Развитие речи детей через общение с природой. Организация работы по развитию речи детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим

В целях успешного расширения словаря детей, я обратилась к природе и углубленно начала работу по этой теме. В процессе ознакомления детей с природой я формировала первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учила различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Побуждала детей к звукоподражанию, повторению отдельных слов, названий. Обучала малышей первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы.

Ознакомление с природой проходило в процессе наблюдения в уголке природы и на участке детского сада. Коллективные формы работы чередовала с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяло мне вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.

Во время проведения прогулок обращала внимание детей на окружающую природу - на яркий цветок, летящую бабочку, красивый камушек, пушистые хлопья снега. Не спеша, давая малышам возможность внимательно рассмотреть то, о чем я говорю, рассказывала о природных изменениях окружающего мира в различные времена года. Осенью мы рассматривали деревья на участке группы: листья становятся желтыми, красными и опадают с дерева при малейшем дуновении ветра. Природа засыпает, трава становится коричневой и желтой, цветы опускают свои головки и засыхают. Все готовится к приходу зимы. Дети слушали, как листья шуршат под их маленькими ножками, собирали красивые букеты, тут же разбрасывали их, получая массу удовольствия, и формируя при этом мелкую моторику рук, обогащая свои сенсорные ощущения. Помогая детям активно познавать окружающую действительность (нюхать, трогать, слушать, насыпать, переливать, крошить) ненавязчиво предлагала разнообразные виды деятельности. Все это, несомненно, развивает восприятие ребенком окружающего мира, обогащает его речь и интеллект.

Обращала внимание детишек и на изменения в животном мире. Прежде всего, это птицы, которые все чаще прилетают на участок группы в поисках пищи. Объясняла ребятам, что корма становиться все меньше и меньше, птицам труднее прокормить себя. Для этого люди вешают на деревья кормушки. Собираясь на прогулку, мы брали с собой зерно или хлебные крошки. Чаще всего ребята встречаются во время прогулок с воронами, воробьями и голубями. Объясняла, как питаются птицы, как они разговаривают. Дети внимательно слушали и пытались подражать птичьему разговору: кар-кар, чик-чирик и т.д.

Зимой на прогулку ребята брали с собой лопатки и играли ими, копая снег. Они учились лепить снеговика, насыпать горку, знакомились со свойствами снега. На прогулке ребята пытались поймать в ладони снежинки, которые моментально таяли, что вызывало особый интерес. Малыши чувствуют холодное прикосновение зимы к их рукам.

Знания закрепляла на занятиях. Занятия проводила с использованием игровых методов, побуждая детей к действиям и движениям. Этим самым развивала речь детей, пополняла словарный запас. Для этой цели я подобрала и изготовила дидактические игры - пособия, такие как: «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «С какого дерева лист?», «Чьи плоды?», «Времена года», «Угадай, кто в гости пришел?» и др. Например, когда дети знакомились с признаками зимы, с явлениями, происходящими в природе, со свойствами снега, проводила игры «Теплый - холодный», «Спрячь зайку от лисы» (где дети закрепляли белый цвет). Во время проведения игр постоянно побуждала детей к повторению слов, договариванию.

Чтобы у детей шло накопление знаний об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах - проводила игры с песком и водой « Найди игрушку», «Тонет - не тонет», о строении растений (стебель, лист, цветок) и их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Знакомила детей с животными через игры «Кто где живет», «Кто что ест», «Помогите найти маму». Давала первые знания об отличительных признаках сезонов, предлагая детям игры: «Подбери по цвету», «Кукла собирается на прогулку», «Собери букет» и др.

Чтобы дать детям представления о связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце - становится теплее, мы наблюдали за деревьями в ветреную и безветренную погоду, сравнивали на ощупь предметы, которые лежали на солнце и в тени, наблюдали за таянием снега и делали вывод, где снег тает быстрее .

Каждый раз, готовясь к проведению наблюдения, экскурсии намечала для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении. Каждое новое слово неоднократно четко проговаривается мною и затем повторяется детьми. Я так ставлю перед детьми вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова. Вводя в речь новые слова, приучала детей к точному их повторению.

Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме, рисование, аппликация, лепка рыбок, рассматривание иллюстраций. Игра «Караси и щука».

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением рыб и различных млекопитающихся, живущих в море. Рисование на тему «По морям, по волнам».

Рассматривание иллюстраций, чтение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского, обобщающая беседа. Лепка «Обезьянки на пальмах».Сюжетно- ролевая игра «Доктор Айболит».

Рассматривание иллюстраций, картин, чтение детской художественной литературы. Аппликация «Где-то на белом свете». Лепка «упряжка оленей».

Рассматривание камешков, иллюстраций, чтение познавательной литературы, сказка П. Бажова «Серебрянное копытце».Аппликация «Дом мы строим из камней».

Всероссийский конкурс детского рисунка. Участие детей в конкурсе.

Беседа по наблюдениям за явлениями природы. Чтение «Лесные домишки» В.Бианки, рисование «Весеннее небо», аппликация «Подснежник».

Экскурсия на грачевник. Наблюдения за птицами на участке, заучивание стихотворений, игра – имитация «Строим гнезда».

Чтение познавательной литературы, стихотворений о домашних животных.Наблюдения за кошкой и собакой. Беседы с детьми о их домашних животных.

Наблюдения за деревьями и кустарниками на участке и территории детского сада. Обобщающая беседа. Рисование «Цветущая ветка».

Наблюдения за растениями на участке, заучивание стихов и загадок, анализ растения мать – и мачехи. Игра- имитация «Соберем нектар с цветов». Игра «Отгадайте почему?»

Экскурсия в парк. Наблюдение за пробуждением природы после зимы. Игра «Отгадай чей голос». Рисование «Первый весенний букет»

Рассказ воспитателя о использовании человеком природы, о бережном отношении к ней. Беседа о заповедниках. Игра «Чем мы можем помочь природе?»


Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с природой
Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений является речевое развитие детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и как отмечают многие ученые и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Одним из эффективных средств речевого развития детей является ознакомление с природой. Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это источник, благодаря которому «и ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы... Единственно подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы и «... составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит личность, то есть истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов» Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме» связи явлений и предметов природы.
Стержневой идеей содержания образования является ведущая роль культурной языковой среды, отношение к родному языку как к достоянию нации, как к воздуху, которым дышат и живут люди. Действительно, язык непрерывно вбирает в себя и бережно хранит несметные сокровища исторического опыта целых поколений, следы жизни каждого из них и голос родной природы.
П.А. Вяземский подчеркивал, что язык есть исповедь народа, в нем слышится природа, его душа и быт. Д.С. Лихачев слова с корнем «род» (природа, родник, родинка, народ, родной, родина, родители, город) называл родниками родимой природы. К.Г.Паустовский мечтал о словаре «природных» слов с разделами: «слова лесные», «полевые», «луговые», о временах года, метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных. Писатель считал, что в русском языке для всего существующего в природе есть множество хороших слов и названий, и чтобы убедиться в этом, необходимо изучать емкий и меткий язык народа – неиссякаемый источник его мудрости.
Мы должны сегодня защитить и сохранить естественные связи ребенка с традициями культуры слова как способами взаимодействия с природой, чтобы дети, как отмечал К.И. Чуковский, не чувствовали себя иностранцами в области родного языка, бездушно говорящими речевые штампы. Универсальность художественного языка помогает ребенку глубже почувствовать и понять традиции взаимодействия общества с Природой.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи.
Многие педагоги обращают внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, «чтобы каждый день приносил что-то новое, и чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Своей необъятностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в логичности и самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.
Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться отдельное внимание.
В логопедической группе проблема развития речи стоит наиболееостро, является для работающего в ней педагога предметом пристальноговнимания. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всехкомпонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Крометого, у детей с ОНР не достаточно сформированы познавательные процессы,тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление,воображение), а также моторика.
Детей дошкольного возраста часто называют «Почемучками», у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир, людей, природу.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития, и в первую очередь речевого.
Используя лексику природоведческой тематики, можно подобрать лексико-грамматические игры и упражнения, а также упражнения на звукопроизношение, в которых у детей развивается речь, формируются познавательные процессы, нравственные нормы поведения, расширяется кругозор, появляются дополнительные возможности для развития творчества, происходит развитие эмоциональной сферы.
Сделав такие выводы, я стала более углубленно заниматься этой проблемой: подобрала содержание работы, составила перспективный план на весь учебный год. Принципы планирования следующие:
Реализация задач всестороннего развития детей.
Проведение работы во всех видах деятельности - учебной, бытовой,трудовой, игровой.
Работа начинается с ближнего окружения, постепенно горизонтырасширяются.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.
Работа по развитию речи детей при ознакомлении с природой проводится мной круглогодично, не прекращаясь даже летом.
Важнейшим условием в работе по развитию речи является использование игры и игровых приемов. Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Только через игру ребенок качественно и эффективно усвоит сложный дидактический и речевой материал. В процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях, воспитывается активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащается духовный мир детей. А это все в свою очередь содействует умственному и речевому развитию.
В занятиях природоведческой тематики я использую разнообразные виды игр: дидактические игры и упражнения, игры и этюды на развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков, подвижные игры.
Психолог А.В. Запорожец, описывая роль дидактической игры, указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. Этим требованиям отвечают дидактические игры природоведческой тематики: «Когда это бывает?», «Что знаешь - расскажи», «Угадай, что где растет» и др.
Дети, посещающие речевые группы, зачастую имеют не только дефекты речи, но и специфические характерные особенности. Они быстро утомляются, не могут сосредоточиться на длительный период, отвлекаются, а некоторые сидят спокойно, но не могут ответить на вопрос, или отвечают невпопад. Часто дети бывают агрессивны, у многих отмечается повышенная возбудимость, у некоторых, наоборот, вялость. Мы хотим развить в детях эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, воспитывать интерес к родной природе, любовь и бережное отношение к растениям и животным. Поэтому и возникают такие задачи, как развитие у детей коммуникативных навыков, развитие и коррекция эмоциональной сферы, выработка положительных черт характера. Для этого я использую игры, этюды, психогимнастику, описанные в литературе (например, в работах Л.Н. Кряжевой, М.И. Чистяковой, Л.М. Шипициной), а также собственные разработки.
Наблюдения - это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.)
С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали растения на участке. В каждом явлении природы, в каждом листочке или травинке, в каждом жучке или бабочке дети учились видеть прекрасное, замечали, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, к водоему обогащали детей новыми впечатлениями, учили их видеть и замечать то, мимо чего они ранее проходили.
Во время экскурсий мы с детьми заготавливали разнообразный природный материал: плоды, семена, камушки, ракушки, перья птиц, шишки, желуди. Детям очень нравится выполнять поделки из природного материала. Изготовление поделок не только сближает ребенка с природой, но и дает радость созидания творчества. Дети рассматривают материал, ощупывают, исследуют его. Работа с природным материалом развивает внимание и мышление ребенка, мелкую моторику, что особенно важно для детей речевой группы.
Формирование навыков устного речевого высказывания тесно связано с развитием психических процессов, таких как восприятие, воображение, мышление, поэтому на занятиях больше внимания уделяется развитию этих процессов. Развивающее занятие – это своеобразный «сплав» беседы, игры и художественно-выразительных средств. Здесь ребенок является не пассивным слушателем, а активным участников, умеющим не только слушать, но и задать вопрос, дополнить взрослого. Ребятам предлагаются игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию», «Забывчивый покупатель».
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, не нарушать логические связи между фрагментами рассказа. Они учатся планировать развернутое высказывание и выделять главные смысловые звенья рассказа.
На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы обучения. Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно - логического мышления, памяти и фантазии позволяют воспитывать самостоятельно мыслящую творческую личность. На занятиях дети знакомятся с народными приметами, загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней.
В своей работе использую методику «расскажи стихи руками». Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, воображения и образности. Совместные действия со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.
Стихи изначально предполагают осуществление действий, доступных детям. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова. Стихи о природе полезны для закрепления знаний о ней. Они используются в процессе наблюдений, в качестве физкультминуток, проводимых на занятиях, в виде игры, в свободное время. В стихах содержится много глаголов. Это очень полезно для детей с речевыми дефектами, у которых образование глагольных форм происходит с трудом. Стихи не только развивают память, речь, мелкую и крупную моторику, чувство ритма, мимическую выразительность, но и закрепляют интерес к природе, формируют интерес к поэзии, совместной с взрослыми и сверстниками деятельности.
Очень эффективны в работе с детьми речевых групп занятия, включающие приемы мнемотехники. Мнемотехника помогает решать задачи по развитию у детей различных психических функций, умений, навыков, таких как:
Память.
Мышление.
Способность анализировать, вычленять части, объединять объекты в пары, группы, целое.
Умение систематизировать.
Умение логически мыслить.
Образное мышление.
Умение составлять связный рассказ.
Умение решать дидактические, общеобразовательные задачи.
Смекалка.
Навык правильного воспроизведения графических элементов.
Приемы мнемотехники часто используются на занятиях по развитию речи природоведческой тематики. Мнемокарты-подсказки помогают детям составить, вспомнить и воспроизвести связный рассказу о том или ином времени года, описать зверя или птицу, с помощью коллажей они легче запоминают стихи.
В работе по развитию речи детей при ознакомлении с природой необходимы помощь и понимание важности этой работы со стороны родителей. После изучения с детьми некоторых тем я советую родителям для закрепления приобретенных детьми знаний совершить с ними экскурсии, при этом даю родителям необходимые краткие рекомендации (что и как наблюдать). Предлагаю сходить с детьми в парк, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую, какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.
Известный педагог К.Д. Ушинский утверждал, что воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики, Научить детей воспринимать окружающий мир во всем его многообразии, видеть красоту и великолепие природы, пробуждать благородные чувства, развивать воображение, речь, формировать любовное, заботливое отношение к живой природе - важнейшие задачи и воспитателей и родителей. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен. И описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного творчества.

Разделы: Работа с дошкольниками

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и

динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.

Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа.

Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т.п. Типичны затруднения детей в употреблении склонений и спряжений (хотеть, хотят) и т. п.

Одними замечаниями “говори правильно” дело не поправить. Всё это надо сделать своевременно, иначе, начав учиться в школе, ребёнок будет делать ошибки при письме.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.

Наблюдательность рождает в ребёнке привычку делать выводы, развивает логику мысли, чёткость и красоту речи.

Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументировано, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Создаются предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, чёткость, выразительность. В процессе ознакомления с природой малыш учится анализировать, рассуждать, рассказывать, описывать, что является одним из ведущих и решающих факторов успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.

Цель и задачи, решаемые в опыте

Цель: Приобщить детей к природе, обогатить речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.

  • Развитие навыков общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.
  • Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
  • Удовлетворять детскую любознательность к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребёнка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
  • Определение характера взаимодействия взрослого и детей в педагогическом процессе.

Понимая важность развития речи детей, прежде всего, определяются основные направления работы:

  • создание развивающей речевой среды;
  • освоение методов и приёмов обучения;
  • составление перспективно-календарного плана по развитию речи детей;
  • диагностика и учёт уровней речевого развития каждого ребёнка;
  • взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу через беседы, консультации.

Работа по развитию речи – это непрерывный процесс, связанный со всеми режимными моментами.

Технология опыта

Реализация плана помогает детям овладевать знаниями, оперировать ими, мыслить творчески. В основу опыта положен метод тематического восприятия мира дошкольником.

Технология опыта предполагает активную образовательную совместную деятельность детей и взрослых, в ходе которой развиваются компетентности:

  • социальная компетентность – способности устанавливать контакты, осуществлятьвзаимодействия вразличныхсоциальныхгруппах, участвоватьврешениипроблем, проявлять нравственное отношение к окружающему миру;
  • интеллектуальная компетентность – использование знаний в различных ситуациях, установление взаимосвязей и зависимостей;
  • информационная компетентность – овладение различными источниками полученных знаний;
  • коммуникативная компетентность – умение инициировать и поддерживать общение среди сверстников, взрослых.

Для решения поставленных задач были выбраны программы:

  • М.А.Васильева. Программа воспитания и обучения в детском саду.
  • С.Н. Николаева. Юный эколог.
  • Н.А. Рыжова. Наш дом – природа.

Методические приёмы

Перспективный план отражает работу на месяц, не ограничивает творчества в выборе форм и методов в работе с детьми.

Работу по развитию речи строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.

При необходимости подбирались различные виды игр (дидактические, игры-фантазии, игры-драматизации, игры-забавы, настольно-печатные игры, строительные игры, игры с природным материалом…). Организовывались и проводились подвижные, хороводные, народные игры.

В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы, создавались ситуации о нормах поведения в быту.

По возможности развивались представления:

  • об истории цивилизации (об образе жизни человека, знакомство со сказками, легендами);
  • о навыках безопасного поведения;
  • об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).

Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей:

  • представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  • стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
  • внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  • создавать условия для реализации различных видов деятельности;
  • поощрять проявление детского словотворчества;
  • поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  • предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  • создавать условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и
  • улучшению окружающей среды (уход за растениями и животными);
  • овладевать в самостоятельной деятельности “языком чувств”.

При проведении коллективных занятий ставились следующие цели:

  • развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь);
  • развитие мелкой моторики рук;
  • формирование предпосылок к учебной деятельности (принятие учебной задачи и её выполнение, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Характер организации коллективного занятия в средней группе требует от детей слухового сосредоточения; включается решение проблемных речевых задач, творческих заданий, игровых упражнений на концентрацию внимания, соблюдения тишины.

Постепенно происходит переход детей от игр с игрушками, к играм со словом, в которых языковое обобщение и произвольное оперирование со словом – цель и прямой продукт обучения. Обучение строится на игровую и коммуникативную мотивацию. Общение сопровождалось шутками и смехом.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Дети этому учатся в играх-инсценировках (“Заюшкина избушка”, “Лиса и заяц”). Можно изменить сюжет или его окончание, включить новые персонажи. Говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной или восклицательной).

Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе.

В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению.

Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия (овощи, деревья …). Дети называют действия, связанные с движением игрушек, подбирают определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивая предметы по размеру, цвету.

При знакомстве с многозначными словами (игла, лапка и др.) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом “игла” (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети осваивали и без наглядного материала. В играх (когда дети давали поручения животным, игрушкам) дети образовывали формы глаголов в повелительном наклонении. Так наблюдая за действиями игрушки, дети учатся правильно образовывать глаголы (летела, залетела, вылетела).

Составляя, с глаголами, словосочетания и предложения дети начинают овладевать построением связного высказывания (“Закончи предложение”, “Зачем тебе нужны…?”).

Для развития связной речи дети учатся пересказывать литературные произведения.

В рассказывании по картине дети составляют небольшие рассказы и учатся сочинять рассказы из личного опыта (по аналогии с содержанием картинки).

Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится зима, потому что…).

Для формирования навыков повествовательной речи детям даются схемы составления совместного рассказывания (начало, середина, конец). Даётся зачин рассказу: ”Как-то раз…”, предлагается ребёнку наполнить его содержанием, развить сюжет. Собрались звери на полянке. Стали они. …Вдруг.… Взяли звери.… И тогда…

Заполнение схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания.

В интегрированных занятиях концентрируются разнообразные виды деятельности дошкольников, основанные на игре: ознакомление с окружающим, развитии речи, различными видами искусства (рисование, лепка, аппликация), конструирование, трудовая деятельность, физические упражнения.

Интеграция и игровые приёмы дают возможность при меньших затратах времени и усилии со стороны детей, получить более полный объём информации.

Грамотная организация деятельности детей – важное условие для того, чтобы дети постигали причинно – следственные отношения с объектами живой и неживой природы.

Пальчиковые игры, игры с природным материалом, мозаикой влияют на грамматической строй речи, поскольку упражнения мелкой моторики рук активизируют речевые зоны головного мозга.

Подвижные игры оказывают влияние на речь.

При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи.

Появление и пребывание знакомых детям героев сказок – Айболита, Колобка, Лесовика, Весны, Осени, Незнайки, Буратино и других персонажей делает занятие более интересным. Героем может быть как педагог, так и кукла. Он может передавать сообщение в форме письма, телеграммы, сюрприза. Такая форма организации позволяет детям чувствовать себя раскрепощено, усвоить познавательный материал, пообщаться.

На занятиях, если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи (“Животный мир Байкала”, “Растительный мир побережья и гор Байкала”).

Наблюдения. На прогулках расширяются и уточняются конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.

Следует привлекать внимание к растениям, деревьям. Обратить внимание на красоту деревьев (Д.игра “Какое?”), на сравнение деревьев (“Чем отличаются?”)

На экскурсии в лесу послушать тишину леса. Прочитать стихотворение. Загадать загадку. Задать детям вопросы.

При наблюдении за птицами, обратить внимание на их повадки. Например, заметить, как целые стайки воробьёв садятся на деревья, заборы. При приближении человека улетают, как клюют пищу.

Вышли на прогулку – спросить: холодно ли, сильный ли мороз, есть ли на небе солнышко, дует ли ветер. Понаблюдать, как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег; предложить повернуть лицо к ветру, отметить, что от ветра становится холоднее.

Учить детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями природы. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар.

При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.

Наблюдения на прогулке чередуются с играми, трудом, Много радости доставляет детям пускание в ручейках корабликов, игры с водой и песком.

Система наблюдений, планирование на учебный год по сезонам, подбор стихов, рассказов, примет, загадок, пословиц сделало работу более интересной и содержательной.

В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделировании явлений и природы и т. д.

Индивидуальная работа осуществляется во всех видах детской деятельности. Её проведение обеспечивает удовлетворение потребностей и интересов каждого ребёнка.

Индивидуальную работу хорошо проводить в утренние и вечерние часы в игровой форме, в обстановке естественного общения, на прогулке и др.

Речь идёт об описании игрушек, картинок, явлений природы, составлении совместных рассказов, о выполнении фонетических, лексических, грамматических упражнений.

Управление грамматическим развитием речи детей реализую, прежде всего, посредством совместной деятельности, общения как с самим ребёнком (в форме диалога), так и с другими детьми.

Важным условием успешной работы с детьми является и то, что в детском саду имеется библиотека.

Работа с родителями

Родители, воспитывающие своих детей, часто не задумываются над вопросом развития речи детей. Для того чтобы помочь родителям разобраться в данном вопросе было проведено родительское собрание, проведена консультация “Развивайте речь дошкольника”.

Были предложены условия для успешного овладения ребёнком грамматических норм языка.

  • Позаботиться о правильной языковой среде.
  • Избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи.
  • Избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи.
  • Особое внимание обращать на чёткость произнесения окончания слов и предлогов.
  • Постараться увлечь ребёнка игрой в “слова”.

Вывод: правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей возможно, когда знаешь возрастные особенности развития речи детей.

В начале учебного года была проведена диагностика речевого развития детей, “По горизонтали” определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребёнка. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребёнка.

“По вертикали” определяются сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, исправлением которых занимались в ходе фронтальных форм работы.

Работа приобрела целенаправленный, системный характер.

Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.

Результат

  1. Эмоционально-насыщенное, содержательное проживание ребёнка в детском саду
  2. Удовлетворённость естественными потребностями в общении, творчестве.
  3. Активность, инициативность, раскрепощённость детей в общении.
  4. Наличие интереса к миру природы, любознательность, проявление гуманных и охранительных способов взаимодействия с природным миром.
  5. Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

Системная работа дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в речи товарищей, использовать разные конструкции предложений.

Литература

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  • Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”. М.: Карапуз-Дидактика, 2005.
  • Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Р-н/Д.: Феникс, 2002.
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008.
  • Организация: МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

    Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

    В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

    Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

    В развитии речи детей старшего дошкольного возраста, не заменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же как познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь.

    В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Можно отметить, что лучше всего развивать и обогащать речь детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.

    Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

    Формирование организации деятельности детей при ознакомлении с природой родного края, являются - непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа на земельном участке. Все это проводится в нашем детском саду. Особенно интересны детям экскурсии, которые проводим на озеро, в лес, в парк, на луг, на реку, в березовую рощу в разное время года. Обращаем внимание на особенности местности, его климата, красоту реки, озера, парка, леса, луга, разнообразие растительного и животного мира. Ведь экскурсия – одна из форм общения детей с природой. Сколько задора, радости и блеска в глазах можно увидеть у детей во время наших экскурсий. А это дорогого стоит. На экскурсии большое значение придаем самостоятельности детей, они выбирают наиболее интересные места для наблюдений. Наблюдение – это основная часть, где решаются основные программные задачи экскурсии.

    В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяем кругозор, развиваем любознательность, зрительную, слуховую и вербальную память, совершенствуем мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свое высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложно - подчиненным предложением.

    Виды и содержание бесед с природоведческой тематикой могут быть разнообразны: «Что ты увидел по дороге домой?», «Почему звери меняют шубки?». «Как зимуют деревья?»

    Дидактические игры и настольные игры в домашнем уголке ребёнка могут быть и природоведческого содержания: «Чей домик?», «Найди дерево по описанию», «Отгадай, что загадаю», «Повторяй за мной» «С какого дерева шишка», «Богатство леса», «Четвёртый лишний», игра «Найди детеныша для мамы» «Назови, какой, какая?» «Чьи плоды (семена)?». Они учат классифицировать растения и животные; запоминать новые названия, обогащает и развивает речь дошкольников. Главное, чтобы ребёнку и взрослому было интересно вместе!

    Словесные игры, например, «Съедобное - несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет» «Я знаю», «Природный мир бывает разный» развивают у детей внимание, воображение, речь, они требуют от детей знания закономерностей, о которых дети узнают при ознакомлении с природой.

    Подвижные игры, в которые дети очень любят играть, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик» Так же включаем в экскурсию дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», «Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.

    Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

    Список используемой литературы

      Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Москва. Мозаика-Синтез.

      «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.Н Алексеева.

      Краеведение в системе дошкольного воспитания / Г. В. Власова // Начальная школа плюс ДО и после. – 2003. – № 5. – С. 54-58.

      Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников / Л. Н. Деркач // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 2. - С. 27-31.

      Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

      Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003.

      Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.

      Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.

    Поделиться: