Сценарии фольклорных сибирских праздников в доу. Фольклорный праздник в детском саду методическая разработка (средняя группа) на тему

Праздников, всероссийских и международных, в нашем календаре немало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают всё же именно «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков. Недаром, к примеру, Масленицу, или Сороки так любят дети!

В этом разделе Вы найдёте всевозможные варианты сценариев для проведения с детьми осенних ярмарок и летних Спасов. Познакомитесь с опытом коллег по организации тематического мероприятия на Вербное воскресенье, Пасху, Ивана Купала, Покров, Сабантуй… Для Вашего удобства все материалы систематизированы, поэтому найти нужный и актуальный будет несложно.

У Вас будет самый лучший фольклорный праздник!

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Сороки, Жаворонки, Грачиная каша. Народные праздники птиц
  • Спас. Яблочный, медовый, ореховый спасы. Материалы к праздникам
  • Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 2167 .
Все разделы | Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Цель : приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством народного фольклора , формирование любви к русским народным праздникам . Предварительная работа : Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций и картинок. Разучивание стихов о весне,...


МДОУ «Детский сад № 10 «Буратино» Села Александровского Александровского района Ставропольского края Праздник урожая «Арбузник» для детей и родителей 20 сентября 2019года Музыкальный руководитель Костьянцева Анна Михайловна Цель : Приобщение детей к русским народным традициям ,...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения, на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий фольклорного праздника «Веселись, честной народ!» Цель: Формировать интерес у детей к русскому народному творчеству, приобщая к истокам русской национальной культуры. Задачи: 1. Знакомить с традициями русских посиделок. 2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы,...

Фольклорный праздник «Пришла коляда-отваряй ворота» (подготовительная группа) Программное содержание: - воспитывать в детях чувство красоты. Поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее. - Учить передавать в движениях характер музыки: плавным изящным движением рук, притопывать ногами, плавные выполнять лодочки; - Учить выразительно...

Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство Много лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду, и все эти годы мы...

Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения - Фольклорный праздник к 8 Марта и Масленице «Весенние посиделки» для детей старших групп


есенние Посиделки Фольклорный праздник 8 марта-масленица для детей старших групп Автор: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Виктория Викторовна Медикова Действующие лица: Змея Горыновна (трое взрослых, Авдотья и Федотья (воспитатели группы, Алеша. Зал...

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!

Рогачева Т.Н., воспитатель МДОУ Д/с №17 с.Пушкарное Белгородская обл.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
  2. Обогащать знания детей о русском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
  3. Содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа.
  4. Развивать выразительность речи, выразительность образа в пении, в танце, развивать память, внимание, воображение, творчество.
  5. Дать возможность детям почувствовать радость на празднике, возможность видеть красоту русской народной одежды.
  6. Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.

Оборудование:

Кукла, завернутая в пеленку; кукла в рубашке, топор, два ведра, веревочка, палка-конь, гармошка, четыре плоскостные фигуры балалайки, трещетка, деревянные ложки, колокольчики.

Предварительная работа:

Выполнена воспитателем:

Посещение музея «Русская изба».

Чтение потешек, песенок, стихов, закличек и сказок.

Заучивание скороговорок, пословиц.

Слушание народной музыки.

Разучивание танцев, хоровода «Черный ворон».

Выполнена музыкальным руководителем:

Разучивание русской народной песни «Со вьюном я хожу» и русской народной песни

Белгородской области «Ой, ниточка тоненькая».

Разучивание танца «Хоровод».

Работа с фольклорным оркестром.

Выполнена родителями: Всем детям сшили русские народные костюмы.

(Роли матери и отца играют взрослые)

На фоне остановки русской избы «плачет» (фонограмма) маленький ребенок в люльке.

Мать: поет и берет ребенка на руки.

Баю, баюшки-баю,

Баю деточку мою.

Гули, гули, прилетайте,

Мою Настю покачайте!

Уносит куклу.

Мать: (возвращается) А время идет.

Отец: (выходит с большой куклой, мать берет куклу, ставит на пол.) (фонограмма детского лепета) .

Мать:

Дыбочек, дыбок

Скоро Настеньке годок.

Дыбок, дыбок, целый годок.

Иди к папе (уносит куклу папа) .

Настенка: выходит маленькая девочка с игрушкой.

Мать: А время идет.

Отец: А наша Настенька растет.

Мать: Поскорее подрастай, да к работе поспевай.

Отец уводит Настеньку.

Настя: выход «взрослой» Насти. Хлопочет по дому.

Мать: Посмотри-ка, а наша доченька Настенька совсем взрослая стала, красавица, коса ниже пояса, рукодельница, работница.

Отец: А бойкая, бедовая вся в тебя! (звучит фонограмма - крики петуха, мычание коров, коз …)

Отец: Берет топор и уходит.

Мать: Пора уже скотину кормить, коров доить.

Две девушки идут с ведрами коров доить.

Тит: (выходит и ложится на пол) Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!

Девушка: Тит, иди молотить.

Тит: Не могу, живой болит.

Девушка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Мать: Люди добрые, какие вы пословицы знаете о труде и лени, скажите ленивому Титу?

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Мала пчела, да и та работает.

Всякое дело мастера боится.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

Труд человека кормит, а лень портит.

(Звучит фонограмма топота копыт.) Выезжает на коне Миша.

Девушка: Куда Миша едешь? Куда погоняешь?

Миша: Сено косить.

Девушка: На что тебе сено?

Миша: Коров кормить.

Девушка: На что тебе коровы?

Миша: Молоко доить.

Девушка: На что тебе молоко?

Миша: Малых детушек поить.

Девушка: Не тот хорош, что лицом пригож, а тот хорош, что на дело гож! (Миша уезжает.)

Мать: Солнышко поднялось, и нам пора на крестьянскую работу, сено косить, огород полоть.

Дети встают. Под фонограмму исполняют танцевальную сцену «Крестьянская работа».

Мать: Так уже повелось на Руси, работали и песни пели. (Дети поют на два голоса русскую народную песню «Со вьюном я хожу»)

Мать: Ну, что, девицы-работницы и молодцы-работники, домой пора, наработались, устали. Ой, смотрите божья коровушка. Дети говорят закличку:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница!

Дети уходят за колонну и берут гармонь и балалайки.

Мать: На улице темнеет. Сейчас молодые на гулянье пойдут. Где-то там и наша Настенька гуляет!

Под фонограмму дети исполняют танцевальную сцену «деревенское гулянье», состоящую из одного общего танца и двух парных танцев.

Настя: Сейчас в избе приберу, (быстро убирает) да и гостей позову (высовывается в окно) , кричит: «Эй, подруженьки подружки, веселушки хохотушки, эй, ребята молодцы, озорные удальцы, приходите поплясать, да и вечер скоротать!»

(В избу заходят девушки.)

Мать: Милости просим, гости дорогие, проходите да садитесь на лавки. (Девочки занимаются рукоделием) .

Мальчики с гармошкой, балалайками перед окном.

Паренек: Дома ль, Настя-Душенька, дама ль девицы красавицы?

Девушки: (Прихорашиваются, улыбаются) Часть девушек бежит к окну и кричат: «Мы туточки! Заходите к нам на посиделки.»

Мальчики: Кланяются: «Здравствуйте».

Мать: Проходите, да на лавки садитесь, посмотрите на наших рукодельниц, да на красоту девичью. Все вы молодцы, работники хорошие, да и наши девицы красавицы в работе славятся. Весь день трудились, а вечером можно и повеселиться. Делу время - потехе час. А ну, споем нашу белгородскую народную «Ой, ниточка тоненькая». (Дети поют на два голоса) .

Паренек:

Сядьте рядышком на лавке,

Вместе с нами посидите,

Загадайте нам загадки,

Кто смышленей, поглядите.

Мать:

Цветное коромысло

Над рекою повисло. (радуга)

Сверкает, мигает

Стрелы посылает. (молния)

Белая вата

Поплыла куда-то. (облако)

Его просят, его ждут

А как придет, прятаться начнут.

Мать: А скажите-ка:

Кого боится мышка,

Кто за ней бежит вприпрыжку? (кошка)

А еще чего боится мышка? (мышеловки)

Поиграем в мышеловки.

Паренек:

Здравствуй, Митенька, дружок,

Здравствуй, Васенька, дружок,

Расскажите, где вы бывали,

Расскажите, что вы видали?

Митенка:

Где я только не бывал,

Что я только не слыхал,

Побывал я во всей небывальщине,

Повидал я всю неслыхальщину.

Что лошади в галошах,

Коровы в сапогах,

Что петух в печи,

Пироги печет,

А кошка на окошке

Рубашку шьет.

Васенка: :

Я увидел и услышал

В деревеньке одной,

Что курица бычка родила,

А поросенок яичко снес,

Что на дубу свинья пасется,

И в бане парится медведь.

Мать: Пока мы с вами беседовали, а к нам черный ворон прилетел, просится в калитку. (Выходит мальчик в костюме ворона. Хоровод под фонограмму «Черный ворон») .

Мать: Забегайте-ка быстрее в горницу, да усаживайтесь, да послушаем, кто на язык у нас остер, какие скороговорки вы знаете и как быстро проговариваете.

Дети:

Ри-ри на ветках снегири.

Синичка, синичка воробью сестричка.

Сеня в лесу встретил лису.

Три сороки тараторки, тараторили на горке.

У нас в печурочке золотые чурочки.

Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки.

Колпак под колпаком.

Паренек:

Эй, берите ложки,

Эй, берите дудки,

Эй, берите колотушки,

Эй, берите бубенцы,

Будем, будем играть

И всех потешать!

Исполняют на «народных» инструментах «Калинку».

Паренек: Много игр на посиделках наших. Играем, шутим, поем, пляшем!

2 паренек: В играх не зевай. Смелость, ловкость проявляй!

Мать:

Делу время, потехе час

Поиграем мы сейчас,

Кто веревочку найдет,

Тот к этой девушке подойдет

Игра «Фанты»

Мать: Эй, веселые молодцы и красные девицы, а ну частушки запевайте.

Девочки: : Станем девицы рядком. Да частушки пропоем.

Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем. От подружек не отстанем.

Мальчики:

Эй, девчонки хохотушки,

Запевайте-ка частушки

Запевайте побыстрей,

Чтобы было веселей.

Девочки: :

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Мальчики:

Мы Пушкарские ребята

Мы нигде не пропадем,

Если надо мы попляшем,

Если надо мы споем.

Девочки: :

Ваши ноги косолапы

В такт они не топают,

Посмотрите-ка на наши,

Как задорно шлепают.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

Девочки: :

Мы девчата боевые,

Мы девчата хоть куда,

И работаем на славу

И веселые всегда.

Мальчики:

Просим вас не зазнаваться

Женихи мы хоть куда,

Наши щеки розоваты,

И улыбка весела!

Девочки: :

Все ребята зазнаются

Я жених и я жених

Трали вали и так дале,

И чихали мы на них.

Купил Милке перстенек,

Милка доброй стала,

Позабыл купить платок,

Милка нос задрала.

Уж я топну ногой, да притопну другой,

Выходи ко мне, Ванюша!

Попляши-ка ты со мной!

Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку,

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Меня мама родила

Думала хорошая,

Развернула, посмотрела

Кнопочка курносая.

На окошке два цветочка,

Голубой, да аленький,

Я парнишка боевой,

Не смотри, что маленький!

По деревне мы пошли,

Коленьку увидели,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела!

Извини меня, подружка,

Что к тебе я не пришел,

Штаны папины большие,

А свои я не нашел.

На гулянье собирался,

Мамка супу налила,

А с гулянья возвратился,

Подзатыльников дала.

Мальчики:

Девочки, беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: :

Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли,

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

Мать: Небось, устали частушки петь. Садитесь со мной, и будет вам сказочка: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся - вот и сказка вся. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Настенка: Надо бы каждому молодцу, дать с огорода по огурцу.

Мать: Да пока, вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Настенка: Значит, нам ничего не осталось?

Мать: Коль не вышло с огурцами, угощу я вас блинами (выносит блины) .

Песня «Ой, блины»

Вот хозяюшка идет, идет, идет

Самовар с собой несет.

Не красна изба углами,

А красна, пирогами.

Мать: Приглашаю вас отведать наше угощенье! Ведь чай пить, не дрова рубить.

Самоварптица жар

Кран открывается

Чай наливается.

Ах, какой самовар!

Из него валит пар!

Чай попьем, посидим,

И про чай поговорим!

Мать: Поговорим, поговорим, я буду начинать поговорку о чае, а вы заканчивать.

Чай пить - приятно жить.

Чай пить - не дрова рубить.

Чай пьешь - здоровье бережешь.

Чай усталость всю снимает - настроенье поднимает.

Выпьешь чайку - позабудешь тоску.

Холодно - пей чай.

Жарко - пей чай.

Устал - пей чай.

Мать:

Ах ты, русская душа,

До чего ты хороша!

В хороводе отличись!

И весельем зарядись!

«Хоровод» - танец

Мать: Ну, вот и домой вам пора. А завтра рано утром просыпайтесь. И на работу собирайтесь. «Делу время, потехе час!»

Цель:

  • сделать зону психологического удобства;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворить физические, интеллектуальные потребности;
  • приобщить к народным традициям.

«Долог день до вечера, коли делать нечего»

Зал украшен предметами русского быта, народного творчества. В центре зала – русская изба: в углу бутафорская русская печь, на окнах резные занавески, на столах самовар, глиняная посуда.

Детей встречает Хозяйка (ведущая), одетая в русский костюм. Прихорашивается, в окно выглядывает.

Хозяйка : Зимний вечер темен, долог.

Насчитаю сорок елок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу…

Позову-ка я ребят на посиделки.

Будут пляски, будут песни.

Эй, подруженьки-подружки,

Веселушки-хохотушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные молодцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

(из-за дверей раздается звук бубенцов, смех и пение).

Входят девочки в русских сарафанах .

Хозяйка : Проходите, проходите!

Давно вас поджидаю.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше голову-головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цвет водицу встряхивает.

Хоровод «Со вьюном я хожу» рус. нар. мел.

(раздается стук)

Хозяйка: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорожка.

Добры молодцы идут

Поплясать немножко.

Входят мальчики в русских костюмах, здороваются, кланяются. Встают напротив девочек.

Мальчик: Что-то пляска не видна?

Девочка : Нет, неверно, вот она!

Мальчик : Плясуны не хороши!

Девочка: Сам пойди, да попляши!

Мальчик : Мы присядем, ногу в бок!

Девочка: А мы ногу на носок!

Мальчик: Топотушками пойдем!

Девочка : А мы сядем отдохнем!

Мальчик: С вами мы плясать пойдем!

Девочка: Лучше после отдохнем!

Общая пляска (рус нар мел.)

(дети рассаживаются по местам, все занимаются каким либо делом: вышивают, сматывают нитки, мальчики «плетут сети, вырезают деревянные фигурки» и т. д.)

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится.

Девочка: Игла-барыня, княгиня.

Весь мир нарядила.

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

Девочка: Она тонка, да длинна,

Одноуха, остра,

Одноуха, остра

Всему миру красна!

Девочка: Хвостик нитяной

Тяну-тяну за собой.

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит.

Хозяйка: Какова пряха,

Таково на ней рубаха.

Хозяйка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Кафтан прожег (показывает рубаху с дырой)

Хозяйка: Починить можно?

Мальчик: Да иглы нет.

Хозяйка : А велика ли дыра?

Мальчик: Остались ворот, да рукава.

Хозяйка: Ты пирог ел?

Мальчик: Нет, не ел.

Хозяйка: А вкусный был?

Мальчик: Очень! (поглаживает живот)

Хозяйка: Где песня льется,

Там легче живется.

Запевай песню шуточную,

Шуточную, прибауточную.

Песня «Во кузнице» рус. нар. мел.

(мальчики поют, девочки – шумовой оркестр )

Под веселую музыку входит Коробейник с подносом, на подносе подарки: ленты, расчески, зеркальце…

Коробейник : Здравствуйте, лебедки! Здравствуйте, молодки!

Ребята-молодцы, веселые удальцы!

А тари, тари, тари.

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги -

Куплю Маше серьги

Останутся пятаки -

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики -

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки -

Куплю Маше подушки.

Хозяйка: Ой, ой, проходи, да на нас посмотри, что принес, покажи.

Коробейник: Да принес я много чего, хочу одарить вас своими подарками.

Но сначала покажите, какие вы ловкие.

На игру вы выходите,

Свою ловкость покажите.

Удальцов я одарю,

Что принес им, подарю.

Русская народная игра «Гори ясно»

(Коробейник одаривает детей ленточками, свистульками и т. д. )

Девочка: Как у наших у ворот собирается народ.

Девочка : Где веселый народ, тут и наш хоровод.

Инсценирование песни «Как у наших у ворот» рус нар. мел.

(молодец на «коне», девица у ворот стоит)

Хозяйка: Круглолицы, белолицы

Славно танцевали,

А теперь я хочу,

Чтоб все вы поиграли.

Русская народная игра «Горшки»

Хозяйка: Сядем рядком,

Да поговорим ладком!

Ну-ка, кто пословицы да скороговорки

Мастак рассказывать:

«Долог день до вечера, коли делать нечего.»

Дети: (по очереди )

  1. Кто труд любит, спать не будет.
  2. Не привыкай к безделью, учись рукоделью.
  3. Глаза страшатся, а руки делают.
  4. Всяк годится, да не на всякое дело.
  5. Кто мало говорит, тот больше делает.
  6. Плохи дела, где сила без ума.

Хозяйка: Ну-ка, красные девицы, позабавьте добрых молодцев!

Танец с платочками рус. нар. мел.

Хозяйка: Молодцы, я за это подарю вам песню русскую, раздольную.

Помню, как певали в избах. Красота! Женщины, сидя у кудели

пели или девушки за селом, или же пока не засветлело

мужчины – за праздничным столом.

Взрослые, которые тоже сидят тут же в русских сарафанах поют песню.

Песня «Ой, со вечора, с полуночи» рус. нар мел.

(раздается стук)

Входит цыганка.

Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.

Да вы, милые, не бойтесь меня.

С добром пришла, вам правду скажу,

О будущем расскажу.

Хозяйка: Заходи, заходи, коль с добром пришла,

Мы гостям все рады!

Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например: («Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут» и т. д.)

Цыганка: А за ласку вашу, я спляшу для вас.

Цыганский танец.

Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти..

До свидания. (уходит)

Хозяйка: Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,-

Маму, дочка, слушайся.

Инсценировани е песни «Пошла млада за водой» рус. нар. мел.

(Солисты - Ваня и Таня, дети - с музыкальными инструментами )

Мальчик: Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

(девочки с платочками, мальчики – руки на поясе)

Девочка: Говорят, они придут,

Говорят, появятся.

Двери отворяются

С улыбочкой являются.

Мальчик: Разрешите в этом доме

Разрешите поплясать.

Я не буду сильно топать

Только буду припевать.

Девочка: Говорят, я боевая

В девках не остануся.

Ох, и горюшко тому,

Которому достануся.

Мальчик : Разрешите мне сплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Девочка: Я частушку на частушку

Как на ниточку вяжу.

Ты подсказывай, подружка,

Если я не докажу.

Мальчик: Плясать пошел

Сапоги дерутся.

Шаровары коротки

Девки засмеются.

Девочка: Что ты, Ваня, плохо пляшешь,

Как ворона на колах.

Все равно не перепляшешь,

Разорвись хоть пополам.

Мальчик: Ах, пятка-носок,

Выковыривай песок.

Ах, бей-топочи,

Что бывало – то молчи.

Девочка: У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа-

Косолапы женихи.

Мальчик: Ах, топни нога,

Топни, правенькая.

Я не вырасту большая-

Буду маленькая.

Девочка: Ох, частушки хороши,

Их поем от всей души.

Но вы тоже не зевайте,

А смелее подпевайте.

Мальчик: На окошке два цветочка:

Голубой, да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Хозяйка: Кто с платочками пляшет,

Да на балалаечке играет,

Тому скучно не бывает.

Общий веселый танец.

Хозяйка приглашает всех гостей и детей пить чай с пирогами.

Св-во о публикации в СМИ Серия А 0002233 ШПИ 62502666132250 дата отправки 16.11.2013г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка музыкального руководителя детского сада»

Цель: Пробуждать интерес к народной культуре. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.

Задачи:

  1. Знакомить с традициями русских посиделок.
  2. Расширять представление детей о различных формах русского фольклора (поговорки, загадки, пословицы, потешки).
  3. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, используемых в русском фольклоре.
  4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на произведения русского фольклора.

Оформление зала напоминает деревенскую избу: русская печка, стол с самоваром, лавки, на боковой стене полки с глиняной посудой.

Оборудование: Русские народные костюмы для детей и взрослых,), корзинка для Маши с платком, сапогами, рукавицами, карусель, сундучок с дымковскими игрушками: курочка с цыплятами, петушок, конь, козлик, подушки, серьги, бусы, павлопосадские платки, шкатулка со скороговорками, угощение для детей: пряники, конфеты, печенье, баранки.

Предварительная работа: разучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, песен, танцев, инсценировок, игр, работа с шумовым оркестром, изготовление народных костюмов, карусели.

Ход праздника

Дети в русских народных костюмах - гости из трёх деревень. В одежде каждой деревни есть своё отличие. Хозяйка встречает гостей на пороге. Звучит русская народная мелодия.

Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Рада видеть вас у себя в гостях, в светлой горнице. Здесь для всех гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю по старинному Посиделками называется. Пожалуйте, гости дорогие, веселья вам да радости!

(Под р.н.м. в зал входят дети 1-ой группы)

Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте, как дома!

Один из гостей: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

Хозяйка: Проходите, горница у меня большая, светлая, всем места хватит. У меня для каждого найдётся и местечко и словечко.

Один из гостей: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку. Входит следующая группа детей)

Хозяйка. Проходите, гости, дорогие! Гостю почёт, хозяйке - честь!

Один из гостей: Туда голуби летают, где их привечают.

(Хозяйка усаживает гостей)

Хозяйка: Собралось у меня гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем лм слышно? Всем ли места хватило?

Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком. Откуда вы пришли, долог ли был ваш путь?

Гости из Веселухина:

Мы пришли из деревни Веселухино.
Где никогда не смолкает веселье.
Где песни и пляски круглый год.
А стоит наша деревня на перекрёстке двух дорог.
Кто не пройдёт - всяк рассмеётся,
Кто не проедет - всяк спляшет.

Гости из Загадкино:

А мы живём в деревне Загадкино.
У нас все избы полны загадками.
А отгадки так и скачут по улицам.
А живём мы и на горке, и под горкой,
И у речки, и у моря,
Чтобы не было никакого горя!

Гости из Потешкина:

А мы из Потешкина!
У нас всё задом наперёд!
Пойдёшь налево, придёшь направо.
Бросишь высоко, летит далеко.
А живём под горой, на берёзе на большой!

Хозяйка: Вот какие вы весёлые! А с чем вы пришли ко мне? Ведь Веселухино - весёлая деревня.

1 гость: А пришли мы с шуточной песней.

Скоморошина «Во зелёном, во бору»

2 гость: Во саду ли, в огороде,
Да при всём честном народе
Веселуху спляшем вам,
А вы хлопайте все нам!

Танец с ложками.

3 гость: Эй, весёлый народ, становись-ка в хоровод!
Будем в селезня играть, самых лучших выбирать!

Хороводная игра «Селезень и утица».

5 гость: Продолжаем мы веселье,
Все бегом на карусели!

Игра «Карусель».

Хозяйка: Спасибо вам, весёлая ваша деревня. А теперь послушаем гостей из Загадкино. С чем вы пришли?

Гости из Загадкино: С загадками!

1. Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)

2. Бел, да не сахар, ног нет, а идёт? (Снег)

3. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц)

Хозяйка: Сразу видна деревня Загадкино. Что ни слово, то загадка. Молодцы! А чем нас порадуют гости из Потешкина?

Гости из Потешкина:

1. Пошла Маша на базар, принесла домой товар:
Маша: (Достаёт из корзины покупки)
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок,
Братьям-соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам-лебедицам - по тёплым рукавицам

2. Курочка-рябушечка, куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи!

Хозяйка: Для дорогих гостей приготовила я чудесный сундук.

Сундучок мой непростой,
В нём товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Весёлые зверюшки.
Вынимаем на показ и ведём про них рассказ.

(Хозяйка достаёт из сундучка игрушки, дети читают про них стихи-потешки).

Хозяйка: А песни потешные вы знаете?

Р.н.п. «Петушок».

Хозяйка: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте-ка песню шуточную-прибауточную.

Р.н.п. «Комара женить мы будем»

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

(Дети по очереди соревнуются. Хозяйка хвалит их)

Хозяйка (Родителям): И для этих гостей, званых да почётных, я приготовила скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Мою шкатулку открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.

(Желающие достают из шкатулки листки со скороговорками, по очереди проговаривают их)

  1. Летят три пичужки через три пустых избушки.
  2. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  3. Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
  4. Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Хозяйка: Ай да молодцы! Славно у вас получается!

Мальчики (собираются в кружок, шепчутся, потом подходят к девочкам и говорят): Приглашаем танцевать!

Девочки (отворачиваются): Не хотим!

Мальчики (руки в боки): Почему?

Девочки (встают и протягивают руки): Подарки давайте!

Мальчики (смущённо отходят от девочек): Какие подарки?

1 мальчик: Ай, Тари, Тари, Тари!

Куплю Маше янтари! (показывает бусы)

2 мальчик: А останутся деньги?

1 мальчик: Куплю Маше серьги! (показывает серьги)

2 мальчик: А останутся пятаки?

1 мальчик: Куплю Маше башмаки! (показывает)

1 мальчик: А останутся грошики?

2 мальчик: Куплю Маше ложки! (Показывает ложки)

1 мальчик: А останутся полушки?

2 мальчик: Куплю Маше подушки! (Показывает подушки)

3 мальчик: А я сквое купил платок, посерёдочке цветок.

(Достаёт из-за спины платок)

Мальчики берут полушалки и приглашают девочек танцевать. Исполняется «Парный танец с платками» р.н.м.

Хозяйка: Всем известно, что подружки - мастерицы петь частушки. И вы, парни, не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Частушки под аккомпанемент шумовых инструментов.

Хозяйка: Ай да бубны, ай да ложки!

Поиграйте-ка ещё немножко.

В исполнении шумового оркестра звучат р.н.п. «Травушка-муравушка», «Подгорка»

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что повеселили, потешили. Да играми и плясками сыт не будешь. Приготовила я для вас угощенье - пряники да печенье, баранки да конфетки. Угощайтесь, детки!

Хозяйка угощает детей.

1 гость: Посидели, повеселились, пода и честь знать.

2 гость: Спасибо, хозяюшка, за веселье, да за угощенье.

Хозяйка: Хороша песня ладом,
А сказка складом.
Посиделкам нашим - конец,
А кто слушал - молодец!

Пришло время расставанья. До свиданья!

Дети: До свиданья!

Под р.н.м. дети выходят из зала.

Поделиться: