Секреты воспитания мальчиков и девочек.

Первое время после рождения ребенка все силы окружающих его людей направлены в первую очередь на обеспечение его безопасности и комфорта. Забота о здоровье и питании малыша становится для них главной. Однако по мере роста и развития ребенка родителям и педагогам требуется все больше времени уделять его воспитанию, в том числе и гендерному. В общепринятом смысле гендер - это совокупность различных проявлений поведения человека, соответствующих понятиям женственности или мужественности, а также реакция окружающих людей на такие проявления. От того, насколько полным будет гендерное воспитание ребенка, во многом зависит его успешность и умение взаимодействовать с окружающими во взрослой жизни.

Девочка или мальчик?

Дети довольно рано начинают понимать, что и они сами, и те, кто их окружает, являются либо девочками, либо мальчиками. Происходит это, как правило, уже к 2-3 годам. Затем начинается процесс осознания того, что принадлежность к тому или иному полу не изменится. К 7 годам дети уже должны понимать, что так и останутся девочкой или мальчиком. Причем от их желания это обстоятельство не зависит, а тот или иной пол определяется природой. У каждого ребенка существуют свои представления о том, кого можно считать мальчиком, а кого девочкой. Самые маленькие обычно ориентируются по наличию у деток косичек и бантиков, платья или пистолета. Таким образом, гендерное воспитание нужно начинать уже с двухлетнего возраста, тогда ребенку проще будет найти свое место в окружающем мире.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Физическое развитие девочек

Девочки также имеют особенности физического развития, не характерные для будущих мужчин:

  • Дыхание с участием грудной клетки.
  • Быстрая, по сравнению с мальчиками, утомляемость.
  • Меньшая подвижность, сочетающаяся с явной суетливостью. Это объясняется более частым биением сердца.
  • Чувствительность к шуму.

Девочки не так сильны физически, как мальчишки, но при этом более выносливы. Они лучше сопротивляются заболеваниям, не так подвержены негативным влияниям окружающей среды. У девочек более активно левое полушарие головного мозга, которое регулирует речевые функции, способность к письму, логическому мышлению, счету.

Психическое развитие девочек

Девочки гораздо лучше мальчиков способны выразить свои мысли словами. Их словарный запас богаче, они в мельчайших подробностях описывают предметы, составляют сложные речевые обороты. Гендерное воспитание в детском саду часто отражает эту особенность. На утренниках девочкам чаще мальчиков доверяют рассказывать длинные стихи со сложными словами. Для девочек большое значение имеют эмоции. В слышимой речи не так важен ее смысл, как интонация. Девочки быстро запоминают полученную информацию, но с трудом соотносят ее с уже имеющейся. При этом более легким для восприятия будет эмоционально окрашенный материал. Рисунки девочек отличаются большим разнообразием цветов и оттенков, деталей и фигур. Себя обычно изображают с хорошо прочерченными ресницами, волосами, губами.

Психическое развитие мальчиков

Существуют различные программы, на которых базируется воспитание дошкольников, гендерное в том числе. Они учитывают особенности психического развития малышей. Мальчики, например, отличаются своей смелостью. Они более самостоятельны, чем девочки, в своих суждениях и представлениях о чем-либо. Особое внимание уделяют действиям, независимо от того, чем занимаются - подвижной игрой или составлением рассказа. Мальчикам сложно выдумать длинную невероятную историю. Их рассказы отличаются простотой и традиционным сюжетом. Описаниям предметов мальчики предпочитают упоминания о всевозможных действиях. Стремление к движению проявляется и в рисунках. Маленькие представители сильного пола часто изображают себя рядом с машинами. Рисунки при этом отличаются небольшим количеством цветов.

Особенности воспитания

Особенности физического и психического развития детей обоих полов учитывает гендерное воспитание. Игры, которые педагоги предлагают малышам, должны также учитывать все эти различия. Мальчикам будет полезно развивать мелкую моторику, при этом будет улучшаться качество речи, повышаться усидчивость. Девочкам будут полезны игры, направленные на освоение трехмерного пространства. Конструирование, эксперименты с изменением форм различных предметов и прочие занятия помогут им лучше понять математические законы и устройство окружающего мира. Такая игра - это своеобразное занятие по гендерному воспитанию. Мальчиков не нужно ругать за их чрезмерную активность, ведь она обусловлена самой природой. Лучше постараться направить их деятельность на пользу окружающим, например, уборку игрушек, помощь другим малышам. При этом для мальчиков важно получить четкие и понятные указания. На объяснение малышу того, что предстоит сделать, нужно потратить не менее минуты.

Не женское это дело…

Гендерное воспитание основывается на физических и психических особенностях развития детей разных полов. При этом родителям стоит помнить, что у малышей часто представления о женственности или мужественности складываются на основании поведения мамы и папы, их советов и предложений. В этой ситуации важно сохранять чувство меры и не пытаться манипулировать на гендерных различиях. Мальчики, например, часто слышат о том, что мужчины не плачут. Ребенка укоряют за малейшее проявление слабости. Это не делает его устойчивым к стрессам, а, наоборот, приводит к пугливости, необъяснимой агрессии, неспособности принимать решения во взрослой жизни. Нужно понять причину слез малыша, попытаться ее устранить. Важно объяснить ребенку, как стоит реагировать на ту или иную сложную ситуацию. Тогда он научится без ущерба для собственного здоровья спокойно и сдержанно справляться со стрессом. Не стоит чрезмерно навязывать детям и собственные представления о мужских и женских обязанностях. Если мальчик с детства слышит о том, что мытье посуды и приготовление пищи - не мужское занятие, трудно будет ждать от него помощи маме по дому. При этом у ребенка могут возникнуть сложности и во взрослой жизни, ведь он будет абсолютно несамостоятелен в бытовых вопросах.

Чрезмерное внимание женственности часто уделяют мамы в воспитании девочек. Красивые наряды, прически, долгие часы перед зеркалом отвлекают ребенка от учебы, которая постепенно уходит на второй план. Девочка начинает думать, что единственно главным для женщины является быть красивой. При этом родители потом сами же ругают дочь за плохие оценки в школе. Таким образом, не стоит полностью переносить на ребенка свои представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина, и спекулировать в своих интересах гендерными различиями.

Чтобы дети во взрослой жизни смогли найти своё место и реализовать все свои возможности

Мальчики и девочки – они такие разные и в то же время так похожи! Как же их воспитывать, чтобы вырастить настоящих мужчин и женщин, успешных и довольных собой?

Неверно: следовать стереотипам и навязывать шаблонные установки
«Мальчики не плачут», «хорошие девочки не бегают сломя голову», «будущий мужчина ничего не должен бояться» и т.д. Подобных стереотипов очень и очень много, и все они, передаваясь из поколения в поколение, здорово отравляют жизнь детям. Более того, отголоски навязанных сценариев порой и во взрослой жизни мешают самореализации и спокойному существованию, а иногда и вовсе вредят здоровью. Например, ни для кого не секрет, что хорошо усвоенный мужчинами запрет на проявление слабости и собственных чувств очень часто становится причиной сердечно-сосудистых заболеваний с тяжёлыми последствиями.
Верно: уважать чувства ребёнка независимо от пола
Мальчику может быть больно и страшно, и он имеет право заплакать. Всё, что ему нужно в этот момент – сострадание и поддержка родителей. Не нужно говорить: «Ты же мужчина, терпи, мужчины не плачут!», лучше сказать так: «Ты сильно ударился, иди, я тебя пожалею. Конечно, это больно! Но мы сейчас помажем и забинтуем, и всё пройдёт!» Так же и с девочками – не все будущие женщины с рождения принцессы и феи, некоторым, например, ближе образ маленькой разбойницы – они обожают носиться, играть в активные игры, могут увлекаться единоборствами и ненавидеть все виды рукоделия. Ничего страшного в этом нет.

Неверно : ограничивать развитие, руководствуясь половым различием
Мальчики играют в машинки, девочки в куклы. Это убеждение транслируют не только родители, но и вся индустрия товаров для детей. Зайдите в детский магазин – совершенно чётко там распределены по полкам игрушки для девочек и игрушки для мальчиков. Но бывает так (причём, довольно часто), что мальчики любят играть в куклы и с удовольствием возят игрушечную коляску сестры, а девочки с большим восторгом устраивают автогонки или управляются с мини-грузовиками и прочим автотранспортом. Ничего страшного и ненормального в этом нет, наоборот, чем больше разных игрушек у ребёнка, тем шире его кругозор, тем разнообразнее его игровой опыт, а значит, малыш освоит больше социальных навыков поведения, которые в дальнейшем пригодятся ему в жизни.
Верно: удовлетворять любопытство и потребности ребёнка, обеспечивая его теми игрушками, к которым он проявляет интерес
У детей в возрасте до 7 лет игровая деятельность является ведущей. Именно в игре они развиваются, осваивают новые навыки и нормы поведения, а также решают самые разные задачи и проблемные ситуации своей детской жизни. И поэтому так важно не ограничивать малыша, а, наоборот, предоставить ему весь арсенал необходимых игровых средств. Девочки могут часами собирать Lego или конструировать сложные модели, мальчики – лечить кукол или «готовить» на детской кухне. Будьте внимательны к тому, во что любит и хочет играть малыш: кто знает, возможно, у вас растёт юный шеф-повар, гениальный кардиохирург или будущая покорительница космоса.

Неверно: стыдить за несоответствующее общим представлениям поведение
Не стоит дразнить или обзывать малыша: «Фу, разнылся, как девчонка!», «Плакса-вакса какая-то у нас живёт, а не пацан!» или «Хороший ты парень, Наташка!», «Что ты дерёшься, как мальчишка-хулиган?» Таким образом вы ничего не добьётесь, а лишь сформируете негативное отношение к детям другого пола. Девочки начинают думать, что «все мальчишки дураки», а мальчики – что все девчонки – капризные и вредные зазнайки. С одной стороны, они не хотят дружить друг с другом, а с другой, начинают сомневаться в себе и своих возможностях. С возрастом такие убеждения вряд ли будут способствовать успешной личной жизни. Кроме того, подобные ярлыки могут мешать формированию правильной половой идентичности. Если девочку всё детство называют мальчиком и пацанкой, то во взрослой жизни у неё могут быть трудности с ощущением своей женственности. С мальчиками действует то же правило.
Верно: формировать уважительное отношение к себе и представителям противоположного пола
Не забывайте: в каждом человеке есть мужские и женские черты. У кого-то преобладают одни, у кого-то другие. Именно поэтому бывают сильные и волевые женщины и чуткие тонкочувствующие мужчины. Всегда помните: даже если девочка любит драться и играть в машинки и совсем не напоминает маленькую фею, она, тем не менее, остается девочкой и ни в коем случае не становится мальчиком. Важно уважать её интересы и ей самой подчёркивать собственную значимость: «Какая ты ловкая/умная/сильная/смелая!». Так же и нежного мальчика нужно ценить за то, что он внимательный и добрый, а не унижать, ожидая от него проявления геройства и храбрости. Тогда во взрослой жизни дети смогут найти своё место и реализовать все свои возможности, следуя собственному призванию, а не мучиться всю жизнь, пытаясь соответствовать чужим представлениям и шаблонным стереотипам.

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Родительская любовь: Как недолюбленные дети будут страдать в будущем

Все о воспитании, Истории, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Исповедь матери, сидящей дома с детьми

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Мама 3 детей разбила стереотипы о красоте

Это интересно!

Просмотрено

7 причин, по которым я не хочу узнавать пол моего будущего ребенка!

Особенности воспитания мальчиков и девочек! Для любого родителя, так или иначе, возникает вопрос, правильно ли он воспитывает сына либо дочь, есть ли отличия в воспитании разнополых детей. Как правило, родитель однополых детей считает, что отличий в воспитании нет. Но, родитель разнополых детей, однозначно отвечает, что разница в воспитании сына и дочери существует.

Разница в воспитании мальчика и девочки

  1. Если дочь воспитывается по тому же принципу, как и сын (одинаковое проявление системы наказаний и поощрений), то вырастает впоследствии «пацанка». То есть, девочка проявляет такие качества, как смелость и решительность, имеет твёрдое мнение, она не склонна к плаксивости. В принципе, в этом нет ничего плохого. Такие девочки очень комфортно чувствуют себя в мужском кругу, они как рубаха парень, друг. Но им сложно стать женственной и кроткой. Их таких «пацанок» бывают отнюдь не слабые, мягкие жёны, а напротив – напористые, с боевитым характером. В воспитании своих детей они проявляют минимум материнской нежности, так как руководствуются лозунгом «не будь нытиком, будь сильнее».
  2. Противоположный случай, если мальчика воспитывают, по типу девочки – то есть «маминого сынка», то большая вероятность возникновения сложностей при адаптации в социуме как юноше, парню, мужчине. Мужские волевые качества, такие как смелость, мужественность, настойчивость должны быть у любого мальчика. Когда брат воспитан по тому же принципу, что и сестра, то ему изначально трудно в детском саду, в классе, а затем и в армии. Позже, возможно он и станет более сильным и мужественным, но ему все же придётся неоднократно слышать далеко не лестных слов по поводу его характера и личностных качеств.

Верно ли, что девочек воспитывают мамы, а мальчиков – папы?

Так получилось, что природой заложена сильная психологическая связь с ребенком противоположного пола. Следовательно, родители часто бывают необъективны. Мать подсознательно лелеет сына и не может многого потребовать от него, а отец маловероятно, что научит дочку быть кроткой и нежной.

Возрастной период 5-7 лет обусловлен половой идентификацией с родителем своего пола. Поэтому в это время очень важно, чтобы мать заложила в девочке именно женственные черты, а отец в сыне мускульные качества. То есть родители должны воспитывать исходя из своего опыта половой принадлежности. Ко всему у отца не получится научить дочь женским хитростям (кулинарное искусство, рукоделие, личная гигиена девушки, прическа и многое другое). А мать не сможет научить сына защищаться в драке, отжиматься, пользоваться строительными инструментами, преодолевать страх перед восхождением на гору и т.п.

У супругов на подсознательном уровне часто возникает страх передать ответственность в воспитании. То есть, папа не соглашается, чтобы мама передала свой опыт дочери, и соответственно, маме трудно отдать своего любимого сыночка черствому отцу. Доверие возникает лишь в том случае, если между родителями царит гармония, если они не соревнуются друг с другом в «перетягивании каната».

Девочкам – доверие, мальчикам – забота

Если понаблюдать со стороны за взаимодействием мам с дочерями и за взаимодействием мам с сыновьями, то можно сделать следующий вывод:

  1. Девочкам больше доверяют, т.к. они якобы, более благоразумные.
  2. В девочек верят.
  3. Девочек обычно меньше контролируют, а также меньше защищают.
  4. Девочки пользуются доверием с малых лет помыть посуду, полы, ухаживать за младшими.
  5. Девочек чаще критикуют за оценки, внешность.

К мальчикам же мамы испытывают особую любовь, более трепетную. И со временем эта любовь не угасает. Как правило, о мальчиках более заботятся: «холодно, оденься теплее, плотно покушай, очисти нос».

Таким образом

  1. Мальчиков берегут, окружают любовью.
  2. Мальчиков больше опекают и чаще контролируют.
  3. Обязанность мальчика дома минимальная – например, выносить мусорное ведро.
  4. Как правило, сыновей мамы боятся взволновать или обидеть.

Исходя из вышесказанного, понятно, почему девочки становятся мужественными, а мальчики сентиментальными, не умеющими преодолевать препятствия. Естественно, такое никому в обществе не нравится.

Поэтому необходимо с самого рождения девочку

  1. Защищать от всего буквально.
  2. Не нагружать слишком многими обязанностями.
  3. Чаще интересоваться ее самочувствием, настроением, желаниями.
  4. Встречать со школы, провожать в школу.
  5. Знать круг ее общения.
  6. Сопереживать ее неудачи.
  7. Не заставлять ее «сворачивать горы».
  8. Необходимо растить ее как принцессу.

Конечно, можно подумать, что она вырастит избалованной, но девочка, воспитанная в атмосфере трепета и заботы, впоследствии себя старается лелеять и любить. Она ведет себя таким образом, чтобы ее любили, ценили и заботились о ней.

Такая девочка с самого рождения получает защиту от отца, братьев, затем мужа, а потом уже и от сыновей. Таким образом, она всегда защищена любимыми. У девочек самоуважение закладывается в детстве благодаря родительской заботе. Причем с заботы обоих родителей.

Мальчика же необходимо воспитывать так, чтобы он обладал волевым характером, заключающимся в его стержне. И все это воспитывается с помощью родителей веры в него.

Вера родителей заключается в следующих проявлениях

  1. Сыну необходимо говорить: «Я верю в твои силы, ты сможешь!»
  2. Необходимо сыну давать возможность проявлять себя в поступках, чтобы потом обсудить с ним результат.
  3. Не стоит бегать за сыном с ложкой, чтобы накормить, и с шапкой, чтобы потеплее одеть. Пусть учится брать на себя ответственность.
  4. Объяснить, как разрешать конфликты и в случае их возникновения, а не бежать на помощь, а дать ему возможность самому разобраться. То есть верить в него.
  5. Мальчику необходимо привить навык преодоления трудностей в походах, в спортивных играх и др.
  6. Мальчику необходимо прививать любовь к труду – помощь в быту, физическая работа на даче, помощь маме донести сумки.
  7. Сына нужно воспитывать как отважного воина.

Если воспитывать разнополых детей идентично, то проблемы в будущем им не избежать. Родители закладывают фундамент в детях, дочь должна стать хорошей женой и матерью, а сын – надежной опорой для будущей своей семьи.

Заключение

В заключение стоит добавить – хвалить необходимо и мальчиков и девочек, но по-разному. Девочек – за сам факт наличия ее хороших качеств, а мальчиков за успехи, то есть за поступки. И не забывать постоянно, показывать свою любовь, говорить о ней. Именно понимание того, что любят, воспитывает бережное отношение к чувствам родителей.

Какими бывают мальчики, девочки, или какими они должны быть? В обществе успели сформироваться определенные представления на этот счет. Зачастую разочарования или сюрпризы, с которыми сталкиваются родители при воспитании детей, связаны именно с такими стереотипами. Разумеется, существуют определенные закономерности в развитии ребенка в зависимости от его пола. Они обусловлены социальными и природными факторами, а также отражают многовековые понятия, передающиеся от отца к сыну. Однако ваш ребенок вполне может нарушить все постулаты «типичности». И это вовсе не будет означать, что с ним «что-то не так».

Разница в развитии мальчиков и девочек

При рождении, как правило, мальчики крупнее девочек, имеют больший вес, более крупную голову. Говорить мальчики обычно начинают на 4-6 мес позднее девочек, ходить – на 2-3 месяца позднее.

Когда вы обращаетесь к мальчику с критикой, вкратце изложите суть своего недовольства. Все дело в том, что мальчики неспособны долго пребывать в состоянии эмоционального напряжения, их мозг просто блокирует слуховой канал, и сын перестает вас слушать. Это подтверждается и наблюдениями санкт-петербургских нейропсихологов. Они выяснили, что с самого рождения мозг мальчиков и девочек работает по-разному (для этого записывали биотоки мозга младенцев). Если проанализировать, как взаимодействуют электрические потенциалы в разных областях коры мозга, то можно с большой долей вероятности определить пол новорожденного.

Острота слуха у мальчиков до восьмилетнего возраста выше, чем у девочек, но девочки обладают повышенной чувствительностью к шуму. Чувствительность их кожи также выше, поэтому телесный дискомфорт для них более неприятен, и в то же время девочки более отзывчивы на ласку, объятия, поцелуи. Играя, девочки чаще используют ближнее зрение, им достаточно ограниченного пространства, где можно разложить кукол, бусины, лоскутки и прочие маленькие богатства. А вот мальчики применяют в играх дальнее зрение, им нравится бросать предметы, догонять друг друга и т.п. Вообще для полноценного развития мальчикам нужно больше пространства . За неимением достаточной площади горизонтальной поверхности, шалуны начинают осваивать вертикальную, они могут залезть на шкаф, повиснуть на двери, прыгать на спинке дивана и т.д.

Так задумано природой

Различия в психике детей мужского и женского пола заложены природой не случайно. Это обусловлено борьбой двух противоположных тенденций. Ориентированность женщины направлена в сторону выживаемости, сохранения ценных эволюционных приобретений, ориентированность мужчины – в сторону прогресса, познания нового . Мужчины характеризуются поисковым поведением, поэтому мальчики так активно осваивают новые пространства, совершают рискованные поступки, быстро находят выход из сложной ситуации, принимают нестандартные решения. Все эти особенности играют роль в обучении мальчиков и девочек. Девочки обладают более однотипным мышлением, но их речь более развита, мальчики больше молчат, но мыслят интересно, нестандартно. Порой это незаметно как раз в силу их неразговорчивости.

Психологами был проведен такой эксперимент. Учащимся первого класса задали вопрос – как можно использовать кирпич? Первый ответ, лежащий на поверхности, пришел сразу – «для постройки дома». Затем отвечали девочки – можно построить забор, гараж или сарай. Исчерпав тему строительства, они притихли, и тогда подал голос один из мальчиков «Кирпич можно положить для тяжести при засолке грибов». И вновь инициативу подхватили девочки, они придумывали, как можно применить кирпич в качестве груза. Затем, когда и эта тема была исчерпана, снова ответил мальчик: «Можно обложить костер кирпичами, и тогда трава не загорится»… Это не означает, что ни одна девочка не сможет выдать новую идею, но все же лучше с принципиально новыми задачами справляются мальчики. При этом они не уделяют достаточно внимания аккуратности и тщательности – например, решив нестандартным путем математическую задачу, мальчик может допустить при вычислении ошибку и получить двойку в результате.

Особенности мышления

Девочкам подвластны шаблонные задания с необходимостью тщательной проработки деталей. Девочки быстрее читают, обладают более беглой речью, пишут более аккуратно и красиво, но мальчики быстрее решают кроссворды и лучше подбирают словесные ассоциации. Согласно исследованиям, даже шестилетние мальчики обладают специализацией мозга по пространственному мышлению, у девочек она не появляется и к тринадцати годам. Поэтому мальчикам проще решить геометрическую задачу пространственным методом – повернуть мысленно фигуры, наложить их друг на друга. Девочки же обозначают стороны, углы буквами и в дальнейшем оперируют этими значениями, а также теоремами (шаблонами). Мальчикам труднее дается грамота, они могут писать небрежно и плохо пересказывать. Не стоит огорчаться, если вы замечаете это за своим сынишкой – в этом одна из особенностей мужского ума. Мальчики чаще проявляют математическую одаренность, у девочек, как правило, богаче словарный запас.

И помните, что мальчики отстают в развитии от девочек, они проходят свой путь взросления, потому не нужно волноваться за их интеллектуальное становление.

Разница в воспитании мальчиков и девочек

Но биологические предпосылки – не единственный показатель, определяющий различия между мальчиками и девочками. Немалая доля этих различий формируется в процессе воспитания. Осознанно или подсознательно, но уже с первых дней жизни ребенка родители растят его в соответствии с заложенными у них представлениями о том, какой должна быть женщина или каким должен быть мужчина. Соответственно, и общаются с детьми разного пола взрослые по-разному.

Было отмечено, что в мальчиках отцы стремятся пробудить исследовательские навыки и побуждают их к двигательной активности. К примеру, на прогулке папа зачастую держится несколько поодаль, без необходимости на помощь не спешит. Девочкам же в случае затруднений взрослые чаще предлагают помощь, а также больше разговаривают с дочерьми.

Мальчику стараются прививать самостоятельность, храбрость, активную жизненную позицию, настойчивость, сдержанность в проявлении эмоций. Девочку видят мягкой, изящной, чуткой, внимательной. Но эти усредненные показатели не являются мерилом и поводом для того, чтобы каждого ребенка под них подстраивать или тревожиться, когда малыш ведет себя «нетипично». Если говорить сухим научным языком, «мужчины и женщины, которые сохраняют отчетливую половую идентичность и при этом гармонично сочетают психологические признаки обоих полов, наиболее продуктивны и адаптивны в общественной и личной жизни». Иначе говоря, некоторые особенности и черты, традиционно приписываемые противоположному полу, скорее всего, будут способствовать жизненному успеху человека – в том случае, если при этом не мешают быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной».

С ним что-то не так?

Если мальчик играет с куклами или проявляет интерес к шитью, родители, как правило, начинают опасаться – «с ним что-то не так»! Но взрослый мужчина, ловко обращающийся с ребенком, умело переодевающий или причесывающий его, вызывает одобрение, а творениями знаменитых кутюрье восхищается весь мир. Непоседливая, упрямая девочка - «маленькая разбойница» - доводит родителей до «белого каления». Но в будущем благодаря своей настойчивости, умению отклоняться от заданных стандартов, смелости и решительности она может достичь значительных профессиональных высот!

Современное общество развивается таким образом, что традиционно мужские и женские роли перестают в нем быть специфичными. И поэтому не стоит впадать в панику, если дочка просит купить машинку или интересуется инструментами. Помните, однако, что во всем важна мера. Заметив, что интересы ребенка сосредоточены исключительно в области, принадлежащей детям противоположного пола, попытайтесь сформировать для него новый круг общения, вовлекайте в более «традиционные» занятия, игры. Воспитывать в ребенке осознание своей половой принадлежности также необходимо.

Мальчики не плачут, девочки не дерутся?

Но как это правильно делать? Не стоит ругать ребенка, который ведет себя «не по правилам». Например, нередки случаи, когда отец насмешливо или строго обращается к сыну: «Мальчики не плачут! Нечего реветь, как девчонка!» И вот уже рыдающий от обиды и боли малыш запоминает, что выражать свои эмоции свободно могут только «девчонки», мальчикам это «не положено» - следовательно, он ищет иные выходы для снятия стресса. Природой в мальчиках заложена большая по сравнению с девочками агрессивность. И, если настойчиво призывать ребенка проявлять «мужество», эта природная агрессия может быть спровоцирована. Мальчик может начать ломать игрушки, рвать книги, бить других детей, грубить взрослым. С другой стороны, оказавшись в детском саду, привыкший выражать свои эмоции слезами мальчик непременно станет удобной мишенью для насмешек сверстников.

Так в какой же мере должен быть усвоен ребенком принцип «мальчики не плачут»? В следующей форме – «мальчики не плачут из-за пустяков». И приучать малыша к этому следует не тогда, когда он уже расплакался, а тогда, когда самостоятельно удержался от слез. С гордостью похвалите малыша – «молодец, настоящий мужчина!» И вы увидите, как ребенок сразу забудет об ушибленной коленке. Он мальчик, а значит, будущий мужчина. А мужчины не плачут из-за такой ерунды! Ведь папа же не плакал, когда ударил себя случайно по пальцу молотком. Если ребенок сам приходит к такому выводу, если он получает возможность гордиться собой (не без помощи и поддержки взрослых) – тогда будет достигнут результат.

Или другой пример. Мама сердится на дочь – «Зачем же ты опять лезешь на дерево? По деревьям лазают только мальчики, а ты – девочка!» Постоянно преследуемая такого рода (и иными) ограничениями, девочка начнет жалеть, что она не мальчик. Насколько легче мальчишкам живется! Они могут писать корявым почерком, могут бегать, прыгать и лазать, где захотят. Расстроенная девочка приходит к таким выводам – а что может быть хуже несогласия со своей половой принадлежностью уже в столь юном возрасте! Чтобы у ребенка формировалась адекватная самооценка, чтобы он мог строить гармоничные взаимоотношения с окружающими людьми, сохранять психическое и душевное равновесие – он должен принимать себя таким, какой он есть, и ключевая составляющая этого принятия – принадлежность к мужскому или женскому полу . Поэтому столь важно и необходимо, чтобы свою гендерную роль ребенок осознавал и осваивал в условиях одобрения, радовался, что родился мальчиком или девочкой.

Родители должны отделять свои представления об «идеальном ребенке», «мужественном сыне», «женственной дочери» от индивидуальных особенностей малыша, которые препятствуют его приближению к «идеалу». Не следует строго разграничивать половые роли, навязывать ребенку стандарты, сурово ограничивать его поведение. А вот что вы должны сделать – позаботиться о наличии перед глазами малыша положительных примеров «истинных леди», «настоящих мужчин». Этот путь намного продуктивнее.

Как же быть, если мама воспитывает сына в одиночку, или у папы нет времени, чтобы показывать мальчику примеры настоящего мужского поведения? Тогда следует преподавать ребенку «теорию мужества» и позаботиться о его регулярном общении с теми мужчинами, которым он может (и хочет) подражать. Причем сделать это необходимо как можно раньше – не дожидайтесь, пока таким примером для сына станет подозрительная личность из дворовой компании. Если «образцов для подражания» нет среди родственников, друзей и знакомых, можно подобрать для ребенка кружок или спортивную секцию, где занятия будет вести отвечающий вашим представлениям о «настоящем мужчине» преподаватель. Лучше всего для этих целей подойдут спортивные организации, а также художественные школы и ремесленные кружки. В данном случае следует брать во внимание не столько возможность применения полученных знаний на практике, сколько общее положительное воздействие творчества. Для девочек такими полезными навыками могут стать любые занятия по рукоделию.

Преодолевать трудности и разделять обязанности мальчики и девочки могут научиться в семейных и групповых походах.

Представим себе диалог: «У меня родился ребенок! - Поздравляю!..» Каким будет следующий вопрос молодому родителю, как бы вы продолжили этот разговор? Согласно результатам небольшого опроса, который я провело перед написанием этой статьи, подавляющее большинство продолжило этот диалог фразой: «Кто - мальчик или девочка?»

Всем очевидно, что на воспитание, да и просто на жизнь с ребенком сильно влияет его пол. Чем отличаются мальчики от девочек психологически? Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Что значит «женственность» и «мужественность» и зачем они нужны? Попробуем разобраться…

Во всех культурах правила для воспитания мальчиков и девочек разные. Девочкам во все времена прививается женственность (как она понимается в конкретное время в данном обществе), а мальчикам - мужественность…

В современном мире эти понятия претерпели существенные изменения, однако до сих пор считается, что терпение и сосредоточенность на мелочах - типично женские характеристики, а умение брать на себя ответственность и вести за собой - черты мужчины. Однако справедливости ради надо сказать, что эти свойства могут дополнять друг друга, сочетаясь в одной личности, и напрямую не соотносятся с полом. Просто это те положительные качества человека, которые общество стереотипно причисляет к мужским или женским. Попробуем рассмотреть некоторые типичные различия в поведении современных мальчиков и девочек.

Первое различие, отмечаемое практически всеми исследователями данной темы, - уровень агрессии. Мужчины уже в детском возрасте значительно более агрессивны по сравнению с маленькими женщинами. Проявляется это в выборе игр: мальчики предпочитают играть более активно и шумно, стреляя, нападая и «убивая». В таких играх ребенок выражает желание быть первым и побеждать, в них создаются стратегии достижения будущих успехов и защиты «своих» от всевозможных врагов.

Игры девочек носят значительно более мирный характер и отражают типично женские занятия. Так, например, трудно себе представить мальчика, приходящего после уроков домой и продолжающего с удовольствием играть в школу, в то время как для его сверстниц такое поведение нормально, потому что обучение и воспитание детей - традиционно женские занятия, в которых девочка учится быть хорошей мамой и наставницей своих будущих детей.

Для мальчиков важно получить результат, они сконцентрированы на цели и испытывают удовлетворение, когда добиваются ее, девочки могут отдаться процессу и получать удовольствие здесь и сейчас, не думая о цели.

Для иллюстрации приведу две короткие истории из жизни, характеризующие эти различия.

Сестра вернулась домой из гостей. Брат спрашивает:

Где была?

Девочка отвечает:

У подружки.

Что делали?

В куклы играли.

Кто выиграл?

Две девочки играют в шахматы. После окончания игры мама спрашивает:

Кто выиграл?

Никто, просто игра закончилась.

Второе различие - отношение к свободе. Мальчики требуют большей свободы и самостоятельности. Например, четырехлетней девочке удобнее промолчать и дождаться, когда мама снимет с нее сапоги, потому что она чувствует, что таким образом мать выражает заботу о ней. Мальчиком же это расценивается как недоверие, вторжение в его пространство. Такое поведение матери вызывает бунт, особенно если есть посторонние люди, наблюдающие за этой сценой.

Если десятилетнему ребенку поручить какое-либо не очень понятное и привычное для него дело, выделить время и отпустить в свободное плавание, то мальчики чаще всего воспринимают это как вызов и стараются выполнить задание самостоятельно. Девочки нуждаются не только в инструкции, но и во внешнем руководстве, потому что задание без разъяснений они воспринимают как пренебрежение, нежелание заниматься вместе с ними. Интересно, что тенденция отношения к свободе проявляется и в отношении к пространству. Мальчики, играя, неосознанно стремятся занять все свободное место, разложить свои вещи или даже раскидать их. Девочки играют «на малой территории»: обустраивают дом, огораживают игровое место игрушками или подушками, не занимая всего пространства, а устанавливая границы своего маленького мира. В таком мире девочка, повзрослев, будет строить свою семью. Она ориентирована на отношения внутри своего дома, а не на достижения вовне. Приведу один монолог-мечтание пятилетней девочки, влюбленной в своего одногруппника в детском садике и представляющей свое будущее: «Знаешь, мама, мы со Степой, когда вырастем, купим себе дом, машину и собаку. А телефоны у нас и так будут. Ну а если телефоны у нас сломаются, мы с ним сделаем друг другу сюрприз». Третье - эмоциональная сфера. Девочки больше принимают и выражают свои эмоции, чем мальчики, - им не составляет труда засмеяться, когда смешно, и разрыдаться, если страшно или обидно. Мальчикам с детства внушают, что «мужчины не плачут» (не жалуются, не ноют…). Эти общественные установки приводят к тому, что, вырастая, они редко принимают свои эмоциональные реакции и находят возможность адекватного их выражения. В связи с давлением этих культурных ограничений палитра внешних проявлений чувств у мужчин беднее: им непросто распознать и разграничить сложные эмоциональные комплексы (разочарование, недоумение, досаду и др.), а не только привычные радость, злость, грусть.

Девочки более коммуникативно адаптированы, чем мальчики, они легче устанавливают контакты с новым взрослым (учителем, тренером), точнее чувствуют психическое состояние другого человека. Эмоциональная компетентность дает им возможность легче находить нужные слова для выражения своего состояния, они больше говорят, рассказывают о своей эмоциональной жизни.

Еще одна «любовная история» из жизни шестилетних детей. Алина рассказывает о прогулке в детском садике: «Мама, я с Ваней сегодня так хорошо дружила: я на него смотрела, глазки строила… Мы с ним валялись в снегу, играли в снежки, я ему говорила: «Ваня, какая любовь!» - «А он что тебе говорил?» - «А он - ничего, просто улыбался, новый зуб показывал». Несмотря на все общественные стереотипы восприятия мальчиков и девочек, личность каждого уникальна. Если родители отмечают, что сыну или дочери несвойственно что-то, что, по мнению общества, должно быть присуще ребенку этого пола, это может быть поводом задуматься о том, как он будет развиваться дальше, каким мужчиной или какой женщиной вырастет.

Даже если вы чувствуете, что ваша девочка не вполне женственна, а мальчик не так проявляет свою мужественность, как это принято или хотелось бы вам, не пытайтесь давить фразами типа: «Ну ты же девочка!» или «Ты же будущий мужчина, как можно?!» Лучше спокойно обсудить поведение сына или дочери вечером, перед сном, и проанализировать, как еще можно было поступить в конкретной ситуации. Может быть, ваш ребенок просто не догадывается о том, что бывают другие варианты поведения, или ему непривычно так себя вести. Показав ему другие возможности реагирования, вы подскажете и те переживания, которые, на ваш взгляд, более уместны для конкретной ситуации. Потому что невозможно привить растущему человеку те качества, которых у него изначально нет. Можно только создать условия, в которых будет выражаться та часть его личности, которую вы хотите усилить. Поэтому главное для родителя - оставаться верным своему ребенку, безусловно любить его и искренне ему доверять. Тогда даже самые напористые и активные девочки будут чувствовать радость любви и родительского принятия, и этот опыт (пусть позднее!) позволит им открыть свою нежность и мягкость. А испытывающий повышенную тревогу стеснительный мальчик, понимая, насколько родители доверяют ему и верят в него, решится на публичное выступление… Ведь, несмотря на наши столь агрессивные попытки изменить человеческую сущность, уравнять женщин и мужчин в правах и занятиях, природа упорно сопротивляется. Может быть, зачем-то мы нужны именно такими: женственными женщинами и мужественными мужчинами…

Поделиться: