Средства физического воспитания как педагогическое понятие. Физическое воспитание

Физическое воспитание детей - очень важный показатель во всестороннем развитии личности. Оно формирует в ребенке важные качества, такие как воля, трудолюбие, коллективизм.

Очень важно, чтобы физическое воспитание проходило правильно. А для этого необходимо понимать его роль и важность в развитии личности.

Понятие и важность физического воспитания

Физическое воспитание - это основа для всестороннего и гармоничного развития личности. Оно неотрывно связано с интеллектом: чтобы трудиться умственно нужно затратить некоторое количество физических сил. Ребенок, правильно воспитанный физически, более требователен к самому себе, у него появляется чувство товарищества и принадлежности к коллективу. Физическое развитие - это не только укрепление воли, но и совершенствование силы маленького человека.

Выносливость ребенка будет формироваться в процессе занятий физкультурой. Можно также заняться каким-либо видом спорта. Это поможет развиться не только физически, но и оздоровить весь организм. Малыш может отдать предпочтение спортивным играм, а может окунуться в тяжелую атлетику или плавание. У ребенка нужно вырабатывать потребность заниматься физкультурой и спортом. Лишь такой подход в физическом воспитании позволит укрепить волю малыша, развить работоспособность и сделать более совершенной его физическое состояние.

Физическое воспитание и закаливание детей существуют неразрывно друг от друга. Закаливая организм ребенка каждый день, мы делаем его более устойчивым к температурным изменениям окружающей среды. Эта процедура позволяет также быть бодрым и наполненным энергией в течение дня.

Методы воспитания здоровой личности

Различают общепедагогические и специфические методы физического воспитания. К первой категории можно отнести игру, упражнения и соревнования. Общепринятые методы включают в себя наглядное и словесное воздействие.

Чтобы достичь нужного результата, недостаточно использовать лишь один метод физического воспитания. Как правило, они существуют комплексно. Это позволяет более правильно и всесторонне развить личность.

Как правильно организовать условия для физического воспитания дома

Физическое воспитание ребенка в семье должно проводиться комплексно с занятиями в детском саду или яслях. Это сделает малыша более подготовленным к труду и жизни, устойчивым к различного рода заболеваниям, более заинтересованным в занятиях физкультурой. Совместное развитие ребенка в семье и дошкольном учреждении позволит усовершенствовать его двигательные навыки.

Детский организм нуждается не только в физических упражнениях, но и в воздействии естественных сил природы. Именно поэтому их нужно использовать в комплексе. Вода очистит кожу от загрязнений, воздух снабдит кислородом и уничтожит микробов, а солнце поспособствует обогащению организма витамином D. Эти три природных компонента можно использовать и как отдельное средство закаливания.

Дети раннего и дошкольного возраста нуждаются в определенном режиме . Им необходимо правильно питаться, выходить на свежий воздух, спать днем и ночью. Другая часть оздоровительных процедур не требует строгого режима.

Чтобы ребенок спокойно спал дома, его необходимо покормить не позже чем за час до сна. Не следует кричать на ребенка или волновать его перед укладыванием в постель. Желательно принять теплую ванну. Кладите спать малыша в одно и то же время. Не делайте постель слишком теплой и мягкой. Не кладите подушку слишком высоко.

Закаливание ребенка в домашних условиях тоже нужно проводить с умом. Для начала следует проконсультироваться с педиатром о том, можно ли ребенку проводить такие процедуры. Если врач разрешит, то нужно начинать с полоскания горла прохладной водой, каждые три дня уменьшая её температуру на 1 градус. Лишь после того, как станет заметным улучшение здоровья, можно переходить к другим методам закаливания, таким как обтирание, обливание тела и ног.

Одевать ребенка дома и на прогулку нужно по погоде. Одежда не должна перегревать тело малыша и стеснять его движения. Если ребенок одет правильно, он будет испытывать небольшой холодок, находясь без движений.

Было доказано, что более комфортно дети чувствуют себя при комнатной температуре не выше 20 градусов. Это связано с тем, что терморегуляция организма ребенка при более высоких температурах не развивается. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к распространению респираторных заболеваний.

Ребенок должен научиться самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры без напоминания взрослых к 4–5-летнему возрасту. К этому времени он уже может ухаживать за одеждой, чистить зубы, мыть руки, правильно пользоваться вилкой и ложкой, убирать на место игрушки, застилать свою постель. Кроме того, ребенок уже способен самостоятельно использовать туалетную бумагу и носовой платок.

И конечно же, никакое физическое воспитание не обойдется без утренней зарядки . Лучше всего использовать упражнения, сопровождая их стихами. Ребенку так проще и интереснее. Сначала произносить стихи может только взрослый. Потом, по желанию ребенка, это может делать и он сам.

Занимаемся физическим воспитанием с малышами

В раннем возрасте происходит более интенсивное развитие организма ребенка, формируются необходимые умения. Этот период характеризуется развитием специфического поведения малыша. Физическое воспитание детей раннего возраста может проходить с использованием санок, мячей, велосипедов и прочего реквизита.

Двигательное поведение детей раннего возраста характеризуется началом ходьбы и овладением координацией движений. Также в этом возрасте малыши начинают бегать, и бег у некоторых получается гораздо лучше, чем ходьба. Это объясняется тем, что возбуждение у ребенка преобладает над торможением. Поэтому ему хочется двигаться.

Двигательные процессы раннего возраста не заканчиваются только ходьбой и бегом. Многие малыши активно лазают . Они стремятся преодолеть препятствия из подушек, коробков, ящиков, скамеек и прочего, что оказывается на их пути. Поэтому им нужно организовывать игры с подобными препятствиями. Так, можно использовать игру «Преодолей препятствие». Она заключается в раскладывании по ковру различных предметов, которые имеются дома. Это могут быть диванные подушки, стульчики и т. п. Следует предложить ребенку преодолеть эти препятствия.

Подвижная игра совместно с малышом также будет содействовать его физическому развитию. Чем лучше в семье будет создана предметно-развивающая среда, тем большей будет двигательная активность детей раннего возраста. Поэтому совет родителям: найти в квартире свободное место и организовать его под игровое пространство для детей.

В качестве примера можно привести ещё одну занимательную игру. Она называется «Собираем шарики». Для этого необходимо запастись разноцветными шарами и большой коробкой или корзиной. Возможно несколько вариантов игры. Можно рассыпать шарики и создать преграды для их сбора. Если ребенок уже различает шары, то попросить его собрать шарики какой-либо одного цвета. Таким образом ребенок будет развиваться не только физически, но и умственно.

Можно поиграть с малышом в «Провези - не задень». Для этого необходимо провести игрушку-каталку. В специально отведенной для игр комнате нужно поставить кубики, ящики, кегли, диванные подушки и прочее. Они будут выполнять роль преград. Сначала взрослый должен показать ребенку что нужно сделать. Основной задачей этой игры является прокатывание игрушки-каталки по выложенной из препятствий траектории. Предметы не должны быть задеты. После того как взрослый показал, в чём состоит задача малыша, ребенок сам должен проделать то же самое.

«Прокати шар в ворота»- ещё один вариант игры с детьми раннего возраста. Для её проведения понадобятся кубики, шар и ворота, которые можно соорудить из подручных материалов (других игрушек). Задачей малыша является прокатывание шара к цели - кубикам или кеглям, которые ставятся в ворота. Нужно сбить их.

Занимаемся с дошкольниками

Если в раннем возрасте лазанье, бег и ходьба только развивались, то в дошкольный период они начинают совершенствоваться. Дети уже могут заниматься на тренажерах и выполнять упражнения с предметами. Следует развивать их способности и организовать условия для этого.

В дошкольный период детям уже доступны упражнения по сохранению равновесия . Они могут метать легкие предметы или мячи. Дошкольники способны бросать и ловить . Поэтому с ними можно играть в игры, где активно используются именно такие действия.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста может заключаться в беге, в лазанье по тренажерам, бросании и ловле мяча с небольшого расстояния. Дошкольники могут перепрыгивать через препятствия, прыгать на одной или двух ногах. Также они способны забираться на невысокие предметы и спрыгивать с них.

Навыки метания в дошкольном возрасте формируются интенсивнее всего. Если перед ребенком стоит задача бросить мяч в цель, то он не контролирует дальность и направление броска. Ребенок просто выпускает мяч из рук. Ловля предметов тоже ещё недостаточно развита.

Чтобы дошкольник развивался физически не только в специальном учреждении, но и дома, необходимо организовать для этого подходящие условия. Следует выделить отдельную комнату для игр, застелить полы ковром, оборудовать её тренажерами и игрушками. Самый важный предмет в жизни дошкольника - это мяч. Он тренирует быстроту реакции, координацию движений и меткость.

Подведем итоги

В заключение хочется дать несколько советов родителям.

  1. Для правильного физического воспитания необходимо стимулировать потребность детей в физических упражнениях. Здесь немалую роль играет пример и отношение к физической культуре взрослого. Родители должны знать и учитывать потребности и интересы своего ребенка. Не нужно запрещать ему бегать или прыгать. Запомните, как родители будут относиться к физкультуре, такое же отношение к ней сформируется и у самого ребенка.
  2. Нужно поощрять любое достижение малыша, тогда в нём будет поддерживаться нормальная самооценка. Получив похвалу, ребенок будет ещё больше стараться выполнить то или иное полезное действие. Мнения обоих родителей о том, что делать ребенку, не должны расходиться иначе положительного отношения к физкультуре у малыша не будет.
  3. Нужно наблюдать за его состоянием во время выполнения физических упражнений. Не всегда родители способны понять, почему ребенок не хочет выполнять простые упражнения и капризничает. Дело может быть в том, что он устал или хочет посмотреть какой-то интересный мультик. Родители должны научиться понимать своего малыша, чтобы наладить с ним душевный контакт.
  4. Если ребенок не хочет больше тренироваться, не нужно заставлять его это делать. Сначала выясните причину такого поведения. Продолжать занятие можно только в том случае, если проблема была устранена.
  5. Не нужно наказывать и ругать ребенка за его неудачи. Они временны, так как ребенок только познаёт новый для него мир. Маленькие дети очень болезненно реагируют на свои неудачи и порицание родителей. Нужно дать ребенку понять, что родители уважают в нём личность и его желания.
  6. Важно учитывать желания ребенка при занятии физкультурой. Если одним детям нравится бег, то другим могут быть интересны прыжки. Иногда малыши пытаются подражать любимым героям мультфильмов и просят купить им то, чем занимается их кумир. Этому не стоит удивляться. Нужно прислушаться к потребности ребенка.
  7. Частая смена физических упражнений не приведет к нужному результату. Если ребенка устраивают те движения, которые он выполняет сейчас, оставьте всё как есть. Это поможет быстрее овладеть тем или иным навыком.

Все физические упражнения должны выполняться серьезно, но не нужно перегружать ребенка. При выполнении зарядки необходимо учитывать возраст малыша. Не нужно заставлять выполнять упражнения, если у него нет на то желания. Во всем должны проявляться терпение, любовь и понимание.

Веселая разминка для детей

Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". Средство - это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физическое упражнение (понятие)

Термин «упражнение» в теории и практике физического воспитания имеет двоякое значение. Им обозначают, во-первых, определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания; во-вторых -- процесс неоднократного воспроизведения данных действий, который организуется в соответствии с известными методическими принципами. Понятно, что эти два значения термина «упражнение» не только взаимосвязаны, но и частично совпадают. Однако смешивать их не следует. В первом случае речь идет о том, чем (посредством чего) воздействуют на физическое состояние человека в процессе физического воспитания; во втором же -- о том, как (каким методом) осуществляется это воздействие. Чтобы не смешивать эти значения, есть смысл ввести терминологическое уточнение: в первом случае целесообразно пользоваться термином «физическое упражнение» (или «физические упражнения»), во втором -- термином «метод (или методы) упражнения».

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения.

Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания и организуется в соответствии с его целью, принципами и другими закономерностями. Этим физические упражнения принципиально отличаются от трудовой, бытовой и других видов двигательной деятельности. Двигательная деятельность складывается из отдельных двигательных актов. Целенаправленные двигательные акты именуются двигательными действиями. Под двигательным действием понимается поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи. Двигательные действия состоят из движений и поз. Говоря о движениях, мы имеем в виду только механические перемещения тела или его частей. Движения могут быть и бессознательными, и нецелесообразными.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуются сердечнососудистая и дыхательная системы. Занятия физическими упражнениями, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнении во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого. Происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива, подчинение личности пол общую стратегию действий. Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека.

Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения -- это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения -- это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме.

Физическая культура - часть общей культуры общества, объединение различных мероприятий, направленных на достижение человеком физического совершенствования (укрепление здоровья, раз­витие физических качеств, достижение спортивных результатов и т.д.). Уровень физической культу­ры общества (любого общества) зависит от уровня физической культуры его членов - физической культуры личности - степени самостоятельного использования Ф. к. в сфере воспитания и образо­вания, в производстве, быту, при организации свободного времени, досуга.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, систе­ма организации соревнований по различным физическим упражнениям. Существует любительский спорт и профессиональный. Целью спорта, как составной части физической культуры, наряду с укре­плением здоровья и общим физическим развитием человека, является достижение высоких результа­тов и побед в состязаниях.

Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигатель­ных навыков и умений, необходимых в быту и производит, деятельности, и в конечном итоге на дос­тижение физического совершенства. Основные средства и пути Ф.в.- занятия физическими упражне­ниями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастиче­ские, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровит, сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение спец. знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств за­каливания, личной и обществ, гигиены в целях физического развития и совершенствования (т. н. фи­+зическое образование).

Физическое развитие - процесс изменения, а также совокупность морфологических и функцио­нальных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследствен­ность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и качественных изменений в организме и др.) и социальными (материальный и культурный уровень жизни, распреде­ление и использование материальных и духовных благ, воспитание, трудовая деятельность, быт и т. д.). Как совокупность признаков, характеризующих состояние организма на разных возрастных эта­пах, уровень Ф. р. (наряду с рождаемостью, заболеваемостью, смертностью) является одним из важ­нейших показателей социального здоровья населения. Основным средством направленного воздейст­вия на Ф. р. являются физические упражнения. В современном обществе всестороннее Ф. р. всех групп населения, достижение физического совершенства - социальная цель физического воспитания, программной и нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

Что такое физическое воспитание

Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас.

Физическое воспитание – это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем формировании личности. Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже.

Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие – результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.

Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта – это поможет ему развить силу и выносливость. Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье. Если у человека выработается привычка заниматься физическими упражнениями, то можно будет совершенствовать свои физические силы и общую работоспособность, укреплять волю.

Физическое воспитание несет в себе знания, которые обогатят представления ребенка о сущности и значении физкультуры и спорта, о том, как они влияют на развитие личности. Благодаря таким знаниям, кругозор детей будет значительно расширен как в умственном, так и в нравственном плане. Кроме того, таким образом можно повысить их общую культуру.

Физическое воспитание подразумевает развитие физических способностей ребенка, стремление к спортивным занятиям. Это может быть легкая или тяжелая атлетика, спортивные игры или плавание. Когда ребенок занимается спортом, делает зарядку, закаляется, он, конечно же, становится здоровее и выносливее. Кроме того, ежедневные занятия физкультурой помогают быть целый день бодрым и энергичным, делают фигуру подтянутой.

Использование различных физических упражнений – это не что иное, как методы физического воспитания. Они делятся на специфические и общепедагогические. Первая их группа характерна исключительно для процесса физического воспитания, а вторая применяется во всех случаях обучения и воспитания. Для того чтобы решить конкретные задачи, которые связаны с обучением технике выполнения физических упражнений, используют игровой метод, строго регламентированные упражнения и соревновательный метод.

К общепринятым методам можно отнести словесные, а также методы наглядного воздействия. Очень важно, что в методике физического воспитания нет метода, который бы мог считаться наилучшим. Для успешной реализации комплекса задач физического воспитания следует оптимально сочетать различные методы, исходя из методических принципов.

Физическое воспитание это:

Физическое воспитание

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре. Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт», «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру.

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Основная статья : Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, билиард, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности. Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и спортом и соответствуют известные у нас названия «культурник» и «спортсмен».

Адаптивная физическая культура

Основная статья : Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов.

Физическое воспитание

Основная статья : Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

  • Физвоспитание в школе

Примечания

  1. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000, .
  2. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д. Н. Давиденко. Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с ISBN 5-288-02201-1

2. Физическое воспитание как система, её структура. Цель, задачи, основы и принципы системы физического воспитания

Система физического воспитания – исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, обеспечивающий физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

Основы: 1. Мировоззренческие . Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. Мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему развитию личности, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовка на этой основе к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические. Научные положения естественных, общественных, педагогических наук, на основе которых «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные. Нормы и требования государственных программ, нормативы Единой российской спортивной классификации, нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».

4. Организационные:

- государственные формы организации (обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, в профессиональных учебных заведениях, армии, в лечебно-профилактических организациях);

Общественно-самодеятельные формы организации (система добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Трудовые резервы» и др.);

Органы руководства и управления (Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной думы по туризму и спорту, региональные и муниципальные комитеты по физической культуре и спорту, соответствующие отделы министерства образования, региональные и муниципальные отделы органов образования).

Цель системы физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств и обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Задачи системы физического воспитания:

1. Оздоровительные (задачи по оптимизации физического развития):

Оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

Укрепление и сохранение здоровья, в том числе и закаливание организма;

Совершенствование телосложения и развитие физиологических функций;

Сохранение высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.

2. Образовательные:

Формирование жизненно важных двигательных навыков и умений;

Формирование спортивных двигательных навыков и умений;

Приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре.

3. Воспитательные (задачи по формированию личности человека):

Содействие развитию нравственных качеств;

Содействие формированию поведения в духе требований общества;

Содействие развитию интеллекта;

Содействие развитию психомоторных функций.

Принципы системы физического воспитания:

Принцип воздействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физической культуры для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип прикладности конкретизируется в следующих положениях.

1. Решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей.

3. Постоянно и целенаправленно связывать физическую культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Смысл принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека.

Особую значимость при формировании гармонично развитой личности приобретает физическое воспитание. Оно позволяет укреплять телесное здоровье, а также духовные качества подрастающего человека. Именно поэтому физическое воспитание представляет собой один из разделов педагогики.

В его основе находятся методы, имеющие неразрывную связь с необходимыми средствами, а также принципами, регулирующими этот процесс.

Немного истории

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как педагогический процесс, который направлен на усовершенствование функций и формы человеческого организма, в процессе которого устанавливаются двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания. Все это приводит к развитию физических качеств.

Истоки подобного направления в воспитания уходят своими корнями к самому раннему этапу развития человеческого общества. Его элементы существовали еще при первобытном строе. В те времена люди возводили себе жилье и добывали пищу, охотившись на диких животных. Подобная деятельность, которая была необходима для существования, способствовала совершенствованию физических способностей человека. Он становился более сильным, выносливым и быстрым.

Постепенно люди стали обращать внимание на то, что те представители племени, которые были более активными и подвижными, отличались особенно высокой работоспособностью. Это способствовало осознанию того, что человеку требуется выполнение упражнений, то есть повторяемость действий. Именно это и послужило основой физического воспитания.

Человек, осознавший эффект упражняемости, начал имитировать движения, которые были необходимы ему в трудовой деятельности. Причем делать это он начал в свободное от выполнения своих рабочих обязанностей время. Так, охотники бросали дротики, упражняясь на изображении животного.

После того как различные двигательные действия стали применяться вне трудовых процессов, изменился их смысл. Постепенно они стали не чем иным, как физическими упражнениями. Это позволило значительно расширить сферу их влияния на человека. И в первую очередь подобные действия стали относиться к его физическому совершенствованию.

Впоследствии эволюционное развитие показало, что своего лучшего эффекта физическая подготовка достигает в том случае, когда человек начинает заниматься ею, начиная еще с детского возраста. То есть в случае осуществления обучающего процесса, готовящего ребенка к жизни и к труду. Все это и послужило истоком возникновения физического воспитания в том смысле, в котором мы его понимаем в настоящее время.

Организованные формы данного процесса существовали еще в Древней Греции. Они применялись в виде обучения молодежи спортивным и военным упражнениям. Однако до времен новейшей истории подобные занятия продолжали оставаться достоянием представителей лишь привилегированных классов или же не выходили за рамки подготовки будущих воинов.

Определение понятия

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как обучение движениям. Кроме этого под ним подразумевают формирование физических качеств, которые сочетаются с развитием осознанной потребности в спортивных знаниях. В этом виде воспитания выделяют две стороны. Одна из них является физическим образованием. Вторая же неразрывно связана с совершенствованием спортивных навыков.

Исходя из этого, можно получить более конкретный ответ на вопрос «Что такое физическое воспитание?». Это процесс, необходимый для решения некоторых воспитательных и образовательных задач. Причем данному направлению присущи все те признаки, которыми обладает педагогический процесс. Отличительная способность подобного воспитания заключена в системном формировании двигательных навыков и умений, что в совокупности оказывает непосредственное влияние на физическую дееспособность человека.

Методические принципы

Физическое воспитание и развитие становится возможным лишь при систематическом воздействии на организм человека. Выполняемые при этом упражнения могут быть максимально успешными лишь тогда, когда вся система способов и средств (методика) будет находиться в полном соответствии с основными правилами и закономерностями данного направления педагогического процесса.

Существующие закономерности и правила называют принципами физического воспитания. Их знание, а также соблюдение позволяет человеку овладевать конкретным двигательным навыком. При этом у него развивается определенное физическое качество. Это может быть гибкость, выносливость, сила и т.д. И напротив. Пробел в знаниях принципов и методики физического воспитания или же их неумелое применение значительно тормозят успехи в обучении движения. При этом значительно затрудняется формирование столь необходимых двигательных качеств.

Основные принципы методов физического воспитания, которыми педагоги должны руководствоваться при построении занятий, это:

Сознательность;

Активность;

Наглядность;

Доступность;

Индивидуализация;

Систематичность;

Динамичность.

Рассмотрим вышеперечисленные принципы подробнее.

Сознательность и активность

Применение подобных принципов в процессе физического воспитания позволяет сформировать осмысленность отношений и устойчивый интерес детей к занятиям. Это становится возможным только в том случае, когда имеет место творческое сотрудничество между педагогом и воспитанниками. Профессионализм учителя заключается в его способности довести до детей конкретный смысл и значение выполняемых ими упражнений. При этом должно быть объяснено не только что и как следует выполнять, но и почему педагог предложил именно это движение, а не другое, и как оно повлияет на те или иные функции организма.

Также система физического воспитания предусматривает проведение совместного анализа удачного или же неудачного выполнения определенных упражнений. При этом должен быть осуществлен поиск ошибок, допущенных в технике движений, и причины их возникновения. Далее необходимо рассмотреть пути устранения таких ошибок, что будет способствовать сознательному и активному отношению детей к процессу обучения, приучит их к самоанализу, самооценке, а также самоконтролю проводимой двигательной деятельности. Это, в свою очередь, позволит развить у воспитанников стремление и интерес к самосовершенствованию. Подобный путь непрост. Прохождение его сопряжено с большим и напряженным трудом.

В системе физического воспитания неизбежно применение и утомительных упражнений, и «скучных» заданий. Их выполнение становится возможным, если дети будут осознавать важность подобных действий и их необходимость для становления гармонически развитой личности.

Наглядность

Данный принцип в физическом воспитании детей может быть обеспечен при комплексном использовании самых различных форм. Так, наглядность имеет место при:

Двигательных действиях преподавателя или подготовленного воспитанника;

Просмотре учебных видеофильмов;

Демонстрации наглядных пособий, а также схем, рисунков;

Наличии слуховых и зрительных ориентиров и т.д.

Применение самых разнообразных средств и форм наглядности способствуют максимально эффективному решению задачи физического воспитания, которая состоит в формировании точной модели двигательной деятельности.

Доступность и индивидуализация

Соблюдение данных принципов предусматривает строгий учет возрастных особенностей, пола воспитанника, уровня его подготовленности, а также имеющихся отличий в психических и двигательных способностях. При этом доступность выполняемых упражнений вовсе не означает полного отсутствия трудностей при их выполнении. Она предполагает последовательное и постоянное их преодоление, что возможно при мобилизации не только физических, но и духовных сил детей. Меру доступности должен определить преподаватель. При этом он обязан исходить из степени функциональной, физической и технической подготовленности воспитанника. Ведь то, что является невозможным на начальном этапе обучения, становится выполнимым в дальнейшем. Предъявляемые педагогом требования при этом подлежат постоянному пересмотру.

Систематичность

Под этим принципом понимается не что иное, как регулярность проводимых занятий, а также рациональное распределение нагрузки и отдыха. Если при физическом воспитании детей после учебного или тренировочного занятия следует чересчур большой перерыв, то такое распределение времени может привести к снижению у обучающихся уровня работоспособности.

Систематичность, то есть непрерывность процесса постижения двигательной активности, заключается в наслаивании положительного эффекта от каждого предыдущего занятия на последующее, что позволяет углубить его положительное влияние. В итоге результаты целого ряда тренировок определенным образом суммируются. Возникает своеобразный кумулятивный эффект всей системы обучения.

Динамичность

Данный принцип предусматривает постоянное повышение существующих требований к двигательным действиям детей. Это должно достигаться при обновлении, а также путем усложнения используемых упражнений, условий занятости, методов обучения и величины существующей нагрузки. Только это приведет к развитию волевых и физических качеств человека, к освоению новых форм двигательных навыков и умений, что, в свою очередь, скажется на совершенствовании работы всех систем организма.

Согласно теории физического воспитания, все рассмотренные выше принципы должны составлять единство методических положений и взаимно дополнять друг друга. Отступление педагогом даже от одного из них даст сбои в налаживании процесса обучения и сделает безрезультативными все приложенные при этом усилия детей.

Средства

Что такое физическое воспитание? Это определенный процесс обучения. В его ходе получают свое применение физические упражнения и оздоровительные природные силы, а также гигиенические факторы. Все они - это не что иное, как средства физического воспитания. Основным из них служат упражнения. К вспомогательным средствам относятся природные силы и гигиенические процедуры.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые призваны решать задачи данного направления в воспитании. При этом число разработанных и применяемых в спортивной деятельности движений достаточно велико. Это упражнения циклического и ациклического, статического и динамического, аэробного и анаэробного направления и множество других. Все они отличаются друг от друга по своей форме, направленности и содержанию.

Постижение основ физического воспитания невозможны также и без разъяснения воспитанникам необходимости соблюдения ими гигиенических правил. Это позволяет усилить эффект от проводимых занятий. Такие средства физического воспитания, как гигиенические требования, предъявляются к режиму применяемых нагрузок и отдыха, а также к питанию. Их выполнение необходимо и при применении к внешним условиям тренировок, то есть к чистоте и освещенности помещения и его вентиляции.

Методы физического развития

Способы подобного направления воспитания могут быть самыми разными. Из методов физического развития можно выделить:

Общепедагогические, которые применяют во всех случаях образовательного процесса;

Специфические, используемые лишь при проведении спортивной деятельности.

Общепедагогические методы часто применяются при дошкольном физическом воспитании. Из них особенно выделяется словесное воздействие. Педагог в этом случае дает задание и руководит его выполнением, а также контролирует поведение занимающихся. Словесным методом считается выставление устной оценки, объяснения, распоряжения, указания, команды, замечания и т.д. Применение того или иного фактора воздействия напрямую зависит от возраста занимающегося и того этапа, на котором находится процесс обучению двигательным действиям. Педагог также должен учитывать уровень интеллектуальной и физической подготовленности детей, особенно если речь идет о физическом воспитании дошкольников.

Среди специфических методов находятся те, которые рекомендуют строго регламентировать выполняемые упражнения. Среди них игровой и соревновательный. Сущность подобных методов заключается в том, что они предусматривают выполнение всех физических упражнений только в строго заданном виде с точно обусловленной нагрузкой. Проведение подобных занятий имеет большие педагогические возможности. Ведь в таком случае:

Нагрузка строго регламентируется по своей интенсивности и объему, что позволяет варьировать ее динамику и применять в зависимости от психофизического состояния воспитанников;

Имеется возможность точного дозирования интервалов отдыха, который устраивается в перерыве тренировочного процесса и позволяет избежать перенапряжения функциональных систем организма;

Избирательно воспитываются физические качества;

Эффективно осваивается техника движений.

Основы спортивного развития

Процесс физического воспитания невозможен без обучения. Это позволяет человеку осуществить системное освоение наиболее рациональных способов, позволяющих управлять своими движениями, а также приобрести необходимые для жизни двигательные умения, знания и навыки.

Что происходит в случае овладения техникой того или иного упражнения? Вначале появляется умение в его выполнении. Далее, по мере разучивания движений, постепенно приобретается устойчивый навык. Он отличается от умения степенью освоенности, то есть способностью управления телом со стороны человеческого сознания.

При двигательном умении техника действий отличается нестабильностью и неустойчивостью выполнения. При дальнейшем совершенствовании данного процесса, а также при многократном повторении движений, их коррекции и повторении, постепенно приобретается навык. Результатом этого становится устойчивость и слитность движений, а также, что самое главное, приобретается автоматизм управления ими.

Обучить человека двигательным действиям возможно только при осуществлении длительного, последовательного и многоступенчатого процесса. На первом этапе (начального разучивания) происходит формирование техники нового движения, что позволяет добиться его выполнения лишь в общих чертах. Начинается обучение с объяснения и рассказа, а также демонстрации упражнения преподавателем. При этом могут быть использованы плакаты, рисунки и другие наглядные пособия. В завершении создания первоначального представления производятся пробные попытки выполнения двигательных действий. Когда это для воспитанника сложно, он разучивает их по частям. Если же двигательное действие достаточно простое, то оно осваивается в целом.

При выполнении движений ошибок может не быть. Но порой они все же имеют место. При прохождении этапа начального разучивания упражнений педагог указывает на самые типичные ошибки. Ими, как правило, являются ненужные и лишние движения, закрепощенность тела, нарушения в ритмичности, а также согласованности выполнения необходимого действия.

Второй этап обучения представляет собой глубокое разучивание упражнений. При этом воспитанник совершенствует свои двигательные умения. На данной ступени он осваивает детали движений, выполняя их вначале раздельно, и лишь потом в целом. Насколько эффективно будет выполнено поставленное задание, зависит от правильного подбора учителем методов, средств и приемов, задействованных в педагогическом процессе. Углубленное разучивание двигательных действий предпочтительно осуществлять при их целостном выполнении.

На третьем этапе обучения происходит формирование и совершенствование двигательного навыка. Он возникает благодаря многократным повторениям упражнений, выполнение которых становится более привычным, достигая автоматизации координационных механизмов. Основная задача данного этапа состоит в доведении техники до нужной степени совершенства и придания ей индивидуальных черт.

Физическое совершенствование личности

Что дает подобное воспитание человеку? Оно развивает его физические качества. Это и является основной задачей спортивного обучения. Под физическими качествами принято понимать:

  1. Силу. Она является способностью преодоления внешних сопротивлений или противодействия им благодаря мышечному напряжению. При развитии силы происходит утолщение и рост мышечных волокон.
  2. Быстроту. Она представляет собой целый комплекс свойств организма, которые определяют скоростные характеристики не только движений, но и реакций.
  3. Выносливость. Под ней понимают способность противостоять утомлению, возникающему в результате проводимой мышечной деятельности.
  4. Ловкость. Человек, обладающий ею, может достаточно точно и быстро решать поставленные перед ним двигательные задачи.
  5. Гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Зависит гибкость от эластичности связок и мышц, а также суставных сумок. На нее оказывает свое влияние наследственность, возраст, регулярность выполнения физических упражнений.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в - разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков и умений, укрепление здоровья.

Осн. средства Ф в - физич. упражнения, использование естеств. сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда и т и), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т и). Физич. упражнения разносторонне воздействуют на развитие физич. способностей Познание закономерностей влияния физич. упражнений на организм, науч. методика их выполнения дают возможность использовать физич. упражнения для достижения целей Ф в Естеств. силы природы в Ф в выступают в качестве условий успешной организации и проведения занятий физич. упражнениями и как средство закаливания организма Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физич. совершенствования Развитию физич. возможностей человека способствует физич. труд (особенно на воздухе), к-рый можно использовать как вспомогат средство Ф в Осуществляется Ф в по 3 осн.направлениям общая физич, проф. физическая и спорт подготовка.

Созданию основ Ф в в уч. заведениях способствовало глубокое осмысление процесса становления личности Я А Коменским Он предложил физич. подготовку детей включать в программу обучения и увязывать ее с уроками по др предметам, подчеркивал физич. упражнений в духовном и нравств. воспитании На развитие теории Ф в большое оказали идеи Дж Локка, Ж Ж Руссо, И Г Песталоцци и пед. практика филантропистов (И К Гутс-Мутс и др.). Пед. теории 19 в (« », « » и др.). рассматривали Ф в как составную часть прогрессивного шк. образования.

В соответствии с нац. традициями в 19-20 вв сложились системы Ф в в массовой школе большинства стран.

В России науч. основы Ф в были разработаны в последней четв 19 в Большое значение для осмысления влияния физич. упражнений на развитие и изменение форм человеческого тела имели работы H И Пирогова Исследования И M Сеченова открыли путь к осознанию общих закономерностей функционирования организма человека и к формированию нового воззрения на вопросы Ф в Популяризации идей Ф в детей в семье и школе способствовали работы врачей E M Дементьева и E А Покровского Дементьев в дисс «Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физич. развитием» предпринял попытку анализа влияния условий труда на физич. развитие молодежи, выступал против насаждения в России иностр. систем гимнастич упражнений В течение ряда лет его сборник игр был лучшим руководством для преподавателей Ф в Покровский в работе «Физич. детей у разных народов, преимущественно России» (1884). указал на важность внедрения нац. игр в систему Ф в

Особенно большую роль сыграл II Ф Лесгафт, к-рого называют основоположником науч. системы Ф в Лесгафт ввел «физич. » В трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физич. образованию детей шк. возраста» (1888-1901), «Основы теоретич анатомии» (1892). и др. он утверждал, что гл. цель воспитания - гармонич. ное развитие ребенка, под к-рым понимал правильное сочетание умственных и физич. сил, их неразрывную связь и активное включение в человека при ведущей роли сознания человека

Начало массовому физкультурному движению в стране положили воен. -спорт и кружки, создававшиеся с 1918 в системе сов всевобуча (всеобщее воен. ). в условиях Гражд войны В 20-х гг возникли массовые формы - многодневные эстафеты, пробеги, спартакиады и др. Важную роль в разработке науч. и теоретич проблем Ф в сыграл ученик и последователь Лесгафта В В Гориневский С 30-х гг основу системы Ф в составлял физкультурный комплекс Готов к труду и обороне СССР. (ГТО, с 1931), а для детей - «Будь СССР» (БГТО, с 1934). В 30-40-х гг вопросы науч. обоснования средств и методов Ф в, содержания тренировок по разл видам спорта, физиол. механизмов влияния занятий физич. упражнениями на организм занимающихся и др. разрабатывались в трудах В В Белиновича, H А Бернштей-на, К X Грантыня, А Н Крестовнико-ва, А Д Новикова, А Ц Пуни, II А Рудика, В С Фарфеля, И M Сарки-зова-Серазини и др.

Несмотря на нек-рый формализм и излишнюю увлеченность широкомасштабными массовыми акциями (напр., воен. -спорт игры «Зарница» и «Орленок»), коме и пионерские орг-ции способствовали активным занятиям подрастающего поколения физкультурой и спортом Проводимые по инициативе пионерской орг-ции соревнования дворовых команд по месту жительства на приз «Золотая шайба», «Кожаный мяч» и др. помогли выявить и приобщить к физич. культуре и спорту мн способных подростков

С нач 90-х гг развитие Ф в детей и подростков испытывает значит. материальные трудности Переход к рыночной экономике поставил мн физкультурные и спорт дет. и юношеские коллективы в сложные условия Ряд объединений был вынужден либо вообще прекратить деятельность, либо привлекать средства спонсоров, родителей для восстановления жизнеспособности спорт школ, кружков и т.п.

Структуру самодеят организации физкультурного составляют добровольные спорт об-ва Физкультурная работа в дошк. учреждениях и уч заведениях регламентируется соответствующими программами и уч планами и входит в сферу ответственности органов управления образованием.

Система Ф в ориентирована на разл возрастные группы Осн.задачи Ф в детей дошк. возраста о здоровье, содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц, функцией совершенствование сердечно-сосудистой, дыхат, нервной систем, улучшение обменных процессов В этом возрасте формируются жизненно важные двигат навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ловля, плавание и др.), согласовывать движения, сохранять правильную осанку, развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия и др. К формам организации Ф в детей в возрасте до 1 года относятся индивидуальные занятия физич. упражнениями и массаж, позже - групповые занятия (игры 3-6 детей в манежах, прогулки). В дет. саду проводятся занятия физич. упражнениями по типу уроков (простейшие игры и упражнения, разл построения, прыжки, катание обруча, бег и т и, физкультминутки во время занятий рисованием, лепкой и т и, экскурсии и прогулки на природе, праздники).

В шк. возрасте Ф в осуществляется на уроках физической культуры Ф. в учащихся в проф. уч заведениях предусматривает наряду с решением задач, свойственных общеобразоват. школе, развитие проф. способностей, необходимых для трудовой деятельности 10-12% времени из всех уроков отводится на физич. подготовку с проф. уклоном

Осн.формы Ф в студентов учебные и факультативные (по избранным видам спорта). физкультурно-оздоровит мероприятия Обязат уч материал программы по Ф в в вузах предусматривает обучение упражнениям осн, гигиенич, производств и спорт гимнастики, легкой атлетики, плаванию, катанию на лыжах, спорт играм, туристским навыкам и умениям, а также сообщение теоретич сведений по разл вопросам физич. культуры

Ф в в семье осуществляется в форме процедур закаливания, физкультпауз во время приготовления уроков, а также самостоят.занятий физич. упражнениями, игр, развлечений, прогулок (см также Семейное воспитание).

Лит Теория и методика физич. воспитания, под ред. Б А Ашмарина, M, 1979, Кун Л Всеобщая физич. культуры, пер с венг, M, 1982, История физич. культуры и спорта, под ред. В В Столбова, M, 1983, Введение в теорию физич. культуры, под ред. Л H Матвеева, M, 1983, Физич. воспитание, M, 1983 В H Шаулин


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека … Юридическая энциклопедия

    Физическое воспитание - Физическая культура сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура часть культуры,… … Википедия

    Физическое воспитание - органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Физическое воспитание - 25) физическое воспитание процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически… … Официальная терминология

    физическое воспитание - часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и… … Психомоторика: cловарь-справочник

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Judėjimo įgūdžių, fizinių ypatybių ir kompleksinių gebėjimų tobulinimas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education vok. körperliche Bildung, f; Leibeserziehung … Sporto terminų žodynas

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kūno lavinimas fiziniais pratimais, papildantis intelektinį lavinimą ir sudarantis bendrosios auklėjimo sistemos dalį. Fizinio lavinimo mokykloje tikslai: judesių mokymas ir… … Sporto terminų žodynas

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vientisas pedagoginis vyksmas, kurio tikslas aktyvia fizine veikla ir lavinamojo poveikio priemonėmis ugdyti žmogaus prigimties galias, asmenybę. atitikmenys: angl. physical… … Sporto terminų žodynas

Поделиться: