Развиваем ребенка в годик. Речь ребенка в один год

Содержание:

К одному году ребенок становится еще более активным и самостоятельным. Практически всю энергию он затрачивает на движение. Умение ходить и быстро ползать позволяют малышу целыми днями заниматься дальнейшими исследованиями комнат и предметов, находящихся в них. Этот возраст считается переломным, ведь ребенок отмечает свой первый настоящий день рождения.

Развитие ребенка в 1 год

За сравнительно короткий период произошло превращение беспомощного младенца, завернутого в пеленки, во вполне самостоятельного человечка. В течение года, особенно за последние месяцы, он значительно продвинулся в своем физическом и психологическом развитии.

К своему первому юбилею малыш уже уверенно встает на ноги и вполне нормально ходит без посторонней помощи. Он предпринимает попытки потанцевать под музыкальное сопровождение, а также немного побегать при помощи взрослых. Во время кормления дети уже сами едят с ложки и пьют из кружки. И, хотя это у них еще не совсем получается, они настойчиво совершенствуют свои навыки.

Происходит пополнение словарного запаса. Ребенок может отчетливо произнести более десяти слов. С небольшими ошибками он называет по именам всех членов семьи. Ему известны названия всех вещей, находящихся в доме, каждую из них он может показать. Ребенок удачно копирует взрослых, старается подражать им во всем. Он совершенно точно знает, где свои, а где чужие. Следует помнить, что способности каждого малыша проявляются индивидуально, у кого-то раньше, а у кого-то позже.

Очень часто происходит изменение поведения, причем не в самую лучшую сторону. Приобретенные навыки и умения, особенно возможность самостоятельно ходить, подталкивают малыша к новым исследованиям и открытиям. Малыш способен залезть в ранее недоступные места и достать оттуда все, что угодно. Очень часто дети берут цветные карандаши и разрисовывают стены.

Совершенно бесполезно ругаться или кричать на ребенка. Все его беспорядочные действия нужно взять под строгий контроль и аккуратно перевести его энергию в совершенно другое русло. Для занятий лучше всего выделить отдельное пространство, которое не жалко испортить. Это может быть участок обоев, закрытый бумагой для рисования или шкаф, в котором можно играть.

Рост и вес ребенка в 1 год

Развитие детей проходит строго индивидуально. По достижении одного года основные показатели могут отличаться в сторону увеличения или уменьшения. Границы веса мальчиков в один год находятся в пределах 8,9-11,6 кг. Девочки весят от 8,5 до 10,8 кг. К возрасту одного года рост мальчиков составляет от 72,3 до 79,7 кг, у девочек этот показатель будет 71,4-78,0 кг. Проблемы с развитием могут возникнуть из-за серьезных нарушений здоровья. Если же параметры веса и роста находятся в указанных пределах, то у родителей не должно быть повода для беспокойства.

Питание ребенка в 1 год

Несмотря на то, что ребенок уже давно питается разнообразными продуктами, рацион питания все равно необходимо тщательно прорабатывать. Рост и развитие полностью зависят от правильного и сбалансированного питания. После года задача кормления становится более сложной, поскольку пища для ребенка должна быть не только здоровой и полезной, но и вкусной. Если какой-то продукт малышу не нравится, то совершенно бесполезно пытаться накормить его насильно. Поэтому нередко приходится думать о равноценной замене, чтобы отсутствие полезных веществ не смогло нарушить рацион питания.

Приготовленные блюда по-прежнему должны быть без специй и острых приправ. Исключение составляет сахар, суточная норма для годовалого ребенка будет составлять примерно 30 граммов.

До настоящего времени сохраняется пятиразовое кормление. В перерывах, в случае необходимости, можно дать кусочек фрукта, печенье или сухарик. Общее количество потребляемой пищи в течение дня должно составлять от 1000 до 1200 миллилитров. Количество выпиваемой жидкости будет около 200 мл. Поить малыша можно водой, соками или чаем.

Рацион питания сохраняется прежним и становится более разнообразным. Важной составляющей считаются молочные и кисломолочные продукты, содержащие большое количество легко усваиваемых жиров. Ребенка можно кормить творогом, кефиром и сыром, нельзя давать сливки и сметану из-за повышенной жирности этих продуктов.

Продолжается использование различных каш. Для их приготовления лучше всего подходит рис и гречка, а также овсяная, манная, пшеничная и перловая крупа. Не стоит увлекаться горохом, фасолью и другими бобовыми. В них в большом количестве содержится грубая клетчатка, которая очень плохо усваивается детским организмом.

Ежедневно в рацион следует включать мясные или рыбные продукты. Ребенок должен съедать мяса от 70 до 100 граммов в сутки, рыбы – 30 граммов.

После одного года ребенка можно кормить не только яичным желтком, но и белком. Яйца добавляются и в другие блюда, например, в омлет или запеканку. Ни в коем случае нельзя давать сырые яйца. В качестве основного источника микроэлементов, витаминов и других полезных веществ остаются овощи и фрукты. Они должны ежедневно включаться в меню.

Сон ребенка в 1 год

На состояние годовалого ребенка качество сна оказывает существенное влияние. О какой-либо определенной продолжительности сна нельзя говорить однозначно, все будет зависеть от самого малыша, от его характера и от того, как он ранее был приучен спать. Поэтому нежелательно укладывать спать или, наоборот, будить в принудительном порядке, поскольку из-за подобных действий психика ребенка может быть серьезно травмирована.

Суточная потребность сна такая же, как и в . Она составляет от 13 до 14 часов. Из них на ночной сон приходится примерно 11 часов, а все остальное время ребенок отдыхает днем. В возрасте одного года дневной сон по-прежнему разделяется на две приблизительно равные части. Таким образом, обеспечивается наиболее полноценный отдых.

Режим ребенка в 1 год

Растущий и развивающийся организм годовалого ребенка требует определенных биологических ритмов, которые могут быть сформированы только за счет точного соблюдения распорядка дня. Все необходимые мероприятия, заложенные в одни и те же часы, способствуют лучшей ориентации малыша и четкому выполнению всех намеченных процедур.

Кроме того, малыш постепенно привыкает к дисциплине, поэтому его дальнейшая или в школе пройдет совершенно безболезненно. Сами родители, ориентируясь на распорядок, смогут нормально спланировать свое время в течение дня. К этому времени малыш уже в какой-то степени привык к определенному режиму и в возрасте одного года остается только закрепить полученные навыки.

Игры для детей 1 года

Годовалый возраст считается не только сложным, но и очень интересным этапом жизни малыша. Малыш продолжает изучение окружающего мира, получает большое количество новой информации.

Игры могут быть условно разделены на определенные виды и категории. Все они способствуют обучению, воспитанию и дальнейшему приобретению знаний. Поэтому все занятия должны быть разносторонними, обеспечивающими качественное развитие ребенка. Для развития мышления кубики, мячики, различные яркие картинки, игрушки и другие предметы. Одновременно малыш должен физически развиваться. Для этого существует большое количество подвижных игр.

Много внимания следует уделять дальнейшему . Следует заботиться о пополнении словарного запаса, постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему вслух названия новых предметов и каких-либо понятий. Лучше всего преподносить информацию в стихотворной форме, способствующей лучшему запоминанию. Самыми верными помощниками остаются книги, особенно с детскими стихами, короткими рассказами и сказками.

Игры и занятия желательно проводить в одно и то же время. Ребенок должен быть здоров, сыт и пребывать в хорошем настроении. Занятия проводятся в течение короткого времени, чтобы не утомить малыша и не перегрузить его избыточной информацией. Ребенка нужно чаще хвалить, это значительно усилит интерес к проводимым занятиям.

Гимнастика для ребенка 1 год

В возрасте одного года распорядок дня предусматривает обязательную утреннюю гимнастику. В это время все дети уже нормально ходят самостоятельно или с помощью родителей. Они могут выполнять наклоны и приседания. В процессе ходьбы можно совершать и другие дополнительные движения. Для дополнительной физической нагрузки используются различные предметы, например, детская коляска, которую ребенок катит впереди себя. Утренняя гимнастика хорошо развивает мышцы и способствует развитию двигательных навыков. Все упражнения можно проводить в игровой форме.

Для любой мамочки ее кроха — самый-самый, но, несмотря на это, каждая из нас пытается сравнивать достижения своего малыша и других детей этого же возраста. Итак, что должен уметь ребенок в 1 год, кроме как прочно стоять на маленьких ножках? Как в этом возрасте должен вести себя нормально развивающийся и здоровый малютка? На какие «тревожные звоночки» нужно обратить внимание, чтобы вовремя их скорректировать?

В годик малыш уже увлеченно следит за происходящим вокруг и выражает свои эмоции мимикой, жестами, звуками

Обязательные умения и навыки годовалого ребенка

Дети в раннем возрасте развиваются необычайно быстро и в умственном, и в физическом плане. Они, по мнению многих мам, чрезмерно активны и страсть как любознательны: ребенка в возрасте 12 месяцев уже не оставишь сидеть в манеже — ему не терпится исследовать окружающий мир и… испытывать на прочность мамины нервы. Поэтому, предоставив крохе свободу и простор, запаситесь терпением и не забудьте, что теперь за ним, как никогда ранее, нужен глаз да глаз.

Итак, годовалый ребенок должен уметь:

  • самостоятельно делать несколько шагов, держась за мебель или руку взрослого;
  • есть с ложки;
  • удерживать в руках нетяжелые предметы (игрушки, книжки, пластиковую бутылочку) и переносить их на небольшие расстояния;
  • хорошо узнавать голоса и лица членов семьи;
  • выражать эмоции — движениями, мимикой и голосом проявлять согласие и несогласие;
  • различать интонации голосов и по-разному на них реагировать — к примеру, малыш может заплакать «за компанию», если услышит плач другого ребенка;
  • понимать простые обращения и выполнять несложные просьбы — «дай», «на (возьми)», «где (покажи)» и т. п.;
  • знать свое имя;
  • знать имена близких (или заменяющие их слова — «мама», «папа», «баба» и прочие);
  • понимать значение около 10-30 слов (название некоторых предметов, а также понятия «нельзя», «горячо», «вкусно» и т. п.);
  • несколько минут удерживать внимание на одном действии, вроде просмотра мультфильма, спектакля, демонстрации картинок и т. п.;
  • собирать пирамидку из 2-3 больших колечек;
  • ставить кубики друг на друга;
  • складывать шарики (размером с собственную ладонь) в емкость через круглые отверстия в крышке;
  • играть в обществе сверстников, находясь рядом;
  • пытаться подражать действиям взрослых (хлопать в ладошки, танцевать).

Некоторые дети к году уже неплохо осваивают «взрослый» способ передвижения — ходят без поддержки и могут даже спускаться по лестнице, но нормой для большинства ребятишек этого возраста считаются лишь попытки самостоятельной ходьбы. Но если годовалый малютка так и не встал на ножки, следует незамедлительно показать его детскому неврологу.

Другой важный показатель нормального психоэмоционального развития — это контакт ребенка с внешним миром и близкими. Малыш, который не узнает голоса родных и не реагирует на другие звуки, может иметь проблемы со слухом, а пассивность, отсутствие любознательности, однообразные (стереотипные) движения могут быть симптомами задержки умственного развития. К счастью, большинство таких состояний, если вовремя их заметить, успешно поддаются коррекции.

Некоторые годовалые «вундеркинды» уже осваивают навыки самостоятельного питья и приема пищи или хотя бы знакомятся с детской посудой

Что еще могут уметь ребятишки к одному году

Кроме того, что должен уметь ребенок в 1 год обязательно, есть вещи, которые многие малыши успешно в этом возрасте осваивают, если с ними заниматься. Это:

  • умение брать предметы двумя пальчиками (указательным и большим);
  • умение проситься на горшок, выражая свои естественные надобности чем-то кроме плача — к примеру, малыш издает определенный понятный только маме звук (кряхтит, сопит и т. п.);
  • навык самостоятельного питья из чашки-непроливашки;
  • хлопки в ладошки по просьбе взрослого (умение играть в «ладушки»);
  • умение выговаривать слова «мама», «баба», «папа»;
  • умение произносить несколько других несложных слов;
  • навык игры в мяч — попытки бросать или толкать мяч в нужном направлении, а также ловить его;
  • придумывание и употребление собственных «детских» слов, которыми кроха называет знакомые предметы и действия;
  • попытки повторять слова за взрослыми;
  • навык обобщения — малыш может называть словом «ляля» куклу, другого маленького ребенка или детскую коляску, в том числе на картинке, говорить «аф-аф», когда видит собаку или только слышит лай;
  • умение рисовать ладошками и пальцами;
  • умение выполнять определенные действия по просьбе — здороваться за ручку, прятаться, находить нужную игрушку среди других, показывать части тела («где носик» и т. п.), показывать нужный предмет на картинке;
  • умение выполнять сложные игровые действия — кормить куклу с ложки, укладывать куклу спать, закатывать машинку в гараж и т. п.

Чтобы ваш малыш рос во всех отношениях развитым, вовсе не обязательно тратиться на дорогие развивающие игры — можно легко соорудить «реквизит» из подручных материалов

Как ускорить психофизическое развитие годовалого ребенка

Большинство малышей, если специально их не обучать, осваивают некоторые из этих навыков только к двум-трем годам. Так, если постоянно держать ребенка в памперсах, он вряд ли сам начнет проситься на горшок, поскольку не испытывает никакого дискомфорта в штанишках, когда «сделает свои дела» прямо в них.

Проще всего приучить малыша давать знак, когда он хочет в туалет, если соблюдать определенный ритуал. К примеру, мама сажает кроху на горшок спустя 15-20 минут после еды (примерное время, когда у маленьких детей наполняется мочевой пузырь), издавая некий условный звук (вроде «пссс..»), который ребенок смог бы повторить. Когда выработается привычка, малыш сам будет напоминать о своих потребностях этим звуком. Ну и, конечно, после года желательно отказаться от дневного ношения памперсов, одевая их только на прогулку и на ночь.

Речевые навыки быстрее развиваются у детей, с которыми близкие много общаются — не просто присматривают за ними или носят на руках, а разговаривают, поют, читают книжки, что-то рассказывают и показывают. В возрасте одного года важнее добиться от ребенка понимания значений слов, чем самостоятельной речи. Детские психологи и педиатры считают, что здоровый и нормально развивающийся малыш «имеет право» ничего не произносить до трех лет или говорить отдельными словами. То есть понимание речи взрослых и другие формы невербального контакта (выполнение просьб, ответные действия в игре) гораздо больше отражают реальный уровень развития.

Словом, к возрасту одного года большее число навыков наблюдается у тех детей, чьему развитию уделяют больше времени и внимания.

На становление умственных и речевых способностей маленьких детей заметно влияют упражнения и игры, которые развивают мелкую моторику. То есть разнообразные сложные движения пальчиками. Для начала это может быть обучение брать мелкие предметы и перекладывать их из руки в руку и с места на место, позже — освоение музыкальных игрушек, где нужно нажимать одним пальчиком на клавиши. В дальнейшем под контролем взрослого можно предлагать ребенку складывать мозаику или собирать конструкторы из не слишком мелких деталей.

Кроме упражнений для моторики пальцев малышам полезно двигаться под музыку — это развивает координацию, музыкальный слух и чувство ритма. Благодаря этому движения ребенка становятся ловкими и уверенными, а значит, будет меньше синяков и ушибов при падениях.

Пусть ваш кроха ежедневно слышит музыку — лучше купить ему специальный сборник детских песен, под которые можно танцевать или делать ежедневную зарядку. «Танцевать» под веселую мелодию будет даже совсем маленький ребенок, если мама подает ему пример. И не только танцевать, но и делать физические упражнения.

Вот вашему карапузу и исполнилось 1 год и 2 месяца, а это значит, что теперь вы соседствуете с маленьким естествоиспытателем. Это тот самый возраст, когда маленькому человечку особенно хочется все потрогать, побросать на пол и, конечно же, попробовать на зуб. Теперь за малышом только глаз да глаз!

Физиологические параметры ребенка в год и 2 месяца: рост и вес малыша в возрасте одного года двух месяцев

  • Рост — диапазон нормы расширяется, теперь средние показатели составляют 74-82 см.
  • Вес — 10-13 кг.
  • Окружность головы — 46-48 см, груди — 48-51 см.

Зубы — их становится больше, у некоторых шустрых деток уже появляются первые коренные зубки.

Внимание: не впадайте в панику, если ваши показатели немного отличаются, это нормально. Все детки разные, это обусловлено и состоянием здоровья, и генетикой. Но, если сильно переживаете, конечно, стоит проконсультироваться с врачами.


Что умеет ребенок в 1 год и 2 месяца: особенности развития крохи

  1. Уверенно ходит без посторонней помощи (в этом смысле мальчики ленивее девочек, часто ходить они начинают позже. Это не отклонение, а особенность психо-эмоционального развития).
  2. Повышается пассивный словарный запас , ребенок уже способен безошибочно выполнять маленькие просьбы (например, «принеси машинку» или «подойди к кроватке»).
  3. Может произносить короткие слоги, обозначающие слова («мама», «папа», «ба», «ням» «чёсь» — расческа, еще, конечно же, всеми любимая «кака», ну и т. д.).
  4. Может имитировать звуки, которые издают животные (барашка «бэ-э-э», киска — «мяу» и т. п.).
  5. Различает голоса близких и чужих людей.
  6. Умеет делать несложные манипуляции с предметами , играть с крупными игрушками (кататься на игрушечной лошадке, отталкиваясь ножками, нажимать на кнопочки, открывать-закрывать дверцы и ящики, расчесывать волосы).
  7. Может показывать на предметы и просить помочь (показывать пальчиком на высоко лежащую игрушку и говорить«дай» или показывать на холодильник со словом «ням»).
  8. Может просить, чтобы его покачали или покатали на плечах.

В этом возрасте детки обычно еще не умеют:

  • проситься на горшок;
  • орудовать ложкой.

Это комплексные навыки, более сложные, они приходят попозже.

Режим дня ребенка в 1 год и 2 месяца

Сон

Дневной сон сохраняется двухразовый, второй чуть покороче первого. Очень важно приучить малыша к четкому режиму дня, в то же время, чутко прислушиваясь к его потребностям. Если вы видите, что днем ребенок спит беспокойно и часто просыпается, стоит подумать о том, чтобы постепенно переходить на одноразовый сон днем, продлевая его продолжительность. Пока режим устанавливается, ребенка нужно будить, если он сам не просыпается вовремя. В дальнейшем это делать не рекомендуется, так как настроение малыша ухудшается. Спать стоит с открытой форточкой, а в теплое лето можно даже укладывать кроху спать на летней веранде.

Питание

Кормление остается 4-5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, ночное кормление — по требованию). Иногда малыш просит грудь утром, это нормально, но тогда режим нужно немножко подкорректировать. Перерыв между кормлениями составляет 3-4 часа.
В этом возрасте зубов становится больше, могут даже появиться первые коренные, поэтому в рацион нужно уже потихоньку добавлять более твердую пищу (хлеб, фрикадельки, печенье, кусочки фруктов).

Примерное меню для малыша в возрасте 1 год и 2 месяца

Завтрак: лучше давать кашку (уже можно не протирать ее, достаточно хорошо разварить крупу), овощи, творог, яйца, мясные и рыбные пюре. Из питья — молоко, травяные чаи, морсы.
Обед: обязательно суп (овощной или мясной), второе блюдо (с гарниром) и сладкое (компоты, муссы, кисели, суфле).
Полдник: желательно какое-то кисломолочное блюдо с фруктами и печеньем. Если вы заметили, что малыш неохотно кушает ужин, то полдник нужно сделать более легким.
Ужин: строится по принципу завтрака. Должен быть легким и хорошо усваиваемым, чтобы ребенок спокойно уснул.
Если ребенок перед сном набегался и проголодался, допустим легкий перекус (творожок, банан и т. д.)

Свежий воздух

Обязательно нужно гулять с малышом не менее 2-х раз в день по 1,5 часа. Летом, если позволяет погода, можно и все два.

Купание

В этом возрасте детки очень любят купаться и плескаться в воде, поэтому проблем быть не должно. Для поддержания гигиены достаточно мыться 2-3 раза в неделю и по необходимости. Температура воды должна быть комфортной. Также можно ввести обтирания мокрым полотенцем перед полдником.

Гимнастика

В этом возрасте детки и без специальных упражнений очень подвижны, поэтому лучше направить внимание на мелкую моторику и следить, чтобы ваш карапуз не слетел с лестницы в погоне за солнечными зайчиками. Малыш будет с упоением вытаскивать всю посуду из кухонных шкафов, а также разбрасывать папины носки, достав их с нижней полочки. Но не нужно злиться на него за это, таким образом очень хорошо укрепляются мышцы ручек. И, к тому же, самое время начать приучать ребенка к порядку, складывая все на место.


Чем занять ребенка в 1 год и 2 месяца — игры и занятия для малыша

Внимание:

В этом возрасте малыши начинают испытывать большую потребность в самовыражении и слово «нет» прочно входит в их лексикон. Здесь очень важно не переборщить с запретами и в, то же время, не потакать капризам. Старайтесь уважать предпочтения своего ребенка, не заставляйте его кушать, если он не хочет. Но послаблений в режиме дня делать не стоит, от этого маленький капризуля распояшется еще больше.

Развитие речи

Обязательно нужно много разговаривать с крохой. К примеру:

  • описывайте свои действия («давай будем собирать игрушки, возьмем зайку и положим в коробку», «одеваемся, достаем штанишки и натягиваем на ножки»);
  • называйте части тела (моем ладошки, игры и песенки про пальчики и т. д.);
  • описывайте, что видите на рисунке;
  • можно начать учить стишки , одновременно изображая то, что там происходит («Идет бычок, качается…»).

Интересное и познавательное. Попробуйте делать так:

  1. начните изучать формы и их свойства (для начала достаточно шара и куба). Шарики можно катать, забрасывать в корзинку. Из кубиков можно строить башенки. Со временем можно будет просить малыша разобрать предметы на шарики и кубики;
  2. изучайте свойства предметов. В воде можно плескаться и переливать ее, бумагу рвать или мять, открывать и закрывать крышки кастрюль. Это занятие на часы, главное, соблюдайте технику безопасности, помните про режущиеся коренные и желание все попробовать на вкус;
  3. рисуйте . Мелками, карандашами и в особенности красками! Это доставит вашему карапузу нескончаемое удовольствие и начнет развивать абстрактное мышление.

Общение. Тут тоже есть свои приемы:

  • начните осваивать вежливость (фразы: «привет», «доброе утро», «пока-пока», «пожалуйста» и т. д.);
  • учитесь делиться (игрушками, фруктами и т. п.).

Крупная моторика. Надо делать так:

  • закрепляйте навыки ходьбы , учитесь ходить по прямой линии (можно выложить разноцветными ленточками);
  • ходите по ступенькам за ручку , залезайте на бордюры и небольшие возвышенности, перешагивайте через предметы;
  • собирайте предметы (перекладывайте кубики с пола на стул). И все это — вместе!

Мелкая моторика. Очень важный момент, потому:

  • играйте в пирамидки и конструктор (важно: не стоит требовать собирать пирамидки правильно, в этом возрасте достаточно научиться нанизывать кольца на основание);
  • пересыпайте крупы и макароны из кастрюльки в кастрюльку ручками или ложкой (главное, в этот момент быть рядом, чтобы ребенок случайно не засунул макаронину в рот и не подавился);
  • играйте в прищепки. Пусть ваш малыш стаскивает прищепки с подушек, тканей и плюшевых игрушек.

Ребенок в год и два месяца очень любознателен. Постарайтесь уделить малышу больше внимания, ведь в этом возрасте оно ему так необходимо.

Поздравляем, ваш карапуз отпраздновал первую «круглую» дату! Эти 12 месяцев были наполнены радостями, переживаниями и непередаваемыми минутами счастья. Все родители гордятся приобретенными крохой знаниями и умениями.

И все же каждая заботливая мамочка, наслушавшись подруг и бабушек, начинает задаваться следующими вопросами: «Не пропускаю ли я что-нибудь в воспитании?», «Правильно ли развивается мой ребенок?» Давайте узнаем, что должны уметь годовалые детки.

Не секрет, что развитие детей раннего возраста проходит очень быстро и в физическом, и в интеллектуальном плане.

По мнению большинства родителей, 12-месячный малыш удивительно любознателен и активен и не желает долго сидеть на одном месте. Он мечтает исследовать окружающую действительность, попутно испытывая на прочность родительские нервы.

Так что, предоставляя ему простор для экспериментов, необходимо запастись терпением и следить за каждым детским шагом.

Что должен уметь ребенок в годик?

Двигательные навыки

В этот возрастной период кроха настойчиво пытается ходить. Причем девочки овладевают этим умением раньше мальчишек.

Некоторые годовалые малышки даже пытаются бегать и, соответственно, часто падают. Поэтому постарайтесь обеспечить детскую безопасность, установив специальные мягкие насадки на острые мебельные углы.

Итак, малыш в год должен уметь:

  1. Твердо стоять без чужой помощи.
  2. Передвигаться с вашей поддержкой
  3. Активно ползать (некоторые детки пропускают этот этап, что не является отклонением).
  4. Шагать по лесенке детской горки приставным шагом, держась за взрослого.
  5. Приседать, вставать на ножки из любой позиции.
  6. Самостоятельно делать до 10 шагов или проходить 3-5 метров.
  7. Залезать на мягкую мебель (кровать, кресло, диван), слезать на пол.

Познавательная деятельность

Крохи в этом возрасте открывают ящики, двигают стулья, пытаются все разломать и проверить. Однако они не балуются, а познают окружающий мир. Помните, что ваше чадо не понимает, какие опасности его могут ждать.

Итак, ребенок в годик должен уметь:

  1. Составлять и разбирать трехсоставную пирамиду с широкими кольцами самостоятельно или с вашей помощью.
  2. Открывать и закрывать крышечки коробок, банок, вкладывать в них небольшие безделушки, доставать обратно (в самостоятельных играх или по подражанию).
  3. Складывать «башенки» из кубиков.
  4. Выполнять разнообразные действия с куклами, мягкими зайцами и медведями: «кормить», «причесывать», «укладывать спать» (по просьбе родных или самостоятельно).
  5. Толкать перед собой игрушку-каталку, прокатывать мячики по ровной поверхности.
  6. Интересоваться шкафчиками – приоткрывать и закрывать дверки, разглядывать одежду, выдвигать и задвигать ящички.
  7. «Обезьянничать», подражая действиям родителей и сверстников (дуть на горячую кашу, копаться в песочнице; девочки красятся маминой помадой).
  8. Интересоваться бытовой техникой – выключать и включать телевизор, звонить по телефону, внимательно смотреть за работающей стиральной машиной.

Эмоционально-социальное развитие

Чувственная сфера вашего отпрыска тоже активно совершенствуется. Он может поплакать, если вы ему в чем-то откажете, пожалеть вас, если вы расстроены. Кроха начинает интересоваться ровесниками и взаимодействием со старшими детьми.

Итак, ребенок в год должен уметь:

  1. Демонстрировать свои эмоции (он целует и обнимает мамочку, папу, любимого плюшевого зайца).
  2. Наслаждаться подвижными играми с взрослыми, радоваться новым игрушкам.
  3. Узнавать домочадцев и радостно улыбаться при встрече.
  4. Узнавать на фотографиях членов семьи, показывать пальчиком маму и папу.
  5. Настораживаться при появлении незнакомого человека. Иногда чужие люди вызывают страх и слезы.
  6. Любить пролистывать книги с крупными яркими иллюстрациями, показывая, где щенок и котенок.
  7. Недовольно реагировать на строгий голос родителей и их запреты. Часто он пускает в ход весь арсенал – крики, плач и хныканье.
  8. Любоваться собой в зеркале, показывать язык, пускать зеркальцем солнечные зайчики.

Речевое развитие

Речь тоже стремительно развивается. Внимательная мамочка может почувствовать при общении с крохой, например, недовольную интонацию и нотки подражания.

Итак, малыш в годик должен уметь:

  1. Разговаривать не «лепетном» наречии, произносить до десяти слов.
  2. Имитировать голоса животных (мычать, гавкать, мяукать).
  3. Повторять за родителями неизвестные ранее слова (чаще всего, их невозможно узнать).
  4. Подражать сверстникам, произнося за ними знакомые слова.
  5. Выполнять поручения – принеси, положи, закрой.
  6. Понимать слова «можно», «нельзя». Правда, он не всегда им подчиняется.
  7. Знать имена родственников (поглядывает на названного человека) и свое имя.
  8. Махать ручками при прощании, играть в «ладушки».

Простейшие бытовые навыки

Годовалые детки, копируя поступки старших, стремятся к большей самостоятельности. Чаще всего это выражается в неловких манипуляциях со столовыми приборами.

Итак, дети в 1 год должны уметь:

  1. Кусать и пережевывать небольшие кусочки хлебцов, мягких фруктов.
  2. Утолять жажду из бутылочки, поильника. Отдельные малыши делают глотки из кружек.
  3. Пробовать кушать ложкой, однако в большинстве случаев они предпочитают брать пищу руками.
  4. Тянуть ручки под струю воды для умывания, небрежно вытираться полотенцем.
  5. По просьбе мамы вставлять ноги в обувь, протягивать руки в рукава. Многие детки отчаянно не любят одеваться, и мамочки обычно прилагают определенные усилия, чтобы выйти на прогулку.
  6. Начинать выражать недовольство из-за мокрых или испачканных штанишек. В годик некоторые детки уже просятся на горшок.

В этом возрасте малыш мечтает быть похожим на маму с папой и тщательно повторяет каждый ваш поступок. Следите за собственными действиями, чтобы случайно не привить своему отпрыску нежелательную модель поведения.

Помните, вы главный учитель, поэтому показывайте новые способы взаимодействия с предметами: как нужно строить куличики, пинать мяч, гладить кошку.

Не расстраивайтесь, если показатели вашего чада не совпадают с вышеприведенным списком на сто процентов. Это усредненные данные, поэтому ребенок может немного отставать от возрастных норм или, напротив, значительно их опережать.

Не забывайте, что дети не обязаны следовать общепринятым нормативам, они развиваются по собственному, индивидуальному графику.

Другая информация по теме


  • Детская агрессия. Как быть?

  • Учимся общаться правильно! (от 9 до 12 месяцев)

  • Игрушки

  • Нарушение внимания у детей с гиперактивностью

  • Мой упрямый малыш или как бороться с упрямством?

Любой молодой маме так хочется запечатлеть каждый миг жизни её малыша - особенно, в первые месяцы после его рождения. Действительно, первый год в развитии ребёнка знаменуется массой его личных побед, «триумфальных» открытий и достижений. Мир, такой большой и незнакомый, понемногу открывается перед маленьким человеком. Наряду с огромной радостью, которую испытывает мать, наблюдая за своим ребёнком, ей очень волнительно. А все ли её малыш делает правильно в свой год, нормально ли он развивается? В этой статье разберёмся, каким должен быть ребёнок в 1 год. Рассмотрим средние физические параметры годовалых детей, психологические аспекты их поведения, умения и способности. Но, стоит заметить, что это лишь средние показатели. Каждый ребёнок индивидуален, у кого-то развитие происходит чуть быстрее, у кого-то, наоборот, медленнее. Это нормально, повода для паники нет.

Развитие ребёнка в 1 год и его достижения

Главная победа ребёнка в первый год жизни - его самостоятельная ходьба. Первые шаги гораздо более приятны, чем перемещение ползком. Такую эмоцию читают на улыбающемся личике ребёнка счастливые родители. Бывает, что в год ребёнок всё ещё не ходит, это нормально, можно подождать ещё 3-4 месяца. Если по окончании этого срока ребёнок не будет проявлять попыток ходить самостоятельно, или хотя быть вставать на ноги, необходимо навестить педиатра.

За год ребёнок проходит стремительное развитие. Это единственный период в жизни человека, когда его тело вырастает в 3-4 раза за 12 месяцев. Второй и последующий годы жизни уже не покажут таких «скоростей».

Видео развитие ребенка в возрасте 1 года

Физическое развитие ребёнка в 1 год

  • Вес - от 7 до 10 кг. Девочки, как правило, чуть мельче мальчиков. Чтобы не доставлять себе лишнего беспокойства, родителям нужно понимать, что небольшие отклонения по весу, так же как и по росту, нормальны при соблюдении пропорций.
  • Рост - около 73-77 см;
  • Зубы - 6-8 зубов. Показатель относительный, ведь таблицы норм составлены несколько десятилетий назад. В последнее время наблюдается тенденция к тому, что у некоторых малышей в годоваловом возрасте больше 10 зубов. Это не аномалия, беспокоиться не о чем. Волноваться стоит, если у ребёнка в этом возрасте совсем нет зубов.

В возрасте 12 месяцев ребёнок начинает копировать действия взрослых. Он пытается копировать действия папы, когда тот бреется. Или ребёнку хочется помочь маме «подстричь» ногти. Он еще не осознает результат, но понимает, что ножницы нужно приложить к ноготкам. Годовалый ребёнок крепко держит двумя ручками бутылочку и начинает справляться с ложкой, зачёрпывая еду. Многие мамы нервничают, когда ребёнок, пытаясь попасть ложкой в рот, большую часть каши или супа разбрасывает на себя и «украшает» близлежащие предметы. Нужно запастись терпением, не кричать, не ругать ребёнка, а мягко и спокойно корректировать его действия. Важно сопровождать свои действия словами-аффирмациями: «ложку держим вот так», «рот вытираем салфеткой» и т. д.

В этом возрасте ребёнок пытается одеваться сам. Нужно как можно чаще позволять ему экспериментировать и «примерять» вещи на разные части тела. Подсказывать, объяснять, одеваться вместе с ним, чтобы он наблюдал действия взрослых.

Родителям нужно осознать, что спокойное время, когда ребёнка можно было оставить одного в кроватке или манеже, закончилось. Начинается время неизбежных ушибов и падений, плача от обиды, что не удалось забраться на диван. Свобода, безусловно, безопасная (убрать все острые предметы, обезопасить уголки предметов мебели, оснастить двери доводчиками) - то, что нужно юному исследователю. Его задача: потрогать, забраться, дойти, взять. Брать ребёнок будет всё, что попадается на его пути. Все опасные предметы убрать, остальное оставить - чем быстрее ребёнок доберётся до предмета и поймет его назначение, тем быстрее он потеряет к нему интерес.

К одному году малыш, которого высаживают на , уже чётко понимает, что от него требуется. Привыкнув, что его поощряют, когда важные «дела» происходят не в , а в горшок, ребёнок всё чаще голосом сообщает, что он хочет в туалет.

Психическое развитие ребенка в 1 год

К 12 месяцам ребёнок уже владеет 5-10 словами. Чаще всего, он использует первые слоги, которые с разной интонацией могут обозначать различные предметы. Часто используется и звукоподражание: «мяу», «вав» и т.д. Когда у малыша появляется самостоятельная речь, мамам нужно контролировать свою. Не нужно подражать речи ребёнка, общаясь с ним. Все слова должны звучать полностью, чётко, по необходимости с повторами. В этом возрасте хорошо воспринимаются песенки и стихи, поэтому новые слова можно вводить через них. Малыш с удовольствием заканчивает строчки знакомых текстов.

Ребёнок уже хорошо понимает порядок действий. Если мама говорит, что пора , он радостно хлопает в ладоши или начинает капризничать, если не хочется идти . Хорошо понимает слова «можно», «нельзя», «пойдём», может кивая головой, «говорить» «спасибо», «возьми». Откликается на своё имя и может пытаться называть домочадцев по именам.

Дети в 12 месяцев активно используют жестикуляцию, отвечая на призывы к действию или выражая свои желания. Взрослым важно стараться сопровождать его жесты словами, тем самым приучая ребёнка как можно чаще использовать слова.

Игры с годовалым ребёнком

В игре познаётся мир. Понимая это, следует как можно чаще вовлекать малыша в развивающие занятия. Это может быть складывание кубиков или крупных паззлов. Малыши очень любят игры во время купания, они охотно бросают мячики или пытаются оторвать от стен игрушки на липучках. Все игрушки должны быть крупные, яркие, чётко выраженных цветов, которые постепенно начинает различать ребёнок. Он уже различает формы. Для закрепления этого навыка полезно использовать игрушки-сортеры. Их функция состоит во вкладывании фигурки определённой формы в вырезы, повторяющие их формы. Это станет отличной тренировкой зрительной памяти и внимательности.

Малыши с удовольствием начинают . Использовать в занятиях лучше пальчиковые краски с безопасным составом. Дети с удовольствием пробуют всё на вкус, нужно исключить отравление. Пальчиковые краски влияют на развитие моторики. С этой же целью малышу будет полезно и весело поиграть в пальчиковый театр.

Главная цель родителей - максимум общения с ребёнком. Трогая и дотягиваясь до новых предметов, ему необходимо слышать их названия, понять функции. Годовалый ребёнок - неугомонный исследователь и егоза. Родителям нужно набраться терпения и не ругать ребёнка за «разрушения» в доме. Объяснять, рассказывать, но позволять проявлять ребёнку как можно больше самостоятельности. Пережитый первый год для малыша - большой стресс от обилия информации и новых открытий. Сделать первые шаги в сложном мире счастливыми и радостными - основная задача родителей.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Поделиться: