«Рождественские колядки». Сценарий фольклорного праздника для детей дошкольного возраста

«Рождественские колядки»

Сценарий праздника для детей подготовительной группы (6 -7 лет).

Цель . Расширение знаний детей о русских народных традициях.

Познакомить с рождественскими колядками.

Разучить обрядовые песенки - колядки.

(Зал празднично украшен, в центре стоит новогодняя елка).

Ведущий . Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие! Мы рады вас видеть на нашем празднике. Совсем недавно мы отпраздновали осенние праздники, а теперь к нам в гости пожаловала сама «Зимушка - зима».

(Выходит «Зима»).

Зима . Здравствуйте, ребята.

Я, зима - краса

Ледяная коса

В белой шубе до пят

Буду тешить всех ребят!

Ведущий. Зимушка - зима, что ты нам принесла?

Зима. Глубокие снега,

Святые вечера

Рождество, колядку

День с курину пятку.

Ведущий . Зима за морозы, а мужик - за праздники.

Ребята, давайте вспомним их.

Ответы детей.

Зима. Сначала мы встретили Новый год, а затем Рождество. После Рождества наступают святки. Празднуют их две недели с 7 по 19 января.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, ходили в гости.

Ведущий . А вот шить, вязать, прясть, плести запрещалось, потому что эти дни были святыми.

В эти дни принято было колядовать.

Зима . Ребята, а вы слышали что такое - колядки?

Что ж, придется вам рассказать и, конечно, показать.

Ведущий . Колядки - специальные песенки, в которых прославляли Христа, пожелания на богатый урожай, здоровья и счастья людям. Мало кто знает сейчас эти песенки, но все - таки народные традиции возвращаются.

Зима .В старину люди наряжались: в медведя, в старика, в козу, в Петрушку и ходили по домам, где пели песни - колядки, а хозяева угощали ряженных печеньем, пряниками, конфетами.

Ведущий. Зимушка, присядь, отдохни, посмотрим, как наши ребята колядовать ходили.

Выходят колядовщики, подходят к ширме, стучат.

Хозяйка . Кто там?

Дети. Пришла коляда, накануне Рождества

Коляда, коляда отворяй ворота!

Открывайте сундучки

Подавайте пятачки!

Хозяйка . Расходись по домам, ничего я вам не дам.

Дети. У Ивана то жена, очень жадная была

У ней шуба не зашита

И рубаха не пошита

Да и муж не дюж, лентяй неуклюж.

Хозяйка .Что вы, что вы оставайтесь, чем хотите угощайтесь.

Дети. Мы славные колядовщики

Пришли прославлять, да хозяев величать.

Житья вам до 100 лет, всегда здоровица!

Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые

Ух, какую хорошую колядку спели

Вот вам угощенье сыр да печенье

Сладости, орешки, пряники, конфеты

Угощайтесь, гости дорогие.

Дети. С Новы годом, вас, хозяюшка! Дай бог тому, кто в этом дому!

Вам и каша густа, вам и мед на уста!

Теперь пойдем к Иванову двору. (Подходят к другой ширме).

Коляда, коляда!

Отворяй ворота.

Мы искали коляду во Ивановом двору

Как на улице мороз подмораживает нос

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь, хоть пятак,

Не уйдем из дома так!

Дед. Молодцы! Вот вам угощенье - пряники, конфеты, кушайте детки.

Дети . Живите без бед много - много лет.

Ведущий .(Обращаясь к ряженным) Спасибо за хорошее настроение! Примите от нас угощение! (ведущий подает ряженным поднос с печеньем и конфетами).

Дети . Удачи вам в Новом году и веселья!

Зима . Спасибо вам за приглашение. А теперь пора своими делами заниматься, свои владенья посмотреть.

Ведущий . Всем пожелаем хорошее настроение, загадайте свое желание и пусть оно непременно сбудется.

Евгения Михайлова

Рождественские колядки.

Музыкальные руководители: Михайлова Е. В., Горбатенкова М. В.

Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию сценарий фольклорного праздника «Колядки», предоставляющего детям дошкольного возраста уникальную возможность ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Традицией стало проведение «Колядок» в нашем детском саду. Праздник охватывает всех: в нем с удовольствием участвуют дети, педагоги, все сотрудники – это единое театральное действие, где каждый является актером. Проводится праздник сразу после новогодних каникул, поэтому времени на подготовку немного. Выручает в этой ситуации цикличность народного календаря, который дает возможность детям в течение 3 – 4 лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники и соответствующий им устный и музыкальный материал, объем и уровень сложности увеличивается с каждым годом. Наработанный материал повторяется, расцветая новыми песнями, танцевальными движениями, инсценировками. Для праздника отобран качественный устный и музыкальный материал, в нем есть место шутке, юмору – это облегчает разучивание и делает действие увлекательным и интересным. Устный материал разучивается воспитателями в группе, музыкальный – на музыкальных занятиях. Подготовка к празднику не занимает много сил и времени у детей, т. к. одно и тоже действие повторяется в разных ситуациях: в группе, в музыкальном зале, около кухни, где дети колядуют. Дети, не посещавшие детский сад накануне праздника, активно участвуют, запоминая фольклорный материал в процессе праздника, с удовольствием используют знакомые танцевальные движения, придумывают новые. Все дети и взрослые одеты в национальные костюмы – это создает настроение, особый колорит, делает праздник ярким и запоминающимся. Календарный праздник – это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению ими фольклорного материала, это возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности без излишних физических и психических нагрузок. Самое главное в празднике – дать ребенку понимание важности добра, щедрости, получения радости от того, что делишься, видишь эмоции и радость другого человека. Испытываешь огромную радость за весь коллектив, когда после проведенного праздника приходят дети, которые радость и впечатления от праздника перенесли в семью, разучив с родителями песенки, с которыми вместе с ними колядовали у знакомых. А это значит – будут жить наши традиции, будут щедрыми, добрыми и неравнодушными наши воспитанники, значит не напрасен наш труд! Для проведения Колядок используется все помещения детского сада: группы, музыкальный зал, коридоры, дети заходят с колядками к друзьям, колядуют у кухни. Праздник проводится внутри детского сада, т. к. в январе на улице очень холодно. Попробуйте провести такой праздник в детском саду и получайте удовольствие от детских эмоций, искренних улыбок и радости!

Цели и задачи соответствуют требованиям ФГОС:

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Совершенствовать исполнение колядок, частушек, песен, которые сопровождают зимние святки.

Расширять словарный запас детей, побуждать их использовать в повседневной жизни русские пословицы, поговорки, скороговорки;

Прививать доброжелательное отношение друг к другу через традиции русской народной культуры.

Зал оформлен в виде русской избы: печка, скамейки, стол, накрытый скатертью, на котором стоят самовар, корзиночки с угощением.

Дети, одетые в народные костюмы, подходят к музыкальному залу, стучатся в дверь.

Дети: Дома ли хозяева?

Воспитатель: Никто не отвечает! Нужно еще раз колядки пропеть!

Дети: Коляда, коляда, поехала по дрова,

Зацепилась за пенек, простояла весь денек.

Задела за кочку – простояла ночку!

Дети: Тетенька, добренька, подай что-нибудь сдобненько:

Пышку, да лепешку, да свиную ножку!

Хозяйка (открывает дверь, но не впускает колядовщиков):

Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

Дети: У Ивана – то жена очень жадная была!

На ней шуба не зашита и рубаха не помыта,

Да и муж – не дюж, лентяй, неуклюж!

Хозяйка: Хватит, хватит просить,

Уходите к другому двору!

Дети: Коляда – коляда, не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Коня за хвост уведем на мороз!

Хозяйка: (открывает дверь) Что вы, что вы, оставайтесь,

Проходите в дом, гости дорогие….!

Воспитатель: Ребята, что желает Коляда?

Дети: Всем здоровья и добра,

И согласия, богатства в наступающем году!

Хозяйка: Ну, спасибо вам, гости дорогие!

Милости просим!

Фонограмма «Коляда»

Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, и молодые и пожилые!

Собрались мы с вами для веселушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Как когда-то наши прадедушки,

Ну, а вместе с ними и прабабушки.

Приходили на веселые святки.

На песни всем миром да загадки.

Слышится веселая песенка колядовщиков.

Слышите, и к нам идут ряженые, давайте встретим их.

Хозяйка:

Входят колядовщики: Коза, Медведь, исполняют частушки

на мотив русской народной песни «Ах вы, сени»

Вам веселья озорного,

Вам везенья неземного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Вам питейного, съестного,

Вам душевного, родного

И ещё всего такого

В наступающем году!

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Мы пришли за пирогами,

Мы пришли за кренделями,

Угощайте нас скорей,

Мы запляшем веселей!

Мы пока не объедимся,

Пока не навеселимся,

Мы обратно не уйдем,

Весь ваш дом перевернем.

Будет пусть наполнен дом

Ваш уютом и теплом.

Счастья и здоровья вам.

И того же всем друзьям.

Колядовщики: Здравствуйте, хозяева добрые!

1. Чем вы нас, хозяюшка, одарите?

Денег мешок или каши горшок?

2. Копеечки на конфетки

Или гривенечки на прянички?

Хозяюшка: Добро пожаловать, гости дорогие!

Милости просим! Чем богаты, тем и рады!

Дети угощают ряженых конфетами.



Колядовщики: Ай, спасибо, ребятишки,

За печенье и коврижки!

Одарили вы нас на славу!

А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?

Сценка Козы и медведя

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем.


(Топает ногами)

Частушки»

Коза: Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь: Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза: А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Медведь: Ах, Коза, ты Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза: Ах, мой Миша, дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Вместе: Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: Ой, ребята, кто-то где-то сопит, что-то где-то шуршит!

Песня «Домовёнок Кузя» (танцует, щекочет детей, здоровается с ними)


Домовенок: Здравствуйте, ребята!

Хозяйка: Здравствуй, а ты кто?

Домовенок: Я – Домовенок Кузя!

Хозяйка: А как ты здесь очутился, Кузя?

Домовенок: Я здесь живу!

Давайте играть, веселиться, плясать.

А как будем играть, подскажет моя волшебная шляпа.


ИГРЫ

В шапке лежат картинки, накрытые платком, какую картинку достает Домовенок, в такую и игру играют дети.

Игра в кругу «Пурга» (2 раза)

Дети встают в круг. Домовенок рассказывает историю и показывает действия, которые повторяют под музыку:

Налетела вдруг пурга, закружила, замела.

Всех девчонок вправо, а мальчишек влево. Кружатся вокруг себя на месте в указанную сторону.

Кругом голова идет? Покрутись наоборот!

Кружатся вокруг себя в противоположную сторону.

Прыгать будем как пружинки. Прыгают на месте.

Ловим мы теперь снежинки. Поднимают руки вверх по одной руке поочередно, будто хватают снежинки.

Снежный шарик мы скатаем Делают движения ладошками, будто лепят.

И друг в друга им бросаем. Делают броски вперед, по очереди меняя руки.

Поиграли со снежком, крикнем громко «С Рождеством!»



Из шляпы Домовенок достает картинку «Дед».

Дедкины потешки

Хозяйка: Всегда, в любой деревне был дедушка, который знал больше всех шуток-прибауток, пословиц, поговорок да скороговорок. А вы, ребята, знаете скороговорки, загадки, пословицы. Ну, кто смелый, выходи!

ЗАГАДКИ: (Каждая группа загадывает свои загадки по-очереди, хором.)

1. Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору - коняшка. (Сани)

2. Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

3. Глянули в оконце, -

Лежит белое суконце. (Снег)

4. Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал. (Мороз)

5. Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

6. Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

СКОРОГОВОРКИ (Каждая группа рассказывает одну скороговорку)

1. Всех скороговорок не переговоришь, не выговоришь.

2. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

3. У Сережи в сапожки попали сережки.

ПОСЛОВИЦЫ

Хозяйка: Я начну пословицу, я вы закончите её.

Хором дружно отвечайте: без труда….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда.

Хозяйка: Без труда ….

Дети: Не вынешь рыбку из пруда

Хозяйка: Делу время - ….

Дети: Потехе час.

Хозяйка: Кто много говорит….

Дети: Тот мало делает.

Хозяйка: Труд человека кормит, ….

Дети: А лень портит.

Хозяйка: Других не суди….

Дети: На себя погляди.

Хозяйка: Друга ищи - ….

Дети: А найдешь – береги.

Звучат гусли

Медведь: Гусли звончатые да яровчатые,

Струны золотые, скоморохи удалые.

В гусли заиграли, ноги заплясали.

Общая пляска (русская народная мелодия)



Медведь: (Заглядывает в шляпу к домовёнку, показывает всем, что она пустая.) Хозяюшка, а не пора ли нам домовёнка Кузю одарить?

Хозяйка: Одарим мы тебя, Кузя, за твои веселые игры да пляски!

Дети угощают Кузю.


Колядовщики: Вместе мы колядовали,

Мы и пели, и плясали,

Очень утомилися,

Низко поклонилися.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Хозяйка: Спасибо вам, гости дорогие, что пришли нас поздравить.

Медведь: Спасибо и тебе, хозяюшка, за угощение.

Коза: Всем людям добрым желаем добра,

Золота и серебра!

Домовенок: Пышных пирогов,

Медовых блинов!

Все: Чтоб здоровые все были,

Чтобы много лет прожили!

Сеем, веем – посеваем, счастья, радости желаем!

Звучит русская народная плясовая мелодия - участники праздника уходят колядовать дальше.




Примечание. При составлении сценария использовались тексты традиционных колядок, народные пословицы, скороговорки, поздравления.


Рождественские колядки (сценарий).
Праздник » Рождество
По боковым стенам зала стоят плоскостные домики. Они изображают деревенскую улицу.
Дети входят вслед за ведущей под мелодию русской плясовой песни. Ведущая и дети одеты в
русские народные костюмы. Они останавливаются возле домов, приплясывают. Часть детей
- хозяева, хозяйки, кошка, собака - уходят в свои «избы». Колядующие с ведущей
становятся полукругом возле домов. У колядующих в руках - солнечный диск из картона,
прикрепленный к палке и украшенный лентами и бумажными цветами - символ коляды.

Ведущая.
Вот и матушка­зима пришла.
Растворяй­ка ворота!
Пришла и коляда, да из Новгорода.
Дети идут, взявшись за руки, змейкой по залу и поют.
Приходила коляда
Накануне Рождества.
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Ведущая.
Пойдем к дядьке Мирону колядовать.
Дети подходят к дому Мирона, поют колядку.
Коляда­моляда!
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Выходила свет Сергевна,
Собирала жемчуг себе на серьги,
Коляда, коляда, подай пирога!
Не подашь пирога - возьмем корову за рога!
Подашь пирога - будет рожь густа,
Будет рожь чиста, обмолотиста,
Будет с колоса по хлебу,
С зерна по пирогу.
Выходят хозяин, хозяйка и кошка, которая намывает гостей.
Хозяин.
Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны.
Хозяйка.

Сдобные лепешки не лезут в окошко.
Хозяин и хозяйка угощают гостей. Мехоноша - девочка с большой кошелкой в руках -
принимает дары. Колядующие славят хозяев.
1­й ребенок.
Дай Бог тому,
Кто в этом дому!
2­й ребенок.
Вам и плюшек с творогом.
Все.
И детишек полный дом.
Хозяева уходят в дом, а колядующие отправляются дальше.
Ведущая.
Пойдем колядовать к дяде Николаю.
Дети идут цепочкой за ведущим и поют.
Пришла коляда накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали коляду святу.
Мы нашли коляду у Николина двора.
Николин двор - железный тын,
Посреди двора три терема стоят.
Во первом терему - красно солнышко,
Во втором терему - светел месяц,
Во третьем терему - часты звездочки.
Красно солнышко - то хозяюшка,
Светел месяц - то хозяин тут,
Часты звездочки - малы детушки.
Колядующие останавливаются у дома Николая и стучат в окно.
Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не отвечает. С громким лаем выбегает собака и опять возвращается в избу.
Ведущий.
Может, крепко спит дядя Николай?
Давайте ему еще колядку споем.
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам.
Кому песни поем - тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!

Выходит дядя Николай, зевает и потягивается.
Николай.
Кто тут орет,
Спать не дает?
Все.
Это мы - колядовщики!
Николай.
И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да колядовать? (Уходит в дом).
Колядующие (хулят говорком).
Ну не будет у вас удачи.
Одна была корова - и та не здорова,
один был петух - и тот хлопотух,
одна была кобыла - и та бога забыла.
Ребенок.
У скупого мужика
(показывает на дом Николая),
Родись рожь хороша -
Колосом пуста,
Соломой густа.
Все идут к другому двору с песней «Овсень, овсень». У Иванова двора останавливаются.
1­й ребенок.
У Ивана на дворе да три терема.
2­й ребенок.
Сам Иван - господин светлый месяц.
3­й ребенок.
Красно солнышко - его Варварушка.
4­й ребенок.
Часты звездочки - его детушки.
На стук выходят хозяин с хозяйкой. У хозяйки в руках кукла­ребенок в пеленках.
Хозяин.
Здравствуйте, люди добрые,
Вот вам угощение -
Сыр да печенье.
Хозяйка.
Пряники, конфетки
Кушайте, детки!
Колядовщики берут все, укладывают в мешок.
Колядовщики.
Спасибо, хозяин с хозяюшкой,
С праздником вас, с рублем и полтинничком.
Вам на потешки, нам на орешки.
1­й ребенок.
Иван Ивановичу житья сто лет!
2­й ребенок.

Его женушке - всегда здравьице!
3­й ребенок.
И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям­барышням!
Все.
Жить всем вместе лет до двести!
Чтоб у вас поле зеленело,
И скотина не болела!
Ведущая.
Ну, хватит, ребятушки. Полный мешок наколядовали! Пойдемте к тете Арине в избу
погреться.
Дети подходят к дому тетушки Арины.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Арина.
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Все дети, принимающие участие в обрядовом действии, выходят и становятся широким
полукругом. Поют о зиме.
Хлопья белые летят
Холоднее стало,
Только, зимушка, ребят
Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Нет! Нет! Ты не испугала.
Дети читают стихотворение А. Прокофьева.
Кто на горке, на горе,
На широком на дворе?
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто с разбегу,
Кто по льду,
Кто по снегу,
С горки - ух!
На горку - ух!
Бух! Захватывает дух!
Девочки собираются в кружок, шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй­ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Эй, топни, нога,
Топни, правенькая.

Я плясать пойду,
Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла -
Я не удержалася!
По деревне я шла
И Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал -
Курица обидела!
Я маленькая девочка,
Я в школу не хожу,
Купите мне сандалики,
Я замуж выхожу.
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Устоять не могу,
Вот характер какой!
Мы всегда везде такие -
Утром, вечером и днем,
Потому что мы частушки
Развеселые поем.
Раздайся, народ,
Меня пляска берет;
Пойду, попляшу,
Себя людям покажу.
На столе стоит стакан,
А в стакане - тесто;
До свиданья, папа с мамой,
Я уже невеста.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец,
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а
девочки помахивают платочками.
Девочка.
Что с ногами, не пойму!
Вправо­влево носятся,
Не стоят они на месте,

Так в кадриль и просятся!
Мальчики приглашают девочек на кадриль, танцуют. Затем выстраиваются шеренгой и идут
на зрителей.
1­й ребенок.
Всем людям добрым
Желаем добра, золота, серебра!
2­й ребенок.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов!
3­й ребенок.
Доброго здоровья!
Маслица коровья!
Все.
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется.
Дети уходят из зала под звучащую в записи русскую народную мелодию.
Пояснение.
Ход праздника может быть произвольно изменен. В действие могут включаться новые
участники, в содержание - знакомые игры, песни, пляски. Например, вариант завершения
данного сценария может быть следующим.
Посетив Иванов двор, колядовщики хотят попасть к девушкам на вечеринку. Под негромко
звучащий напев русской народной мелодии выходят с разных сторон девочки. Они кланяются
друг другу, здороваются, рассаживаются на скамейках. К ним стучатся колядовщики.
Колядовщики.
Коляда, коляда, святое Рождество.
Разрешите, хозяева, коляду.
Девушки.
Разрешаем, будем рады спеть.
Колядовщики.
Мороз велик, стоять не велит!
Девушки. Мороз, мороз! Не морозь наш овес.
Проходите в дом, гости дорогие.
Колядовщики.
Как Христово Рождество
Подкатилось под окно.
Наша­то колядка
Не мала, не велика.
Под окошком шьет,
Пирожки подает.
Тут в хозяйском домку
Дадут оладью в медку.
1­й колядовщик (говорком).
Кто даст пирога -
Тому рожь густа,
С зернышка пирог,

С полузернышка - блинок.
2­й колядовщик (выкрикивает).
Кто даст пирога, -
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
3­й колядовщик.
Кто не даст пирога -
Тому куричья нога,
Да лопата, корова горбата.
Чем вы нас, девушки, одарите?
(Спрашивают по очереди).
Денег мешок или каши горшок?
Кувшин молока или кусок пирога?
Копеечки на конфеточки
Или гривенники на пряники?
Девушки.
А вы хитрые, ребятки,
Отгадайте­ка загадки!
(Девушки наперебой загадывают загадки).
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
На спинке - щетинка.
(Колядующие отгадывают: поросенок).
Не всадник, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
(Колядующие снова угадывают: петух).
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По полю кочует,
Коноплю ворует!
По дворам летает,
Крохи собирает!
(Колядующие задумываются… Воробей)!
Колядующие. А теперь от нас загадка,
Вы скажите нам отгадку.
Не отгадаешь - по прянику дашь.
Горбатый кот
Девкам плечи трет.
С самого утра
Пошел со двора,
На берегу валялся,
А в воде не купался!
(Коромысло).
Девушки ответить затрудняются.
В лесу тук­тук,
В избе ляп­ляп,

В руках дзынь­дзынь,
На полу - топ­топ.
(Девушки отвечают: «Балалайка»).
Колядовщики.
Балалаечка­гудок,
Свое дело знает!
Она в Ваниных руках
Весело играет.
Далее начинаются частушки, и праздник продолжается: звучат хороводы, проводятся игры.

Цели и задачи:

  1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
  2. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;
  3. Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни;
  4. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Ход праздника

Заходим с песней «Рождество христово».

Ведущий:

Кругом Рождественская мгла
Во мгле звучат колокола
А сними в лад слова звучат
Мир на земле и счастье всем.
Мы рады нашей встрече
Зажжем сегодня свечи
Пусть горят меж нами
Волшебными огнями.

Песня «Свечи зажжем».

Петрушка: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение Я думаю, оно будет еще лучше после игры «Веселая минутка»

Ведущий: На каждый наш вопрос надо всем дружно ответить: «Вот так!» и повторить жест за нами. Попробуем.

  • Как живешь?
  • Как идешь?
  • А бежишь?
  • Ночью спишь?
  • Как берешь?
  • Как даешь?
  • Как шалишь?
  • А грозишь?
  • Ну, а дразнишь как?

Петрушка: Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь у тебя заслуга в хозяйстве, все на лад пойдет. Давайте, ребята, узнаем, кто сегодня к нам придет.

Ведущий: Помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, исполняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками». Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного благополучия и богатства семье. Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд, обеспечивающий удачу семье в наступившем году. Самым веселым развлечением на колядках было «ряжение». Ряженые колядовали с песнями и смешными сценками. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза. Взрослые разыгрывают сценку.

Входит Цыган и ведет Медведя.
Медведь идет, «хлопая в ладоши», оба останавливаются, Медведь раскланивается на все стороны.

Цыган: С праздником, люди добрые, поздравляем! Не один я к вам пришел, а с самим Михайло Иванычем. Не простой он медведь, а ученый – что хочешь, то и сделает, всех гостей потешит!

А ну-ка, Мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи-похаживай,
Говори-поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой,
А ну, поворотись, развернись,
Добрым людям покажись!
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!

Медведь отрицательно качает головой и рычит.

Цыган: Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михайло Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, а песней, а песня будет вот такая... (поёт на мелодию частушек):

Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил!

Хлопая в ладоши, дети подпевают Цыгану. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов «Загорелся козий дом» – выскакивает Коза в сарафане – «барабанщик». Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору), Коза барабанит, медведь пляшет.

Цыган:

Медведь с Козою забавлялись,
Друг на друга удивлялись.
С того раза подружились,
Музыке и пляске вместе научились.
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.

Танец Медведя и Козы р. н.м. «Барыня».

Цыган (комментирует): Ну-ка, Миша, покажи, как бабуся на празднике блины пекла да угорела, головушка у нее заболела!

Козочка, а как красные девицы причесываются, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?

Миша, покажи, как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком – во как, во как! Ох, хорошо! Медведь опрокидывается навзничь и, лежа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его «бодает».

Цыган: Приободрись же, Михайло Иваныч, поклонись, поблагодари за почет, за уважение, да за угощение, за труды! А теперь, Мишенька, с ребятками поиграй!

Ведущий:

Ребята, в круг вставайте
Вместе с Мишуткой поиграйте.

Хороводная игра «Опаньки».

Коза: Я принесла вам интересную игру, она про сказки, называется «Добавлялки». Будете со мной играть? (Дети отвечают.)

Ок-ок-ок – покатился... (колобок)!
Су-су-су – петушок прогнал... (лису)!
Цо-цо-цо – снесла курочка... (яйцо)!
Ят-ят-ят – серый волк не съел... (козлят)!
А"на-а"на-а"на – несут лебеди... (Ивана)!
Йок-йок-йок – не садись на… (пенек)!

Петрушка:

В магазин я заходил, шарики для вас купил.
В каждом шарике секрет – отгадаем или нет?
Кто секрет отгадает, тот подарок получает!

(Вызванным детям предлагается любым способом проколоть воздушный шарик с запиской – «объявлением» внутри. Петрушка читает записку и ребенок отгадывает, кто прислал письмо. Каждый участник получает маленький приз.)

  • «Предлагаю новое корыто, избу в обмен на стиральную машину «Indesit». (Старуха.)
  • «Несу золотые яйца». (Курочка Ряба.)
  • «Потерян ключ из драгоценного металла». (Буратино.)
  • «Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света». (Доктор Айболит.)
  • «Отмою всё!». (Мойдодыр.)
  • «Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами». (Гуси-лебеди.)

Ведущий:

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Ведущий: Ныне Бог родился Людям во спасенье Радуются люди Великому рожденью.

Петрушка:

Коляда, коляда,
Накануне Рождества
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Песня-хоровод с детьми «Счастливого Рождества Вам».

“Муниципальное общеобразовательное учреждение”

Средняя общеобразовательная школа № 92

с углубленным изучением отдельных предметов

Сценарий школьного мероприятия

“Колядки. Рождественские посиделки”.

Составили:

Харсенюк Татьяна

Валерьевна, учитель

музыки

Сычёва Марина

Николаевна

учитель музыки

Кемерово 2013

  1. Введение Художественное оформление
  2. Историческая справка
  3. Литературный монтаж
  4. театрализованное представление
  5. Игра, примета, загадки
  6. Заключение праздника р.н.п. “Я на горку шла” (под аккомпанемент шумового оркестра)

Тип – народно – христианский

Иначе – сочельник, Поворотник, Рождество, Таусень

Значение – Поворот солнца с зимы на лето

Установлен – древние дохристианские корни

Отмечается – славянами

Празднование – Колядование, ряженье, семейная трапеза.

Цель: познакомить учащихся со старинными народными праздниками, традициями, с народными песнями, приметами, играми. Укрепить более тесное сотрудничество учащихся с учителями и родителями. Воспитывать глубокое уважение к народной музыке, обрядами, тем самым обогащать духовный мир учащихся.

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя и гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России.

Мы обязательно должны знать прошлое страны, в которой живём.

Эпиграфом к нашему празднику подойдут слова Вадима Шафрана:

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2: Коляда – традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов. Связан он с зимним солнце стоянием, а позднее был приурочен к Рождеству.

Слово “Коляда” латинское, от “Саlо” – “взывать”.

Неотъемлемые атрибуты праздника – переодевание.

И взрослые и дети рядились в шкуры, животных, надевали маски, рога, пели колядные песни и, конечно, гадали.

Ведущий 1: Начинался праздник чинно ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи – Большуха, пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста, а потом ставила хлеб на под в русскую печь. Вся семья собиралась за столом.

Ведущий 2: Стол застилался скатертью, под которую клали солому и сено. (“Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена”.)

На столе рождественская кутья да каша.

Обязательно на блюде пирог и кренделя. А ещё к празднику пекли из пшеничного теста фигурки животных – коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков – пастушков. Ими украшали столы, окна избы, их посылали родным, соседям, знакомым, детям, одаривали колядовщиков.

Ведущий 1: Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год: Что в нем было хорошего, а что плохого, а младшие слушают, молчат, хотя им не терпится поскорее на улицу – колядовать!

По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли от праздновать Рождество.

Ведущий 2: Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Монтаж: К нам пришло Рождество,

Ученик : Знать всем будет весело

Всем добро и счастье

Никакой напасти.

Ученик Нас мороз не напугает,

Не напугают холода.

Нас колядка согревает

Пляски будут до утра!

Ученик Колядки, колядки,

Собрались, ребятки.

По деревне пошли,

Вместе Коляду нашли.

Ученик Праздник начинается!

Гости мои дорогие,

Пожилые и молодые!

Собрались мы с Вами для беседушки,

Собрались мы с Вами для забавушки.

Ученик Как когда – то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

Приходили на весёлые святки,

На песни всем миром да загадки.

Ученик А что такое святки?

Ученик Праздник этот самый длинный .

Он весёлый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

Ученик От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощение,

Пели разные колядки

По дворам ходили в святки.

Ученик Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Песня – речитатив. (поют ученики)

Овсень, овсень

Ходил по всем

По заулочкам

По проулочкам

Кишку, ножку

Сунь кочережкой

В верхнее окошко.

Художественное оформление.

Русская горница, окно, русская печь, стол. На столе скатерть, пироги, баранки, конфеты. Полукругом стоят скамейки. Позади стенды на которых изделия прикладного искусства – вышивки, рисунки, рушники, предметы русского быта – деревянные ложки, елка с игрушками, маски и т.д.

Звучит Вальс снежных хлопьев из балета “Щелкунчик” П.И. Чайковского.

За столом сидят Дед и Баба. Баба штопает носок. Дед мастерит.

Баба: Хорошо зимой. Праздников много, да каких веселых: с забавами, песнями, плясками. Да уж больно зимние вечера долгие длинные….. Кажется, конца и края им нет. Скорей бы день прибавляться начал! Хочется уже тепла и солнышка.

Дед: Да! А времечко – то бежит быстро. Только недавно вроде с урожаем справились, а вот погляди уж и Святки.

Баба: Дед, а дед, а помнишь, как мы, бывало, в молодости – то по эту пору коледовать бегали? Вот весело-то было! Помнишь, а?

Дед: Да! Помню. Была – потеха!

Баба: Интересно, а нынче – то детвора колядует на Рождество?

Дед: Да где уж нынче-то! Вот мы, бывало, помнишь, перво - наперво собирались где – нибудь на окраине деревни в избе, маски себе мастерили, песни пели, танцы сочиняли.

Баба: Да, да (смёётся) Кто во что горазд!

Дед: Потом брали мешки побольше звезду на шест, и давай ходить от избы к избе, от двора к двору, славили хозяев песнями…..

Баба: Да так звонко пели, что хозяева нас в дом – то и пригласили…

Дед: Вот тут-то мы и давай выпрашивать у них кто пирожок, кто конфетку, а кто и денежку…

Баба: И все, все подавали, готовили для нас разное угощение!

Дед: А как же! Ведь коли нам колядовщикам, понравиться угощенье, мы этому дому нажелаем всего самого, что ни на есть хорошего: здоровья, благополучия да достатка…

Баба: А если жадные попадались, - помнишь дед, - желали мы им, чтоб у них крыша обвалилась, корова пала…Да что там, грех вспоминать (креститься)…

Дед: Да и ни, жадничали хозяева никогда! Верил народ: все что колядовщики нажелают, всегда сбывается! Вот и готовили угощенье заранее да поджидали нас на святых вечерах!... Эх, хорошее времечко было!

Баба: А знаешь, дед, я ведь нынче угощенье-то для колядовщиков приготовила.

Дед: Да ты что, баба, зря старалась. Не ходит уж нынче детвора колядовать.

Баба: (вздыхает) А вдруг все-таки придут. Слышится смех, стук в дверь. Заходят с шумом колядовщики. Кланяются хозяевам со словами: «Доброго Вам здоровьишка».

Колядовщики: Ярче звездочки светите,

Укажите нам пути,

Разрешите, разрешите,

Разрешите нам войти.

Мы пришли к Вам с хороводом

Прямо к свежим пирогам.

Дома ли хозяева?

Баба: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите.

Красному гостю – красное место.

Колядовщики:

(поют) Овсень идет, овсень идет

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Овсень идет, овсень идет

И житье и бытье

И богатство несет.

(сыпят овес на пол).

Песня – речитатив:

Уродилась Коляда

Накануне Рождества

Везде поспевай

С Новым Годом поздравляй

Коляда, коляда 2 раза

Коляда, моляда

Говорят хором: Ходим мы по всем дворам

Колядуем тут и там,

С Новым Годом поздравляем

Себе цену набиваем

В Вашу честь споем и спляшем.

Величание:

Месяц – батюшка:

Сам хозяюшка!

(кланяются Деду)

Красно – Солнышко:

Его женушка!

(кланяются Бабе)

Часты звездочки-

Малые детушки.

(кланяются детям)

Пожелания:

Наделил бы Вас господь

И житьем, и богатством, и бытьем.

А детишкам – шалунишкам

Не болеть, а петь, плясать.

Да и ум не потерять!

(обращаются к детям).

Колядовщики: Чья это хата?

Белый дым над трубой

А в светелке пир горой

Баба: Бабки Еланьи

Ряженые: Ходила Коляда

Накануне Рождества

Искала Коляда

Боярского двора

На семи столбах,

На семи дворах

И хозяюшка в дому

Что оладушки в меду.

Песня – речитатив:

Сеем, сеем, посыпаем,

Сеем, сеем, посыпаем.

Сеем просом и овсом 2 раза

Чтоб порядок был во всем

(сыплят просо под ноги)

Колядовщики: Когда поздравляем

То и на путь истинный наставляем

Сеем, сеем, посеваем,

С Новым Годом поздравляем.

Чтоб здоровы, были

Много лет прожили.

На Новый Год, на ново счастье,

Уродись пшеничка,

Горох да чечевичка.

На поле копнами,

На столе пирогами.

Все вместе: Чем Вы нас, хозяюшка, одарите.

Баба: А что Вы, красны девицы, хотите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

Копеечки на конфеточки,

Да гривеннички на прянички.

Ряженные: Открывайте сундучки,

Подавайте пятачки,

Блин да лепешку, да свиную ножку,

Яблочко моченое на пару печеное.

А капустка рублена, за полтинник куплена,

Хрусть, хрусть – красота,

Подморозь, Коляда!

Баба: Ай, Вы хитрые ребятки.

Отгадайте вначале загадку.

На весь славный городок,

На калинку – речку

Солнышку навстречу.

(удивляются)

Не всадник, а со шпорами

Не сторож, а всех будит!

Ряженые: Повеселились мы на удивление. Заслужили мы, бабушка, угощение?

Баба: Заслужили, заслужили! А про детишек Вы забыли? Они приметы знают и загадки отгадают.

Ряженые: Ребята, какие приметы к празднику Вы знаете?

Ученики: - Пришла Коляда накануне Рождества

Солнце поворачивает на лето, а зама на мороз.

На Рождество Христово метель – пчелы хорошо роится будут.

Хочешь жить богато ты годок, приготовь свинины жареный шматок.

На Рождество (опока) иней – урожай на хлеб.

Небо звездисто – урожай на горох.

Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись.

Колядовщики загадывают загадки.

Зачем люди рядятся на Рождество?

(под маской прячутся от нечистой силы)

В кого рядятся на праздник?

(в животных, и птиц: зайцы, волки, медведи).

Почему к Рождеству Дед Мороз дарит подарки.

(в память о подарках, младенцу Иисусу Христу).

Молодцы, ребята!

Баба: Хватит уже гостей томить, пора пряники дарить.

(раздает пряники)

Ряженые: Летал, летал воробей,

поют Летал, летал молодой.

По за синю морю,

По за синю морю.

По за синю морю 2 раза

По за чисту полю

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой.

Как молодцы ходят – 2 раза

А молодцы ходят так, 2 раза

Да вот эдак, да вот так

Видел, видел воробей,

Видел, видел молодой.

Как девицы ходят – 2 раза

А девицы ходят так 2 раза

Да вот эдак, да вот так

Ряженые Коляда – моляда

говорят: Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз

Через тын перерос.

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать.

(все топают ногами)

Кто даст пирога.

Тому двор живота.

Кто не дает пирога,

Тому двор чертей,

Огород червей!

Звучит р.н.п. «Барыня».

Колядовщики пошли колядовать. Остальные участники пляшут, играют на ложках.

Все вместе исполняют песню «Я на горку шла».

  1. Я на горку шла

Тяжело несла

Уморилась – 3 раза

  1. Тяжело несла

В решете овса

Уморилась – 3 раза

  1. Я домой пришла

Овес высыпала

Уморилась – 3 раза

  1. Уже я три –то дня сушила

И четыре дня толкла.

Уморилась – 3 раза

  1. На девятый ли день

Я блинов напекла

Уморилась – 3 раза

  1. Я блинов напекла

И к соседушке пошла

Поздравлялись, поздравлялись 2 раза

Уморилися

Заключение: Все участники и гости садятся к столу и угощаются.


Поделиться: