Тесты для детей и родителей. Тест на тему: Картотека: "Анкеты и тесты для родителей"

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -
наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б, Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
традиционнной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Хоу).

Б, Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас
Фуллер).

4. Считаете ли вы. что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникаю-
щий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об
этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить
их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы,
В. Целесообразновыдаватьнекоторуюсуммунаопределенныйсрок (на

неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих, отношениях, тем более что их обиды

недолги.
Г, Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как Вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.
Б, Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо., а от

общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения}

пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не
по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется ком-
пания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят.

отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конеч-
но, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б, Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результата тестирования.

Стиль поведения

Номера вопросов

Либеральный

Индифферентный

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному
из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем
более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не
преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспита-
ния, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным на-
строением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также
самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и
за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необ-
ходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои пози-
ции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и
прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны
и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его сла-
бости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако
стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными,
поскольку у Вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать
самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с Вашей стороны!

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

Тест для родителей «Познавательная потребность»

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка:

  1. Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

А. Часто……………………………………………………….. 5 баллов

Б. Иногда……………………………………………………....3 балла

В. Очень редко………………………………………………...1 балл

  1. Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

А. Хочет сам найти ответ…………………………………. …5 баллов

Б. Когда как…………………………………………………....3 балла

В. Получить ответ от взрослых……………………………….1 балл

  1. Любит ли читать (слушать, когда ему читают)?

А. Постоянно……………………………………………………5 баллов

Б. Иногда………………………………………………………..3 балла

В. Не любит……………………………………………………...1 балл

  1. Насколько интересны для ребенка умственные занятия?

А. Очень интересны……………………………………………...5 баллов

Б. Когда как………………………………………………………3 балла

В. Не интересны…………………………………………………..1 балл

  1. Часто ли задает вопросы?

А. Часто……………………………………………………………5 баллов

Б. Иногда………………………………………………………….3 балла

В. Очень редко…………………………………………………….1 балл

Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и Вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?»

17-25 баллов – потребность выражена сильно.

12-16 баллов – умеренно.

Менее 12 баллов – слабо.

Тест «Ваши отношения с ребенком»

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи и книги?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали

более 20 баллов .

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов . Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Тест «Стратегии семейного воспитания»

Инструкция : С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  1. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

либеральный

индифферентный

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стил ь (в терминологии других авторов - «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!


Елена Смирнова
Тест для родителей. «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители ? Проверьте себя, ответив на вопросы теста .

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа : «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу» ?

Если у вас результат 8-10 :

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями . И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Если у вас результат 4-7 :

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Если у вас результат 1-3 :

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

могу и всегда так поступаю;

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

6. Поставить себя на место ребёнка?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

12. Устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

Какой вы родитель?

Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

Сколько раз тебе повторять? (2)

Посоветуй мне, пожалуйста… (1)

Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

И в кого ты такой уродился?! (2)

Какие у тебя замечательные друзья! (1)

Ну на кого ты похож (а)? (2)

Я в твои годы!.. (2)

Ты моя опора и помощник (ца)! (1)

Ну что за друзья у тебя? (2)

О чём ты только думаешь? (2)

Какая (ой) ты у меня умница! (1)

А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

У всех дети как дети, а ты… (2)

Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1)

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Тест для родителей.

Уважаемые родители!

Попробуйте использовать тест, определяющий одаренность и направленность ребенка в какой - то области деятельности. На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно («да» - 1 очко) или отрицательно («нет» - 0 очков). Затем очки складываются. Ответ определяется по шкале результата:

Случается ли ребенку находить необычное применение какому - либо предмету?

Меняет ли он свои наклонности?

Любит ли рисовать воображаемые предметы?

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

Любит ли фантастические картинки?

Сочиняет ли рассказы и стихи?

Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

Боится ли темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считает ли это слово понятным без разъяснения?

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

Бывал ли удачен этот замысел?

Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

Мог ли Ваш ребенок, будучи еще маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус Вашему вкусу?

Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

Изображает ли собственные игры или развлечения?

Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков: ребенок не всегда проявляет свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда чем – то заинтересован.

От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний.

От 4 до 8 очков: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест «Часто ли вы хвалите своего ребенка?»

Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:

а) «гениально», «потрясающе»;

б) «молодец»;

в) «хорошо».

Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?

а) раздраженно отмахивается;

б) принимает как должное;

в) воодушевляется.

Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:

а) поцелую и объятия;

б) подарок;

в) деньги.

В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?

а) когда ребенок убрал за собой игрушки;

б) получил пятерку;

в) по собственной инициативе помог бабушке.

Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:

а) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка самая лучшая;

б) укажите на недостатки, но и укажите достоинства;

в) честно покажите на те поделки, которые считаете лучшими.

Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:

а) гордость;

б) нежность;

в) восхищение.

Выберите одно из утверждений о детской одаренности:

а) каждый ребенок по своему талантлив;

б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;

в) любую способность можно развивать.

На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажите?

а) пристыдите;

б) похвалите за умение идти до конца;

в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.

Ребенок хвастается своими достижениям перед гостями. Ваша реакция:

а) будете дополнять его рассказ;

б) станете иронизировать над его «скромностью»;

в) переведете разговор на другую тему.

Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:

а) отдать его в художественную школу;

б) купить хорошие краски и кисти;

в) посещать с ним выставки и музеи.

Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?

а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;

б) станете хвалить одноклассника, что бы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;

в) предложите исправит те ошибки, которые отметил учитель.

Бабушка умиляется поступками ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:

а) станете спорить с ней;

б) проигнорируете ее высказывания;

в) согласитесь из уважения к ней.

Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?

а) «Они глупые и невоспитанные!»;

б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»;

в) «Давай подумаем, почему они к тебе так относятся».

У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?

а) напугать плохой оценкой;

б) выразить сочувствие;

в) предложить помощь.

Ребенок не достоин похвалы, если он:

а) помыл посуду, но разбил чашку;

б) сделал уроки, но перепутал номер задания;

в) получил пятерку, списав ответ у соседа по парте.

В порыве гнева вы можете назвать своего ребенка:

а) «бестолочь»

б) «мое наказание»;

в) «подлец».

16 – 37 баллов. Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако слишком часто слыша похвалу, ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив похвалу здравой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.

38 – 59 баллов. Возможно, вы человек настроения или слишком погружен в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителя, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60 – 80 баллов. Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребенок стремиться разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Тест для родителей «Познавательная потребность

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка:

Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

а. Часто……………………………………………………….. 5 баллов

б. Иногда……………………………………………………....3 балла

в. Очень редко………………………………………………...1 балл

Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

а. Хочет сам найти ответ…………………………………. …5 баллов

б. Когда как…………………………………………………....3 балла

в. Получить ответ от взрослых……………………………….1 балл

а. Постоянно……………………………………………………5 баллов

б. Иногда………………………………………………………..3 балла

в. Не любит……………………………………………………...1 балл

Насколько интересны для ребенка умственные занятия?

а. Очень интересны……………………………………………...5 баллов

б. Когда как………………………………………………………3 балла

в. Не интересны…………………………………………………..1 балл

Часто ли задает вопросы?

а. Часто……………………………………………………………5 баллов

б. Иногда………………………………………………………….3 балла

в. Очень редко…………………………………………………….1 балл

Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и Вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?»

17-25 баллов – потребность выражена сильно.

12-16 баллов – умеренно.

Менее 12 баллов – слабо.

Ваши отношения с ребенком

Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

Интересуются ли они вашей работой?

Знаете ли вы друзей ваших детей?

Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

Проверяете ли вы как они учат уроки?

Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

А телевизионные передачи и книги?

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку?

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали

более 20 баллов.

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Тест «Мера заботы о ребёнке»

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.

3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребёнок делает то, что, он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8.Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из – за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей не испортить.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать – главное лицо в доме.

13. Семья должна быть под девизом: Всё лучшее детям!»

14. Защитить ребёнка от инфекции можно путём ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребёнку в преодолении круга его друзей и приятелей.

Шкала оценок:

2- мне трудно с этим согласиться 4-совершенно верно. Я с этим согласен.

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы от старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и личные взаимоотношения.

Поделиться: