Развитие ребенка дошкольника связано с. Дошкольное развитие ребёнка

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей моделирующая жизнь взрослых.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст – от 5 до 7лет.

В ходе игры – игровой деятельности – происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются другие формы деятельности: конструирование, рисование и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребенка; из них выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некими правилами и образцами.

    1. 1. Игра как ведущая деятельность в развитии детей дошкольного возраста

Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это – деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Как уже отмечалось в предыдущей главе, игра с сюжетом "вырастает" из предметно-манипулятивной деятельности и в конце раннего детства. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность со взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый. Собственно, и раньше он действовал как взрослый, подражая ему, но не замечал этого. Как пишет Д.Б. Эльконин, он смотрел на предмет через взрослого, "как через стекло". В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребенка образцом не только объективно, но и субъективно.

Помимо необходимого уровня развития предметных действий, для появления сюжетно-ролевой игры нужно коренное изменение отношений ребенка со взрослыми. Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. Д.Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение.

Итак, на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. У Жана Пиаже можно найти примеры образно-ролевых игр. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. "Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю". – "Не говори со мной, – отвечает девочка. – Я – церковь".

В другой раз дочь Ж. Пиаже, уйдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос: "Я – мертвая утка".

Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш (в большинстве подвижных, спортивных и печатных игр).

Проследим развитие игры, рассмотрев вслед за Д.Б. Эль-кониным становление ее отдельных компонентов и уровни развития, характерные для дошкольного возраста.

В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами. Например, трехлетний ребенок "готовит обед" и манипулирует тарелочками и кубиками. Если игровые условия включают другого человека (куклу или ребенка) и тем самым приводят к появлению соответствующего образа, манипуляции имеют определенный смысл. Ребенок играет в приготовление обеда, даже если он забывает потом накормить им сидящую рядом куклу. Но если ребенок остается один и.убраны игрушки, наталкивающие его на этот сюжет, он продолжает манипуляции, потерявшие свой первоначальный смысл. Переставляя предметы, раскладывая их по величине или форме, он объясняет, что играет "в кубики", "так просто". Обед исчез из его представлений вместе с изменением игровых условий. Сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты – производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в "дочки-матери". Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3–4 года ребенок может посвятить ей только 10–15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4–5 лет одна игра уже может продолжаться 40–50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по нескольку часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность – режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате – для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное – отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий – сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Исключены и параллельные роли, например, одного и того же мишку не будут осматривать два доктора одновременно, один поезд не поведут два машиниста. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры вьщеляются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3–5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5–7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Вот как, например, в младшей группе детского сада проходит игра в железную дорогу. Воспитательница помогает детям составить длинный ряд стульев, и пассажиры занимают свои места. Два мальчика, которым захотелось быть машинистом, усаживаются на крайние в ряду стулья, гудят, пыхтят и "ведут" поезд в разные стороны. Ни машинистов, ни пассажиров эта ситуация не смущает и не вызывает желания что-то обсудить. По выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники "играют рядом, а не вместе".

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Уже в предыдущий переходный период – в 3 года – у ребенка появились мотивы, выходящие за рамки непосредственно данной ему ситуации, обусловленные развитием его отношений со взрослыми. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими детьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права ни изменить общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что-то постороннее. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Чтобы пояснить последнее, воспользуемся примером Ж. Пиаже. Он модифицировал известную задачу "три брата" из тестов А. Бине (У Эрнеста три брата – Поль, Анри, Шарль.

Сколько братьев у Поля?"У Анри? У Шарля?). Ж. Пиаже спрашивал ребенка дошкольного возраста: "Есть у тебя братья?" – "Да, Артур", – отвечал мальчик. – "А у него есть брат?" – "Нет". – "А сколько у вас братьев в семье?" – ""Двое". – "У тебя есть брат?" – "Один". – "А он имеет братьев?" – "Нет". – "Ты его брат?" – "Да". – "Тогда у него есть брат?" – "Нет".

Как видно из этого диалога, ребенок не может встать на другую позицию, в данном случае – принять точку зрения своего брата. Но если ту же задачу разыграть с помощью кукол, он приходит к правильным выводам. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения. Благодаря децентрации, происходящей в ролевой игре, открывается путь к формированию новых интеллектуальных операций – но уже на следующем возрастном этапе.


Каждому возрасту человека сопоставлен свой уровень психического, физического и социального развития. Конечно, эта закономерность прослеживается лишь в целом, а развитие каждого конкретного индивида всегда имеет некоторые отклонения.
Воспитатели и няньки далёкого прошлого, чтобы вернее направлять процесс развития ребёнка, пытались разделять жизнь на периоды, знание которых для посвящённых приносило важную информацию. Подобная периодизация основывалась на изменении возрастных особенностей, под которыми подразумеваются характерные для того или иного периода жизни физиологические, анатомические и психические качества. Возраст уверенно диктует темпы развитию, которое не может выйти за предусмотренные возрастные рамки.
Первым, кто настаивал на безусловном учёте возрастных особенностей детей в учебно-воспитательной работе, был Я.А. Каменский. Им был выдвинута и обоснована «природосообразность», требующая, чтобы воспитание и обучение детей соответствовало их возрастной категории . В природе всё происходит в нужное время, такая же последовательность нужна и в процессе воспитания.
Учёт возрастных особенностей относится к краеугольным педагогическим принципам. Педагоги руководствуются им, когда определяют время на занятия детьми тем или иным видом деятельности, создают распорядок дня, благоприятнее всего сказывающийся на развитии, отбирают материал, методы и формы учебно-воспитательного процесса.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений являются участниками социальных отношений, отличных от семьи, поэтому в дошкольный период их роль в воспитании особенно актуальна. В этот период у ребёнка как формируется организм, так и закладываются основы личности. От того, как у человека сложился дошкольный период, во многом зависит и его последующая судьба. Детский сад, школа и семья - всё это вместе участвует в развитии и воспитании ребёнка. Не зная того, с чем появляется на свет малыш, не понимая глубоко процессы его естественного развития в соответствии с биогенетическими законами, сложно будет представить целиком довольно сложную картину этого развития, а, значит, и базировать на ней воспитание и обучение.
Л.С. Выготским предложены четыре закона, характеризующих детское развитие:

  1. Цикличность. Возраст, рассматриваемый как стадия развития, подобен циклу, имеющему особое содержание и темп. На смену периодам подъёма и интенсивного развития здесь приходят периоды замедления. Подобные циклы развития наблюдаются при развитии отдельных психических функций (речи, памяти, интеллекта), заметны они и при общем развитии психики.
  2. Неравномерности развития. На каждом возрастном этапе отдельные стороны личности развиваются непропорционально и неравномерно.
  3. Метаморфозы. Ребёнка нельзя сравнить с маленьким взрослым, который мало что умеет и знает, ведь он постепенно обрастает нужным опытом. На каждом возрастном этапе психика ребёнка своеобразна и сильно отличается от предшествующей.
  4. Сочетание при развитии ребёнка процессов эволюции и инволюции. Развившееся на предшествующем этапе либо отмирает, либо видоизменяется, например, вместо лепета малыш начинает говорить.

Особенности развития дошкольников в разном возрасте

Не бывает одинаковых детей, но всё же для каждого возраста есть характерные особенности психического и физиологического развития. Например, для годовалых малышей свойственно обучение ходьбе и постепенное овладение первыми словами. Пятилетние же дети превращаются в почемучек, зато десятилетние ребята уже смотрят на окружающий мир взглядом почти взрослого человека. При этом у каждого возраста есть свои плюсы и минусы, потери и ограничения.
Далее последует оценка главных детских возрастных особенностей, позволяющих их классифицировать. К таким возрастным периодам относятся:

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн...

  • младенчество (до года);
  • ранний период (1-2 года);
  • дошкольный период (3-5 лет);
  • младший школьный период (6-11 лет).

Малыш до 1 года

Младенческий возраст характеризуется, прежде всего, эмоциональным общением, являющимся главным на данном этапе. Все действия новорожденного малыша производятся на инстинктивном уровне, неосознанно: он сосёт грудь или соску, двигает ручками и ножками, плачет, когда хочет есть или испытывает дискомфорт. Но пройдёт всего лишь несколько месяцев, и малыш начнёт осознанно улыбаться, ответит на мамину улыбку первым «агу» и потянется целенаправленно к игрушке. Здесь важным этапом психологического развития будет активное использование слуха и зрения. Достигнув возраста 6-8 месяцев, малыш научится ползать и примется изучать окружающий мир активнее. Он уже способен почувствовать связь между предметом и словом, его обозначающим. Первые слова открывают его словарный запас. К первой годовщине появления на свет малыш проявляет намерение общения с людьми. Он уже выбирает, кто ему нравится, а от кого лучше держаться подальше.

Ребенок в двух-трехлетнем возрасте

Малыш в два года способен на самостоятельные поступки: может надеть штанишки, кушать ложкой и т. д. Уже научившись немного фантазировать, он с большим интересом играет своими игрушками. Особенно нравятся ему простейшие групповые игры.
Двух-трёхлетние детки весьма подвижны: неустанно бегают, поднимаются на носочки, прыгают, даже ловят равновесие на одной ноге. Если дать ребёнку в этом возрасте пальчиковые краски, он будет очень доволен. Двухлетний малыш «фонтанирует» графикой, оставляя на бумаге кружочки, чёрточки, закорючки. Его «каллиграфия» совершенствуется к трём годам, всё более вразумительными становятся рисунки: можно уже распознать цветок и домик. Малыша нужно обязательно хвалить за эти успехи, для него такая реакция очень важна . Впоследствии это не позволит ему закрываться в себе и прятать собственные способности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к печатному слову: с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки. Некоторые услышанное пересказывают и даже сочиняют сами. Но другие малыши только в этот период начинают говорить и формировать свой лексикон. В этом случае желательно посетить психолога и логопеда, чтобы определить, нет ли каких отклонений развития, и есть ли повод для беспокойства.

Особенности этого возраста:

  • Ребёнок проявляет фантазию и самостоятельно играет, в том числе в простые групповые игры. Стремится понравиться другим, подражает сверстникам.
  • Учится ходить на носочках, бегать, удерживать равновесие на одной ноге. Спрыгивает со ступеньки, сидит на корточках, открывает ящики и потрошит их содержимое, использует ножницы, открывает крышки, рисует пальцем, играет с глиной и песком, нанизывает бусы.
  • Зрительно-моторная координация. Крутит пальцем телефонный диск, воспроизводит простые формы, рисует чёрточки, режет ножницами.
  • Картинки рассматривает, умея выбирать парные по образцу. Уверенно разбирает пирамиду, но складывает, невзирая на размеры колец.
  • Психическое развитие. Простые рассказы случает увлечённо. Знает значение таких количественных и качественных слов-характеристик как «маленький-большой», «сухой-мокрый», «пустой-полный». Любимый вопрос «Что это?». Способен воспринимать чужую точку зрения. На абсурдные вопросы способен отвечать отрицательно.
  • Понимание речи. Быстрый рост словарного запаса. Воспринимает сложноподчинённые предложения «Когда я вернусь с прогулки, я буду…», вопросы «Что лежит на столе?», воспринимает объяснения «Почему?» и «Как?». Может выполнить сложносоставную инструкцию «Сперва вымой руки, а потом садись за стол».

Ребенок в трехлетнем возрасте

От трёхлетних детей постоянно слышны восклицания «Я сам!», что вполне закономерно. Малыш уже осознаёт свою личность, одно ему нравится, а другое - нет. Именно в этот период родители должны объяснить малышу, что в жизни так бывает, что, хоть что-то и «не хочется», «но надо», то есть люди несут обязанности . Трёхлетние дети всё также любознательны и активны, осваивают большой комплекс всевозможных умений и навыков.
Особенности этого возраста:

8 1

Список книг для деток разного возраста. Здесь представлены не только книги, но и рекомендации, как читать, и общие рекомендации, что читать ребенку. О...

  • Социально-эмоциональное развитие. Любит обмениваться игрушками, общаться с взрослыми и детьми. Стремится помогать взрослым. Навыки совместных игр развиваются дальше.
  • Моторика рук и общая моторика. Ловит катящийся мяч, бросает его через голову. Спускается по ступенькам, попеременно используя обе ноги. 10 минут может простоять на одной ноге, также не теряет равновесие на качелях. Карандаш удерживает пальцами. Комбинирует до 9 кубиков.
  • Зрительно-двигательная координация. Воспроизводит формы (вплоть до шестигранника), копирует крест, обводит по контурам.
  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Может разобрать и сложить матрёшку из многих фигурок. Опускает в прорези фигурки путем ряда проб. Подражательно строит из кубиков. Путём проб складывает картинку, разрезанную на 2-3 фрагмента.
  • Речевое развитие. Речь развивается интенсивно. Способен выразить форму, цвет, фактуру и вкус с помощью слов-определений. Знаком с назначением важнейших предметов. Различает сравнительные степени «самый большой», «самый далёкий». Пол людей определяет по роли в семье (папа - «он», мама - «она»). Воспринимает время, отличая настоящее и прошедшее. Умеет считать до пяти.
  • Понимание речи. Знает названия цветов: «Возьми синий мяч». Способен прослушать длинный рассказ или сказку. Выполняет сложносоставные инструкции «Возьми красный мяч и положи кубик».

Ребенок в 4 года

В четыре года малыш превращается в маминого помощника. Выполняя доверенное ему дело, он очень старается, и бывает очень доволен, получая похвалу. Мелкая и крупная моторика ребёнка продолжает совершенствоваться. Он уже легко бросает через голову мяч, спускается по лестнице, переступая обеими ногами, прыгает на одной ножке, копирует простые изображения и обводит по контурам. Малышам в этом возрасте легче даются логические задачи . Можно поставить перед ребёнком красный, зелёный и синий кубики и попросить, чтобы он дал не синий и не красный кубики. Либо можно попросить дать кубик цвета как у травки. Можно также усложнить задачу, попросив малыша дать кубик такого же цвета, как и шторы в комнате. Обычно подобные логические задачи дети решают легко. Четырёхлетнему ребёнку уже легко даются сравнительные степени, а также понятие времени и отличие настоящего от прошлого. В счёте дети продвигаются до десятка, а некоторые из них уже способны решать элементарные задачи на сложение. Обычно ребёнок в этом возрасте уже способен замечать в окружающих предметах геометрические фигуры, различает левую и правую руки, осваивает названия времён года.
Особенности этого возраста:

  • Предметно-игровая деятельность и восприятие . Способен сложить 3-4-компонентные матрёшки, зрительно соотнося или примеривая составные элементы. Аналогично справляется с пирамидками. Используя зрительное соотнесение, может собрать картинку, разрезанную на небольшое число фрагментов.
  • Память. Способен выполнить поручение, содержащее 2-3 последовательных действия. Запоминает до 5 слов по просьбе старших.
  • Внимание . Заинтересовавшись чем-то, может заниматься этим 15-20 минут.
  • Речь . Использует обобщающие слова, называет части предметов, людские профессии, по-разному животных и их детёнышей. С подсказками взрослых пересказывает знакомые сказки, наизусть выучивает короткие стишки.
  • Математика. Вводит в свою речь понятия «один» и «много», называет геометрические и объёмные фигуры. Распознаёт в окружающих предметах геометрические фигуры. Различает времена суток.
  • Рисует достаточно прямые вертикальные и горизонтальные линии, раскрашивает простейшие формы, копирует большие печатные буквы. Схематично рисует дом (квадрат и треугольник-крыша), человеческую фигуру из 2-3 частей тела. Неоднократно складывает бумагу. Нанизывает на проволоку средние по величине бусины. На ощупь угадывает предметы в мешке. Попеременно прыгает то на одной, то на другой ноге, переходит по бревну. Мяч подбрасывает и двумя руками ловит. Шнурует ботинки и лепит из пластилина.

Ребенок в пяти-шестилетнем лет

Возраст 5-6 лет является старшим дошкольным возрастом. Это важнейший период в развитии познавательной, личностной и интеллектуальной сфер малыша. Это базовый возраст с точки зрения закладки многих личностных аспектов, в это время притираются все нюансы становления его «Я» . Именно в этот период закладываются до 90% всех черт будущей личности. В этом возрасте уже можно различить, какой получится эта личность в будущем.
В 5-6 лет дети знают, что скоро пойдут в школу. «Взрослость» им импонирует, и это является мотивом для соответствующего поведения. Начинается проявление инициативы и самостоятельности, споры с взрослыми. Если желаемое не соответствует действительности, то иногда готовы пойти на открытый конфликт.
Особенности этого возраста:

К сожалению, очень многие родители сейчас сетуют на то, что их дети не хотят читать книжки. Для них чтение выливается в неприятную обязанность. Зато м...

  • Общая моторика. Уверенно бегает, прыгает через скакалку, а также на одной ноге, бегает на носочках, катается на коньках и двухколёсном велосипеде.
  • Двигательная и зрительная координация. Пишет числа и буквы, картинки вырезает аккуратно. Дополняет картинку недостающими элементами. Ударяет по гвоздю молотком. По образцу воспроизводит геометрические фигуры, заштриховывает их и обводит по контуру рисунки.
  • Речевое развитие. Применяет в речи антонимы и синонимы, словесно обозначает материалы предметов. К 6 годам ребёнок осваивает печатные алфавитные буквы. Может препарировать слова на слоги и звуки, знает, где находится звук в слове (в начале, середине или конце). Определяет гласные и ударные слоги, понимает термины «слово», «слог», «звук». Различает согласные и гласные, твёрдые и мягкие звуки и буквы.
  • Математические представления. Пишет все цифры и может соотносить числа с количеством предметов. Умеет превращать неравенство в равенство. Пользуется математическими знаками и умеет писать их. Десяток предметов может разложить в порядке возрастания или убывания. В тетради в клетку уверенней рисует геометрические фигуры и находит их контуры в окружающих предметах. Умеет ориентироваться на бумажном листе. Называет и даёт описание дням недели, временам суток и года.
  • Психическое развитие. Особенности детской памяти в этом возрасте - можно последовательно показать ребёнку 10 картинок, отводя на просмотр каждой по 1-2 секунды. Нормальный ребёнок запомнит 5-6 картинок. Можно произнести ему десяток слов - имён существительных и также попросить повторить. Малыш должен запомнить не менее 4-5 из произнесённых слов. Ребёнок может назвать имена родителей, их профессии, свою фамилию и имя, а также адрес.
  • Моторика рук, двигательное развитие, графические навыки. Навыки и умения ребёнка усложняются: он уже освоил катание на коньках и двухколёсном велосипеде. Совершенствуется развитие речи малыша: в лексиконе присутствуют синонимы и антонимы, словесные обозначения материалов из которых состоят окружающие вещи (деревянный, бумажный, железный). Пересказывает небольшие рассказы, рассказывает стихи с выражением. На ведущее положение выступает ролевая игра, формирующая поведение, связанное с образом другого человека.

В 5-6 лет малыш впитывает всю познавательную информацию словно губка. Учёные доказали, что в этот период ребёнок запоминает столько сведений о мире, сколько потом не запомнит за всю оставшуюся жизнь. В этом возрасте ребёнка интересует всё об окружающем мире, его кругозор стремительно расширяется. Одним из лучших способов для получения научной информации является изучение детской энциклопедии - в ней научно и чётко, но доступным языком перед малышом раскрывается обширная информация об окружающем его мире. Отсюда он может узнать о космосе, человеческом теле, древнем мире, растениях и животных, изобретениях, странах и т. д. Для развития любых познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) этот возраст является сенситивным. Чтобы все эти аспекты развивались, игровой материал необходимо усложнять - делать его интеллектуальным, логическим, тогда при игре малыш вынужден рассуждать и думать. Очень полезны игры со словами, поскольку через них происходит дальнейшее пополнение и укрепление его словарного запаса.

Для развития логического мышления хорошо использовать конструктор.
Здесь ребёнку, начиная с простейших узоров, приходится собирать предмет по схеме-образцу. Кубики, мозаику, всевозможные головоломки нужно выкладывать по прилагаемой картинке, ориентируясь на размер, форму и цвет. Логические таблицы развивают одновременно различные анализаторы: словесные, логические, зрительные. Задания, основанные на тематической и видовой классификации, активизируют работу зрительного восприятия, внимания и мышления ребёнка.
Пример игры «Четвёртый - лишний» : имеются картинки с изображениями грузовика, троллейбуса, автобуса и трамвая, из которых одно является лишним. Малыш должен подумать, выбрать лишнюю картинку и мотивировать своё решение. Он должен подыскать для оставшихся предметов общее название (если он исключил грузовик, то это пассажирский транспорт). Придумать такие группы картинок с общим признаком можно в любом количестве. Для этой игры ребёнку потребуется широкий кругозор, способность анализировать, а затем и предметно аргументировать свой выбор.
В игре «Разложи по порядку» предлагаются пять картинок, хаотично разложенных, но имеющих общую тематику . Ребёнку нужно выяснить, на какой картинке изображено более раннее событие, и разложить их в соответствии с этим. То есть здесь малышу нужно разглядеть последовательность событий, выстроить логическую цепочку и обосновать найденную закономерность.
В игре «Кто наблюдательнее» ребёнку предлагается таблица с нарисованными предметами и их схематическим изображением в виде символов. Он может определённое время её рассматривать, после чего таблица убирается, а ребёнок по памяти вспоминает последовательность расположения изображений и пытается воспроизвести таблицу. Если ребёнок справляется с задачей, то чувствует в себе уверенность, радуется и вновь хочет побеждать. Но бывают дети, не верящие в свои силы, быстро сдающиеся, задача родителей и психологов в работе с ними заключается в выработке стремления добиваться успеха. Для ребёнка очень важно осознавать своё «Я могу». Очевидно, что в логических играх раскрывается и личностные черты дошкольника.
Важнейшим в развитии 5-6-летних детей является расширение кругозора и познавательное развитие. Любые направленные на это игры дадут хороший результат. Не следует отвечать односложными «да» и «нет», ведь ребёнку требуются развёрнутые ответы. Нужно узнавать его мнение, подталкивать его к рассуждениям. «Говорят, что сейчас лето. А так ли, докажи!», «Написано, что нельзя разводить костёр в лесу. А почему?». В детских головах много неосознанной информации, и они не всегда способны сами разложить её по полочкам. Взрослые же должны им в этом обязательно помочь.
Для возраста 5-6 лет важным является оценочный подход малыша к себе и окружающим. К некоторым собственным недостаткам дети могут относиться критически, приводить для сверстников личностные оценки, подмечать нюансы отношений между взрослыми или между ребёнком и взрослым. Но примером для ребёнка всегда остаются собственные родители. Если от них поступает позитивная информация, то у ребёнка легко на душе, отсутствует тревога, обиды, страх, и в этих условиях в него проще закладывать интеллектуальную или социальную информацию.

Разгадывание загадок является не только увлекательным, но и полезным занятием. С глубокой древности человечество неслучайно выдумывало всевозможные за...

Ребенок в шести-семилетнем возрасте

У 6-7-летних детей возраст имеет свои особенности. Ребёнок, став первоклассником, совершает огромный скачок на новую ступень развития. В процессе обучения он не только усваивает навыки, умения и знания, но также учится ставить себе учебные цели, ищет способы усвоения знаний и их применения, учится оценивать и контролировать свои действия. В этом возрасте малыш может на слух запомнить ряд цифр и повторить их все, либо ошибиться в 1-2 случаях. То же касается десятка несложных слов. Прослушав их в первый раз, он должен вспомнить хотя бы половину из них, а после 3-4 повторений способен уже запомнить 9 или все 10. В этом возрасте многие дети уже читают самостоятельно и могут пересказать текст. Ребёнок уже имеет представление о природе и основных её явлениях. Пополняется багаж его знаний в географии (о странах и городах, морях, реках и озёрах, солнце и планетах). Ребёнок знает о видах спорта и профессиях.
Особенности этого возраста (здесь проявляется готовность к школе):

  • Математические и общие знания. Перечисляет цвета радуги. По часам определяет время. Уверенно называет время суток, дни недели, месяцы и времена года. Знает все цифры и решает простейшие примеры.
  • Память. Если ребёнка попросить на слух запомнить недлинный ряд цифр (например, восемь), то в норме он должен повторить 5-6 из них. Также с набором из 10 простых слов. После прослушивания ребёнок повторяет запомнившиеся слова. После первого прослушивания в норме их должно быть не менее половины, после 3-4 повторений запоминаются все или почти все, а через час ребёнок должен забыть не более пары слов.
  • Мышление. Способен классифицировать предметы и явления, определять различие и сходство между ними.
  • Развитие речи. Текст читает самостоятельно и пересказывает его. Умеет писать простые слова.
  • Представление об окружающем мире. Отлично, если у ребёнка есть представления о природе: домашних и диких животных, травоядных и хищниках, перелётных и зимующих птицах, деревьях, кустарниках и травах, полевых и садовых цветах, различных плодах, природных явлениях. Он должен иметь багаж знаний в географии, знать важнейшие профессии и виды спорта.

Некоторые родители полагают, что если их ребёнок пошёл в школу, умея писать, читать и считать, то ему уже обеспечен успех. Но важным также является и степень развития у него познавательных механизмов в виде мышления, памяти, мелкой моторики и воображения.

Психологически подготовленный к школе ребёнок должен иметь:

  • Личную готовность, то есть у него должна сформироваться внутренняя готовность к переходу на следующую социальную позицию - школьника, у которого есть специфические права и обязанности. Эта готовность личности проявляется в его отношении к школе, учителям, учебному процессу и самому себе. Ребёнок готов к обучению в школе, если она привлекает его не внешними признаками, а тем, что позволяет черпать новые знания. Личностная готовность связана с определённым развитием эмоциональной сферы. Перед началом обучения у ребёнка должна сформироваться достаточно прочная эмоциональная устойчивость, поскольку она нужна, как фон для успешного течения учебного процесса.
  • Интеллектуальная готовность означает наличие у малыша запаса конкретных знаний и кругозора , развитого аналитического мышления (способности выделить главные признаки, различия и сходства предметов), владение разговорной речью, произвольная память, развитая зрительно-двигательная координация и тонкая моторика рук.
  • Социально-психологическая готовность заключает в себе набор качеств, благодаря которым осуществляется общение с учителем и другими учениками . Ребёнок должен уметь гладко вписаться в детский коллектив, действовать совместно, подчинять свои интересы интересам и обычаям класса.
0 0

Воспитание ребенка-дошкольника имеет отличительные черты, связанные с его ростом и развитием.

Дети дошкольного возраста растут невероятно быстро (но не так, как в самые ранние годы жизни). От 3 до 7 лет они вырастают примерно на 6 см и прибавляют в весе около 2 кг в год. Цифры эти могут несколько колебаться в зависимости от разных причин. В случае значительного отставания в годичных прибавках роста и веса родители должны насторожиться, показать ребенка врачу.

Рост и развитие дошкольника выражаются не только в увеличении размеров его тела.

Центральная нервная система в таком возрасте стоит на более высоком уровне развития по сравнению с детьми раннего возраста. Условные рефлексы сложнее, разнообразнее, богаче по содержанию. Расширяется жизненный опыт малыша, и это отражается на его поведении, интересах. Дошкольник начинает глубже интересоваться всем тем, что его окружает, больше задает вопросов, и с удовольствием выслушивает объяснения. Все стремительней развивается его речь. Помаленьку увеличивается словарный запас. У старших дошкольников он состоит уже из 3000-4000 слов. Дошкольник понимает логическую речь, и это надо использовать при воспитании полезных навыков.

Чем младше ребенок, тем пояснение должно быть проще, короче, нагляднее. дошкольного возраста обладает исключительной способностью сохранять следы происходящих в ней процессов - благодаря этому дошкольники очень восприимчивы, легко многое усваивают. Но следует заметить, что следы полученных впечатлений закрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны, легко нарушаются.

Казалось бы, он уже научился сам одеваться, стелить свою постель, после игры убирать на место игрушки. Но стоит ослабить внимание, перестать проверять, как он это делает, или несколько раз сделать вместо него, как приобретенный навык теряется. Только после многих повторений усвоенные умения переходят в устойчивые навыки.

Большое внимание следует обращать на дошкольника. Скелет, который служит опорой для движения и защитой для внутренних органов, еще далеко не закончил своего развития. В нем, как и у , много хрящевой ткани. Это даёт возможность дальнейшего роста, но в то же время это говорит о сравнительной мягкости, податливости костей.

Неправильное положение тела, одностороннее отягощение (например, ношение тяжелых предметов в одной руке) может повести к искривлениям скелета. Если малыш использует неподходящую мебель, долго рисует за высоким для его роста столом, он поднимает плечи, чтобы положить локти на стол. Вскоре он устает от неудобной позы и опускает одну руку - позвоночник при этом принимает неправильное изогнутое положение.

А если, например стол низок, то приходится нагибаться над ним, наклонять вниз голову, плечи - это может вызвать близорукость, сутуловатость, «круглую спину», особенно у тех детей, которые много сидят, мало двигаются. Их мышцы, удерживающие тело в прямом положении, слабы, недостаточно развиты. Постепенно сгорбленное положение тела становится привычным, вялость мышц увеличивается. Про таких детей говорят, что у них «плохая осанка».

Следует наладить жизнь дошкольника так, чтобы он как можно больше времени бывал на воздухе и чтобы в помещении всегда был чистый воздух. Очень важно проводить профилактические (предупреждающие) мероприятия против случаев заболеваний верхних дыхательных путей, оказывать своевременную медицинскую помощь, если ребенок заболел, постепенно и осторожно закаливать детский организм. Наряду с этим нужны и физические упражнения.

Тренировать ребенка в полноценном дыхании следует двумя путями: во-первых, усиливать потребность в глубоком дыхании (она возникает при работе крупных мышечных групп, например при беге, прыжках), во-вторых, приучать детей правильно дышать во время подвижных игр или несложной гимнастики.

Полезно также иногда предлагать детям игры, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями, поднимающимися в воздух от дуновения, пускание мыльных пузырей.

Хорошим упражнением в дыхании служит также достаточно громкая отчетливая речь или пение.

Гигиена дошкольников

Мамам и папам надо постоянно заботиться о чистоте кожи ребенка, ее целостности, об укреплении ее защитных свойств.

Большое внимание нужно обращать на чистоту рук, ног, волос . Там чаще скопляется пыль, грязь. На руки, особенно под ногти, вместе с грязью могут попадать также яйца глист и оттуда заноситься в рот, а затем в желудочно-кишечный канал. Этим же путем могут попасть микробы, вызывающие заразные заболевания.

Развитие движений

Говоря об особенностях детского организма и о тех изменениях, которые происходят в нем за годы дошкольного детства, важно остановиться и на том, как меняются движения детей. Речь идет о тех движениях, которыми пользуется каждый здоровый ребенок в своей обыденной жизни и в играх (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание).

Движения трехлетнего ребенка в значительной степени отличаются от движений пяти-шестилетнего.

У трехлетних вы не увидите ровной, четкой ходьбы, легкого размеренного бега. В этом возрасте дети нередко теряют равновесие и падают. Темп движений при ходьбе неравномерный. Бегают, преимущественно, мелкими шагами. Многие дети плохо отталкиваются от земли, бегут на всей ступне. Трехлетнему ребенку трудно поднять свое тело хотя бы на небольшую высоту, что необходимо для прыжка - поэтому ему еще недоступны прыжки в высоту через преграды, а также прыжки на одной ножке. Не удивляйтесь, если малыш не сумеет перепрыгнуть через веревочку, натянутую даже на высоте 5 см от пола.

Дети дошкольного возраста любят . Но согласованность в их движения отсутствует, глазомер слабо развит - поэтому им трудно ловить мяч, попадать в цель. Трехлеткам не удается далеко забросить мяч или камешек.

В три года дошкольники быстро утомляются от монотонных движений. Внимание их крайне неустойчиво, они быстро отвлекаются.

К пяти годам в движениях ребенка появляется координация. Он лучше справляется с подпрыгиванием, перепрыгиванием через небольшие препятствия, бросанием и ловлей мяча. Наибольшее затруднение вызывает метание на дальность, особенно в цель: оно требует хорошего глазомера, силы мышц, что еще недостаточно хорошо развито у детей этого возраста.

Движения шестилетних детей более ловки и точны. В это время образуются новые простейшие навыки движений, приобретается умение применять их в деятельности. Развиваются легкость, ритмичность бега, выравнивается осанка при ходьбе, лишние движения, боковые раскачивания, так часто встречающиеся у маленьких детей, исчезают. Во время быстрого передвижения у большинства детей этого возраста уже можно заметить отрыв ступней от почвы («полетность») - характерный признак бега.

Дети 6 лет могут прыгать в высоту, в длину (например, через две начерченные параллельные линии, через канавку), на одной ноге. У них развивается глазомер; метание предметов на дальность и в цель не представляет для них особой трудности.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей. Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного, талантливого и др.

У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали.

Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет - это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.

Процесс перестает быть аффективным и становится более дифференцированным. Восприятие ребенка уже целенаправленно, осмысленно и подвергается анализу.

У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление.

Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.

Изначально мышление основывается на чувственном познании, восприятии и ощущении реальности.

Первыми мыслительными операциями ребенка можно назвать восприятие им происходящих событий и явлений, а также его правильную реакцию на них.

Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления. Мышление ребенка дошкольного возраста яв ляется наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.

Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка - птица, потому что летает, а курица - это не птица, потому что летать не может»), С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей.

Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На 1-м году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи называется доречевым. Ребенок 2-го года жизни практически овладевает речью, но его речь носит аграмматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения.

Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью.

В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы.

Ребенок 4-5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в 3-4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд.

Для детей 6-7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию.

На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.

Под влиянием игровой (отчасти и трудовой) деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.

Произвольно запоминать дети начинают с 3-4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.

Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3-5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 3 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Дошкольниками считают детей в возрасте от 3 до 7 лет. По сравнению с предыдущим периодом (от рождения до 3 лет) динамика общего физического развития на этом этапе немного замедляется: показатели роста и веса изменяются равномерно, в среднем по 5-7 см роста и 1-1,5 кг веса в год. Зато начинается более активное психическое развитие – формируются речь, восприятие, мышление, память, воображение. Ребенок учится управлять поведением, осознанно мыслить, отвечать за свои поступки, начинает развиваться его самооценка, тем самым «кирпичик за кирпичиком» выстраивается прочный фундамент будущей личности.

В этом возрасте дети еще не умеют взаимодействовать друг с другом, скорее, они играют рядом, но не вместе. Гораздо больше интереса у ребенка вызывает общение со взрослыми, которым он старается подражать во всем. Ведущим видом деятельности становится игра, с помощью нее ребенок не только познает мир, но и пробует проявить себя.

Роль игры в дошкольном воспитании

Особенности условного характера любой детской игры требуют воссоздания окружающей среды посредством воображения. Этот процесс можно назвать самым первым творческим опытом ребенка. Через него он может моделировать различные жизненные ситуации, проживать их, испытывая настоящие, живые эмоции. Он учится определять категории «добро и зло», «хорошее и плохое», с помощью чего закладываются основы его нравственного воспитания.

На четвертом году жизни ребенок уже способен вплетать в игру мотивы сюжетов из прочитанных сказок или минувших событий своей жизни. Он может распределять роли, наблюдать за ходом игры, ставить в ней определенные цели, решать проблемы. Управляя сюжетным развитием игры, получая удовлетворение от достижения цели, ребенок учится познавать окружающий мир. В этом заключается главный действующий фактор игры в воспитании ребенка, которую позднее с успехом применяют педагоги, обучая детей более сложным занятиям: чтению, математике и другим наукам.

Динамика и особенности психического воспитания

В игре ребенок впервые осознает себя членом коллектива (в детском саду или дома в семье). Он учится обращать внимание на настроение, особенности и поведение других людей, как это сказывается на нем самом и какое влияние его поступки оказывают на окружающих людях. Это важнейший аспект преодоления детского эгоцентризма. Ведь ранее младенцу при малейшем дискомфорте (холодно, проголодался и прочее) достаточно было подать звуковой сигнал (закричать), и взрослый тут же оказывался рядом и оказывал помощь.

После 3 лет у ребенка появляются навыки самообслуживания, и многие потребности он уже вполне способен удовлетворить сам. Но при этом возникают совершенно новые особенности в поведении и потребности более высокого класса, для разрешения которых требуются навыки взаимодействия с окружающими и развитое мышление.

Психическое развитие дошкольника тесно связано с социальной сферой. Он учится и осваивает различные социальные роли – дома он сын или дочь, в саду он друг, воспитанник, часть коллектива, он также внук, сосед по лестничной площадке и так далее. В игре он может примерять на себя различные социальные роли (роль матери/отца, брата) или профессиональные (быть врачом, поваром, воспитателем и т.д.).

В период дошкольного детства окончательно формируются компоненты интеллекта:

  • речь,
  • память,
  • восприятие,
  • мышление.

К 7 годам разговорная речь становится инструментом общения ребенка, которым он овладевает с помощью звукового фактора. Объем его памяти увеличивается. Если в раннем дошкольном возрасте ребенок не старается специально запомнить, а запоминает только яркие эмоционально окрашенные образы, то к 7 годам у него развивается механическая память. Вместе с этим восприятие ребенка в этом возрасте становится более сложным. Если в пору раннего детства он просто воспринимал информацию, то теперь, опираясь на прошлый опыт, ребенок учится анализировать и систематизировать услышанное и сделать свои выводы. А его мышление становится наглядно-образным.

Эмоциональное развитие дошкольников

Эмоции ребенка – питательная среда для формирования его психики. Он учится не только считывать эмоции других людей и детей, он также внимательно постигает способы выражения различных эмоций с помощью мимики и жестов. В этом ему также помогает игра. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, познавать свое «Я».

Эмоциональный спектр дошкольника усложняется. В этом возрасте он знакомится с негативными и отрицательными эмоциями, такими как гнев, раздражение, досада, грусть, ревность. Положительные эмоции проживаются им более ярко и сильно, глубина эмоциональных переживаний усиливается, достигая экспрессии. Ребенок еще испытывает определенные трудности в управлении своими эмоциями, поэтому его поведение отличается излишней эмоциональностью и нестабильностью. Оно полностью зависит от его общения с окружающим миром и людьми.

Динамика и проблемы познавательного развития

В пору раннего дошкольного возраста формируется картина мира через познавательные процессы. Потребность в познании становится ключевой для дошкольника. Во избежание будущих проблем, воспитатели и родители должны уделять внимание эмоциональной составляющей этих процессов у ребенка. В этом периоде также закладываются основы мотивации. Этот сложный механизм имеет свои особенности и закономерности развития.

  • Первая стадия – любопытство – зависит целиком и полностью от внешней среды.
  • Переход на следующую стадию – любознательность – происходит после подключения ребенка к активному видению мира и его постижению, выходу за рамки увиденного.
  • Характеристика следующей стадии – устойчивый интерес к познаваемому предмету, избирательность, целенаправленность, мотивация к познанию.

В ходе воспитания познавательных способностей ребенок-дошкольник становится способен выявлять причинно-следственные связи, задавать вопросы или отвечать на них, решать задачу, проходя все этапы мышления:

  • обработка вводных данных,
  • эксперимент,
  • установление взаимосвязей,
  • выводы.

Особенности речевого развития

Психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к школе определяют по коммуникативным навыкам. Речь дошкольника к 7 годам должна быть полностью сформирована. Еще один важный показатель речевого развития ребенка – способность к диалогу. Также воспитатели и педагоги должны уделять внимание звуковой культуре речи, ее грамматическому строю, расширять словарный запас дошкольника.

Особенности воспитания таковы, что в период до начала самостоятельного чтения все речевые навыки ребенок усваивает из общения со взрослыми. Но, к сожалению, проблема в том, что бытовая речь не отличается большим разнообразием и богатством словарного запаса. В это время необходимо как можно чаще читать вслух ребенку книги, посещать с ним спектакли, комментировать происходящее, и обсуждать просмотренное и прочитанное, давая характеристики героям книг и постановок. Важно также обращать внимание самого ребенка на его речь, на то, как он формулирует и выражает свои мысли, строит предложения, изъясняется, испытывает ли при этом трудности. В идеале, он должен сам научиться оценивать грамотность своей речи, подмечать в ней ошибки, распознавать проблемы и уметь их исправлять.

Динамика физического воспитания

Очень важное время в развитии ребенка, начинается, когда закладываются основные показатели общего физического здоровья. В этом периоде наиболее заметными становятся генетические особенности ребенка.

В эту пору весьма высока динамика роста скелета, но начало и конец окостенения различных костных групп продолжается до 14-15 лет. Важнейшую роль теперь выполняет мышечная деятельность. Мышцы, связки, сухожилия помогают равномерно распределять нагрузку на костный скелет, способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, анатомически верному положению внутренних органов брюшины.

Движение для ребенка – необходимая биологическая потребность. Если у младенца доля мышечной массы не превышает 23% от общей массы, то у дошкольника этот показатель увеличивается до 27% в среднем. Также увеличивается функциональная способность мышц. Увеличение мускульной нагрузки на детский организм, по сравнению со взрослым, имеет ограничения. Еще недостаточно развита дыхательная система, которая регулирует кислородный режим. Необходимо приучать ребенка дышать носом, спокойно вдыхать и выдыхать. Со временем навык управления дыханием развивается и проблемы отступают.

Развитие сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать отдельно от других систем. Работоспособность детского сердца высокая. Специалисты-педиатры считают, что физические упражнения для детей с раннего детства помогают формированию здоровой сердечной ткани.

Дошкольное развитие ребенка – одна из самых важных проблем в формировании здоровой и гармоничной личности. Особенности и высокая пластичность нервной системы помогают в освоении огромного количества навыков и умений. В этом периоде возможна быстрая корректировка ранее неправильно сформированных привычек и устранение зародившихся проблем в воспитании. Ребенок в буквальном смысле впитывает поступающую информацию как губка. А родителям и педагогам необходимо поощрять самостоятельную активность растущего человека, создавая положительное подкрепление созидательной деятельности.


Читайте далее:
Поделиться: