Русские национальные обычаи. Какие есть обычаи
Обычаи - это исторически сложившиеся в какой-либо местности (или среди определенного сообщества) правила поведения людей в той или иной жизненной ситуации.
Какие есть обычаи
В зависимости от того, к какому именно событию в человеческой жизни они привязаны, все народные обычаи можно подразделить на следующие большие группы:
- свадебные обычаи;
- похоронные обычаи;
- обычаи на крещение ребенка;
- праздничные обычаи (к их числу относятся обычаи празднования церковных и народных праздников - Пасхи, Троицы, дня Ивана Купалы, Святок, Масленицы и т. д.);
- обычаи на закладку нового дома;
- обычаи, связанные с севом и сбором урожая.
Свадебные обычаи
- Свадьбе на Руси предшествует целый ряд обычаев. Всякая свадьба начинается со смотрин невесты. После смотрин в дом невесты засылаются сваты. После того, как сваты договорятся о приданном и получат согласие от родителей невесты, назначается день свадьбы. В день накануне свадьбы устраивается девичник. Во время встречи со своими подругами невеста прощается с прежней незамужней жизнью.
- В первый день свадьбы с утра невеста под жалобные напевы подруг облачается в свадебный наряд. В ее дом заезжает дружка жениха узнать, готова ли молодая к свадьбе.
- После этого визита к дому невесты подъезжает жених со сватами и начинается неотъемлемая и поныне, самая веселая часть свадебного действа - обряд выкупа. Подружки невесты наотрез отказываются отдать жениху будущую супругу, задают ему и сватам шуточные загадки и требуют выкупа за вход в дом и за саму невесту. Заканчивается все это веселье тем, что жених дает подружкам деньги и конфеты, забирает свою невесту и везет ее к алтарю.
- Из церкви новоиспеченный муж отвозит молодую супругу в свой дом, где их на пороге встречают родители жениха с иконой, и караваем в руках. После получения родительского благословения, молодая семейная пара входит в дом, их усаживают на центральное место за столом и вручают им подарки. Затем начинается обильный и долгий свадебный пир.
Похоронные обычаи
- Тело усопшего человека омывают сразу после его смерти. Делают это пожилые вдовые женщины. Омовение можно производить лишь в светлое время суток.
- В доме, где есть покойник, все зеркала завешивают темной тканью.
- Пока в доме лежит покойник в нем не метут пол и не стирают вещи.
- Покойника выносят из дому ногами вперед.
- Когда его несут на кладбище, ни в коем случае не переходят дорогу перед похоронной процессией.
- После похорон во упокой души усопшего устраивают тризну (поминки).
- В вечер после похорон во всем доме обязательно моют пол.
Крестильные обычаи
- Ребенка стараются покрестись в промежуток времени, начиная с восьмого и заканчивая сороковым днем после рождения.
- Крестные мать и отец не могут быть мужем и женой.
- Крестный в день крещения дарит малышу крест и Святую Библию, крестная мать дарит крыжму - вышитую и отделанную кружевом длинную белую рубашечку.
- После крещения обязательно устраивается праздничный обед с большим количеством сладостей - засахаренных орехов, конфет, печенья и сдобных плюшек. Главное угощение такого обеда это крестильная каша - гречка, сваренная на молоке и густо сдобренная сливочным маслом и медом.
Праздничные обычаи
Число праздников так велико, а праздничные обычаи столь разнообразны, что подробно описать их все в небольшой по объему статье просто невозможно. Поэтому расскажем только о самых известных из них.
- На Пасху пекут куличи, красят яйца и делают творожные пасхи.
- В пасхальное утро ходят смотреть, как «солнце играет». На пригорке ожидают восхода солнца и смотрят на поднимающийся из-за горизонта солнечный диск через закопченное стеклышко. Считается, что в это праздничное утро солнце разбрасывает лучи, искрящиеся всеми цветами радуги.
- На Троицу в церкви освящают зеленые ветки деревьев и букеты полевых цветов и обильно украшают ими жилища.
- В ночь на Ивана Купалу для очищения от злых духов прыгают через костер и плещутся в открытых водоемах. В Иванов день собирают лечебные травы, которые согласно народным поверьям, в это время обретают особую целебную силу.
Публикации раздела Традиции
«Детские» русские традиции
Ч то такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции , которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно - о происхождении некоторых устойчивых выражений.
Что такое «принести в подоле»
Кирилл Лемох. Новый член семьи. 1890. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина
Кирилл Лемох. Новое знакомство. 1885. Государственный Русский музей
Иван Пелевин. Первенец. 1888. Государственный Русский музей
В современном языке это выражение означает «родить внебрачного ребенка», а еще 100 лет назад в подолах нередко приносили младенцев замужние крестьянки - в прямом смысле. Будущая мать работала до самых родов, которые могли начаться где угодно.
«В доме справляет всю домашнюю работу, и в поле - вяжет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. Иные женщины рожают, не домесив хлебов. Иные родят в поле, иные в тряской телеге».
Ольга Семёнова-Тян-Шанская, этнограф. Из книги «Жизнь Ивана»
Обычно к такому развитию событий не готовились и вещей для новорожденного с собой не носили. Иногда мать заворачивала ребенка в платок, а иногда просто несла домой в подоле платья или в фартуке.
В «Пословицах русского народа» Владимира Даля встречается выражение «Бычок-третьячок (о баловне). В подоле выношен» . «Носить в подоле» означало также «баловать».
Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»
Аким Карнеев. Крестины. 1860-е. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева
Николай Богданов-Бельский. В церкви. 1939. Латвийский Национальный художественный музей, Рига
Петр Коровин. Крестины. 1896. Государственная Третьяковская галерея
«Помогал» укачивать младенцев Дрёма. В «Словаре русских суеверий , заклинаний, примет и поверий» его описывали как «вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом».
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрёма,
Усыпи мое дитя!
Во многих регионах существовала примета: нельзя качать пустую колыбель. Это якобы могло вызвать у ребенка бессонницу, а у матери - скорую новую беременность. Позже качание пустой колыбели стали связывать со смертью младенца. Подобный запрет и сегодня распространен в Северной Европе, на Кавказе, в Казахстане и других странах. В России его перенесли и на детские коляски.
Время первой стрижки
Кирилл Лемох. Варька. 1893. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Николай Пимоненко. Вечереет. 1900. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Харитон Платонов. Крестьянская девочка (Молоко пролила). 1876. Томский областной художественный музей
В древности волосы стригли по определенным поводам. Например, вплоть до XX века обычай «обрезания косы» бытовал на свадьбах: невесту слегка постригали или расчесывали ей волосы. До наших дней дошли и отзвуки детских обрядов, отмечавших разные стадии взросления. Первый раз ребенка полагалось стричь в год. Считалось, что, если постричь ребенка до года, можно «укротить ум» или «застричь язык» - помешать развитию речи. После года детей стригли каждый Чистый четверг, сажая на шубу - это олицетворяло будущее богатство.
Мышка вместо Зубной феи
Николай Богданов-Бельский. Новая сказка. 1891. Национальный художественный музей республики Беларусь, Минск
Кирилл Лемох. Выздоравливающая. 1889. Приморская краевая картинная галерея
Антонина Ржевская. Веселая минутка. 1897. Государственная Третьяковская галерея
История современной Зубной феи началась в конце XIX века. Сказку о ней создал писатель Луис Колома. Ее заказала для своего маленького сына-короля Альфонса XIII его мать-регентша королева Мария Кристина. За 1000 лет до этого обычай вознаграждать малышей был известен у викингов, которые носили молочные зубы как талисманы на удачу в бою. На Руси подарков в таких случаях не полагалось, однако особый ритуал существовал. Чтобы у ребенка росли крепкие и здоровые зубы, полагалось стать спиной к печке, закинуть выпавший молочный зуб через плечо и сказать: «Мышка, мышка! На тебе костяной зуб, а мне дай железный!»
В семь лет у детей начинался особый возраст. Считалось, что они проходят первый серьезный этап взросления. Если до этого все бегали в рубашонках, а во «взрослую» одежду наряжались только по праздникам, то после семи мальчики начинали носить штаны, а девочки - сарафаны и юбки. С этого времени детей учили грамоте. В былине о богатыре Добрыне Никитиче рассказывалось: «А и будет Добрыня семи годов, / Присадила его матушка грамоте учиться» .
Крестьянская семья воспитывала детей в труде. Им поручали посильную работу: пасти лошадей, загонять скотину, собирать с поля картошку. Девочки оставались при матери и учились разогревать и готовить еду, прясть и нянчить младших детей. А мальчики с этого времени находились при отце и учились мужским занятиям.
Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.
В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.
Основные русские традиции
Русская свадьба
Свадебные традиции древней Руси уходят корнями в языческие времена. Свадьбы внутри и между племенами сопровождались поклонениями языческим идолам, тематическими песнопениями и обрядами. В то время обычаи разных селений отличались между собой. Единый обряд зарождается на Руси с приходом Христианства.
Внимание уделялось всем этапам события. Знакомство семейств, встреча жениха и невесты, сватовство и смотрины - всё происходило по строгому сценарию, с определенными действующими лицами. Традиции затрагивали выпечку свадебного каравая, подготовку приданного, свадебных нарядов, застолья.
Центральным событием в свадебном торжестве по праву считалось венчание. Именно это церковное таинство делало брак действительным.
Русская семья
Русская семья испокон веков принимала и чтила традиции и семейные ценности своего народа. И если в прошлые века в семье присутствовали стойкие патриархальные устои, то к XIX веку такие устои носили более сдержанный традиционный характер, в XX века и в настоящее время русская семья придерживается умеренных, но привычных традиций русского быта.
Главой семьи является отец, а также старшие родственники. В современных русских семьях отец и мать находятся в равных степенях главенства, в равной степени занимаясь воспитанием детей и организацией, ведением семейного быта.
Тем не менее общие традиционные и православные праздники, а также национальные обычаи отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции свадьба, гостеприимство и даже в некоторых случаях чаепитие.
Русское гостеприимство
Встреча гостей на Руси всегда была радостным, добрым событием. Уставшего с дороги странника встречали хлебом-солью, предлагали ему отдых, вели в баню, уделяли внимание его коню, переодевали в чистую одежду. У гостя искренне интересовались тем, как прошел путь, куда он следует, хорошие ли цели у его путешествия. В этом проявляется щедрость русских людей, их любовь к ближним.
Русский каравай
Одним из самых знаменитых русских мучных блюд, которые готовились на праздники (например, на свадьбу) исключительно замужним женщинами и ставились на стол мужчинами, является каравай, считавшийся символом плодородия, богатства и семейного благополучия. Каравай украшается различными фигурками из теста и запекается в духовке, отличается богатством вкуса, привлекательным внешним видом, достойным считаться настоящим произведением кулинарного искусства.
Русская баня
Банные обычаи создавались нашими предками с особой любовью. Посещение бани в древней Руси преследовало не только цель очищения тела, но и целого обряда. Баню посещали перед важными событиями и праздниками. Мыться в бане было принято неспешно, в хорошем настроении, с близкими людьми и друзьями. Привычка обливаться холодной водой после парилки - еще одна русская традиция.
Русское чаепитие
Появление в семнадцатом столетии на Руси чая, не только сделало этот напиток любимым среди русских людей, но и положило начало классической русской чайной традиции. Такие атрибуты чаепития, как самовар и его украшения, делают чаепитие по-домашнему уютным. Распитие этого ароматного напитка из блюдец, с баранками и выпечкой, вприкуску с пиленым сахаром - традиции передавались из поколения в поколение и соблюдались в каждом русском доме.
Русская ярмарка
В традиционные праздничные дни народных гуляний открывали свои двери на Руси различные ярмарки веселья. Что только можно было не найти на ярмарке: вкусные пряники, росписные предметы ремесел, народные игрушки. Чего только можно было не увидеть на ярмарке: скоморохи, игры и забавы, карусель и танцы с хороводами, а также народный театр и его главного завсегдатая ведущего - озорного Петрушку.
1. Введение
2. Праздники и обряды
· Новый год
Празднование Нового года в языческой Руси.
Празднование нового года после крещения Руси
Нововведения Петра I в празднование нового года
Новый год при советской власти. Смена календаря.
Старый Новый год
Новый год в Православной церкви
· Рождественский пост
Об истории установления поста и его значении
Как питаться в Рождественский пост
· Рождество
Рождество в первые века
Победа нового праздника
Как праздновали Рождество на Руси
Изображение Рождества
История украшения ели
Рождественский венок
Рождественские свечи
Рождественские подарки
Рождество на блюдечке
· Масленица
· Пасха Христианская
· Аграфена Купальница да Иван Купала
· Свадебный обряд
Разнообразие русских свадеб
Образная основа русской свадьбы
Слово и предметная среда в русской свадьбе. Свадебная поэзия
Свадебная одежда и аксессуары
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Приложение
Цель:
Изучить взаимодействие языческой и христианской традиций в мировоззрении русского народа
Расширить и закрепить свои знания по данной теме
Задачи:
1. Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов.
2. Систематизация сведений о русских праздниках.
3. Отличие традиций и обычаев русского народа от традиций и обычаев другого народа
Актуальность темы:
1. Проследить тенденции развития народной культуры и ее влияние на повседневную жизнь человека.
2. Выяснить какие из традиций потеряли свою актуальность и исчезли, а какие дошли до нас. Предположить дальнейшее развитие существующих традиций.
3. Проследить, как сочетаются элементы различных культурных эпох
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа - это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля.
Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
В этой работе пойдет речь об обычаях и традициях русского народа. Почему не всей России? Причина вполне объяснима: попытаться изложить традиции всех народов России, втиснув всю информацию в узкие рамки данной работы, - значит объять необъятное. Поэтому было бы вполне разумно рассмотреть культуру русского народа и, соответственно, исследовать ее более глубже. В этой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с историей и географией данного народа и его страны, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее место религиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаях и традициях. Вообще говоря, только под историческим углом зрения может быть понята сущность любого праздника как такового.
Тема обычаев и традиций русского народа, как и любого народа, населяющего Землю, необычайно широка и многогранна. Но она поддаётся и делению на более частные и узкие темы, чтобы вникнуть в суть каждой по отдельности и тем самым более доступно изложить весь материал. Это такие темы как Новый год, рождество, святки, масленица, ивана купала, их связь с культом растительности и солнца; семейно-брачные обычаи; современные обычаи.
Итак, зададимся целью выяснить, как география и история России повлияла на ее культуру; пронаблюдать истоки обычаев и традиций, что в них изменилось со временем, и под влиянием чего произошли эти изменения.
Рассматривая традиции и обычаи русского народа, мы можем понять, в чем особенности их культуры.
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях.
Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.
Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.
Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.
Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
Каждый народный праздник в России сопровождается обрядами и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличаются от церковных празненств.
Большая часть народных праздников возникла во времена еще самого глубокого язычества, когда с богослужебными обрядами соединены были различные правительственные постановления, торговые операции и прочее.
Там, где был торг, там были суд и расправа и торжественный праздник. Очевидно, эти обычаи можно объяснить германским влиянием, где жрецы были в то же время и судьями, а местность, которая отводилась для собрания народа, считалась священной и всегда находилась близ реки и дорог.
Такое общение язычников на сборищах, где они молились богам, совещались о делах, разбирали тяжбы с помощью жрецов бесследно забытым, поскольку лежало в основе жизни народа и сохранилось в его памяти. Когда христианство пришло на смену язычеству, то языческим обрядам был положен конец.
На множество из них, не входящих в состав прямого языческого богослужения, сохранилась до сих пор в форме увеселений, обычаев, в виде праздненств. Некоторые из них постепенно стали неотъемлемой частью христианского обряда. Смысл части праздников с течением времени перестал быть понятен, и наши знаменитые русские историки, хронографы и этнографы затруднялись определить их характер.
Праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Существует несколько видов праздников: семейные, религиозные, календарные, государственные.
Семейными праздниками являются: дни рождения, свадьбы, новоселья. В такие дни вся семья собирается вместе.
Календарные или государственные праздники – это Новый год, День Защитника Отечества, Международный женский день, Всемирный день весны и труда, День Победы, День защиты детей, День независимости России и другие.
Религиозные праздники – Рождество, Крещение, Пасха, масленица и другие.
Для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января, вечером, с восходом первой звезды. Есть даже деревни, селения, где все жители Новый год не празднуют или празднуют его 13 января (1 января по Юлианскому стилю), после поста и Рождества.
А теперь вернемся к истории празднования Нового года на Руси
Празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности. Несомненно, что народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи.
Празднование Нового года в языческой Руси.
Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утвердительного ответа с какого времени начинался отсчет года.