С какого возраста исповедуются дети. Как подготовить ребенка к первой исповеди

Епитимьи ни в коем случае не следует бояться: она не является наказанием, а служит лишь средством уврачевания ран, нанесенных человеку тем или иным грехом, средством борьбы с укоренившимися благодаря долгому навыку страстями. Благоразумный священник всегда следует важнейшему врачебному принципу — «не навреди», и не налагает на кающегося бремени чрезмерно тяжелого, неудобоносимого. Бывают, правда, случаи, когда священники молодые или же просто «горящие ревностью не по разуму», пытаются извлечь соринку из глаза другого человека посредством удара бревном (см.: Мф. 7 , 4-5). То есть дают ему непосильное молитвенное или постническое правило, либо отлучают от Причастия на слишком долгий срок, так что кающийся по злохитрому умыслу сатаны оказывается поглощенным чрезмерной печалью, чего так опасался в свое время сам апостол Павел, сначала позаботившийся об исправлении, а затем — об утешении одного из членов церковной общины, впавшего в страшный даже по тем временам противоестественный грех. Если подобное (то есть встреча со священником не очень опытным и осторожным) произошло, то необходимо обратиться к духовнику и опытному, и искусному, имеющему доброе свидетельство как от верующих, так и от своих собратий, с тем, чтобы испросить у него совета и наставления.

Вообще же под епитимьей обычно понимается или определенное молитвенное правило, или посильный подвиг — поклоны, пост, или временное отлучение от Причастия. Но повторимся еще раз: главный принцип назначаемой епитимьи заключается в том, что она должна служить не делу разрушения, а делу созидания души христианина, должна не уязвлять, а врачевать. Конечно, для человека с чувствительным самолюбием и сравнительно легкая епитимья может быть непростым испытанием, однако если он смирится с ней, она, безусловно, принесет ему пользу.

С какого возраста дети должны исповедоваться перед Причастием? Как научить ребенка исповедоваться?

Принято считать, что впервые ребенок должен исповедоваться перед Причастием по достижении семилетнего возраста. Этого правила лучше всего и придерживаться. С некоторой лишь оговоркой: бывают дети, которые и в шесть лет обладают настолько ясным сознанием и душевным развитием, что могут по-настоящему серьезно и вдумчиво исповедоваться, а бывают и такие, что в восемь лет совершенно не понимают, чего хотят от них родители, когда подводят к аналою с Крестом и Евангелием. И вполне разумно одних допустить до исповеди несколько раньше, а от других не требовать того, к чему они еще не готовы, поскольку формализм в духовной жизни неприемлем и может принести огромный вред, взращивая в христианине с младых ногтей самого настоящего фарисея.

Научить человека исповедоваться - не так уж и легко. Не только дети, но и вполне взрослые прихожане исповедоваться не умеют. И огромную ошибку допускают родители, когда требуют, чтобы дети исповедовались по некоторому - формальному же - списку вопросов. Тем более неприемлема такая уродливая практика, когда папа и мама «надиктовывают» ребенку его исповедь и он твердит ее раз за разом, слово в слово, словно заезженная пластинка, не давая себя даже труда понять, что значит тот или иной названный им грех.

Куда важнее учить не исповедоваться, а жить по совести, причем учить не набивающим оскомину назиданием, а собственным, ярким и красивым примером. Когда совесть жива, сильна, она остро ощущает всякую совершенную нами неправду, и это ощущение рождает покаяние подлинное - глубокое, искреннее, сопряженное с ненавистью к греху и желанием от греха избавиться и более его не допускать. Это в равной степени относится к исповеди как детской, так и взрослой.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли если очень стесняешься просто записать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений, во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо записать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось произнести их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать грех как он есть самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя зачитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к Таинству так «материалистически». «Выходящий из уст змей» — образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его перед Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит — посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно произносить грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Как нужно вести себя в день Причастия? Правда ли, что нельзя чистить зубы в этот день?

Не только в день Причастия, но и в каждый день своей жизни христианину необходимо помнить о том, что каждое мгновение он находится перед взором Всевидящего Бога. Нет ничего — ни во внешних поступках его, ни в сокровенности души,— что не было бы ведомо Господу и вместе с тем не было бы значимо для Него, ибо все, что касается человека, касается, как поразительно сильно сказано в молитве преподобного Серафима Вырицкого, зеницы Божиего ока .

Но день Причастия все же особый, это день теснейшего единения со Христом, когда мы принимаем Его в себя в Его Пречистых Тайнах и имеем в нас «живуща и пребывающа». Соответственно и особенно внимательными к себе мы должны быть до и после Причащения, особенно остерегаться, как бы не прогневать Господами своими делами, словами и мыслями и не лишиться слишком скоро того Дара, который преподал Он нам в этом величайшем Таинстве

Вопрос же о чистке зубов, равно как и другие из этого ряда - о том, можно ли есть рыбу, выплевывать вишневые косточки и пр., - вряд ли является самым существенным. Хотя ради благоговения и некоторой естественной предосторожности можно от всех таких действий воздержаться. Помня, впрочем, что после Причастия мы специально принимали запивку и кусочек просфоры или артоса и не поддаваясь панике, если вдруг вечером по рассеянности все же почистили перед сном зубы.

Здравствуйте! Вчера причащала сына (ему 3,5 года). До этого ребенок болел (проблемы с желудком), я специально хотела его причастить, чтобы быстрее выздоровел. Причащаю его регулярно. Он выстоял почти всю службу, причастился, выпил запивочку. Но когда слушали проповедь, поперхнулся (жевал просфорку), и его вырвало. Вытерли все тряпкой и забрали, чтобы сжечь. Но я не сообразила, что одежду тоже надо было сжечь, и выстирала ее. Нужно ли мне теперь что-то делать с этой одеждой? Что делать, чтобы такие случаи больше не повторялись?

Думаю, что об этом происшествии обязательно надо упомянуть на исповеди. Приносить ли одежду в храм для сожжения? - Сейчас, после того, как Вы ее выстирали, наверное, уже не надо. Из Вашего рассказа можно понять, что вырвало ребенка просто из-за того, что он поперхнулся просфорой. Если так, то вины Вашей в этом нет и на будущее можно смотреть, пожалуй, лишь за тем, чтобы кусочек просфоры не был слишком большой. Если же его вырвало из-за желудочного заболевания, то, конечно, благоразумней было бы подождать сначала, пока он не поправится вполне, а уже затем вести на Причастие. Не исключено, что Вы могли погрешить в том, что отнеслись к Таинству слишком «утилитарно»: «чтобы быстрее выздоровел», и потому Господь попустил искушение. Впрочем, это лишь мое предположение.

Как быть, если ребенок капризничает перед Причастием? Причащать ли его или привести в другой день?

Разумнее будет посмотреть на состояние ребенка. Попытаться успокоить и, если это удастся, то все же причастить. Только принять при этом необходимые меры предосторожности: покрепче держать ручки, ножки, головку и даже попросить кого-то в этом помочь. Если же ребенок буквально заходится в крике и никак не успокаивается, так что есть риск толкнуть Чашу, то Причастие лучше отложить до другого дня. Но, разумеется, надо потом, придя домой, разобраться в себе - ведь чаще всего такое поведение ребенка во время Причащения связано не столько с его самочувствием, сколько с жизнью родителей. Всегда похвально желание папы и мамы чаще причащать сына или дочку, но не менее необходимо регулярно исповедоваться и причащаться им самим.

До какого возраста допускается кормить младенца перед Причастием?

До того момента, когда он объективно уже сможет обходиться без этого приема пищи.

Может ли мирянин несколько дней подряд причащаться Святых Христовых Таин, не исповедуясь (скажем, в воскресенье исповедовался, с воскресенья по субботу ежедневно причащаюсь без исповеди, только вычитывая правило)?

Хотя в наши дни достаточно говорится и пишется (и вполне, надо полагать, справедливо) о необходимости более частого Причащения, все должно иметь разумную меру. Если избегать крайностей и принимать во внимание советы многих опытных духовников, то можно рекомендовать причащаться раз в одну-две-три недели — в зависимости от духовной ревности и чистоты жизни конкретного человека, а также — от мнения того священника, у которого он исповедуется. Более частое Причащение возможно в случаях, когда «встречается» несколько больших церковных праздников, или на Страстной Седмице Великого поста, или при каких-то особых обстоятельствах в жизни человека (тяжкая болезнь, невыносимая скорбь и т.п.), но только - по совету и благословению священника. В таких случаях действительно можно исповедоваться однажды, а в последующие дни, если никаких крупных грехов не случилось, причащаться уже без исповеди.

Если я хочу причаститься на ночной (Рождественской или Пасхальной) службе, то с какого времени надо воздерживаться от пищи и воды?

Какой-то единой нормы на этот счет не существует, но «традиционно» принято в канун таких дней есть не позже семи-восьми часов вечера. Если же есть возможность, то лучше поупражняться в воздержании и последний раз потрапезничать еще раньше — днем. Но тут каждый должен правильно рассчитать свои силы, чтобы если после ночной службы разговение в трапезной храма не предусматривается, не изнемочь и не принести вреда своему здоровью.

Имеется в виду текст, который считается духовным завещанием прп. Серафима Вырицкого «От Меня это было». Он составлен как беседа Бога с душой человека: «Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего». Цит. по: От Меня это было. М.: Данилов мужской монастырь. 2007. — Ред .

Димакса , 03.01.07 20:16

Моему старшему сыночку в этом году исполнится 7 лет и он не сможет уже причащаться без поста и исповеди. Подскажите как вы готовили своих деток к такому важному шагу, как первая исповедь, поделитесь опытом.

Анна Хрусталева , 10.01.07 16:18

Мы готовиться начали лет наверное с пяти Просто дочка спрашивала, что такое исповедь, почему я на исповедь хожу и почему взрослым нельзя без исповеди причащаться. А я потихоньку отвечала. И о том, что такое грех, она имела уже некоторое представление.
Поэтому когда подошел возраст - 7 лет - она знала, что будет исповедоваться, и давно уже знала - в чем именно.
Волновалась, конечно, но и хотелось одновременно.
А сама я параллельно читала во взрослых книжках то, что попадалось по теме детской исповеди. И усвоила два основных правила: первое - не указывать ребенку, в чем он должен исповедоваться (потому что тут самое важное - чтобы он сам осознавал то или иное свое действие как грех), и второе - соблюдать тайну исповеди, то есть не расспрашивать о том, что он говорил и что ему сказал батюшка.

А насчет поста - увы, у нас пока не получается. Максимум - в многодневные посты нее есть конфет.
А утром перед причастием до недавнего времени дети завтракали, лишь недавно стали ограничиваться кусочком хлеба, или половиной чашки кефира.
Плохо конечно, но иначе они пока не могут.

nadюшка , 10.01.07 21:44

Есть замечательная брошюра "Беседа митрополита Антония Сурожского от исповеди и причащении детей. Брак и семья" Мне она помогла многое осмыслить.

Мой старший только подходит к этому возрасту, поэтому проблема для меня тоже актуальна.

georgiz , 18.05.07 12:12

Эта тема для меня очень актуальна. Старший мой ребятенок растет.

Я никак не возьму в толк как сделать так, чтобы исповедь стала необходима детскому сердцу, а не маминому/папиному желанию?

Вот мои мысли по этому поводу

1. Я уверен, что очень важно - и это важнее исповеди - привить ребенку любовь к храму, доверие к священнику и любовь к Причастию.

2. Главное, чтобы вся семья периодически причащалась, чтобы Причастие было радостью, трудом и делом всей семьи.

3. Я категорически против того, что ребенок смотрел на исповедь как на некий "атрибут", некое "условие" подготовки к Причастию. Исповедь - это нравственное перерождение и до него надо созреть и суметь оценить плоды исповеди.

4. Я всеми силами буду стремиться, чтобы первая исповедь ребенка была у такого священника, который дорог и уважаем во всей семье. Но уважаем не как некий гуру, способный заслонить авторитете родителей, а так же умеющий доверять родителям и семье в целом.

5. Я убежден, что традиция исповеди ребенка может и должна проистекать из традиции исповеди родителей, а не из регламентаций кого-либо и эта традиция никак не может быть регламентирована для ребенка. Подтолкнуть ребенка к исповеди - дело семьи, но регламентировать эту сторону жизни должен он сам, только тогда это будет плодотворно для его души.

6. Результатом исповеди ребенка должны стать некоторые личные и созидательные, более того даже дружеские (но не панибратские) отношения со священником.

7. Мне лично не нравится то, что есть некоторый срок начала исповеди - 7 лет. В разных семьях разная практика исповеди и Причастия. Я считаю, что это дело супругов, а не церковной власти определять, когда ребенку исповедоваться.

8. Я уверен, что исповеди должна предшествовать доверительная беседа священника и ребенка, чтобы священник смог ребенку поведать о своих "требованиях" к процедуре исповеди и ребенок был готов к этому.

9. При всем сказанном выше необходимо помнить, что христиане причащаются только потому, что они христиане. Если человек не отпал от Церкви через нравственный разврат и через ересь, то он имеет право причащаться, когда захочет. Это я к тому, что срок введения ребенка в традицию исповеди никак не может сказаться на участии ребенка в Евхаристии. Семья должна задать некоторый ритм причастия всей семьи (хотя бы раз в месяц/два, но это дело семьи) и этот ритм не может завесить от исповеди/неисповеди кого-либо из семьи.

Анна Хрусталева , 18.05.07 13:20

Это очень хорошие принципы, но на деле получается, что ребенок без исповеди причащаться не может. А исповедоваться каждую неделю-две, то есть в том же ритме, в каком он раньше причащался, он может быть еще не готов... Что же получается? Исповедь становится скучной обязаловкой?
Мы-то взрослые, готовимся всю неделю (ну или хотя бы дня 3), читаем правило, обдумываем исповедь. А ребенку просто говорим: завтра пойдем в храм. И он идет, повинуясь родительской воле (или упрямится и не хочет идти). И как тут привить ребенку ответственное отношение к исповеди? Как сделать ее самостоятельной? Ребенок еще слишком мал, чтобы идти в храм самостоятельно, когда возникнет потребность; в то же время, как иначе приучать ребенка к церковной жизни, если не собственным примером, беря его с собой?

georgiz , 18.05.07 13:56

Вот я и говорю об этом же...

Для себя я решил так.

Если мы не раздели исповедь и Причастие, то ничего у нас не выйдет.

Если мы не спросим себя зачем ребенку исповедываться и зачем Причащаться, то тоже ничего не выйдет.

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию. А это не может быть регламентировано ритмом родителей. Поэтому приучение ребенка должно иметь собственный ритм никак не связанный ни с родительским, ни с Причатием. Священники обязаны причащать детей из церковных семей и даже не интересоваться возрастом чада и временем исповеди. А дело духовника (если он есть) и семьи неспешно вводить ребенка в традицию исповеди.

Димакса , 18.05.07 17:33

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию.


Покаянию мы начинаем учить ребенка гораздо раньше 7-ми лет, ведь когда мы говорим ему.......извинись.....попроси прощение.., то это уже покаяние. Тяжело(для меня) объяснить ребенку вообще понятие греха. Я говорю, грех- это плохой поступок, грубое слово, плохо про кого-то подумал. Достаточно ли этого для ребенка? Сами то мы понимаем, что осознание греховности это более глубокое чувство.
Детям, где вся вся семья воцерковленная, думаю попроще, там ежедневно все живут церковной и молитвенной жизнью. Но у меня не такая семья и поэтому нам сложнее.

ellena , 18.05.07 22:08

Вижу часто одну семью у нас на приходе. Там старший мальчик исповедуется с 4 лет. Совершенно искренне, так страдает, то братика младшего побил, то маму обидел. Он так громко говорил, что невольно слышали. Сейчас ему уже 6. К своим 7 годам он таинство покаяния осознал наверное по полной программе. Можно будет моих к нему на ликбез отправлять. А моей Ниночке 4,5, пока еще рановато, но очень боится исповеди. Когда мы ходим, она все видит, и как мы дома готовимся видит, но покаяться не может даже на уровне, чтобы просто попросить прощения у мамы, папы или сестры.

georgiz , 21.05.07 14:29

Я тут с одним моим знакомым говорил на этут тему. М вот Александр (его так звать) сказал, что у нас наблюдается такая тенденция: когда ребеном мал и исповедь ему не очень-то нужна, его приучают к ней. А когда ему становится лет 14 и выше, и ему действительно бывает нужна исповедь, то более 90% детей из церквоных семей на исповедь не ходят.

Вот Вам постановка проблемы. Выходит, что исповедь малых детей больше нужна родителям, и такие исповеди не воспитывают детей (я не беру единичные исключения).

Танюшик , 21.05.07 21:39

Мне кажется, это такой как раз момент, когда ребенок должен осозновать свои отношения с Богом. Что их может что-то разделять, что надо уметь просить прощения, что надо уметь "дружить", быть честными в этой дружбе. Потому что иначе это как-то вот... ну обесценивается, вроде идешь к батюшке сказать, что не слушался маму. Ну почти что... папе признаться, что маму не слушался - всё одно. Т.е. получается, к Богу вроде и отношения это не имеет.
Я коряво изъясняюсь, простите.

georgiz , 22.05.07 12:31

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Опыта в этом вопросе я не имею. Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди. Я и сам-то для себя все больше вопрошаю себя, особенно в контексте частой исповеди. Ответы найти ой как трудно...

АльКин , 24.05.07 12:46

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди.

А каков опыт участников форума?


мне когда-то попалась на глаза статья Алексея Уминского и я запомнила только одну вещь,что очень трудно объяснить ребенку в чем каяться и невозможно на ушко маме ему все сказать, чтобы он пошел и отчитался, так ребенок начнет формально ко всему относится-я кстати увидела это в своем ребенке когда именно так и поступала-я даже планку ему выше чем себе ставила-мол "Ванечка,cыночек, давай все скажи батюшке-не утаи смотри"-а сама сидела и не могла пойти на полную исповедь-все тяну и тяну....а его застращаю и прямо толкаю....оказывается, поговоря, со многими мамами в воскресной школе-мы многие так поступаем-...хочется думать,что это от нашей земной любви идет,от человеческого ума-мы то искренне думаем что так спасем ребенка-а это неправильно
-cамый главный индикатор греховности -это стыд-вот за что ребенку стыдно-за что у него на сердце тяжесть и "кошки скребут "-пусть сам в том и исповедуется и ни в коем случае толкать нельзя-вот тогда я перестала приседать на уши,именно так и объяснила,что священник такой же человек,но ему от апостолов и потом через епископов передан сакральный священный дар от Господа прощать и только через исповедь и разрешительную молитву все отпустится-вот там вроде начались какие-то подвижки и как то он стал сам тянуться -просто потребность теперь у него личная-пойти и все сказать-единственное-у нас проблема -я вижу что он как будто, сняв груз опять делает часто тоже что и делал-
опять практически те же грехи и что с этим делать? - вижу, что потом по моим молитвам через какое то время опять просится в Церковь-насколько ему все формально? я понимаю что невозможно ему совсем не грешить-ребенок он эмоциональный и харАктерный как мы все в семье,но пока радуюсь и этому -может потом и созреет-все-таки вижу, что старается-пыжится первый день после исповеди не повторять и опять по этому же поводу не грешить-но на следующий день-уже меньше и меньше помнит и пошло-поехало как всегда.... потом опять по кругу- опять вдруг его как жечь начинает и опять:- "Пошли мам в Церковь"в общем мы воробьиными шашками к этому осознанию идем и ой с какими падениями,а потом у нас и самих с мужем исповедь всегда очень трудно идет,а ведь все из семьи пляшет....вот и сами себя нудим, но его уже не толкаем-он сам на наши страдания смотрит и видит,что нельзя жить человеку с тем, что стыдно и не снять это-а то как снежный ком закрутит и еще сильнее пойдут искушения посильнее-мне вот говорит:"Мама-ты вот не такая гневливая, как часто ходишь-а как не ходишь долго-прям вредная становишься"-а мне так трудно именносвою гневливость исповедовать.......видит деть действие исповеди и причастия-сама поражаюсь и радуюсь этому-надеюсь что мои дети вырастут лучше чем мы с мужем-мы только во взрослом состоянии с мужем первый раз несколько лет назад исповедовались-а они с младенчества-вот и открывает им Господь гораздо больше-я от ума еще много что делаю,от книг и умствований -а у детей-уже вижу как от сердца прямо направляет...-еще он стал прощения у нас за непослушание стал просить перед исповедью-это тоже радует меня,что именно сам.
вот нашла в сети тот отрывок протоиерея А. Уминского который мне тогда запомнился--->

"Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: "А тебе бывало когда-нибудь стыдно?". "Да", - отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: "Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее". Стыд - самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только "плохие поступки" омрачают детскую жизнь. Подчас "плохие мысли" больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: "Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать". Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. "Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть", - должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он - это разные вещи, что злые помыслы - это не его мысли и нельзя принимать их как свои. "Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их", - так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу - значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно."

Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию материалов, посвященных теме участия детей в Таинствах Церкви. Статья профессора Московской духовной академии и настоятеля Храма св. мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова касается деликатного вопроса детской исповеди.

1. Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться

На мой взгляд, довольно важным проблемным моментом в сегодняшней жизни Церкви является практика детской исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи. Как писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка - нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него - видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

2. Как часто нужно исповедовать ребёнка

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет; «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то наверное можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а прочее - давать им благословение на причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму.

3. Насколько часто надо причащать маленьких детей

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве - «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

4. Родительское участие в подготовке к исповеди

5. Как научить ребенка правильно исповедоваться

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства - священник. Ведь покаяние - это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей - объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, - в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

6. Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства - процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится - и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения - боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

7. Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться. И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

Это только некоторые моменты, связанные с современной практикой детской исповеди, которые я изложил просто как приглашение к тому, чтобы мы прдолжили это обсуждать и, вероятно, в очень слабой дискуссионной форме. Но хочется, чтобы люди в значительной степени более духовно опытные и десятилетиями имеющие духовническую практику, высказались бы по этому поводу.

Особенности детской исповеди

Начну со случая, происшедшего на исповеди с девочкой семи-восьми лет. Она подошла к исповеди и, как многие дети, замолчала. «Какие у тебя, Машенька (имя изменено), грехи?» – спросил я ее. Честно глядя мне в лицо, она без тени сомнения ответила: «А у меня их нет». «Ну, может быть, хоть какие-то, Маруся, найдутся?» – допытывался я. «Нет», – последовал еще более, чем в первый раз, уверенный ответ. «Ну ты хоть, Марусенька, каешься?» – «Нет, не каюсь», – спокойно отвечала мне девочка.

Какая радость – слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека. «Почему?» – спросите вы. Да потому, что она сказала самую настоящую правду. Нет у нее грехов ни в правом кармане, ни в левом, ни даже на столе, и в них она не кается, потому что не в чем. И даже не понимает она, что это такое «должна каяться», что такое «грех».

«А что это такое?» – спросила она потом о грехе. С разрешения мамы и самой девочки и памятуя о том, что кого-то может заинтересовать этот случай, я решил написать о нем в этой статье. Правдива душа Машеньки. Маленькая девочка сказала то, что многие-многие взрослые люди (включая и меня, конечно, в первую очередь) не говорят из-за своей псевдостеснительности, забывчивости или даже незнания грехов.

Другой пример. К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: «Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу… не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор…» Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные. Конечно, почерк-то детский, но написано все с ее слов. После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: «Все это написала твоя мама». – «Да нет, батюшка, я сам написал», – возразил мне ребенок. – «Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама». – «Да, это правда», – ответил он. «А теперь скажи мне, Саша (имя изменено), были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова “плохо” он понимает.) Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: “Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном”». И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался… Вот почему я хотел бы обратиться с просьбой к родителям маленьких детей: «Дорогие папочки и мамочки, когда вы пытаетесь помочь ребенку подготовиться к исповеди, не забывайте, что он просто в силу возраста многого не понимает».

А после прочтения над ребенком разрешительной молитвы подошла ко мне его мама и стала жаловаться на сына: «Вы знаете, батюшка, он у меня исповедуется каждый месяц и все равно продолжает грешить. Вот какой у меня сын-то нехороший. Не может отказаться и от одного, и от другого… И причащается он, и исповедуется, и все равно продолжает грешить. Сколько раз я ему говорила, чтобы он исправился, а он – никак». Еще сказала мне, что сын ее исповедуется неискренне. Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.

Но особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. Если правда и непосредственность, с которой говорят дети, останутся в их душах, то и они исправятся, ну а если будут, как попугаи, повторять, что им сказани другие, исправление затянется.

Дети часто молчат на исповеди. Священник спрашивает: «Ну ты хоть каешься?» «Я не знаю», – отвечает ребенок. Но, я думаю, даже на молчаливого ребенка можно наложить епитрахиль и простить ему грехи. И молчание их считается покаянием.

Очень важно дать ребенку ощущение свободы. Ты – свободен и поэтому вправе сам выбирать – зло творить или добро, и ты вправе исповедоваться так, как ты считаешь нужным. Если чувство свободы подавить в детстве, внушая ребенку, что и как он должен говорить на исповеди, то он станет не лучше, а хитрее. Это само по себе насилие над духом человека. Когда мама или священник из-за псевдолюбви заставляют детей на исповеди говорить «как надо», не учитывая их возрастные психологические и психиатрические особенности, то первое время ребенок поступает так, как от него требуют, но потом, как правило, отходит от храма, потому что это – не его волеизъявление.

В моей практике было очень много примеров тому, как, взрослея, ребенок отходил от церкви, а мама удивлялась: «Мы с самого раннего детства ездили по монастырям, источникам, молились, а сейчас ребенок даже слышать не хочет о храме». А почему? Потому, что не внесена была радость в церковную жизнь через маму. Не внесено было чувство свободы, особенно необходимое для мальчика. Были нарушены главные каноны Православной Церкви – любви и свободы. Я бы даже поставил сегодня свободу на первое место. Потому ребенок и отходит от веры, что буквой убивается дух. Потом, может быть, и вернется в Церковь молитвами матери, собственными страданиями, искушениями. Но мы уже сейчас должны трудиться над тем, чтобы детскую душу наполняла радость от посещения храмов, богослужений, формировать в ребенке чувство свободы и любви.

А теперь самое главное. Исповедь – это тайна, и тайна, дорогие мои родители, сия велика (Еф. 5, 32). На исповеди присутствуют исповедующийся, священник и Господь. Что именно вкладывает Господь в душу исповедующегося, в сердце священника, неизвестно никому. Только одному Богу. Хорошо или плохо прошла исповедь, правильно или неправильно каялся исповедующийся, судить не имеет права никто, потому что это – Таинство, и как оно свершилось и свершилось ли оно, не знает никто: ни священник, ни тот, кто исповедуется, а только Бог. И если мы подходим к исповеди человека, особенно ребенка, памятуя о том, что это – тайна, то знаем и то, что к Таинству нельзя подходить с человеческими мерками.

Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права. Почему? Да потому, что у нас самих-то исповедь слабая. Если бы у нас была большая вера и сильная исповедь, мы могли бы горы двигать и после покаяния не грешить. Но мы слабы, и говорит с ребеночком о покаянии, скорее, наша немощь, а потому и бываем мы часто похожими на тех, кто, не будучи каменщиком, берется строить дом, не будучи моряком, пытается переплыть бушующий океан.

Все начинается с простого и благоговейного отношения к чаду: оно – создание Божие, и подходить к нему для назидания надо с миром. Отвечая ребенку на вопрос: «Для чего мы исповедуемся?» – можно сказать: «Чтобы быть ближе к Богу, чтобы Господь мог нам помочь». Исповедь – это общение с Богом, а о Боге с ребенком надо говорить просто, искренне, с любовью и без чувства превосходства.

Из книги Детская исповедь [Как помочь Вашему ребенку] автора Орлова Екатерина Марковна

Протоиерей Артемий Владимиров. О детской исповеди Теперь, будучи священником, принимая на исповедь и больших и малых, часто вспоминаю ту минуту, когда я встал с колен после своей первой Исповеди. И ныне, видя пред собой преображенные лица, глаза, сияющие невыразимым

Из книги Частный детский сад: с чего начать, как преуспеть автора Зицер Наталья

Впустить в себя свет (Еще об исповеди у владыки Антония) «Ко мне приходит ребенок и говорит:– Я всматриваюсь во все зло, которое во мне есть, и не умею его искоренить, вырвать из себя.Я его спрашиваю:– А скажи, когда ты входишь в темную комнату, неужели ты машешь в ней

Из книги Душа вашего ребенка. 40 вопросов родителей о детях автора Нефедова Марина

Плохая бонна или обрусение детской? Проблема изучения иностранного языка в дошкольном возрасте – так ли она нова? Так же, как большинство проблем, связанных с воспитанием и образованием. Это ясно видно из полемики, которую в середине XIX века вела Аделаида Симонович с

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Жестокость в детской – У Сашки в классе скандал, – рассказывает Борису Наташа. – Опять избиение, на сей раз Карину в туалете избили, все это на видео сняли и в интернет выложили.– Наш там засветился?– Да нет, там одни девочки ее били. Наш ни при чем, но я вообще в ужасе. Они

Из книги 150 развивающих игр для детей от трех до шести лет автора Уорнер Пенни

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Из книги Как отучить ребенка врать автора Любимова Елена Владимировна

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги автора

Перестановка в детской Сделайте в комнате у ребенка маленькую перестановку и посмотрите, сможет ли он определить, что изменилось?Что понадобится: Детская комнатаОсваиваемые навыки Когнитивные / мыслительные навыки Развитие речи и словарного

Из книги автора

26. Не существует «детской» еды Да, во Франции можно найти куриные наггетсы, рыбные палочки и пиццу. Но все это – случайная еда, в ежедневном меню детей таких блюд не встретишь (как и картошку фри – французы называют ее frites). Родители прилагают много усилий, чтобы дети не

Из книги автора

Законы детской дружбы «Друзья… не главное, здоровье в первую очередь», – говорит одна бабулька, привычно отправляясь с четырехлетним внуком на прогулку в лесопарковую зону. «Вот пойдет в школу, там и заведет друзей», – размышляет не очень общительная мама, читая

Из книги автора

Этикет на детской площадке Этикет возник как некий компромисс, позволяющий членам общества гармонично сосуществовать вместе. На детской площадке, где собираются люди разного происхождения, воспитания, образования и достатка, тем более необходимо вырабатывать

Из книги автора

Из книги автора

Оформление детской Варианты бесконечны – так же как и удовольствие. Крепко держитесь за свои кредитные карточки, путешествуя по стране фантазий. Здесь и фамильная кроватка на четырех ножках, в которой, возможно, выросли десятки ребятишек в вашей семье. И деревенский

Из книги автора

Потоки из детской чашки Поскольку на этом этапе рефлекс выталкивания языка может еще не исчезнуть у ребенка полностью, выпирающий язык может мешать губам герметично обхватывать чашку, и поэтому часть жидкости будет течь поверх языка и вытекать из уголков рта.

Детская исповедь. Православное воспитание детей

(Размышление о воспитание детей священника Илии Шугаева – многодетного отца)

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обязательно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые.

Очень важно родителям подготовить ребенка к первой исповеди. Ребенка нельзя принуждать к исповеди - покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди - это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их.

Обычно исповедь происходит перед причастием, поэтому воцерковленные дети исповедуются примерно один раз в две-три недели. Исповедоваться можно и без причащения. Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Исповедь совершается перед Крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.

Хотелось бы, что бы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у Креста и Евангелия - это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». Как в кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и сидит медсестра, которая помогает врачу, так и на исповеди мы стоим на исповеди перед Богом - Врачом наших душ - и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь - это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь - это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Хотя ребенок должен понимать, что исповедоваться можно любому священнику, поскольку не священник принимает наше покаяние, а Бог, тем не менее желательно, чтобы у ребенка был духовный отец, то есть священник с которым он мог бы посоветоваться и решить свои духовные проблемы. Чтобы посоветоваться, выбирать священника можно и нужно. Как врачи бывают разной специальности - кто-то терапевт, кто-то хирург, кто-то дантист. И каждый специалист лучше разбирается в своем круге болезней. Также и духовники могут отличаться по тому, кто какие душевные болезни лучше видит и может помочь. Кому-то из священников легче понять ребенка с его проблемами, кому-то подростка в переходном возрасте и т. д. Поэтому лучше, если ребенок выберет сам какого-нибудь из священников и будет с ним советоваться. Этот священник в этом случае будет духовником, а ребенок его духовным чадом. Это не значит, что теперь нельзя ни с кем больше советоваться. Любой священник, как и любой взрослый, имеет жизненный опыт и может дать совет и к нему надо прислушиваться, а потому можно советоваться с другими людьми, если вы их уважаете. Просто легче советоваться с тем, к кому у тебя уже есть доверие, и кто уже немного знает тебя и твою семью.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на бумаге, по которой можно прочитать грехи на исповеди.

После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди.

При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т. д… Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой - совесть.

Для ребенка от 7 до 12–13 лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

Грехи по отношению к старшим . Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

Грехи по отношению к младшим . Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам . Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

Обязанности . Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

Вредные привычки . Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

Грехи по отношению к Богу . Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался матом. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Поделиться: