Развитие речи детей посредством ознакомления с миром природы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через познание мира природы Развитие речи детей через ознакомление с природой

«Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»

Великий педагог В. Сухомлинский справедливо подчеркивал необходимость введения детей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый их шаг был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы».

Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одной из актуальных проблем в дошкольном воспитании является развитие речи, так как оно является необходимым условием успешного обучения в школе. К сожалению, вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.

Именно природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Я. А. Каменский писал, что обучение следует начинать не со словесного толкования, а с реального наблюдения над окружающим миром, а Песталоцци исходным моментом познания считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения, которая поможет накопить конкретные сведения, а затем приведет к развитию способностей и речи.

Над данной темой я работаю не первый год. За этот период я изучила и проанализировала литературу: А.А Вахрушева «Здравствуй мир!», С.Н Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой», А.К Бондаренко «Словесные игры в детском саду», А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Н.Ф Поддьякова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу – воспитанию маленького человека - великого учителя – Природу.

Целью своей педагогической идеи я обозначила овладение детьми речью как средством общения и культуры. Средством реализации является ознакомление с природой в разных видах деятельности.

При этом решаются следующие задачи:

1. обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.

2.подбор методов и способов развития речи

3. использование разнообразных форм организации.

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка нужно вводить его во всё многообразие окружающего мира. Непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Ознакомление с природой обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление широко использую в своей работе

  • наглядно – выставочный материал, игрушки, картины, натуральные предметы.
  • специально – организованные ситуации,
  • игры, которые способствуют повышению внимания, интереса к занятию и к речевой активности.

В игре дети учатся вычленять различные и сходные признаки, группировать предметы по отдельным признакам, узнавать качества предмета. Для обогащения и активизации словарного запаса я использую речевые игры и упражнения : «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы», «Узнай целое по части». Для речевого развития также полезны игры, в ходе которых ребёнок может больше подобрать признаки к предмету, например, «Из чего сделан», «Угадай на вкус» и др.

Словесные игры: "Съедобное-несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, речь, повышают знания об окружающем мире, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы. Этот вид игр можно отнести к экспериментированию, так как дети при непосредственном взаимодействии с предметами учатся получать результат, делать выводы и умозаключения При построении образовательного процесса я использую дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Оденем Машу на прогулку", которые помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, а возникающие в ходе игр детские вопросы, дают «зеленый свет» дальнейшим поискам, развивают интерес к познанию.

Опыт работы показывает, что хороводные игры, игры малой подвижности, игры драматизации также способствуют развитию речи. В процессе игры вопросы, задаваемые ребёнку, побуждают его к фантазии и творчеству, самостоятельному открытию окружающего мира и его закономерностей.

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что развитие речи в процессе ознакомления с природой происходит как на занятиях, так и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности, происходит совершенствование формы выражения мыслей, обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Работу над обогащением словарного запаса веду одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Так как развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, большое внимание уделяю логоритмическим упражнениям, пальчиковым играм, используем упражнения и игры для развития мелкой моторики (лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур).

Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов.

Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Детям доставляет огромное удовольствие проявлять себя в качестве артистов. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Важную роль для развития познавательно-речевой сферы дошкольников имеет правильно организованная развивающая среда.

Воспитывать любовь к природе помогает уголок природы в группе, в котором содержатся комнатные растения. Ухаживая за ними, дети получают представление о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу: находят сходство и различие между растениями и их частями (окраска листьев, величина, форма, количество листьев и т.д.). А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей.

Во время прогулок на участке детского сада я организую ежедневные наблюдения за природой, во время которых дети о многом узнают из жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года.

Важное значение отвожу роли родителей воспитанников. Поэтому на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, в беседах рекомендую поощрять поисковую активность детей; объясняю, что знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным для малыша.

Чтобы показать целостность работы по этой теме, я провела диагностику по развитию речи в процессе ознакомления с природой в форме диагностических упражнений, разработала занятия, целью которых было развитие умственных способностей и активности речи детей. Создала презентации к данным занятиям. Оформила картотеку игр по данной теме.

Результаты периодически проводимого мониторинга детского развития говорят сами за себя: благодаря целенаправленной работе совершенствовалась их речь и навыки практической деятельности, увеличился кругозор и повысился познавательный интерес. Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении, цель которой не только способствовать такому психическому развитию детей, которое позволит им подняться до уровня школьной зрелости, а также пробудить у ребят познавательный интерес и стремление к успеху.

Список литературы

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2004. – 88с.

2. Журова Л.Е., Комарова Т.С. Дошкольник. – М.: Педагогика, 1999. – 309с.

3. Згурская П.Л. Знакомим с окружающим миром//Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 52-58.

4. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. – Санкт-Петербург: Детство-ПРЕСС, 2008. – 312с.

5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 264с.

6. Михайлова Е.Н., Уткина Л.А. Зимняя прогулка//Дошкольное воспитание. – 2002. - №1. – С. 32-36.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2000. – 316с.

8. Рыжова Н.А. Почва – живая земля. – М.: Карапуз, 2005. – 273с.

9. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Карапуз, 2005. – 258с.

10. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 318с.

11. Федосеева Т.Г. Организация деятельности уголка природы. – Волгоград: Корифей, 2009. – 298с.

12. Шнайдер Р.Е. Иди за мной//Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.43-


Задачи в развитии речи детей дошкольного возраста: развивать понимание речи взрослых и простейшие виды речевых суждений.

Учить правильно, точно по смыслу употреблять слова и выражения, формировать умение использовать и употреблять в речи простые и сложные предложения, участвовать в беседе, передавать свои впечатления в коротких рассказах. Справиться со всеми этими задачами помогут специальные и спонтанные наблюдения за природными явлениями.

Трудно найти человека, равнодушно относящегося к природе родного края. Природа имеет уникальные возможности в воспитании детей во многих сферах, в том числе и в развитии речи детей.

Дома, после подобных прогулок хороши занятия типа:

  1. Загадывание и отгадывание загадок. Попробуйте сочинить свои загадки. Вспоминайте пословицы и поговорки, приметы.
  2. Используйте совместный просмотр телепередач, фильмов о природе.
  3. с хорошим описанием природы, рассказы.
  4. Настольные игры типа «Лото», «Домино» отлично закрепляют знания детей о животных, птицах, насекомых, деревьях, цветах и т.п.
  5. Представьте малышам возможность в творческой деятельности реализовать свои полученные знания. (игра, рисование, лепка. аппликация, составление сказок, рассказов)

Наблюдения за природой

Хорошо проводить с маленькими детьми кратковременно. Когда идет снег, посмотреть, как медленно падают снежинки на валенки, шапку, ловить их на варежку. Я всегда своим детям предлагала ступать на свежевыпавший снег, а потом мы рассматривали следы: у мамы (папы) следы большие, у Оли маленькие. Долго ходили по участку и искали следы животных, птиц. Находили следы собаки и кошки и опять наши сравнения сопровождались словами типа: «У собаки следы больше, а у кошки меньше» и прочее.

Интересны наблюдения за зимующими птицами. У нас традиция -делать кормушки на участке для птиц, а для синичек подвешиваем на веревочке к ранету свежее сало. Они его любят клевать. Наблюдать за ними доставляет большое удовольствие и детям, и взрослым.

Невольно зимой обращается внимание на то, что деревья стоят «голые», без листьев. Объясняю малышам, что они отдыхают и набираются сил для роста. Деревья стоят «голые», а люди одеваются тепло, так как на улице холодно. Закрепляем слова: пальто, шапка, варежки, шарф, валенки,(сапоги или теплые ботинки) — это зимняя одежда. Вводим так же в активную речь детей слова: деревья, кусты, кормушки, птицы, клюют и т.п.Во время кормления интересно наблюдать, как птицы прыгают, рассмотреть их следы на снегу. Снова заставляйте ребят проговаривать слова: прыгают, клюют, летят. Хорошо, если обратите внимание, что есть птицы маленькие и большие. Научите узнавать голубя, ворону, воробья, синичку. Хороши на подобных прогулках игры:

  • «Птицы машут крыльями» -её можно обыграть по-разному. Например, птицы испугались и полетели быстро-быстро. Наоборот — подлетают к корму осторожно, с опаской, смотрят, чтобы на них никто немного напасть. А кто на них может напасть? и т.п.
  • «Воробушки и автомобиль», где птички должны быстро улететь, чтобы не попасть под колеса автомобиля.
  • «Скати с горки» — в подобных играх дети выполняют конкретные задания взрослых.

Такие незамысловатые игры, наблюдения вызывают у детей интерес к природе, включает их эмоциональную отзывчивость, воспитывают бережное к ней отношение.

Природа зимой

Особенно увлекательна и интересна не только для наблюдений, но и для детских развлечений. Во все времена на Руси приветствовалось катание на санках с горы, позднее появились лыжи и коньки. Это прекрасные зимние развлечения, которые доставляют детям не только радость и удовольствие, способствуют развитию координации движений. Здесь же родители должны проявить свой интерес и изобретательность, побуждая своих детей к рассказыванию о впечатлениях и наблюдениях, которые они приобрели во время зимних игр и забав.

Читайте детям стихи о зиме А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, A.Тютчева. Хороши рассказы Н.Сладкова «Под снегом», Г.Скребицкого «Белая шуба»,В.Бианки «О зиме», короткие рассказы Н.Сладкова, Н.Надеждиной и.т.д. Найдите время для рассматривания зимних пейзажей, изображенных на картинах И.Левитана «Зимой в лесу»,Н.Крымова «Зимний вечер», К.Горбатова»Зимний пейзаж с церковью»,С.Колесникова «Зимний пейзаж», Н.Анохина «Русская зима» и многие-многие другие.

Зимняя природа

Позволяет вам организовать свои зимние развлечения. Например, мы для своих детей строили всегда что-то похожее на стену крепости. Получалось это во время уборки лишнего снега со двора на огород. Слежавшийся снег мы режем всегда на прямоугольники, вывозим и складываем в виде стены. Затем туда втыкаем флаг — символ нашей крепости. Получается подсказка для сюжета. Дети любят собираться у этой стены и играть. Причем у них начинают появляться новые объекты (стул и лежак для отдыха, стол, где они рассматривают «карты» и планируют свои дальнейшие действия и прочее) В ходе этой игры у них появляются в активной речи слова «крепость, флаг, защита, осада,» и т.п. Причем дети поняли, что Флаг — это символ. Обогатить эти знания можно путем чтения дома стихов, рассказов и т.д.

На прогулках зимой все дети любят кататься по ледяным дорожкам. Залейте небольшие дорожки на участке и пусть малыши двигаются. В далеком детстве мы делали огромные ходы и лазы в сугробах. Но это доступно там, где много снега.

В деревнях и селах в зимнюю природу всегда вписываются домашние животные. Пусть ваши дети познакомятся с особенностью ухода за ними зимой. Здесь же они много узнают слов и выражений (хлев, кормушка, сено, зерно, тепло, холодно, уборка в хлеву, курятнике, а так же для чего она необходима и прочее), кроме того, можно организовать труд детей. Вполне допустимо ребенку 2-3 лет насыпать зерно курам и в кормушки для птиц, более старших детей необходимо привлекать к уборке помещений для животных, поднести сено в кормушки, постелить солому для отдыха животных.

Взрослые должны побуждать детей не только к наблюдениям в природе, но и умению описать увиденные изменения в природе, сравнивать предметы, описывая их отличия и сходство, побуждать желание ухаживать за домашними животными, птицами, прилетающими на участок.

Каждая встреча с природой всегда способствует развитию речи, возбуждает фантазию и развивает игровые замыслы детей. В данном случае обязанность взрослых — побуждать детей к развитию замысла: помочь в развитии сюжета игры, а позднее попросить ребенка рассказать свои впечатления об игре, кормлении птиц, уходе за животными. Кроме того, давайте детям карандаши, краски, пластилин, глину и т.д., пусть они в свих работах отразят впечатления прошедших событий. Старшие дети это вполне могут делать самостоятельно, а малышам необходимо помочь. Пусть они рисуют кистью следы на снегу, снежинки и т.п. Можно разрешать им рисовать руками. Только следить, чтобы они не брали руки в рот, своевременно их вымыть.

Конечно, невозможно предугадать, какие явления природы привлекут внимание ваших детей, и тем не менее, прогулки, наблюдения, воскресные походы на природу, зимние забавы и развлечения увеличивают интерес детей к явлениям природы, её изменениям.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – это средство общения и познания, и является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствуя и обогащая её. Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи процесс сложный, творческий. Это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи дошкольников через познание мира природы.

В дошкольном возрасте дети постигают мир природы и человека. Детям систематически передается разнообразная информация о природе: об отдельных представителях животного и растительного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях жизни. Дети знакомятся с объектами (камень, вода, песок, земля и др.) и природными материалами (дерево, глина и т. д.)

Внимание детей обращается на то, что в любом объекте природы есть внешние характеристики, которые ребенок может определять сам: цвет, форма, вкус, запах, размер и т. д. В то же время у каждого объекта есть свои секреты, о которых можно узнать не только от взрослых, но и самому увидеть при определенных условиях, - это свойства предметов, повадки животных Например, Волк. Портрет – большой зверь, хищник. У него есть глаза, уши, хвост и т. д. Тело покрыто шерстью. Повадки – живут семейными группами, а зимой объединяются в стаи.

Постигая мир человека, дети начинают знакомиться со схемой собственного тела и связанными с ним пространственными ориентировками (над головой – вверху, под ногами – внизу, за спиной – позади) .

Продолжается работа по расширению и уточнению представлений детей о рукотворном мире (предметах сделанных руками человека и играющих большую роль в его жизни) .

Рассматривая разнообразные предметы, дети не только определяют части и внешние характеристики, но и более глубоко начинают постигать их целевое назначение и функции. Обращается внимание на зависимость свойств, качеств и частей предметов от их целевых назначений и функций. Дети знакомятся со свойствами и качествами рукотворных материалов (бумага, стекло, пластилин, ткань и т. д.) Полученные представления закрепляются в деятельности детей.

Детей знакомят с различной деятельностью людей: профессиональной (труд для других) , бытовой (труд для себя и семьи) , отдых, увлечения (труд для души) .

Большое значение для речевого развития играют средства, методы, приемы, используемые для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. д.) используются и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (куст, цветок, дерево, пенек и т. д.)

По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: «Давайте свернем на эту тропинку. Может она приведет нас в сказку» . «Подойдите к этому цветку. Может быть, здесь спряталась сказка?»

Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок) , отдельные эпизоды или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор пойдет о сказке «гуси – лебеди» . Дети рассматривают дерево, ветки, листья, плоды (если есть) , пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке.

Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, пожелания. Воспитатель всегда готов выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Благодаря системному контакту с миром эстетически значимых предметов и явлений ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках и пластичных формах. Дети вместе с воспитателем рассматривают разнообразные природные объекты, явления, сезонные изменения в их жизни. Процесс восприятия сопровождается высказыванием детей, в которых отражается эстетическое отношение к рассматриваемому объекту.

Осенью внимание детей обращается на овощи и фрукты. Дети рассматривают их, составляют из них «живые» натюрморты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины) . Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей, листьев. Проводится специальная работа, направленная на раскрытие детям совершенства деревьев и кустарников. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов, оттенков листьев.

В октябре отмечаются изменения в жизни цветов, деревьев и кустарников по сравнению с сентябрем. Рассматриваются плоды деревьев и кустарников (боярышник, шиповник, рябина и др.) Дети отмечают разнообразие цветов и оттенков, строение формы.

Поздней осенью дети рассматривают кору разных пород деревьев. Отмечается разнообразие цвета, фактура (гладкая, шершавая) . Обращается внимание на разнообразие листьев в природе: с сильно изрезанными краями, с одной пластинкой (подорожник) , с тремя пластинками (клевер) . Дети подбирают определения к состоянию листьев в разную погоду: мягкие, пухлые в сырую погоду., жесткие, хрупкие во время заморозков.

Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращается внимание на кроны различных пород деревьев. Дети рассматривают хвойные породы деревьев и кустарников (ель, сосна, лиственница) . Отмечают красоту зимней природы. Проводят наблюдение за инеем, снегом. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, их поведением, оказанием помощи птицам.

Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов купальницы, одуванчиков, мать-и-мачехи показывается разнообразие оттенков желтого цвета.

Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисовании, лепке, аппликации) . Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. Дети, под наблюдением воспитателя работают ножницами, используют трафареты, штампы.

Итак, работа по познавательно – речевому развитию проводится в системе и охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь) . Каждая сторона речи включает в себя широкий круг задач и собственную динамику развития. Однако есть реальная возможность установить взаимосвязь с другими видами деятельности детей, используя интегрированный подход и здоровье - сберегающие технологии, что позволяет перераспределить учебную нагрузку, освободив время для игры, сохранив физическое, психическое и социальное здоровье дошкольника, развивая все стороны личности ребенка. Тем самым не только достигается экономия во времени, но и осуществляется нормальное функционирование речи в жизни детей.

Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

В развитии речи детей старшего дошкольного возраста, не заменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же как познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь.

В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.

Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке. Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.

В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением.

Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева шишка», «Богатство леса», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена)?». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе!

Словесные игры, например, «Съедобное - несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

Подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», «Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Список используемой литературы

    Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.

    «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.

    Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.

    Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.

    Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов. При беседах с детьми можно отметить, как бедны познания детей о природе, явлениях, событиях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно детям выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Порой им не хватает слов для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что ребенок нарушает порядок слов в предложении, что существительные заменяет местоимениями , и т. п. Одними замечаниями «говори правильно» дело не поправить. Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. В процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребенка развивается любознательность, расширяется кругозор, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, объясняя свои высказывания, что положительно влияет на развитие связной речи. Наблюдательность учит ребенка делать выводы, четкость и красоту речи, развивает логику мысли. В процессе ознакомления с родной природой ребенок учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из важных факторов успешного обучения в школе.


В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не в группе при рассматривании картин, а на прогулках и экскурсиях. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, и из которых потом вытекают само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения , согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи. Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке . Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.


В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением. Просим детей найти прилагательные для более точной и красочной характеристики увиденного. В процессе наблюдений за природой используем произведения детской литературы , стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Например, если экскурсия в лес, можно прочитать стихотворение «Что такое лес» В. Степанова и т. д

Что такое лес?

Сосны до небес,

Березы и дубы, ягоды грибы.

Звериные тропинки

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку сова.

Ландыш серебристый

Воздух чистый–чистый

И родник с живой

Ключевой водой.

Проводим подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали» ; «Лови - назови» ; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», « Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас. На территории нашего детского сада растет много видов деревьев, кустарников, разнообразие трав и цветов как садовых, так и луговых, есть представители царства грибов, на деревьях гнездятся птицы, в траве – насекомые. Это настоящий клад при ознакомлении с природой и для обогащения словарного запаса и развития речи детей. Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаем для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяем приемы активизации речи детей. Обращаем внимание на отбор необходимого словарного материала; правильность собственной речи; создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение. Прогулка – это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развитие речи детей. Сопоставляя, сравнивая увиденное и услышанное, ребенок совершает первые наблюдения и открытия, учится мыслить и делать выводы. Конечно, прогулка планируется заранее по намеченному плану, придерживаясь программного содержания. Первый наглядный метод – это наблюдение – это сложная познавательная деятельность , в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание детей. Учитываем, что во время прогулок на детей действуют разнообразные раздражители, поэтому наблюдения проводим кратковременно и многократно повторяем. Однако нужно учитывать и то, что если занятия были с умственной нагрузкой, то прогулку начинаем не с наблюдения, а с подвижной игры. Во время прогулки ведем и индивидуальное наблюдение с детьми, т. е. привлекаем отдельных детей к активным мыслительным операциям. Организуя наблюдения в природе, мы решаем ряд задач: формируем знания о природе, развиваем наблюдательность, воспитываем эстетически, обогащаем словарный запас, закрепляем речь детей. При наблюдении используем дидактические игры и упражнения экологического характера – они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Например «С какого дерева листик?»; «Собери корзину»; «Детки с ветки»; «Чей хвостик, чей носик» и т. д. Предметные игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки». Словесные игры: « Съедобное – несъедобное»; «Кто кричит?»; «Кто летает, бегает, прыгает?» Используем лексико – грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи , которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят с животными и растениями нашего края. Игровые упражнения: «Накорми птиц»; «Чьи детеныши?»; «Чьей это голос?»; «Протяжно – отрывисто»; «Громко – тихо» ; «Быстро – медленно». Ребенок произносит голосом звучание звуков природы (крик кукушки), голосом животных в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса с движением. Для развития слухового восприятия и понимания речи, формировать связь между словом и образом помогают игры: «Доскажи слово»; «Найди ошибку»: у зайчихи – зайчонок, у бельчихи – бельчонок, у волчихи – медвежонок.

В дошкольном возрасте дети не всегда умеют управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаем произнести чистоговорку (тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, слова, меняя интонацию). Также используем на прогулке стихи, загадки, пословицы, поговорки для развития выразительности речи. Структурными компонентами прогулки являются: разнообразные наблюдения, дидактические задания, трудовые действия детей, подвижные игры и игровые упражнения, эксперементирование - все эти компоненты позволяют нам сделать прогулку очень интересной, насыщенной и увлекательной. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроения детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в холодную погоду прогулку можно сразу начинать с подвижной игры.


В результате систематических экскурсий, прогулок в природу речь детей становится более гибкой и связной. Последовательнее и интересней становятся рассказы детей, расширяется их словарный запас. Так, например, сначала при описании сезонных изменений в природе дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в подготовительной группе – сложноподчиненные предложения. В этот период на основе приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, используя опорные слова или план. В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, животных и т. д. Хотелось бы еще отметить, как мы традиционно на территории детского сада посещаем огород и выращиваем на нем разные овощи. Ведь труд - как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человеком. Надеемся и в дальнейшем вести детей в мир природы удивительный и прекрасный, щедро делиться своими знаниями.

Литература:

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования т. И.Бабаева, и др. – СПб.: – Пресс», Издательство РГПУ им. , 214-321с.

2.Развитие речи при ознакомлении с природой Ростов-на-Дону «Феникс» 2002.

3. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет. Авторы-составители, .

Поделиться: