Трудный ребенок или проблемный родитель? Проблемный ребенок в классе.

Сразу надо отметить, что проблемных детей не бывает. Такими делают их сами родители. Признать и принять это очень трудно. Лучше переложить всю ответственность на ребенка. Не получится, дорогие товарищи взрослые. Как бы вам не хотелось верить в непогрешимость своего авторитета, придется спустить вас с облаков на землю. Рождение ребенка это не только радостное событие, но начало долго и трудного пути по воспитанию человека. Этот человечек родился, чтобы пройти свой самостоятельный путь. Не следует вешать на него неподъемный груз своих несбывшихся надежд. Мечты родителей остались в прошлом. А у ребенка свои мечты, свои планы.

Когда родители пытаются грубо вторгаться в жизнь ребенка, то тут начинаются проблемы. Мама мечтает, чтобы дочь поступила в институт иностранных языков и уехала жить за границу. Папа мечтает, чтобы сын поступил в медицинский институт. А о чем мечтают дети? Всех их мечты не имеют значения. Ведь родители все уже решили и начали воплощать свои мечты. Записали детей на соответствующие курсы, наняли репетиторов, присмотрели ВУЗы.

В такой ситуации дети начинают «бунтовать». Кто-то тихо не подчиняется, а кто-то открыто противостоит родительским притеснениям. Вот готовый проблемный ребенок. А проблему, оказывается, породили родители. Справиться криками, руганью, запретами здесь не получится. Надо признать право детей на собственную жизнь, право на выбор и самостоятельность.

Есть еще один типичный пример, который формирует проблемных детей. Это отсутствие внимание к ребенку со стороны родителей. Причины могут быть разные: постоянная занятость на работе, усталость, уверенность в незначительности проблем сына или дочери, перепоручение детей бабушке.

Существует такое ошибочное мнение, что дети и так знают, что их любят и поэтому не надо им об этом говорить, обнимать, целовать. Детям очень важен тактильный контакт. Внимание необходимо им для нормального эмоционального развития. От этого они чувствую себя увереннее. И чтобы заполучить хоть маленькую капельку внимания родителей ребенок начинает озоровать. За баловством следует наказание словесное или физическое. Оно частично компенсирует недостаток родительской любви. Значит надо больше уделять внимание детям. Играть с ними, гулять, выслушивать, что-то совместно мастерить. Нужно помнить, что работа, уборка, клубы, подруги останутся, а дети вырастут и покинут своих родителей. Останется ощущение чего-то не сделанного.

Неуверенности в себе может также стать причиной появления трудных детей. Откуда она может взяться, если маленький ребенок считает всегда себя только хорошим. Он не может быть плохим в принципе. Ребенок узнает, что у него что-то не так от окружающих его людей. Родители из лучших побуждений стараются исправить несуществующие недостатки. Их постоянная неконструктивная критика делает свое черное дело. Сын или дочь постепенно начинают верить, что у них действительно много недостатков, которые нужно исправить. Они замыкаются в себе, с трудом идут на контакт. Или наоборот ведут себя агрессивно, стараясь доказать себе и окружающим, что они лучше, чем о них говорят. Родителям нужно быть осторожными с критическими высказываниями. Они больно ранят ребенка и вызывают протест.

Итог таков, проблемных детей не бывает, бывают родители с проблемами. Своими комплексами, нереализованными мечтами, смутными представлениями о воспитании они создают благоприятную почву для появления трудных детей. Детям вообще тяжело жить во взрослом мире. Слишком много они всем должны. И единственный способ отстоять свое Я- это неподчинение всем существующим правилам. Бросить вызов всем взрослым людям. И только большая любовь родителей, терпение, желание наладить контакт, могут дать положительный результат. А лучше не допускать серьезных проблем.

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Проблемный ребенок

П риходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его судьба. Со временем он начинает обо всем этом догадываться. И вместе с особенностями развития у ребенка появляются также и психологические трудности. А у родителей возникают многочисленные недоуменные вопросы - "Откуда что берется?". Проблемный ребенок " vspace="10" bordercolor="#000000">

Психологи знают, что общая жизненная канва человека - то, что знаменитый Эрик Берн называл сценарием - является результатом косвенного родительского влияния. Косвенного, потому что очень многие оценки, мысли, чувства не высказываются открытым текстом, но исподволь, неосознанно складываются в своеобразные инструкции-предписания относительно того, как следует ребенку себя вести. И чем менее осознанными являются эти инструкции, тем сильнее их влияние на судьбу человека и тем труднее их вычленить в процессе психологического анализа.

Они могут формулироваться внешне позитивно - "Вырастешь и станешь космонавтом, а мы будем тобой гордиться!". Хороша ли такая инструкция? В ней содержится желание видеть ребенка космонавтом (в то время как ему-то, может быть, и не очень нравится эта профессия). Затем, там оговаривается, при каких условиях ребенком будут гордиться (а в противном случае - нет). Поэтому то, что на первый взгляд кажется обычным родительским тщеславием, может уводить его естественный жизненный путь в сторону от истинного предназначения.

Но бывает и по-другому. "Ты не окажешься на скамье подсудимых!" - говорят родители ребенку, казалось бы, подчеркивая его социальную благонадежность, и постепенно в нем прорастает сомнение в том, что обязательно нужно быть честным, что быть преступником для члена его семьи - вещь невозможная и т.д. "Только не поскользнись!" - говорит мать сыну, и он, конечно, тут же падает. Потому что отрицательные инструкции, несмотря на свою внешнюю лояльность, незаметно "цементируют" пространство, закладывают в бессознательное ребенка возможность того, что на уровне осознаваемом подается как запрет - стать преступником, упасть и т.п. Ведь бессознательное коварно и отрицаний не понимает.

Поэтому многие (хотя, конечно же, не все) претензии родителей к своим детям имеют источник во внутреннем мире самих родителей, которые бездумно переносят свои неосуществленные желания, надежды или страхи на поведение детей. И в конце концов добиваются своего. Ведь между внешним и внутренним миром существует тесная связь, которая действует посредством различных психологических механизмов - будь то самоосуществляющееся пророчество или, как это называл К.-Г. Юнг, синхронистичность. Какие же трудности детей создаются взрослыми чаще других?

"Он ужасно агрессивный!".

Агрессивность в мире животных - условие выживания особи, естественное желание защищать границы своей территории, которое возникает в среде недружественной. Опасение, что обстановка небезопасна, недоверие к тому (и тем), что происходит рядом - вот частые причины агрессивности детей. Но ведь от родителей не защищаются. Как, чем поведение родителей могло нарушить чувство безопасности ребенка?

Проблемный ребенок

Агрессивны дети "недолюбленные" - те, кто вынужден заботиться о себе сам, напоминать о своих потребностях и своем существовании. Очень часто такое поведение развивается на фоне недостаточного принятия родителями своего ребенка, непризнания его ценности как личности, как явления. Вот типичный пример конфликта, построенного вокруг такой жалобы. Энергичная молодая бабушка недовольна "агрессивностью" своего 2,5-летнего внука.

Мало того, что он без разрешения входит в ее комнату. Он имеет раздражающую привычку хватать бесценные безделушки, расставленные по полкам и шкафчикам. Бывали случаи, что он их даже ломал (правда, нечаянно). На запреты не отвечает, а при случае показывает бабушке кулак.

По ходу беседы у психолога возникает несколько очень частных вопросов. А почему 2, 5-летний внук, живущий в одном доме с бабушкой, должен просить у нее разрешения войти? Оказывается, бабушка в конфликте с его родителями - сыном и невесткой. Поэтому у них вообще не принято входить друг к другу в комнату. Можно ли убрать сокровища с полок подальше от внука? "В общем-то можно, но почему это я должна к нему приспосабливаться?" Постепенно возникает картина жизни семьи, при которой совместных радостей оказывается очень немного, а появление невестки и внука продолжает рассматриваться главой семьи - бабушкой - как посягновение на ее права, как нанесение ей морального и экономического ущерба. Семья сына была встречена "в штыки". Эта реакция возвращается бабушке в форме ответной, пока еще несильной, нелюбви внука. Но это именно возврат - ведь первый импульс, первый урок нелюбви исходил от бабушки, которая видит в двухлетнем мальчике равноценного противника, которого нужно побороть. Это в ее представлении и было бы педагогическим успехом. К счастью, дети - существа жизнестойкие, и в состоянии научиться защитить себя (при наличии поддержки со стороны других взрослых).

Этот конфликт - типичный пример того, как ребенок может оказаться на пересечении антипатий взрослых. Поэтому и решать его нужно, работая со взрослыми членами семьи. В противном случае невинная и трогательная привычка входить в комнату бабушки и играть ее игрушками может закрепиться, перерасти в бесцеремонность по отношению к другим людям, а кулаки могут стать основным средством урегулирования конфликтов.

"Он так неуверен в себе"!

Эта фраза тоже часто открывает разговор с психологом. А Вы в нем уверены? А уверены ли Вы в себе? Подобные вопросы возникают по ходу знакомства с семьей. Безынициативность, эмоциональная подавленность, страх перед любой новой деятельностью - все это вместе называется депрессивной позицией. Депрессивная позиция часто рождается из чувства вины. Но в чем может успеть провиниться маленький ребенок - настолько, что депрессия становится основным фоном его существования?

Чаще всего это чувство экзистенциальной вины - вины в силу положения вещей, в том, что родился. Такое иногда случается, если в семье нет отца, если ребенка не ждали, а мама не уверена в том, что его появление на свет было нужно. Подобные переживания обычно вытесняются в самые глубокие слои бессознательного. Однако верхушка айсберга все равно видна - это и есть тревожность ребенка и желание оправдываться и извиняться за свое существование.

Проблемный ребенок

Одним из опасных проявлений депрессивной позиции ребенка бывает высокая уязвимость (виктимность, от английского victim - жертва) по отношению к разным воздействиям. С такими детьми постоянно что-то случается - то на них падает сосулька, то назначают "козлом отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил.

"Мама хотела сделать на меня аборт, но у нее не получилось, и я все-таки родилась" - сказала о себе 11-летняя посетительница нашей консультации. Девочка приняла на себя множество несчастий, редко выпадающих на долю одного человека, и трагически погибла, когда ей еще не исполнилось 14 лет.

Депрессивный или виктимный ребенок часто запечатлевает в своей судьбе то, что происходило между родителями еще до его рождения. Поэтому изменение этих опасных для него отпечатков должно также осуществляться через родителей.

"Он совершенно бесчувственный!" - этот упрек чаще всего относится к детям подросткового возраста. Ему все равно, что происходит в моей душе, я не понимаю, о чем она думает, моя дочь может поднять на меня руку и даже ударила меня в живот - подобные жалобы свидетельствуют о глубоком непонимании между родителями и детьми, об их отчуждении. Получается так, что мать и ребенок вообще не могут общаться напрямую, без психолога ("Вот мы сейчас выйдем, и она опять будет так же отвратительно со мной разговаривать!"). Таким образом, связь между людьми близкими по крови оказывается значительно менее прочной, чем между чужими. Кризисы отношений, когда необходимо обратиться к третьим лицам - вещь естественная, особенно, если в семье растет подросток. Этот возраст содержит в себе много неожиданностей и противоречий. Но стойкое непонимание, жестокость детей - знак запущенности проблемы. Обычно она возникает не на пустом месте. Наверно, ребенок не оказался в центре жизненных интересов своих родителей, когда появился на свет. Рано оторванный от материнской груди или вообще разлученный с матерью, тот, которого растила бабушка или находящийся в круглосуточных яслях, не успел получить привычку к материнской любви. Он для семьи - объект воздействия. А объекты не способны на чувства. Никто не знает, что происходит в доме с задернутыми занавесками, пока там не случится пожара.

"Что думают и что чувствуют: герои сказки, зверюшки на картинке, твои друзья?" - этот вопрос психолога часто приводит ребенка в состояние замешательства. Как это - чувствуют? Можно сказать только, что они делают. "Что чувствовал ваш мальчик, когда вы его не пустили к друзьям?" - спрашиваем родителей. "Ну:наверно, расстроился. А может, затаил зло, я точно не знаю. Он ведь не сказал, что он чувствует".

Примерно такая же, хотя и более мягкая, картина, может возникнуть в том случае, если ребенка растят "по книжкам", подгоняя его поведение под нормы чужих авторитетов. Живой ребенок заменяется идеей, схемой ребенка. Интуиция и материнское чувство безмолвствуют. Данному конкретному младенцу нужно есть десять раз в сутки, а мама, следуя рекомендациям, пытается покормить его всего шесть раз. Он хочет спать под теплым боком матери, а она свято верит, что ночью подходить к ребенку вредно, а еще вреднее брать его без необходимости на руки. Но без необходимости для кого? Может быть, малышу-то как раз это и нужно больше всего на свете.

Проблемный ребенок

Однако ребенка растят "удобным". Те драмы, которые происходят в душе ребенка при объектном к нему отношении, остаются незамеченными и возвращаются к родителям в форме его бесчувственности.

Но отсутствие сопереживания, эмоциональная холодность - это не только психологическая защита. Это часто еще и неспособность принимать чувства других. Поэтому такие люди часто лишены идеалов, не верят в добро и любовь и в результате несут тяжелые поражения в личной жизни.

Дети хамят бабушке, если с ней неуважительно обращаются родители. Они робки, если близкие не верят в их силы. Они равнодушны, если собственные родители не отличают их от чужих. Они такие, какими их сотворили по собственному образу и подобию взрослые. Итак, проблемный ребенок - зеркало своих родителей. Если ему повезет, он сумеет во взрослом возрасте "отвязаться" от родительских предписаний, и тогда хвост их неизжитых амбиций и нерешенных проблем не будет тянуться за ним бесконечно. Чтобы разорвать эту неполезную ни для кого связь-зависимость, родителям бывает важно поработать с психологом. Для пользы ребенка.

Софья Нартова-Бочавер

Проблемные дети - это не очень правильное определение так как ребенок - это наибольшее счастье и любовь, а так же максимум тревог и ответственности. От самого рождения родители заботятся о малыше. В этот период важнее всего, чтобы маленький был здоров и крепок, чистый и ухоженный, хорошо питался, дышал свежим воздухом и многое другое. На протяжении трех лет мама находится в полном слиянии с ребенком. Она уже видит, каким он будет в будущем, какой у него будет характер, привычки и стиль жизни.

Ребенок растет, он медленно отделяется от слияния, у него появляется собственное «Я». В лексиконе появляется устойчивое «Я хочу…», которое далеко не всегда совпадает с желаниями родителей. Чаще всего ребенок говорит вопреки тому, что предлагает мама, даже если он и не хочет того, чего требует. Таким способом он пытается показать свою позицию, которая отличается от всех остальных. В этот момент он ищет себя и способы заявления другим о себе.И часто а этот период мы слышим "Проблемный ребенок "

То, как родители реагируют на проявления индивидуальности ребенка, во многом влияет на будущее взрослого человека, которым он станет.

  • Или же ребенок привыкает к тому, что с его мнением считаются;
  • или принимает то, что за свое желание надо бороться, например агрессивностью или плачем;
  • или же уже смирился с тем, что решают все родители, и чтобы не злить их, стоит слушаться.

Конечно же, надо так же учитывать генетические особенности и характер Вашего ребенка. Каждые ситуации индивидуальны, и соответствуют Вашей особенности семьи и отношениям с ребенком, но чаще всего граничат в проявлениях этих трех вариантов.

Меня часто зовут на помощь семьям, где ребенок нервный и агрессивен, грубит или истерит. Таких детей называют "Проблемные дети ", но это уже следствие. Чаще всего причиной такого поведения является именно тот период в развитии, когда за свое «я хочу» надо было бороться. Со временем такая схема достижения желаний становится привычной, и ребенок использует ее везде и всегда. Как правило, родители, когда замечают такую тенденцию, перестают поддаваться на манипуляции. Но ребенок не знает других схем, кроме как увеличивать громкость и яркость проявления требований. И в результате ребенок получает статус «проблемный». Работа с проблемными детьми должна проводиться профессионалом что бы не усугубить ситуацию.

Как правило, к детям с третьим типом проявления, когда ребенок послушный и тихий, претензий никогда не возникает. Они спокойные, уравновешенные и предельно контролируемые. Дело в том, что когда начинаешь работать с такими детьми, замечаешь, что на вопросы «чего хочешь ты?» или «какой ты?», они затрудняются ответить. Просто молчат, улыбаются и говорят: «я не знаю». Их модели поведения, как и в варианте с «проблемными» детьми, усугубились и укоренились, стали привычными. Работа с такими детьми заключается в том, чтобы показать возможности «я хочу» и научить их показывать свои желания. Как правило, сначала они выходят на уровень «проблемных» детей, когда свои желания проявляют громко и наперекор родительскому мнению. Они проходят этот этап, потому, что когда-то он был остановлен неуклонностью родительских требований. Я часто повторяю семьям «проблемных» детей: «Если ваш ребенок умеет требовать и манипулировать, безусловно, с ним сложнее, но мне за него спокойнее. Важно, что он умеет бороться за свои желания. Полдела он сумел сделать сам. Мы просто научим его говорить о них спокойно и тем языком, который принимают родители».

Работа с проблемными детьми

Работа с проблемными детьми проходит быстрее, чем с «тихими». Конечно же, совладать с «проблемными детьми» сложно, но у них есть большой козырь на будущую жизнь - как правило, это взрослые люди, которые живут своей жизнью, а не теряются в чужых желаниях.

Но как сделать так, чтобы ребенок с детства видел свои желания и находил возможности проявления, которые подходят и ему, и родителям? Истина, как всегда, лежит в балансе. Стоит понимать, что баланс - это самое трудное. Надо слышать ребенка и иметь ряд своих четких, аргументированных объяснений в случае отказа. Быть гибким в своих решениях. Проявлять уважение к желаниям ребенка. Говорить спокойно и взвешено. И тогда мы никогда не услышим проблемные дети!

А главное, замечать за собой:

  • Как часто Вы говорите «нет» ребенку?
  • Можно ли выделить ряд ситуаций, в которых возможно, даже гипотетически, согласие?
  • Как Вы объясняете ребенку отказы?
  • В каких ситуациях Вы говорите «да»?
  • Как ведет себя ребенок, чтобы заполучить это «Да»?
  • Может ли поменяться Ваше мнение, если ребенок спокойно старается объяснить свои желания?

Задайте эти вопросы себе и дайте четкие и правдивые ответы. Осмыслите их. Найдите баланс для собственной семьи и собственного ребенка. Помните, проблемный ребенок - это не диагноз!

И помните, если Вы мало разговариваете с ребенком и не аргументируете свои решения, он будет делать так же. Если Вы злитесь и раздражаетесь на его желания, даже самые абсурдные, по Вашему мнению, он будет делать так же. Если Вы терпимы по отношению к ребенку, слышите его мнение и считаетесь с ним, он будет делать так же.

Проблемные дети. Проблемный ребенок, работа с проблемными детьми в Центре психологии.

Он будет делать так же, как Вы, только немного позже, когда подрастет…

Слушайте своего ребенка, понимайте его желания, и Вы получите
замечательные отношения в семье на долгие годы, а так же успешного и
уверенного взрослого сына или дочь!
С уважением, Елена Рябец.

посмотрел 3 серии не затянуло, прочитал коментарии,много положительных коментариев было, решил смотреть дальше, вобщем посмотрел 5 серии, всё, больше не могу и не хочу. Что за фигня, так просто согласились помочь, а гг так вообще, ему скучно видители, ну и мотивация. Очень много коментариев где хвалять гг, почему?, чем он так привлёк внимания зрителя, мне так тянки больше понравились.Если сделать вывод основываясь на 5 просмотренных сериях. так гг, ну здесь как бы их трое, но понятно, что мальчугана выставили главным. По мне так он здесь самы кровожадный, поначалу думал, что враги серьёзные и жестокие, но после того как он их скажем так побеждал и унижал, я поменял своё решения,они ещё паэньки по сравнениюс этим мальчуганом.Такое чувсто будто бы гг для школьников, причём с неуравновешанной психикой.Так хотелось что бы ктото победил его, победил это мягко сказано, что бы его стёрли в порошок, ну а что?, он же так и делал с другими, почему бы и ему так же не сделть, ну это моя прихоть. Я не думаю что это аниме понравилось бы мне в тот момент когда она выходила. Вобщем 4/10 т.к. я его всё же не досмотрел, хотя не дума что, чтонибудь изменилось бы, может ещё ниже аценку разве что поставил бы

Читаю я вот коменты и думаю, что нынче за странная школота пошла, им подавай Фан-сервис и сюжет аля Тетрадь смерти но только для школьников. Вы че там совсем опупели что ли?
А сейчас про аниму... Смотрел я ее в первый раз в общем-то очень давно, но пересмотреть решил снова сейчас, В прошлий раз мне анима понравилась как и в этот раз. Это одно из немногих аниме которое можно посмотреть когда все шаблонные и однообразные тайтлы нашего времени про попаданцев уже сидят в печенках. К тому же, само аниме выходило на заре "Нет игры - Нет жизни" тайтлов, по этому и не удивительно что оно как таковое само собою и осталось лишь на 10 сериях и ОВАшке. Хотя сейчас, пересмотрев его еще раз у меня возникло желание узреть продолжение данного тайтла и не в качестве манги или новелл а в качестве анимешки, ибо в оригинале очень много интересного стало происходить после арки на которой оканчивается само аниме.
Засем мой вердикт:
Я ставлю этому аниме 8 Нонеймов из "Нет игры - Нет жизни" из 10 Кирито. И до сих пор жду продолжения.

И почему за этот тайтл взялась именно Diomedea? Такое ощущение, будто эта студия просто пыталась удержать планку не ниже определённого уровня. Почему? финансы? Недоверие к молодому писателю? Но даже так, я бы хотел увидеть 2 сезон этого аниме. Прочитав 12 томов я понял, что не стоить судить аниме экранизацию, ведь она создана лишь для того, чтобы привлечь к оригиналу. Да, это суровая правда, аниме - это красивая реклама. Но, конечно, есть и исключения, например Ангельские ритмы или Гуррен лаганн. Тем не менее, независимо от цели создания конкретного произведения, тайтл от этого не становится хуже. Аниме экранизация - это всего лишь обложка всего произведения, а как говорится: "Не суди книгу по обложке". Конкретно в этом случае аниме - это лишь верхушка айсберга. Оно затронуло лишь 2 тома и немного(много) сократило их. Призываю к прочтению оригинального ранобэ. Ведь даже если выйдет 2 сезон, то он вряд ли буден полностью следовать оригиналу, а в оригинале много чего произошло:

Сакамаки Изаёя зовут не Сакамаки, Канария, Уроборос, Ази Дакаха, Дистопия, Аркадия, Изаёй не такой уж и сильный и многое другое (прозвучало как дешёвое завлечение, которое часто используют по телевизору)

В общем, произведение годное, но у всех точка зрения своя, так что не могу ничего вам обещать, если решитесь на просмотр.

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А Амонашвили

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей, у него появляются постоянные обязанности. И младший школьник ждет не просто внимания, а понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция – младший школьник должен быть послушным. В результате между взрослыми (учителем и родителями) и детьми растет психологический барьер, преодолевая который, младшие школьники прибегают, иногда, к агрессивным формам поведения. Поэтому агрессивность у детей формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых.

Не только учитель, но и родители должны своевременно заметить неблагоприятный характер таких изменений, помочь ребенку преодолеть их.

Часто истоки агрессивности младшего школьника лежат в семье, в отношениях её членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказание и т.п.) и, в меньшей мере, со сверстниками и учителями.

Учителя часто жалуются на таких детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Всю воспитательную работу начинаю с изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка. Применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника.

На протяжении обучения ребенка в начальной школе осуществляю диагностики, позволяющие проследить за изменениями: уровень воспитанности; самооценка ученика; уровень самостоятельности (оценка самостоятельности детей родителями и оценка ребенком своей самостоятельности); межличностные отношения («Дом в котором я живу», «Круги на воде», «Необитаемый остров» и д.т.); методики изучения личности учащихся («Десять моих – Я», «Что у меня на сердце»; «Краски», «Настроение», «Цветик-семицветик», «самохарактеристика» и т.д); методики изучения самоконтроля; отношение к своему здоровью (режим дня, самохронометрирование и т.д), определение уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, уже в течение 10 лет, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на «Я» каждого ребенка…

При составлении программы использую технологию «Гуманно-личностного подхода к обучающимся» Ш.А. Амонашвили и технологию «Гуманного коллективного воспитания» А.В. Сухомлинского. Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:

В данной программе не выделяю особого направления по работе с проблемными детьми. Она охватывает всех детей, так как классы малочисленные и в каждом есть проблемные дети. Программа составляется индивидуально на каждый класс.

В свою работу включаю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, собеседование, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты и т.д.

Жизнь в моем коллективе строится так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность каждого. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления со своим президентом и министрами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.

Для того чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю систему инновационной оценки «Портфолио» на каждого ученика.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения – совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.

Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – первая школа интеллектуального, эстетического и физического воспитания, поэтому вместе с родителями, общими усилиями добиваюсь того, что­бы ребенок раскрыл свои способности, умел лю­бить другого человека и быть любимым. Провожу совместно с родителями праздники, походы, лыжные вылазки, театрализованные представления, спортивные соревнования.

На классных часах, на праздниках которые проводим, вместе с родителями, мы знакомимся с традициями, обычаями, обрядами православных праздников, с творчеством народных умельцев. Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым.

Дети гордятся своими родителями, когда они участвуют в совместных делах в школе. Поэтому моя задача не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, задуматься о своей роли в жизни ребенка, в том, насколько успешен и счастлив он будет.
Какая бы не была семья по типу, в ней могут быть дети:

1. С отклонениями в поведении – шумливы беспокойны, тревожны, их чувства не находят выходы. Внешняя моторная сторона их реакций зачастую подавляется или задерживается, им необходим «клапан» для выпуска излишней, часто отрицательной энергии
Пример. Девочка первоклассница из опекунской семь, живет в д. Советская Крестьянка. Девочка очень агрессивная, нервная, упрямая. Если что-то не по ее, может накричать, нагрубить и учителю и детям. Друзей не было. Никто не хотел с ней общаться. Могла ударить ребят. Трудно было заставить выучить стишок на праздник в классе. Постепенно девочка стала более активна, меньше стала нервничать, можно было договориться, стала учить стихи, принимать участие в утренниках. Дети стали общаться с девочкой. Участница НПК, очень заинтересована в своей работе, она выращивала бобы зимой на подоконнике. Любуется своими растениями. Сейчас учится во 2 классе.

2. С задержкой психического развития . У этих школьников, как правило, не сформированы школьные интересы. Они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто школьники жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения. Дети с ограниченными возможностями, в основном, ведомые, им свойственно подражание; нотации беседы бесполезны. Особое значение имеет контакт педагога с родителями таких школьников. Поскольку только единый подход к ребенку обеспечит успешное обучение в массовой школе. Совместное обучение в одном классе способствует, с одной стороны, адекватной социализации данной категории детей, а с другой – формированию у здоровых детей терпимости к недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи. Последнее обстоятельство актуально в наши дни, на что обращается внимание в проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Пример. Третий год обучается мальчик (ему 12 лет, учится по коррекционной программе), он из опекунской семьи. Мальчик агрессивный, с ребятами конфликтует, ворует. Приходится прикладывать много сил и времени, чтобы «выравнить» мальчика, опираясь на то, что он ласковый мальчик. Учу его трудиться, общаться с одноклассниками. У мальчика это уже получается: рассказывает стихи на утренниках, принимает участие в конкурсах рисунков, помогал мне в работе с первоклассниками (раздать тетради, послушать чтение, помочь трудиться) с ними принимал участие в НПК, проводил исследовательскую работу с первым классом по выращиванию гороха и бобов на подоконнике в зимнее время.

3. Дети имеющие более тонкую и ранимую психику , чем здоровые дети. Эта черта создаёт учителю особенные проблемы, требует от него работы над индивидуальным подходом к ребёнку.

Пример. Мальчик из благополучной, полной семьи. Но мальчик очень сложного характера: плаксивый, несдержанный, раздражительный. Ему всегда все мешает, все не интересно, и ребята все плохие. Мог нагрубить ребятам и учителю, если что-то не так как он хочет. Участвовать нигде не хотел, приходилось много разговаривать, приводить примеры, находить индивидуальные выходы из разных ситуаций. Потребовалось много терпения. Иногда казалось, что все больше нельзя вытерпеть все его капризы и истерики. Но все можно пережить и перетерпеть мальчик стал меняться. Более серьезно рассуждать, меньше стало конфликтов с детьми. Участник конкурса рисунков «Осенний пейзаж» в СДК – диплом III место, участник концертов в школе и СДК. Принимал участие в школьной НПК, самостоятельно выращивал горох и вел свои наблюдения. Учится во втором классе.

При работе с такими детьми прежде всего надо запастись терпением, тактом и беспристрастностью, иначе не найти объяснения постоянно возникающим конфликтам. Потребуется длительное время что бы ребенок почувствовал комфортно себя в новом коллективе. Мы можем помочь ребенку только максимально бережным, щадящим и ободряющим отношением к нему. Коллектив СДК не один год работает с моими учениками по раскрытию талантов и развитию творческих способностей. Колмакова Т.Н. проводит кружки «Очумелые ручки» и «Юный художник». Сольные номера и хоровые песни готовит музыкальный работник Козлова Н.П. Дети выступают на праздниках, утренниках в школе и СДК.

Для повышения познавательного интереса к предметам во внеурочное время активно сотрудничаю с учителями-предметниками. Они помогают через уроки, викторины, конкурсы, игры прививать любовь и интерес к предметам.

Партнерство в разрешении личностных кризисов обеспечивает социальный педагог – посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами. Ни один ученик из класса не состоит на учете при комиссии по делам не совершеннолетних. Это происходит не из-за того, что дети такие хорошие, а потому что провожу кропотливую работу с каждой семьей и каждым ребенком индивидуально стараюсь привлекать во все дела класса и школы.

Ни будет хороших спортсменов, танцоров, певцов и просто добрых людей, если не будет здоровья.

А чтобы беречь его, правильно заботиться о нем неоценимую помощь оказывают наши медицинские работники и учитель физкультуры Крысов Ю.А. Совместно проводим праздники, конкурсы, профилактические беседы, экскурсии. Дети посещают секции и участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Кроме этого, большое значение в моей деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Не каждая сельская школа может похвалиться филиалом музыкальной школы. А нам повезло! По окончании её ребята получают право работать музыкальным работником. В моем классе трое ребят играли на фортепьяно, один на балалайке и один на гармони. Сейчас 2 ребенка – по классу баян.

Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий и библиотечных уроков оказывает сельский библиотекарь, с которым сотрудничаем уже много лет. Дети активно идут в библиотеку, чувствуют себя здесь уверенно. Они лучшие читатели.

Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: конкурс детского творчества «Школьные годы чудесные» (опекунские семьи – Микуленко Ж., Ходосевич О., Литвиненко А.), районный смотр – конкурс детского творчества на противопожарную тематику – все дети, конкурс детских рисунков «Мой любимый учитель» – все дети. Мы не получили дипломов и грамот, но у нас большая победа в том, что все дети пробуют свои силы в этих работах. У нас еще все впереди! А победы есть. Игра «ПОНИ» все участники получили сертификаты. 3 призера – дипломы и подарки (Неупокоев В., Белых В., Киселева К.). НПК – участники все дети, работы 1 класса на районном уровне вошли в группу «В» получили свидетельства. Всероссийский конкурс юных художников «Великая Победа – 65» номинация «Тематический рисунок» все дети получили дипломы. Семь человек из восьми получили сертификаты конкурса эрудитов «Эму».

Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса становится осознанной, интересной, значимой.

Поэтому в своей воспитательной работе придерживаюсь принципов коррекционо-педагогической деятельности: принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности, принцип гуманистической направленности, принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, принцип сознательности и активности личности.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с. – (б-ка учителя нач. классов). – ИСВН 5-09-003465-6
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 280с.
3. Ветров Н.И. В-39 Когда в ответе родители (проблемы правогого воспитания). М., «Знание», 1973.
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся – 2-е из., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.: ил.
6. Перешеева Н.В. , Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. – (библиотека практического психолога).
8. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников: методическое пособие. Омск: ОмГПУ. – 2000. – 35с.
10. Трудный подросток: Практический материал по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/авт. – сос. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84с. (школьное образование) ИСВН 978-5-89415-626-2

Поделиться: