С чего начать закаливание ребенка от 3. Как правильно закалять ребёнка в домашних условиях пошаговое закаливание

3627

Как закалять ребенка со слабым иммунитетом (советы доктора Комаровского). Иммунитет ребенка – мощный «экран», который должен защищать его от болезней, помогать восстанавливаться в случае заболевания. Дети со слабым иммунитетом подвержены огромному количеству простудных заболеваний.

Слабый иммунитет может стать следствием:

  • отсутствия грудного вскармливания;
  • неправильного питания;
  • приема иммуномодулирующих препаратов.

Как правильно укреплять иммунитет

Современная медицина предлагает различные препараты для профилактики заболеваний, но чаще всего лекарства (так называемые «фероны» ) оказывают противоположное действие, нарушая функции организма.

Можно укреплять иммунитет с помощью продуктов питания и коррекции рациона (добавить натуральных витаминов (фрукты, овощи), продукты пчеловодства, ягоды, орехи).

Одним из самых простых и эффективных способов укрепления детского иммунитета считается закаливание. Причем, закаливание – это не просто обливание холодной водой, а целый комплекс процедур.

Зачем закалять детей

Закаленный ребенок:

  • реже болеет простудными заболеваниями;
  • легче переносит тяжелые заболевание и операции;
  • лучше развивается;
  • более активен, спортивен, энергичен.

Закаливание укрепляет иммунитет ребенка, но не гарантирует стопроцентной защищенности от болезней. Закаленные дети тоже болеют, но гораздо реже и легче.

Закаливание как образ жизни

Об укреплении иммунитета закаливанием чаще всего задумываются родители часто болеющих детей. Ослабленный организм ребенка не может противостоять заболеваниям, поэтому происходит заражение.

Стоит отметить, что закаливание – это не единичное мероприятие, а образ жизни , поэтому свои привычки нужно будет поменять не только ребенку, но и родителям. Образ жизни детей должен быть приближен к естественному (прогулки на свежем воздухе, правильное питание, активные игры).

Что вредит иммунитету

Прежде чем поговорить о процедурах закаливания, стоит остановиться на распространенных родительских ошибках, которые мешают нормальному формированию иммунитета. Самые распространенные ошибки.

  1. Одежда не по погоде. Причем, чаще всего родители «кутают» детей, одевая зимой майку, несколько теплых кофт, куртку с теплой подкладкой, теплый шарф, закрывающий половину лица, летом – теплый комбинезон и курточку. Все это препятствует нормальной терморегуляции, ребенок потеет и заболевает.
  2. Переедание. Ребенок должен есть столько, сколько он сам хочет, не нужно бегать за ним по квартире с ложкой, уговаривая съесть «за маму», «за папу».
  3. Отсутствие прогулок. Лишение прогулки – один из распространенных способов наказания ребенка. Свежий воздух лучше всего укрепляет иммунитет. Дети, которые выходят на прогулки в любую погоду, болеют, как правило, реже.

С чего начать

Начать стоит с правильной организации самого закаливания:

  1. Результат не зависит от того времени года, когда закаливание начато, поэтому начать можно в любое время;
  2. Закаливающие процедуры должны носить регулярный характер (повторяться в одно и то же время ежедневно);
  3. Ребенок должен быть абсолютно здоров, если ребенок болен следует подождать, поскольку процедуры закаливания могут навредить.

Купание в прохладной воде

Этот вид закаливания самый популярный. Применять его можно в первого месяца жизни ребенка. Начать нужно с постепенного уменьшения градуса воды, в которой моется малыш (до 36-34 градусов), после которого ребенка обливают водой на 1-2 градуса холоднее той, что была до этого в ванной. После процедуры малыша нужно завернуть в теплое полотенце, слегка растереть.

Температурный режим зависит от возраста ребенка, сезона.

  1. Дети до года (зимой - 36-30 градусов, летом – 35-28);
  2. До 3 лет (зимой – 34-28, летом – 33-24);
  3. До 5 лет (зимой – 33-26, летом – 32-22);
  4. До 8 лет (зимой – 32-24, летом – 30-20).

Показатели температуры воды примерны, они могут быть скорректированы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Воздушные ванны, прогулки, солнечные ванны

Воздушные ванны особенно полезны грудничкам. Они укрепят иммунитет, улучшат состояние кожи. Если позволяет погода, воздушные ванны можно устраивать на улице, в весенний, осенний, зимний период процедуры можно проводить дома. Ребенка нужно полностью раздеть, оставить полежать голышом 5-7 минут (температура воздуха 22 градуса).

Продолжительность воздушных ванн стоит постепенно увеличивать до 15-20 минут, снижая температуру до 16-14 градусов.

Полезно для иммунитета ребенка пребывание на улицу в солнечную погоду (голову, плечи стоит защитить одеждой). Можно ходить босиком (профилактика плоскостопия).

Не стоит забывать про ежедневные прогулки с ребенком. Эта простая мера способна укрепить иммунитет.

Плавание

Особенность плавания в сочетании нагрузки на организм с закаливающим действием прохладной воды. Малышам до года нужно плавать – 1-2 минуты, 4-5 лет – до 10 минут.

Плавать можно в бассейнах и открытых водоемах (температура воды от 22 градусов).

Физические нагрузки

В физической активности нуждаются все дети. Это не обязательно серьезные занятия спортом. Очень активным детям достаточно будет только утренней зарядки с небольшим разогреванием мышц, растягиванием, тогда как спокойным малышам нужна будет дополнительная активная деятельность.

Конечно, дети не будут самостоятельно делать упражнения, родителям придется разработать комплекс упражнений для ежедневного занятия с ребенком. Для того чтобы зарядка прошла весело и быстро можно использовать детскую музыку.

В двух словах…

Для укрепления слабого иммунитета ребенка нужно:

    ежедневно гулять (в любую погоду);

    не принуждать есть;

    поощрять физическую активность;

    приучать ребенка к соблюдению режима (режим умственной работы и физические нагрузки нужно чередовать);

    вывозить ребенка за город или на речку при любой возможности;

    ежедневно устраивать грудному ребенку воздушные ванны.

Правила очень простые, но их соблюдение порой требует кардинальной перестройки режима и ребенка и родителей. Закаливание принесет пользу тогда, когда оно будет приносить удовольствие, а не станет ежедневной повинностью.


Как известно, закаливание - это своего рода тренировка способностей организма приспосабливаться с помощью естественных природных факторов, а именно: воды, воздуха, солнца.

Также в качестве закалки используются закаливающие диеты. Как правило, одним способом закаливаться трудно, так как наиболее благотворно на организм человека, в частности ребёнка, влияет именно синтез различных факторов. Закаливание ребёнка 4 лет также должно быть разнообразным. Главное помнить, что если Вы начинаете закалку с нуля, то делать её нужно плавно.

Одним из самых эффективных видов закаливания является закаливание водой. Укрепление иммунитета достигается холодными ваннами и купаниями, контрастным душем и влажными обтираниями. При этом закаливание ребёнка в 4 года предусматривает температуру воды около 26°С. Постепенно снижая её на градус, Вы дойдёте до 17-18°С. Продолжительность обтирания влажным полотенцем и душа не должна превышать 1-2 минуты.

Эффективно закаливание ребёнка в 4 года и в форме контрастного обтирания. При этом используется вода температурой 4-6°С и 40-41°С. Кроме того, четырёхлетнему ребёнку полезны будут полоскания рта и горла отварами лечебных трав комнатной температуры, которую следует постепенно снижать на градус.

Не менее эффективно и закаливание воздухом. Благотворное действие связано с разницей его температуры и температуры тела ребёнка. Закаливание ребёнка 4 лет таким образом, заключается в принятии воздушных ванн. В тёплое время года они проводятся на улице, в холодное - в комнате. Начинать такое закаливание нужно, раздевшись до майки, трусов и носков. Через две недели после начала можно закаливаться в одних трусах. Проводить ванны нужно через полтора часа после принятия пищи, а заканчивать за полчаса до принятия. Наилучшее время для таких процедур - это период с 9 до 12. Температура воздуха должна быть не ниже 12°С и не выше 27°С. Продолжительность процедур для четырёхлетнего ребёнка не должна превышать 40 минут.

Очень полезны для ребёнка прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Начиная с четырёхлетнего возраста можно начать практиковать и сон на свежем воздухе. При этом температура воздуха должна быть в пределах 20-25°С. К этому времени дети уже должны быть закалены обтираниями, холодными душами и т.д.

Продолжительность принятия солнечных ванн очерчена теми же временными рамками, что и воздушные. Однако в этом виде закаливания необходимо иметь при себе платок или панамку для покрытия головы, во избежание солнечного удара. Также важно, чтобы во время закаливания происходило облучение всех частей тела. Закаливание рёбёнка 4 лет таким способом гарантирует насыщение растущего организма столь необходимым ему витамином D.

Как Вы уже убедились, в укреплении детского организма, по сути, нет ничего сложного. Нужно лишь ответственно подходить к делу, выполняя ежедневные нормы и держа под контролем процесс. Важно знать, что начинать закалять ребёнка в любом возрасте нужно лишь тогда, когда он абсолютно здоров. Идеальным временем года для начала закаливания является лето, однако это непринципиально. Только учтите, что если Вы решили начать закалять ребёнка осенью или зимой, нужно быть крайне осторожным и особенно соблюдать плавность и постепенность. Обязательно придерживайтесь систематичности, не делая поблажек ребёнку, решившему полениться и пропустить один день обливаний или обтираний. Такой, на первый взгляд незначительный пропуск приведёт к снижению реакции детского организма на неблагоприятные условия окружающей среды.

Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, как закалить иммунитет ребёнку. Вы должны понимать, что процедура закаливания благоприятно влияет на укрепление сердца, дыхательной системы малыша, защищает его от частых простуд. Такому ребёнку будет легче адаптироваться в детском саду, а потом в школе. Нужно понимать, чтоб закаливание принесло пользу вашему карапузу, необходимо соблюдать все правила и рекомендации. Если делать что-то неправильно или в несоответствии с возрастом ребёнка, то вы не только не укрепите здоровье крохи, а ещё и угробите его. В этой статье вы сможете узнать, как вести себя, чтоб процесс закаливания приносил пользу, как проводить процедуры, если малыш имеет слабую иммунную систему и как правильно строить процесс, не выходя из дома, без дополнительной помощи.

Правила успешного закаливания

Для того, чтоб процедуры приносили пользу, необходимо соблюдать основные принципы, правила и учитывать возрастные особенности детей. Давайте рассмотрим, как правильно закаливать малыша:

  1. Индивидуально подбирайте для своего ребёнка те процедуры, которые ему больше всего подходят: закаливание воздухом, водой или солнцем (читайте подробнее в статье «Закаливающие процедуры для детей»). Нет надобности, сразу использовать все методы.
  2. Прежде, чем начинать закаливать малыша проконсультируйтесь с врачом, нет ли у вас противопоказаний к проведению таких процедур. Если вам разрешено закаливаться, то не забывайте следить за состоянием здоровья малыша, при малейших изменениях, обращайтесь к доктору, возможно, ребёнку не подходят эти процедуры.
  3. В первую очередь рекомендуется закаливать воздухом, а потом водой и только потом солнцем.
  4. Процесс закаливания можно начинать с малых лет, но нужно учитывать состояние здоровья ребёнка, перенесённые заболевания, особенности нервной системы.
  5. Рекомендуется приучать малыша к закаливанию в тёплый сезон. Важно не переставать закаливать карапуза с наступлением холодного времени года. Если будет сделан большой перерыв — придётся всё начать сначала.
  6. Соблюдайте режим. Важно, чтоб процедуры проходили ежедневно, желательно в одно и то же время.
  7. Действуйте постепенно. Нельзя, например, сразу поставить малыша под душ с холодной водой. Сначала необходимо приучить его к обтиранию и обливанию, причём начинать с тёплой воды и постепенно, по полградуса, снижать температурный показатель.
  8. Безопасность превыше всего. Убедитесь, что малыш одет по погоде, перед началом процедур у него хорошее настроение, розовые покровы тела, тёплые конечности. Также помните о риске того, что можно переохладить карапуза, если дольше нужного держать его в холодной воде или в холодном помещении, а также перегреть его, долго находясь под солнечными лучами.
  9. И самое главное. Одного закаливания будет недостаточно, если у малыша будут отсутствовать здоровый сон, правильное и сбалансированное питание, и хоть минимальные физические нагрузки.

Особенности у детей с новорожденности до года

  1. Когда вы переодеваете карапуза, позаботьтесь о том, чтоб он принял воздушные ванны. Убедитесь, что он не переохлаждается при этом. Температура воздуха в помещении – не ниже 22 градусов.
  2. Когда у карапуза заживёт пупочная ранка, можно начинать уроки плавания.
  3. Делайте ребёнку массаж, это также повлияет на укрепление иммунитета ребёнка.
  4. Трите и потягивайте мочки ушей ребёнка.

Особенности в возрасте от года до трёх лет

В этом возрасте мы продолжаем добавлять новые процедуры:

  1. Активные игры и умеренные физические нагрузки.
  2. Пусть малыш побегает голеньким, минут 10.
  3. Ребёнка в 2 года можно приучать к душу. Начинать с 35-градусной воды, доходя постепенными снижениями до 28 градусов.
  4. Пусть малыш в 3 года начинает бегать босиком. Это не только укрепит иммунитет ребёнка, но и поспособствует правильному развитию стопы, будет хорошей профилактикой от плоскостопия .
  5. Пусть карапуз принимает солнечные ванны, желательно с утра.

Особенности в возрасте от трёх до шести лет

Кроме того, что снижаются градусы при приёме водных и воздушных процедур, добавляются новые занятия:

  1. Делаем десятиминутную утреннюю гимнастику.
  2. Приучайте ребёнка обтиранию, смоченным полотенцем в 28-градусной воде. Постепенно температура снижается.
  3. Ребёнок в 4 года может полоскать рот и горло. Используйте травяные отвары. Начинайте с температуры воды в 35 градусов и постепенно снижайтесь до 18.
  4. Приучаем ребёнка обливать конечности. Начинайте с 28-градусной температуры воды, заканчиваете – 16, не забывайте переход делать медленно и постепенно.

Важно не забывать и о прогулках на свежем воздухе, начиная с первого месяца жизни малыша, и о приёме солнечных ванн. Главное, всё делать умеренно и со знанием, и следить за состоянием карапуза.

Я начинала знакомства своего ребёнка с процедурами закаливания с привыкания к холодному воздуху. Так ещё с пелёнок я приучила малыша находиться, как можно дольше голеньким. Конечно, делала всё постепенно. Также, начиная ещё с первого месяца жизни моего сына, мы с ним регулярно ходили на прогулки, иногда по три раза на день, несмотря на то, какая за окном погода. Естественно, что в сильные морозы я его не выносила на улицу, но мы всё равно выходили на балкон, буквально на несколько минут. Когда сын стал постарше, я приучила его всегда мыть руки и умываться, полоскать ротик. Когда Никитушке было три годика, я начала постепенно снижать воду в ванне во время купания. Ребёнок нормально реагировал на все процедуры закаливания, а купание в прохладной воде ему нравилось значительно больше, чем в тёплой.

Как закалять ребёнка со слабым иммунитетом

Для малышей со слабым здоровьем нужен особый подход и соблюдение определённых правил. Но не стоит думать, что если карапуз имеет ослабленный иммунитет, то и закаливать его не стоит, чтоб хуже не стало. Это неправильное мнение. На самом деле, таких детей нужно закаливать, задание родителей укрепить иммунитет своего карапуза.

Существуют такие правила:

  1. Соблюдайте чистоту в помещении, где находится малыш. Позаботьтесь о том, чтоб в комнате не находились предметы, которые будут накапливать пыль слоями.
  2. Обязательно проветривайте детскую комнату не меньше трёх раз в день.
  3. Необходимо каждый день гулять с малышом, желательно не меньше двух раз за день. Составьте распорядок и ходите на улицу ежедневно в одно и то же время. Но не стоит выводить своего карапуза под сильный ливень, ветер или на мороз.
  4. Позаботитесь о том, чтобы у вашего карапуза было достаточно воды в рационе. Обильное питьё помогает укрепить организм.
  5. Делайте с малышом зарядку. Гимнастика позволяет укрепить не только иммунитет ребёнка, но и опорно-двигательный аппарат.
  6. Приучайте карапуза умываться и мыть руки. Ребёнка постарше научите полоскать ротовую полость и горло.

Кому противопоказано серьёзное закаливание

  1. Малыши с заболеваниями органов дыхательной системы: бронхиты , пневмония , бронхиальная астма.
  2. Карапузы с сердечно – сосудистыми заболеваниями.
  3. Детки с патологиями почек.
  4. Малыши, имеющие проблемы с кожей.
  5. Карапузы с отклонениями в развитии нервной системы.
  6. Если у малыша инфекционная или вирусная болезнь.

Как закалять детей в домашних условиях

Конечно, лучше, когда процедуру закаливания проводит опытный специалист. Например, в детский сад могут приглашать специально обученного человека, который не один год уже проработал с детьми, знает все особенности детской физиологии. Но такое возможно далеко не во всех дошкольных заведениях. В других садиках сами воспитательницы проводят занятия по закаливанию. Однако, не все детки ходят в садик, к тому же приучать к закаливанию можно ещё с грудничкового возраста. Давайте рассмотрим, какие правила необходимо соблюдать при закаливании карапуза в домашних условиях:

  1. Начинайте процедуры () с раннего детства. Пусть они будут минимальными и по большей части ознакомительными, но это уже будет подготовительный этап.
  2. Всё должно быть систематизировано. Составьте распорядок и определите, когда и какие процедуры закаливания нужно проводить карапузу.
  3. Не спешите сразу приучать малыша к резким изменениям температуры, всё должно быть постепенным и изменяться маленькими шажками.
  4. Если при проведении определённых процедур ваш малыш начинает сильно плакать, подумайте, наверное, вы что-то делаете не так. Возможно, вы используете не тот температурный режим и ребёнку просто очень холодно. Кроме того, не всем деткам подходят все типы закаливания, а проводить процедуры насильно не стоит. Закаливание должно вызывать у карапуза только положительные эмоции, а не постоянный страх и стресс, так не будет никакого укрепления иммунитета.
  5. Желательно, чтоб все члены семьи одновременно закалялись. Так малышу будет проще адаптироваться. К тому же, он будет иметь наглядный пример и может захотеть быть похожим на своих родителей или старшего братика.
  6. Дома рекомендуется сочетать водные процедуры с лёгким массажем или гимнастикой. Так вы достигните большего эффекта.
  7. Когда вы только начинаете закаливать карапуза в домашних условиях, нужно убедиться, что ребёнок здоров, чтоб не усугубить его состояние. Может даже лучше сходить на приём к врачу или сдать кинические анализы, чтоб окончательно быть в этом уверенным.
  8. Следите за тем, чтоб ваш малыш не перегревался и не переохлаждался.
  9. Перед началом процедур проверяйте, чтоб ручки и ножки крохи были тёплыми.

Теперь вы знаете, какие правила необходимо соблюдать, когда начинаете приучать ребёнка к закаливанию. Не забывайте, что всё это мы делаем во благо нашим детям, а не во вред. Поэтому, если малышу что-то не нравится, не заставляйте его, попробуйте подобрать другой способ закаливания. Не забывайте, что все процедуры вводятся постепенно в жизнь ребёнка. Желаю, чтоб процедуры закаливания успешно вошли в ваш распорядок! Будьте здоровы!

Зимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливания

Предрасполагающими к частым заболеваниям факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий.

Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым. Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление.

Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно, в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1-2 раз в год.

Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма - улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется радостное настроение.

Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3-10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний.

Основные правила закаливания:

1. Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом.

2. Непрерывность. Если холодовой фактор воздействует на организм систематически, многократно, происходит выработка быстрой реакции кровеносных сосудов на влияние низкой температуры воздуха, воды. Напротив, хаотичность проведения закаливающих процедур, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма, могут привести к противоположному эффекту.

3. Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно.

5. Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая невызывала никаких отрицательных явлений.

6. Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава.

7. При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле - необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию.

8. Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4-5 раз в день, каждый раз не менее 10-15 минут.

9. Детям 1,5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2,5-3 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2,5-3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом.

Специальными закаливающими мероприятиями являются: ультрафиолетовое облучение, гимнастические занятия, массаж, воздушные, свето-воздушные, водные процедуры, в том числе плавание, рефлексотерапия, сауна.

В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному.

Методы закаливания:

1. Воздушные ванны: зимой в комнате, летом на улице при температуре +22+28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2-3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до +16 С.

2. Закаливание солнечными лучами: лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже +22 С. Начиная с возраста 1,5-2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7-10 дней до 20-25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня.

Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха +30 С и выше, ввиду возможного перегревания.

3. Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1-2 минуте. Начинать с рук - от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3-4 года +32 С, 5-6 лет +30 С, 6-7 лет +28 С; через 3-4 дня снижают на 1 С и доводят до +22 +18 С летом и +25 +22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний.

4. Закаливание ротоглотки: полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3-4 раза в день (лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д.). После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0,5-1 С. Начинать с температуры +24 +25 С.

5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20-30 секунд водой температуры +32 +34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до +10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3-6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов.

6. Общее обливание: начинать с 9-10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года +36 С, 1-3 года +34 С, старше 3 лет +33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до +28 С зимой и +22 С летом. Длительность до 1,5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета.

7. Душ: после 1,5 лет. Лучше утром по 30-90 секунд при температуре воды +34 С, постепенно снижая до +28 С зимой, и +22 С летом.

8. Баня (сауна): начинать с одного захода на 5-7 минут на нижней ступеньке (полке), желательно одеть на голову ребенка шерстяную шапочку. В дальнейшем количество заходов увеличивается до трех раз. После каждого захода нужно охладиться в течение 10 минут, лучше под душем. В бане и после посещения её необходимо принимать небольшое количество ягодного морса или фиточая. Посещать баню можно с 2-3 летнего возраста. Противопоказано посещение бани детям с тяжелыми хроническими и врожденными заболеваниями.

9. Плавание: одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора.

10. Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты.

Закаливание можно проводить большинству детей, но предварительно следует обратиться к своему детскому врачу по месту жительства, желательно соблюдение определенной последовательности в наращивании закаливающих нагрузок. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Поделиться: