Развитие ребёнка с помощью методики Монтессори. Игры для самых маленьких

Запретный плод сладок, да? Наверняка вы не раз замечали, как ребенок тянется к тому, что нельзя трогать. Используйте стремление крохи правильно, позвольте ему развиваться без запретов со стороны взрослых. У вас отлично получится! Познакомьтесь с системой раннего развития Марии Монтессори!

Нет границам!

Развивать ребенка и не думать, какую тематику занятий предложить маленькому человечку, – это ли не мечта каждого родителя? Именно такой принцип обучения детей и пропагандировала итальянский педагог Мария Монтессори. Вот уже более века ее методика находит поклонников и среди профессионалов-воспитателей, и среди обычных мам.

Главной действующей фигурой в обучении становится ребенок, который, руководствуясь своими желаниями, потребностями и возможностями, выбирает для себя тот или иной вид занятий. Задача взрослого – обеспечить малышу среду развития. На первый взгляд кажется, что в последствии таких занятий наступит полный хаос, кроха станет неуправляемым и подчинит себе всех вокруг. Ошибаетесь, ведь именно самостоятельность – первый шаг к самодисциплине. О, услышали заветное слово «дисциплина»? Да, именно о ней мечтает большинство родителей: чтобы ребенок сам убирал игрушки, сам одевался, сам рассчитывал свое время. И это возможно!

Главная движущая сила – интерес. Если малышу будет интересно, то он никогда не откажется от занятий. Задача педагога – поддерживать зажегшийся огонек познания у маленького непоседы. Мария Монтессори четко разграничила возраст ребенка, в котором проявляются те или иные стремления. Например, от рождения и до 6 лет малыш тяготеет к овладению речью, до 5,5 лет у крохи формируются сенсорные навыки, с 2,5 до 6 лет малыш учится самостоятельности и поведению в социуме. Окружив кроху правильными развивающими материалами, можно много достичь!

Создаем правильную среду

Акцент в методике раннего развития Монтессори сделан на соблюдении принципа природосообразности, причем это касается не только следования внутренним часам развития ребенка, но и использования простых и понятных пособий. Преимущественно все игрушки делаются из дерева. Отлично, правда же?!

Следующим этапом успеха становится правильно распределенные зоны развития. Например, зона реальной жизни , в которой собран материал, помогающий крохе научиться быть самостоятельным. Здесь можно учиться застегивать пуговицы, пересыпать крупу, открывать и закрывать дверь.

Зона сенсорного развития - это то место, где малыш сможет на практике познать особенности окружающего мира. Вот у крохи упал кувшин с водой и из него вылилась вода. Ага, она мокрая, течет и не имеет формы. Или же ребенок выступает в роли продавца, у которого нет весов. Как определить массу продаваемых продуктов? Конечно, с помощью рук! Постепенно малыш узнает, что предметы бывают высокими и низкими, легкими и тяжелыми, разноцветными.

Зона языкового развития вобрала в себя материалы для расширения словарного запаса ребенка, формирования у малыша основ правильной речи. А вы помните, с чем тесно сотрудничает речевой мозговой центр? Конечно, с моторикой рук. Так вот, именно поэтому в этой зоне собраны игрушки, направленные на укрепление пальчиков малыша.

Математическая зона – это среда, где кроха научится считать, познакомится с цифрами, с порядком и количеством. Узнает, что такое сложение и вычитание. Играя пособиями, малыш учится мыслить логически.

Зона естественнонаучного воспитания состоит из игрушек, знакомящих ребенка с миром. Здесь можно узнать много интересных фактов из истории, культуры, получить знания по географии и многому другому.

Конечно, если чадо ходит в школу (сад), работающую по методике раннего развития Марии Монтессори, то он может полноценно развиваться, переходя от одной зоны к другой. Если же развитием крохи занимается мама, то такое организовать сложно. Не беда, просто воспользуйтесь идеей и купите малышу , подходящие для занятий по методике Монтессори в домашних условиях.

Давайте играть

Итак, следуя традициям, предложенным самим автором метода, не будем ничего предлагать ребенку сами, просто покажем ему игрушки.

Для деток старше 1,5 лет

Веселые пуговицы

Научить ребенка застегивать пуговички очень легко. Для этого существуют специальные рамки с натянутой на них тканью. С одной стороны – петельки, с другой – пуговицы. А давайте проявим фантазию и сделаем игрушку для ребенка сами. Например, можно сшить небольшую полянку с цветами. Серединками цветочков будут пуговички, а лепесточки (цельнокроенные) будут к ним пристегиваться. Можно сделать красивую божью коровку с яркими красными крылышками, которые все время улетают. Чтобы божья коровка могла отдохнуть, пристегните крылышки на маленькие пуговицы к тельцу.

Пересыпалки

По сути, это напоминает игры в . Посмотрите, сможет ли малыш аккуратно на ложке перенести, например, фасоль из одной тарелки в другую? Получилось – прекрасно! Посмотрите, какой вкусный обед получился для куклы!

Течет, течет водичка

Поставьте перед ребенком два сосуда (бутылочки, чашки, кувшины), пусть кроха попробует перелить воду из одного в другой. А еще интересно проводить такие опыты при помощи губки: берете две мисочки, в одну наливаете воду. Сухую кубку опускаете в жидкость, ждете, пока она пропитается водой. А теперь смело переносите все в другую мисочку и выжимайте.

Закрой крышку

Дайте малышу несколько баночек, бутылок с крышками. Кроха должен попробовать их закрыть, а потом открыть. Для 1,5-2-летнего карапуза это целая наука.

Для детей 3-5 лет

Шарики из бумаги

Предложите ребенку отрывать кусочки бумаги и сминать их в шарики. Каждому малышу понравится такое баловство.

Дорожки из бисера

Крохе понравится делать яркие дорожки из разноцветного бисера. Для трехлеток дорожки будут широкие, а для детей боле старшего возраста – узкие. Так же можно играть и с крупами.

Я – Золушка

От этой игры еще не отказывался никто. Для малышей 3-х лет можно насыпать в мисочку разной крупы и попросить отделить «зерна от плевел», а вот ребятам постарше понравится перебирать разноцветный бисер и делать потом из него различные украшения.

Методика М. Монтессори – полноценна и самодостаточна. Некоторые говорят, что основной акцент в ней сделан на развитие моторики рук. Отчасти это правда, но если посмотреть на игры более широко, то можно увидеть всю глубину развивающего процесса. Можно обучить малыша чтению по методике Монтессори, или же заняться с ним математикой. Поле деятельности безгранично!

Учите кроху быть самостоятельным. Позвольте ему играть в то, что нравится!

Известная модифицированная методика раннего развития Сесиль Лупан до сих пор вызывает споры, а нужно ли так загружать ребенка в раннем возрасте? Родителям, которые окончательно решили, что их ребенку это нужно, важно знать, как заниматься с маленькими умниками. Эта статья посвящена авторской методике Сесиль Лупан - схеме занятий по дням на две недели.

Особенность методики С. Лупан

Плюсом и одновременно минусом методики является желание автора охватить все сферы развития ребенка. Она старалась так устраивать занятия, чтобы ее дочки имели возможность развиваться физически, творчески, логически. Не упускала возможности создать базу в 2 года для обучения письму и чтению.

Специфика занятий и их загруженность информацией зависит от возраста малыша. В этой статье мы расскажем о занятиях в возрасте от 1 до 3 лет. В этом периоде ребенок активно познает мир и развивается, отмечала Сесиль Лупан. Рассмотрим подробно, чем заниматься с малышом в течение 2-х недель.

Схема занятий по методике Сесиль Лупан по дням

Занятия должны охватывать несколько сфер развития малышей. Не следует пичкать ребенка только энциклопедическими знаниями в один день. Обучение должно идти легко и непринужденно. Для этого информация подается в сжатой форме, ее немного и она постоянно изменяется.

Понедельник

Развитие органов чувств

Ребенку предоставляются карточки с геометрическими фигурами, животными или предметами обихода. Карточки нужно показывать по 5 штук за 3 подхода. Промежуток между показом одних и тех же карточек должен составлять не менее 30 минут.

Показывая, мама проговаривает нарисованный предмет, тем самым развивая у малыша зрительное восприятие, слуховое и память.

Двигательная активность

Мама ходит с малышом по улице - привитие двигательной активности происходит непринужденно в процессе прогулки. Ребенка не нужно катать все время в коляске - он должен привыкать ходить, длительно ходить.

Музыкальное развитие

В промежутках между показами карточек маленький исследователь может отдыхать или петь с мамой любимые песенки. Лучше подбирать песни из любимых мультиков. Мама - руководитель, она учит кроху словам и мелодии. В это время ребенок усваивает ритм, темп песенки и развивает музыкальный слух.

Занятия для ребенка проводятся в игровой форме, заканчиваются немного раньше, чем ребенок устанет и сам попросит завершения. Это мотивирует его заниматься дальше.

Вторник

Следующий день начинается с повторения и изучения нового материала.

  1. Сенсорное обучение . Крохе по одному разу показывают карточки, изучаемые вчера, с четким проговариванием названий предметов. Затем по указанной выше схеме показываются еще 5 карточек по той же тематике. Для развития восприятия на слух можно поставить запись с разными звуками.
  2. Иностранный язык . Вместе с уже знакомыми карточками проговариваются и слова на иностранном языке, который изучает малыш. Кроме карточек можно называть окружающие предметы, например: «Возьми карандаш - pencil».
  3. Двигательная активность . Здесь уместна зарядка с родителями. Под музыку можно выполнять любые движения, которые заставят ребенка весело двигаться в такт мелодии. Он будет сначала повторять за взрослым, потом начнет самостоятельно выдумывать движения.

Среда

  1. Сенсорное обучение . Зрительное восприятие новых знаний. Мама продолжает показывать уже знакомые карточки, затем подключает еще 5 по заранее выбранной тематике.
  2. Подготовка к чтению. Заранее нужно подготовить карточки с названиями окружающих ребенка предметов. Это мебель, посуда, одежда, игрушки и так далее. Мама раскладывает каждую карточку (название написано красным цветом, крупными буквами) к предмету, название которого на ней написано. Так ребенок, пользуясь предметом, постепенно привыкает к его написанию и чтению.
  3. Подготовка к письму . На первоначальном этапе малыш просто рисует, учится держать карандаш.
  4. Математические навыки. Привитие привычки считать. Для начала крохе можно показывать парные части тела и одинарные. Например, один носик, ротик, два глазика, и так далее.

Четверг

  1. Сенсорное обучение . Продолжение осваивания новых карточек, новых тем. Нельзя слишком нагружать кроху. В этот день лучше уделить внимание повторению всего изученного. Карточки показываются по темам с перерывами в 30 минут.
  2. Подготовка к чтению. Продолжается изучение предметов, окружающих малыша.
  3. Подготовка к письму. Ребенок продолжает рисовать. В ходе рисования мама показывает, как пишутся 4 буквы алфавита. Лучше начинать с гласных.
  4. Логика. Взрослый знакомит ребенка с признаками и характеристиками предметов. Это тесно связано с изучением предметов обихода. Наряду с подготовкой к письму, можно показывать и изучать характеристики той же подушки, кресла или чашки, из которой пьет ребенок.

Пятница

  1. Обучение через зрение и слух . На данный момент малыш уже изучил 25 новых карточек. Мама должна следить за тем, как он узнает эти карточки. Не достаточно уже просто их показывать. Нужно спрашивать, где тот или иной предмет, кроха уже начинает показывать.
  2. Двигательная активность . После продолжительных прогулок пора учить ребенка бегать. Для этого нужно ходить все быстрее и быстрее, пока он не побежит.
  3. Развитие речи, фантазии . Мама - первый сказочник и учитель. Она должна проявить максимум умений и фантазии для сочинения сказок. Сначала рассказики должны быть короткими для лучшего усвоения крохой, затем можно поговорить, что усвоил маленький ученик.
  4. Творческое развитие. Необходимо читать с ребенком стишки, петь песенки. Так он усваивает рифму и музыкальные навыки.

Суббота

  1. Изучение математики. Считать с ребенком все до 5, затем до 10 в течение недели после ознакомления с понятием счета. Это должно сопровождать его времяпрепровождение в течение всего дня.
  2. Иностранные языки. Продолжая изучать карточки с названиями окружающих предметов, так же по 5 карточек можно добавлять, в зависимости от выбранной темы (будь то мебель или еда).
  3. Анатомия. Здесь лучшим способом обучения будет игра в доктора, который лечит разные части тела. В этой игре совместимы карточки с изображениями, названиями, названиями на иностранном языке. То есть в одной игре сразу можно развивать несколько навыков. Кстати, указывать характеристики органа или части тела также полезно - развивается логика малыша.

Воскресение

В воскресение малышу лучше устроить маленькую разгрузку - у него должно быть свободное время от обучения. И в этом свободном времени он … продолжает обучаться, только уже в своих самостоятельных играх. Понятное дело, что мама неустанно помогает ему, направляет, подсказывает.

Со следующей недели маме следует немного углубить уже приобретенные знания.

Понедельник

  1. Сенсорное развитие продолжается в том же духе, постепенно добавляются новые карточки. Карточки - это вообще неотъемлемая часть развития крохи, поэтому ежедневно проводится показ по выше описанной схеме.
  2. Физическая активность переходит в форму игры - малыш бегает, играя в «догонялки».
  3. Чтение . На этой неделе по описанному принципу ребенок изучает словосочетания. Это нужно делать только после его усвоения предыдущего этапа развития.
  4. Продолжать развивать логику необходимо, предлагая крохе изучение геометрических форм и разнообразных видов цвета. Показывать не все сразу, а дозированно.

Вторник

С этого дня помимо сенсорного развития и подготовки к чтению, письму, можно добавить знакомство крохи с энциклопедическими знаниями. Для этого также понадобятся карточки, но на них изображены страны, города, портреты известных людей и так далее.

Среда

  1. Иностранный язык . После усвоения малышом основных названий предметов на иностранном языке можно начинать игру «Покажи-ка мне…». Называть предметы на иностранном языке, а он должен указать на нужную карточку.
  2. География. Малыш исследует свой дом, квартиру. Он учится определять функциональность комнаты, в зависимости от того, что в ней расположено и находится.
  3. Музыка. Ребенок учится петь песенки самостоятельно без мамы. Лучше, если этот процесс будет сопровождаться «игрой» ребенка на музыкальном инструменте. Идеальным инструментом для малышей является ксилофон - он используется также как ударный инструмент.

Наряду с этими занятиями продолжаются занятия по математике, подготовке к письму, чтению, а также развитие органов чувств.

Четверг

В этот день кроме постоянных занятий вводится изучение зоологии и ботаники. Для изучения этих дисциплин необходимо иметь хоть малейшее представление о животных и растениях. Для этого малыша нужно сводить в зоопарк (если есть такая возможность), а также посадить с ним семена каких-либо культур. Во время прогулки можно не только развлекать ребенка , но и изучать окружающую природу.

Пятница

В конце второй недели малыш уже может узнавать карточки с буквами и цифрами, которые в течение недели показывала мама. Чтобы продолжить знакомство с письмом, ребенку нужно давать набирать буквы на клавиатуре компьютера - так ребенок привыкает к формированию групп букв, которые образуют слоги и слова.

Развитие логики продолжается изучением видов чувств. Малыш изучает чувства, которыми пользуется человек, а также основные эмоции. Их можно показывать вместе с родителями.

Обучение счету продолжается, когда малыш считает все предметы. Происходит знакомство с понятием 0.

Анатомические особенности ребенок изучает в игре с болезнью конкретного органа. В игре он узнает, кто лечит отдельные заболевшие органы, откуда появились узкие специалисты.

Суббота

В этот день происходит суммирование всех полученных знаний за две недели. Мама инициирует маленький экзамен - проверку того, что чадо запомнило за период обучения.

Мониторинг знаний проходит по темам:

  • развитие органов чувств,
  • подготовка к письму,
  • чтению,
  • иностранный язык,
  • логика,
  • счет,
  • энциклопедические данные,
  • география,
  • музыка,
  • разделы биологии,
  • двигательная активность.

В воскресение малыш заслуживает отдых.

Обучение по методике Сесиль Лупан нелегкое, прежде всего, для родителей, но результат очевиден - ребенок получает систематические знания постепенно и дозировано, не надрываясь.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Занимаясь интеллектуальным и творческим развитием ребенка, нельзя забывать и о физическом развитии. Хороший способ развить опорно-двигательный аппарат как у малышей, так и у детей постарше - шведская стенка. Вариантов этого спортивного комплекса можно найти массу, но не все они соответствуют требованиям безопасности. ?

Ольга Александровна Нестерова
Конспект тренировочного занятия по методике А. И. Савенкова «Как устроен паровоз?»

Цель :

Задачи :

Образовательные задачи :

Познакомить детей с этапами исследования;

Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы, классифицировать полученную информацию.

Развивающие задачи :

Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала, развивать творческие способности, развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

Закреплять умение работать в команде.

Предварительная работа : занятие по ознакомлению с окружающим миром «История развития железнодорожного транспорта» , рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что сначала, что потом?» .

Оборудование : карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований , папки исследователя, листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги о транспорте, детские энциклопедии, материалы для эксперимента.

Ход занятия

Педагог и дети сидят на ковре.

Педагог : Ребята, кто такие ученые?

Дети : Ученые это люди, которые проводят исследования, наблюдения эксперименты и открывают что – то новое.

Педагог : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования, как это делают ученые. Сначала нам нужно выбрать тему нашего исследования.

Педагог на ковре располагает картинки с темами исследования : «паровая машина » , «паровая повозка » , «паровоз » . После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети выбирают тему исследования «Паровоз . Как он работает?» .

Педагог : Ребята, давайте выберем того, кто будет выполнять самостоятельную исследовательскую работу. А мы будем помогать.

Дети вместе с педагогом выбирают двух активных исследователей.

Педагог : Уважаемые ученые, вам необходимо собрать как можно больше новых сведений и подготовить доклад. Где и как мы можем это сделать?

Дети : Посмотреть в книге, в интернете, спросить у взрослых.

Педагог раскладывает карточки с обозначением методов исследования по мере поступления предложений от детей. Педагог подсказывает детям, что можно провести эксперимент.

Педагог : Ребята, давайте подумаем, с чего начать наше исследование?

Педагог подсказывает детям, что сначала надо подумать самостоятельно. Сделать это необходимо так, чтобы у детей сохранилось ощущение, что они все делают сами. Педагог кладет на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно» .

Педагог : Что мы можем сделать после этого?

Отвечая на аналогичные вопросы, дети постепенно выстраивают линию из карточек : «подумай самостоятельно» , «спросить у другого человека» , «посмотреть в книгах» , «посмотреть в интернете» , «провести эксперимент» .

Педагог : Мы составили план исследования. Теперь наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Дети вместе с педагогом повторяют названные методы .

Сбор материала.

Педагог : Ребята, полученные сведения мы будем зарисовывать с помощью символов, значков на маленьких листочках. Листочки со значками мы разместим в кармашки папки исследователя. Итак, первый наш метод «подумай самостоятельно» . Вспомните, что вы знаете о паровозе .

Дети : Паровоз – это наземный транспорт, движется по рельсам из трубы идет пар.

Зарисовка.

Педагог : Какой следующий метод ?

Дети : «Спросить у другого человека» .

Педагог : Правильно. Ребята, кому вы можете задать вопросы? Что вы хотите узнать?

Дети попросили учителя- логопеда группы рассказать о паровозе .

Педагог : Ребята, следующий метод «посмотреть в книге» . Поищите интересную информацию в энциклопедии.

Фиксируются новые данные.

Педагог : Прежде, чем приступить к следующему этапу, предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места!

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

Педагог : Следующий этап «провести опыт или эксперимент» . Приглашаю вас в лабораторию.

На столе оборудование для проведения эксперимента.

Педагог : Ребята, мы выяснили, для того, чтобы паровоз двигался , ему необходим пар. Этот пар толкает ряд механизмов, которые заставляют двигаться колеса. Чтобы узнать, как это происходит, мы можем провести эксперимент.

Педагог предлагает детям собрать макет парового двигателя : налить воду в «котел» , положить топливо (поставить свечу) в «топку» . После того, как дети все приготовили для эксперимента, они отходят от стола, педагог зажигает свечу и прикрывает «топку» заслонкой. Дети наблюдают и делают выводы.

Когда вода закипела, из трубки стал выходить пар и приводить в движение лопасти вертушки, расположенной на «котле» .

Педагог : Ребята, мы собрали много интересной информации о паровозе . Теперь наши исследователи сделают доклад.

Два ребенка, одеты в мантии и головные уборы, делают доклад. После доклада необходимо устроить обсуждение , дать возможность детям задать вопросы.

Публикации по теме:

«Исследовательская деятельность как способ мотивации познавательной активности старших дошкольников» (с использованием методик Савенкова.

Валеология - наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно.

Конспект физкультурного развлечения для детей 4–5 лет «Паровоз привёз нас в лес» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Физкультурное занятие по методике «Детской мягкой школы» Эллы Глушковой. «Путешествие в Африку» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию («Познание», ранний возраст. Тема: «Длинный паровоз». Цель:.

Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность?

Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша.

Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им.

Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению.

Влияние методики на детей

Основное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого.

Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью.

Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому».

Основы обучения

  • первый этап детства (от рождения до 6 лет);
  • второй этап детства (от 6 до 12 лет);
  • юность (от 12 до 18 лет).

Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития.

Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности.

Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания.

В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа.

Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики.

Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка.

Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок.

При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка.

Плюсы и минусы методики

Несмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет.

К плюсам можно отнести следующее :

  1. Автор методики – женщина. Женщина-врач, всей душой болеющая за своих воспитанников.
  2. Большой уклон сделан на то, что малыши впитывают ощущения и впечатления подобно губке. При этом важно не только видеть, слышать, но и пробовать, щупать. Именно на развитие мелкой моторики (бусинки, горошки, шнурки) направлена идея системы Монтессори. Доказано, что при развитии мелкой моторики крохи стимулируются и совершенствуются его психологическое развитие и речь. Конечно, такие занятия предполагают контроль безопасности ребенка взрослым, чтобы малыш не засунул мелкие предметы в ухо или нос.
  3. Занятия дают возможность маленькому человеку учиться самостоятельности, самообразовываться.
  4. Обучение детей по методике Монтессори позволяет приобрести уверенность в себе, поскольку полностью исключает порицание, наказание, критику или принуждение.
  5. Занятия имеют быстрые заметные результаты. Дети младшего дошкольного возраста часто умеют считать, писать и читать.
  6. Индивидуальное отношение к потребностям и возможностям ребенка.
  7. Отсутствие соревновательности в группах.
  8. Возможность выбора вида занятия по интересам.

Минусы:

  1. Система изначально рассчитана не на каждого ребенка, она создавалась для развития и адаптации умственно отсталых детей. Очень подвижному малышу будет непросто заниматься по системе Монтессори.
  2. Несмотря на то что методику адаптировали к потребностям нормального малыша, в дальнейшем у ребенка могут возникать сложности с принятием школьных порядков.
  3. К минусам системы некоторые относят разный возраст детей в группе. Это спорный момент. В семьях дети тоже бывают разного возраста, но это не мешает им развиваться, не мешая друг другу.
  4. В первоначальную систему Монтессори не включаются сказки, поскольку автор считала их неполезными, как и любое другое абстрактное обучение. Сейчас методика немного меняется, в некоторых группах сказки уже используются.
  5. Многие педагоги называют метод Монтессори искусственным, поскольку дети живут в своем микромире и зачастую оторваны от социальной реальности.

Методика в домашних условиях: организация зон и основные правила

Методика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой.

Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше».

Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет.

Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки.

Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания.

Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность.

В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию.

Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д.

Правила развития по Монтессори:

  • Нельзя трогать малыша, если он сам не обращается к взрослому.
  • Нельзя плохо отзываться о ребенке.
  • Необходимо сосредоточиться на развитии положительных качеств в ребенке.
  • Подготовка среды требует педантичности. Необходимо показывать ребенку, как правильно работать с материалом.
  • Ни одно обращение ребенка к взрослому не должно оставаться без внимания.
  • К ребенку, допустившему ошибку, следует относиться с уважением, у него есть возможность исправить ее. Но следует пресекать попытки неправильного применения материала или действия, которые опасны для здоровья и жизни малыша.
  • Нельзя принуждать отдыхающего ребенка к действию. Следует уважать его наблюдения за работой других или размышления о том, как он собирается сделать это.
  • Следует помогать тем, кто хочет работать, но не может выбрать занятие.
  • В основе воспитания лежит милосердие, любовь, забота, тишина и сдержанность.
  • Взрослый, общаясь с малышом, должен предлагать ему то лучшее, что есть в нем и у него.

С какого возраста ребенок может начинать занятия?

Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев.

Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы :

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Полезное видео о методике Монтессори

Ответа

Поделиться: