Средний возраст когда ребенок начинает ходить. Во сколько начинает ходить ребенок девочка

Молодая мама уже увидела первую улыбку своего новорожденного крохи, у него появились первые зубки и он научился не только переворачиваться, но и сидеть - на очереди долгожданный первый, пусть и неуверенный шаг. Обратите внимание на то, что четких временных рамок, когда ребенок должен пойти - нет.

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, в каком возрасте ребенок начинает ходить, а также о том, как правильно подготовить его мышечный тонус к новым нагрузкам.

В каком возрасте дети делают первые шаги?

Согласно приведенной статистике, первые шаги ребенка приходятся на 11 - 12-й месяц жизни ребенка . Однако, это не говорит о том, что все дети начинают ходить именно в этот промежуток времени. В пределах нормы является промежуток от 9 месяцев до полутора лет. В самом начале кроха будет стараться встать на ножки, после чего последуют первые неуверенные шаги, опираясь на рядом стоящие предметы или руку родителя. И лишь пройдя эти этапы, он начинает делать попытки самостоятельных шагов.

Давайте рассмотрим основные факторы , от которых зависит во сколько месяцев начинает самостоятельно ходить ребенок:

Как только ребенок начинает самостоятельно ходить , взрослые замечают, что их процесс ходьбы значительно отличается от ходьбы ребенка благодаря нескольким выраженным особенностям:

  1. Дети часто падают, поскольку еще не научились держать центр тяжести.
  2. Дети ходят, словно "печатают шаг", это обусловлено тем, что они в силу возраста еще не научились перекатывать с пятки на носок свои стопы.
  3. Дети ставят стопы параллельно друг к другу.

Учитывая эти физиологические особенности, родители должны внимательно наблюдать за своим непоседливым чадом. Крайне опасно, когда кроха падает плашмя вперед или назад, в силу того, что он не умеет с помощью рук амортизировать приземление, поскольку высока вероятность разбить лицо или затылок. Однако, родители, не стоит панически бояться падений, поскольку в этом возрасте у детей костная система крайне эластична на фоне чего вероятность переломов сводится к нулю.

Еще немаловажную роль играет реакция родителей в момент падения крохи . Нет необходимости бросаться к ребенку с баснословным ужасом на лице. Наиболее оптимальный вариант - со спокойным и ласковым голосом подбадривать кроху и ждать пока он самостоятельно не встанет и не продолжи шаги.

Молодые родители, обратите внимание на то, что как только ребенок становится более подвижным, в доме следует убирать все опасные предметы, а также обезопасить острые углы и быть начеку, ни на минуту не выпуская "ходока" из поля зрения.

Когда лучше начинать ходить - раньше или позже?

Когда дети начинают ходить? Комплекс упражнений и массажи

Можно ли ускорить процесс ходьбы, если эти навыки начинают запаздывать? Прежде всего необходимо придерживаться чувства меры, чтобы не навредить и не травмировать малыша. Давайте рассмотрим способы, которые помогут малышу освоить новый для него навык:

Стоит воздержаться от использования прыгунков и ходунков. Это обусловлено тем, что они не только замедляют процесс самостоятельно ходьбы, но и способствуют ее задержке.

Когда ваш кроха начал ходить, несмотря на какой месяц жизни, вам необходимо приобрести ему обувь . С точки зрения ортопедии, она должна соответствовать следующим требованиям:

Когда дети ходят на носочках или цыпочках?

Несмотря на то, на каком месяце жизни пошел кроха, случается так, что вместо обычной ходьбы кроха начинает перемещаться на носочках . Если кроха просто желает привлечь внимание взрослых или пробует новый способ перемещения для себя, то это вполне нормально.

Но, если кроха постоянно перемещается на носочках, словно красивой балетной походкой и ничего не желает предпринимать, то стоит принимать соответствующие меры. Самостоятельно не стоит пытаться исправить сложившуюся ситуацию. В столь важном деле следует обратиться к компетентному специалисту - врачу, который по результатам обследования скажет, что делать. В большинстве случаев лечение назначается комплексное, которое в себя включает: физиопроцедуры, специальную гимнастику и особый массаж .

Первые шаги: что нельзя делать?

Нужно ли использовать ходунки?

Большинство родителей полагают, что ходунки помогают их детям быстрее освоить прямохождение. О бесполезности и полезности этого аксессуара ведется множество споров. Они имеют немало сторонников, однако, намного больше убежденных противников. Стоит отметить, что если приобретать качественные ходунки, следить за техникой безопасности, применять их в соответствии с возрастом, а также избегать дешевых подделок, то они не приносят вреда.

Следует обратить внимание на важные моменты при эксплуатации ходунков:

  1. Продолжительное времяпровождение в ходунках способствует сильным нагрузкам на позвоночник и его мышцы, что может привести к его деформации.
  2. Не следует оставлять своих детей в ходунках без присмотра.
  3. Устройство запрещено использовать детям, которые еще не научились самостоятельно сидеть.

Также хочется отметить, насколько ходунки безвредны, настолько же они и бесполезны . В подобных устройствах дети не учатся ходить, а всего лишь перемещаются, посредством отталкиваний от пола. С помощью него ребенок не учится держать равновесие, не обучается координировать свои движения.

Согласно статистике, в течение одного года происходит более одной тысячи несчастных случаев на территории Российской Федерации, связанных с использованием ходунков. Дело в том, что малыш в них движется с такой скоростью, которую своими силами он бы развить не мог, в результате этого он может врезаться во что-либо или перевернуться. Ребенок в ходунках всегда должен находиться под чутким присмотром взрослых.

Надеемся, что наша статья стала для вас полезной и вы получили на свой вопрос исчерпывающий ответ. Полноценно развивайтесь и не болейте!

В течение первого года жизни ребенок проходит важные этапы развития, чтобы уверенно встать на ноги. Он учится переворачиваться со спинки на живот и обратно, пытается ползти, изучая окружающий мир (подробнее в статье: ). Затем садится, стоит у опоры, после чего делает первые неуверенные шаги. Для каждого ребенка этот процесс индивидуален и занимает до 11 месяцев, поэтому родители не должны равняться на других детей, дав возможность любимому чаду пройти путь самостоятельно.

Первые шаги ребенка - событие, которое ждут все родители

Оптимальный период обучения

Нормой для освоения ходьбы считается срок 9-16 месяцев, а первые попытки становятся счастливым и важным событием для всей семьи. Следует взять во внимание незначительные отклонения:

  1. Очень ранний период. Нередки случаи, когда малыш стоит на ножках в 7 месяцев, а спустя короткий промежуток времени уже ходит (см. также: ). Родственники и друзья восхищены, а врач предупреждает о возможной опасности для неокрепшего позвоночника. В этом случае нужно смотреть только на развитие своего ребенка. Если он опережает ровесников и по остальным параметрам, причин для беспокойства нет.
  2. Ранний период. Если ребенок делает первые шаги в 9-месячном возрасте, он освоил навыки раньше положенного срока. Ничего страшного в этом нет, при отсутствии стимуляции со стороны взрослых.
  3. Поздний период. Первые шаги даже в 1,5 года считаются нормой для ребенка. Важно учитывать вес малыша, с которым он появился на свет, общее развитие и патологии. Недоношенные дети зачастую отстают от сверстников.

Для здорового ребенка позднее начало хождения также можно считать нормой. Не следует переживать, ведь детский организм точно знает, когда готов к подобным нагрузкам на позвоночник.


Время, когда ребенок начинает ходить, зависит от индивидуальных особенностей малыша и от его желания учиться шагать

Факторы, влияющие на торможение навыка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Никто из родителей не забьет тревогу, если ребенок не пошел в 6-месячном возрасте, но к году их начинают одолевать сомнения. При отсутствии патологий в развитии, нет смысла переживать. Запаздывать навык ходьбы может по разным причинам:

  1. Вес . Ребенок может набрать лишние килограммы в результате нерационального питания, нарушений в процессах метаболизма или переедания. Разумные физические нагрузки и стандартные порции позволят решить проблему. Вес дает дополнительную нагрузку на позвоночник. Полезны занятия плаваньем и , чтобы научить такого крепыша делать первые шаги.
  2. Темперамент . Веселым сангвиникам и подвижным холерикам проще меняться, чем тревожным меланхоликам и медлительным флегматикам. Они и сидеть начинают в 6-месячном возрасте. Желание научиться хождению присуще эмоциональным и психически более развитым детям.
  3. Генетика . Если родители пошли поздно, не следует требовать от ребенка олимпийских показателей.
  4. . Проблема может возникнуть, если ребенок боится ходить без посторонней поддержки. Вполне вероятно, что кроха упал и сильно ушибся. Важно набраться терпения, и не торопить обучение. Достаточно аккуратно стимулировать ребенка, проявляя участие и поддерживая его за руки. Обучение не завершится быстро, но даст шанс преодолеть боязнь к ходьбе.
  5. Здоровье . При ослабленном иммунитете и в период простудного заболевания научить кроху ходить нельзя. Не стоит продолжать занятия, даже если процесс уже начался. Ребенок наверняка забудет все, что он умел до болезни, но наработанные навыки обязательно вернутся.
  6. Неврология и опорно-двигательный аппарат . Справиться с проблемой поможет комплексный подход. Необходимо правильно и вовремя диагностировать заболевание, пройти курс лечения и подключить восстанавливающие процедуры.

Если малыш боится ходить самостоятельно, то родителям необходимо поддерживать его за руки

Самостоятельно выявить проблему нельзя, поэтому желательно при первых признаках отставания обратиться к специалисту. Советы подруг и родственников в этом случае вряд ли помогут.

Постепенное развитие навыка

Перед тем как приступить к обучению, необходимо убедиться в готовности ребенка к непростому процессу. Нельзя торопить кроху, но и пропустить идеальный месяц для занятий нежелательно. Положительными моментами считается подъем крохи с колен, возможность стоять на ногах долгое время, попытки ходить, держась за мебель или стену. Чем больше благоприятных условий для обучения, тем легче пройдет обучение.

Как наладить процесс?

Современные методики позволяют в короткий срок пробудить интерес малыша к занятиям. Наиболее комфортный вариант должны выбрать родители, исходя из особенностей развития крохи:


Доктор Комаровский озвучил только одну причину, по которой использование вожжей нежелательно. Их конструкция уберегает ребенка от падений, а уметь падать и подниматься – важный навык.


Чем больше будет пространства для малыша, тем интереснее ему познавать этот мир

Стимулирующие упражнения

Занятия можно начинать, когда малыш пытается вставать с колен и стоит на ножках. Решение учиться всегда остается за ребенком, а не за родителями, которые хотят утереть нос друзьям и что-то доказать родственникам. Каждый малыш по-своему индивидуален, а маме нужно принимать его таким, какой он есть. Помогут немного подтолкнуть карапуза вперед полезные упражнения.

Для раннего возраста

  1. Детям 6-9 месяцев подойдут занятия на фитболе (см. также: ). Необходимо усадить кроху на мяч, отвернув лицом от себя и придерживая его за бедра. Нужно покачать малыша в разные стороны для развития равновесия и координации.
  2. С 9 месяцев важно учить ребенка стоять. Поверхность, от которой малыш будет отталкиваться ножками, должна быть твердой. Карапуза следует повернуть спинкой к себе, придерживая в области грудной клетки. Затем немного приподнять его вверх, чтобы он самостоятельно поднялся с корточек и выпрямил ножки. Чтобы обучение проходило весело, можно включить музыку. Если кроха не понимает, что от него требуется, к упражнению лучше вернуться позже.
  3. С 9 месяцев стимулируется подъем с колен, если малыш способен самостоятельно подняться, держать за опору. Внимание ребенка привлекается игрушкой, после чего она «убегает» и «садится» в кресло или на диван. Малыш должен проследовать за ней, встать и взять игрушку.

Любые упражнения и занятия должны быть веселыми и интересными для ребенка

Для позднего возраста

  1. С 10-месячного возраста полезным приобретением станет игрушечная коляска, независимо от пола ребенка. Катание коляски является полезным навыком, когда малыш может ходить с поддержкой. Коляска медленно покатится вперед, а карапуз будет следовать за ней. Необходимо подстраховывать его сзади.
  2. Когда малыш будет уверенно стоять, можно подключить упражнение с палками. Длина палок около метра, грудничок держится за них, а руки взрослого лежат на ручках ребенка. Переставляя палки вперед, кроха учится медленно ходить.
  3. Если визуально ограничить пространство, можно обучить ребенка, который боится ходить. Упражнение включается в комплекс, когда малышу исполнилось 10 месяцев, и он уверенно стоит. Кроху запускают внутрь обруча и стимулируют ходьбу в разных направлениях, перемещая края.
  4. Если ребенок неплохо ходит, держа взрослого за руку, самое время организовать передвижение с препятствиями. Между предметами или мебелью натягивается веревка на комфортном для малыша уровне. С помощью взрослого он должен ее переступить.

При выполнении упражнений нужно следить за настроением ребенка. Если замечен дискомфорт или малыш отказывается выполнять задание, желательно отложить проведение урока.


Коляска-каталка поможет малышу сделать свои первые шаги самостоятельно. А родителям необходимо поддерживать ребенка сзади

Опасные симптомы

Не обойтись и без проблем в процессе обучения. Родители должны обратиться к специалисту в ситуациях, когда.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.


Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.


Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

Вопрос №1: когда?

Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

  1. Нормальный возраст - это от 9 месяцев до неполного года.

Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие - сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

  1. Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение - большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

  1. «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться , держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

  1. Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

  • Первый пункт – физиология.

Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

  • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
  • Третий пункт – вид темперамента.

Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

  • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

  • Пятый пункт – психологический.

Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

  • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

  • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

Непростая наука: обучение

Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

  1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить >>>
  2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
  3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках . В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.

Каждый родитель с нетерпением ждет момента, когда его малыш сделает первый шаг. Как правило, дети осваивают привычный для взрослых способ передвижения к первому году жизни, однако в силу индивидуальных особенностей ребенок может начать ходить чуть раньше (с 9 месяцев), либо позже (к полутора годам).

На готовность маленького человека сделать самостоятельные шаги влияет целый ряд факторов, к которым относятся наследственность, особенности темперамента, состояние опорно-двигательной системы, наличие или отсутствие травматического опыта, степень развитости мозговых структур. Так, неторопливые, толстячки могут достаточно долго довольствоваться имеющимся набором умений, предпочитая освоению сложных навыков привычное ползание на коленках, в то время как их непоседливые собратья успевают едва ли не в совершенстве овладеть искусством ходьбы. Именно поэтому на вопрос о том, когда ребенок начинает ходить, интересующий любого родителя, однозначного ответа нет.

Любые интенсивные негативные переживания, к которым относятся испуг, травма или болезнь, влияют на успешность освоения нового способа передвижения, затягивая и без того длительный процесс. Ходьба является сложно скоординированным действием, требующим умения сохранять равновесие и чувствовать собственное тело, поэтому ребенок должен овладеть множеством навыков, способствующих развитию необходимых мозговых структур, вестибулярного аппарата, мышц, костей и связок.

К семимесячному возрасту, малыш впервые обнаруживает, что может вставать на ножки, используя в качестве опоры стулья, перила кровати или мамины руки. Сделанное открытие настолько вдохновляет маленького исследователя, что совсем скоро он пробует отпускать одну руку, пытаясь дотянуться до игрушек (на это может уйти месяца полтора), и даже делать первые шаги, предусмотрительно придерживаясь за устойчивые поверхности.

Новое открытие, которое ждет малыша на пути освоения ходьбы – возможность садиться, сгибая колени. К этому моменту тело ребенка уже достаточно крепкое и движения скоординированы настолько, чтобы обойтись без поддержки, когда нужно наклониться за игрушкой либо присесть, а значит, очень скоро малыш будет готов сделать свои первые шаги.

Ходьба с опорой

Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

Долго ходить малыш еще не может, но первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.

Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

Почему одни дети идут раньше, а другие позже

Не редко родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:


Особенности ходьбы грудничко в

Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

  • Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
  • Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
  • Параллельная постановка стоп.

Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

Почему ребенок не ходит

Сроки, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, без сторонней поддержки, индивидуальны. Известно, что мальчики обычно начинают ходить позже девочек, пухленькие детки – позже худых, а спокойные – позже любознательных непосед. Определенное значение, конечно же, имеет генетика: вероятнее всего, ребенок унаследует те темпы развития, что были у родителей.

Несмотря на индивидуальные особенности, родителям следует хотя бы примерно ориентироваться, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Ведь иногда позднее начало ходьбы может являться признаком каких-либо серьезных заболеваний:

  • Инфекционные болезни. Любая инфекция может оставлять после себя длительную слабость, вялость. Навряд ли малыш быстро пойдет после перенесенной болезни, даже если сроки уже «поджимают».
  • Аномалии развития скелета. Речь идет о разного рода дисплазиях, о рахите. Часто при дисплазиях детям накладывают гипсовую лонгету на длительный срок. Ясно, что в условиях неподвижной фиксации мышцы ног не могут полноценно развиваться, поэтому даже после снятия гипса ребенок встанет на ножки с опозданием.
  • Генетические болезни и болезни нервной системы. Синдром Дауна, детский церебральный паралич, амиотрофии и другие более редкие хромосомные болезни могут выявляться впервые именно около года – в возрасте, когда малыш должен самостоятельно встать и пойти, но не делает этого. Нарушения мышечного тонуса у детей также задерживают первые шаги, благо, дистонии неплохо поддаются лечению.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, следите, чтобы его первые шаги были безопасными. Уберите из прямой доступности все режущие и колющие предметы, надежно зафиксируйте ручки шкафов. Не лишним будет добавить, что поверхность, по которой ходит малыш, должна быть чистой.

Стимулировать малыша скорее встать на ножки и пойти помогут нехитрые способы. Чаще выпускайте ребенка ползать по полу, при этом его любимые игрушки размещайте так, чтобы он мог дотянуться до них, только встав на ножки. Массаж и гимнастика помогают быстрее набрать мышечную силу, а значит, ребенку будет легче сделать первые шаги. По поводу ходунков и прочих удерживающих устройств для малышей спорят многие педиатры, высказывая диаметрально противоположные мнения. В большинстве случаев специальных приспособлений или внешних воздействий не требуется. Малыш от природы наделен любознательностью и поразительным желанием двигаться вперед. Его природная энергия — мощнейший стимул встать и идти, а вы можете поддержать старания крохи ласковыми словами.

Поделиться: