Сокровища великих цивилизаций: Маска Агамемнона. Золотая маска агамемнона Царь и его маска агамемнона

Благодаря самоотверженности археологов, готовых отказаться на время от комфорта ради поиска древних артефактов, мы сегодня точно знаем, что, например, Троя - это не вымысел Гомера, как долгое время считалось. Раскопки Шлимана, археолога-любителя, не только подтвердили повествование о Троянской войне, но и явили миру сокровища древней микенской цивилизации. Среди этих археологических находок была золотая маска, которую часто называют маской Агамемнона.

Гомеровская «Илиада»

Нам мало что известно о создателе одного из древнейших литературных произведений - Гомере. Никто не знает ни точной даты его появления на свет, ни места его рождения. До 70-х годов XIX века считалось, что события, описанные Гомером в «Одиссее» и «Илиаде», не что иное, как часть древнегреческой мифологии, ведь наряду с людьми в эпосах участвуют боги и полубоги.

Однако Трои, а затем Микен, побудили ученых по новому взглянуть на произведения Гомера. В частности, «Илиада» повествует о событиях Троянской войны, в историчности которой сегодня уже никто не сомневается. Греческой армией командовал Агамемнон, царь Микен. В то время этот город был самым значимым на юге Балканского полуострова.

В «Илиаде» Агамемнон предстает доблестным воином, однако его недостатки - неуступчивость и высокомерие - в дальнейшем принесли немало бедствий греческой армии. Как закончилась жизнь микенского царя, «Илиада» умалчивает, тем не менее об этом повествуют более поздние эпические произведения греков. Интерес к ним возродился с новой силой после того, как в результате раскопок древних Микен была обнаружена маска Агамемнона.

Мифы и действительность

О микенском царе и трагической судьбе его семьи писали и другие античные авторы: Стесихор, Эсхил, Софокл, Эврипид и пр. До сих пор не обнаружено документальных доказательств его существования, поэтому Агамемнон в истории считается фигурой мифической, хотя, как предполагают, у него был прототип - греческий царь Акагамунас, о котором сообщают хеттские источники XIV в. до н.э. Таким образом, золотая маска, найденная в XIX веке, никак не могла принадлежать легендарному микенскому царю.

Согласно греческой мифологии, Агамемнон после убийства отца, царя Микен, бежал вместе с братом в Этолию. Им на помощь пришел правитель Спарты и помог вернуться в родной город. Когда Агамемнон утвердился в Микенах, он расширил границы своих владений, превратившись в могущественного царя. Позже он женился на дочери царя Спарты Клитемнестре, которая родила ему сына Ореста и трех дочерей.

Неугасающая память

После окончания Троянской войны Агамемнон вернулся в Микены с богатой добычей. Как сложилась его дальнейшая судьба? Существует несколько версий, изложенных в греческих мифах. По одной из них он пал от руки своего двоюродного брата Эгисфа, обольстившего жену Агамемнона. По другой, его убила сама Клитемнестра, не простившая того, что он принес в жертву богине Артемиде их дочь Ифигению. В любом случае Агамемнона в Микенах ждала смерть.

Сюжет, в котором злой рок преследует семью микенского царя, лег в основу не только античных трагедий. Его разрабатывали в своем творчестве и более поздние авторы, например немецкий драматург и поэт XVI в. Сакс Г., основоположник итальянской трагедии Альфьери В. (XVIII в.).

Убийство правителя Микен снова привлекло внимание драматургов, когда Шлиман Г. обнаружил царские гробницы. Среди древних артефактов была, как полагал археолог, маска Агамемнона. После этого открытия смерть царя обыграли в почти трех десятках пьес и нескольких операх.

Археологическая экспедиция

Сто пятьдесят лет назад ученые скептически относились к историчности сочинений Гомера. В противоположность им немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман верил в то, что великий грек не ошибался и Троя действительно существовала. Основываясь на эпосе Гомера и записках Павсания, греческого географа, посетившего Малую Азию во II в.н.э., он отправился на поиски исчезнувшего города.

Никто не мог предположить, что ему действительно в 1873 г. удастся найти древнюю Трою. Воодушевленный успехом, через три года Шлиман начал раскопки Микен в Греции. Многое из того, что нам сегодня известно о микенской цивилизации - заслуга этого археолога-энтузиаста. Находки, сделанные им, подтвердили сообщение Гомера о необычайном богатстве царей Микен.

Одна только маска Агамемнона произвела огромное впечатление на ученый мир XIX в., а ведь она была не единственным золотым объектом, обнаруженным экспедицией Шлимана. Раскопки начались в августе 1876 г. и продолжались до конца года, но уже в сентябре стало очевидно, что археологи нашли цивилизацию, процветавшую здесь во II тысячелетии до н.э.

Царские гробницы

Несмотря на то, что обнаруженные артефакты были великолепнее тех, что ему удалось раскопать в Трое, Шлиман был неудовлетворен. Одержимый идеей найти могилу Агамемнона, о которой писали многие древнегреческие авторы, он продолжал работать, невзирая на трудности.

В конце концов, Шлиман раскопал там где найдена золотая маска царя Агамемнона. Пять из них находились внутри крепости и представляли собой могилы-шахты, а четыре более поздних располагались за крепостными стенами. Захоронения оказались нетронутыми, поэтому все погребальные украшения, а их было очень много, сохранились.

Шлиман не сомневался, что перед ним гробница Агамемнона и его товарищей, убитых Клитеместрой и ее любовником Эгистом. Золотая погребальная маска, которую он нашел в одной из гробниц, известна сегодня как маска царя Агамемнона.

Древний обычай

У разных народов, ритуалы, связанные с верой в загробную жизнь, различаются. Тем не менее всегда можно отыскать в них нечто общее. Например, изготовление погребальных масок было присуще древним египтянам, ассирийцам, китайцам, индейцам, народам Сибири.

Золотая маска Агамемнона, найденная Шлиманом, свидетельствует о том, что микенцы также верили в то, что изображение умершего является очень важным для его благополучия в загробном мире, даже при отсутствии портретного сходства. Конечно, из золота эти ритуальные объекты изготавливали только для правителей, простой люд довольствовался глиной или деревом.

Загадки древних Микен: маска Агамемнона

Более ста лет прошло после открытия, сделанного Генрихом Шлиманом, однако многое еще остается тайной. Что олицетворяли львы на одноименных воротах, какие инструменты использовали микенцы для строительства сооружений из циклопических камней, почему город был покинут - эти и другие вопросы остаются пока без ответов.

Маска тоже хранит свою тайну. Единственное, что удалось установить с абсолютной точностью, - она принадлежала другому человеку, поскольку была изготовлена за 400 лет до Троянской войны, современником которой был микенский царь. К такому заключению ученые пришли уже после смерти Шлимана. Сам же археолог никогда не сомневался в том, что найденный им артефакт - не что иное как маска легендарного Агамемнона.

Еще одна золотая маска, найденная при раскопках в Микенах

Во время раскопок в 1874 году на развалинах древнегреческого города Микены знаменитый археолог-любитель Генрих Шлиман обнаружил несколько могильников с останками людей и лежавшие рядом с ними золотые украшения и оружие. Но самой главной его находкой оказалась уникальная чеканная золотая маска, которую он принял за посмертную маску царя Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне.

Из истории известно, что Агамемнон был микенским царем, а в древнегреческом эпосе — знаменитой «Илиаде» Гомера — стал одним из главных героев, отличившимся храбростью и прославившим себя многими подвигами.

Поводом для Троянской войны послужило похищение Парисом прекрасной Елены, супруги царя Менелая, брата Агамемнона. И тогда Менелай вместе с Агамемноном склонили греческих царей к участию в походе против троянцев. Возглавил войско Агамемнон. Троянцы были разгромлены, но судьба отвернулась от героя. Его жена Клитемнестра не ждала мужа, более того, задумала убить его, так как у нее появился любовник Эгисф. Им удалось выполнить задуманное, и Агамемнон был убит. Его печальная судьба послужила темой для многих древних трагедий.

Город Микены, в котором правил Агамемнон, был центром великой цивилизации, просуществовавшей около 500 лет, с 1600 по 1100 год до нашей эры. Ее следы — многие гончарные изделия — были найдены в Южной Италии, Египте, на Кипре, в Сирии и Палестине.

Уверенность Шлимана в том, что он обнаружил маску именно царя Микен Агамемнона, основывалась как раз на сказании Гомера в «Илиаде» о Троянской войне и на трудах греческого географа Павсания, жившего во II веке уже нашей эры.

Павсаний, например, утверждал, что Агамемнон был похоронен в самом городе, а его убийц, жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, как людей недостойных похоронили за пределами городской стены.

Шлиман, приступая к раскопкам в Микенах, руководствовался именно этими данными, он был уверен, что внутри городских стен ему удастся найти останки древнегреческих героев, о которых рассказывал Гомер. И чутье его не обмануло — внутри городских стен в нескольких отрытых могилах он нашел золотые маски. Общий вес этих золотых изделий составил 14 кг, но не все они хорошо сохранились. Наиболее ценной оказалась та, которую Шлиман назвал «маской Агамемнона».

Современные археологи не во всем согласны со Шлиманом. Они определили возраст кладбища в Микенах, открытого Шлиманом, в 1600 лет. Троянская же война, о которой писал Гомер, если она не была плодом его воображения, происходила около 1200 года до нашей эры. Следовательно, найденная Шлиманом золотая чеканная маска никак не могла принадлежать царю Микен Агамемнону.

Но во времена Шлимана этот вопрос не обсуждался. Шлиман был слишком большим авторитетом в археологии, и ему никто не возражал. Сам же археолог даже не допускал мысли, что он нашел что-то другое. Ему очень нравилась собственная версия, и никакие другие он в расчет не принимал. С того времени за найденной им золотой маской и закрепилось название «маска Агамемнона».

«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом . Своё название получила от легендарного царя Агамемнона , поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот , на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц . В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы , пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра , Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом ». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу . Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды . Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин . В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Напишите отзыв о статье "Маска Агамемнона"

Литература

  • Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. - Афины, 2006. - С. 38-39.
  • Керам К. Маска Агамемнона // . - СПб.; Нижний Новгород: КЭМ; Нижегородская ярмарка, 1994. - ISBN 5-85694-018-0 ; 5-87893-003-X.

Отрывок, характеризующий Маска Агамемнона

Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...

Археология хранит немало загадок, связанных с древними артефактами и историческими находками. Приоткроем завесу тайны и развенчаем миф о происхождении Золотой маски Агамемнона.

Место находки

В 1876 году немецкий археолог и этнограф Генрих Шлиман вёл раскопки на Пелопоннесе в акрополе древних Микен. Через четыре месяца кропотливых работ у входных ворот верхнего города учёный обнаружил ценный артефакт - золотую погребальную маску. Вместе с маской Шлиман нашёл в большом круговом захоронении многочисленные украшения из золота: серьги, диадемы, пряжки. Общий вес драгоценной находки - 15 килограммов. Шлиман был уверен, что обнаружил гробницу легендарного царя Микен - Агамемнона, его возницы Эвримедона, пророчицы Кассандры и их друзей, умерщвлённых женой Агамемнона - Клитемнестрой и её любовником.

На фотоснимке: Генрих Шлиман - немецкий археолог и предприниматель, один из основателей полевой археологии.

Историческая справка

Микены - древний центр микенской культуры, прародительницы греческой цивилизации. Город расположен на Пелопоннесе и датируется вторым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время Микены представляют собой руины.

Агамемнон - царь Микен в древнегреческой мифологии, самый могущественный правитель древней Греции, предводитель греческих войск в Троянской войне, один из главных героев древнегреческого эпоса Гомера - поэмы «Илиада». Царь Агамемнон славился благородством, мужеством и своими несметными богатствами.


На фотографии: гробница Агамемнона в Микенах, известная также как Сокровищница Атрея, отца Агамемнона.

Маска Агамемнона

Шлиман не являлся профессиональным археологом, а был увлечённым любителем-самоучкой, которого волновала история древнего города Микены. Он был одержим идеей найти гробницу великого царя Агамемнона. Неудивительно, что самую красивую из масок, обнаруженных им в захоронении, этнограф напрямую связал с правителем Микен. В связи с этим он назвал маску именем Агамемнона.

Посмертная маска выполнена из толстой золотой пластины и изображает лицо пожилого бородатого мужчины индоевропейского типа: близко посаженные глаза, тонкий нос, крупный рот. Кончики усов приподняты вверх. Возле ушей видны бакенбарды. В маске есть отверстия для нитей, которыми она крепилась к лицу.

Миф и реальность

Как показало время, предположение Генриха Шлимана о том, что посмертная маска принадлежит царю Агамемнону, оказалось неверным. В ходе исследований золотой маски современные археологи пришли к выводу, что она относится к 1550-1500 годам до нашей эры и не соответствует периоду, когда предположительно жил царь Агамемнон. Могущественный владыка Микен правил на три века раньше. Выяснилось, что драгоценнная находка гораздо старше легендарного древнегреческого правителя. Несмотря на это, золотая погребальная маска всё же сохраняет своё название.

Микенское золото это золото Шлимана, датируемое 16 - 15 веками до н.э., найденное им в период с1874 -1876 годы, а также золото найденное почти на 80 лет позже, все оно размещено в двух залах. В одном из залов золото, найденное в разное время в Микенах, датируемое 16 - 10 веками до н.э., в другом зале золото этого же периода, найденное в других районах Греции.

Генрих Шлиман (1822 - 1890) немецкий и в последствии русский предприниматель, археолог-самоучка, первооткрыватель Трои и Микенской цивилизации. В национальном археологическом музее хранятся только микенские находки Шлимана. Троянские находки археолога, а именно знаменитый клад Приама, оказались в Германии часть из них была вывезена по репарации в Россию в 1945 году. Хотя и клад Приама, и Микенское золото Шлиман приписал к событиям описанным в произведениях Гомера, но по датировке эти золотые украшения были изготовлены за несколько веков до описываемых в Илиаде событий, но это нисколько не умаляет значения находок археолога.

Общий вид первого зала, здесь представлено эолото Шлимана, обнаруженное в Микенах в так называемом могильном круге А, датируемые 1600 - 1450 гг. до н.э., всего около 14 кг золотых предметов. К сожалению Шлиман при раскопках из за стремления побыстрее добраться до основных сокровищ проводил раскопки варварским способом, уничтожая все верхние более поздние слои, за что его сильно критиковали в последствии.


Золотые погребальные маски и погребальные пластины, найденные Шлиманом в 1877 году в пределах микенского акрополя.

Маски человека с выпуклыми глазами в центре и маски двух пожилых мужчин сходного облика по краям.

Витрина с маской Агамемнона, к самому Агамемнону отношения не имеющая, поскольку старше его, пусть и мифологического, на несколько веков.

Маска Агамемнона поближе.

Соседняя маска поближе.

Погребальные пластины.

Женские золотые украшения.

Золотая посуда, браслеты и печати, обнаруженные в 1876 году, датируются концом 15 века до н.э.

Керамическая посуда из могильного круга А, возможно тоже найденная Шлиманом, хотя я не уверен, может более поздними экспедициями. Датируется 16 - началом 15 века до н.э.

Вазы с природными рисунками, 15 век до н.э., кем найдены, я то же не знаю.

Предметы изготовленные из костей животных 14 -13 века до н.э. Шлем с защитой щек и двойной кости на вершине, изготовленный из клыков.

Также в первом зале представлены, предметы найденные в 1951 - 1953 годах греческой экспедицией под руководством И. Пападимитриу и Г. Милонаса из университета Сент-Луи за пределами микенского акрополя в так называемом могильном круге Б, самые древние из них датируются 1650 - 1550 гг. до н.э., т.е. более древние захоронения, чем найденные Шлиманом. Правда золотых предметов в них было найдено намного меньше, чем в обнаруженных Шлиманом захоронениях. Вероятно, это объясняется развитием и процветанием микенской цивилизации, что позволяло правителям Микен устраивать более богатые захоронения в период, к которому относятся гробницы, найденные Шлиманом.

Маска из электрона (сплава золота и серебра), по видимому покрывала лицо больного изможденного человека.

Соседняя витрина золотые пластины, посуда, оружие.

Некоторые находки из микенского акрополя датируются более поздним периодом 15 - 12 веком до н.э. Ювелирные украшения и предметы одежды.

Большой сосуд с изображением шествия войнов в шлемах с рогами коров 12 век до н.э..

Во втором зале посвященном микенской культуре собраны предметы того же периода 16 - 10 века до н.э., найденные в поселениях и захоронениях других мест в Тиринфе и Пилосе, в Аттике, Арголиде, Лаконии, Фессалии, Волосе.

Предметы 11 - 10 веков до н.э., пластины из горного хрусталя, костяные иглы, фигурки женщин, амулеты.

Бронзовый браслет, инкрустированный золотом с рисунком в виде наутилусов.

Золотые чаши, найденные в Лаконии, с изображением сцен с быками, первая половина 15 века до н.э.

Развертка рисунков на чашах.

Бронзовый нож с ножнами, инкрустированными золотом и серебром, найденный в могиле в Пилосе, с рисунком в виде наутилусов, 15 век до н.э.

Золотые украшения и посуда, найденные в захоронении в Волосе, 15 век до н.э.

Предметы из клада, обнаруженного в нижнем городе Тиринфа, датируются 12 веком до н.э.

Золотые печати и перстни из этого же клада, но более древние, 15 век до н.э. На центральном перстне изображена сцена поднесение даров богине. На верхнем правом перстне предположительно иэображена сцена похищения женщины, поскольку изображена лодка, увеличенный оттиск прилагается.

Неопознанные предметы, но поскольку фото сделано в том же зале, предположу, что это тоже один из кладов из окрестных городов Микен того же периода 16 - 10 веков до н.э.

Поделиться: