Сценарий праздника "вербное воскресенье". «Вербное воскресенье»

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.

Елена Васильева
Открытое занятие на тему «Вербное воскресенье»

[Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему Вербное воскресенье

Васильева Е. А.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»детский сад №243 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ,забайкальской железной дороги.

Программное содержание.

Прививать детям чувство любви и уважения к культурным традициям русского народа.

Развивать интерес к народным праздникам, понимать их смысл.

Воспитывать нравственные чувства путем приобщения детей к культуре русского народа.

Сцена украшена в русско-народном стиле (расписные деревянные ложки, русские платки, Петрушка.)

Дети под мелодию «Вербное воскресенье » входят в зал, встают полукругом.

Воспитатель задает вопрос :»Ребята, какое сейчас у нас время года? (Весна.) По каким признакам вы определили. Что наступила весна? (Тает снег, бегут ручьи, пригрело солнышко, прилетели птицы из теплых краев.) Молодцы! Давайте споем песенку про весну. (песня «звонко, капают капели.» Хорошо. дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку :

Яростно река рвет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель Кто же к нам пришел? (апрель)

Правильно! У нас сейчас идет месяц апрель. В это воскресенье все будут праздновать «Вербное воскресенье Сегодня я вам расскажу об этом празднике. Посмотрите, какие у меня в руках красивые веточки! Как вы думаете, с какого они дерева? (вербы ) Что на них вы видите? (пушистые почки.)

С давних времен существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. (Дети встают и берут каждый по веточке вербы и проводят ею по щечке, ладошке, носику. Далее дети садятся на стульчики) Воспитатель продолжает.

Верба первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего сна. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града. А еще в «Вербное воскресенье » веточкой вербы нужно касаться всех своих близких и родных, чтобы оберечь их от болезней и чтобы они были здоровыми. А когда касаешься веточкой, обязательно приговариваешь (проходит, дотрагивается веточкой до каждого ребенка)

Верба , верба

Верба хлест ,

Верба хлест-

Бьет до слез.

Верба красна

Бьет напрасно,

Верба бела

Бьет за дело,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба бьет !

Верба хлест-

Бьет до слез!

Далее детей приглашают к сцене на веселый базар, где лежат сладости, игрушки, расписные ложки, платки, матрешки. Воспитатель рассказывает детям о том, как раньше на Руси проходил базар на «Вербное воскресенье Представление начинал веселый Петрушка и сегодня он у нас в гостях. (Входит Петрушка, приветствует детей и просит рассказать закличку о весне)

Закличка :»Иди весна,

Иди красна,

Принеси ржаной колосок, Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!»

Петрушка приглашает детей на танец с ложками. После танца он угощает детей барашками и рассказывает о том, как в старину такими барашками угощали детей наши бабушки. Петрушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель рассказывает детям о том, что на вербное воскресенье принято делать бумажные цветы и дарить их тому, кому желаешь счастья. Приглашает детей к столу и предлагает сделать веточку счастья. Для этого вырезанные заранее бумажные цветочки нанизывают на прутик. Эту веточку счастья каждый ребенок забирает домой и подарит своим родным на счастье.

Текст песни6

Снова верба в наших руках

Господа славят дети

На осленке едет он сам

Мы его тоже встретим

Припев :

Вербное воскресенье

Жизнь земле, пробуждение

Божье благословение

Всем полям и лесам

Вербное воскресение

В Иерусалиме пение

Руки с ветвями вербными

Тянутся к небесам.

Далее дети садятся на стульчики и воспитатель подводит итог занятия , спрашивая детей о том, что им больше всего понравилось, что им больше всего запомнилось. (Петрушка, барашки, веточки счастья, танец с ложками.)

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, родной природе и ручному труду в старшей, подготовительной группе, тема: «Вербное воскресенье»

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника, с народными обрядами и обычаями.
Продолжать учить выразительно рассказывать стихотворение наизусть.
Уточнить знания о дереве вербы.
Учить детей выполнять поделку из бумаги и бросового материала.
Словарь: Вербное Воскресенье.
Развивать память, любознательность, мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность и усидчивость.

Оборудование:

Картинки с изображением библейского сюжета «Вход Господень в Иерусалим», с веточками вербы.
Ватные палочки, деревянные шпажки для шашлыка, светло-коричневая бумага, ножницы, клей карандаш.
Аудио проигрыватель, аудиозаписи: Благовест (колокольный звон), песня Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Ход занятия:

Звучит аудиозапись колокольного звона – Благовест.

Воспитатель:

Ребята, в предстоящее воскресенье все православные христиане будут отмечать один из главных Православных праздников - «Вербное Воскресенье». Оно отмечается за неделю до Светлой Пасхи. Согласно Библейскому сюжету в этот день Иисус въехал в ворота города Иерусалима на осле. Его торжественно встречали горожане и бросали под ноги пальмовые ветви – символ мира, спокойствия. У нас не растут пальмы, поэтому вместо пальмовых ветвей мы используем веточки другого растения.

На какое бы число не приходилось Вербное Воскресенье, это всегда весенний праздник. Первое дерево, которое распускается весной - верба. Поэтому на Руси пальмовую ветвь заменили веточками вербы. Верба – это символ пробуждающейся весны. В этот день можно увидеть много людей, которые несут в руках веточки вербы, освещают их в церкви, украшают ими свой дом, ходят в гости и дарят их друг другу. А давайте поиграем в игру, которая так и называется «Гости».

Русская народная игра «Гости»

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!
(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга)

Что, что, что?
(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы)

Гости едут!
(Постукивают мизинцы)

Ну и что?
(Постукивают указательные пальцы)

Здрасьте, здрастье!
(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)

Чмок, чмок, чмок!
(Гости целуются, средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки)

Воспитатель:

А вы знаете, что веточки вербы не просто дарили? В народе существует обычай легонько ударять друг друга веточками вербы. Считается, что убережет от сглаза и болезни. Но не просто бьют, а приговаривают:

Верба, верба,
Верба хлёст,
Верба хлёст
Бьёт до слёз.
Верба синя
Бьёт не сильно,
Верба красна
Бьёт напрасно,
Верба бела
Бьёт за дело.
Верба хлёст
Бьёт до слёз.

Повторим эту приговорку все вместе (повтор 2-3 раза).

Воспитатель:

Приговорку мы с вами запомнили. Теперь нам не хватает только веточек вербы. А где мы её можем взять?

Дети:

Срезать с дерева. Купить возле церкви.

Воспитатель:

Я предлагаю вам сделать веточки вербы самим. Давайте рассмотрим картинку с изображением вербы.

На что похожи почки вербы?

Дети:

Почки вербы похожи на мех (на пух, на вату).

Воспитатель:

Вы все правы. А для того чтобы нам сделать веточку вербы, я приготовила: вот такие деревянные шпажки для шашлыка, ватные палочки, полоски светло-коричневой бумаги. Ещё нам понадобится клей-карандаш. Будьте внимательны и аккуратны.

1. Возьмём шпажку и кусочек ватной палочки. Остриё шпажки вставляем в ватную палочку.
2. Теперь намажем клеем полоску бумаги.
3. Начинаем обматывать бумагу вокруг шпажки.
4. Через расстояние вставляем ватные палочки и продолжаем обматывать.

Обматываем аккуратно, чтобы не порвать бумагу. Наша веточка готова.

Звучит аудиозапись песни Е. Фроловой на стихи А. Блока «Вербное воскресенье».

Воспитатель:

Перед пасхой наступает
Воскресенье Вербное-
В этот день верба приносит
Действие волшебное!
Рано утром Вы сорвите
Прутик самый длинный
Ведь верба - наш оберег
И символ старинный.
Веточки вербы весенней
В церкви освятите
И до следующей Пасхи
Дома сохраните!

Освящённые веточки вербы ставят дома перед иконами, в красный угол. Через год ими обметают все углы в доме и обязательно сжигают. А на их место ставят свежие веточки, которые будут оберегать дом и домочадцев от болезней и сглаза. Давайте и мы наши веточки соберём вместе и поставим для украшения нашей группы.

Лариса Крошкина
Сценарий развлечения «Вербное воскресение» в группе дошкольного возраста 5–7 лет

МБДОУ д/с № 5 «Яблонька»

Сценарий развлечения

«Вербное воскресение »

в группе дошкольного возраста 5 – 7 лет

Воспитатель : Крошкина Л. В.

Воспитатель. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, верба . С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба , особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В Ярославской губернии в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине : чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы , приговаривая : «Как вербочка растет , так и ты расти» . А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря : «Верба хлест , бей до слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми» .

Исполняется песня «Вербочка »

Даже в народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары , или ярмарки. Часто их называли детскими, потому что здесь можно было купить, кроме вербы , всевозможные сладости и игрушки, свистульки, трещотки, пищалки и другие детские забавы. Постепенно вербные базары становились любимым местом для гуляний целыми семьями. Вербные базары устраивались на центральных площадях На вербных базарах проходили различные выставки, например цветов. Здесь же можно было увидеть и выступления бродячих артистов, балаганы и пр.

Давайте, ребята, поиграем в такую ярмарку, позовем торговцев.

Звучит «Ой полным, полна моя коробочка»

Торговцы.

1ый. У нашего Якова - товару всякого!

Нитки, катушки, селедочные кадушки,

Красивые платочки, мелкие гвоздочки!

2ой Посуда наша - для щей и каши!

Не бьется, не ломается,

Порчи никакой не подвергается!

1ый. - А вот яблоки ранет - у кого своих нет!

Подходи, бедный, подходи, богатый,

Подходи, тонкий, подходи, пузатый!

2ой. - Пряники печатные, конфеты сахарные!

Как куснешь, так уснешь,

Как вскочишь, еще захочешь!

1ый. - У нас без обману, материал без изъяну!

Шелк, атлас, канифас, Весь девичий припас!

Дети покупают все, что есть у торгашей.

Воспитатель. А помните, ребята, я говорила вам, что на базары заходят и бродячие артисты. И у нас сегодня в гостях скоморохи!

Ах, честной народ, распотешим мы вас!

Мы скакать пойдем с колокольцами,

С колокольцами, болобольцами!

Вот идет по дороге Ерема!

Полюбуйся-ка, народ, на скомороха!

Скоморох.

За Ерохой, кто с хвостом, кто с рогами,

А один-то, погляди, вверх ногами!

Ну а этот разве плох ,

Косолапый скоморох?

Топнул, рявкнул

Да по струнам брякнул!

Выходит под музыку «Медведь» изображает игру на балалайке.

Покажи-ка, Мишенька, как девки на работу ходят. (Идет еле- еле.) А с работы. (Бежит быстро.) Молодец, Мишенька, молодец.

Покажи-ка Мишенька как наши ребята утром встают (зевает, хнычут)

А как в садике себя ведут (резвится, балует)

Вот потеха, так потеха,

Люди падают от смеха!

Наш Петрушка - длинный нос

Ухватил коня за хвост!

Скоморох.

Тише, дудки, тише, домры.

До свиданья, люди добры!

Умолкает барабан,

Закрываем балаган!

Скоморохи уходят.

Воспитатель. Да балаган уходит, а на смену петрушка приходит. Сцена театра Петрушки .

Петрушка. Доброго здравия, господа почтенные! Я прибыл сюда господ повеселить, посмешить, позабавить!

Тра-та-та! Ту-ту!

Вдоль плетней, заборов и град,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Мы легко и весело идем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Песню деревянную поем.

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Марширует бравый наш отряд,

Ать-два, левой, правой, ать-два, левой, правой,

Командир ведет нас на парад.

Солдат. Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.

Петрушка (плачет) . Пропала моя головушка не за копеечку.

Солдат. Полно плакать. Вот тебе ружье. (Дает палку.)

Петрушка. Это, барин, палка - не ружье.

Солдат. Сперва обучают палками, потом с ружьем. Бери!

Петрушка. Давай!

Солдат. На плечо!

Петрушка. Горячо!

Солдат. Ты молчи!

Петрушка. Молчи ты тоже.

Солдат. Ровно!

Петрушка. Марья Петровна!

Солдат. Какой ты бестолковый!

Петрушка. Давай целковый!

Солдат. Смирно! Слушай команду!

Петрушка. Слушаю!

Солдат. Молчать! Как я скажу «раз» , так и ты говори «раз» . Раз!

Петрушка. Два!

Солдат. Не так! Надо раз-раз, два-два. Понял? Ну, давай. Раз!

Петрушка. Раз-раз! Два-два! Солдат. Ну какой ты бестолковый. Налево - круг! Петрушка. Направо вдруг! (Бьет палкой солдата, оба убегают Заканчивается оно настоящей ярмаркой, которую организуют дети и взрослые. Продаются детские книжки, игрушки, различная выпечка.

Публикации по теме:

«Вербное воскресение. Пасха» Праздник на материале русского фольклора для детей старшей группы ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Для детей старшей группы. Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить с православным.

Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний, для детей старшего дошкольного возраста Сценарий развлечения, посвященного Дню знаний для старшего дошкольного возраста: «Как Иван - дурак в школу пошёл». Действующие лица: Ведущая,.

«Светлое Христово Воскресение». Сценарий развлечения для дошкольников Светлое Христово Воскресение (сценарий развлечения для дошкольников) Задачи: * познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; * расширить.

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Пасха» Звучит народная музыка. Хозяюшка встречает детей. Хозяюшка. Здравствуйте мои друзья, Рада всех вас видеть я! С праздником Пасхи поздравляю.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы защитники» Развлечение «Мы защитники» подготовительная группа «Семицветик» Цель: Формировать и расширять представления детей о русских защитниках.

ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания детей о празднике «Масленица», ее символами, традициями. 2. Знакомить с русскими народными играми; учить в.

Вербное Воскресенье для детей.

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)

Здравствуйте, дорогие мамочки, папочки и все посетители нашего блога о творческом развитии
детей!

Чуть больше недели осталось до Великого праздника – Пасхи!

И сегодня мы начинаем наше Пасхальное Ожидание, начинаем готовиться к Пасхе вместе со своими детишками.

И если вы ещё не успели присоединиться к нам, можете сделать

Предлагаю начать наше Ожидание Пасхи с рассказа о том, что такое Вербное Воскресенье. В этом вам поможет текст ниже. Его я приготовила для праздничного занятия со своей дочей.

Но одного текста будет недостаточно. По возможности, сходите с малышом в церковь и освятите веточки вербы, сделайте , можно предложить ребёнку раскраски по этой теме.

Обязательно посмотрите в ютубе видео о Вербном Воскресении, послушайте музыку. В интернете я нашла вот эту песню в исполнении Елены Фроловой «Вербное Воскресенье», можете воспользоваться ей.

Итак, начнём – Вербное Воскресенье для детей.

Дорогие дети, завтра мы будем отмечать один из великих и светлых праздников – Вербное Воскресенье, или по другому – Вход Господень в Иерусалим.

В этот день Иисус Христос, наш Бог (Господь) въехал в Иерусалим. Жители этого города встречали Иисуса радостно и торжественно. В руках они держали пальмовые ветки и бросали их ему под ноги. Все люди были наслышаны о том, что Иисус исцелял больных и совершал чудеса. Поэтому его встречали в этот день, как царя.


У нас, на Руси этот праздник очень почитаем, но так как у нас не растут пальмы, и нет пальмовых веток, мы берём веточки вербы.

Ведь верба первой просыпается от зимнего сна, а Вербное Воскресенье приходит к нам ранней весной, когда на деревьях ещё не распустились почки.

Поэтому и праздник у нас, в России называется Вербное Воскресенье. Отмечается он за неделю до другого великого праздника – Пасхи.

В этот день принято ходить в церковь на праздничную службу и освящать там веточки вербы, в память о том, что Иисус вошел в Иерусалим, как царь.

Верба с древности почитаема у нашего народа и считается чудесным растением. Освещенная в церкви, она охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы от града, способствовала урожаю, наделяла здоровьем.


А еще, по поверью, в Вербное Воскресенье веточкой вербы, принесённой из церкви, нужно касаться всех своих близких и родных – для здоровья. При этом приговаривать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля».

Вот ещё некоторые приметы, связанные с Вербным Воскресеньем.

Если Вербное Воскресенье солнечное, то урожай будет богатым.

Если веточку вербы воткнуть в землю – убережет посевы. Если освященную вербу бросить в пламя, она остановит пожар.

В старину, на Вербное Воскресенье открывались вербные базары, на которых продавали ветки вербы, украшенные бумажными ангелочками, и назывались они вербными херувимами. Также на базаре продавались детские игрушки, книжки, сладости.

Веточки вербы, которые освящают в храме, хранят дома целый год, до следующего праздника. Считается, что они оберегают дом от злых сил.

А старые веточки вербы, через год относят в церковь.

В Вербное воскресенье принято дарить друг другу веточки вербы и поздравлять близких, друзей и просто знакомых с этим праздником.

Воскресенье Вербное, празднует народ.

Значит, лето хлебное будет в этот год.

В этот день, как водится, чествуют Христа,

Мысли благодатные, и душа чиста.

А для большей удобности и наглядности для своей доченьки я подготовила яркую и красочную презентацию «Вербное Воскресенье», которой поделюсь с вами, с большим удовольствием!

С Уважением.
Елена Медведева.

Подпишитесь на обновления нашего блога, и вы первыми узнаете о новых развивашках для вашего малыша:

Поделиться: