, а в запасе есть 1-2 дня.
  6. Найдите "благодарного слушателя". Если ваш пересказ слушают с интересом, пересказывать легче.

И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Подробности Обновлено: 21.12.2018 19:42 Опубликовано: 14.10.2017 17:56

Детям, начиная с детсадовского возраста, очень важно научиться правильно рассказывать и пересказывать различные тексты. Взрослым кажется, что это сделать достаточно легко, т. к. они уже владеют этим навыком в совершенстве. Но это совсем не так!

Пересказ прочитанного - очень сложное задание для ребёнка. Оно требует применения всех его речевых и интеллектуальных возможностей. Но заботливые родители могут помочь своему чаду овладеть этим непростым искусством.

Как научить ребёнка пересказывать текст?

Вначале родители с выражением читают текст малышу. Это может быть короткий рассказ, сказка или повествование о событии из прошлого. История заинтересует ребёнка только в том случае, если он представит себе персонажей, место действия, возможно выдуманное продолжение сюжета. Эмоциональное чтение пробуждает интерес и воображение крохи. Затем взрослый выясняет - правильно ли понял ребенок содержание и смысл прочитанного. Вопросы взрослого по тексту и выделение главной мысли прочитанного помогут в этом.

Читайте также: Школьная успеваемость и образ жизни ребенка зависимы!

Чтобы чадо лучше запомнило сюжет, стоит перечитать произведение несколько раз. Можно сделать это с интервалом от нескольких часов до суток. Картинки и простые упражнения с ними также способствуют лучшему восприятию текста. Взрослые могут спросить у малыша: какой герой изображен на иллюстрации, что он делает, в какой части повествования (в начале, середине или конце) произошло то или иное событие. Только после выполнения этих несложных манипуляций можно попросить ребёнка пересказать услышанное.

Короткий текст ребёнок способен пересказать без помощи взрослого. Длинные произведения сложнее усваиваются, поэтому в первое время делайте малышу подсказки. Родитель может начать рассказывать, а юный слушатель - продолжить и закончить. При помощи красочных иллюстраций можно восстановить диалог между героями, используя при этом различные интонации. При желании можно попросить чадо изобразить эмоции персонажей. Обязательно нужно обращать внимание на то, чтобы маленький человек говорил громко, четко, без напряжения.

Важно научить ребёнка пересказывать текст как можно раньше. Так у него скорее сформируется способность пересказывать приключения, события и происшествия, не путая последовательность происходящего. Ребёнок учится в простейшей форме передать завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Данный навык обязательно пригодится ребёнку при прохождении школьного курса. После овладения вышеописанным навыком приступают к более сложному виду пересказа - описанию. В этом ребёнку помогут игрушки, комнатные растения, местные пейзажи и герои просмотренных мультипликационных фильмов. Описание опирается на восприятие ребёнка. Он рассказывает о том, что видит. Чтобы помочь малышу, можно задавать наводящие вопросы. Что это? Какого цвета предмет и составляющие его части? Что предмет может делать? Из какого материала вещь создана?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей). Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем. Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность. Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи. Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Занятия с маленькими детьми

Чтобы научить маленьких детей пересказывать прочитанное руководствуйтесь следующими правилами:

Выбирать истории с предсказуемым окончанием и запоминающимися героями. Задумайтесь, почему все сказки так легко запоминать, и они надолго остаются в нашей памяти? Дети любят тексты с несколькими героями и повторяющимися действиями, например, сказка «Репка»;

Прочитать рассказ самостоятельно до того, как зачитывать ребёнку. Выбрать слова, которые ранее ребёнок ещё не встречал. Можно подготовить фото таких животных и предметов или мест. Таким образом, дети легче воспринимают информацию и запоминают новые слова;

Перед тем, как начать чтение, показать обложку книги и предложить угадать про что будет книга, кто будет главными героями. Возможно, ребёнок даже сможет предугадать сюжет. Затем скажите её название и повторите вопросы;

Зачитать вслух одну и ту же историю несколько раз. Как вариант, каждый день на ночь перед сном. Используйте разную интонацию и меняйте голос, что ещё больше увлекает и погружает ребёнка в повествование. После того, как закончится сказка, можете переходить к следующему этапу – вопросы.

Спросите, о чём сказка, что происходило в начале, в середине и в конце. Потом можно задавать самые интересные и любимые вопросы «почемучек»: почему дедка позвал бабку или любые другие, начинающиеся с этого вопросительного слова. Такие вопросы и , а помощь родителей обогатит знания детей и научат ценностям и традициям страны и общества, в котором они живут;

Занятия с детьми постарше

С детьми старшего дошкольного возраста следует использовать другую методику: с каждым следующим прочтением останавливайтесь время от времени и просите рассказать, что герой сказал дальше или просто, чтобы ребёнок досказал предложение или фразу. Возможны варианты в зависимости от возраста детей, уровня развития речи в данный момент и увлечённости историей. Чем интереснее рассказ, тем охотнее дети будут слушать и разговаривать о нём.

Разыграть сценку: выбрать кто кем будет и устроить домашний театр. Это – не только прекрасный способ вовлечь как можно больше членов семьи и провести время с пользой и удовольствием, но и отличный способ задействовать движения тела и мимику, ведь именно с их помощью дети ещё лучше запоминают информацию. Конечно, также можно использовать разные подручные предметы, игрушки и кукол - всё, на что хватит фантазии! Кто-то из детей, может быть, выберет нарисовать сказку, а не разыгрывать её. Здесь также стоит вопрос личных предпочтений.

Детям с богатым воображение предложите придумать продолжение истории, что было дальше и, возможно даже, дети придумают новых героев и концовка превратиться в совершенно непредсказуемую.

Помните, что если на первом этапе дети не могут пересказать прочитанное, то это не значит, что текст не понят, возможно, они просто не поняли вопрос и нужно его переформулировать. Поэтому стоит начинать обучение тому, как научить ребёнка пересказывать текст или те сказки, которые уже знакомы.

Как начать пересказ?

В первую очередь, родители сами должны показать, как правильно пересказывать прочитанное.

  • Каждый раз начинаем со слов: Однажды зимним утром, Жили-были и т.д.;
  • Рассказываем кто герои и где происходит действие (лес, дом, деревня);
  • Помогаем с деталями рассказа, сложными описаниями и последовательностью событий. Заранее готовим наводящие вопросы, которые помогут ребёнку.

Как помочь школьникам делать пересказы?

  • Снизить темп речи. Когда дети читают вслух, особенно в классе при всех, они задумываются о качестве чтения, а не о смысле;
  • Попросить прочитать текст второй раз, более внимательно.
  • Объяснить те слова, которые дети видят в первый раз или не понимают их смысла;
  • Составить план с опорными словами, включая героев, место действия и важные события в повествовании. Помочь при необходимости, задавая вопросы относительно содержания прочитанного.

Очень важно помогать детям освоить этот необходимый навык – ведь обучение в школе практически полностью состоит из пересказа материалов из учебников.

И помните, что успех обучения зависит от многих факторов, таких как возраст, развитие речи, и темперамента. Следовательно, чем раньше будет начато обучение, тем быстрее и легче будут достигнуты поставленные цели.

Педагог – преподаватель
Лебедь Евгения

Несколько советов для учащихся о том как быстро запоминать прочитанный текст:

: состояние звукопроизношения, сформированность фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза. Предлагаем ознакомиться с вопросами формирования грамматического оформления фразы и состояния связной речи. От этого зависит грамотность будущего школьника.

Для успешного обучения в школе, ребенок, поступающий в первый класс должен:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • уметь правильно использовать предлоги;
  • владеть элементарными навыками словообразования;
  • уметь правильно согласовывать слова в предложении;
  • составлять предложения с заданным словом, по картинке, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;
  • составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
  • уметь пересказать сказку или рассказ;
  • иметь навыки ведения диалога.

О языковой среде

Описанные выше навыки формируются не только в ходе специально организованных занятий, но и благодаря окружающей ребенка языковой среде: в результате повседневного общения с взрослыми, прослушанных и просмотренных передач, выбранных взрослыми для чтения произведений.

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Если у ребенка возникают трудности в рассказывании и пересказывании, он допускает ошибки в грамматическом оформлении фразы, согласовании слов, выборе предлога (возможен пропуск предлогов), то велика вероятность возникновения проблем в школьном обучении, ребенок может допускать ошибки в письменных работах, устных заданиях. Заняться с ним никогда не поздно, даже если ваш малыш уже учится в начальных классах.

Проблемы в устной речи

Чтобы справиться с ними, предлагаем вашему вниманию некоторые обучающие игры и упражнения. При моделировании различных игровых ситуаций один и тот же вид работы воспринимается по-разному, а следовательно, более прочными становятся приобретенные речевые навыки.

Для расширения словарного запаса потренируйте ребенка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:

  • Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
  • Предложите ребенку подобрать предмет к действиям:
  • Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.
  • Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой и т.д.

Дошкольник должен владеть простейшими обобщениями: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т.д.

Важно учить ребенка правильно подбирать антонимы, т.е. слова противоположного значения: веселый - грустный, узкий - широкий, легкий - тяжелый и т.д.

С целью формирования навыков родовой принадлежности попросите ребенка назвать предметы, о которых можно сказать "мой" (мяч, карандаш, лист, цветок и т.д.); "моя" (кукла, книга, кисть, линейка, майка и т.д.). Предложите подобрать слова, о которых можно сказать "он" (стол, шкаф, кубик, нож и т.п.), "она" (лампа, машина, девочка и т.п.).

Работая над согласованием прилагательных с существительными, спросите, о чем можно сказать "зеленый" (лист, пенал, ботинок, карандаш и т.д.); "зеленая" (лента, тетрадь, кофта, шапка и т.д.).

Очень часто встречаются ошибки детей в образовании формы родительного падежа множественного числа. С целью профилактики подобных ошибок можно предложить упражнение "Скажи чего нет": деревья - нет деревьев, окна - нет окон, стулья - нет стульев, куклы - нет кукол и т.д.

Для отработки согласования числительных с существительными попросите ребенка посчитать, например, одна мышка, две мышки, три мышки, четыре мышки, пять мышек и т.д. это упражнение можно усложнить, одновременно согласуя числительные и прилагательные с существительным. Например, один резиновый мяч, два резиновых мяча, три резиновых мяча и т.д.

Упражнения по формированию навыков словообразования весьма разнообразны.

Учите образовывать названия детенышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру "Кто у кого": козленок у козы, котенок у кошки, вороненок у вороны, барсучонок у барсучихи, гусенок у гусыни и т.д.

Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения "Назови ласково": дом - домик, лист - листик, кошка - кошечка и т.д.; зеленый - зелененький, сладкий - сладенький, узкий - узенький и т.д.

Ребенок должен научиться образовывать качественные и относительные прилагательные от существительных: дом из кирпича - кирпичный, лист березы - березовый, суп из гороха - гороховый, воротник их меха - меховой, сок из вишни - вишневый и т.д.

Наибольшие трудности вызывает у детей образование притяжательных прилагательных: хвост лисы (чей?) - лисий, берлога медведя (чья?) - медвежья, кольцо мамы (чье?) - мамино и т.д.

Ребенок должен уметь образовывать названия предметов, служащих для хранения чего-либо: игла - игольница, конфеты - конфетница, карандаш - карандашница и т.д.

Полезно учить детей образовывать названия профессий: камень - каменщик, музыка - музыкант, учить - учитель, писать - писатель и т.д.

В результате этих упражнений малыш должен научиться переносить сформированные речевые навыки на новый материал, уметь пользоваться ими в самостоятельной речи.

Правильно составляем предложение

Цель этих упражнений - научить ребёнка грамматически правильно формировать предложение.

Дайте ребенку задание придумать предложение с каким-либо словом. Например "кошка". Если в предложении возникают ошибки, необходимо помочь ребенку исправить их.

Рассмотрите вместе с ребенком картинку. Составьте все возможные предложения. На этом этапе очень важно поддержать малыша. Похвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать вместе с вами.

Одно из наиболее сложных заданий - это восстановление искаженных, деформированных фраз. Предложите ребенку составить предложение из беспорядочно расставленных слов, употребленных в начальной форме. Например, скажите ему: "Слова рассыпались, сделай так, чтобы они подружились: заяц, под, жить, куст (заяц живет под кустом)".

Предлоги тоже важны

Малыш должен понимать пространственное значение предлогов. Поиграйте с ним в такую игру. Возьмите любую игрушку, например обезьяну. Попросите ребенка рассказать о ней: какая она? Обезьянка веселая, озорная, красивая, ловкая, быстрая, коричневая и т.д. (ребенок тренируется в подборе прилагательных к существительным, согласуя их в роде). Что умеет делать обезьянка? Обезьянка бегает, прыгает, играет, ест, лазает и т.д. А теперь скажи, куда спряталась обезьянка? Обезьянка спряталась за шкаф, вылезла из-за шкафа, залезла на шкаф, спрыгнула со шкафа, забралась под шкаф, выглянула из-под шкафа и т.д.

Рассказ по картинке

Для того чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребенка внимательно ее рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ.

Предлагая ребенку серию сюжетных картин, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребёнок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить.

Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Еще раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

Что рассказать о себе?

Серьёзные затруднения испытывают дети при составлении рассказов-описаний и рассказов о событиях из собственной жизни. Это связано с тем, что ребенок имеет небольшой жизненный опыт, только учится планировать самостоятельные высказывания, подбирать речевые средства для выражения мысли. Взрослый должен помочь ему в выборе нужного слова, в составлении плана: с чего начать, о чем рассказать подробнее, чем закончить рассказ.

Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Как пересказать сказку

Несколько слов хотелось бы сказать о таком виде деятельности, как пересказ. Пересказу ребенка также учат, подбирая произведения, доступные для понимания и небольшие по объему. Внимательно прочитав текст, задайте вопросы, касающиеся его содержания, и попросите ребенка ответить на них (как называется сказка или рассказ, какие имена у главных героев, чем начинается, что делают герои произведения, чем оно заканчивается и т.д.).

Прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности. Пересказ - это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами пересказать основное содержание прочитанного.

Поделиться: