Развитие мелкой моторики квиллинг. Развитие мелкой моторики посредством квиллинга у детей

Квиллинг как средство развития мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста – это один из важных аспектов их общего физического и психического развития. Невозможно добиться результативной деятельности в обучении и овладеть элементарными практическими навыками без развития мелких мышц руки. Уровень сформированности навыков мелкой моторики становится показателем успешности ребёнка в разных сферах. Овладение трудовыми, изобразительными, музыкальными и графическими умениями осуществляется только при условии развития навыков мелкой моторики. Кроме того, ребёнок, имеющий высокий уровень её развития, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, у него высокие интеллектуальные и творческие способности.

В настоящее время у многих детей наблюдается и недостаточное развитие мелких мышц руки. Особенно слабо развита координация движения ведущей руки (т.е. умение держать ручку, карандаш или ножницы в качестве рабочего инструмента), способность детей работать в системе « глаз-рука» (срисовывать, копировать, повторять графические элементы), отсутствует гибкость и точность в выполнении практических действий (неуклюжесть и неряшливость). Это значительно осложняет работу педагогов в начальной школе при обучении детей письму и грамоте, развитию речи и ручному труду. В.А. Сухомлинский писал, что « истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее …». Именно поэтому развитие мелкой моторики руки в старшем дошкольном возрасте имеет первостепенное значение. Данной проблеме уделяли внимание многие учёные, педагоги, врачи и др. специалисты. Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М. Монтессори и др. Они сделали вывод о необходимости предоставления ребёнку максимальных возможностей для развития его мелкой моторики и мускулатуры рук в период наибольшей восприимчивости к развитию движений, то есть от 0 до 6 лет. Доказали необходимость создания предметно-развивающей среды для детей с возможностью постоянного движения пальцами рук. Учёные Л.В. Занков, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др. считают, что нарушения в развитии мелкой моторики или недостаточное развитие её является одним из характерных симптомов умственной отсталости и нервно-психических расстройств. И.А. Грошенков, Т. Н. Головина, М.Н. Нудельман, Н.М. Павлова, Ж.И. Шиф и другие специалисты пришли к выводу, что правильно организованная работа по развитию мелких мышц руки может стать коррекционной для детей с различными логопедическими проблемами. По данным исследований, проведённых Л.В. Антаковой–Фоминой и Б.И.Пинским, была подтверждена связь между практической и интеллектуальной деятельностью. Исследования педагога-новатора М.М. Кольцовой подтвердили, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» и способствуют умственному и речевому развитию дошкольника. Таким образом, можно констатировать единство взглядов всех ученых на то, что мелкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь). Именно мелкая моторика является показателем развития ребёнка.

С ранних лет ребёнка окружает предметная среда. Взаимодействие с ней осуществляется с первых месяцев жизни. Неосознанное наблюдение сменяется целенаправленным процессом изучения отдельных предметов окружающего мира. Хватательные действия, перекладывание из рук в руку, ощупыванием другие манипуляции позволяют развивать мелкие мышцы руки естественным способом. Со временем действия с предметами усложняются, а движения становятся более точными. Ребёнок учится держать чашку, ложку, может работать кисточкой и пластилином. В дошкольном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Дети учатся работать с карандашом, ножницами, координируют глазомер с точностью движений пальцев. У них легко прививаются навыки самообслуживания(Самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки, помогать по дому и т.д.). Кроме того, развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой квиллинг. Донателла Чиотти дала следующее определение понятию квиллинг – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. За несколько минут можно получить двух- и трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая один в другой, создают каскад фигур, листьев, цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

В результате изучения литературы было выявлено, что программ по ознакомлению с техникой квиллинг в дополнительном образовании недостаточно, но существует программа С.П. Плотниковой «Искусство квиллинга» Светлана Николаевна считает возможным «при некоторой корректировке методик и содержания деятельности» использовать данную программу в качестве основополагающей. На этой основе я смогла разработать модифицированную программу дополнительного образования детей по направлению «Квиллинг как способ развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста» Мой курс рассчитан на 36 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20-25 минут в группах 5-7 человек. Основной принцип обучения от простого к сложному. В ходе обучения раскрываются теоретические вопросы данного вида искусства и практические особенности. К концу обучения дети должны обладать определёнными знаниями и умениями. В течение всего срока обучения проводятся коллективные и персональные выставки детских работ. Квиллинг успокаивает, снимает напряжение и импульсивность, развивает вкус. Он полезен для развития пространственного воображения, фантазии и глазомера. Дети с удовольствием занимаются квиллингом и получают удовлетворение от своей работы.

В итоге рассмотрения вопроса о значении и развития мелкой моторики можно сказать, что работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно и систематически. Ей необходимо уделять внимание и дома, и во время специально организованных занятий, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Одним из таких является квиллинг. Задания должны приносить ребёнку радость. Главное – научить его сочетать приятное с полезным!


Ирина Разводова
Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Василий Александрович Сухомлинский.

2 слайд

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей.

Это требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска, для того, чтобы наши воспитанники к моменту поступления в школу овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГОС.

При поступлении в школу у ребенка игровая деятельность сменяется новой - учебной деятельностью.

Психологи отмечают, что труднее всего первокласснику приходится на уроках русского языка.

Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых умений, овладение родным языком, развитие первоначальных навыков письма, во многом определяет уровень сформированности мелкой моторики.

Поэтому в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки ребенка к школе.

Ознакомившись с педагогическими технологиями и методиками развития мелкой моторики дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективной в работе с детьми старшего возраста будет использование технологии квиллинг. Так как, на мой взгляд, именно в процессе работы с тонкими полосками бумаги, закручивая их на инструменты, или без использования инструмента- своими руками, у ребенка активно развивается мелкая моторика рук.

3 слайд

Квиллинг является одним из нетрадиционых способов развития мелкой моторики пальцев рук. Это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Она возникла в Европе на рубеже XIV-XV веков. Название техники квиллинг пришло к нам из английского языка и обозначает «птичье перо». Именно на кончики птичьих перьев средневековые монахини накручивали бумагу с позолоченными краями. Квиллинг – это простой и очень красивый вид деятельности, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и доступны детям для понимания.

4 слайд

Исходя из всего вышесказанного целью моей рабочей программы стало развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством технологии квиллинг. Опираясь на Основную Образовательную программу ДОУ, я составила перспективный тематическое план. Один раз в неделю во второй половине дня организую совместную художественно-творческую деятельность в форме кружковой работы.

1. Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.

2. Образовательные:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга (ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко).

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

5 слайд

Свою работу строю на следующих принципах:

“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении своих творческих работ).

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей дошкольника);

В работе использую различные методы и приемы:

1. Организационные:

Словесный (устное изложение материала, беседа, рассказ)

Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

Репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.

Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

6 слайд

Для творческой деятельности с детьми я использую полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, или специальные полоски для квиллинга, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, палочка с расщелиной на конце для закручивания полосок. Свою работу я начала со знакомства детей с историей возникновения этой техники –квиллинг. Показала готовые работы, необходимое оборудование. Дети научились делать разметку и вырезать полоски для квиллинга.

7 слайд

Осваивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов. Далее следует приступить к изучению более сложных базовых элементов квиллинга: ролл или спираль, капля, глаз, листок, квадрат, рожки, завиток, сердечко. Примечательно, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Это позволяет мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Освоив основные элементы бумагокручения, дети могут создавать свои композиции предварительно нарисовав эскиз. Работа с эскизом развивает у детей внимание, мышление, так как детям приходится отсчитывать сколько, какого цвета и формы необходимо сделать деталей и как их расположить.

9 слайд

Необходимо учить дошкольников созданию совместных композиций. В процессе коллективных занятий творчеством у детей формируются простейшие навыки совместной работы: дети делятся материалом, помогают друг другу, уступают место, замечают действия соседа.

10 cлайд

В результате освоения данной техники у моих воспитанников развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

11 cлайд

В результате работы по развитию мелкой моторики дошкольников в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг, мы добилась следующих успехов, которые вы видите на экране:

Начало года Конец года

высокий 29 % высокий 68%

средний 53% средний 32%

низкий 18% низкий

При сравнении результатов заметны существенные сдвиги. Количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики увеличилось, а количество детей со средним уровнем - уменьшилось.

12 cлайд

Таким образом:

1. Конструируя из бумаги в технике квиллинг, совершенствуется мелкая моторика рук, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие детей.

2. Квиллинг значительно влияет на формирование таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, логическое мышление.

3. С помощью этой техники совершенствуются трудовые умения ребенка, формируется культура труда.

4. Ребенок в процессе работы с бумагой создает игровую ситуацию на листе, используя готовые формы. Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

5. У ребенка, в процессе совместной деятельности, формируются принципы коллективизма с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

6. Квиллинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.

13 cлайд

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

Обобщить свой опыт работы по теме с целью публикации на сайте «маам. ру»

Провести мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Квиллинг»

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей.

14 cлайд

Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста Игровая технология как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста (слайд 1) Современные технологии Технология.

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика развивается,.

Консультация «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Умение владеть пальцами кистями рук необходимо человеку.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста Тема:"Пластилинография и объемная лепка как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников старшего дошкольного возраста" Проблема.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Рисование в нетрадиционной технике как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский писал,.

Библиотека изображений:

Ольга Шарипова
Техника «квиллинг» как способ развития мелкой моторики и речи старших дошкольников

ТЕХНИКА «КВИЛЛИНГ » КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».

И. П. Павлов.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении в школу : возникают проблемы в развитии интеллекта и речи , в обучении письму, что в свою очередь может привести не только к затруднениям в усвоении программного материала, но и к повышенному уровню тревожности ребенка.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Ученые доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. На кончиках детских пальчиков находятся нервные окончания, которые способствуют передачи огромного количества сигналов и импульсов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом . Практика показывает, что у 80% детей, имеющих патологию речи , наблюдаются низкие показатели развития общей моторики и моторики рук . В дальнейшем это сказывается на отношении к обучению в школе. Как же сделать пальчики ловкими и проворными, а речь чистой? На помощь приходит замечательная техника под названием «квиллинг » .

Я, как и любой педагог, работающий с дошкольниками , хочу, чтобы мои воспитанники, став учениками, не испытывали серьезных затруднений в обучении, с радостью ходили каждый день в школу, красиво писали, чисто и грамотно говорили, именно поэтому мною был организован кружок «Волшебный завиток» , целью работы которого стало развитие мелкой моторики и речи детей старшего дошкольного возраста посредством техники «квиллинг » .

Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи :

Познакомить детей с новым видом бумажного конструирования – «квиллингом » , научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции.

Через занятия квиллингом повысить уровень развития мелкой моторики , речи , мышления, внимания, памяти, творчества.

Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

«Квиллинг » бумагокручение, бумажная филигрань техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. При помощи этой техники можно создавать как незамысловатые узоры, так и сложные многомерные картины. В любом случае, особенность квиллинга заключается в том , что насколько сложной бы ни была картина, выполненная в этой технике , она все равно будет смотреться чрезвычайно легко, воздушно и невесомо.

Занятие квиллингом как творчеством пришло к нам из Европы. Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом занимались знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем , является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках тонкие бумажные полоски превращаются в картины, открытки, упаковки подарков, детали интерьера. Техника «квиллинг » не такая и сложная, как это может показаться на первый взгляд, и очень нравится детям. Интересно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.

Для работы необходимы двусторонние цветные бумажные полоски шириной от 3 до 7 мм, палочка с расщелиной на конце для их скручивания, клей, салфетка, клеенка, ножницы, линейка, карандаш и основа для композиции. Обучение проходит более эффективно при условии систематической и последовательной работы с детьми, постепенного усложнения уровня выполнения работ и привлечения родителей.

Работу с детьми по обучению квиллингу я начала со старшей группы , распределив деятельность на несколько этапов. Сначала познакомила детей с инструментами и бумагой для квиллинга . В качестве инструмента для скручивания бумаги мы взяли зубочистки (в дальнейшем, видя заинтересованность родителей, с их помощью приобрели специальный инструмент для квиллинга , для приклеивания мелких деталей использовали пинцет. Бумагу приобретали в готовом виде, но иногда и нарезали сами. На последующих этапах проходило знакомство со способами выполнения основных форм в технике «квиллинг » . Заключительным этапом стало изготовление объемных композиций.

Работу с детьми в технике бумагокручения мы начинали с изображения эскиза композиции, затем с помощью зубочистки или тонкой палочки с расщелиной изготавливали роллы. Существуют три основные формы квиллинга : «тугой круг» , «свободный круг» , «капля» , полоска бумаги при этом скручивается в спираль, затем из нее изготавливаются базовые элементы. Всего насчитывают 15 базовых элементов, но принцип остается тем же : скручиваем, прищипываем, используя свою фантазию. Отрадно то, что всегда можно самим придумать новые элементы, ограничений в использовании этой техники нет .

В начале знакомства с выполнением форм достаточно научить выполнять «тугой круг» и «свободный круг» , а чтобы такие однообразные действия не наскучили дошкольникам , мы объединяли готовые формы в коллективные композиции, например, «Божьи коровки на цветке» , «Новогодняя елочка в гирляндах» и пр., и только освоив данную форму, приступали к следующей. Освоив несколько форм, дети начали изготавливать поделки по образцу.

Работы, выполненные в технике «квиллинг » , в дальнейшем используются детьми в качестве украшений интерьера группы, в сюжетно-ролевых играх (например, как угощение : торты, конфетки и др., как дидактический материал для математических игр.

В. А. Сухомлинский говорил : «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли». По мере освоения данной техники руки моих воспитанников приобрели уверенность, гибкость, точность, пальчики стали ловкими и проворными, словарный запас значительно пополнился, в том числе, и за счет включения в речь лексических единиц по данному направлению.

Организуемый мною в рамках кружка вид деятельности оказал значительное влияние и на личностное развитие детей : у них сформировались такие качества как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, усидчивость и аккуратность, взаимопомощь. Кроме того, квиллинг открыл для моих воспитанников путь к творчеству, пробудил их фантазию и художественные способности , предоставил возможность реализовать свои творческие идеи.

Литература

Рогозина Т. М. Город мастеров. – М.: Академкнига/учебник, 2013 г.

Самообразование на 2014-2015 учебный год

По теме:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
развитию мозга»
И.П. Павлов

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами.

Одним из нетрадиционых способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. На мой взгляд, эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Целью своей работы ставлю: исследовать влияние техники квиллинг на развитие мелкой моторики рук.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:
- проследить положительное влияние использования техники квиллинг на развитие мелкой моторики, координацию движений рук;
- познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом, научить изготавливать основные формы, составлять из них различные композиции;
- воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус.

Чтобы обучение у детей происходило эффективно необходимо соблюдать условия:

  • Поэтапность и систематичность;
  • Привлечение родителей

Работу с детьми по обучению квиллингу лучше, начинать со старшей группы.

1 этап . Знакомство с инструментами и бумагой для квиллинга.

Инструментом для скручивания бумаги является – зубочистка. В дальнейшем, при условии заинтересованности родителей, можно приобрести специальный инструмент для квиллинга. Инструментом также являются: пинцет (для приклеивания мелких деталей), клей, ножницы.

Бумага для квиллинга – это бумажные ленты шириной от 3 до 7мм. Её можно приобрести в готовом виде, а можно и нарезать самим. Нарезание бумаги может быть и подготовительным заданием к занятию квиллингом. Например, во вторую половину дети нарезают бумагу, а на следующий день в первую половину дня, происходит непосредственно совместная деятельность – квиллинг.

2 этап . Знакомство и выполнение основных форм в технике квиллинг.

Основой для выполнения почти всех форм является – разреженный круг. Чтобы его выполнить, необходимо: кончик бумажной ленты вставить в специальную прорезь на деревянной зубочистке или инструменте, придерживая большим и указательным пальцем, накрутить бумагу, осторожно снять с инструмента и положить на ровную поверхность, получившийся круг немного раскрутится, у этого круга заклеиваем кончик.

Получив разреженный круг, придаём ему нужную форму – треугольник, «листик», овал, квадрат, «капелька» и другие.

В начале знакомства с выполнением форм, не стоит показывать детям технику выполнения сразу несколько форм. Сначала научите выполнять разреженный круг и плотный круг, а результатом такого занятия станет коллективная работа, например на тему «Гроздь винограда», «Снеговик», «Ледяная горка» или любой другой предмет, который можно составить из кружков.

Освоив основную форму, можно научить выполнять ещё одну форму, например, «капелька» - разреженный круг прищипываем с одной стороны большим и указательным пальцами. Изготовив несколько «капелек», дети могут составить цветок, приклеив его на коллективную полянку или свою индивидуальную открытку.

Научившись выполнять несколько форм, дети уже могут изготавливать поделки по образцу. Образцов должно быть несколько, чтобы ребёнок мог выбрать, какую композицию он будет составлять. Например, изготавливая открытку ко дню матери, ребёнок сам выберет какие цветы он будет выполнять на этой открытке, сам посчитает, сколько нужно полосок бумаги и какого цвета.

Работа по обучению технике квиллинг, может проходить, как самостоятельная деятельность, а затем можно внедрять элементы квиллинга в разные виды деятельности. Например, в математические игры: изготовим столько-то кружочков, к ним прибавим столько-то квадратов, а ответ изготовим в треугольниках. Родители очень довольны такими занятиями, т.к. дети учатся задачки составлять, моторику развивают. Или, например, предлагаем ребятам завтра поиграть в сюжетно-ролевую игру «День рождения», а угощение изготовить сегодня: торты, сочни и булочки из картона украсить цветочками и листочками, выполненными в технике квилинг.

Материал: для занятий с детьми используются полоски из цветной двухсторонней тонированной бумаги, полоски из гофрокартона, картон белый и цветной, клей ПВА, ножницы, карандаши простые, линейку, кисточки для клея, салфетки, клеенку, тонкая пластиковая палочка с расщелиной на конце.

Ожидаемые результаты:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности.

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации: «Квиллинг – нет ничего не возможного», «Квиллинг или бумажная филигрань», «Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук у старших дошкольников»

Работа с родителями

Закреплять умения и навыки по квиллингу дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы квиллинга. И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей квиллинга, родители смогут ему помочь. Смогут помочь и при выполнении поделок для выставок в детском саду.

Консультация для родителей по теме: «Волшебный мир квиллинга», «Квиллинг не так уж и сложно - работаем с детьми дома», «Квиллинг интересная работа, развивающая мелкую моторику»

Отчёт по самообразованию

воспитателя МКДОУ «Краснянский детский сад» Журбиной Е. Н.

По теме:

«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через технику «Квиллинг»

Квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Выбор техники бумагокручения не случаен. На мой взгляд, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.

Техника бумагокручения сначала вызывала трудность у детей, так как требует сосредоточения на работе и тонких движений пальцев рук. Но в процессе освоения действий и операций, эти проблемы стали решаться. Во время занятия бумагокручением мною проводились пальчиковые гимнастики для эмоциональной и физической разрядки.

В начале года проводились занятия по ознакомлению детей с техникой изготовления простых деталей. Я знакомила детей, видами кручения бумажных полос, созданием различных форм деталей, необходимых для поделки, показывала способы соединения деталей, при помощи клея, прикладыванием или наложением одной на другую, учила выполнять действия аккуратно и осторожно.

На последующих занятиях давала детям более сложный материал, вырабатывая у них следующие технические навыки:

нарезать бахрому;

Скручивать и распускать рулончики до определенного размера;

Склеивать детали;

Придавать заданную форму деталям;

Приклеивать на фон и создавать композицию.

В начале года, работая с бумажными полосками, в ходе создания работы в технике квиллинг у детей, не всегда правильно получались детали заданной формы, что являлось следствием недостаточной координации движений пальцев рук;

Элементы композиции получались разного размера, что определялось недостаточным развитием глазомера;

Работа, не держала определенную форму или теряла ее, из - за неправильной дозировки клея.

Уже к середине учебного года, дети овладели всеми базовыми навыками, что позволило сосредоточиться на творчестве, заключающемся в самостоятельном задумывании и воплощении замысла художественной композиции самими детьми.

В результате освоения данной техники рука моих воспитанников приобрела уверенность, гибкость, точность, развился глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения. У воспитанников сформировались первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умение работать осознанно и целенаправленно.

Таким образом, техника квиллинг – эффективное средство для развития мелкой моторики рук старших дошкольников, опосредованно влияющее на общее развитие личности ребёнка, а также предупреждающее трудности с обучением в школе.


Поделиться: