Рождество православное и католическое: в чем разница. Чем католическое рождество отличается от православного

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

У христиан всех конфессий наступило очень важное время - подготовка к одному из двух важнейших праздников - Рождеству Христову . Однако последователи различных ветвей христианства не только отмечают этот праздник в разное время, но и готовятся к нему по-разному.

Христианские церкви, живущие по григорианскому календарю (так называемому новому стилю ), отмечают Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря . По новому стилю живет католическая церковь и все протестантские конфессии. Десять из 15 поместных православных церквей отмечают праздники по так называемому новоюлианскому календарю, который в настоящее время совпадает с григорианским. Все церкви, живущие по новому стилю, а также большинство жителей стран, культура которых основана на западных ценностях, отметят рождение сына божьего в ночь с 24 на 25 декабря 2017 года.

По юлианскому календарю (так называемому старому стилю ) Рождество Христово настанет на 14 дней позже. Верующие, придерживающиеся старого стиля, отметят этот удивительный праздник в ночь с 6 на 7 января .

По юлианскому календарю живут пять православных церквей мира. Это Русская православная церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Вместе с ними встретят Рождество в ночь с 6 на 7 января некоторые католики так называемого восточного обряда и небольшое число протестантов.

Этот вопрос достаточно сложен, особенно если учесть, что празднование Пасхи Христовой у православных и католиков иногда совпадает.

Впервые григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году вместо прежнего юлианского. Это было сделано из-за накопившегося отставания, которое возникло в связи с тем, что в юлианском календаре не учитывались високосные годы.

В советской России григорианский календарь был введен декретом от 26 января 1918 года, однако Русская православная церковь этого так и не признала, хотя попытки такие делались.

В 1923 года большинство поместных православных церквей приняли похожий на григорианский новоюлианский календарь и стали отмечать праздники одновременно с католиками и протестантами. Однако Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона отказались подчиниться этому решению. Таким образом, РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, и большинство россиян, даже далеких от религии, отмечает христианские праздники по юлианскому календарю.

Поэтому католическое Рождество настанет 25 декабря , а православное - 7 января .

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие , то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие - по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи - просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

Как готовятся к Рождеству православные и католики

Православные христиане начинают подготовку к Рождеству более чем за месяц - для этого существует Рождественский пост , который начинается 28 ноября и длится 40 дней - до вечера 6 января . Подробнее о том, как в православии принято соблюдать Рождественский пост, читайте .

У католиков и лютеран подготовка к Рождеству называется Адвент , это время также сопровождается постом и традиционными обрядами, которые носят не только религиозный, но и культурологический смысл.

Что такое Адвент

Адвент (от латинского слова adventus - приход) - это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу похожего на Рождественский пост у православных.

Особенно важен Адвент для католиков - ведь это время духовной и телесной подготовки к празднику Рождества Христова. Тут надо отметить, что если у православных главным христианским праздником считается Пасха Христова , то в западной традиции на первом месте стоит именно Рождество , поэтому все, что с ним связано, для католиков и протестантов чрезвычайно важно.

Адвент длится четыре недели - до католического Рождества, то есть он на примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Во время Адвента у западных христиан также принято соблюдать пост, хотя и не такой строгий, как в православии, а также совершать различные добрые дела.

Первое воскресенье Адвента

Один из важнейших дней перед католическим Рождеством - это первое воскресенье Адвента , которое в 2017 году приходится на 3 декабря .

В этот день зажигают первую свечу в традиционном венке Адвента - Свечу пророчества , которая символизирует связь Ветхого и Нового завета.

Второе воскресенье Адвента

Во второе воскресенье Адвента , которое приходится на 10 декабря , вместе с первой свечой зажигается вторая. Вторая свеча носит название Вифлеемская - она зажигается в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении там Иисуса .

Третье воскресенье Адвента

Третье воскресенье Адвента настанет 17 декабря . Этот день символизирует третья свеча, которая называется Свеча пастухов . Ее зажигают вместе с первыми двумя. Третья свеча посвящена пастухам, которые первыми пришли поклониться младенцу Иисусу.

Сочельник у католиков

В Сочельник - канун Рождества (24 декабря) - зажигают четвертую свечу Адвента , которая называется Свеча ангелов . Эта свеча символизирует божественную сущность Христа.

В Рождественскую ночь в венке Адвента горят все четыре свечи.

О том, как западные христиане празднуют Рождество, читайте в материалах Федерального агентства новостей .

Хотя Адвент считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Во всех населенных пунктах - от пышных европейских столиц до маленьких горных деревушек - устраиваются ярмарки и распродажи, открываются рождественские базары, которые так любят посещать туристы. Все стараются запастись подарками, которые на Рождество принято дарить как детям, так и взрослым.

Рождество Христово считается значимым праздником для христиан всего мира. Это событие знаменует появление на свет младенца Иисуса Христа в древнем городе Вифлеем.

Эту дату отмечают представители разных направлений и конфессий, в их числе католики и православные христиане. Празднование во многом схоже, ведь его объединяет одно событие, но есть и некоторые отличительные особенности.

В чем же заключается разница между празднованием Рождества в западных странах и у нас?

5 основных различий между Рождеством у католиков и православных

Западное Рождество тоже немного по-разному празднуется у католиков и протестантов, а также между другими конфессиями.

Напомним, что христиан на нашей планете больше всего (2,3 миллиарда человек) - это самая распространенная религия в мире. И половина из них - католики, это самая распространенная христианская конфессия. Православных же христиан в 10 раз меньше - по разным подсчетам, 225-300 миллионов.

Итак, о различиях в праздновании Рождества по странам.

1. Дата Рождества

Все христиане отмечают одно событие, так ?

Все дело в системе летоисчисления. Католические церкви исчисляют дату согласно григорианскому календарю (тот же, что мы используем в обычной жизни), а православные христиане в соответствии с юлианским.

Стоит отметить, что так поступает большинство, но не все представители отдельных течений. Например, восточные католики (Украинская церковь) отмечают праздник с 6 на 7 января, а церкви, использующие новоюлианский календарь (поместные) – в ночь на 25 декабря.

Даты 25 декабря и 7 января имеют между собой 13 дней. Именно на столько убежал вперед юлианский календарь по сравнению с точным астрономическим (к которому максимально приближен , используемый нами повседневно). Каждые 400 лет православная церковь убегает вперед на 3 суток от корректного астрономического времени. С 1 марта 2100 года между юлианским и григорианским календарем будет уже 14 дней разницы.

2. Значимость праздника

Для западных стран и Америки, где в основном преобладает католическое и протестантсткое вероисповедание, Рождество является самым важным событием в году. Это семейный праздник, который отмечается довольно масштабно. Верующие за месяц до события соблюдают пост, это ожидание праздника называется Адвент.

У православных христиан, большая часть которых проживает в восточных странах и России, гораздо с большим размахом отмечается Новый год, а на первом месте по значимости стоит религиозный праздник Пасха – воскресение Господня.

Западные люди наряжают рождественскую елочку, а жители бывшего СССР - новогоднюю. После запрещения религии в большевистской России 100 лет назад, россияне просто переместили традиции празднования Рождества на Новый год, включая елку и красно-зелено-блестящие декорации.

3. Рождественское богослужение

У православных проводится одно богослужение, на протяжении всей рождественской ночи, вплоть до рассвета. В России этой службе придается огромное значение, идёт трансляция по телевидению из Храма Христа Спасителя.

Католики же разделили богослужение на три части – одно проводится утром (на заре), другое днем, третье ночью. Прихожане читают Библию и вспоминают ветхозаветные события. Помимо этого, на Западе повсеместно принято исповедоваться накануне праздника. Считается, что перед Рождеством обязательно нужно очиститься от совершенных грехов и простить обиды своим недругам.

4. Рождественские блюда

У каждого течения сложились свои традиции. Главное блюдо на столе у католиков – рождественский гусь. Его фаршируют, запекают и подают с яблоками и черносливом. Частенько гуся с успехом заменяют на утку или индейку. Еще одним традиционным блюдом считается пудинг, политый ромом.

Обязательный напиток на праздничном западном столе - эггног. Этот популярный напиток готовится из яиц, сливок и молока. Возможна и алкогольная версия - с добавлением рома или коньяка. Яичный ликёр можно сделать самим или купить в магазине. Им угощают всех гостей, заглянувших на огонек. Данные блюда характерны для американцев, французов, немцев, англичан и представителей других западных стран.

Представители православия стараются приготовить больше постных блюд из фруктов и овощей, трапеза открывается вечером 6 января, в Сочельник. Обязательна дегустация каши под названием «кутья», а традиционным напитком считается узвар (взвар). Каша готовится из орехов, меда, сухофруктов и зерна. Узвар это витаминный компот из сушеных фруктов. Не обходится праздник без блинов и всевозможной выпечки.

Традиционный рождественский тортик на западе содержит изюм и вишню в сахаре, много рома и орехов.

5. Вручение подарков

Православные дарят презенты и поздравляют друг друга лично, в день торжества.

У католиков принято заранее красиво запечатывать и класть под праздничную елку подарки. Именно они внедрили традицию раскладывать сюрпризы в рождественские носки.

Кроме того, значительно отличается сумма денег, которые представители разных течений тратят на покупку подарков. На Западе, где преобладает католицизм, это около 50 000 российских рублей. В некоторых странах на предрождественский период приходится около половины годовой выручки магазинов.

В России, где в основном исповедуют православие, сумма намного скромнее, всего несколько тысяч рублей, а подарки дарят к Новому году, а не к Рождеству.

Подарки к празднику любят все. Но у нас их дарят но Новый год, а в западных странах на Рождество 25 декабря.

Общие черты Рождества у католиков и православных

У католического и православного Рождества так много различий, неужели нет ничего общего? Кроме события (рождение Иисуса), которое положило начало празднику, все же есть еще несколько общих моментов:

1. Празднование в кругу семьи

У всех христиан, будь то католики или православные, данный праздник является семейным. Раз в год собираются все родственники, чтобы тепло поздравить друг друга за рождественским столом. Во многих государствах Рождество является выходным днем. В некоторых дается 2-3 нерабочих дня в честь праздника, а то и неделя-другая отпуска, когда офис компании не работает совсем. Это прекрасный повод навестить родителей и близких друзей.

2. Все христиане стремятся украсить свой дом к Рождеству

Главным украшением считается рождественская елка, которая символизирует изобилие и плодородие. Существует версия, что ель является отождествлением райского дерева, а разнообразные украшения на ней – плодами изобилия. Фигурки и изображения Иисуса Христа и Девы Марии – все это является незаменимыми атрибутами праздника, как у католиков, так и у православных христиан.

Западные люди настолько масштабно украшают свои дома, некоторые энтузиасты тратят на это все свободные деньги и недели времени. Проводятся конкурсы «рождественских огоньков» с крупными призами в несколько тысяч долларов, где соревнуются как индивидуальные дома, так и целые улицы. Местные мэрии даже организуют бесплатные автобусные экскурсии по местам самых лучших украшений, а отдельные улицы устраивают вечеринки в преддверьи Рождества, чтобы показать свое убранство и немного заработать денег (хотя никогда не отбить вложенного).

Украшение домов к Рождеству. Фото: City of Gold Coast Christmas Lights Competition.

Общий обряд – колядование

Эта веселая традиция широко распространена у православных христиан. Молодежь наряжается причудливым образом, ходят группами по соседям, веселятся на улице, повсюду слышны смех, громкие песни. Так православные христиане прославляют Христа. Стиль празднования немного напоминает Хэллоуин у американцев.

Католики же колядуют более масштабно. В западных странах практикуются организованные рождественские песнопения () за 1-2 недели до 25 декабря, которые проходят в парках, концертных залах, при больших скоплениях людей. Здесь каждый может присоединиться к хору и петь во все горло, есть слух или нет. По телевизору показывают известных певцов, исполняющих традиционные рождественские песни в концерте, как правило, благотворительном. Многие западные поп-звезды выпускают диски рождественских песенок. Рождественские песенки звучат во всех торговых центрах, где часто выступают в предпраздничные дни хоры из школьников или пожилых. По соседям же католики не ходят, хотя к рождественским песнопениям могут надеть красную шапочку с белым помпоном, а также принести свечи, настоящие или электрические.

В западных странах концерты традиционных рождественских песен показывают по телевизору и звезды эстрады считают престижным в них участвовать.

Несмотря на все отличия и общие черты, праздник Рождества Христова занимает важное место в жизни всего христианского мира. И у католиков, и у православных этот день является священным. Верующие стремятся достойно встретить и отметить Рождество. Каждый год празднование этого события сближает миллионы семей, независимо от их вероисповедания, а также наполняет атмосферу теплом и светом.

С православным Рождеством!

Share this article

Католики придумали и приняли григорианский календарь в 1582-ом году. Римский папа Григорий XIII это провернул. План реформы был и до него, но до него не решились.

Сделано это было ради того, чтобы дни весеннего равноденствия астрономические соответствовали календарным. А они постепенно расходились, так как длина года в юлианском календаре не точно соответствовала реальной длине года (в григорианском неточность сильно меньше).

Дата весеннего равноденствия является определяющей для даты празднования Пасхи.

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Связано это с последовательностью евангельских событий.

Вот тут то и начинаются проблемы.

Дело в том, что изначально каждая поместная церковь и даже отдельные общины сами определяли конкретную дату празднования Пасхи. Почему так?

Обратите внимание на слово полнолуние в словесной формуле Пасхалии. Иудеи, как и прочие древние культуры пытались совместить солнечный годичный круг с лунным. Что это и откуда -- кратко тут:

А римляне ко временам Рождества Христова уже догадались, что идеальный лунно-солнечный календарь составить невозможно и решили ориентироваться только на длину солнечного года. Это сделал тот самый знаменитый Юлий Цезарь, откуда и календарь стал называться Юлианским. Авторы календаря -- александрийские (это Египет) ученые во главе с Созигеном. Соотношением месяцев и фаз Луны, которые и породили понятие месяцев, пренебрегли -- теперь полнолуния и новолуния не приходятся на одни и те же дни месяцев. Проблема в том, что лунный цикл (~29,5 суток) не укладывается кратно в солнечный цикл (~365,2425 суток).

Теперь вспоминаем, что для определения даты Пасхи нам требуются данные о полнолунии.

Иудеи поступали в те времена просто -- они во многом пользовались непосредственными наблюдениями.

А как поступать разбросанным в разных далеких городах христианским общинам? Цель -- отпраздновать Пасху в один день (надо сказать, что эта хорошая цель не всегда достигалась ещё и из за политики). Как провести непосредственные наблюдения (а ведь ещё и фактор погоды, и понимающего человека может не быть)? Приняв решение о дате, как успеть от всех получить подтверждение, что они согласны с этим решением основанным на наблюдении?

Вот тут и принимается решение взять за основу Юлианский календарь, и составить как можно более простую формулу которая учтет полнолуния, которых в календаре нет (полнолуния не приходятся на одни и те же числа месяцев каждый месяц, каждый год). По такой формуле даже и на чужой стороне только имея календарь и номер года человек узнает когда ему вместе со всеми отпраздновать Пасху.

Такая формула и была найдена в Александрии. Она была основана на том, что в 433 году до Р.Х. афинский астроном Метон нашел, что каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. То есть полнолуния раз в 19 лет снова приходятся на те же числа месяцев.

Итак, примерно с четвертого века по Р.Х. большинство церквей договариваются считать дату Пасхи по этой формуле. Рождество же празднуется просто 25 декабря.

На самом деле всё сложнее и Рим предпочитал уже тогда использовать свою формулу Пасхалии. Иногда лет на 50 удавалось согласовать даты заранее.

Теперь вернемся к реформе календаря. Составители Юлианского календаря были в курсе о его неточности, но считали простоту календаря более важной и не принимали во внимание такую важность для календарей как непрерывный счет. То есть они считали, что при желании люди просто реформируют календарь снова и всё (как это часто и делалось в Древнем Риме). А ко времени Григорианской реформы люди уже 1500 лет жили с одним календарем и полюбили стабильность:) Поэтому реформа Римского папы была рискованной и, действительно, на новый календарь переходили очень долго, не одна только Россия долго собиралась.

Реформировав календарь и сместя даты, чтобы учесть набежавшую ошибку (равноденствие реальное и календарное) Папа ввел и новую формулу Пасхалии. Но православные церкви её не приняли, так как предпочитали и дальше вычислять дату по едино принятой в православии формуле. Дата Пасхи у католиков с православными и до того часто не совпадала, а теперь разошлись и другие праздники -- Рождество, Крещение и остальные с фиксированной по календарю датой.

На сегодняшний день ситуация стала особенно интересной. Нынешний Римский Папа Франциск этой (2015) весной выступил с сенсационным заявлением (но не оформленным в виде официального решения или предложения), что ради единства в праздновании Пасхи католики готовы принять православную пасхалию и не считают её какой-то неправильной. Это предложение сложно обсуждать, так как, в принципе, если так, то от православных ничего и не требуется, католики могут присоединиться и это хорошо. Т.е. это на деле какое-то дипломатическое заявление в которых мастера и Рим, и Византия.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря , встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

Поделиться: