Сценарий для детей встреча весны с играми и конкурсами. "Встреча весны"

МКОУ Новобелянская СОШ

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

Праздник весны

Подготовила учитель начальных классов: Орищенко Татьяна Владимировна

Цель : научить выразительно читать стихи, расширить представления детей о весенних явлениях, воспитать любовь к птицам и растениям.

Задачи:

    Приобщить учащихся к культуре через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.

    Способствовать пониманию ценности фольклора.

    Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

    Создать благоприятный музыкальный фон для эстетического развития учащихся.

Ведущий: В природе бывает три весны: весна света, весна травы, весна воды.

Первый ученик : Март, первый месяц весны- весна света. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все больше задерживается солнышко. А 22 марта оно светит целых 12 часов, потому что это день весеннего равноденствия.

Второй ученик : солнышко светит ярче, чем в феврале, но зима не хочет уходить. Соберет на небе тучи, да и завьет метелью, а то морозный денек подбросит, но…

Третий ученик : Как февраль ни злись,

Как ты, март, ни хмурься.

Будь хоть снег, хоть дождик,

Все весною пахнет! (А. Майков)

Четвертый ученик : Небо голубеет, по нему проплывают белоснежные кучевые облака.

Ведущий: А что с деревьями?

Первый ученик : Зеленеют по-прежнему ель и сосна. На тяжелых ветках елей еще снег, но он тает на солнышке. Другие деревья стоят еще голые, только орешник да ива зацвели и разукрасились сережками да пушистыми барашками.

Ведущий: Ну, а под деревьями что делается?

Первый ученик: И здесь снег начал таять, вокруг стволов образовались лунки, а на открытых местах прогалины. На солнечных опушках лесов пробились сквозь талую землю жёлтые цветочки мать- и – мачехи, разноцветные медуницы.

Второй ученик: читает стихотворение «Подснежник». Александровой.

Третий ученик : Прилетели голосистые птицы, грач прилетел первым, а за ним скворцы.

Четвёртый ученик : Мы заботимся о птицах - наших друзьях. Дети исполняют песню «Птичий дом» муз. И. Дунаевского, сл. Высотской

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики скворечники

Мы сколотим из досок.

Пр-в: Тук-тук молотком

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лёд ломается в реке

Птичий домик мы повесим

На берёзовом сучке.

Пр-в: Ждём, ждём, птички, ждём

Прилетайте в новый дом!

Пятый ученик:

Весна идёт с капелями

Ручьи журчат.

«Встречайте, прилетели мы!»-

Скворцы кричат.

Один присел на тополе,

Такой смешной,

В ладони мы захлопали:

«А ну-ка, спой!»

Он посмотрел обижено:

«А мы себе и хижины

Здесь не найдём!»

Кричим ему уверенно:

«Дружок, скворец,

Мы подарить намерены

Тебе дворец.
Его вчера повесели

Мы в школьный сад,

Тебе в нём будет весело,

Ты будешь рад.

Будь, скворушка, хозяином-

Твой дом не плох!

Гостей своих встречаем мы

Всегда тепло! (И. Иванов)

( появляется скворец- молодец в черном костюме и в маске скворца )

Скворец- молодец : Здравствуйте, ребята? Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня ….

Все (хором ): Скворец !

Скворец : Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой надо вам сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живет человек. Селюсь я с колхозником рядом, слежу за его полем и садом – очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец.

Дети: Мы рады тебе, скворец-молодец!

Скворец : Давайте, ребята, вызовем весну песней. (« Дети поют «весеннюю песенку» И. Белоусова « музыка Ц. Кюи»)

(Взбегает весна в ярком платье, украшенная цветами, с венком на голове)

Весна: А вот и я, Весна – красна! Кому я здесь была нужна?

Дети : Нам! Нам!

Весна: (входя в круг) Я – Весна – красна, бужу землю ото сна, наполняю соком почки, на полях ращу цветочки, прогоняю с речки лед, светлым делаю восход. Всюду – в поле и в лесу – людям радость я несу. Кто друг весне – спеши ко мне! Только с уговором, чтобы заслужить мое одобрение, надо прочитать обо мне стихотворение. А ну- ка, кто тут самый смелый?

Иди скорее к березке белой!

(Один за другим выходят ученики, читают стихи о весне)

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стежки да дорожки

И на вербах серебром

Светятся серёжки!

С. Маршак

Ведущий : И вот уже настоящая весна. Выплыло солнышко и раздаёт повсюду свои золотые лучи. Первый луч попал в жаворонка. Жаворонок встрепенулся, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко, запел свою серебряную песенку. (Дети исполняют песню М. И. Глинки «Жаворонок»)

Первый ученик :

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

На солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

В.А. Жуковский

Танец «Пастушок» танцуют 8 девочек и 1 мальчик.

Второй ученик: Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Н. А. Некрасов.

Дети исп. песню « До чего же хорошо кругом», муз. Дунаевского, сл. Некрасовой

Ведущий: Апрель – замечательный месяц. В этом месяце на просторах нашей Родины стоят три времени года: на севере бушует зима, на юге – жаркое лето, а на большей участке нашей страны в полном разгаре весна.

Первый ученик:

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Я. Колос.

Ведущий : 12 апреля – День космонавтики. В 1961 году впервые в мире советский космический корабль «Восток» с человеком на борту совершил полёт вокруг земного шара, благополучно вернулся на землю нашей Родины. Первый человек, побывавший в космосе – летчик, космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.

Первый ученик : Ушёл корабль в космические дали. Мир, словно замер на его волне. Советский человек - Майор Гагарин стал первым космонавтом на Земле.

Ведущий : В воздухе веет тёплый, ласковый ветерок, начинают сеять яровые хлеба. Начинается новый месяц чудесным первомайским праздником-праздником весны и труда.

Весна: вновь весна на всем огромном свете

И опять черемуха в цвету

И подходят, улыбаясь, дети,

К белому пушистому кусту

Вновь весна в Москве, в Софии, в Праге

Вновь плывут высоко облака

Первый самолётик из бумаги

Запускает детская рука

Вновь весна и небо голубое

И плывут высоко облака!

Весна: А какие приметы вы знаете о весне?

Приметы весны

1.С неба солнце светит ярко, верба ранняя цветет. Прилетели трясогузки – будет скоро ледоход.

2. Кукушки стали куковать - морозам больше не бывать. Цветы черёмухи цветут, похолодание тут как тут.

3. Низко ласточки летают – о дожде предупреждают. А летают высоко – значит дождик далеко.

4. Дым из труб и из костра кверху поднимается. Значит, ясная погода завтра ожидается.

5.Если больше, чем обычно над цветком вьется пчел, как бы дождик не пошел.

Загадки.

    Где быстрее тает снег – в поле, или в лесу? (в поле, нет тени)

    Почему в марте вокруг деревьев или столбов воронки? (в марте снег тает от нагретых стволов).

    Где лежит зимой прошлогодний снег? (снег, выпавший до нового года, лежит под новогодним снегом)

    Где гнездятся скворцы, когда скворечников нет? (под карнизами крыш, в дуплах, в земляных норках, в обрывах).

    Для чего скворцы садятся на лошадей, коров, овец? (чтобы пощипать линялой шерсти для выстилки гнезд)

    Почему скворцы за трактором перелетают? (много червей)

    Камни тонут в воде – все знают. А почему иногда камни «тонут» и в земле? (черви разрыхляют почву)

Весна: Прощание с ребятами и пожелание весеннего настроения.

Весенний праздник в начальной школе. (Дети свободно стоят в зале. В руках - весенние цветы, зеленые веточки.)

Загадка

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев, за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

В какое время года так бывает?

Весной !


Ученик 1. Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись! Сыпать снег зима устала, Кап-кап-кап! Весна настала!
Ученик 2. Идет матушка-Весна, отворяй ворота! Первым март пришел, белый снег сошел!
Ученик 3. А за ним и апрель - отворил окно и дверь!
Ученик 4. А как пришел май - солнце в дом приглашай!
Ученик 5.
Светлеет небо, тает снег, Мы вам расскажем о весне!
(Дети поют песню «Весенняя капель»
Ведущая. Сегодня на улице я встретила воробья, он так обрадовался и запел: «Мяу, мяу!» Что? Не так? А как поет воробей? Правильно, воробей чирикает. Воробей был смелый и пел так.
(Появляется Воробей, поет.)
Воробей.
Эй, бескрылый человек! У тебя две ножки! Хоть и очень ты велик, Тебя едят мошки! А я маленький совсем, Зато сам я мошек ем!
Ведущая. Пел воробышек и выпал из окна, а кошка тут как тут! Давайте поможем воробышку спастись! Игра «Воробей, чирикни!»
Один ребенок сидит на стульчике спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Сидящий угадывает, кто это.
Ведущая. Ребята, каких птиц, вестников весны, вы знаете? (Зяблик, грач и др.)
(Выходит Зяблик, на голове шапочка.)
Зяблик. Самой раннею весной Запоет певец лесной. Это зяблик распевает Про любимый край родной! Зяблик первый узнает, Что весна-красна идет!
(Выходит Грач.) Грач. Всех перелетных птиц черней, Он чистит землю от червей, Вдоль по пашням мчится вскачь, А зовется птица - грач!
Ученик 1. Готовы скворечники, можно селиться, Готовы дома-терема! Летите, веселые птицы, Скорей занимайте дома!

Ведущая. А как же звери зимовали? Давайте, ребята, попросим их рассказать.
(Выходят Медведь, Заяц, Лиса.)
Медведь. Без заботы и тревоги Спал медведь в своей берлоге! Вдруг проснулся косолапый, Слышит - каплет, вот беда! Вылез он и видит - лужа! Тает снег, пришла весна!
3аяц. Звери в лесочке дрожали зимой, Некуда было им деться!
Лиса. Пляшут от радости звери - Солнца так много в апреле!
(Звери исполняют веселую польку. На метле влетает Баба-яга.)
Баба-яга. Расплясались! Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу, она вам покажет!
(Свистит. Плавно входит Туча.)
Туча. Этот свет - мне лютый враг! Напущу я тьму и мрак! Не люблю я в мире жить, Да и вам не дам дружить!
(Выбегают «лучики» с цветными лентами, исполняют танец. По окончании музыки выходит Солнышко.)
Солнышко. Я солнышко лучистое, Тепло и свет несу, Улыбки возвращаю вам, И радость всем дарю! (Звучит музыка Вивальди «Весна». Дети-лучики, кружась в танце, выталкивают Бабу-ягу и Тучу из зала.)
Ученик 2.
Солнце светит и смеется, А на землю дождик льется! Дождик, дождик! Поливай! Будет хлеба каравай! Ученик 4.
Будут булки, будут пышки, Будут вкусные ватрушки!
(Выходит Солнышко: в руках большой, яркий цветок, в нем - угощения.)
Солнышко. Солнышко не хмурится, С вас не сводит глаз, Потому что Солнышку Нравится у вас! Примите угощение!
Ведущая.
Спасибо, Солнышко! Мы весну, ребята, встретили, Танцевали и играли. Нам с весною было весело, И она осталась с нами!

«Весна» А. Шлыгин

За леса, за поля

Унеслись метели.

Просыпайся, земля,

И вставай с постели!

Зябко? Ну ничего!

Это лишь начало.

Ведь труднее всего

Скинуть одеяло…

«Весенние ручьи» А. Шлыгин

Это что за хор?

Чудеса!

Побежали с гор

И такой крутой

Был разбег,

Что от песни той

Таял снег!

«Весенние воды» Ф. Тютчев

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед».

Весна идёт, весна идёт-

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

Сейчас, ребята, я проверю, как вы знаете приметы весны.

Я буду называть природные приметы разных времён года, а вы должны определить приметы весны. Приготовьте ладошки, если я назову примету весны – вы хлопаете, если другого времени года – тишина.

1. Прилетели с юга перелётные птицы.

2. Полетел первый снег.

3.Солнце ярко светит.

4. Пожелтели листья.

5. Птицы вьют гнёзда.

6. Заяц оделся в белую шубку.

7. Появились первоцветы.

8. На улице большие сугробы.

9. Дуют сильные, холодные ветра.

10. На деревьях появились листочки.

11. Поспели грибы и ягоды.

12. Проснулись насекомые.

Молодцы, ребята!

«Весна, весна! Как воздух чист!» Е. Баратынский

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жаворонок поёт

Весёлый гимн весне…

Ребята, назовите, кого разбудили тёплые, весенние лучи?

Насекомых, животных, цветы, деревья и т.д.

А. Майков

Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

Последние слёзы

О горе былом,

И первые грёзы

О счастье ином…

А. Майков

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

Как Февраль ни злися,

Как ты, Март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик –

Всё весною пахнет!

«Весенний дождь» А. Фет

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что – то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

«Встреча Весны» сценарий праздника в начальной школе.

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

1-й ведущий.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Ф. Тютчев

(Исполняется музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».)

2-й ведущий.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она,

И ей невольно улыбнулась.

Ф. Тютчев

Цветок Мать-и-мачеха.

Пришел апрель: умчались вьюги.

Дни зимней страды сочтены.

Уж близки летние досуги,

Уж слышен сладкий зов весны.

Пускай грозят еще морозы,

Пусть по утрам на лужах лед, -

Не страшны поздние угрозы,

Зима назад не повернет!

Растаял снег, с пригорка льется

Вода с игривой быстротой.

И солнцу радостно смеется

В лицо цветочек золотой!

Н. А. Холодковстй

3-й ведущий.

Прошли дожди, апрель теплеет.

Всю ночь - туман, а по утру

И мягкой дымкою синеет

В далеких просеках в бору.

И тихо дремлет бор зеленый.

И в серебре лесных озёр -

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

И. Бунин

(Исполняется музыкальная пьеса П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».)

Цветок прострел, сон-трава (подснежник).

Чуть солнце сильней пригревает,

Чуть радостно луг запестрел,

Навстречу весне раскрывает

Свой венчик лиловый прострел.

Стоит он с верхушкою голой,

Как память счастливой поры.

И вместо головки веселой

Торчат лишь седые вихры.

Проходит одна-две недели.

Подули свежей ветерки, -

И смотришь, уже облетели,

Опали его лепестки.

Невольно взгрустнется сердечко,

И смутная дума мрачна:

Как счастье, увы, быстротечно,

Как скоро проходит весна!

Н. А. Холодковский

1-й ведущий.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят.

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Ф. Тютчев

(Стихотворение читается под музыку романса С. В. Рахманинова, написанного на эти слова.)

2-й ведущий.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса,

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют,

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

А. Пушкин

Цветок купальница.

В красе цветочного убора,

Когда вокруг весна царит,

Среди других цветов нам Флора

Тебя, купальница, дарит.

Полураскрытый, золотистый

Бутон, - когда б не желтый цвет, -

Совсем бы розой был душистой,

Но ты ничуть не роза - нет!

Ты просто - сдобная толстушка,

Простой, хорошенький дичок.

Ты деревенская простушка,

Но все же миленький цветок.

Н. А. Холодковский

3-й ведущий.

Есть на полях моей Родины скромные

Сестры и братья заморских цветов:

Их взрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,

А небосклона простор голубой.

Видят они не огни, а таинственный

Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,

Взору и сердцу родные они.

И. Бунин

(Участники в костюмах цветов исполняют вальс под музыку «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».)

1-й ведущий.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет,

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

И. Бунин

Цветок ландыш.

Другие есть цветы, роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры.

Но прелести в них нет таинственной твоей.

П. И. Чайковский

Цветок черемуха.

Черемухи кистями

Обвешаны кусты.

Сквозь листья, меж ветвями -

Везде цветы, цветы!

Она цветет с приходом

Красавицы весны,

Ее душистым медом

Леса напоены.

Красою белоснежной

Цвети и мед свой лей!

Недолог цвет твой нежный,

Но сердцу тем милей!

Н. А. Холодковский

Папоротник.

В лесной глуши, под елью темной,

В тени развесистых ветвей

Разросся папоротник скромный

Красою перистой своей.

В лесу цветов душистых много:

Усеян ими холм и дол, -

Но кто, скажите ради бога,

Видал, чтоб папоротник цвел?

Преданье есть - оно не ново -

Что в ночь Иванову, раз в год,

Он может цвесть; кто «знает слово»,

Лишь тот цветок его найдет.

В цветке фантазии народной

Сокрыто истины зерно:

Природы тайной благородной

Владеть не каждому дано.

Она доступна лишь тому,

Чей дух познанья жаждет вечно,

В ком есть любовь и страсть к нему.

Н. А. Холодковский

Цветок анемона.

Белой анемоны

Праздничный убор

Разукрасил склоны

И холмов, и гор.

Вешний цветик дивный!

Взор ласкаешь ты

Прелестью наивной

Светлой простоты.

Вся природы сила,

Вся любовь вполне

Лик свой отразила

В этой белизне.

В ней сквозит, блистая,

Девственно чиста,

Истина святая,

Жизнь и красота.

Н. А. Холодковский

2-й ведущий.

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся. Веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

А. А. Фет

Цветок купена.

На изумрудном коромысле,

В тени берез, осин иль ив,

Кувшины белые повисли,

Светло-зеленый край склонив.

Листами длинными прикрыты,

Струя миндальный аромат,

Из-под тенистой их защиты

Они задумчиво глядят.

В своей мечтательности скромной,

Купена, неги ты полна!

В тебе со всей любовью томной

Краса весны отражена.

Н. А. Холодковский

(Чтение стихов сопровождается музыкой П. И. Чайковского - пьеса «Баркаролла» из цикла «Времена года».)

Цветок шиповник (роза).

Во дни роскошного расцвета,

Когда приходит жар и зной,

Шиповник, милый вестник лета,

Пленяет нас своей красой.

Одно лишь худо, - что колючки,

Есть у шиповника всегда,

И о него поранить ручки

Совсем не редкая беда.

Как будто вечную угрозу

Таит он в розовых устах...

Н. А. Холодковский

Все участники монтажа.

Идет-гудет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум.

1-й ведущий.

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако; все зелено —

И воздух и вода!

Идет-гудет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум!

2-й ведущий.

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят.

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса:

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой.

3-й ведущий.

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен...

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему.

Идет-гудет зеленый шум,

Зеленый шум, весенний шум.

Н. А. Некрасов

«Ранняя весна» Художник И.Остроухов

Весна пришла! И всё преобразилось в природе. Природа ожила. Побежали, зажурчали весёлые ручейки, по раскисшим дорогам вышагивают носатые грачи. Дни стали длиннее, а ночи короче. Деревья стряхнули с себя остатки зимнего сна и потянулись к солнцу. Привет тебе, Весна!

В начале праздника звучит песня Татьяны Морозовой «Весёлая капель»:

«Весна-Красна идёт и песенку поёт,
А в песенке свирель,
Весёлая капель…»

Загадка:
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ: Весна

Здравствуй Весна-Весница, Красная Девица!
Ждали мы тебя немало.
— Весна, где ты так долго пропадала?
— В зимней чащобе зимовала,
— Огород городила,
— Краски заводила,
— Зарю величала,
— Солнышко встречала.

— Весна-Красна! На чём пришла?
— На кнутике, на хомутике.
— Покинь сани, возьми воз.
Мы поедем в глубиночку –
Весне поклониться,
Из родника напиться.

Литературная композиция на тему «Признаки Весны»

В зале звучит вальс Ф.Шопена «Весне навстречу»

Ведущий: Все знают, что должна прийти весна. А по каким признакам можно определить, что Весна-Красна вступает в свои права?

1 признак. Снег потемнел, побурел и под воздействием солнечных лучей начал таять.
«Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения Весны!»

2 признак. Появляются первые проталины – характерный признак весны.
«Появились под снегом проталины,
Холода и метели — долой,
Снеговые сугробы развалены,
День длиннее, светлее весной».

3 признак. Зажурчали серебристые ручейки, на реке движется лед.
«Шумят ручьи! Блестят ручьи!»
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд»

4 признак. Просыпается от долгого зимнего сна природа
«Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы»

5 признак. Весной воздух чистый и свежий, а небосклон – лазурный.
«Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он»

6 признак. Из дальних краёв на родину возвратились перелётные птицы

«К нам весна пришла опять,
Могут птицы прилетать.

Почему пичужка
Запела у окна?
По-то-му что
Весна!»

«Отходили свое, отгуляли метели,
Отшумела в оврагах вода.
Журавли из-за моря домой прилетели,
Пастухи выгоняют стада.

7 признак. Весной появляются и радуют глаз первоцветы
«Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…»

Послушаем «Детскую сказку о весне» —

Весенние загадки

Я в мороз висел сосулькой,
Был колючий, как кинжал,
А теперь запел, забулькал,
По ложбинкам побежал.
Ответ: ручей
Автор загадки: Г.Скребицкий

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Ответ: черёмуха

Другие загадки о Весне-Красне можно посмотреть

Песни о весне

Пришла весна красная,
Пришла весна ясная:
С солнышком, с ливнями,
С песнями дивными.

Звучит песня о весне «С моря-океана, с острова Буяна…»

С моря-океана,
С острова Буяна
Весна-Красна идёт,
Теплое лето несёт…

Выразительное чтение

Послушаем рассказ о весне… (текст рассказа )

«Весна – это удивительное время, когда растения, животные - братья наши меньшие, стряхивают с себя затяжной зимний сон. В ложбинках и овражках журчат серебряные ручейки. Весна приходит к нам с задорным солнцем и теплом… »

Картины великих русских художников о весне

К. Крыжицкий «Повеяло весной»
К. Крыжицкий «Весна»
А. Венецианов «На пашне»
И.Левитан «Март»
А.Саврасов «Весна»
И.Грабарь «Берёзовая аллея»
И.Грабарь «Мартовский снег»

Заключительное стихотворение праздника

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

Поделиться: