Славянские традиции встречи нового года. Славянский «Новый Год» – Новолетие

Колядки на праздник Корочуна

Коляда или Корочун - праздник рождения нового солнца

Коляда (он же Корочун) - это праздник новолетия у славянских народов в период зимнего солнцестояния. Считалось, что именно в это время рождается новое солнце и начинается новый год в природе.

По древним народным поверьям, в дни с 22 по 25 декабря колесо времени разрывается, давая начало новому году и новому солнцу. Этого периода боялись, считая, что данный процесс является разломом между мирами, через который злые духи могут проникнуть в мир живых, а новое солнце может не встать.

Празднование Коляды заключалось в отпугивании злых духов веселыми песнями и плясками, а народными обрядами помогали молодому солнцу подняться на небосвод. Гуляния сопровождались праздничными гаданиями и колдовством - ворожеи (знающие в заклятиях, привораживающие) пытались уберечь будущее рода, или даже подкорректировать его.

В славянской культуре Коляда - это солнце-младенец, символизирующий начало нового цикла в природе; приветливое и веселое божество. Корочуна зазывали и славили, развлекали и угощали.

Главным атрибутом праздника Коляды является колесо, символизирующее солнце, цикличность жизни, бесконечность бытия. Люди собирались у кострища, и в конце празднования торжественно поджигали колесо, как символ солнца. Его закатывали на горку, имитируя восхождение, и приговаривали: в гору катись, с весной воротись!

Традиции празднования Коляды в России

У древних славян празднование Карачуна начиналось 24 декабря вечером, накануне нового года. С появлением первой звезды на небосводе, вся семья собиралась на ужин.

На праздничном столе обязательно присутствовали: рождественская пшеничная кутья (с маком, медом и орехами), каша, пирог и кренделя. Женщина, хозяйка дома, выпекала круглый хлеб, символизирующий солнце.

На стол Коляде можно подавать различные национальные постные блюда: борщ без мяса, вареники с картошкой или грибами, пирожки с капустой, бобовые, фрукты и орехи. К празднику вместе с детьми выпекали домашнее печенье в форме зверушек: коров, овец, коз, петухов. Пряничные фигурки также использовали для декорации дома, и угощали ими колядников.

Стол застилали скатертью. Под неё насыпали сено и солому, для привлечения в дом благополучия.

Трапезу начинали с кутьи . Каждый член семьи должен был приломить круглый хлеб. Родственники вспоминали всё хорошее, что случилось в прошедшем году, и просили у Коляды счастья в следующем. Яства со стола не убирали, а оставляли до утра. Считалось, что таким образом духи умерших родственников смогут разделить праздничную пищу со своей семьей.

Современные традиции во многом повторяют древние. Празднование Карачуна было перенесено вместе с изменением календаря со "старого" стиля на "новый". Конечно же, в наше время Россияне не почитают младенца солнца - Коляду, но Христиане празднуют Сочельник от Рождества Христова , и до Крещения . А эти праздники содержат многие обычаи и традиции старославянского происхождения.

Колядовать принято "в ночь перед Рождеством" - после 18:00 вечера 6 явнваря, или дождавшись первой звезды. Ошибочно "колядовными песнями" называют праздничные гуляния утром 7 января - в этот день стихами и песнями отмечают рождение Христа, и славят его.

Праздничные колядки

По завершению ужина, дети отправлялись колядовать. Молодые парни, незамужние девушки и ребятишки наряжались так, чтобы их не узнали. Тулупы выворачивали наизнанку, надевали маски различных зверей. С собой обязательно водили козу. Это животное является символом плодородия, урожайности и благополучия.

В песнях и стихах славили божество Коляду, и просили у хозяев дома угощения и денег. "Насколько щедро отблагодаришь колядников - настолько хорошим и богатым будет следующий год". После получения угощений, колядники садились на пороге дома и кудахтали, имитируя кур. Таким способом призывали во двор богатство и приплод.

Собранные гостинцы относились на общий стол, где собирались родственники, друзья и соседи. Гулянье продолжали песнями, плясками и весельем. На стол ставили водку и самогон. Все дружно водили хороводы, и разыгрывали сценки.

Как на Коляду гоняли Балду

На общих гуляньях было принято гонять "Балду" вокруг села. Балда - толстый обрубок бревна, который заранее промасливали, а затем поджигали на общем костре (Крада). Считалось, что если прокатить Балду вокруг всего села, и она не потухнет - жителей ждет благополучный и щедрый год.

Когда Балда догорала, угольки разносили по домам для разжигания печи. На этих углях грели воду. Ею поили скот и мыли детей. Каждый следующий день празднования сжигали новую Балду, и каждый вечер в дом приносили "новый" огонь.

В современной интерпретации фраза "Гонять балду" приобрела совершенно другое значение и означает - безделье, лень, бесполезное занятие.

Праздничные гадания на Коляду

Незамужние девушки гадали на суженого: в небольшой емкости смешивали зерно с крупой, и клали 3 кольца (из меди, серебра и золота). Каждая девушка зачерпывала горсть крупы с кольцом. Если досталось медное - суженый будет бедным, серебряное - простым парнем, а золотое - боярином.

Глава семьи гадал на кутье: ложку каши он подбрасывал вверх, приговаривая: "Сейся-родися жито-пшеница, и разная пашница". Чем больше каши прилипало к потолку, тем богаче и урожайнее будет следующий год.

Чем привлечь и задобрить Коляду

Для привлечения в дом доброго духа Корочуна достаточно рассыпать по полу солому, что символизирует женскую энергию. Мужской энергией считается сноп пшеницы или овса, который ставят на лавку или сундук так, чтобы он упирался колосками в угол (в 2 стены). Помещение не заметают на протяжении всех празднований, чтобы не вымести из жилища достаток.

Подготавливаем дом и огород к празднику Корочуна

Декабрь , в старину называемый груднем, считался временем окончания работ по хозяйству. Месяц назвали так, поскольку земля покрывается грудами снега и льда. К этому времени необходимо завершить все дела в саду и огороде:

  • подготовить почву к весенним посевам;
  • утеплить на зиму деревья, кусты и цветники;
  • создать условия для снегозадержания;
  • обустроить кормушки для птиц.

Перед Колядой в доме следует навести порядок, украсить комнаты праздничной атрибутикой, и подготовить угощения для семьи и гостей.

Итог

Почитание культуры предков всегда было важным для славянского народа. Следование традициям и обрядам помогает укрепить связь со своим родом. Праздник Коляды на Руси отмечают на протяжении многих веков. Это время веселья, песен, танцев и единения семьи.

В давнюю-давнюю старину, у наших пра-пра-пра бабушек и прадедушек, древних славян, были свои традиции отмечать праздники. Мы их можем помнить из сказок, которые рассказывали нам наши бабушки, а также из сборников русских народных сказок, которые дошли до наших дней. Древние традиции несли в себе народную мудрость. Ведь славяне, наши предки, знали очень многое, жили в гармонии с природой, и дружили с разными зверями и птицами, даже знали их язык! Помните, как Ивану царевичу помогали и медведь, и щука, и сокол в небе, чтобы освободить Василису из Кощеева царства? «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»- так заканчивалась практически каждая народная сказка. Поэтому сейчас, прислушиваясь к нашим сказкам, мы можем многое узнать о нашем народе, о том, какими знаниями и умениями владели наши предки.


А как же раньше отмечали зимние праздники наши предки? Ведь традиция отмечать новый год 1 января пошла только после указа Петра 1! А до этого новый год встречали в сентябре, а совсем в древности - в марте, в день весеннего солнцестояния.
И что, получается что наши прабабушки и прадедушки зимой не веселились, не наряжали елку, не накрывали стол, не созывали гостей?
Давайте вернемся в то далекое время и посмотрим, как же переживали суровую зиму наши предки?

Оказывается, встречать зимние праздники в древности начинали уже 24 декабря – именно в этот день стартовали Коляды, а за ними Большие Велесовы Святки. В это время, по поверью, открывались врата между реальным миром и миром духов – миром Яви и миром Нави. И важно было найти общий язык со сверхъестественным – у сил добра попросить процветания и защиты, а силы зла - как следует задобрить подарками.
У славян сказочным деревом всегда считался дуб. И именно на дуб вешали подарки для добрых и злых духов. Помните, у А. С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…». Дуб – это могучее дерево, символ огромной жизненной силы, долголетия, священное дерево бога Перуна. Дуб давал людям энергию и защиту. Первый хлеб пекли из дубовых желудей, растирая их в муку.


Петр 1 внес свои изменения и в традиции празднования Нового года. Он повелел по западному образцу украшать дома и ворота еловыми и сосновыми лапами. Традиция прижилась быстро, т.к. именно ёлки и сосны зимой оставались зелеными, радовали глаз, и наряжать их понравилось всем детям и взрослым.
В старину ёлку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами, красными рябиновыми гроздьями и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная, пятиконечная.

31 декабря, последний день уходящего года, отмечался славянами как Щедрец. В этот день хорошо бы навестить своих родных. Щедрец славен щедро накрытым праздничным столом. Перед пиром было принято повеселить народ песенками – «щедровками». Состав ряженых был такой же, как и на Коляде.


Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: «Щедрый вечер! Добрый вечер!»:

За сеньми, сеньми там за новыми
Щедрый вечер, добрый вечер,
Стоит светлица новорубленая,
У той светлицы четыре оконца:
В первом оконце - да ясное солнце,
В другом оконце - да ясный месяц,
В третьем оконце - да темная туча.
Ясное солнце - то женка его,
Ясный месяц - то сам хозяин,
Что мелки звезды - то детки его,
Что темная туча - то жито его.
А с коренечка - коренистое,
А с соломинки - стебелистое,
А с колосочка - колосистое.
А дай же, Боже, пану хозяину
Ой, жить-быть, пиво варить,
Пиво варить, сыновей женить,
Дочек замуж отдавать.
Щедрый вечер, добрый вечер!


Главным символом процветания и щедрости на праздничном столе славян был запеченный румяный поросенок, поскольку «свинина» означает «плодородие», от санкритского – «рождать».

1 января отмечается День Морока (Мороза), который в древние времена ходил по деревням и насылал крепчайшие морозы. Со временем, дедушка стал добрым и щедрым, заботиться о детишках, раздаривая подарки.

С 1 по 6 января славянами отмечались Велесовы Дни или Ворожные Вечера. Это была вторая часть 12-дневных колядок, и она была посвящена домашним животным – потому и связана с именем Велеса, покровителя скота и пастухов. По традиции в это время ряженые отправлялись ходить по домам и колядовать. Колядовать любят и дети, и взрослые. Очень хорошо, если соберется для этого дружная компания. Традиционно колядующие рядились в костюмы зверей – медведя, быка, козы, в вывернутые мехом наружу тулупы и маски – чтобы нечистая сила их не узнала.
Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег.

Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” – фигурки коней, коровок, оленей, овечек, птиц.

Безусловно, главным праздником зимушки – зимы является Рождество, которое отмечается с 6 на 7 января, по православному календарю. Любопытно, что как раз 6 января, в Турицы Зимние заканчиваются Велесовы Дни, закрываются врата Нави, нечистая сила отправляется домой, и на земле воцаряется порядок.

В обрядовой стороне рождественских мистерий важное место занимает так называемый вертеп, который историографы считают ни много ни мало – предтечей театра.
Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Традиционно вертеп представлял собой двухуровневый ящик, иногда выглядящий как макет дома или церкви с крестом на крыше, с отсутствующей передней стенкой – на втором его этаже разыгрывались библейские сюжеты, а на первом – мирские сценки и житейские анекдоты. Вертепы переносились из дома в дом, с площади на площадь, и там, перед честным народом, разыгрывались представления.
В настоящее время более всего известны статичные вертепы.
В русской традиции вертепы были небольшими, легкими, удобнопереносимыми ящичками. Их размеры зависели от размеров самих кукол. А вертепные фигурки не должны были быть меньше указательного пальца

Славянский Новый Год отмечался отнюдь не первого января. Наши предки приурочивали наступление нового календарного цикла к куда более важным для их жизни и работы дням. Тем не менее споры о том, когда же именно отмечался этот праздник, равно как и о способах празднования, идут между исследователями славянской культуры до сих пор.

В статье:

Славянский Новый Год и Коляда - есть ли между ними связь

Самым близким по времени празднования и по культурным традициям к современному Новому Году торжеством была Коляда. Этот день посвящался , доброму олицетворению зимы и покровителю детей. И по сей день во многих селах приближение новогодних и рождественских дней отмечают колядованием. Дети наряжаются в костюмы разных зверят, берут в руки звезду на палке, символизирующую предвестника рождения Христа, и ходят по домам. В обмен за свой визит колядники получают разные сладости и угощения. После чего, под вечер, молодежь сравнивает количество «добычи» каждой компании, а потом все это весело вместе съедается. Популярны у наших предков были и последующие .

Конечно, христианства у древних славян не было, но сами традиции колядок происходят именно от языческих корней. Символ двенадцатилучевой звезды был важным сакральным знаком и до Крещения Руси. Возможно, связь этого знака с праздником Коляды заключалась как в «привечании» 12 месяцев, так и в том, что именно в этот день на небе было больше всего звезд, а сами они - были наиболее яркими в году.

Коляда приходился на день зимнего солнцестояния - самый короткий солнечный день в году. Зимний праздник избавлял людей от всех хлопот - бытовых обязанностей было слишком мало, поэтому люди могли посвятить свое свободное время гуляниям. Аналогично, у скандинаво-германских народов наиболее размашистым . Считалось, что во время самой длиной ночи в году любое колдовство имеет особую силу.

Тем не менее большинство современных историков, основываясь на различных старорусских календарях, уверено, что никакой связи именно с Новым Годом для наших предков день Коляды не имел . Это был безусловно важный и торжественный день. Но большинство исследований подтверждает, что Новый Год как языческий праздник для наших славянских предков начинался в другое время года.

Новый Год у славян - когда же он начинался

Более всего сохранилось в памяти людей празднование Нового Года в сентябре - православная церковь лишь относительно недавно перенесла начало года к официально принятым принципам летосчисления. Согласно церковной традиции, установившейся на Руси с моментом принятия христианства, Новый Год у славян, ставших христианами, не праздновался, но его дата устанавливалась на первое сентября.

Различные археологи и культурологи отмечают крайне близкое соответствие христианских праздников языческим аналогам. Поэтому они предполагают, что празднование Нового Года до прихода православия также приходилось на сентябрь. Наиболее подходящей датой, по общему мнению, следует считать 21-22 сентября. Именно в этот день происходит осеннее равноденствие. Такие солярные праздники были повсеместно распространены до прихода христианства у большинства народов мира.

Многие последователи Родной Веры , или же неоязычества считают, что начало нового года действительно приходится на этот осенний день. Аргументируется это и тем, что в осеннее время люди, наконец-то, могут отдохнуть от всех трудов. Недаром на Руси существовала поговорка, что любое дело следует начинать с отдыха. То же самое казалось и каждого нового года. Примечательно, что традиция наряжать елку и дарить подарки также была присуща и этому празднику, и Коляде. Более того, деревья нашими предками наряжались на каждый солярный праздник, но специально их для этого не рубили. Славяне предпочитали наряжать живые деревья и отмечать важные даты под их сенью.

Новолетие у славян

Стоит отметить, что слово «год» в обиходе наших предков появилось сравнительно недавно. Оно было принесено в русский язык после реформ Петра Первого. До того, во всех источниках для обозначения года использовалось слово «лето». Поэтому как праздник, можно сказать, древнеславянский новый год не существовал. Вместо него отмечалось у славян новолетие.

И хоть о дне, когда именно наши далекие предки до пришествия на Русь христианства отмечали этот праздник, до сих пор идут споры, однозначно известно, что он именовался именно новолетием. Весьма популярна такая точка зрения, что новолетием назывался день, когда начиналось лето. То есть - 21-22 марта, день весеннего равноденствия, еще один важный солярный праздник, называвшийся Комоедица. Многие его традиции сохранились и сейчас, превратившись в Масленицу.

Тем не менее, глубокое исследование семантики русского языка дохристианских времен и существующих раннехристианских источников опровергает подобное мнение. В первую очередь за счет того, что наши предки не имели отдельного названия для летнего времени года. Для них существовала лишь весна, осень и зима. С весны до осени шла работа, с осени до зимы - гулянья, а зимой - отдых и, в случае голодных годов - борьба за жизнь.

Однако это не мешает множеству различных славянских общин отмечать славянское новолетие именно весной. Существуют также традиции празднования древнеславянского Нового Года и на , а точнее - 21-22 июня, во время летнего солнцестояния. Есть и те, кто отмечает Новый Год ближе к общепринятому сейчас празднованию, то есть - во время Коляды.

В целом назвать однозначную дату, когда наши предки праздновали Новолетие, опираясь на археологические находки, пока что невозможно. С точки зрения культуры и религиозных традиций, скорее всего, это празднование приходилось на один из солярных праздников. А о том, какой именно из них знаменовал смену лет, к однозначному консенсусу ни историки, ни последователи древнеславянской веры до сих пор не пришли.

Наши предки тоже любили широко отмечать Новый год. А знаете ли вы, когда и как они его встречали? К какому событию был он приурочен, какие обычаи тогда существовали, и зачем нужно было сжигать полено?

Удивительно, что традицию отмечать новый год можно найти у всех народов на всех континентах. Мало того, этот праздник пришёл к нам из глубокой древности. И со временем он не только ни умер, но и обрёл глобальный, мировой масштаб. И если сейчас люди разных культур встречают новый год практически одинаково, то раньше они праздновали его по-разному. Где-то его отмечали широко, а где-то скромно, где-то он имел сакральное значение, а где-то «гражданское». А какое значение он имел в жизни наших предков?

Когда отмечали наступление нового года?

В древности календарь был нужен людям ничуть не меньше, чем нам сейчас. Все посевные работы проводились согласно нему. Знание времени было важно также для охотников и рыболов, для бортников и скотоводов. Правда, календарь тогда хранили не на бумаге, а в голове, а даты определяли по природным приметам. И, естественно, он совсем не совпадал с тем календарём, который мы ведём сейчас.

В самой глухой древности наши предки пользовались лунным календарём. Доказательством тому служит само название 12-ти циклов в году: месяцы. Но позже, когда славяне широко освоили земледелие, в их жизни стало играть большую роль солнце. Календарь изменился, и все праздники были привязаны к положению на небе дневного светила.

Приходом весны, лета, осени и зимы считались дни равноденствий и солнцестояний. То есть каждое 22-ое число марта, июня, сентября и декабря. А наступление нового года отмечалось в марте и в сентябре. Эти две даты существовали параллельно на разных территориях. Весенний новый год назывался новолетием, так как этот праздник знаменовал приход нового лета, то есть нового рабочего сезона.

Но большинство наших предков предпочитало сентябрьскую дату. Почему? В этот период заканчивались почти все полевые работы, поспевал урожай в огородах и в садах: наступало время отдыха и изобилия. Когда ещё устраивать праздник, как не в это время?

Славянский Новый год

Славянский Новый год (и весенний и осенний) имеет более давнюю историю, чем тот, который мы отмечаем по григорианскому календарю. Вспомните, царь Пётр Великий ввёл его только в 1700-ом году, а это значит, что мы встречаем праздник по новому образцу только 317 раз. Ничтожно малое чисто в сравнении с многовековой традицией наших предков!

С праздником наших предков связано множество традиций, поверий и обычаев. Например, не к добру считалось начинать новый год не прощённым, с обидами и с долгами. Поэтому накануне праздника нужно было уладить все ссоры и вернуть долги (в том числе оброки и дани). Также считалось к добру переехать в новый дом именно к этому празднику.

В последний день уходящего года славяне ранним утром обходили все свои поля и пели заклинательные песни, которые должны были помочь в наступающем году поспеть хорошему урожаю. Обход сопровождался весёлыми шутками и плясками.

Вечером последнего дня хозяйки дома гасили в печи огонь, а затем проводили обряд зажжения нового огня. Если он разгорался быстро, то это означило, что будущий год будет счастливым. И, также как мы сейчас, наши предки навещали родных и знакомых, а вечером накрывали богатый стол.

В 1492 году государство официально утвердило дату наступления нового года по юлианскому календарю: 14 сентября. Этот праздник назывался Первым днём во году, а Новолетием стали называть религиозный праздник. С тех пор новогодние гуляния повсеместно проводились в сентябре.

Зимний славянский праздник

Но и в середине зимы у наших предков был весёлый праздник, похожий на наш нынешний Новый год: Коляда. Что это за праздник?

Он приходился на 22 декабря, то есть, опять же, на зимнее солнцестояние. В это время наблюдается самый короткий день в году и самая длинная ночь. Поэтому, видимо, славяне считали, что именно в этот день умирает «старое» солнце и рождается «новое». Смысл самых древних, языческих колядок состоял в том, чтобы восславлять новорожденное дневное светило и желать добра всем своим близким. В ночь на 23 декабря было принято надевать лучшую одежду, гадать, накрывать стол для гостей и петь особые песни, выражающие пожелание добра и счастья. Также наши предки разводили костры и сжигали на них большое полено, символизировавшее «старое» солнце, уходящий год и все несчастья. Чем ярче горело полено, тем урожайнее будет следующее лето.

С приходом христианства появилось поверье, что в эту ночь из потустороннего мира к нам приходят духи умерших и всякая злая нечисть. И значение колядования – хождения по улицам и распевания песен – изменилось. Теперь молодые люди и дети наряжались и пели песни для того, чтобы прогнать или напугать нечисть. Но, в основном, традиции праздника остались теми же, только обрели религиозную основу.

С введением нового календаря в 1700-ом году, когда празднование Нового года перешло с сентября на январь, традиции славянского Новолетия и Коляды сплелись. Не правда ли, древние традиции напоминают наши современные?

Напоследок…

По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год – год Крадущейся Лисицы. Удачное время для смелых и предприимчивых людей, для начала новых дел, особенно тех, что касаются финансового вопроса.

Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.

Был ли новый год у славян?

Ты, мил человек, сначала уясни, что у славян такого слова «год» и не было вовсе. Это слово заморское, нашей природе доселе неведомое. А у нас издревле время мерили летами. Потому мы и спрашиваем до сих пор: «Сколько тебе лет?» А повести о временах былых да славных зовем «летопись». Отсюда и праздник - Новый год по славянскому календарю мы зовем не иначе, как Новолетьем. То это и значит, что одно лето проходит, да другое подменяет. А что лето для мирянина? Работа тяжелая, на прокорм семьи. А то зима потом спросит, что твое лето приносит. Не зря у нас на севере говорят: рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова!


Вот когда весь хлеб уберут, можно и отдохнуть, да гулянье лихое развернуть! Вот и получается, что Новый год по славянскому календарю праздновали опосля сбора урожая - то бишь 21-22 сентября, прямо в день осеннего солнцестояния. С того дня дело к зиме идет, солнце ясное все реже видно. Стало быть, год кончается, а зима начинается. Люд честной собирался, жег костры высокие, хороводы дружные водил, да Богов щедрых прославлял. Как издавна говорят - делу время, а потехе час.

Новый год - Коляда?

А зимой-то другой праздник славяне встречали - Коляду. То рождение нового солнца зимнего, а с ним и Бога Коляды. Этот день тоже можно звать Новым годом по славянскому календарю, ведь, по поверью священному, Солнце новое рождалось, тьму побеждало и жизнь сызнова начиналась.

Вот так мы и жили, могли и два Новолетья справить. А то и три - ещё и приход Ярило Весеннего ждём! А отчего ж не справить, когда по законам истинным живется, с природой да с предками мудрыми в ладу. Все вернее, чем в абы какой день отмечать от невежества, как сейчас принято. Я тебе дело толкую, ты слушай меня, старую! Многое позабыто, но многое и помнят еще, особенно в северных краях наших. Мы, славяне, как никто традиции чтить да хранить умеем, потому знаем, что сила истинная в роде да в поколениях детей наших. Потому-то руки наши сильные, да головы светлые могут обычаи славянские правдивые воссоздать, да потомкам передать. И заживем сызнова по совести, да с Богами в ладу.

Иль не согласен со мной?

Такой вот сказ вышел про Новый год по славянскому календарю или лучше сказать - Новолетье. А ты, поди, думал, что славяне тоже 31 декабря старый год провожали? Иль не согласен со мною в речах моих? Ты не криви душой, добрый человек, спорь, вопрошай, я все секреты славянские знаю, все тайны в летах своих храню. Все тебе как на духу расскажу!

Во благо!

Зима ко двору приходит, не спрашивает. У нас, у северян два друга - мороз да вьюга. А вы, молодежь, зимою ждете праздника главного своего - Нового года. Да только праздник этот не по правде сейчас отмечают. Не о том гуляют, да и не тогда вовсе. По заветам, навязанным правителями иноземными. Мы, люди северные, холодом закаленные, все об истинных праздниках помним, для потомков своих обычаи да обряды заморозили. Вот и тебе, добрый человек, сегодня расскажу про Новый год по славянскому календарю. Когда встречали? Как гуляли? Кого прославляли? А то ведь сейчас молодые думают, что их Новый год он и есть славянский. Кривда это! Вот послушай меня, старую, авось и истоки свои припомнишь.">

Поделиться: