Сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Укрепление здоровья детей в детском саду

Родительское собрание на тему:

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Цель: ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Задачи: информировать родителей о состоянии здоровья воспитанников на период проведения собрания; создать условия для осознания родителями некоторых факторов, способных пагубно влиять на здоровье дошкольников; создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

План проведения:

1. Выступление заведующего «Здоровье ребенка в наших руках».

2. Выступление фельшера «Витамины».

3. Решение

Ход мероприятия:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Как вы думаете, что такое здоровье?

Что такое ЗОЖ?

(рациональное питание, соблюдение режима, оптимальный двигательный режим, полноценный сон, здоровая гигиеническая среда, благоприятная психологическая атмосфера, закаливание).

На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребенка. Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолегочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Что же могут сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

Прежде всего, необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат.

Перебранки в присутствии ребенка способствую возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского огранизма.

А наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим.

Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы оргнаизма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон.

Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулку со спортивными и подвижными играми.

Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом неограниченно.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (днем и ночью) засыпал в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши.

У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При поступлении ребенка в школу важным является не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе.

Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, формирующих необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, мелкую моторику рук, координацию движений. Немаловажной является игровая деятельность детей. Чем лучше ребенок играет в сюжетно-ролевые игры, тем успешнее он будет заниматься в школе. Игра хорошо готовит к школе. Без игры у детей формируется чувство страха, вялость и пассивность. Игра – ведущая человеческая потребность.

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

Что такое закаливание?

Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах.

В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.

Кто из вас дома проводит с ребенком закаливающие мероприятия и какие?

Закаливание, наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла) широко используются и нетрадиционные:

1.Контрасное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в «холодное»).

2.Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия.

В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действуют как сильные разражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страх, обиды, беспокойства.

Какой можно сделать вывод по поводу закаливания?

Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Как вы думаете, какие пищевые продукты или вещества помогают ребенку стать более закаленным?

Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ),

Какой «напиток защиты» повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и легких, богат витамином А? «Напиток защиты» - морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи, кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.

Что полезнее ребенку – сок или яблоко? Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом и чуть ли не сразу после употребления включатся в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток. Все соки обладают общеукрепляющим действием, ститулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Соки – это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.

Систематически прием элеутероккока внутрь с компотом или молоком в течение 1-2 месяцев позволяет снизить заболеваемость гриппом и гриппоподобными заболеваниями у детей более чем в 2,5 раза.

Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется прием витаминов. Выступление фельдшера детского сада.

Решение родительского собрания:

1.Использовать информацию, полученную на родительском собрании, для сохранения и укрепления здоровья детей.

2.Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.

3.Домашний режим ребенка устанавливать в соответствии с режимом дня детского сада.

4.Систематически проводить закаливания ребенка в условиях семьи.

5.В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку не менее двух раз в день. Предоставлять ребенку на прогулке возможность больше двигаться, играть в подвижные игры.

Родители должны с ранних лет ребенка заботиться о его физическом и психическом здоровье. Многое в этом зависит от образа жизни семьи, уровня активности, правильных нагрузок и отдыха. Нужно понимать, какими должны быть все эти факторы, чтобы ребенок рос активным и здоровым.

В этой статье вы найдете полную информацию об охране и укреплении здоровья детей.

Организация мероприятий, направленных на сохранение, укрепление и общее развитие детского организма

Детское здоровье - это комплексное понятие, зависит оно от ряда факторов. О каждом из них родителям стоит заботиться отдельно. Рассмотрим самые важные меры.

Питание

Еда - это один из самых важных «кирпичиков» в построении крепкого здоровья .

Но часто родители с ранних лет закладывают у детей неправильные пищевые привычки. Нельзя заставлять ребенка есть больше, чем он хочет - переедание вредно для организма.

Питание должно быть умеренным, сбалансированным и со всеми необходимыми веществами. В нем должно быть достаточно белков, углеводов, полезных жиров.

Важны витамины и минералы, поскольку организм малыша только формируется , и важно дать ему достаточно необходимых питательных компонентов. Дети часто любят всевозможные вредные сладости, чипсы. Не стоит ограничивать в них совсем, но важно свести их к минимуму.

Физическая активность

Детям нужно как можно чаще бывать на свежем воздухе и заниматься физической активностью. Многим родителям не нравится, что дети не могут сидеть на месте, и они ругают их за постоянную беготню и прыжки по дому. Но для малышей это очень важно. Движения укрепляют их мышцы и суставы, сердечно-сосудистую систему, улучшают координацию, повышают иммунитет.

В более старшем возрасте многие детки предпочитают проводить больше времени за просмотром телевизора или компьютерными играми. Родители должны следить, чтобы физическим нагрузкам уделялось больше времени.

Отведите сына или дочку в какую-то спортивную секцию. Может быть полезным бег, плавание, волейбол, теннис, танцы.

Важно не заставлять малыша заниматься, а с ним вместе выбрать то, что ему интересно . Регулярная активность будет способствовать правильному формированию организма, улучшит осанку и физическую форму.

Советы по поддержанию благополучного психического состояния малыша

Психическое здоровье ребенка важно не меньше, чем физическое. Примите во внимание следующие рекомендации:

  1. Важно не кричать на свое чадо . Детки шалят, и иногда у родителей лопается терпение: они устраивают настоящие истерики, вспоминая все промахи малыша и укоряя его во всем. Делать этого нельзя.Научитесь успокаиваться вовремя и общаться с ребенком спокойно.
  2. Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми - это может привести к развитию комплекса неполноценности.
  3. Не жалейте хороших слов . Многие из нас склонны заострять внимание на плохих детских делах, игнорируя хорошие. Но именно акцент на последних для них намного важнее - так ребенок понимает, что вы им гордитесь и любите его, верите в него. Это становится для него стимулом. Задача родителей - поддерживать его во всем и везде.
  4. Важно разговаривать с детками . Они должны доверять вам, а вы - им. Чем более дружескими будут отношения между вами, тем лучше будет психическое здоровье маленьких членов семьи.
  5. Родители являются для детей примером для подражания . Поэтому воспитывать нужно не только их, но и себя. Любые отрицательные действия отца или матери закладывают в ребенке определенную программу поведения, потому следить надо и за собой.

Профилактика заболеваний

Ни один малыш не застрахован от заболеваний, но при условии правильного образа жизни этот риск снижается. Для профилактики полезны такие меры:

Как укрепить здоровье ребенка летом? В летнее время детворе полезно бегать без одежды. Они не простудятся, поскольку сообщат, как только им станет холодно.

Еще для укрепления организма очень полезно купание, причем речь об обычном купании, а не о водных процедурах в целях закаливания (которые тоже полезны). Вода в ванной, где купается малыш, не должна быть слишком горячей - подойдет немного теплая .

Для укрепления иммунитета можно использовать морскую соль. Если появляется возможность, регулярно бывать на море. Две недели помогут оздоровить малыша, сформируют для него надежную защиту на весь год.

Полезно также купаться в пресных водоемах, при условии, что они довольно чистые.

Особенности оздоровления в грудном, дошкольном, школьном и подростковом возрасте

При укреплении здоровья детей учитывают, к какой возрастной категории они относятся:

  1. Грудной и ранний возраст . В этом возрасте малыш полностью зависит от родителей, поэтому они должны заботиться о здоровье, постепенно формировать у него правильные привычки.
  2. Дошкольный возраст . В этот период особенно важно следить за состоянием дыхательной, нервной, мочевыделительной системой малыша, ЛОР-органами. Возможны нарушения опорно-двигательного аппарата, поэтому с ранних лет нужно приучать ребенка правильно держать спину.
  3. Школьный возраст . Когда ребенок идет в школу, стоит заботиться о его правильной осанке, об органах зрения. Важно, чтобы он не проводил слишком много времени за компьютером или телевизором, а вел активный образ жизни.
  4. Подростковый возраст . В этот период важна психологическая работа с повзрослевшим сыном или дочерью. У подростка появляются новые интересы, возможны даже проблемы в отношениях с родителями. Важно предупредить появление у ребенка вредных привычек, в чем помогут различные хобби и увлечения, например, активные занятия спортом.

Методики, используемые в образовательных учреждениях

В детских садах и школах проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Это может быть утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные мероприятия с участием родителей и без, куда включены воздушные и водные процедуры, дыхательная гимнастика, специальные дни здоровья.

В летних детских оздоровительных лагерях также проводится немало мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей.

Малыши проводят много времени на свежем воздухе, купаются, занимаются спортом . Учитываться должно физическое состояние каждого конкретного ребенка.

Здоровье ребенка состоит из множества факторов . Чем раньше и ответственнее родители начнут к нему относиться, тем лучше. Важно обеспечивать все необходимое для этого и формировать правильные привычки у самого сына или дочки.

Введение

1. Понятие здоровья. Задачи физического воспитания дошкольников

2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:

2.1 Утренняя гимнастика

2.2 Физкультурные занятия

2.3 Физминутки

2.4 Гимнастика после сна

2.5 Подвижные игры

2.6 Спортивные праздники и развлечения

3. Коррекционная работа

4. Работа с родителями

5. Закаливание

Заключение

Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра физической культуры и здоровьесбережения

Итоговая работа слушателя краткосрочных курсов

повышения квалификации по проблеме:

« Инновационные подходы к организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях »

Реферат

«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников средствами физической культуры»

Выполнил:

Инструктор по физической культуре

МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» ст. Александрийской»

ст. Александрийская Георгиевского района Ставропольского края

Сотникова Светлана Викторовна

Руководитель:

доцент кафедры ФКиЗ

СКИРО ПК и ПРО

Кихтенко Любовь Федоровна,

к. пед. н.

Ставрополь 2014 г.

Введение__________________________________________________________ 2

1. Понятие здоровья. Задачи физического воспитания дошкольников________ 4

2. Формы работы с детьми по укреплению здоровья:

2.1 Утренняя гимнастика______________________________________________ 5

2.2 Физкультурные занятия____________________________________________ 6

2.3 Физминутки______________________________________________________ 7

2.4 Гимнастика после сна______________________________________________ 7

2.5 Подвижные игры _________________________________________________ 8

2.6 Спортивные праздники и развлечения________________________________ 8

3. Коррекционная работа_______________________________________________ 9

4. Работа с родителями_________________________________________________ 9

5. Закаливание________________________________________________________10

Заключение__________________________________________________________ 12

Список литературы___________________________________________________ 13

ВВЕДЕНИЕ

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше заботы проявляется о физическом воспитании ребёнка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным.

Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.

Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Физическая слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка.

Напротив, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Поэтому необходимо обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами.

Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств методов физического воспитания детей дошкольного возраста.

Существует много различных форм проведения физкультурных занятий (кроме стандартных) в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
  • формирование правильной осанки;
  • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
  • воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными особенностями детей. Чтобы повысить интерес детей к занятиям по физической культуре, нужно разнообразить методы и приёмы проведения таких занятий.

Всё, что идёт на пользу нашим детям, нужно активно применять в своей практике.

1 .Что такое здоровье?

По данным обследований, только 5-7% детей рождается здоровыми, 2-3 имеет первую группу здоровья. На первый взгляд наши дети здоровые и нет причин волноваться. Но что такое здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

1. Факторы, влияющие на состояние здоровья:

20% - экология;

10% - развитие здравоохранения

20% - наследственность

50% - образ жизни

Что такое здоровый образ жизни?

1. Рациональное питание;

2. Соблюдение режима;

3. Оптимальный двигательный режим;

4. Полноценный сон;

5. Здоровая гигиеническая среда;

6. Благоприятная психологическая атмосфера;

7. Закаливание.

При недостаточной двигательной активности неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Основными задачами физического воспитания являются:

Укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

Достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

Создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

Формирование здорового образа жизни.

Формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде;

Формирований широкого круга игровых действий;

Развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми;

Воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

В дошкольном возрасте осуществляются общие задачи физического воспитания: оздоровительные, образовательные и воспитательные.

Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма.

2.1 Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей.
Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, нужно изменить ее форму и место проведения:
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игр


Комплекс музыкально-ритмических упражнений.
Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры.
5

Упражнения на полосе препятствий.
Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений.

2.2 Физкультурные занятия.

Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий. Физкультурные занятия проводятся в младшей группе 3 раза в неделю в физкультурном зале. Занятия в старшем дошкольном возрасте проводятся так же 3 раза в неделю, но третье занятие проводится на открытом воздухе. Существует несколько видов занятий:

- традиционные, которые состоят из 3-х частей: вводная (ходьба, бег, прыжки, различные упражнения), основная (общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра), заключительная (релаксация или игра малой подвижности);

Занятия, построенные на подвижных играх (основная часть занятия построена на использовании подвижных игр на различные основные движения);

- сюжетно – ролевые (использование имитаций и образных сравнений, музыкального сопровождения, увлекательность сюжета, общение с игровыми персонажами);

Контрольно – тренировочные;

С использованием литературных произведений;

На открытом воздухе;

Занятия-соревнования.

На занятиях используются следующие приёмы и методы:

Словесные;

Наглядные.

2.3 Физминутки.

Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия

напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это
наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность, минутка отдыха, здорового и активного.

Физминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, которые продолжаются около 2 минут.

Виды физминуток:

1.физминутки-разминки;

2. физминутки для глаз;

3.пальчиковая гимнастика;

4. упражнения для релаксации;

5. упражнения для дыхания.

2.4 Гимнастика после сна.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Виды гимнастики после дневного сна.

  • Разминка в постели и самомассаж;
  • Гимнастика игрового характера;
  • Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
  • Пробежки по массажным дорожкам.

2.5 Подвижные игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка,

характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с

обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ. Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на три относительно самостоятельных вида:
-подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)
-спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т.п.)
-игры с пением и хороводные.

Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке с учётом возрастных особенностей детей.

2.6 Спортивные праздники и развлечения.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей . Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию

движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают

создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях.

3 . Коррекционная работа.

1. Формирование и закрепление навыка правильной осанки, развитие мышечной системы.

2. Укрепление сводов стопы.
3. Постановка правильного дыхания.

4. Развитие физических навыков. Координации движений, функций равновесия.

5. Укрепление опорно–двигательного аппарата.

6. Формирование устойчивой мотивации к занятиям физической культуры.

4 . Работа с родителями.

Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Понимая важность этой проблемы, необходимо проводить работу с родителями по охране и укреплению здоровья детей. В работе по физическому воспитанию,

организованную с семьями воспитанников, используются разнообразные формы,

средства и методы:

Участия в родительских собраниях;

Анкетирование;

Совместные занятия, спортивные праздники и развлечения;

Выставок совместных работ детей и родителей .

5. Закаливание.

Закаливание следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы в зависимости от возраста, придерживаясь следующих принципов:

Регулярность

Постепенность (постепенное увеличение нагрузки, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата);

Интенсивность, т.е. увеличение времени воздействия;

Сочетаемость общих и местных охлаждений (например, при босохождении одежда также должна быть облегчённой);

Комплексность, т.е. процедуры закаливания должны восприниматься шире, чем просто ходить босиком. Это прогулки, бег, сон при хорошем доступе воздуха;

Положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:

Повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями;

Приучать чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;

Воспитывать потребность в свежем воздухе.

Традиционные виды закаливания детей:

  • утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
  • оздоровительная прогулка
  • воздушные ванны
  • воздушные ванны с упражнениями
  • сон с доступом свежего воздуха
  • умывание в течение дня прохладной водой
  • полоскание рта прохладной водой
  • хождение босиком до и после дневного сна
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»
  • массажные коврики после дневного сна
  • солнечные ванны

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нормальное развитие ребенка возможно при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движении. Поэтому одна из важных задач физического воспитания – создание оптимальных условий для нормального развития детского организма.

Упражнения, входящие в систему физического воспитания, обеспечивают закономерные изменения психической деятельности ребенка, в работе кровообращения, дыхания, в обменных процессах, что создает необходимое условие для гармонического развития физиологических систем детского организма. Такой ребенок приобретает способность к быстрой адаптации к условиям среды, у него повышается уровень защитных сил, сопротивляемость организма. Все это способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.

В заключении попробуем нарисовать портрет здорового ребенка дошкольного возраста. Это жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, селен. Неблагоприятные погодные факторы, разная их смена ему не страшны, так как он закалён, его система терморегуляции хорошо натренирована разнонаправленным температурным воздействиям, поэтому он не знает, что такое простуда. У него есть все условия для нормального гармоничного роста, он любит физкультуру и спорт.

Благоприятные психологические условия в семье, дошкольном учреждении способствуют закреплению его физического здоровья.

Задачей всех нас, взрослых, создать условия для воспитания таких детей!

Литература

В.А.Зимонина «Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым» Москва, ВЛАДОС,2003-304 с

Л.К.Волошина «Организация здоровье сберегающего пространства». Дошкольное воспитание.2004.-N1.-С.114-117.

Л.Н.Маськов «Как быть здоровым» Минск 2005г.

Под редакцией проф. Лебедевой Н.Т. «Физическая культура шестилеток» Л.Д. Назаренко «Оздоровительные основы физических упражнений». Москва, 2002г.

Е.И. Подольская «Физическое развитие детей 2-7 лет» Волгоград, «Учитель»,2012г.

Е.И. Подольская «Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет» Волгоград, «Учитель» 2011г.

Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников» Волгоград, «Учитель» 2010г.

Е.И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет» Волгоград, «Учитель» 2014г.

Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». Москва: ТЦ Сфера, 2005 г.

В дошкольных учреждениях имеются большие возможности для укрепления здоровья детей, формирования у них основ здорового образа жизни. На протяжении всего периода пребывания ребёнка в детском саду обеспечивается не только охрана его здоровья, но и используются средства, способствующие совершенствованию функций организма.

Оздоровительная работа осуществляется разнообразными способами, которые тесно взаимосвязаны. Поэтому она требует постоянного контакта педагогического коллектива с медицинскими работниками а так же родителями, от которых зависит благополучие и здоровье детей в условиях семьи .

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями . Основными направлениями формирования здорово образа жизни у дошкольников будут являться:

  • Физкультурное образование детей . В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста обязательно должен быть раздел теоретической подготовки, направленный на формирование у детей знаний об особенностях строения человеческого тела, функционирования организма, расположения внутренних органов, их назначении. Немаловажным должен являться раздел, направленный на формирование знаний о вредных, вредящих здоровью привычек и о полезных, укрепляющих здоровье факторах. Так же необходимо предоставит детям знания о грамотном питании, о влиянии средств окружающей среды на здоровье человека. С этой целью используются беседы с детьми перед прогулками, занятиями, демонстрация им плакатов, слайдов и фильмов о здоровом образе жизни. Так же отдельно организуются лекции для родителей об особенностях развития детского организма, организации правильного двигательного режима для них, опасностях нарушений развития, оздоровительных средствах физической культуры .
  • Оптимизация двигательной активности . Специалисты считают, что ребёнок должен находиться в движении не менее 50% бодрствования. Между тем, изучение режима дня в детских садах показало, что на долю физических упражнений приходится не более 25-30 % времени. Занятия физкультурой в семье помогают возместить этот дефицит движения. С этой целью необходима разработка домашних упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, рекомендаций для родителей по активизации двигательного режима детей .

3) Закаливающие процедуры, проводимые в условиях детского сада и семьи. Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к условиям холода, жары, солнечной радиации, особенно при резких колебаниях.

В основе закаливания лежит процесс образования условных рефлексов, благодаря которым и достигается наиболее совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Закалённый человек способен легче переносить отрицательные воздействия окружающей среды. Известно, что закаливание создаёт возможность сохранять и укреплять здоровье и работоспособность.

В дошкольном возрасте в основном используют следующие виды закаливания :

— Закаливание воздухом. Воздух всегда находится в движении. Кожные покровы ребёнка, подвергаясь воздействию то медленных, то более быстрых обвевающих покровов воздуха, охлаждаются соответственно то в большей, то в меньшей степени, что в свою очередь вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов: либо сужение, либо расширение кожных капилляров. В результате систематической тренировки кожных покровов воздушными ваннами, в организме вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливать кровенаполнение кожи в зависимости от охлаждающего воздействия внешней среды.

— Закаливание солнечными лучами. К специальным оздоровительным и закаливающим процедурам следует отнести свето-воздушные и солнечные ванны летом на воздухе, а так же облучение ультрафиолетовыми лучами от искусственных источников излучения в осенне-зимний период.

— Закаливание водой. Закаливание водой начинают с наиболее слабых – местных водных процедур. К ним относятся обливание отдельных частей тела, влажные обтирания до пояса. Чаще всего в детских учреждениях используют обливание ног с постепенным снижением температуры.

4) Формирование правильного режима дня. Все физиологические процессы в организме совершаются в определённом ритме. Поэтому очень важно приучить ребёнка к строго чередующемуся режиму бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи. Именно так с детства формируются полезные привычки и навыки, воспитание которых имеет огромную ценность для укрепления здоровья и повышения работоспособности. Если дети не приучены к порядку и строгому режиму, то они растут раздражительными, капризными, с очень неуравновешенной нервной системой .

5) Разучивание с детьми приёмов самомассажа, элементов корригирующей и дыхательной гимнастики.

— Оздоровительная физическая культура предлагает сегодня достаточно много дыхательных методик, технологий, оздоровительных систем, проверенных практикой и обоснованных научно. Многие прогрессивно мыслящие врачи путем использования различных видов дыхания добиваются удивительных результатов в исцелении.

— Корригирующая гимнастика представляет собой специально подобранный комплекс упражнений имеющих профилактическую направленность. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения и исправления осанки. Основными формами корригирующей гимнастики являются:

— лечебная гимнастика;

— гимнастика после дневного сна;

— пальчиковая гимнастика;

— физкультминутки.

— При проведении самомассажа с детьми, зачастую воздействуют на мышцы рук и ног, стопу, пальцы рук и ног. Массаж следует начинать с поглаживания, затем применять растирание, выжимание, далее разминание, потряхивание и, если необходимо, ударные приёмы вибрации. Между всеми приёмами делают поглаживание, потряхивание, ими же и заканчивают массаж .

6) Планомерная организация процесса физического воспитания в условиях ДОУ. Одно из основных направлений оздоровительной работы в дошкольных учреждениях – проведение всех форм лечебно-профилактических мероприятий. Это плановые медицинские осмотры, диспансеризация, с последующим лечением нуждающихся в нём детей; профилактические прививки; определение уровня физического развития на основе измерения антропометрических данных; организация своевременной консультации специалистов для детей с отклонениями в состоянии здоровья; врачебный контроль за физическим воспитанием; санитарно-просветительская работа .

Изучение состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях предполагает его оценку по четырём основным критериям (Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста):

  • наличие или отсутствие заболевания;
  • уровень физического и нервно-психического развития, их гармоничность;
  • уровень физиологических систем организма;
  • устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе к заболеваниям).

Положительная динамика основных показателей у детей проявляется в процессе регулярных медицинских осмотров, эффективность которых во многом зависит от работы педагогов. Именно педагог может раньше всех заметить какие-либо изменения в состоянии здоровья детей, все улучшения которые происходят под влиянием лечения и вовремя информировать медицинского работника. В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях планомерно построен процесс физического воспитания, цели и задачи которого посвящены укреплению здоровья детей, гармоничному физическому и психическому развитию. В него включены утренняя гимнастика, физкультурные занятия, спортивные праздники и подвижные игры на прогулках.

Список литературы

  1. Абрамишвили, Г.А., Карпов В.Ю., Добежин А.В., Овсянникова И.Н. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. -2012. — № 9 (91). — С. 7-14.
  2. Алексеева, С. И. Удовлетворение потребности в движении детей старшего дошкольного возраста средствами физкультурно-ритмических занятий / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», – С. 160-165.
  3. Аслаханов, С.-А.М. Педагогические принципы трансформации этнологической физической культуры в современную практику физического воспитания // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 7 (101). — С.15-18.
  4. Асташина, М. П. Физическое воспитание детей 3-7 лет в традициях русской народной культуры: монография. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 176 с.
  5. Глазырина, Л.Д., В.А. Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  6. Евсеев, С. П., О.Э. Евсеева. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / С. П. Евсеев, О. Э. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2013. – 388 с.
  7. Иванова, Л.А., Звонова Т.А. Одно из направлений здоровьесберегающей, оздоровительно-развивающей работы в дошкольном учреждении // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. — № 3 (97). – С. 72-77.
  8. Фомина, Н.А., С.В. Карпушина. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе интегрированного подхода / материалы Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18-20 октября 2012). – Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», — 2012. – С. 51-56.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. И поэтому в дошкольном образовательном учреждении обязательной и первоочередной задачей работы с детьми должна стоять задача на укрепление здоровья ребенка и повышение сопротивляемости его организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Отсюда вытекает огромная значимость оздоровительной работы с детьми, которая определяется как система гигиенических, собственно оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, а также и на их развитие. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в здоровом образе жизни.

Основная цель работы:

  • обеспечение высокого уровня здоровья детей;
  • воспитание культуры осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека.

В связи с этим были поставлены задачи:

  • обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • воспитывать желание самим заботиться о своем здоровье;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В группе созданы необходимые педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение группы разнообразным физкультурным оборудованием. В уголке здоровья собраны: мячи, скакалки, обручи, флажки, ленточки, палочки, мешочки, кегли, разнообразное оборудование для массажа рук, массажные дорожки для ходьбы, для профилактики плоскостопия, веревки, канат, картотеки игр и гимнастик, нетрадиционное оборудование, сделанное своими руками. В группе много игрушек, игр на спортивную тематику: «Футбол», «Хоккей», «Бадминтон», «Рыбалка», «Попади в цель», «Перетяжки», «Перемотки» и др.

В совместной деятельности, сюжетно-ролевых играх дети знакомятся с профессиями, которые помогают им быть здоровыми. Так например, во время сюжетно-ролевых игр «Больница», «Скорая помощь», у детей расширяются знания о работе врача. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение дня. Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок.

Осуществляется непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, точечный массаж, сказкотерапия, релаксации, игротерапия и другие оздоровительные технологии).

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации является утренняя гимнастика. Комплекс утренней гимнастики подбираю с учетом двигательных умений и навыков детей. Использую музыкальное сопровождение, чтобы детям помочь эмоционально и физически раскрепоститься.

Особое внимание уделяю обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни; применяю на практике внедрение различных методов и приемов для создания здоровьесберегающего процесса в своей группе.

Оздоровительные минутки или как мы традиционно называем их физкультминутки, могут включать дыхательную гимнастику в игровой форме, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, самомассаж.

Динамические паузы применяю во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

2. Гимнастика для глаз

Ежедневно, во время динамической паузы, я провожу с детьми гимнастику для глаз .

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Такие упражнения необходимы для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям интересно следить за пальчиком, который то приближается к носу, то отдаляется от него Зрительные тренажеры. Это могут быть картинки, предметы, которые позволяют тренировать зрение. С их помощью проводятся занятия в детском саду. Особенно в старших группах. Такие здоровьесберегающие технологии в детском саду должны использоваться постоянно.

Дело в том, что нельзя использовать упражнения для детей старшего возраста при работе с детьми младшего возраста. Во-первых, малыши до 3-х лет хуже реагируют на так называемые быстрые движения, во-вторых, совсем маленькие ребята не могут слишком много времени уделить упражнениям. Поэтому комплекс должен ограничиваться не слишком продолжительными короткими упражнениями (время до 5-ти минут). Чем старше ребенок, тем можно больше времени уделить.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить следующие виды упражнений.

1. С предметам, например работа с расположенными на стенах карточками.

С использованием специальных полей (изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене) . По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер упражнениям.

2. Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются)

Моргание. Завуалировать упражнение как игру. Например, разыграть определенную ситуацию. Полет на луну, допустим, представить себя в ракете, а затем, чтобы ее завести, необходимо моргать. И детки с удовольствием будут повторять. Достаточно 10-12 морганий. Сначала частых, потом более медленных.

Следующее – зажмуривание. Буквально 3-5 раз.

Рисунок носиком. Для этого попросить малышей нарисовать простую фигуру так, как будто на носике прикреплен карандаш.

Таким образом, в игровой форме с дошкольниками можно проводить разминку для глаз. Как итог, здоровое зрение, меньше усталости и больше возможностей для обучения.

3. Дыхательная гимнастика

Очень важно уделять внимание и правильному дыханию. Во время вдоха грудная клетка должна расширяться, при этом входящий в легкие воздух попадает в альвеолы, где кровь насыщается кислородом. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Стимулирующие упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, пневмоний, астмы, но и относительно здоровым малышам. Гимнастика для дыхания особо эффективна при заболеваниях, она способна отлично дополнить медикаментозное, физиотерапевтическое и даже гомеопатическое лечение. Для этих целей хорошо подходит упражнение «паровозик». При ходьбе необходимо делать движения руками, изображающие езду поезда и говорить «чух-чух». Также хорошо делать наклоны – вначале вдох, потом туловище сгибается в сторону и выдох. Популярно в ДО и упражнение «часики»: детки становятся прямо и начинают махать руками вперед и назад, произнося при этом «тик-так».

4. Пальчиковая гимнастика

Для развития мелкой моторики и развлечения детей важно проводить с ними регулярную разминку рук. Учеными было доказано, что именно стимуляция пальцев рук крох способствует развитию речи. Кроме того, она необходима для того, чтобы малыш лучше справлялся с рисованием и письмом и меньше уставал при проведении занятий. Дети 4-5 лет вполне самостоятельно могут делать многие упражнения. Из пальчиков можно предложить сложить очки, сделать зайчика, собачку или маску. Это достаточно простые здоровьесберегающие педагогические технологии, но их пользу сложно переоценить. Регулярное их использование в саду и дома поможет ребенку развить мелкую моторику и, соответственно, стимулировать речь.

5. Гимнастика пробуждения

Еще одним элементом, относящимся к комплексу мер, направленных на сохранение и стимулирование здоровья, являются упражнения, которые выполняются после дневного сна. Они могут различаться в зависимости от условий ДОУ. Часто делают упражнения на кроватках, самомассаж, проводят обширные умывания, прогулки по ребристым дощечкам, пробежки из спальни в игровую комнату, в которых поддерживается небольшая разница температур. В комплекс бодрящей гимнастики могут быть включены упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждения плоскостопия, элементы пальчиковых и дыхательных упражнений и другие виды. Здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья и активности малышей, также включают в себя ходьбу по кругу на носках, пятках, медленный бег. После таких упражнений эффективным считается закаливание. Такие бодрящие процедуры позволяют быстро включиться организму малыша в рабочий ритм и укрепить состояние его здоровья.

Во многих ДО важная роль отводится развитию навыков самомассажа. Он помогает не только расслабить мышцы, снять напряжение, но и улучшить координацию. Специально разработанные упражнения способны помочь научиться переключать движения – тормозить лишние и активизировать необходимые. Деток учат массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание/сгибание пальчиков. Для такого массажа могут использовать и подручные предметы: карандаши, мячи, шарики. При этом важно, чтобы движения выполнялись в сторону лимфоузлов: от пальцев – к запястьям, от кистей – к локтям. Очень полезным является самомассаж лица. Он повышает интеллектуальную деятельность детей на 75%.

7. Подвижные игры

Подвижные и спортивные игры развивают у детей настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление. В комплекс мероприятий, которые в официальных документах называются «здоровьесберегающие технологии в детском саду», в обязательном порядке должны быть включены подвижные игры. Это может быть бег парами, преодоление несложных препятствий. Популярные игры, в которых дети, разбитые на 2 команды, должны собирать определенные предметы на скорость. Также приветствуются любые другие виды подвижных игр.

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.

Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Это очень важные здоровьесберегающие технологии по ФГОС.

9. Занятия по физкультуре

Особое внимание отводится занятиям физической культурой. Физкультурно-оздоровительные технологии состоят из установленной программы, по которой должны заниматься дети со специальным инструктором под контролем воспитателей.

Здоровьесберегающие технологии физической культуры являются более востребованными у старших ребят. Для самых маленьких вполне достаточно 10 минут физкультуры. Для детей младшего возраста занятие должно длиться до 20 минут, среднего – до 25, старшего – на протяжении 25-30 минут. Перед физкультурой помещение проветривается, лишь после этого в него можно заводить детей.

Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Также важно создать условия для реализации детьми своей потребности в двигательной активности. Все это является основой для их физического и психического благополучия.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДО.

В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов). Проводятся различные спортивные праздники и досуговые мероприятия («День здоровья», «Мама, папа и я - спортивная семья», «Мы – мужчины!») во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья.

Поделиться: