Развитие речи для малышей 2 3 лет. Игры для развития речи ребенка

Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

Правильно организованные дидактические игры развивают:

  • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
  • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
  • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

  1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
  2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
  3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Развитие речи

Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

Дидактические игры для детей 2–3 лет:

  1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

  1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

Занятия для дошкольников 4–5 лет:

  1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
  2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

Игры для старшей группы:

  1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
  2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

Развитие мышления

Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

А именно:

  • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
  • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
  • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

Задания на развитие мышления в младшей группе:

  1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
  2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
  3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

Игры для средней группы:

  1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
  2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

Упражнения для старших дошкольников:

  1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
  2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

Развитие внимания

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

Упражнения для младших дошкольников:

  1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
  2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

Игры для средней группы:

  1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
  2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
  1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
  2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

Развитие физических качеств

Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

Игры для младших школьников:

  1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
  2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

Мы обнимаем мячик нежно,

Оттолкнем его небрежно.

А теперь догоним дружно:

Пожалеть его нам нужно!

Упражнения для средней группы:

  1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
  2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

Задания для старших дошкольников:

  1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
  2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

Основные дидактические игры с детьми:

  1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
  2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
  3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

В средней группе картотека игр может составляться по темам:

  1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
  2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
  3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

Дидактические игры в старших группах:

  1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
  2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
  3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

  1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
  2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

Дидактическая игра своими руками

Дидактические игры для малышей:

  1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
  2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

Занятия с детьми средней группы:

  1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
  2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

Игры для старших дошкольников:

  1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
  2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

10 07.2016

Мы продолжаем тему детской болтовни, и сегодня поговорим о том, какие игры для развития речи детей 2 лет мы можем использовать у себя дома. Вы наверняка не раз слышали на прогулке или в общественном транспорте, как чужой малыш всю дорогу щебечет с мамой о том, о сем и обо всем.

И как же хочется, придя домой, услышать от любимого чада не только «Привет!», а и что-то вроде «А мы сегодня выучили стишок про мишку. Хочешь, расскажу?»

Чтобы воплотить в жизнь реальные мечты каждого родителя, мы начнем разговор с направлений речевого развития 2 летнего ребенка, чтобы знать, с чего начать, на что обратить внимание, какие игры выбрать.

Возраст активного познания

После 2 лет у детей начинается возраст интенсивного развития речевых функций, они начинают с успехом пользоваться речью полноценно, заменяя жесты и упрощенные слова. Общие положения по теме как развивать речь ребенка в 2 года родители могут найти на странице нашего блога, посвященной этапу формирования малыша до 3 лет.

  • 1. Знаний об окружающем мире у маленького человека уже достаточно много, чтобы он мог активно вести беседу на тему, скажем, сегодняшней погоды. Это так называемый пассивный словарь малыша. На нем основано понимание речи окружающих.

N.B. А вы практикуете в своей семье беседы с малышом на свободные темы? О чем вы ему рассказываете? Какие темы вы любите больше других?

  • 2. Слова, которые вы употребляете в своей семье для общения друг с другом, составят активный словарь вашего ребенка. К нему относятся слова приветствия и прощания, ежедневные словесные описания дел и обязанностей (почистить зубы, умыться, приготовить обед, накрыть на стол и пр.)
  • 3. Употребляя правильно окончания и предлоги, родители учат кроху выражаться грамотно, тем самым тренируя грамматику его языка.

  • 6. Наша любимая мелкая моторика, которая выступает катализатором речевого процесса, также продолжает свое формирование. Родителям нужно обратить особое внимание на игры, посвященные стимуляции речи через мелкие мышцы рук, потому что подобные упражнения дают высокие результаты. В педагогике и психологии выступают взаимосвязанными процессами в общем формировании детской личности.
  • 7. Для того, чтобы научить ребенка разговаривать, его артикуляционный аппарат должен быть достаточно развит, чтобы совершенствовать уже произносимые звуки и обеспечить положительный эффект при изучении новых. Органы артикуляции проходят сложный процесс формирования и созревания, им необходима помощь и поддержка, которую тоже должны обеспечить родители.

В помощь родителям разработаны специальные упражнения для тренировки каждой из сфер речевого развития. Мы попробуем выделить 10 игровых направлений, которые помогут разнообразить игровой день ребенка и научить его говорить правильно и свободно.

N.B. Разговаривать с крохой необходимо с первых дней его жизни и обо всем. Тем самым вы будете давать малышу установку на важность и полноценность его присутствия в жизни семьи, тогда ребенок не будет чувствовать себя отделенным и обделенным. Для его полноценного развития важно ощущать себя неотъемлемой частью общества родных людей.

Позиции под грифом ТОП

Все игры, представленные сегодня в нашем перечне, любой родитель может создать своими руками. Это, как показывает практика, самые ценные и интересные варианты, тем более что разнообразить и заменить их подобными ничего не стоит. Пожалуй, начнем.

  • 1. Развитие пассивного словаря. Мы поставили эти упражнения на первую позицию не случайно.
    Развитие речи у ребенка начинается с момента рождения. Он с первых дней накапливает пассивный запас слов, которые он слышит круглосуточно, находясь в условиях развития своей семьи. К играм для этой цели можно отнести те, в которых взрослый рассказывает истории с вопросом в конце или представляет ребенку вопросы-загадки.

Ответы ребенка прячутся в выложенных перед ним предметах или картинках, ему нужно только выбрать. Например, «Что лишнее?» , когда нужно выбрать из 4 предметов один, «Только синий» , где из нескольких кубиков или колечек малыш должен выбрать только синие (красные, большие, круглые и т.п.)

  • 2. Пополнение активного словарного запаса.

Здесь вы можете попросить малыша повторять за вами рифмованные строчки или заканчивать вашу фразу. Например,

А) Птичка крыльями помашет, нам споет и снами спляшет.
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.

Б) Носит красный сюртучок этот кругленький жучок.
В ровненькие строчки черненькие точки
По траве ползет он ловко. Это …(божия коровка)

В этом же разделе можете использовать игры на активное говорение. Например, вы позвонили ребенку по телефону от имени мишки или зайца, поговорите с ним о погоде, о том, чем он любит заниматься или что у него было на обед.

  • 3. Режимные моменты.

Эти игры тоже направлены на увеличение слов ежедневной лексики, с которыми малыш сталкивается каждый день. Можно составить распорядок дня по пунктам и вместе напоминать друг другу, что за чем идет. Например,

 7:30 – подъем,
 7:35 – умыть лицо, почистить зубы,
 7:45 – убрать постель и т.д.

А можно один режимный момент разбить на пункты и следовать им, вместе проговаривая следующий шаг.

Предположим, та же чистка зубов:

 Взять щетку из стакана
 Открыть кран с водой
 Смочить щетку
 Взять тюбик с пастой
 Открыть крышку
 Нанести пасту на щетку и т.д.

  • 4. Грамотно включать в речь предлоги и окончания. Дети привыкают, если слышат правильную речь в своем окружении.

Для этого родители могут сами составить список предлогов, с которыми нужно поработать. Для начала подойдут простые игры.

Можно взять платок, им накрыть игрушку и спросить у малыша: «Кто спрятался под платком?». Спрятать игрушку в шкаф, вопрос с предлогом «В» определен.

Основные понятия местоположения предметов легко помещаются в короткие строчки стихотворений. К примеру,

Мы ПОД стол катили мячик,

А НА стуле кукла плачет

В холодильнике мороз

ЗА окном цветочек рос.

********************

Вот у Кати кукла Рая

Она красивАЯ, смешнАЯ.

А Денис принес домой

Новый пароход большОЙ.

Придумывая рифмованные стишки или игры с предлогами и окончаниями слов, вы будете развивать также мышление и внимание вашего крохи.

  • 5. Организация игр на развитие фонематического слуха основана на подборке стихов с похожими по звучанию словами.

Можно почитать малышу произведение Б. Заходера «Кит и кот» , а можно подобрать картинки к словам, которые рифмуются, но имеют разное значение: пила-юла, муха-брюхо, цветок-листок, мишка-мышка, батон-бутон, суп-зуб.

N.B. Вместо аудио можно взять маски зверей и устроить дома зоопарк для зайки или куклы. А еще дети любят, когда герои игр просят у них помощи. Пусть малыш поможет зайке найти дорогу домой, а для этого нужно угадать, кому принадлежат голоса.

  • 6. Дыхательных упражнений , таких интересных и полезных, существует великое множество.

В любой семье знают, что такое мыльные пузыри. И детям выдувать из соломинки эти разноцветные шарики очень нравится. Но прежде чем дать малышу дуть в соломинку, убедитесь, что он не напьется мыльного раствора.

Перед этим потренируйтесь на стакане с соком или водой. Побулькайте в чашку и в себя, пусть малыш усвоит понятия вдохнуть и выдохнуть. Упражнение на вдох – пылесос, упражнение на выдох – ветерок.

Используйте любую возможность подышать с ребенком, купите ему вертушку, пусть он посмотрит, как она вертится на улице, когда на нее дует ветер. Дома можете закрепить этот навык сами.

Надувайте воздушные шарики или надувные игрушки, сложите самолет или кораблик из бумаги и пустите его в плаванье по ванне с водой. Или устройте соревнования, чей кораблик быстрее доплывет до края ванны, и чей самолет полетит дальше, если в него дунуть.

  • 7. Мелкие мышцы рук – незаменимые помощники в борьбе за развитие речи ребенка.

После 2 лет малыш уже знает, что кусочки пазлов или элементы мозаики нужны для того, чтобы сложить красивую картинку, из теста или пластилина можно лепить все, что хочешь. А можно просто скатывать мячики или колбаски.

Пусть упражняется.

Готовые картинки и поделки можно поместить на листы картона и украсить ими комнату или сделать специальный съемный стенд или целый альбом. Это игры с готовыми материалами, которые вы можете купить в любом магазине детских товаров.

  • 8. Самостоятельно изготовить пособие или игру для занятий в домашних условиях совсем не сложно.

В каждом доме найдутся бусинки или пуговицы разного размера. Дайте их ребенку (конечно, все должно происходить под вашим руководством), найдите нитку и покажите, как можно из этого многообразия создать украшение для куклы, бусы или гирлянду.

Подойдут также крупные и мелкие макаронные изделия с отверстием внутри.

Если надоело нанизывать на нитку пуговицы, сделайте шнуровку и учитесь завязывать узелки и бантики из шнурков.

Игры с использованием мелких рецепторов пальчиков благотворно сказываются не только на развитии речевых зон головного мозга, но на общем самочувствии ребенка. Это своеобразный массаж, вреда от которого точно не будет.

  • 9. Развитие и тренировка артикуляционного аппарата – первый шаг к овладению речью без помощи специалистов из логопедического кабинета.

Пропойте вместе с малышом гласные звуки. – Как гудит паровоз? – Уууу! – А как кричат на футболе? – Гооол! – Куда плывут облака? – Тудааа! Далекооо!

Можете попробовать петь и согласные. – Как жужжит жук? – Жжж! – Как шумит ветер? – Шшш! – Как думает папа? – Ммм!

  • 10. Проводите перед зеркалом и друг перед другом артикуляционную гимнастику.

Потренируйтесь в проявлении различных эмоций, улыбайтесь, показывая зубы, а потом одними губами. Высуньте язычок и подышите часто, как собачка, а теперь облизывайтесь, как кошка, когда съест сметану.

Как видите, это совсем не сложно – организовать игровую программу для развития речи собственного чада у себя дома. Я уверена, что многие из вас легко найдут нужные подходы к своим деткам, придумывая игры и занимательные упражнения.

Материалы для игр вы отыщите у себя дома, стоит только внимательно оглянуться по сторонам. Подойдет все, что вас окружает.

Наша подборка книг

Алина Кулькова
Картотека игр для развитие речи детей 2–3 лет

Игры на развитие речи для детей 2-3 лет .

Игра «Дерево» .

Цель : активизировать речь, побуждая, использовать в речи предлоги .

Описание : педагог читает стихотворение, показывая рукой : высоко - на, внизу - под. Предложить ребенку рассказать, что еще бывает «на.» и «под.» .

Высоко на небе - облака,

А внизу - под облаком - река.

Высоко на дереве - листочки,

А внизу, под деревом, - цветочки.

Игра «Кукла спит» .

Цель : развивать речь , слух.

Игровой материал и наглядные пособия : кукла (мягкая игрушка) .

Описание : педагог предлагает ребенку уложить куклу спать : покачать ее на руках, спеть колыбельную, уложить в кроватку и накрыть одеялом. Объяснить ребенку, что, пока кукла спит, надо говорить шепотом, чтобы не разбудить ее. В это время можно поговорить о чем-нибудь с ребенком, задать ему вопросы, попросить что-нибудь рассказать. Не затягивать игру. Объявить, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Игра «Что любит наша кукла?» .

Цель : развивать речь , воображение.

Игровой материал и наглядные пособия : кукла (мягкая игрушка) .

Описание : педагог предлагает ребенку спросить, что кукла любит делать : «Кукла, что ты любишь делать?» Голосом куклы рассказать короткими предложениями о ее любимых занятиях : «Я люблю играть. Я люблю бегать. Я люблю кушать» . Теперь очередь куклы спрашивать, что любит делать ребенок. Помочь ему такими же простыми предложениями рассказать о своих занятиях. Можно предложить ребенку рассказать о том, что любят делать мама, папа, бабушка и т. д.

Игра «Закончи слово» .

Цель : развивать речь , память, внимание.

Описание : предложить ребенку закончить слово, которое ему называет педагог. Например : доро. (га, мага. (зин, коло. (бок) ит. д. Если ребенку трудно сориентироваться, показать на предмет, который назван. Взяв в руки куклу, сказать : «Кук. (ла) ». Взять в руки кубик - «Ку. (бик) » и т. п.

Игра «Повтори за мной» .

Цель : развивать речь , внимание.

Описание : предложить ребенку повторить рифмованные строки.

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится и т. д.

После многократного повторения делать паузу перед последним словом, даже когда читаются новые рифмовки :

Маленький зайчишка не читает. (книжки) .

Игра «Яблоко или тарелка?» .

Описание : задавая ребенку вопросы, предупредить его, что вы можете ошибаться.

Яблоко и груша - это овощи?

Ложка и тарелка - это посуда?

Шорты и майка - это мебель?

Ромашка и одуванчик - это деревья?

Усложнить задания, называя предметы из разных тематических групп :

Помидор и апельсин - это овощи?

Ложка и дерево - это посуда? И т. д.

Игра «У меня зазвонил телефон» .

Цели : развивать речь ; расширять словарный запас.

Описание : предложить ребенку поиграть в «телефон» . Роль телефона могут исполнять любые предметы : кубики, палочки, детали от конструктора и т. п. По очереди изображать звонок телефона. Поговорить с ребенком от своего лица, задавая ему простые вопросы : «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут твою любимую игрушку? Во что ты играешь?» И т. д. Поменяться ролями : педагог - ребенок, ребенок - папа (мама) . Разговор по телефону вести от имени игрушек, животных. Строить диалог таким образом, чтобы ответ ребенка не ограничивался словами «Да» и «Нет» . Описывать различные предметы, вещи, продукты и т. д.

Игра «Что мы видим во дворе?» .

Цели : развивать наблюдательность , внимание; расширять словарный запас.

Описание : посмотреть вместе с ребенком в окно. Поиграть в игру «Кто больше увидит» . По очереди перечислять то , что видно из окна. Детально описывать все увиденное. Например : «Я вижу дерево. На нем зеленые листочки, значит, сейчас лето. Оно высокое и толстое, у него много веток и сучьев и т. д.». Если ребенок затрудняется описать предмет, помочь ему наводящими вопросами : «Ты увидел дом? Он высокий или низкий? У него много или мало окон? Он из кирпича или из дерева?» И т. д.

Игра «Что мы видели вчера?» .

Цели : развивать память , внимание, наблюдательность; расширять словарный запас.

Описание : вспомнить вместе с ребенком, где он с родителями был вчера, что делал, кого встречал, о чем разговаривали. Акцентировать внимание на деталях : «Ты играл с Сашей? А во что вы играли? Какого цвета было у Саши ведерко? А совочек?»

Игра «Что мы будем делать завтра?» .

Цель : развивать навыки планирования , память, речь.

Описание : предложить ребенку придумать какое-нибудь важное совместное дело : посчитать скамейки в парке, пойти в гости, придумать сказку для куклы Маши и т. п. Утром следующего дня поинтересоваться : помнит ли он о том, что вы хотели сделать сегодня. Стараться придумывать такие дела, исполнение которых не может быть отложено или отменено. Или заранее обговорить обстоятельства, которые могут нарушить ваши планы, например : «Мы пойдем в песочницу, если не будет дождя» .

Игра «Кто кем был» .

Цель : развивать речь .

Игровой материал и наглядные пособия : картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей .

Описание : поинтересоваться и проверить, знает ли ребенок, что названия детенышей часто отличаются от названий взрослых животных. Рассмотреть картинки , задавая ребенку вопросы о том, кто на них изображен. Прочитать стихотворение А. Шибаева «Кто кем становится» :

Жил-был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая. (собака) .

Жеребенок - с каждым днем

Подрастал и стал. (конем) .

Бык, могучий великан,

В детстве был. (теленком) .

Толстый увалень баран –

Толстеньким. (ягненком) .

Этот важный кот Пушок -

Маленьким. (котенком) .

А отважный петушок –

Кро-о-хотным. (цыпленком) .

А из маленьких гусят

Вырастают. утки –

Специально для ребят,

Тех, кто любит шутки.

Игра «Кто там?» .

Цель : развивать воображение , речевые навыки.

Описание : предложить ребенку поиграть в игру «Кто пришел?» . Выйти за дверь, постучать : «Тук-тук-тук» . - «Кто там?» Изобразить какое-нибудь животное, например :

Это я, корова. Му-у-у.

Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идешь?

Поменяться ролями с ребенком, поочередно представляя различных зверей, людей, сказочных персонажей. Попытаться вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Публикации по теме:

Развитие грамматического строя речи у детей 3–4 лет с помощью дидактических игр «Развитие грамматического строя речи у детей 3 – 4 лет с помощью дидактических игр"Основания для инициации проекта: очень важно учить ребенка.

Картотека игр для родителей детей 5–6 лет «Развиваем речь в игре» Игры, которые помогут дома, непринуждённо и весело развивать речь ребёнка. "Подбери словечко" Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Картотека дидактических игр для детей 4–5 лет Дошкольное образовательное учреждение д/с №4 с. Унароково Подготовила: воспитатель средней группы Радчук И. И. Картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Именно 3 года - это пик бурного познания ребенком родного языка, чужой и своей речи. Примерно за год ваш малыш обогащает свой словарный запас в несколько раз, постигает грамматические, словообразовательные и синтаксические закономерности. И не так важно, занимались ли вы с ним по особой методике с пеленок, учили чтению с рождения или учились и играли по традиции родителей и бабушек.

Поэтому важно не упустить этот момент, активно помогая ребенку узнать и запомнить как можно больше. Для этого разговаривайте, рассказывайте и играйте!

Для начала не забывайте комментировать все свои действия, заострять внимание малыша не только на названии предметов, но и на названиях его частей (это машина, а она состоит из кузова, кабины, колес и т.д.). И следите за тем, чтобы ребенок произносил все слова правильно и по возможности членораздельно - теперь не время умиляться лепету, как было раньше, когда малыш только пробовал свои первые фразы.

Ремарка: обращайте внимание не только на запоминание слов, но и на "механику" речи. То есть делайте упражнения на дыхание, проговаривайте скороговорки и заучивайте стишки.

Игры на развитие артикуляционного аппарата:

Повторение. Суть упражнения в том, что ребенок повторяет за вами последний слог каждой фразы, - это формирует навыки правильного произношения звуков.
Повторяйте нараспев: Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра; Ногу выше, шаг смелей - лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Придумайте сами такие распевки с животными или персонажами, которые интересны вашему малышу.

Голоса животных. Звукоподражание - очень важный момент в развитии речи, хотя и кажется простой игрой. На самом деле это помогает не только улучшить артикуляцию, но и совершенствует фонематический слух.
Используйте карточки с животными или другие картинки. Вспоминайте вместе с ребенком звуки, которые издает тот или иной зверь и называйте соответствующий глагол (кар-кар - каркает; гав-гав - гавкает и т.д.).

Игрушки спят. Это забавная уловка, чтобы потренировать интонацию и умение говорить шепотом. Объявите малышу, что его любимая игрушка хочет спать. Вместе уложите ее, спойте песенку, а после разговаривайте шепотом, чтобы не будить. Продолжайте игру или просто обсуждайте что-нибудь, но только не в полный голос. Главное не затягивать, так как ребенок быстро устает.

Ремарка: обычные плюшевые мишки и куклы на деле - отличные . Наряду со специальными пособиями, интерактивными устройствами они в умелых руках становятся помощниками в обучении.

Игры для развития речи и внимания:

Закончи слово. Произносите простые и знакомые ребенку слова (дорога, кукла, собака) и предлагайте закончить их за вас (доро-га, соба-ка). При затруднении показывайте на соответствующие предметы.

Правда или нет? Эта игра обогащает словарный запас, улучшает представление ребенка о связи предметов между собой, помогает классифицировать и обобщать.
Заранее договоритесь, что вы можете "ошибиться", то есть назвать яблоко посудой, например.
Суть в том, что вы говорите ребенку утверждения, а он должен согласиться или нет:
Яблоко и груша - это овощи.
Ложка и вилка - это посуда.
Лето и зима - это времена года и т.д.
Если малыш не согласен с утверждением, попросите его назвать правильное слово для этих предметов.

Игры для развития речи, словообразования, воображения:

Большеслов. Предложите ребенку называть качества или признаки предметов одним словом. Например, заяц с длинными ушами - длинноухий; дом, где много этажей - многоэтажный.

Загадалки. Загадайте предмет и описывайте его свойства, чтобы ребенок догадался. Затем пусть он загадывает:)

Разговор по телефону. Поговорите с ребенком "по телефону" от имени игрушек, сказочных персонажей, задавайте простые вопросы для поддержания диалога.
Затем поменяйтесь местами, чтобы ребенок тоже мог вам "позвонить".

Играйте и развивайте речь активно!

Поделиться: