Способен ли ингуш полюбить русскую. Русская и ингуш

Цитирую Стелла:

Ингушки выходят поздно замуж.


В среднем по России женщина выходит замуж в 25 лет и рожает первого ребенка в 27 лет. Вы хотите сказать, что ингушки выходят замуж и рожают детей примерно в том же возрасте? Почему тогда Ингушетия занимает третье место в России и второе на Кавказе (после Чечни) по количеству детей, в среднем рождаемых одной женщиной? Причем с двукратной разницей со среднероссийским уровнем: в среднем по России женщина рождает 1,5 ребенка, а в Ингушетии - 3.
Вот отрывок из статьи, посвященной ранним бракам на Кавказе:
"Крайне мало надежных количественных исследований, показывающих, что действительно типично для современной северокавказской семьи, а что перекочевало в массовые представления о Кавказе из русской литературы XIX века или других не менее старинных источников. В Чечне даже обычных полевых наблюдений по этой тематике, не претендующих на статистическую надежность, проводилось мало. Я буду основываться на фрагментарных количественных исследованиях, которые мы с коллегами проводим в отдельных селах соседних с Чечней регионов. Более полных данных, свободных от изъянов официальной северокавказской статистики, пока нет.
Уместнее всего посмотреть на данные по районам Дагестана, географически примыкающим к Чечне. Ожидать, что в самой Чечне все совершенно так же, было бы некорректно, хотя бы потому, что семейное устройство может довольно сильно различаться у разных народов Северного Кавказа (правда, среди жителей приграничной с Чечней части Дагестана есть один из субэтносов чеченского народа - чеченцы-аккинцы). Тем не менее общение между регионами, прежде всего торговое (а оно активно), и наличие «трансграничных» браков позволяет предположить, что различия вряд ли носят слишком резкий характер.
Ранние браки - вещь действительно довольно распространенная в этой части Северного Кавказа. Например, в одном из обследованных нами сел среди выпускниц средней школы 2011 года по состоянию на апрель 2015 года замужем было 65%. Во всех обследованных селах средний возраст матери при рождении первого ребенка меньше, чем по России в целом. Это - при крайне низком проценте в селах рождений у одиноких матерей - также говорит о практике ранних браков.
«Прямое» свидетельство их числа в виде статистики загса здесь не поможет, потому что многие браки регистрируются не сразу после их заключения. Впрочем, и официальная статистика, при всей проблематичности ее использования, намекает на рост числа ранних браков в последние годы: например, в Дагестане с 2005 по 2012 год среднее число рожденных детей быстрее всего росло для женщин до 20 лет." - http://daily.rbc.ru/opinions/society/18/05/2015/5555fefb9a79471871430dc0

В статье приводится в пример Дагестан, но едва ли в Ингушетии ситуация отличается коренным образом, к тому же Ингушетия превосходит Дагестан по показателю рождаемости в среднем на одну женщину.

Перед вами статья, адаптированная для простого читателя, который где-то что-то слышал, но так и не понял, кто такие Ингуши, кто их предок, какое происхождение, откуда они. Мы разберем все максимально подробно, а если останутся вопросы — пишите в комментариях!

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан. Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII-XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Что характеризует Ингушей?

  • Обычаи.

«Там девушек крадут и женятся без любви!» — так обычно говорят, когда вспоминают обычаи, какие-нибудь иностранные граждане. С одной стороны — это явление у ингушей распространено, что есть, то есть, но не все так мрачно выглядит на первый взгляд. Обычно такое происходит по договоренности.

О обычаях мы поговорим в отдельном материале более подробно.

  • Свадьба.

Современная свадьба, даже та, что проводится в Ингушетии — сильно отличается от старых обычаев, не говоря уже о свадьбах за границей.

Любимое место на ингушской свадьбе – около нескольких здоровых кастрюль, в которых варится мясо. Там такой запах обалденный! В это время, если смотреть на место, в котором проходит это событие с птичьего полета, оно чем-то напоминает муравейник. Все суетятся, бегают, обслуживают, разговаривают, смеются, танцуют, шутят…

Если вы находитесь в доме невесты, то примерно в полдень должны приехать представители мужа (без него самого) за невестой. Обычно картеж состоит из не менее 10 автомобилей, которые сигналят на всю округу, извещая о столь знаменательном событии. Хотя, конечно, в округе и так все уже всё знают.

Когда невесту благополучно выведут и посадят в авто, местная детвора перетягивает трос, преграждая тем самым дорогу. Кто-то через окно авто будет с серьезным видом «угрожать», чтобы убрали трос. Но в итоге, детям кинут пачку денег и пока они будут их собирать, кортеж поедет в новый для невесты дом. Еще один частый вопрос: почему в ингушетии невеста должна стоять в углу весь день на свадьбе?

По прибытию невесту заводят в дом. Она должна взять веник и подмести перед входом. Далее ей дают ребенка. Немного постояв с ним, она заходит внутрь. Есть мнение, что быть невестой на ингушской свадьбе очень тяжелое занятие, так как «она всё время стоит в углу». Это не совсем правда. Она может сесть в любое время, мы все – люди, сделаны не из железа. А если серьезно, то невесту на свадьбе всегда окружает толпа девушек, девочек, скромных парней, которые бросают осторожные взгляды, и других людей, так что там всегда весело. Если учесть, что она в новом доме среди пока что не знакомых людей, то понятно, почему она так скромно стоит в углу. Странный феномен с невестой я думаю для всех развеян.

  • Лезгинка.

Про нее рассказывать не надо, этот танец, свойственный только кавказским народам, знаком всем! Прибавлю только то, что ингушская лезгинка отличается особой резкостью в движениях.

  • Ингушские башни.

Не обязательно ездить в Египет, чтобы посмотреть на сооружения, выдержанные временем. Пирамиды не сравнятся с ингушскими башнями! Почему?

Боевые башни всегда строились в таком месте, чтобы был большой угол обзора как по горизонтали, так и по вертикали. А значит — нужно строить на высоком утесе. С другой стороны, обязательным условием являлось неприступность, противник не должен был и близко подойти к ней. Поэтому почти со всех сторон были очень крутые обрывы.

Башня строилась из огромных каменных глыб — это очень тяжелое сооружение, которое при неправильном строительстве могло обвалиться. Отсюда следует, что при таком малом основании по сравнению с теми же пирамидами, боевые и жилые башни мог сделать только настоящий мастер своего дела! А таких людей было немного: Дуго Ахриев, Хазби Цуров и некоторые другие мастера.

У каждого рода в Ингушетии есть своя башня. В древности, род не имевший своей башни считался не равным роду, у которого она была. Род – тейп. По некоторым летописям и сказаниям, если мастер не успевал построить башню в срок, он должен был строить ее заново, убрав все, что сделал до этого. Есть легенда о том, как находили подходящее для строительства башни место. Сначала выбирали наиболее стратегически выгодное положение. Затем на землю наливали молоко, если оно легко просачивалось в землю, подбирали другое место, так как это место плохое.

  • Туризм.

Туризм начали развивать только недавно. Кроме нашей природы: гор, рек, равнин, лесов, туристы могли бы посмотреть на башни, танцы, свадьбы, обычаи… и были бы самой развитой Республикой…

  • Национальная кухня Ингушей.

Многие считают, что шашлык – это и ингушское блюдо! Оказывается, что нет. Зато у ингушей есть Дулх–Халтым — это очень вкусное, полезное и сытное блюдо. Рецептов в сети много, так что приводить здесь их не будем. Халтым – это галушки (небольшие сваренные кусочки теста), Дулх – сваренное мясо.

Ингуши очень любят горячий бульон с мясом. Обычно сюда также подают Бирх – это сваренная в бульоне картошка, мелко нарезанная морковь с зеленью.

Второе по популярности идет – Чапильг. Этому блюду даже посвящена песня. Лепешки, очень вкусные лепешки: Чапильг(аш) – это очень тонкая, круглая лепешка. Начинка – творог с зеленью или картошка (пюре).

Ну и третье блюдо, это кукурузная лепешка – сискал. Есть множество и других блюд. А еще у нас подают очень крепкий, горячий, до краев наполненный чай! Одно или все из перечисленных блюд обязательно будут стоять на столе, если вы будете гостить в Ингушетии.

Частые вопросы о Ингушах?

Пишите в комментариях свои вопросы и мы ответим Вам! В материал вынесены самые частые вопросы и ответы на них.

  • Почему ингуши такие красивые?

Заслуженная артистка Ингушетии — Лема Нальгиева. Рядом мэр Магаса — Цечоев Беслан.

Олимпийский чемпион — Хасан Халмурзаев и начинающий дзюдоист — Магомед-Башир Нальгиев!

Ингушская звездочка Рагда Ханиева совместно с вайнахскими олимпийскими спортсменами.

  • ингуши какие они люди?

Люди слова. Люди дела.

  • почему ингуши такие странные?

Что для одних странно, для других совершенно нормально. Традиции и обычаи могут отличаться от других народов, которые они чтят и соблюдают. Например, зять (муж жены) не может видеть тещу (мать жены). Обратное считается неуважительным. Данная традиция сохранена и до сих пор, что для многих является странным и желанным.

  • чем отличается чеченец от ингуша?

Чеченский народ является самым близким по традициям и обычаям к Ингушскому народу. Многое пересекается, как многое и расходится. Например, у чеченцев нет традиции не видеться с тещей. Небольшое отличие в языке, акценте, обычаях. Но это два братских народа, которые легко понимают друг друга и всегда помогут.

  • как выглядят ингуши?

По наружному своему виду ингуши являются очень разными: сухощавыми, стройными, среднего или высокого роста, черты лица чаще всего резкие, лицо как смуглое, так и светлое; цвет волос по преимуществу черный, движения торопливы и порывисты; характер и поведение сдержанные, воспитанные. Бывают — взрывные.

  • кто такие ингуши кратко?

Хороший народ с Северного Кавказа.

  • почему в Ингушетии богатые дома?

Дом для Ингуша — это все! Семья может жить очень бедно, но каждую копейку вкладывать в дом.

  • почему Ингуши такие смелые, храбрые, трусы, рыжые, психи, красивые и т.д.

Как видите, даже в перечне вопросов есть масса противоречий. Некоторые из них провокационные, но мы их оставили для наглядности глупости человека, которому в ум приходят такие вопросы. Исторически сложилось, что Ингуши прошли тяжелый путь, когда трусливые просто не выживали в обществе и приходилось быть сильным и смелым.

Эстетический вкус вайнахи старались привить детям обоего пола. Если мужчинам его прививали в красоте оформления ин терьера дома, ворот, сада, в одежде, музыке, то девочкам он прививался шире. Он выражался главным образом в развитии чувства красоты в одежде, убранстве дома, художественной вышивке с узорами национального орнамента, в ковровом деле, шитье, особенно свадебного туалета (платье - чокхи, шапочка, нагрудник и фартуки под чокхи, которые вышивались канителью из «золотых» нитей) и др.
Старинные вайнахские (ингушские и чеченские) ковры изготавливались из войлока. Они сшивались из вырезанных кусков, чаще окрашенных в зеленый, красный цвета. Вокруг каждой части рисунка пришивался белый шерстяной кант. По краям ковра изображался вайнахский орнамент, который украшал его. Он представлял из себя мотивы растительного характера.
В конце XIX в. у ингушей некоторое развитие получили золотошвейные работы. Таким шитьем украшались костюмы, шапочки, пояса, тесемки и предметы домашнего обихода.

Положение женщины в семье

В период общинно-родового строя ингушки пользовались большим уважением и правами. К женщине (старшей) приходить могли за советом мужчины, считаясь с ее жизненным опытом, знанием обычаев, умением понять другого, желанием помочь. Мужчины не пересекали дороги старухам, ожидали, пока они пройдут, подобно тому, как молодые женщины пропускали мужчин. Проезжий останавливал лошадей, чтобы посадить на арбу прохожих пеших женщин, а сам шел пешком. Во время перемещения из одного села в другое, наряду с детьми, на подводу сажали представитель ниц слабого пола.
Полевой материал гласит о том, что при самых сильных столкновениях между кровниками, когда появлялась среди них женщина со снятым головным убором - платком, уважая ее, противники прекращали поединок. «Несмотря на внешнее бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов», - писал Б. Далгат об ингушской женщине. Примерно к тому же заключению пришел и Н. Ф. Грабовский. Он свидетельствует, в частности, «что во второй половине XIX в. женщины-ингушки пользовались большими правами и свободой, хотя и были обременены большой долей труда».
Князь А. И. Барятинский в письме к своему преемнику, наместнику Кавказа, великому князю Михаилу отмечал, что «...воспитание туземных женщин должно занимать первое место в деле полного и окончательного умиротворения края, поскольку женщина по влиянию своему на семейство, как на хранилище народных нравов и обычаев, действует одинаково на привычки дитяти, возмужалого и старца».
С принятием ислама нормы ингушских адатов были пересмотрены. Они стали утверждать, что лучшими добродетелями женщины являются послушание, терпеливость и полная покорность мужу. Она во всем стала выполнять волю мужчины - мужа, свекра, деверя, а в девичестве - отца, деда, брата, дяди. Вдова, если она оставалась жить в семье покойного мужа, принимала любое решение, только посоветовавшись с братом мужа, даже если он был младше нее.
Воспитанная в полном повиновении мужчине, горянка, лишившись мужа, сына, оказывалась совершенно беспомощной. Это состояние отразилось в ингушском фольклоре: вдову называли «ишйла жеро» - несчастная (буквально - холодная) вдова; девушку, оставшуюся без брата или не имеющую его, - «ткъам бийна оалхазар», то есть птица с подбитым крылом.
Дочери в ингушской семье должны были быть во всем покорны родителям. Их могли отдавать замуж без их согласия. Отец, мог ее выдать за овдовевшего старика, за нежеланного ей, если он из достойной семьи, уважаемых людей. «Он (отец) содержит их, как знает, выдает замуж за кого хочет», - отмечает Ф. И. Леонтович. О том, что она просватана, девушка часто узнавала позже других членов семьи. Как правило, девушка безропотно соглашалась с решением родителей. Если же у нее был возлюбленный, она тайком оплакивала свою несчастную долю.
Но было бы ошибкой считать, что все браки заключались без согласия девушек и выдавали их за нежеланных им молодых людей. Чаще всего девушка знала, кто ее сватает, и давала свое согласие. Тем более что девушка-ингушка не имела возможности общаться с молодыми людьми из неродственных семей. Поэтому у них не было выбора. Девушки вели затворническую жизнь. Круг их общения с молодежью был ограничен. Они могли увидеться с молодыми людьми или обмолвиться словами на свадьбе у родственников, соседей или в гостях, где могли быть и не родственники их семьи, а также у колодца, куда девушки ходили за водой, а парни приходили увидеть девушек, перекинуться с ними словами, а если какая и понравится, после ряда подобных встреч заслать сватов к ее родителям.
Выходить замуж без согласия родителей (едда маьре яхар - тайный выход замуж) у ингушского народа считалось (считается и поныне) позорным. В первое время члены семьи этой девушки не показывались людям на глаза. Считалось, что их семья опозорена. Из всех бед, которые могли постичь семью, худшей считалась та, когда позор касался женщины. Поэтому родители во избежание беды как можно раньше старались выдать дочь замуж.
Если семейная жизнь не удавалась, женщина без согласия мужа не могла уйти от него. На развод необходимо было также согласие ее родных. Патриархальная мораль требовала терпеливо и безропотно выносить обиды, тяжелый труд и другие испытания. «Единственный протест порабощенной женщины против насилия ее человеческой воли, принуждения родственников и дурного обращения мужа, - писал Ф. И. Леонтович, - выражается в бегстве ее из дому, где она переносит от своего господина-супруга все нравственные и физические пытки. Но ее опять, как проданную вещь, родственники возвращают мужу. Она снова бежит и снова переносит еще большие страдания»*. У ингушей, как и у многих народов Кавказа, Средней Азии и других восточных народов, женщина не имела права развода с мужем. Последний, напротив, мог сказать жене в присутствии трех свидетелей, что «оставляет» ее (аз йитай хьо) - и становился свободным. Сам мужчина, не смотря на мольбу жены, не желающей с ним жить, ходатайство ее родных, посылающих к нему почтенных стариков, мог «не оставить» жену.
Повторные браки также были привилегией только мужчин. А тот, кто мог осмелиться вступить в брак с официально неразведенной женщиной, вызывал кровную месть со стороны ее первого мужа и его родни. Часто мужчина, живущий в согласии со своей женой, в минуту гнева, подчас за малейшую ее провинность (не приветливая встреча гостя и т. п.) мог сказать магическое «аз йитай хьо» (я освобождаю тебя) - и жена, мать его детей, хозяйка, покорно, безропотно уходила из семьи.
В случае смерти кормильца - мужа или отца - женщине причиталась лишь восьмая часть наследства. Все недвижимое имущество переходило к сыну, а если его не было, к брату и другим мужчинам семьи. Последние, правда, при желании могли отказаться от своей доли в пользу дочерей умершего (если последний не имел сына). Ф. И. Леонтович справедливо отмечает, что «вообще адат не признает за женщиной никакой собственности, кроме калыма или кебина, получаемого от мужа, и жениховского подарка». Иными словами, судьба женщины зависела прежде всего от ада та и шариата, затем от воли мужчины, от его добродетелей и человеческих качеств.
В народной памяти немало печальных случаев разлуки детей и матери. Живя со вторым мужем, женщина не имела права воспитывать детей от первого брака. Она не могла даже видеться с ними. Мать обычно пыталась увидеть детей у своих родственников или соседей. Если осиротевшие дети воспитывались отцовской род ней, им внушали неприязнь к матери, которая обзавелась новой семьей. Если же дети воспитывались у ноанахой (у родных матери), мать, естественно, и навещала их, и помогала им. Отношение к сиротам со стороны родных матери было гуманней, чем со стороны родных умершего оцта. Но и в тех случаях, когда кормили и воспитывали сирот родственники матери, право распоряжаться их судьбой всегда оставалось за отцовскими родными. Повзрослевшие дети в 15-17 лет возвращались «домой» - к отцовской родне. Объяснялось это прежде всего патриархальными порядками, господствующими у ингушей в XIX - начале XX в.
Страшным злом для женщины было многоженство. Муж мог привести в свой дом новую жену. Если первая была достойной женщиной, пользующейся уважением и любовью в семье мужа, общественное мнение осуждало такого мужчину. Но если она не рожала мальчиков или вообще не имела детей, он получал право, санкционированное обществом, на новый брак. Постоянный страх быть оставленной мужем, страх перед его новым браком (энгар йоалаяр) воспитывали у женщины рабскую психологию, угодничество мужу, мужчинам в семье. Бездетная женщина, стараясь укрепить свое положение в семье, сама могла содействовать новому браку мужа, иногда выступая в качестве свахи. Женщина, сумевшая поставить интересы мужа и его рода выше личных, пользовалась всеобщим уважением.
Но в сущности своей уважение и почитание женщины у ингушского народа сохранились. Параллельно со строгостью к женщине существовало и другое, самое теплое, доброжелательное отношение к ней. Таких семей было больше. О женщине говорили: как много зависит от нее, она может сплотить семью, родню. Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая - из князя - батрака. Или: в доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит.
В семьи, где мужчины жестоки к женщинам, отказывались вы давать замуж дочерей и сестер.

МВД России предпринимает экстренные меры по восстановлению правопорядка в Ингушетии. Поводом стали кровавые события июля: обстрелы российских военных, здания УФСБ, убийство советника президента республики. А расправа с семьей учительницы Людмилы Терехиной и теракт на ее похоронах повергли жителей республики в шок своей циничностью. Во вторник неизвестные снова напали на отряд милиционеров. Один убит, несколько человек ранены. Чего добиваются террористы? За ответом в Ингушетию отправился корреспондент "Известий".

Кто-то хотел, чтобы всем было больно

Жарадат Даутаева из станицы Орджоникидзевской арбузница. Торгует за воротами своего дома на улице Грозненской, по соседству с опустевшим двором Терехиных. Место удобное, как раз напротив рынка. Здесь мы с ней и познакомились.

Сына Люды, Вадика, я видела накануне трагедии, - рассказывает Жарадат. - Он, вероятно, только что приехал домой. Учился в технологической академии в Черкесске. Поздоровался и спросил по-ингушски: "Ца могаш яц хьо?" (Не болеешь?) Мы с Терехиными были как одна семья. Моих пятеро и трое детей Люды росли вместе. 10 лет назад у нее умер муж, она одна поднимала ребятишек. А моего старшего, Беслана, она сынулькой называла. Беслан с Вадиком одногодки, были дружны - не разлей вода.

Жарадат вспоминает: на следующее утро встретила у своего дома милиционеров. Подумала: опять пришли проверять арбузников. Но ее огорошили вопросом: не знает ли Жарадат, кто убил ночью Терехиных?

От этого известия я до сих пор в себя прийти не могу, - Жарадат с трудом сдерживает слезы. - Тот, кто поднял руку на них, хотел, чтобы всем было больно.

Терехиных расстреляли в их доме 15 июля около полуночи. Подробности того вечера известны благодаря выжившему свидетелю. За ужином собралась почти вся семья. Недоставало старшей дочери Ани, которая учится на психолога в Краснодаре. По пути домой Аня заглянула к подруге на Кубани, там и задержалась.

Терехины после ужина раньше обычного легли спать. Утром Людмиле предстояла поездка в Назрань. Там принимают вступительные экзамены у ингушской молодежи, мечтающей поступить в российские вузы. Терехина, заслуженный учитель России, экзаменовала их по математике.

Убийцы забрались в дом через окно. Они хорошо знали расположение комнат. Иначе могли бы перепутать и оказаться у соседей-ингушей, проживающих в другой половине коттеджа. Действовали абсолютно хладнокровно. Первые пули достались спавшим уже 19-летнему Вадиму и 56-летней Людмиле. А следующая - 23-летней Маше, которая после ужина убиралась на кухне.

Из пистолета с глушителем стрелял профессионал: пули попали в головы. Он словно в насмешку оставил в живых одного домочадца - слепого 50-летнего брата Людмилы Сергея. Позднее он и расскажет жуткие детали своего пробуждения. Сквозь сон инвалид услышал два негромких хлопка и всхлипывания умирающей Людмилы. Встревоженный Сергей поднялся с постели, и его руки нащупали на соседней кровати холодеющее тело, а рядом липкую кровь. Минутой позже в соседней комнате под раскрытым окном обезумевший от ужаса инвалид обнаружил труп Вадима, а по пути на кухню споткнулся о бездыханное тело Маши. И принялся кричать.

Предполагали, что Терехиных хотели банально ограбить. Говорили, что Людмила продала свою половину дома и получила за это деньги. Но эта версия отпала быстро. Небольшие сбережения, которые тратились на обучение детей, окажутся нетронутыми. Вещи тоже на месте.

Терехины столько не зарабатывали, чтобы убивать их из-за денег, - убеждена знавшая семью менеджер здешнего салона "Евросеть" Зарина Ужахова. - Учительские зарплаты известны. Поэтому Маша после университета лишь чуть-чуть попреподавала в школе, а затем пришла с красным дипломом учителя математики к нам. Поработала кассиром полгода. У нее даже парня не было. Оно и понятно - очень умная девушка, ответственная, неконфликтная. Без нее нам очень плохо.

Бомба для похоронной процессии

О том, что у Терехиных не было конфликтов с соседями, говорит тот факт, что проститься с русской семьей пришло едва ли не полстаницы. А там живут свыше 60 тысяч человек. Людмила, проработавшая 30 лет в школе, учила многих. Ее отец был школьным директором. У ее детей тоже было немало друзей. Эта семья не отделяла себя от большинства. Все ее члены владели ингушским. Людмила даже настаивала, чтобы ее двор местная администрация не фиксировала как славянский. Терехины жили со всеми в мире. Но кто-то этот мир разбил.

На церемонии прощания у дома плакали не только немногочисленные русские станичники, рыдали ингуши. Но на христианском кладбище преступники мерзким образом напомнили о себе. И подтвердили: убийство уважаемой русской семьи - акция лишь на первый взгляд немотивированная.

Взрыв произошел после того, как закончился прощальный митинг, - вспоминает медсестра Ольга Кузьмина. - Первыми к могиле пошли девочки с цветами, затем понесли кресты, а за ними двинулись мы с дочерью - несли одну из крышек гробов. И вдруг слышим сзади хлопок, крики. Поднялась паника. Я хотела бежать в больницу, но милиционеры не пустили, боялись, что и в других местах кладбище заминировано. Мужчины, несмотря на это, как-то улизнули. Мне пришлось помогать опускать гробы, больше некому было.

Пострадавшими от взрыва оказались десять человек. Самые тяжелые ранения - у учителей Раисы Беручевой, которой ампутировали ногу, и у Азы Далаковой, получившей серьезное повреждение глаз. Вероятно, адскую бомбу пронесли в толпе во время похорон. Сделать это раньше было сложнее - на погосте находились военные.

Для меня бесспорно: за расстрелом Терехиных и взрывом стоят одни и те же заказчики, - утверждает глава Сунженского района Ахмет Накастоев. - Это те, кто пытается нанести удар по программе возвращения сюда русских. Но люди вернутся.

Зачем республике Иваны?

Верит ли сам Накастоев в душе в возвращение нынешних переселенцев? Как знать. Но ясно одно: он понимает, что русские нужны Ингушетии как воздух. Упомянутая им программа возвращения русских - явление уникальное для современной России.

Как известно, парад суверенитетов на Северном Кавказе в начале 90-х обернулся массовым исходом из горских республик славянского населения. Особенно масштабным этот процесс был в Чечне, Ингушетии, Дагестане, где из русских остались сегодня большей частью старики, которым попросту некуда уезжать.

В нашей станице 16 лет назад проживало около десяти тысяч человек, - вспоминает глава станицы Троицкой Сунженского района Тагир Латыров. - Большинство были русские. Ингуши жили лишь в 12 домах. А сегодня население выросло в два с половиной раза. Русских осталось чуть больше трех сотен человек.

До поры до времени эту статистику лишь констатировали. Далеко идущие выводы сделали недавно: "У мононациональной республики нет будущего", - заявил президент Ингушетии Мурат Зязиков.

Возвращенцев заманивают жильем, его республика готова купить им. Деньги выделяются небольшие - по 4 млн рублей в год. Их хватало на покупку десятка квартир. Кого-то это и правда сподвигло вернуться.

Я 16 лет прожила на Украине, но мечтала вернуться в Ингушетию, на свою малую родину, - признается Надежда Семисинова, директор школы в Троицкой. - Мне снились удивительные сны об этих местах. Последний - про нашу речку, от которой я никак не могла подняться на крутой глинистый берег, раскисший от дождей. Но затем обнаружила песчаную тропинку, которая вывела меня к уютному домику. Такой домик и стал моим первым пристанищем здесь, когда я с дочкой вернулась 6 лет назад. Мы здесь снова прочно обосновались.

За последние четыре года в республику вернулись свыше 600 русских. Осели в основном в Сунженском районе, который традиционно считался славянским. Несмотря на обещанное бесплатное жилье, многие из них пока снимают квартиры или ютятся у родственников. Накастоев объясняет, зачем ему нужны русские.

Среди ингушей полно юристов, пищевиков, строителей, - констатирует он. - А вот технарей нам катастрофически не хватает: инженеров, механизаторов, связистов. Таких кадров много у русских. А сейчас они особенно нужны. В районе возводятся предприятия стройиндустрии, сельхозпереработки, которые нуждаются в специалистах. А "наши русские", те, что помимо профессии знают и ингушский язык, здесь просто незаменимы.

Простые ингушские семьи, далекие от политики и межнациональных отношений, имеют свой интерес. Их дети уже не знают русского языка. А без него - проблемы с получением высшего образования, ограниченные возможности карьерного роста.

Многие родители просили, чтобы их ребенка посадили за одну парту с русской девочкой, - делится наблюдениями замглавы района Антонина Хасиева, в недавнем прошлом педагог. - А к русским учителям образовался конкурс из учеников.

Разумеется, Восток, как говаривал известный киногерой, - дело тонкое. Широкий жест местной власти в отношении русских - это еще и ход в сложной политической комбинации, призванной ускорить решение болезненной проблемы - возвращения ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. В окружении президента Ингушетии не скрывают, что программа возвращения русских должна была стать козырем для Зязикова. Раз, дескать, мы вернули русских на малую родину, надо, чтобы и Осетия вернула на малую родину ингушей. Месяц назад местные власти решили даже, что на покупку жилья для славян в текущем году отпустят денег вчетверо больше.

Может, ответ на решение вернуть "русских ингушей" и прозвучал в доме Терехиных и на кладбище?

Мы работаем над расследованием дела Терехиных, - заявил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. - Вышли на подозреваемого. Этот человек находится в розыске за совершение других преступлений.

Турыгин считает, что расстрел Терехиных не направлен против русских, проживающих в Ингушетии. Но большинство наших собеседников в республике считают иначе.

Я хорошо знал Терехиных, - говорит Алихан Оздоев, промышляющий частным извозом. - Их мог убить только безбожник, без флага, без родины. Но убил не просто так. А в назидание другим. Если здесь убивают русских, ты не поедешь сюда жить.

Хорошая мина при плохой игре

Череда июльских вооруженных нападений в Ингушетии вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по наведению порядка в республике. Объявлено о проведении операции, которая призвана покончить с бандами, с остатками экстремистского подполья. О результатах говорить рано. Но в станицах все равно опасаются новых расправ над славянским населением. В Троицкой, например, станичный актив при поддержке милиционеров стал совершать вечерние объезды домов, в которых проживают русские.

Таких домов у нас около сотни, - говорит глава станицы Тагир Латыров. - В каждый стараемся заглянуть, проверить, все ли в порядке.

А власти республики уверяют, что трагедия в Орджоникидзевской не сократит очередь русских, желающих переехать в Ингушетию.

У меня на приеме только что была женщина из Иркутска, - демонстрирует оптимизм Ахмет Накастоев. - Сибирячка, а тоже мечтает перебраться к нам.

На самом деле основная часть покинувших Ингушетию в 90-е русских живет не в Сибири, а поблизости - на Ставрополье и Кубани. В Ставропольском крае, например, даже есть станица Сунженская, которую основали 15 лет назад вынужденные переселенцы из Ингушетии. Собираются ли они туда возвращаться?

Ни за какие деньги, - категорично настроена фельдшер Наталья Сиденко. - Мы здесь спокойно спим. Дети ходят куда хотят. Всех шестерых своих сыновей и дочерей мы с мужем здесь вырастили, выучили. 16 лет назад, когда в Троицкой стали убивать русских, наша улица Розы Люксембург выехала вся. С тех пор я там ни разу не была. Посмотреть на родные места, конечно, хотелось бы, но боязно.
Подобные настроения и у других станичников, даже у тех, кто едва сводит концы с концами, зарабатывая продажей лекарственных трав. Последние события укрепили их во мнении, что путь на родину заказан.

Наша родина теперь - этот край, его столица - Ставрополь, - заявил фермер Анатолий Старков. - И другого не будет.

Арбузница Жарадат с грустью признала, что Терехины были последними русскими на улице Грозненской. Формально в доме N 76 еще числятся дочь Людмилы Аня и брат Сергей. Их сразу после трагедии забрала к себе на Ставрополье родственница. Говорят, они в Ингушетию не вернутся.

Значит ли это, что убийцы их родных добились своего?

http://www.izvestia.ru/investigation/article3106732/

I. Как - то у нас на первом курсе в институте всеобщим вниманием были окружены две персоны - это первокурсница филологического факультета Лиана С. и первокурсник математического факультета Назир К. по национальности - ингуш. Всем было интересно, чем закончится роман русской девушки и горячего кавказского парня - ответ был единогласным: нагло и подло бросит, а если и полюбил всерьез и надолго, то (чему никто верить и думать не хотел) увезет к себе в Ингушетию в горы в свой аул и пропала красивая девушка. Но обо всем по порядку.
Лиана - девушка видная, заглядывались многие, но она лишь презрительно хмыкала в ответ и воротила голову. Уже в самом начале курса, в сентябре, она увидела гордо и одиноко шагающего по институту, высокого молодого человека. Сказать, что он внешностью похож на русского - нагло соврать, либо не сказать ничего. Видно было, что не русской крови он. Нос и черты лица даже говорили за него - чужие, не русские. Волосы густые, черные, как смола, а вот глаза были светлые. Сказать, что пленило ее в нем, то глаза - вот его основа покорения женских сердец. Они были у него огромные, светло - зеленого цвета. И вот тогда, тот первый взгляд на него и покорил ее. Он прошел мимо нее, даже не взглянув и не покосившись. И появилась у Лианы цель разузнать об этом молодом человеке, а в идеале познакомиться. Ее намерения осуществились буквально на следующей неделе, когда она узнала от однокурсниц, что он живет с ними в общежитии на одном этаже. Одна из однокурсниц пообещала, что познакомиться с ним и все про него расспросит. Узнав, что по национальности он - ингуш, мусульманин, живет по совсем другим традициям и обычаям, это нисколько не огорчило Лиану, а наоборот, появился некий интерес, узнать его лучше, узнать о его традициях и о том, как они живут там. Но однокурсница оказалась хитрой и не спешила знакомить Лиану с Назиром. Тогда она поняла в сотый раз, что рассчитывать нужно только на себя и на свои силы.

II. Столовая в институте - место встреч и основное скопление, и сборище студентов. Вот там - то Лиана, спустя две недели и смогла на свое неописуемое счастье увидеть одиноко сидевшего молодого человека за крайним столом. Темные волосы, светлые глаза – это был Назир. Включив все свое обаяние и красноречие, она с румянцем на щеках спросила его мягким голосом, может ли она присесть к нему за стол. Он, не поднимая глаз, одобрительно кивнул. За все время сидения за одним столом, друг напротив друга, он ни разу на нее не взглянул. Для нее это была паника, такой удачный момент и его коту под хвост. Она начала его потихоньку выводить на беседу. Нехотя, он отвечал ей, но поднять - то глаза поднял, и интерес в них появился, а вот как собеседник слова связать не мог. Дело не в том, что он плохо говорил по-русски, наоборот, никакого акцента, понятная речь, а вот предложения и смысл между ними не мог связать. Его речь не была красивой или хотя бы грамотной. Отвечал односложно, без интереса. Но на тот момент из-за своей влюбленности к нему Лиана не придала этому значения. Затем он, молча, встал и ушел. Женская интуиция - вещь такая, что ее надо иногда слушать. А интуиция Лиане подсказывала, что она заинтересовала Назира. Она была рада. Но потом, ни на следующий день, ни через неделю он больше не показывался в столовой. А отступать от своей цели она не собиралась. Обладая вспыльчивым и упрямым характером она, во что бы то ни стало, захотела видеть его рядом с собой. Она пошла на уловку, распустила слух, что у нее большие проблемы с высшей математикой и ей нужна помощь. Зная, что он учится на физмате, то для него не составило бы трудов решить пару номеров для Лианы. Попросив через посредников, чтобы до него дошла ее просьба, он не заставил себя долго ждать с помощью. Она со счастливым блеском в глазах и лучезарной улыбкой пришла к нему в общежитие с одной тетрадкой по математике. Заранее попросив друзей, чтобы в комнате никого не было - они сидели над горящей лампой одни. С того самого момента все у них и закрутилось, как в бразильском сериале. Потратив целый час не на решения логарифмических задач, а на страстные обнимания и поцелуи, они вышли из общежития парой. Тетрадь по математике так и осталась без решения.

III. Подруга Лианы сначала приняла за шутку, за некий нелогичный розыгрыш, узнав новость о том, что та встречается с ингушом. Но, увидев серьезное выражение лица Лианы та, в свою очередь, все поняла. Общалась подруга с ним с улыбкой, сдерживая презрение и неприязнь. Общалась с ним только ради подруги. Лиана и Назир стали вместе ходить по институту за руки, целоваться по углам. Лиана стала частой гостьей в общежитие, заслужив неодобрение комендантш и вахтерш. Назир рассказал ей про свою семью, про отца, про мать, про двух младших сестер и старшего брата. Что он женится на девушке своей национальности и будет жить с ней и со своими родителями в одном доме. Эти слова больно ударяли Лиану, как хлыстом, но она не показывала виду. Она влюбилась в него так, что захотела уехать летом за ним к нему на родину, в его семью. Она осторожно спрашивала, можно ли им жениться на христианках?
- Можно, мой дядя женат на русской. Но, если я и выйду за тебя, то ты должна принять ислам.
Тут она и поутихла, здравый смысл еще не до конца ее покинул. Она знала, что будущего с ним нет, но цеплялась за него, как утопающий за соломинку. Ей так хотелось быть с ним, быть его, а он, чтобы был ее. Она старалась не возвращаться к этой теме, но душа ее была уже повержена. Романтики в их отношениях не было, свидания настоящего не было, посиделки в общежитие, а затем мятая рубашка и брюки от страстного обнимания. Близкого контакта со своим телом она ему еще не позволяла. Она тянулась к нему, хотела его, но в определенный момент тело сопротивлялось, и она отстранялась от него. Он не давил на нее. Она была благодарна ему за это и просила подождать, для нее это был ответственный и серьезный шаг. Она была еще девственна, и ей не хотелось запомнить свой первый сексуальный опыт в окружении стен общежития. Они начали искать квартиру для интимной встречи, дома у Лианы тоже не получалось, дедушка все время дома и отсюда проблема остаться наедине. Затем стали происходить нелепые и на пустом месте возникшие ссоры. Его гордый и горячий характер боролся с ее упрямством и несдержанностью. Ссора за ссорой, обида за обидой. Подруги Лианы стали смеяться над ней и над ее «пластмассовыми» отношениями. Они говорили, чтобы она его бросила и забыла. Лиана была непреклонна.
- Пожалеешь потом.
Она лишь с гордо поднятой головой разворачивалась и уходила от них к Назиру.

IV. До Лианы стали доходить сведения, что Назир прогуливает пары и у него большие проблемы со сдачей сессии. Затем она стала замечать, как искусно он врет, и все его слова никак не соответствовали его делам. Но самое ужасное, что она поняла, заметила, увидела, что он любитель девушек, да еще активный любитель. Почти весь этаж в общежитие состоял из его подруг. А какие функции выполняли подруги - оставалось только гадать. Как-то он прямо в лицо сказал Лиане, что любит женское общество и себя он изменить не сможет. Глядя ему в глаза, она лишь произнесла, что не завидует его будущей жене. Стало много трудностей из-за различия менталитета. Ссоры текли и накрывали волной. А однажды в порыве злости он оскорбил Лиану самыми гнусными выражениями. Затем извинялся, но она позволила себе дать ему пару пощечин. Он лишь улыбался и говорил, чтобы она сильнее его била. Отношения эти тянули в рутину, и в один момент Назир просто бросил ее и все. Она никогда не забудет, как он выдернул свою руку из ее руки, как отвернулся и сказал, что знать ее не хочет.
- Я не хочу с тобой иметь ничего общего.
Месяц. Месяц в себя приходила Лиана. Отчасти ей очень помогла новая влюбленность. Она влюбилась в симпатичного парня, ногтя которого Назир даже не стоит. Клин клином вышибают. Жизненная поговорка. Но душевные терзания – это очень больно. Это как без наркоза по телу скальпелем. Но, собрав всю волю, и силу в кулак она собралась с духом и смогла отпустить из сердца и мыслей его образ, выплюнув в спину образа свою любовь к нему.

V. Назира отчислили в начале второго курса за долги по летней и зимней сессии. Даже приплаченные взятки в деканат до этого не спасли его положение. Весь сентябрь второго курса он на глазах у всех и у Лианы, в том числе, обнимал и целовал направо и налево всех своих подруг. Кроме презрения в душе у нее не осталось к этому человеку – ни-че-го. Если вспомнить какие это были отношения? Никакие. Какой он? Никакой. Заговорит ли она с ним снова когда-нибудь? Никогда. Она радовалась в душе, что все-таки не он стал ее первым мужчиной. Вспоминать потом его, как своего первого полового партнера – это выше ее сил. В начале октября он уехал в Ингушетию и больше о нем она не слышала. Что осталось на душе после него? Ощущение чего-то грязного, липкого, немытого. Вроде бы ты съел мороженое и испачкался. Вкусно было, но пробовать больше уже не хочется.

Поделиться: